Так отцы Церкви единодушно утверждают, что антихрист произойдет от еврейского рода, из колена Данова, и будет иметь главное свое местопребывание во Иерусалиме. Именно: святый Андрей кесарийский в своем толковании на седьмую главу Апокалипсиса останавливается на том, что, при исчислении колен израилевых, запечатленных ангелом, не упоминается о колене Дановом; причину такого опущения он поставляет в том, что от колена Данова имеет произойти антихрист 46 . Святый Ипполит, рассматривая благословение патриарха Иакова, изреченное им Дану ( Быт.49:17 ), также вникая в смысл пророчества Моисея ( Втор.33:22 ) и Иеремии ( Иер.8:16 ), приходит к тому заключению, что во всех этих местах Писания говорится о происхождении антихриста от колена Данова. Приведем собственные слова упомянутого отца, в которых он выражает свои мысли на основании указанных мест Писания. Патриарх Иаков взывает об антихристе. И как пророчествовал он об Иуде, так и о сыне своем Дане; ибо Иуда был у него сын четвертый, Дан же был сын седьмой, и что о нем говорит? Да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, и угрызаяй пяту конскую ( Быт.49:17 ). Кто же, змий? Не другой кто, как тот, иже изначала льстец, прельстивый Адама... Убо во истину от колена Данова хощет родитися и противитися мучитель сый, царь и судия лютый диавол, пророк говорит: Дан судит людем своим, яко едино племя от Израиля ( Быт.49:16 ). Но речет кто, яко о Сампсоне речется сие, яко от колена Данова родися, и суди людем двадесять лет. Это возражение св. отец разрешает так: еже бо о Сампсоне, отчасти бысть, совершенное же на антихристе исполнится; глаголет бо Иеремия сице: спех от Дана услышым; борзостию коня его потрясеся вся земля ( Иер.8:16 ); и паки Моисей рече: скимен львов Дан; и изскочит от Васана ( Втор.33:22 ). Но да не помыслит кто, яко о Спасе речен глагол сей. Дан, говорит Моисей, скимен львов. Наименовавши колено Даново, он открывает будущее, что от него хощет родитися сопротивник. Якоже убо от колена Иудова рождается Христос, сице и от колена Данова родится антихрист» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Эту мысль свою они хотят основать на Писании божественном и учении святых отцов. Из божественного Писания они берут для этого таинственное изображение св. Иоанном богословом жены блудницы, которую он называет Вавилоном; а из отцов Церкви указывают на Андрея кесарийского , который под этою женою, в своем толковании Апокалипсиса, разумеет все вообще земное царство. Равным образом они приводят те слова упомянутого отца, в которых он говорит, что антихрист произойдет из темных и пропастных мест земных, из многомятежного житейского сего моря и многоволнящегося, или еще: из бездны, т. е. из настоящего жития, образно именуемого бездною по причине греховной глубины житейской. Отселе заключает; «а понеже святии сицевой глаголют быти матери антихриста: убо сомнительно есть, мудрование глаголющих быти ей во едином лице женском». Но когда уже несомненно дознана нами мысль св. отцев об антихристе, как лице человеческом и определенном человеке: то не трудно понять их выражение, когда они говорят о происхождении этого человека от современного общества людей, или представляют его исходящим из многомятежного в многоволнящегося сего моря житейского, или из пропастных мест земных. Все эти выражения нисколько не отрицают происхождения антихриста от одной определенной жены, или матери, которая так же должна принадлежать к известному царству, народу, городу, или какому бы то ни было месту. Следовательно раскольники без всякой нужды принимают матерь антихриста, скверную жену, в смысле духовном и иносказательном. Св. Андрей кесарийский вовсе не думал отвергать личное значение как антихриста, так и его матери, когда сказал, что он имеет произойти из Вавилона, от восточных стран Персии. Вот собственные слова его: «антихрист от восточных стран персския земли, идеже колено Даново, от корене евреев исходящий, купно со инеми царями, или вельможами, наследующими царское имя, Ефрат прешед, наведет человеком смерть телесную, или душевную; овым убо веры ради и терпения; овымже за леность и слабость» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

8 из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. В перечислении пропущено колено Даново (вместо него включено колено Левиино, которое традиционно в перечне колен не упоминалось). По мнению многих толкователей, причина пропуска состоит в том, что именно из колена Данова имеет произойти лжемессия-антихрист.  В еврейской религиозной литературе колено Даново нередко пользуется плохой репутацией. В Агаде о данитах говорится как о грешниках, связанных с богохульством и идолопоклонством. 67 67 Ср. аналогичные свидетельства в Библии: Лев. 24, 11; Суд. 18, 30; 3 Цар. 12, 29; Ам. 8, 14.  Из «Заветов двенадцати патриархов» мы узнаем, что князем данитов является сатана (VII, 5, 6). В «Таргуме Иерушалаим» 68  на Втор. 25, 18 упоминается, что во времена Моисея колено Даново служило идолам, а в мидрашах сказано, что эмблемой этого колена была змея.   68 Другое название «Таргум Ионафана» (I век по Р. Х.) . В Пятикнижии Дан назван «львом от Васана» (Втор. 33, 22), в чем можно усмотреть противопоставление Христу, Который назван «Львом от колена Иудина» (Апок. 5, 5). Символично также, что Васан 69  в древности был местом обитания рефаимов – народа враждебного Богу и народу Божию.  69 Историческая область в северо-восточном Израиле,  на восточном берегу Иордана, включающая в себя Голанские высоты.     Рефаимы были великанами, людьми огромного роста и физической силы: кровать последнего васанского царя Ога, побежденного Моисеем, имела размеры 9 х 4 локтей, или  4,5 х 2 метра (Втор. 3, 11). 70 70 Некоторые отождествляли рефаимов с допотопными исполинами (евр. «нефилим» – , от (нафал) — «падать», «погибать», «разрушаться», «впадать в беду» — см. Быт. 6, 4), но это ошибочно, так как те исполины погибли при потопе, именно ради них посланном на землю.   Рефаимы воевали против Моисея, а позже сохранившиеся их потомки и против Давида. Впоследствии, когда рефаимы уже исчезли с лица земли, это слово стали употреблять в общем смысле, как символ погибших враждебных Богу царей-идолопоклонников. Так, у пророка Исаии рефаимами названы пребывающие в глубинах преисподней могущественные языческие цари и властители мира (Ис. 14, 9; также Ис. 26, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Текст Структурные признаки Содержание 17:1–18:31 Рассказ Изготовление кумира и назначение священника Обрамление: Посылка разведчиков; похищение кумира и «Не было царя» (17:6; 18:1) священника; покорение Лаиса 19:1–21:25 Рассказ Позорное деяние в Гиве (19:1–30) Обрамление: Борьба с коленом Вениамина (20:1–48) «Не было царя» (19:1–21:25) Похищение женщин в Иависе и Силоме 1.3.1 Святилище Михи и колено Даново В большом рассказе 17:1–18:31 сообщается о том, что колено Даново покинуло первоначальное место своего обитания вблизи долины Аиалона, что они разведали о лежащем севернее городе Лаисе, завоевали его и дали ему имя Дан (18:1, 2, 7–11, 27b–29). Но рассказ не ограничивается этим сообщением профанного характера, но в первую очередь сосредоточивается на том, как колено Даново обрело изображение Бога и священника из левитов: один ефремлянин по имени Миха сделал изображение Бога и приставил к нему священника, которого мужи из колена Данова похитили и доставили вместе с изображением в Лаис (17:1–13; 18:3–6, 12–27а, 30, 31). Изготовление изображения Бога из краденого серебра и приставление к нему собственного сына в качестве священника представляют собой в глазах рассказчика святотатство, напоминающее о произволе, распространяющемся в эпоху бесцарствия (17:6 – ср. 18:1). 1.3.2 Позорное деяние в Гиве и его последствия В первом рассказе этого комплекса ( Суд.19–21 ) противопоставлены друг другу чрезвычайно великодушное гостеприимство, которое встречает один ефремлянин в Вифлееме – на родине Давида, – и тот позор, который ему приходится пережить в Гиве, городе, принадлежащем колену Вениаминову, то есть резиденции Саула (19:1–30). По дороге из Вифлеема на свою родину в Ефреме он со своей наложницей останавливается на ночлег в Гиве. Но ему удается найти пристанище лишь у человека родом не из Гивы. Вдобавок ему начинает угрожать городская чернь, и ему приходится выдать им свою наложницу. Когда она умирает от последствий изнасилования, ефремлянин расчленяет ее тело и посылает его части во все колена Израилевы. «Рассказ Суд.19:1 –30а – пример, подтверждающий в повествовательной форме положение: каждый делал, что ему угодно» (H.W. Jüngling). Рассказчик явно выступает сторонником правления рода Давидова и противником царства Саула и его североизраильских преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

– А это ничего не значит: тут никакого противоречия нет... Ведь Дарвин доказал, что всё произошло от одной только первичной клеточки; стало быть, и орел, и пчела, и человек – все произошло от нее. – Вы еще указываете в пример на гербы колен Иудина, Даниилова и Вениаминова. Позвольте вас спросить, откуда вы взяли колено Даниилово? – А это, должно быть, колено пророка Даниила. – Прекрасно! Вы даже и того не знаете, что было колено Даново, а не Даниилово! Но суть дела не в этом, а в гербах этих колен. Неужели, по вашему мнению, гербы этих колен в самом деле указывают на веру евреев в то, что колено Иудино произошло от льва, Даново – от змеи, а Вениаминово – от волка? – Да, так думают Леббок, Бастиан, Тэйлор, Каспари и даже Буслаев. – Помилуйте! Что за нелепость вы с вашими учеными городите? Все двенадцать колен считали своим родоначальником Иакова и в то же время, по словами вашим и ваших ученых, верили, будто каждое из этих колен в частности произошло не от одного из сыновей Иакова, а от льва, змеи, волка и т. д.? Стало быть, Иаков-то, по их понятию, родил двенадцать не сыновей, а зверей и гадов? – Нет. Это вообще указывает на веру евреев в первоначальное происхождение их самих и всего человечества от зверей. А если не так, то как же объяснить происхождение таких гербов? – Вы, господа дарвинисты, или намеренно игнорируете всё несомненно известное, или действительно ничего не знаете и лишь хватаете всё с чужих слов, или же насмехаетесь над самою наукою, которую хотите разработать, и морочите людей своим напускным, взятым у других напрокат философствованием. Неужели вы в самом деле воображаете, что говорите истину, указывая на гербы израильского народа? Читали ли вы когда-нибудь пророческое благословение Иаковом своих двенадцати сыновей? Нет? Это очень понятно. Зачем читать то, что вы почитаете за сказки и басни и считаете достоянием младенчествовавшего рода человеческого?! Это для вас и унизительно, и скучно! А между тем, когда бы вы, если не для своего назидания, то хоть для того, чтобы проверить, справедливо ли говорят ваши ученые о веровании израильтян в их мнимое происхождение от зверей, прочли в Библии это пророческое благословение, без сомнения, сейчас же поняли бы, почему то или другое колено Израильское имело тот или другой герб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Здесь они смешались с идумеями, так что впоследствии, после времени Езекии, они как-бы совершенно исчезают из еврейской истории в качестве самостоятельного племени. Это колено для политической жизни всего народа в описываемую эпоху не имело значения, и из него не вышло ни одного судьи. Совсем иное приходится сказать о колене вениаминовом. Несмотря на небольшой удел занимаемой им территории, оно играло весьма важную роль в истории евреев и было одним из сильнейших колен. Из него вышел второй судья Аод ( 1Пар. 8:5–6 ; Суд. 3:15 ) 219 . Девора упоминает об этом колене, как об одном из первых, явившихся для народного освобождения ( Суд. 5:14 ); позднее из этого именно колена, как наиболее воинственного, был избран первый еврейский царь ( 1Цар. 10:21 ). Храбрость и мужество этого колена, родоначальник которого в благословении Иакова называется хищным волком ( Быт. 49:27 ), были столь значительны, что в одно время общие силы 11 колен едва могли одолеть ее ( Суд. 20 ). К южной группе колен, как было выше сказано, принадлежало и даново колено. Судьба его была довольно печальна. Даниты первоначально поселились среди уделов иудина и ефремова колен ( Нав. 19:40–46 ); но этого места для них оказалось недостаточно; к тому же здесь их сильно теснили амореи ( Суд. 1:34–35 ) поэтому часть их выселилась на север Палестины ( Суд. 18:1–2; 7–11; 20 ), так что колено даново разделилось на две части: южную и северную. Первая принимала довольно деятельное участие в политической жизни южной группы колен, и дала из себя Самсона. Вторая, занимая пограничное положение на севере Палестины, играла важную роль в качестве сторожевого поста, была, по выражению ( Быт. 49:17 ), «змеем на дороге, аспидом на пути», уязвлявшим соседних неприятелей. В истории еврейской она запятнала себя водворением открытого идолопоклонства и отделением от прочего Израиля в религиозном отношении ( Суд. 18:30–31 ). В главном городе этого колена впоследствии был поставлен Иеровоамом золотой телец, для всеобщего поклонения израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Такое соответствие между страною и её прежними жителями, если и нельзя назвать его полным, во всяком случае, заслуживает внимания и может наводить на мысль о причинном отношении между тою и другими, о причинной зависимости жизни последних от первой. Этим же самым дается основание и право ожидать подобного соответствия между страною и её позднейшими жителями, заступившими место прежних, и, если это соответствие будет замечено и здесь, а оно, судя уже по сказанному выше, действительно замечается, видеть в нем не просто соответствие, но и причинную зависимость и, следовательно, ставить влияние страны в ряду причин разделения её позднего населения. 10 Гиттер. Die Erdkunde. XV, 1. S. 6. у Кейля в его «Руководстве к Бнблейской Археологии». Перевод с немецкого. Киев, 1871. Ч. I. Стр. 30. 11 Руководство к древней истории Востока до Персидских войн. Перевод с французского. Киев. Т. II. Стр. 195. 12 По Кейлю протяжение её с севера на юг занимает 32 географических мили, и с запада на восток едва 30 (?) миль; широта же собственно Ханаана от Средиземного моря до Иордана 15 миль. Вея площадь Ханаана обнимала от 450 до 460 кв. м., а площадь Галаада от 200–210. Кейль. Руководство к Библейской Археологии. Ч. I. Стр. 22–23. Karl von Raumer. Palästina. 1838. Aufl. 2. S. 25. 13 По разделению страны, сделанному И. Навином, берегом моря должны были владеть колена: Иудино ( Нав.15:11 ), Ефремово и Мианассиино (16:3,8; 17:9), Завулоново (19:11) Асирово (19:29) и быть может Даново (19:46). Колено Иудино завоевало было назначенный ему берег морской, во не могло изгнать жителей его ( Суд.1:18,19 ) и потом совсем его лишилось. Колено Манассиино не изгнало жителей из Дора ( Суд.1:27 ), Асир не изгнал жителей Акко и Сидона (1:31). Колено Даново также не могло овладеть морским берегом, потому что аморреи стеснили его в горах и не давали ему сходить на долину ( Суд.1:34 ). Неизвестно, овладели ли берегом ефремляне. В равнине изреельской силы Иосифа но могли утвердиться, потому что не могли сражаться с железными колесницами хананеев; та же причина могла воспрепятствовать им и на берегу Средиземного моря (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19:32–39. Пределы и города Неффалима. На этой территории основной точкой отсчета является гора Фавор. Южная граница Неффалима следует по вади Fajjas на восток до Иордана. Из городов, расположенных вдоль этой линии, идентифицированы: Хелеф (Khirbet " Arbathath возле горы Фавор); Адами-Некев (Khirbet et-Tell); Иавнеил (Tell en-Náam); Лаккум (Khirbet el-Mansurah). Местоположение Хуккока вызывает споры, но большинство исследователей отождествляют его с Yaquq, к западу от Галилейского моря. Остальные города: Адама – возможно, Hajar ed-Damm, в 2 милях к северо-западу от места слияния Иордана и моря Галилейского; Иреон – Ярун, на ливанской границе; об Асоре см. коммент. к 11:1; Кедес – севернее пересохшего к настоящему времени озера Хуле. 19:40–48. Пределы и города удела Данова. Хотя Дану была выделена довольно большая территория на побережье Средиземного моря от ручья Сорек до реки Яркон близ Иоппии, маловероятно, чтобы Даново колено когда-либо занимало всю эту землю. Большую часть этого региона контролировали филистимляне, а позднее – ассирийцы. Во времена Соломона эта территория образовала юго-западный административный округ и была аннексирована Иудеей. Подтверждением может служить тот факт, что принадлежавший Дану город Беф-Шемеш (Tell er-Rumeileh) упоминается далее как город левитов в Иудее (21:16). Остальные города Данова удела идентифицируют следующим образом: Шаалаввин – возможно, Selbit (к востоку от Газера; см. Суд. 1:35 ); Аиалон – возможно, Yalo (в 5 милях к востоку от Газера; упоминается в амарнских текстах); Фимнафа – Tell el-Batashi (в 5 милях к северо-западу от Беф-Шемеша); Гиввефон – возможно, Tell el-Melat (упоминается в перечне завоеванных городов Тутмоса III); Бене-Верак – el-Kheiriyah (близ Иоппии; упоминается в анналах Сеннахирима); Ракон – либо река, либо Tell er-Reqqeit близ Иоппии. 19:47. Ласем. Вероятно, под давлением филистимлян Даново колено мигрировало (см.: Суд. 18 ). Сыны Дана двинулись на север, в Ласем (Лаис), который был переименован в «Дан» и стал важным культовым центром при царе Иеровоаме. Крупнейший в этом регионе город (площадью около 50 акров) находился к северу от озера Хуле, на дороге, ведущей в Дамаск. О его значении свидетельствуют упоминания в египетских «Текстах проклятий» и в письмах из Мари.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

об исцелении больных, о хождении по морю, передвижении гор и др. 1733 Одного только чуда раннейшая традиция не приписывает антихристу, это – воскрешения мертвых 1734 . Позднейшая же традиция 1735 приписывает антихристу только обманчивое воскрешение мертвых, как и вообще она называет чудеса антихриста (φαντασαι) 1736 . Под антихристом Буссэ разумел иудейского лжемессию, который играл роль уже в дохристианской иудейской апокалиптике. Работа Буссэ характеризуется большою ученостью и тщательностью, но аргументация ее не во всех пунктах одинаково сильна, а некоторые предпосылки совершенно несправедливы. Прежде всего мы не можем согласиться, чтобы идея антихриста, как иудейского лжемессии, была произведением дохристианской иудейской апокалиптики. Представление об антихристе, как об иудейском лжемессии, – создание христианское. Уже христианские писатели второго века (Ириней, Ипполит) учили, что антихрист произойдет из колена Данова. Они воспользовались иудейскою мыслью о будущем пришествии Мессии и при помощи ее развили собственную мысль об антихристе, как иудейском лжемессии. Отсюда та черта в образе антихриста, что он примет обрезание и исполнит закон. Эту мысль высказал уже Ипполит 1737 . Позднейшие христианские писатели также придерживались мысли об антихристе, как об иудейском лжемессии. Викторин, напр., в толковании на Апокалипсис (к 12 главе) 1738 , усматривая антихриста в Нероне, пишет: hunc —463— ergo suscitatum Deus mittet regem dignum, set dignum qualem meruerunt Judaei. У Коммодиана тип антихриста, как языческого тирана, стоит рядом с типом антихриста, как иудейского лжемессии: nobis Nero factus Antichristus, ille Judaeis 1739 . Буссэ думает, что колено Даново в исчислении двенадцати колен Израилевых в Апокалипсисе 7, 5–8 опущено по той причине, что из этого колена должен произойти антихрист. Так объяснял этот пропуск колена Данова в названной главе Апокалипсиса уже Ириней 1740 . Если пассаж 2Фесс.2:1–12 произошел вследствие ожидания иудейского антихриста, то не трудно придти к такому выводу, который сделал уже Ириней, именно, что колено Даново опущено в Апокалипсисе по той причине, что из него должен произойти антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобные суждения о клятве и клятвопреступлении – повторяем – были невозможны в то отдаленное время (быть может «Иеффая» можно выставить красноречивейшим образчиком этого), хотя должны быть названы современными и вполне симпатичными фарисею-Иосифу. 323 Новое выражение стремлений Иосифа сгруппировать отрывочный и перемешанный материал книги Судей в более связное и рассортированное по своим частям целое можно видеть в том, что он с бóльшею целесообразностью относит к началу изложения периода сообщаемое в кн. ( Суд.18 ) любопытное (и несколько даже странное для конца периода) обстоятельство, что «в те дни колено Даново искало себе удела между коленами Израилевыми» ( Суд.18:1 ). Русский перевод Библии пытается стушевать эту странность вставкой пред словом «удела» – полного , представляя дело так, что Данитяне не заняли полного или сполна своего удела в самом начале раздела, и именно потому, что такого полного удела ему не выпало. Совершенно неясна, почему колено Даново могло быть так обделено при самом разделе, – или даже если предположить, что оно не заняло только сполна свой удел, а лишь часть его, – неясно, отчего это могло произойти и впоследствии заставить даже «искать» себе удела, «где бы поселиться». Весьма правдоподобно и просто объясняется это у Иосифа, который уверяет, что Данитян вытеснили именно из их удела Хананеи, пощаженные при самом заселении удела в первый раздел вопреки повелению Божьему, и теперь служившее в руках Божьих орудием к уврачеванию Израиля. Параллельные места Библии настолько не противоречат приведенному добавлению и разъяснению Иосифа, что дают право считать их согласными в общем с его представлением дела, вполне объясняющие не столь понятную на первый взгляд заметку об искании удела после раздела. Не в виду какого-либо важного ущерба делу, а просто в подтверждение нелишний раз, или ради иллюстрации того, как мало точен и не стеснителен Иосиф в показании чисел, мы не хотим пропустить без внимания неверности цифр Иосифа в истории Адони-Везека и при исчислении войска Иавина.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010