В XII в. Б. добилась независимости от имперской власти, в 1115-1116 гг. город получил статус коммуны, во главе к-рой стояли 3 консула. В 1123-1174 гг. коммуна постепенно распространяла свою власть над прилегающей территорией (контадо). Вместе с тем на Соборе в Гуасталле (1106) Церковь Б. была выведена из-под юрисдикции архиепископа Равенны и вновь была ему подчинена папской буллой в 1118 г. Б. принимала участие в составе Ломбардской лиги в борьбе итал. городов с имп. Фридрихом I Барбароссой (1152-1190), стремившимся восстановить имп. власть в Италии. Коммуна поддержала папу Александра III против антипап Виктора IV (1159-1164), Пасхалия III (1164-1168), Каллиста III (1168-1178) и Иннокентия III (1179-1180), сторонников Фридриха Барбароссы. После установления мира между папой и императором в 1177 г. епископ Б., как один из влиятельнейших прелатов Италии, сопровождал папу Александра III в Венецию ко двору Фридриха Барбароссы. К этому времени Б. достигла своего наивысшего экономического расцвета, о чем свидетельствовали работы по благоустройству города в кон. XII - нач. XIII в. Кроме нового кафедрального собора в 1200-1203 гг. был выстроен Дворец коммуны, ставший центром адм. управления. В XIII в. изменилась структура городского управления, вместо коллегии 3 консулов коммуну возглавил подеста (высшее адм. лицо, избираемое не из числа граждан Б.), что диктовалось стремлением положить конец борьбе за эту должность между представителями различных группировок местной аристократии. В 1256 г. коммуной был принят «Райский акт» - постановление об освобождении сервов (зависимых крестьян) контадо от личной зависимости. Б. сыграла одну из ведущих ролей в войне итал. коммун против имп. Фридриха II Штауфена (1212-1250). В 1249 г. болонцы разбили армию Фридриха у Фоссальто и взяли в плен его незаконнорожденного сына Энцио, назначенного отцом правителем Центр. и Сев. Италии. Остаток жизни Энцио († 1274) провел в заключении во Дворце коммуны в Б. После смерти Фридриха II Б. стала играть ведущую роль почти во всей обл.

http://pravenc.ru/text/149693.html

Фрагмент надгробной плиты с изображениями якоря, рыбы и хризмы из катакомб св. Себастиана На рубеже II и III вв. в собственности христ. общин появились значительные участки земли и стало возможным образование конфессионально однородных К. с присущим им набором признаков (символика росписей и скульптуры, эпиграфический материал, погребальный инвентарь). В Кампанье - в окружавшей Рим зоне частных вилл, ферм и мастерских, святилищ языческих божеств и кладбищ - владения христ. общины отмечены с кон. II - нач. III в. Между Аппиевой и Ардеатинской дорогами ей принадлежали катакомбы св. Каллиста, созданные, возможно, на рубеже II и III вв. св. Каллистом (раб, диакон, в 217-222 епископ Рима),- это первые К. т. н. туннельного типа: по периметру участка прокопаны галереи, соединенные поперечными ходами и заполненные в неск. слоев нишами для максимально экономного использования пространства. Площадь катакомб св. Каллиста составляет всего 30×75 м. Христиане получили на Аппиевой дороге часть рим. кладбища предположительно уже в 150-180 гг., но первые погребения не сохранились; здесь прорыли сходы и сеть галерей, пересекающихся под прямыми углами, с отходящими от них камерами. В К., располагавшихся на заброшенном участке со старой цистерной, видят некрополь Претекстата. Позже К. т. н. туннельного типа развивались; наземных кладбищ христиане не устраивали. С 60-х гг. III в. нек-рые рим. К. остаются смешанными, но появляются много христианских и ряд иудейских. О быстром развитии К. свидетельствуют росписи, скульптура, надписи: устанавливается обычай посещать места погребения святых (мартирий апостолов Петра и Павла), оставляя на стенах граффити. В синкретическом религиозном контексте пригородных римских К. христианство начинает оттеснять иудейскую, митраистскую и языческую традиции: соотношение языческих и христ. эпитафий III-IV вв. достигает 10:6000 (!). Кроме того, частные мавзолеи быстро уступают место общинным кладбищам. После 313 г. начался стремительный процесс оформления почитания мучеников. На многочисленных местах их погребения в К. строили церкви, которые становились объектами массовых посещений. В эпитафиях отмечают близость к погребениям мучеников: «вблизи святых мучеников» (ad sanctos, ad martyres), «перед» (ante) или «над» (supra) ними, «позади» (retro) них. Согласно Liber Pontificalis (Книге пап), папа Дамас I (366-384) очистил уже заброшенные гробницы, построил в К. лестницы, своды, контрфорсы и световые колодцы (луминарии), составил новые, частью стихотворные, эпитафии с описанием деяний мучеников (их делал очень узнаваемым почерком резчик Фурий Дионисий Филокал), запретил строительство над К.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

В А. находится епископия Армянской Церкви, образованная в XIII в. и являющаяся наиболее древней из арм. кафедр в М. Азии. Центром религ. жизни армян в А. был мон-рь во имя Божией Матери, основанный еще в XII в. В кон. XVII в. в А. появляется община армян-католиков. В 1-й пол. XX в. католич. община была самой состоятельной из всех христ. общин А. и имела 2 колледжа, 2 больницы и 2 школы. Искусство Самым древним памятником на территории А. является некрополь V в. до Р. Х. К рим. эпохе относится храм Августа и Ромы (построен во II в. по Р. Х.) в форме периптера коринфского ордера. На стенах храма вырезана надпись-билингва (лат. текст на внутренних стенах, греч.- на внешних) с текстом: «Res gestae divi Augusti» («Деяния божественного Августа», более известные под названием Monumentum Ancyranum) - одна из самых известных античных надписей. Чуть севернее совр. города на дороге в сторону Чанкыры сохранились рим. термы кон. II - нач. III в. по Р. Х. В самом городе находятся колонна Юлиана (IV в. по Р. Х.), гробница с фресками (IV в. по Р. Х.), восходящая к эпохе Августа цитадель, перестроенная византийцами. Из сельджукской архитектуры выделяются мечети Алааддина (1178), Арслан-хане (1210, перестроена в 1330). К османскому периоду относятся мечети Ахи Элван (1382), Хаджи Байрама (XVI в.), Ени-джами (XVI в.), бедестан (крытый рынок) Махмуд-паши (между 1464 и 1471). В 1923 г. в городе был основан археологический музей (в бедестане Махмуд-паши), где собраны памятники искусства эпохи каменного века и ранней бронзы, найденные на территории Турции, а также хеттские, фригийские и урартские. Лит.: Perrot G. Exploration archéologique de la Galatie et de Bithynie. P., 1862; Pauly, Wissowa. T. 1. Col. 2221; Karalevsky C. Ancyre//DHGE. T. 2. Col. 1538-1546; Wittek P. Zur Geschichte Angoras im Mittelalter//Festschrift für G. Jacob. Lpz., 1931. S. 329-354; Krencher D. , Schede M. Der Tempel in Ancara. B., 1936; Schede M. , Schultz H. Ankara und Augustus. B., 1937; Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 1937. P. 3, 112, 114, 118-120; Γριτσπουλος Τ. Α. ρδβλθυοτεΑγκυρα//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 281-284; Foss C. Late Antique and Byzantine Ankara//DOP. 1977. Vol. 31. P. 27-87.

http://pravenc.ru/text/115538.html

откупился от большой армии шаха Хосрова I. История христ. общины в Иераполе до IV в. неизвестна. Вероятно, из-за наличия сильного языческого культа христианство здесь распространялось сравнительно медленно. В 325 г. 1-й известный епископ Иераполя Филоксен присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее. Еп. Феодот в кон. IV в. был известен своей аскетической подвижнической жизнью ( Theodoret. Hist. eccl. V 4). К V в. в Иераполе сложилась церковная митрополия, которая занимала 5-е место в иерархии кафедр Антиохийской Православной Церкви (после Тира, Тарса, Эдессы и Апамеи). В состав митрополии в V-VII вв. входил Кирр. В это же время наиболее посещаемым местом паломничества христиан в Евфратисии стал г. Сергиополь , где покоились мощи мучеников Сергия и Вакха . Митрополиты Иераполя активно участвовали в устройстве епархии Сергиополя. В V-VII вв. Иераполь был одним из значительных центров богословских споров. Предстоятели кафедры и вместе с ними паства неоднократно уклонялись в различные ереси; настроения местных жителей, вероятно, сильно менялись от десятилетия к десятилетию. В 30-х гг. V в. еп. Александр был известен активной поддержкой Нестория. В 433 г. он отказался признать соглашение о восстановлении общения между Антиохийской и Александрийской Церквами, к-рые вступили в конфликт на III Вселенском Соборе в 431 г. Из-за этого несогласия с позицией своей Церкви 15 апр. 435 г. соборным постановлением в Антиохии Александр был низложен и отправился в мон-рь в Египет (ACO. Т. 1. Vol. 4. P. 201). В 475 г. жители Иераполя выступили как горячие сторонники халкидонского православия. Чиновники имп. Василиска , прибывшие в город, чтобы объявить промонофизитский «Энкиклион», были ими перебиты. В кон. V - нач. VI в. кафедру возглавлял Филоксен , один из крупнейших учителей монофизитства . Он активно поддерживал партию севириан, к-рая стремилась поставить Антиохийскую Церковь под свой контроль. После его низложения в 519 г. горожане активно выступали в его поддержку, обращались к Антиохийским патриархам с требованиями вернуть Филоксена, за что подвергались гонениям. Средние века и Новое время

http://pravenc.ru/text/2561810.html

ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики 98-102 ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос 102-104 ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии 104-108 108-109 109-110 110-113 113-115 115-116 116-118 118-120 120-122 ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) 122-130 130-131 131-132 ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские 132-137 ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка 137-138 138-144 144-145 ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) 145-148 ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 148-149 ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) 149-152 ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель 152-153 153-156 ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Вина за человеческие страдания, причиняемые войной, ложится прежде всего на тех, кто ее развязал или не смог предотвратить: на правителей, политиков, дипломатов, но не на воинов, выполняющих свой долг по приказу гос. власти. Слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15. 13) - Церковь относит и к воинам, павшим в сражениях. Погибающие на войне в защиту отечества совершают подвиг жертвенной любви. Ап. Павел метафорически говорит о христианине как о добром воине Иисуса Христа (2 Тим 2. 3). В. с. имеет черты, соответствующие строю церковной жизни, подчиненному идее служения: подчеркнутая иерархичность, послушание старшим как высокая доблесть и неукоснительное соблюдение закона. Характерно, что и на церковном, и на военном языках высшее проявление жертвенного служения, в одном случае Богу, в др.- отечеству, именуется одинаково - подвигом. Христ. отношение к войне предполагает допустимость, а в известных случаях и нравственную необходимость для христианина нести В. с. в силу служебного долга, по призыву на законных основаниях, либо когда совесть побуждает его к добровольному ее несению. Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 211/М.8663. Л. 249) Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 211/М.8663. Л. 249) История Церкви знает немало воинов и полководцев, прославленных христ. добродетелями. Церковное предание повествует о несшем стражу у Креста при распятии Спасителя рим. сотнике мч. Лонгине (I в., пам. 16 окт.), уверовавшем во Христа и позже принявшем мученическую кончину. В армии Римской империи II - нач. IV в. служило уже большое количество христиан, о чем косвенно свидетельствует сонм воинов-мучеников, принявших смерть за веру во Христа Спасителя в периоды гонений.

http://pravenc.ru/text/155071.html

P., 1913. P. 188 (PO; T. 9. Fasc. 3)). Среди апостолов от 12 имя Кифа встречается в литургико-канонических памятниках кон. III - нач. IV в., напр. в «Канонах святых апостолов» (в этом списке апостолов Варфоломей и Нафанаил обозначены как разные лица, ап. Левий Фаддей и один ап. Иаков отсутствуют - Schermann Th. Die allgemeine Kirchenordnung: Frühchristliche Liturgien und kirchliche Überlieferung. Paderborn, 1914. Tl. 1: Die allgemeine Kirchenordnung des 2. Jh. S. 12; ср. также: S. 21, 29, 33). В памятнике сир. происхождения «Дидаскалия апостолов» К. и Петр также представлены как 2 апостола (The Didascalia Apostolorum in Syriac/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1979. Vol. 1. [Pt. 2] P. 31, 34. (CSCO; 402. Syr.; 176)). Др. раннее свидетельство о К. относится к нач. IV в.: Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» приводит цитату из несохранившегося сочинения Климента Александрийского «Очерки» (Hypotyposes), согласно которому К. был апостолом от 70 ( Euseb. Hist. eccl. I 12. 2). Эта традиция нашла полемическое отражение в V в. в «Толковании на Послание к Галатам» блж. Иеронима, к-рый, обращаясь к рассказу о споре ап. Павла с ап. Петром (Гал 2. 11-13), критически замечает: «Есть такие, которые под Кифою… видят не апостола Петра, а другого из 70 учеников, назвавшегося этим именем». Сам комментатор не разделяет подобного мнения, считая, что во всех местах НЗ, где упоминается К., речь идет об ап. Петре ( Hieron. In Gal. Col. I 2. 11//PL. 26. Col. 340). В «Пасхальной хронике» (VI в.) сказано, что именно с К. спорил ап. Павел об «иудействе», очевидно, подразумевая слова ап. Павла из Гал 2. 11 (Chron. Pasch. 212//PG. 92. Col. 521). К. представлен во всех византийских каталогах апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что К. был обличен ап. Павлом в Антиохии и впосл. стал епископом Конии (Κονας - Икония?) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 124; такая же информация содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому - Ibid. P. 141). Имя Кифа встречается в списке VII-VIII вв., к-рый атрибутируют Ипполиту Римскому, однако в отличие от остальных апостолов место его служения не указано (PG.

http://pravenc.ru/text/1841163.html

Время, место и обстоятельства кончины А. У. в др. источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения А. У., называемой Младшей, с др. происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (пам. 29 окт.), называемой Старшей. В древние зап. мартирологи включена память только А. У., на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца ); в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II , согласно к-рому А. У. была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших слав. Прологах под 29 окт. помещено сказание об А. У., а во 2-й редакции Прологов есть память мц. Анастасии Солунской (30 окт.), житие к-рой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, А. У. пострадала в столице Иллирика г. Сирмий (совр. Сремска-Митровица, Сербия), по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на о-ве Пальмария недалеко от Рима. Греч. именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в рус. традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан. Согласно Симеону Метафрасту, мощи А. У. были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По рим. преданию, храм в честь А. У. находился в Риме еще в нач. IV в. В К-поле храм мц. Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с кон. IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (нач. VI в.), при имп. Льве I и Патриархе Геннадии (458-471) в этот храм были перенесены мощи А. У. из Сирмия. Неизвестный греч. автор сообщает, что храм А. У. в К-поле был построен имп. Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени к-рого якобы идет прозвание святой), в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне (Patria CP. III 103; 43). Согласно житию прп. Андрея Юродивого , при храме А. У. находилась лечебница для душевнобольных. Антоний Новгородский (1200) видел в К-поле мощи А. У. и Анастасии Римляныни. В один день с А. У. отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мц. Феодотии и ее сына мч. Евода.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Среди самых ранних свидетельств почитания М.- Мученичество Поликарпа, еп. Смирнского (не ранее 155): «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало» (Passio Polycarpi, ep. Smyrnenis. 18 (BHG, N 1556-1560)); а также в Мученичестве св. Игнатия Богоносца († нач. II в.) сообщается о перенесении его св. останков в Антиохию с особыми почестями. Во время правления имп. Диоклетиана и Максимиана Галерия (кон. III - нач. IV в.) уже полностью сформировалось сакральное отношение к телам мучеников. Так, в Мученичестве св. Вонифатия Римского в основе сюжета лежит желание госпожи Вонифатия иметь у себя М. мучеников, за к-рыми она и посылает своего слугу. Распространено мнение о том, что обычай вкладывать в престол храма частицы М., а также служить литургию на М. мучеников восходит к раннехрист. временам; вероятно, эта т. зр. основывается на указе папы Римского свт. Феликса I , датированном в Liber Pontificalis 269 г., о служении литургий на могилах мучеников (LP. Т. 1. Р. 158). Однако на практике на могилах, по-видимому, совершались лишь поминальные службы, а в местах регулярных собраний христиан для общей молитвы М., как правило, не было ( Izzo J. M. The Antimension in he Liturgical and Canonical Tradition of the Byzantine and Latin Churches. R., 1975. P. 12-20). Практика перенесения М. с места захоронения в специально освященный во имя святого храм становится допустимой лишь с сер. IV в. Однако и после VI в. в Византии чин освящения престола и храма не предполагал обязательного вложения М. в престол ( Желтов. 2006. С. 70; подробнее см. в ст. Освящение храма ). Впервые М. были извлечены из погребения и перенесены в специальное место, отведенное для них в храме, при имп. Констанции II; по его распоряжению в ц. св. Апостолов, строительство к-рой начал его отец, равноап. имп. Константин I Великий, были перенесены М. апостолов Тимофея , Андрея Первозванного и Луки ( Woods D. The Date of the Translation of the Relics of Saints Luke and Andrew to Constantinople//VChr. 1991. Vol. 45. N 3. P. 290). Однако существует предание о том, что ап. Лука отделил от М. Иоанна Предтечи десницу и перенес в Антиохию, где она хранилась в течение мн. веков. Ко времени равноапостольных Константина и его матери Елены относится начало строительства над могилами святых мартириев - культовых зданий особого типа.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

История Территория Л. частично входила в состав Хеттской державы. Название Ликаония впервые упоминается в книгах Ксенофонта ( Xen. Anabas. 1, 2, 19; Cyrop. 6, 2, 10; нач. IV в. до Р. Х.). В составе Персидской державы Ахеменидов Л. входила, вероятно, в 3-ю сатрапию и была подчинена Фригии ( Herod. Hist. III 90). Ксенофонт также называет Иконий крайним городом на вост. границе Фригии. В античности довольно бедная Л. никогда не играла значительной исторической роли. После похода Александра Македонского она вошла в состав Восточного царства Селевкидов, которые основали здесь г. Лаодикия Кекавмена. В 188 г. до Р. Х. римляне присоединили Л. к Пергамскому царству, а после его упразднения со 129 г. она была отдана во владение сыновьям царя Каппадокии Ариарата V. Еще в течение столетия Л. оставалась под управлением различных царей, зависимых от Рима. Отдельной провинцией (без северо-вост. части, отошедшей к Каппадокии) Л. была только между 102 и 74 гг. до Р. Х., позднее ее части присоединялись к соседним областям: Фригии, Галатии, Каппадокии, Писидии, Исаврии и Киликии. Большая рим. провинция Галатия была образована в 25 г. до Р. Х., и значительная часть Л. вошла в ее состав. При имп. Диоклетиане в кон. III в. по Р. Х. от Фригии была отделена пров. Писидия, куда также вошла часть Л. Наконец, ок. 370 г. (возможно, в нач. 372), при имп. Валенте, была создана отдельная провинция Л., к-рая помимо территории древней Л. включила сев. край Исаврии, запад Писидии и юж. часть Галатии, и в таком составе Л. вошла в состав Византийской империи. В рим. эпоху в Л., как и в большинстве др. областей М. Азии, были распространены смешанные греч. культы и местные верования. Известен культ Зевса (в Иконии и Перте), Великой Матери, Мена, Ареса (в Саватре). В ранневизант. время известны легенды об основании Икония Персеем и о создании здесь людей из грязи после Девкалионова потопа. Из Икония в К-поль были перевезены многочисленные статуи, в т. ч. Зевса (на ипподром) и Персея с Андромедой (в термы Константиниана). В Иконии существовала иудейская община (Деян 14.1).

http://pravenc.ru/text/2110495.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010