Житие св. Стефана пермского, единственный источник известий о его миссионерской деятельности, отличается обширными размерами и, может быть, потому было мало распространено в нашей письменности. Самым древним и наиболее исправным признается специалистами список жития кон. XV или нач. XVI в., заключающийся в Четь-Минее до-макарьевского состава Синодальной Библиотеки. По этому списку и издано теперь житие апостола зырян. Новое издание должно заменить прежнее в Памятниках Старинной Русской Литературы (вып. IV), которое было сделано по другому, менее исправному списку XVI стол. 3 Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–62 годах. Православный Палестинский Сборник Выпуск 45. Москва 1896 Паломничество в истории русской культуры, духовной письменности, религиозного сознания и, наконец, в нравственной жизни народа сыграло громадную роль и, несомненно, имеет значение доселе. Поэтому всякую находку в области древней паломнической литературы надо приветствовать. А такие находки оказываются возможными. Не так давно была открыта академиком Л.Н. Майковым «Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда» (кон. XIII или нач. XIV в.), представляющая апологию паломничества, против которого иногда вооружались древнерусские пастыри. Этот интересный памятник уже вызвал значительную литературу. 4 Хождение Варсонофия является последними открытием в этом роде литературы и открытием очень ценным. Его нашел покойный Н.С. Тихонравов в последний год своей жизни (в апреле 1893 г.); Тихонравов первый сделал и сообщение об открытом им «хождении». Памятник издается теперь в первый раз вместе с этим сообщением, а также с предисловием редактора издания С.О. Долгова. Издание посвящено памяти Н.С. Тихонравова. Варсонофий в своем хождении не сообщает о себе никаких биографических данных, как это обычно для паломников-писателей древней Руси. Только его прием измерять расстояние милями да черты северо-западного говора в языке Хождения заставляют думать, что Варсонофий уроженец смоленской или полоцкой земли. Догадываются далее, что наш паломник одно лицо с Варсонофием, духовником новгородского архиепископа Ионы († 1471), бывший одним из кандидатов на новгородскую кафедру после смерти этого владыки. О Варсонофии же, духовнике владычнем, известно, что ранее этой должности он состоял игуменом Полоцкого монастыря на Бельчицах. Описание своего путешествия Варсонофий начинает прямо с Киева. В первый раз в 1456 году он отравился из Киева в Царьград, отсюда на Крит, Родос и Кипр в Лаодикию; потом в Триполь и Бейрут на Дамаск; из Дамаска в Иерусалим, где прожил два месяца и обходил все святые места. Второе хождение к святому граду в 1461–62 гг. Варсонофий сделал по другому маршруту чрез Египет и Синай. В неоконченной рукописи из второго хождения и сохранилось описание только святынь Египта и Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в. Термин «Б.» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. В качестве Б. постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживается поперечно направленными пристенными пилонами, а трехнефность постройки сохранялась в нек-рых из них благодаря проемам посреди этих пилонов (Б. имп. Максенция и Константина в Риме, нач. IV в.). Перекрытия Б. были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение - Б. нач. IV в., напр., имп. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны - из мрамора и гранита. Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

http://pravenc.ru/text/77368.html

Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. К нач. V в. рим. Британия испытывала экономические трудности: была прекращена выплата жалованья армии и гражданским служащим, металлургия и производство керамики пришли в упадок. По данным археологии, на протяжении IV в. территория Дуроверна сокращалась, нек-рые кварталы были заброшены (многие вопросы, связанные с упадком рим. городов и заселением Британии герм. племенами англов, саксов и ютов, остаются предметом дискуссии - см.: A Companion to Roman Britain/Ed. M. Todd. Malden (Mass.), 2004. P. 428-442). В 1-й пол. V в. поселение в Дуроверне продолжало существовать, но об упадке городской жизни свидетельствует захоронение, обнаруженное внутри городских стен. Между археологическими слоями рим. времени и следами герм. заселения пролегает слой т. н. темной земли (dark earth), что указывает на отсутствие хозяйственной деятельности. Высказывалось мнение, что временной промежуток между упадком рим. города и появлением англосакс. поселенцев мог составлять 20-30 лет ( Brooks D. A. 1988). Тем не менее исследователи указывают на отсутствие археологических данных о непосредственных контактах в Дуроверне романо-бриттского населения с германцами ( Esmonde Cleary A. S. The Ending of Roman Britain. L., 1989. P. 124-127, 160; Russo. 1998. P. 100-104). Датировка следов ранней деятельности англосаксов на месте рим. Дуроверна остается спорной; остатки древнейших герм. жилищ-полуземлянок скорее всего относятся ко 2-й пол. V в. Согласно различным версиям легенды, приведенным св. Гильдой (VI в.), Бедой Достопочтенным (VIII в.) и Неннием (IX в.), а также составителем «Англосаксонской хроники» (IX в.), англосаксы подчинили Кент раньше др. областей Британии. В более поздних источниках зафиксировано древнеангл. название Дуроверна - Cantwaraburh (крепость жителей Кента), но в лат. сочинениях (напр., в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного) использовалось рим. название - Дуроверн или Доруверн. Во многом благодаря активным торговым связям с континентом, прежде всего с королевством Меровингов в Галлии, правителям Кента удалось укрепить влияние среди англосаксов. В кон. VI в. правивший в Кенте кор. Этельберт I (560-616) носил титул бретвальды (bretwalda), его власть признавалась и в др. англосакс. гос-вах. Этельберт был женат на Берте, дочери Хариберта I (561-567), меровингского правителя г. Паризии (ныне Париж). Берта исповедовала христианство и привезла в Британию духовника, еп. Лиудхарда ( Beda. Hist. eccl. I 25).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

А. А. Шахматов считал Л. причастным к составлению древнейшего Новгородского свода 1050 г., сведения к-рого отразились в Начальном своде кон. XI в. и в Новгородско-Софийском своде XV в. ( Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 530, 533-534). В наст. время эта т. зр. большинством исследователей не разделяется. В рукописной традиции Л. приписывается обращенное к пастве краткое святительское Поучение (нач.: «Се, братие, первъе всего сию заповедь известно должни есмы вси крестиане держати»). Время и обстоятельства его написания неизвестны. Поучение было найдено в нач. XIX в. профессором Московского ун-та Р. Ф. Тимковским и опубликовано им как творение Луки , еп. Ростовского. Впервые памятник атрибутировал Л. митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) , и это мнение закрепилось в историографии. Об авторстве Л. позволяет говорить наличие Поучения под именем этого Новгородского святителя в составе Новгородско-Софийской группы летописей XV в. и Новгородской летописи по списку Дубровского (свод 1539 г.), где оно читается под 1058 г. после сообщения об оправдании Л. («Поучение архиепископа Лукы к братьи»). Этот же текст (имеющий одну редакцию) встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV-XVI вв., причем является там анонимным или псевдоэпиграфическим. Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов. 1987. С. 252). Сомнения в авторстве Л. имелись уже у исследователей XIX - нач. XX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//ЖМНП. 1834. Ч. 1. 2. Отд. 2. С. 153; Никольский. 1906. С. 144-149). По С. А. Бугославскому , архетип списков Поучения в сборниках восходит к одному из списков Новгородской IV летописи, и Поучение Л., считал исследователь, присоединяясь к мнению Шахматова, читалось уже в Новгородском своде 1167 г. ( Бугославский. 1913). Т. о., атрибуция Поучения до сих пор остается неопределенной. Вполне возможно, что список святительского поучения Л. сохранился при Софийской кафедре к XV в. и был использован при составлении летописного свода; но не менее вероятно, что включение этого текста под именем Л. в летописи Новгородско-Софийской группы стало следствием местной канонизации Новгородского святителя в 1439 г.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

зубчатой короны, визант. венца закрытого типа и короны российских самодержцев XVIII в. На плечах И. В. подбитая горностаем шуба с застежкой-фибулой на груди, поверх надето оплечье, осыпанное жемчугом и запонами с драгоценными камнями. Некоторые детали одежды (горностаевый мех, зубчатый венец) указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. образцы. Царь Иоанн IV. Портрет. 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) Царь Иоанн IV. Портрет. 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) К типу вымышленных портретов принадлежат также различные по деталям иконографии живописные изображения И. В. кон. XVII-XVIII в. из собраний СПГИАХМЗ, Гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода». В собрании УИХМ есть 2 поясных портрета И. В. сходной иконографии (в легком развороте, с державой и со скипетром в руках, в шапке Мономаха), различающиеся лишь мерой условности изображения. Оба портрета датируются 2-й пол.- кон. XVIII в. и, очевидно, были написаны в Угличе местными мастерами (сохр. документальное подтверждение в отношении одного). Портрет царя в сложном ракурсе, со скипетром и с Судебником в руках (ВГИАХМЗ), согласно подписи, «копирован в 1827 году декабря 21-го дня по приказанию присутствующих мещанином Андреем Березиным», представителем династии вологодских художников XVIII-XIX вв. ( Даен М. Е. Еще одно произведение художника Березина//ПКНО, 1998. М., 1999. С. 339-340). Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. В. с нимбом в круге и раме с резным изображением двуглавого орла. И. В. держит в руках скипетр и державу (нач. XIX в., частное собрание; см.: Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 26. Ил. 22). Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Серия рельефных инталий на зеленой сибир. яшме с изображениями рус.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Схема расположения Римских катакомб Схема расположения Римских катакомб В Риме погребения христиан долго совершались на старых городских языческих некрополях у дорог. В колумбарии II в. перед фасадом цирка Максенция открыта гробница III в. с росписью на сюжет из истории прор. Ионы. В катакомбах св. Себастиана (di San Sebastiano) на Аппиевой дороге, в гробницах, расположенных вокруг овальной «пьяццолы» (площадки), под базиликой Сан-Себастьяно (между мартирием апостолов Петра и Павла (2-я пол. III в.) и старой каменоломней), обнаружена сцена на евангельский сюжет - «Бесноватый из страны Гергесинской», сер. III в. (в аттике мавзолея Клодия Гермеса). «Пьяццола» использовалась для погребений в 100-250 гг. Хронология и религ. интерпретация ее частей остаются предметом споров. Она была замощена в кон. I - нач. II в.; в 1-й пол. II в. на ней были устроены 3 мавзолея, их локулы (горизонтальные ниши в стенах погребальных камер, куда клали покойных) закрыты мраморными плитами с эпитафиями Атимета и Анконтии Ирины, к-рую считают христианкой. Черты, говорящие о возможном христ. вероисповедании, видят и в эпитафиях над захоронениями младенца Феонои, Юлии Криспы и др. Кроме текстов на плитах есть изображения рыбы и якоря; они имеют много аналогов, их сочетание встречается также в инталиях, однако изображений якоря и рыбы без др. специфически христ. мотивов недостаточно для надежного прочтения символики. К христианским относят и граффити, оставленные до засыпки «пьяццолы» в 250-275 гг.,- слово Ιχθς (акроним имени Иисуса Христа) и последнюю букву евр. алфавита «тав» (в виде креста); язычников здесь продолжали хоронить до нач. IV в. Смешанные кладбища на Аппиевой дороге сохранялись до кон. IV в.: примером может служить семейный мавзолей в руинах виллы II в. с экседрами для 2 саркофагов, с могилами под мозаичным полом и десятками погребений домочадцев-язычников (в т. ч. в амфорах) вокруг, среди к-рых есть и немало христ. захоронений (судя по надписям, лампам и стеклянным сосудам). Фрагмент надгробной плиты с изображениями якоря, рыбы и хризмы из катакомб св. Себастиана

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Ц. У. Маоз ( Ma " oz. 1999) высказал предположение, что капернаумскую синагогу в V в. построили христиане как мартирий на loca sancta, при этом использовались остатки других (3 или 4) синагог, заброшенных в III в. То, что синагога с самого начала была христианским памятником, по мнению Маоза, может объяснить странное положение здания (среди др. построек) - недалеко от церкви-октагона, а также нек-рые архитектурные особенности: большое количество дверных порталов (12 вместо традиционных 3-4; 3 входа с вост. стороны атриума имеют исключительно декоративный характер, нависая над подиумом) и наличие бокового атриума, как в сир. христ. храмах. Маоз, объясняя т. о. архитектурные особенности здания, не учел, однако, того факта, что паломница IV в. мон. Эгерия сообщает только о деталях входного портала синагоги - войти и увидеть интерьер она, как христианка, видимо, не могла. С учетом всех объяснений можно сделать вывод: капернаумская синагога действительно могла быть построена (вероятно, на месте упомянутой в Евангелии) во II - нач. III в. (именно ее видела мон. Эгерия в кон. IV в.). Находки (монеты, керамика) и метрологические измерения свидетельствуют о ее значительной перестройке в кон. V - нач. VI в., когда вторично использовались элементы декора зданий рим. времени, в т. ч. и ранней синагоги. Наряду со старыми деталями появились и новые, византийские (антаблементы с аканфовыми медальонами, иудейскими символами, а также некоторые капители), что объясняет различные стилевые характеристики декора. С учетом запрета имп. Феодосия II на строительство новых синагог (439; ср.: Marcus. 1961. P. 5-6) можно предположить, что иудеи построили новое здание синагоги под предлогом ремонта старого. Атриум мог быть реконструирован после землетрясения 749 г. План капернаумской синагоги План капернаумской синагоги II. Реставрация и строительная техника. Как показали исследования, в дальнейшем здание не раз ремонтировалось, в результате чего антаблементы, дверные и оконные перемычки заняли случайные места в кладке стен. К началу реставрации стены синагоги не поднимались выше одного ряда каменной кладки, за исключением сев. стены, к-рая возвышалась до верхнего уровня сев. колонн с антаблементом. При реконструкции синагоги францисканцы частично восстановили каменную облицовку полов, укрепили кладку, восстановили дверные порталы, колоннады с капителями и антаблементами, но эта реставрация является результатом принятия некоторых гипотез, при этом большая часть найденных архитектурных деталей и декора не была использована и передана в археологический музей К. Проект реконструкции, предложенный Сукеником в 30-х гг. XX в., в целом повторяется и др. исследователями без необходимого критического анализа реконструкции декора.

http://pravenc.ru/text/1470315.html

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн , Дж. Б. Уорд-Перкинс , П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы ). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм- тетраконх , типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

http://pravenc.ru/text/62530.html

Исследования М. проводили 3 основные экспедиции, в настоящее время они возобновлены. Первая, которой руководил Г. Шумахер , работала в М. с 1903 по 1905 г. под эгидой Немецкого об-ва исследования Палестины. По современным стандартам эта группа использовала в работе технически устаревшие методы; полевые дневники и подготовленные к публикации отчеты Шумахера были утрачены во время первой мировой войны. После войны К. Ватцингер опубликовал сохранившиеся материалы этих раскопок. В 1925 г. работы возобновились, раскопки вел Восточный ин-т Чикагского ун-та при финансировании Дж. Д. Рокфеллера. Они продолжались вплоть до начала второй мировой войны (руководители К. С. Фишер, Ф. Л. О. Гай, Р. Ламон и Г. Лауд). Специалисты Восточного ин-та ставили своей целью сплошные стратиграфические раскопки всего телля, но финансирование закончилось до завершения работ. Современные исследователи ограничиваются отдельными площадями или траншеями, оставляя участки для буд. археологов, к-рые смогут работать с использованием более совершенных технологий и методов. Мн. артефакты хранятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме и в Восточном ин-те Чикагского ун-та. В 1960, 1966, 1967 и 1971 гг. по заказу Еврейского ун-та раскопки проводил И. Ядин (результаты см.: Zarzecki-Peleg. 2016). Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. III — нач. IV в. Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. III — нач. IV в. С 1994 г. М. исследуется группой Тель-Авивского ун-та «Экспедиция Мегиддо» под рук. И. Финкельштейна и Д. Усишкина, а также Э. Клайна из Ун-та Дж. Вашингтона (США) с участием специалистов ряда ун-тов из разных стран. Важной особенностью этих работ является тесное сотрудничество археологов и др. ученых, осуществляющих самый точный анализ артефактов с использованием инфракрасного спектрометра. В 2010 г. в рамках регионального проекта по исследованию долины Изреель под рук. М. Дж. Адамса (Бакнеллский ун-т) совместно с «Экспедицией Мегиддо» были осуществлены раскопки вост. склона Тель-Мегиддо, на к-рый М. распространил свою территорию в раннебронзовое время.

http://pravenc.ru/text/2562758.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010