(52/4) 11. Веруем в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Он есть Вечное Слово, рожденное от Отца прежде всех веков, единосущное Отцу, homoousios to Patri [ХВ 8/1], через Которого все сотворено. Он воплощен от Духа Святого во чреве Девы Марии и стал Человеком: то есть равен Отцу в Божестве и ниже Отца в Человечестве [ХВ 10]: равный Отцу в Своем Божестве, низший Ему в Своем Человечестве [ХВ 10]: не из-за смешения сущностей, а благодаря Единству Личности [ХВ 10]. (52/5) 12. Он жил среди нас, полный благодати и истины. Он провозгласил и установил Царство Божие и дал нам в Себе узнать Отца. Он оставил нам Новый Завет любить друг друга так, как Он возлюбил нас. Он научил нас Евангельским блаженствам: нищете духа, кротости, терпению к страданиям, жажде справедливости, милосердию, чистоте сердца, воле к миру, умению переносить гонения за правду. Он страдал при Понтии Пилате, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, ради нас Он умер на Кресте, спасая нас Своей Искупительной Кровию. Был погребен и силой Своей воскрес на третий день, возвысив нас Своим Воскресением до восприятия жизни Божественной – жизни благодати. Он вознесся на небо и снова грядет, но на этот раз во славе, чтобы судить живых и мертвых, каждого по делам его: те, кто ответил на любовь и сострадание Божие, пойдут к жизни вечной, те, кто отвергал их до самого конца, – в огонь неугасимый. И Царству Его не будет конца. (52/6) 13. Веруем в Святого Духа, Господа Животворящего, поклоняемого и славимого вместе с Отцом и Сыном. Он вещал нам через Пророков и послан был Христом после Его Воскресения и Вознесения одесную Отца; Он просвещает, вдохновляет, защищает и направляет Церковь ; Он очищает ее членов, если они не отворачиваются от ее благодати. Воздействие Его, проникающее в самую глубь души, делает человека способным ответить на призыв Иисуса: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [ Мф 5, 48 ]. (52/7) 14. Веруем, что Мария Приснодева – Мать Воплощенного Слова, Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа [ХВ 294–295], и что вследствие этого особого избранничества, «искупленная возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Сына Своего» 17 , сохранена от всякой скверны первородного греха [ХВ 397] «и преисполнена даром благодати больше всей твари» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

7 Νικδημος Αγιορετης. Ερμηνεα εις τς ΙΔ’ πιστολς του Αποστλου Παλου. Θεσσαλονκη, 1990. Τ. 2. Σ. 428. См.: Φειδ&ς Β. Προποθσεις διαμορφσεως του θεσμου της Πενταρχας τν πατριρχων. θηναι, 1969. Σ. 19. 9 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор. 1:30–31 ). Греческое слово «δικαιοσνη» обозначает и «праведность», и «правду», и «справедливость». – Ред. 10 Так переводится выражение « καθ’ ολου (καθλου)κκλησα», которое широко используется в дальнейшем тексте. Близкое к традиционному эпитету «Кафолическая (Соборная)», это определение делает особый акцент на полноте и целостности. – Ред. 14 Γεωργος (Καψνης), ρχιμ. Ποιμαντικ Διακονα κατ τος Ιερος Καννας. Πειραιες, 1976. Σ. 77–79. В продолжение отрывка из «Пидалиона» о. Георгий уточняет: «Таким образом, церковное благочиние – это не внешнее послушание какой-то человеческой организации, но раскрытие через земную Церковь Церкви небесной, в единстве и чине служащей Богу» (Σ. 78). 15 Константинопольский Собор 879–880 гг. проводился как «Вселенский» и иногда признается в таком качестве отдельными греческими авторами. – Ред. 16 Του μακαριωττου ππα της μεγλης Αλεξνδρεις κυρου Μελετου, Λγος περ του τς στιν ληθς καθολικ’Εκκλησα//Δοσθεος. Τμος Χαρς. Σ. 497 («ποχριστιανζον κδιον»). – Ред. 19 «Дерзая, пишу богодостойной вашей любви, прося вас пользоваться единой верой, единым проповеданием и единой Евхаристией. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса, и одна Кровь Его за нас пролита (ибо един хлеб для всех преломлен, и единая чаша всем преподана), один жертвенник для всей Церкви и один епископ со пресвитерами и диаконами, моими сослужителями» [Ignatius Antiochenus. Epistulae interpolatae et supposititiae (recensio longior), Ep. 6: Προς Φιλαδελφες, cap. 4//Patres Apostolici/Ed. F. X. Funk. Vol. 2. Tubingen, 1901]. 21 Апостол Павел, находясь в Милете, предсказал: «…ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян. 20:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

     Евангелие – это воистину Откровение и Начало начал. Читая его, открываешь истину, находишь ответы на каждодневные вызовы. Отрывок из Евангелия, который читался сегодня в храме, иллюстрирует нынешнее состояние некоторых верующих: «В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? (Лк. 8:22–25)». Поучительная история о шторме, панике учеников и чудесном спасении. До боли знакомая ситуация. Когда случаются испытания, мы начинаем паниковать, пытаясь втянуть и Христа в нашу истерию, а Он спокоен. Паника, которая возникла в связи с легализацией раскольников – т. н. ПЦУ (Константинопольского Патриархата), повторяет один в один реакцию учеников в лодке. И точно так же в ответ на наши страхи и отчаяние Христос задает нам единственный вопрос: «Где вера ваша?» Неужели мы настолько маловерны и считаем, что какие-то события могут происходить без воли Отца Небесного? Неужели мы думаем, что Господь, повелевающий стихиями, вмиг останавливающий шторм и бурю, не может остановить и прекратить любые поползновения, бессилен защитить Церковь, уберечь Ее? За кого тогда мы Его почитаем? За Всемогущего ли Бога, Творца и Вседержителя? С человеческой точки зрения Господь должен тут же покарать раскольников, призвать на них гром и молнию, незамедлительно и жестко отреагировать на происходящее. А Он безмолвствует. Но это не отстранение, в этом безмолвствовании – решение в первую очередь наших проблем. У Бога проблем нет. И Ему не надо их помогать решать. Все проблемы кроются в нашем сердце. Бросаясь в бой с врагом, ненавидя других и не слушая никого, считая себя истиной в последней инстанции, мы забываем о Христе, закрываем для Него свое сердце. В таком случае раскол раскалывает только нас самих. Поскольку зло и Христос несовместимы.

http://pravoslavie.ru/124956.html

... А вот и совсем головокружительное событие из церковной истории: император Юстиниан II в 695 г. решил разрушить храм (т. н. " митрополичью церковь " ), чтобы построить вместо него цирковые трибуны. Императору не хотелось, чтобы это событие воспринималось верующими как прямое кощунство. Для этого он заставил патриарха составить и произнести соответствующие молитвы. Придя на разрушение православного храма, патриарх сказал: " Слава Богу, долготерпящему всегда, ныне и присно и во веки веков " . Для Юстиниана это кончилось плохо: началось восстание и он был свергнут (на время). Но тот патриарх, который прочитал молитву " на разрушение храма " , - это святитель Каллиник Константинопольский (память 23 августа)... Из этого случая не будем извлекать никаких поспешных уроков (кроме одного: не торопиться с осуждением тех иерархов советской поры, которые вынуждены бывали подписывать распоряжения о закрытии храмов), но вернемся к главному вопросу: как же должен христианин относиться к тем знакам и изображениям, которые для язычников имеют религиозное значение? Здесь надо помнить слова апостола Павла: " Идол в мире ничто " (1 Кор. 8, 4). Это " ничто " никак не должно влиять на наше поведение. Если я иду в храм и вдруг вижу, что на перекрестке какие-то сектанты установили свой идол, появление этой диковинки не должно никак повлиять на мое поведение. Я не должен подбегать к идолу и целовать ему ноги. Но я и не должен переходить на другую сторону улицы или же обходить его за квартал. Я не должен показывать язычникам, что я разделяю их религиозно-благоговейные чувства по отношению к идолу. Но я и не должен выражать страха перед ним. " Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах " (Иер. 10, 5). И проявленное мною почтение, и выказанный мною страх лишь укрепят язычников в их вере, будто их идол столь силен, что может привлечь к себе или даже победить христианина. Вспомним советы апостола Павла - как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. Пользуясь случаем, я рассказываю ему о Христе. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является " идоложертвенным " . Как я должен вести себя? " Если кто из неверных позовет вас... то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования " (1 Кор. 10, 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» 15 декабря 2018 г. 17:26 На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата . И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

Божии соединились между собою узами мира, утвердили изложение веры, составленное блаженными отцами в Никее, и уничтожили все возникшие соблазны, мы старались убедить единомысленных с Кириллом египетским и подписавших составленные им еретические главы епископов, чтобы они, сохранив изложение составленное в Никее, осудили эти явно противные православной вере главы, как определено было от христолюбезнейших наших императоров. Но, не в состоянии быв убедить их в этом, по причине их нечестивых предубеждений, мы, следуя правой вере отцов и не дозволяя примешивать к ней ничего чуждого, принуждены были изложить ее письменно и утвердить наше исповедание подписанием. Ибо изложения в сих немногих словах достаточно для полного уразумения благочестия, для указания пути истины и для обличения нечестивого еретического заблуждения. Это изложение веры состоит в следующем. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. от сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через коего сотворено все на небе и на земле, который ради нас людей и ради нашего спасения сошел, воплотился и вочеловечился, пострадал и в третий день воскрес, и возшел на небеса, и воссел одесную Отца, и имеет придти судить живых и мертвых, и в Духа Святого. А тех, которые говорят, что было некогда время, когда Его не было и Его не было прежде, нежели родился, и что Он сотворен из ничего, или из какой-либо субстанции, или сущности, или утверждают, что Сын Божий изменяем или прелагаем, анафематствует кафолическая и апостольская церковь . От знаменитейшего Кандидиана, уведомившего наше благочестие, мы узнали, что в ефесской митрополии некоторые дела произведены в беспорядке и не так, как следовало. Ибо и не все, как предписано было, сошлись благочестивейшие епископы, когда епископ великого града Антиохии с другими митрополитами уже приближался, и те, которые собрались, не совещались вместе, не соглашались между собою, и дела, касающегося веры, не исследовали должным образом, или как предписывалось в посланных нами священных посланиях, так что ясно видно, что одни другими были оскорблены, по причине сильного пристрастия всех к своим мнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братии разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главою и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодарю и милостью Божьею поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил насблюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого (1 Фессал. 5:11). Бог же всякий благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые – далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Патриарх Константинопольский Анфим. Митрополиты : Кизический Никодим; Никейский Иероним; Брусский Нафанаил; Смирнский Василий; Филадельфшский Стефан; Лемносский Афанасий. Диррахийский Виссарион. Велеградский Дорофей. Елассонский Никодим. Карпатский и Кассийский Софроний. Елевферопольский Дионисий. 1 Характерный пример – статья проф. П. П. Пономарева и В. А. Керенского «Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности» и Богословской энциклопедии, т. XII, СПб., 1911, кол. 1–107. 2 Вопрос об инославных влияниях на исповедания веры XVII в. рассматривается им в его труде «τεροδοξοι επιδρασεις επι τας ομολογας το ΙΖ αιωνος»; в журнале «Νεα Σιον» 29 (1947) с. 40–49, 68–83, 175–186, 235–242; (1948) с. 45–50, 111–120, 167–174, 226–251, 280–288; (1949) с. 33–40; (1960) с. 1–10. 3 Ιωαννου Ν. Καρμιρη. Τα Δογματικα κα Συμβολικα Μνημεια τς Ορθοδοξου καθολικης κκλησας.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 1992 г. бывший Киевский митрополит Филарет был лишен сана из-за его впадения в раскол и доказанных личных нравственных прегрешений, а позднее он был отлучен от Церкви. Его низвержение из-за множества канонических нарушений было абсолютно основательно. Но своим решении от 11 октября сего года в полном противоречии со священными канонами Константинопольский Патриархат восстановил этого человека в духовном сане. - Какой, во-Вашему, должна быть позиция Болгарской Православной Церкви? - Три митрополита Священного Синода высказались в своем заявлении по ситуации на Украине, в котором, исходя из опыта Всеправославного Собора 1998 г., преодолевшего раскол у нас, мы предложили и в этом случае поступить так же - поставить вопрос о ситуации на Украине на всеправославное обсуждение. - То есть снова созвать Всеправославный Собор? - Это нужно сделать по разным причинам. Во-первых, возобновить диалог между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью после того, как Русская Православная Церковь приняла решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Возобновление диалога между двумя Церквами при участии представителей других Поместных Церквей - способ излечить рану на Украине. Всякое решение, которое касается Поместных Православных Церквей, не может быть принято и быть действительным без их согласия и поддержки. - 15 декабря в Киеве состоится «объединительный собор», созванный Константинопольским Патриархом. Каким, по Вашему мнению, будет его результат? - Я вам отвечу словами одного архиерея канонической Церкви, которыми он ответил на приглашение Патриарха Варфоломея принять участие в этом соборе: «Я твердо верую и исповедую, что остаюсь верен Православной Церкви, а мое присутствие на этом соборе будет противоречить псалму Давидову «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Каким может быть результат собора, который созван в нарушение канонического порядка и в котором участвуют люди, находящиеся вне Церкви? По моему мнению, этот собор не исцелит разделение верующего народа на Украине, а лишь углубит его. Во всей этой прискорбной ситуации есть одно утешительное обстоятельство - готовность православного народа этой страны сохранить единство Святой Православной Церкви, которое находит отклик и поддержку всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/19/mi...

В обоих чтениях из Нового Завета, которые предлагаются нам в нынешнюю субботу, речь идет о духовных наставниках – но один и тот же предмет рассматривается с несколько различных точек зрения, применительно к разным ситуациям. Чтобы понять, о чем говорит Павел, необходим более широкий контекст. Почти с первых же строк своего послания апостол призывает коринфских христиан к единству: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор 1:10–13). И далее: Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий (1 Кор 3:21–23). Таким образом, апостол пытается отрезвить новообращенных христиан и напомнить им, что все они – ученики и последователи Христа, в то время как Павел, Аполлос, Кифа и другие проповедники Евангелия – лишь слуги Божьи. Да, им дано Спасителем чрезвычайно ответственное и важное поручение – и всё же они не более чем слуги, исполняющие волю господина. А потому было бы странно делиться на партии, пытаясь примкнуть к тому или другому слуге, забывая о Боге, которому те служат. Ситуация, с которой столкнулся Павел, нам, конечно, хорошо знакома. Разделения у нас происходят внутри прихода: «Ну эти-то вечно у отца Василия исповедуются – всё им мало постов и поклонов, еще выпрашивают!», внутри епархии: «Ах, матушка, так ведь в этом храме – сплошные либерасты, чему ж тут удивляться!», внутри Церкви Христовой: «Я русский, православный. Что? Константинопольский патриархат? Не слышал. Это католики, что ли?» И единственное средство, позволяющее вылечить все эти глупости и несуразности, – осознание того, что «все мы Христовы, а Христос – Божий», что Церковь – Тело Христово, а мы – члены этого Тела, члены единого организма.

http://pravmir.ru/o-duhovnyih-nastavnika...

В Откровении говорится про святых: " Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресенье. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр.20:4-6). По указаниям толкователей " Откровения " - тысяча лет не есть точно ограниченный срок, но обозначает длительный период времени. Этот период заканчивается освобождением из темницы сатаны (Откр.20:7), " взятием от среды удерживающего " (2Фес.2:7), и затем вскоре кончиной века, всеобщим воскресением, страшным судом и явлением " нового неба и новой земли " , " нового Иерусалима " (Откр.20:7-15; 21:1-2). В последний день святые ( " цари земные " , по терминологии апостолов - см. Петр. Гл.2:9) - " принесут славу и честь свою " . История Новозаветной Церкви свидетельствует о непосредственном участии почивших в Бозе святых в царствование Христа. Самое ближайшее участие принимает в нем Царица Небесная - Матерь Божия - Приснодева Мария. Бесчисленны свидетельства и рассказы о Ее покровительстве, заступничестве и пред-стательстве за весь христианской род, Матерью которого Она стала через Своего Сына - Христа. Величественная и трогательная картина Ее служения на земле, которая отображается в празднике Покрова Божией Матери: " Долго молилась Она во Влахернском храме за константинопольских христиан, обливая лицо Свое слезами, и под конец сняла с Себя блиставшее как молния покрывало и распростерла его над всем стоящим народом " . " Во успении мира не оставила еси " - поет про Нее Церковь, и хотя Она стала Царицей Неба, бедствующая земля была, есть и будет постоянным уделом Ее забот, покровительства и предстательством христиан. Когда св. Андрею юродивому (память 2 октября ст.ст.) был показан рай, он не нашел там Царицы Небесной. Удивленному этим св. Андрею ангел объяснил: " Ты хочешь увидеть Царицу сил Небесных? - но Ее здесь нет. Она ушла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010