Повествование в «К. Ц.» было выстроено в хронологическом порядке. Чтобы текст был единым, начало каждого последующего исторического сочинения при включении его в свод или конец предыдущего, как правило, отрезали, в результате чего точное число вошедших в «К. Ц.» сочинений, имена нек-рых авторов и датировки отдельных произведений неизвестны. В наст. время известно более 20 рукописей, содержащих как полную версию «К. Ц.», так и отдельные фрагменты. Наиболее ранняя редакция датируется 1697 г., поздняя - 1899 г. В рамках единого свода «К. Ц.» выделяют 2 цикла летописей, условно названных «Древняя Картлис Цховреба» ( ) и «Новая Картлис Цховреба» ( ). «Древняя Картлис Цховреба» представляет собой историю грузин и Грузии начиная с библейских времен до нач. XIV в. Относительно времени составления и содержания первоначального свода «К. Ц.» существует неск. точек зрения. В. Дондуа относит наиболее раннюю версию летописи к VII-VIII вв.; Г. Меликишвили - к рубежу VIII и IX вв.; П. Ингороква - к X в.; Ш. Месхиа, В. Гучуа - к кон. XI в.; И. Джавахишвили , С. Каухчишвили - к XII в.; акад. прот. К. Кекелидзе - ко 2-й пол. XII в.; Р. Кикнадзе - к 1-й четв. XII в. В современной груз. историографии принято считать, что первый свод «К. Ц.» был сформирован уже в сер. V в. В эту редакцию в хронологическом порядке были внесены отдельные летописи, в которых содержались сведения с IV-III вв. до Р. Х., времени формирования царства Картли, до сер. V в. В кон. VIII в. груз. вельможа Джуаншер Джуаншериани составил продолжение свода, описав события истории Грузии с сер. V в. до 80-х гг. VIII в. Значительная работа была проделана над «К. Ц.» в 60-х гг. XI в. еп. Руисским Леонтием Мровели . Он написал вступительную часть, в к-рой была дана схема библейского происхождения грузин и др. кавказцев, а также история грузин до создания царства Картли. Также епископ отредактировал текст свода и пополнил его доступными ему сведениями. Особенно Мровели расширил куски, в которых рассказывалось об обращении Картли в христианство св. равноап. Ниной (1-я пол. IV в.) (эта часть текста названа «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии)), о правлении царя Картли св. Вахтанга Горгасали (2-я пол. V в.) и о мученичестве царя св. Арчила I († 786) - «Мученичество св. вмч. царя Грузии Арчила».

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКРОН [Аккарон; евр.  ;   греч. Ακκαρν], древний филистимский г. близ сев. границы Иудеи (Нав 15.11, 45-46; 1 Цар 6. 16-17; 7.14; 17. 52; 1 Макк 10. 89). Возник еще до прихода в этот район филистимлян в начале железного века (XII в. до Р. Х.), развивался в ранней стадии освоения побережья, частично запустел в эпоху единого царства и вновь расцвел под властью Ассирии. Окончательно E. был разрушен Навуходоносором II во время похода против Филистии в 604/3 г. до Р. Х. Расположенный севернее остальных центров филистимского Пятиградия, Е. позже других попал под власть израильтян (Нав 13. 2-3). В Книге Судей упоминается среди городов, захваченных Иисусом Навином (Суд 1. 18), однако жители долины, владевшие железными колесницами, не были взяты в плен (Суд 1. 19). По территории E. проходила юж. граница земель колена Данова (Нав 13. 3), но город оставался филистимским и при царях Давиде, Охозии, Озии и Иосии. Он упомянут в истории о похищении филистимлянами ковчега завета (1 Цар 6. 16-17), в списке городов, возвращенных Израилю (1 Цар 7. 14), в рассказе о бегстве филистимлян после поражения Голиафа (1 Цар 17. 52). В IX в. израильский царь Охозия обращался за предсказанием к жрецам Веельзевула Аккаронского (4 Цар 1. 2-3). В VIII - 2-й пол. VII в. пророки предрекали гибель E., Ашдода, Ашкелона и Газы (Иер 25. 20; Ам 1. 8; Соф 2. 4; Зах 9. 5-7). В 147 г. Аккарон и его область были переданы Ионафану Маккавею «в наследственное владение» (1 Макк 10. 89), что подтверждает Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Antiq. XIII 4. 4). Осада Екрона ассир. царем Саргоном II. Рельеф дворца Саргона II в Хорсабаде, Ирак. Кон. VIII в. до Р. Х. Осада Екрона ассир. царем Саргоном II. Рельеф дворца Саргона II в Хорсабаде, Ирак. Кон. VIII в. до Р. Х. Осада E. (в ассир. источниках -  ) ассир. царем Саргоном II в 712 г. была изображена на рельефе его дворца в Хорсабаде. В клинописных документах о подавлении Синаххерибом восстания царя Езекии в Иудее в 701 г. сообщается о взятии Е. и восстановлении на троне филистимского царя Пади. В 1-й пол. VII в. Асархаддон потребовал от царя Е. доставить материалы для строительства дворца в Ниневии, в 667 г. Ашшурбанипал приказал царю Икаусу поддержать военную кампанию против Египта и Эфиопии. Возможно, из Е. происходит арам. папирус из Саккары кон. VII в., содержащий просьбу к правителю Египта о помощи в противостоянии с Вавилоном.

http://pravenc.ru/text/189655.html

Vol. 1. P. 286-287). Те же молитвы представлены в Падуанской и Тридентской редакциях. В некоторых рукописях этот формуляр пополняется рядом молитв и благословений (Ibid. P. 707). В дополнении к «Hadrianum», вероятно, составленном Бенедиктом Анианским, присутствует префация на память М. (Cuius munere beatus Martinus) (Ibid. P. 557). В последующей григорианской традиции она вошла в состав основного формуляра (напр.: Orchard N. The Sacramentary of Ratoldus. L., 2005. P. 366-367; в некоторых рукописях встречаются иные префации см.: Sacr. Greg. T. 2. P. 341, 354). Тексты мессы на память 11 нояб. в «смешанной» геласианской традиции отличаются стабильностью и совпадают в большинстве рукописей. Напр., в Желлонском Сакраментарии (Paris. lat. 12048, 790-800 гг.) содержится такой комплект молитв: 2 коллекты (1-я совпадает с григорианским формуляром, 2-я - Omnipotens sempiterne Deus, solemnitatem diei), секрета (Beati Martini pontificis quaesumus), префация (VD Te in beati Martini), посткоммунио (Tua Domine sancta sumentes) и 2 молитвы Super populum (CCSL. 159. P. 209-210). Этот же набор представлен в Ангулемском Сакраментарии (Paris. lat. 816, кон. VIII - нач. IX в.; CCSL. 159C. P. 217-218), в Сакраментарии из Райнау (Zürich. Zentralbibl. Rheinau. 30, 795-796; H ä nggi A., Sch ö nherr A. Sacramentarium Rhenaugiense. Freiburg, 1970. P. 200-201), в Сакраментарии из собрания Филлипса (Berolin. SB. lat. 105 (Phillips. 1667), кон. VIII - нач. IX в.; CCSL. 159B. P. 118), в Санкт-Галленском II Сакраментарии (St. Gallen. Stiftsbibl. 348, нач. IX в.; Das fränkische Sacramentarium Gelasianum in alamannischer Überlieferung/Hrsg. K. Mohlberg. Münster, 1918. P. 202-203) и др. Удвоение молитв в формуляре указывает на высокий статус праздника. Известны примеры (особенно в англо-саксонских Сакраментариях), когда обе традиции соединяются в единый формуляр. Однако с появлением Римского Миссала геласианский формуляр мессы был вытеснен григорианским. Ряд месс был составлен Алкуином для праздника 4 июля (в том числе для вигилии и октавы) (Sacr.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Конрад, гр. плёцкауский, мгр. Саксонской северной марки (ум. в 1133 г.) 234 Конрад, мгр. майсенский (1123–1156) 280, 280 Конрад, мгр. нижнелужицкий (ум. в 1210 г.) IV, 309 Конрад Церингенский, правитель Бургундии (ум. в 1152 г.) 280, 280 Конрад, архиеп. майнцский (1161–1165, 1183–1200) 284 Конрад, еп. констанцский (934–975) III, 189 Конрад, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Констант II, имп. византийский (641–668) 327, 327 Константин I Великий, имп. римский (324–337) 37, 56, 58, 159, 159 Константин III, имп. византийский (641) 354, 354 Константин VII Багрянородный, имп. византийский (913–959, с 944 г. самостоятельно) VIII, 23, 28, 34, 36, 38, 38–39, 46, 49, 58–60, 76 Константин VIII, имп. византийский (976–1028, с 1025 г. самостоятельно) VIII, 73 Константин IX Мономах, имп. византийский (1042–1055) VIII, IXb, 136 Константин X Дука, имп. византийский (1059–1067) VIII Константин Ангел, дед византийского имп. Алексея III Ангела VIII Константин Склир, о. Феофано, тесть германского имп. Оттона II (сер. X в.) VIII Константин, правитель Киликийской Армении (рубеж XI–XII вв.) 159 Константин I, митр, киевский (не позднее 1155–1159) 206 Константин (в монашестве Кирилл), св., первоучитель славянский (ум. в 869 г.) 77, 103 Кончак, хан половецкий (втор. пол. XII в.) 127 Копулч, хан половецкий (кон. XI в.) 360, 360 Королюк В. Д. 107, 187 Кресценций, предводитель римской оппозиции германскому имп. Оттону III (ум. в 998 г.) 163 Кузенков П. В. 54 I Кунигунда, см. Гунхильд (Кунигунда) Кунигунда, ж. германского имп. Генриха II (ум. в 1023 г.) II, 85, 85 Кунигунда, родоначальница рода Дисенов, д. швабского герц. Конрада (ум. в 1020 г.) III, 190 Кунигунда (Ирина), ж. волынского кн. Ярополка Изяславича (ум. в нерв. четв. XII в.) IXa, 120, 231, 231–232, 233–234, 234 Кунигунда, ж. итальянского мгр. Альберта Аццо II, д. гр. Вельфа II, III Кунигунда, ж. бавар. и сакс. герц. Генриха X Гордого, д. герм. имп. Лотаря III (ум. в 1143 г.) III Кунигунда, ж. гройчского гр. Випрехта III, затем – мгр. Севернобаварской марки Дипольда III (перв. пол. XII в.) 234

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению И. Делеэ и др. исследователей, поминовение Л. В. 11 апр. было введено Бедой Достопочтенным (см.: MartHieron. Comment. P. 183; MartRom. Comment. P. 134; Jounel. 1977. P. 231). Однако в рукописи, самой близкой к оригинальной версии Мартиролога Беды (St. Gallen. Stiftsbibl. 451), нет указаний на поминовение святого. В Мартирологе Лионского анонима, составленном в нач. IX в., память Л. В. указана под 28 июня (Paris. lat. 3879. Fol. 82). Под 11 апр. память святого значится в тексте Иеронимова Мартиролога в Бернской рукописи, созданной в кон. VIII в. в мон-ре Сент-Авольд в Лотарингии (Bern. Burgerbibl. 289; см.: MartHieron. P. 41). В сокращенной версии Иеронимова Мартиролога из аббатства Корби имя Л. В. (papa Leonis) добавлено к записи под 11 апр. почерком IX в. (Paris. lat. 12260. Fol. 4v). В дополненной версии Мартиролога Беды указания на память «Льва, папы и исповедника, в Риме» содержатся под 11 апр. и 28 июня (Monac. Clm. 15818. Fol. 110v, 120v, 2-я четв. IX в., Зальцбург; Vat. Palat. lat. 834. Fol. 7r, 12r, 1-я пол. IX в., Зап. Германия). По-видимому, Флор Лионский в составленном им Мартирологе также указал память Л. В. под 2 датами, хотя в основной рукописи первоначальной редакции Мартиролога («Флор-М») запись под 11 апр. о поминовении «в Риме, на Аврелиевой дороге, Льва, папы и исповедника», возможно, является добавлением (Paris. lat. 5254. Fol. 18r, 36v, XII в.). В других рукописях указаны оба праздника, но формулировки записей различаются (Paris. lat. 9085. Fol. 21r, 32r, рубеж X и XI вв., из собора в Клермон-Ферране; Paris. lat. 5554. Fol. 25r, 46v, XIII в., из аббатства Сент-Круа в диоцезе Амбрён; Bonon. 925, XIII в., из собора в Лионе (см.: Martyrologe de la sainte église de Lyon/Éd. J. Condamin, J.-B. Vanel. Lyon; P., 1902. P. 30, 58); ср. ркп. более поздней редакции - «Флор-ЕТ» (2-я треть IX в.): Paris. lat. 10158. Fol. 30v, 55v, XII в., из аббатства Эхтернах; Paris. lat. 10018. Fol. 49r, 64r, XIV в., из собора в Туле). Вандальберт Прюмский , Рабан Мавр, Адон Вьеннский и Узуард также поместили память Л. В. под 11 апр. и 28 июня. По данным А. Борста, оба дня памяти святого указаны в большинстве календарей эпохи Каролингов; в нек-рых календарях приведена более древняя дата праздника - 10 нояб. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 774, 1026-1027; Tl. 3. S. 1482). Т. о., обычай совершать поминовение Л. В. 11 апр. возник во 2-й пол. VIII в. во Франкском гос-ве; после этого память святого, как правило, указывали под 2 датами.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

По мере распространения ислама и политического распада Халифата к нач. II тыс. процесс чеканки монет, относящихся к мусульм. Н., охватил территории от Испании и Сев. Африки до Индии и Туркестана. Свою монету чеканили испан. Омейяды (VIII-XI вв.), сменившие их Альморавиды и Альмохады; в Сев. Африке - Идрисиды (VIII-X вв.), Аглабиды (IX в.), в Египте и Сирии - Тулуниды (IX в.), Ихшидиды (IX-X вв.), шиитская династия Фатимидов (X-XII вв.), курдская - Айюбидов (XII-XIII вв.); в вост. провинциях обращались монеты Тахиридов и Саффаридов (IX в.), Буидов (X-XI вв.), в Ср. Азии - Саманидов (IX-X вв.), Караханидов (X-XIII вв.), Газневидов (X-XII вв.); в Сев. Индии - Гуридов (с XII в.). Мусульм. динары были широко распространены в странах Средиземноморья. В Зап. Европе их именовали манкусами, затем, благодаря динарам Альморавидов (XI в.),- моравити (отсюда название испан. монеты мараведи). Золотой тари (1/4 динара) фатимидского типа продолжали чеканить в Юж. Италии и на Сицилии, находившихся под властью норманнских королей (XI-XII вв.). Высокопробные куфические дирхемы, чеканившиеся более чем на 200 монетных дворах Халифата, до «серебряного кризиса» XI в. выполняли роль мировых денег благодаря торговым связям, объединившим рынки Вост. и Сев. Европы (включая Скандинавию) с Передней Азией. Нашествия тюрок-сельджуков (XI в.) и монголов (XIII в.) способствовали расширению сферы влияния мусульм. Н., созданию новых гос-в под властью потомков завоевателей (Сельджукидов, Ильханов, Джучидов, Тимуридов). При сыне Тамерлана Шахрухе был обновлен монетный тип дирхема, на лицевой стороне к-рого рядом с Калимой были помещены имена 4 праведных халифов. В XV-XVI вв. значительная часть ислам. мира была объединена в Османскую империю, унифицировавшую монетное обращение на своих обширных территориях, в т. ч. европейских. Первоначально ее чеканка была представлена мелкими серебряными акче, но с кон. XV в. к ним добавились золотые султани, или алтуны, чей вес был равен весу венецианского дуката (ок. 3,45 г). Отличительным признаком османских монет стала тугра - выведенное каллиграфической вязью имя султана на лицевой стороне. Примечательной особенностью персид. монет XVIII в. являлись рифмованные стихотворные легенды, к-рые наносили также на монеты империи Великих Моголов и Афганистана. Н. Средней Азии и Золотой Орды

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Происходила постепенная ассимиляция евреями окрестного семит. ханаанского населения. Этот процесс растянулся на ряд столетий; последние упоминания о хананеях в П. относятся к V в. до Р. Х. Кроме этих 2 царств значительную роль играли гос-ва, расположенные на окраинах П. (в основном в Заиорданье) и населенные различными семит. племенами арамеев: царство Арам со столицей в Дамаске , а также царства Аммон (см. ст. Аммонитяне ; плодородная равнина и степи к востоку от Иордана, столица Раббат-Аммон; ныне Амман), Моав (холмистая плодородная равнина к востоку от Мёртвого м., столица Дивон; ныне Дибан), Эдом (см. также Идумея ; степи и полупустыни к югу от Мёртвого м.). Борьба между этими гос-вами шла с переменным успехом и не давала кому-либо устойчивого перевеса. В жизнь П. неоднократно вмешивались внешние силы - сменявшие друг друга крупные империи Ближ. Востока. Последний период длительного егип. господства в П.- 2-я пол. X в. до Р. Х. Ок. 926 г. страна была большей частью завоевана царем Шешонком I (3 Цар 14. 25-26); в ряде городов до кон. X в. стояли егип. гарнизоны. Однако затем очередной политический кризис привел к утрате Египтом контроля над П. и влияния в стране. С кон. IX в. начался постепенный рост давления Ассирии на П. В 733-732 гг. царство Израиль было разгромлено ассир. армией царя Тиглатпаласара III , а в 722 г. полностью завоевано Саргоном II . С кон. VIII в. остальные районы П. также постоянно подвергались ассир. оккупации; гос-ва в Заиорданье (Аммон, Моав, Эдом) стали вассалами Ассирии и пришли в упадок. С нач. VII в. исчезают упоминания в источниках о Моаве. С кон. VII в., после гибели Ассирийской державы, гос-ва П. попали под влияние Нововавилонского царства (см. ст. Вавилония ). Попытки царства Иудея сопротивляться вавилонянам привели к разграблению ими Иерусалима в 597 г. и к уничтожению царства в 586 г. Тем самым традиция независимой государственности у древних евреев была прервана более чем на 400 лет (до сер. II в. до Р. Х.). В это же время вавилоняне уничтожили царство Эдом в Южной П.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Верхняя часть и основа сделаны скорее всего в XI в., с большим мастерством, использованы техника филиграни и вставки драгоценных камней; стиль работы мастера соответствует эпохе Каролингов. Оформление более поздних панелей с ангелами и задней части треугольника заметно грубее, проще и экспрессивнее по стилю. Памятник может являться частью монументального креста; в таком случае «альфе» должна была соответствовать утраченная ныне «омега». Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры) Статуя-реликварий св. Веры. IX–XVI вв. (ризница мон-ря Спасителя и св. Веры) «Светильник Бегона» - самый ранний сохранившийся европ. реликварий, предназначенный для открытой демонстрации мощей (черепа святого); выполнен по заказу аббата Бегона III и, очевидно, переделан в XII в. Он декорирован медальонами с подписными сценами («Победа Христа над злом и смертью», «Самсон, побеждающий льва») и полуфигурами святых. Во время реставрации в 1954 г. под верхним слоем были обнаружены 2 медальона более раннего реликвария Пипина. Шестиугольный реликварий - ассамбляж из разнородных частей VII-XII вв., в т. ч. квадратных ювелирных деталей эпохи Меровингов с эмалью клуазонне; в центре передней панели выделяется большой круг в той же технике. Вокруг центра закреплены серебряные пластины с чернением рубежа VIII и IX вв.; крупные кабошоны по нижнему бордюру датируются кон. IX в. Пятиугольный реликварий - ассамбляж XVI в. из фрагментов VII-XII вв.; самые древние элементы - пластины с эмалью клуазонне VII в. и детали из позолоченного серебра с растительным орнаментом, выполненным в технике чеканки. Реликварий Пипина - небольшой деревянный ларец, покрытый пластинами позолоченного серебра с элементами IX-XI вв. и включениями XII, XIII и XV вв. Среди наиболее ценных деталей - прозрачная эмаль красного и зеленого цветов по золоту (плакетки с лицевой и обратной сторон ларца, относящиеся к эпохе Каролингов); на обратной стороне - детали с белой, синей и красной непрозрачной эмалью клуазонне на крыльях птиц, а также античная инталия из сердолика с образом Аполлона.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Раскопки Дора. Аэрофотосъемка. 90-е гг. XX в. Раскопки Дора. Аэрофотосъемка. 90-е гг. XX в. Раскопки в районе Д. были начаты Британской школой археологии в Иерусалиме (1923-1924) под рук. Дж. Гарстанга. В 1950 и 1952 гг. И. Лейбовиц копал севернее телля, а восточнее в 1979-1983 гг. К. Дофен открыла паломнический центр визант. эпохи. С 1980 г. по наст. время раскопки на телле ведутся Иерусалимским ун-том в сотрудничестве с рядом амер. ин-тов (в 1980-2000 под рук. Э. Штерна; в 2000-2007 под рук. И. Шарона); в то же время в акватории Д. проводились подводные исследования. Д.- один из важнейших памятников Палестины персид. и эллинистического периода (ранние и поздние периоды представлены фрагментарно). От древнейшего хананейского города эпохи средней и поздней бронзы сохранились только незначительные остатки городских укреплений. Среди находок этого периода можно встретить разнообразную кипрскую и микенскую керамику, цилиндрическую печать и егип. буллу. Особую важность для библейской археологии представляет обнаружение остатков древнего города, построенного одним из «народов моря» - племенем т. н. шекелеш (skls в егип. источниках) - в кон. XII-XI в. до Р. Х. Найдены основания фортификационных сооружений, жилых и хозяйственных построек, в т. ч. связанных с металлургическим производством. Среди важных находок - типичные для «народов моря» культовые сосуды: жертвенные чаши, курительницы, антропоморфные кувшины; ряд культовых предметов, предназначавшихся для гадания (подобные находки были сделаны в филистимских культовых центрах Палестины, в Екроне и в Тель-Касиле). В Д. было обнаружено много разнообразной импортированной керамики, оказавшейся здесь благодаря развитой морской торговле. Толстый слой пепла, покрывающий все постройки этого периода, свидетельствует о крупной катастрофе, приведшей к разрушению города. От укрепленного города эпохи единого царства сохранились остатки 4 камерных ворот с башнями по сторонам фасада, по плану напоминающих ворота в Мегиддо. Ворота существовали в IX-VIII вв. до Р. Х. и были уничтожены ассирийцами в кон. VIII в. до Р. Х.; на их месте были возведены новые, 2-камерные ворота. Жилые дома и общественные здания в IX-VIII вв. до Р. Х. строили на каменных фундаментах с сырцовыми стенами. Сохранился ряд культовых предметов, в т. ч. печатка с надписью: «Жрец Дора». Культура этого периода, представленная в Д., несет явные черты финик. влияния. Ассир. период оставил многочисленные фрагменты т. н. ассир. дворцовой керамики; среди важных находок - цилиндрическая печать ассир. чиновника, изделия из слоновой кости.

http://pravenc.ru/text/180223.html

Со 2-й пол. II тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В К.-Ч. открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII вв. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV вв. до Р. Х.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.) в предгорных районах К.-Ч. появились поселения аланов и меотов. После гуннского нашествия, с кон. IV в., аланы заняли также горные ущелья. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V в.), хазары (с VII в.), в Х в. здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI в.- кипчаки. В VII-IX вв. территория К.-Ч. входила в состав Хазарского каганата, с кон. IX до кон. XIV в.- в состав Аланского гос-ва. Здесь располагались резиденция аланских царей и центр Аланской епархии , были сосредоточены крупные города, проходили караванные пути. В X-XII вв. Аланское гос-во достигло расцвета. Араб. географ Х в. аль- Масуди писал, что аланский царь имел большее влияние, чем др. кавказские правители. Усилению Алании способствовал проходивший через нее Великий шелковый путь. С сер. VII в. из-за арабо-визант. войн торговцы стали использовать маршрут в обход неспокойного Ирана: из Ср. Азии через плато Устюрт и Сев. Прикаспий караваны направлялись в степи Предкавказья и через них по долинам рек Алании (Б. Лаба, Б. Зеленчук, Теберда) к перевалам Санчаро, Клухорский в Абхазию, через порты к-рой попадали в черноморские владения Византии. Алания вела активную внешнюю политику, у нее были политические, военные и династические связи с Византией, Грузией, Абхазией. Тесные отношения установились между Аланией и Русью. Между аланскими и рус. правителями заключались династические браки: рус. князья св. Андрей Юрьевич Боголюбский , сын Владимира Мономаха Ярополк, св. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо были женаты на «ясках» (в рус. летописях аланы называются «асами» («ясами»)). На территории К.-Ч. (в Н. Архызе, на городище Адиюх на окраине Карачаевска) найдено неск. древнерус. крестов-энколпионов, в Аланию эти кресты попали предположительно в XI-XII вв., в период наиболее активного развития русско-аланских отношений.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010