Пленников пророк видит издалека идущими на Сион (43:5, 6; 49:12, 17, 18, 19; 60:4), разорителей Сиона, напротив, «удаляющимися» от Сиона, а не просто, напр., получающими возмездие, как в кн. Варуха, где Сион есть простое олицетворение (об этой книге будет замечено ниже). Это выражение в устах пророка, живущего в плену, не совсем понятно относительно вавилонян, так как им не нужно было «приходить» для притеснения Сиона, если последний есть олицетворение жившего у них Израиля. Современники пророка называют себя «происходящими от святого города» (48:2, ср. 37:32 и 4:3). В 66 главе пророк говорит, что принесение жертв людьми упорными в своем беззаконии есть мерзость пред Господом: посему «вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим» (6 ст.), т. е. упорным отступникам. Подобная речь пророка о своих современниках звучала бы странно, если бы произносилась в Вавилоне. Равным образом неестественна в устах пленного пророка такая речь к своим современникам: «так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля подножие ног Моих: где же построите дом для Меня, и где место покоя Моего?» (66:1). Даже если некоторые ученые отрицательного направления считают гл. 65–66 написанными в Палестине по возвращении из плена, затруднение не устраняется: каким образом мог пророк говорить: «вот, голос из храма», если храм не был еще построен (о чем заключают по Ис.66:1 )? 288 Едва ли затем подходит ко времени пред окончанием плена речь «о враждующих против Иуды» (41:11–12), о сильных народах – «владыках» (41:1 и дал. 25), «возжигающих огонь против Израиля» (50:11), – «о зверях полевых и лесных» (56:9), т. е. неприятелях, которых призывает Господь на нечестивых современников пророка. Была ли также жизнь в Вавилоне соединена с «непрестанным страхом от притеснителей» (51:7, 13), «готовых постоянно истребить» Израиля (как во время нашествия Сеннахерима – Ис.37:27 )? – Наконец, изображение религиозно-нравственного состояния народа подходит ко временам до плена вавилонского и именно ко временам Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Еще во времена Иисуса Навина: И пришел ангел Ягве из Галгала в Бохим (и в Вефиль и к дому Израилеву), и сказал (им: так говорит Господь): Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим... И вы не вступайте в союз с жителями земли сей... Когда ангел Ягве сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал. От сего и называется то место Бохим (что значит «плачущие»). Там принесли они жертву Ягве ( Суд. 2:1–5 ). Мы видим ангела Ягве, ходящего из города в город (из Галгала в Бохим) и говорящего и вразумляющего людей. Поразительно! В образе ли человека это было или явное видение?! Пророческим даром была отмечена Девора, судившая народ Божий под пальмою. В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофорова. Она жила под пальмою Девориною ( Суд. 4:4–5 ). Писание сохранило песнь Деворы, пророчески воспетую ею после победы над полчищами Сисары, военачальника Иавинова. Песнь эта приведена в 5-й главе книге Судей Израилевых и истолковывается нами в шестом экзегетическом этюде о библейских песнях. О наличии пророческого служения во времена судей Израилевых говорит такой факт, что к первосвященнику Илию приходит некий человек Божий и возвещает ему трагическую судьбу его дома в связи с порочным поведением его сыновей-священников. И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Ягве... (1 Цар. 2:27). Однако, служение пророков было в те времена нечастым, мало влияло на народную жизнь. Шли века. Еще только должен был прийти человек, через которого бы возгорелся пророческий огонь в Израиле и началось служение великой плеяды библейских пророков. Этим человеком стал судья и пророк Самуил. О Самуиле, вратах пророческих, о его ключевом значении для дома Израилева и пойдет дальше речь. Самуил История библейских пророчеств, вереница пророков Израиля начинается с Самуила. До Самуила в отношении пророчеств – все только еще предыстория. Самуил – начало и начальник пророков. Об этом так говорит блж. Августин: «Однако днями пророков в особенности и по преимуществу называется то время, с которого начал пророчествовать Самуил» О граде Божием, кн. 17, гл. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Господь Христос дал нам спасительные источники – мощи святых, многообразно изливающие благодеяния». И как бы в изъяснение этого он замечает выше: «Чрез ум Бог обитал также и в телах их» (Богосл. кн. 4, гл. 15, ст. 3–4) 100 . Святость Церкви . Церковь Христова называется святою потому, что она освящена Иисусом Христом через Его страдания, учение, молитву и таинства. Об освящении Церкви страданиями Иисуса Христа и установленными Им таинствами ап. Павел пишет: Христос возлюби Церковь Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна 101 . В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос, между прочим, сказал: Святи их во истину Твою: слово твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину ( Ин.17:17, 17:19 ). Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя (то есть приношу Себя в искупительную жертву), чтобы и они были освящены истиною. Церковь не перестает быть святою, хотя в ней есть и согрешающие: те члены, которые согрешают, но очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; ведь она для того и существует, чтобы исправлять людей и вести их к святости и спасению, ибо Христос пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Грешники же нераскаянные, упорно пребывающие в своих грехах, не принадлежат к Церкви. Такие грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божьего, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, так что Церковь и с этой стороны остается святою. Повелевая отлучить от Церкви одного нераскаянного грешника, ап. Павел писал Коринфским христианам:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соглашаясь с Павлом, Василий Великий , подводя итог размышлению о соблазне, сказал, что в двух случаях осуждается тот, кто вводит в соблазн другого: когда делает некое дело, которое дурно само по себе, и когда делает некое дело, которое дозволено и находится во власти самого делателя, но соблазняет немощных верою и знанием: «Поэтому и когда совершаемое, будучи дурно само по себе, становится причиной соблазна, и когда оно, будучи из числа позволенного и находящегося в нашей власти, становится соблазном для немощного верою или знанием, оно явно и неотвратимо влечет за собой то страшное осуждение Господа, о котором сказано: «Лучше было бы, если бы повесили... и прочее» (О крещении. Кн. 2, гл. 10). Часть третья Так как до сих пор мы говорили, что христиане не должны соблазнять других, и насколько было в наших силах, учили, как нужно им пренебрегать, то сейчас следует сказать кое-что и в поучение соблазняемым. Ибо никто не соблазняется по справедливости и разуму, но одни соблазняются по высокомерию и зависти, когда видят, что другие добиваются успеха и славы от Бога и людей. Другие же соблазняются от дурного общества, привычки или неразумного представления, которые они имеют о грехе, отчего и смущаются, когда их уличают в порочности наставники или иные люди, а некоторые из лицемерия и ненависти соблазняются чужими словами, а некоторые по своему невежеству и слепоте, а то и по своему беззаконию соблазняются заповедями и речами Господними. Есть и такие, кто, побуждаемые иной страстью или неразумной причиной, соблазняются братьями, как видно из примеров Священного Писания. Так, соотечественники Господа по своему высокомерию и зависти соблазнились, когда увидели, что Он учит с такой мудростью, творит чудеса и прославляется Богом и народом. «Откуда у Него такая премудрость и силы, – удивлялись они, – не плотников ли Он сын?., откуда же у него все это? И соблазнялись о Нем» ( Мф.13:54–57 ). Как говорит Сирах, Злоречивый «и надменный преткнутся чрез них» ( Сир.23:7 ). Так, Исаия о людях, склонных к пороку, говорит, что они соблазняются теми, кто обличает их: «И требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого» ( Ис.29:21 ). Мудрый Сирах замечает, что соблазняются те, в ком есть зло, злопамятство и лицемерие: «Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим, а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн» ( Сир.27:24–26 ). «Ищущий закона, продолжает он, насытится им, а лицемер преткнется в нем» ( Сир.32:17 ). Далее он говорит об ослепленных беззаконием: «Пути Его для святых прямы, а для беззаконных они – преткновения» ( Сир. 39:30 ). Глаза обманывают человека. Как нужно поступать, когда кто-то говорит о согрешении брата

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

4 Посвятить себя монашеской жизни. 5 В разговоре философа Платона: Критон, p. 45. 6 Еврип — бурный пролив у о. Еввеи. 7 Философ Платон в сочинении «Апология Сократа». 8 В Синодальном переводе смысл другой: «не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия». 9 В Синодальном переводе: «скитальцем и изгнанником будешь на земле». 10 В синодальном переводе «путь» и «мысль» во множественном числе: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». 11 В синод. переводе: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1). 12 т. е. двух сыновей фивского царя Эдипа, которых действия драматически изображены в трагедиях Эсхила и Софокла. 13 Горго или Горгона — баснословное чудовище, представляемое греческими поэтами с головою, покрытою змеями вместо волос, и приводившее в окаменение всякого, кто видел ее. 14 Разумеется, вероятно, Иевосфей. См. 2 Цар. 4:7. 15 Тантала, упоминаемого в греческом баснословии. См. Одисс. XI, 582–592. 16 Философ Сократ, по сказанию историка Ксенофонта. См. Достопамятности Сократа, Кн. 1, гл. 3, отд. 9–13. 17 Это славянский перевод, в Синодальном это звучит так: «зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью». 18 Приводимые ниже места св. Писания, принадлежащие двум пророкам, св. Иоанн приводит под именем одного пророка Михея. 19 Так у Златоуста, в слав. тексте смысл другой: «не изыде живущая в Сеннааре, плачитеся дому (сущаго) близ нея», т. е. она не смогла выйти, а вы плачьте над домом близ нее. В Синодальном же переводе: «не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем». – и. Н. 20 Ересеначальники сект, известных под именами маркионитов, валентиниан и манихеев, во 2 и 3 веках по Р. Х. 21 Философ Платон в разговоре: Тимей, Отд. 29. 22 Аммиана Марцелл. Истор. Книг. XXIX. 23 Констанций Хлор, Константин, Констанций, Констант, Галл, Юлиан, Иовиан, Валентиниан и Валент (304–378 г. по Р. Х.). 24 Константин и Констанций. 25 Император Грациан. 26 Император Феодосий Великий. 27 Император Валент. 28 Епаминонд — фивский полководец; Сократ — философ; Аристид — афинский правитель; Диоген Синопский — философ–циник; Кратис Фивский — ученик Диогена. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

В скором времени и апостол народов Павел осудил подобные поступки. Когда он вместе с Силою был заключен в Филиппах (в Македонии) и когда в полночь темничные двери растворились сами вследствие землетрясения, то «страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали; но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла; ибо все мы здесь» (Деян. ап. 27 – 28). вв) Самоубийство вовсе не было известно у первых христиан; 173 у них все были мученики за Христа, о которых метко выражается блажен. Августин, говоря «что они безмерно превышают языческих героев не только числом, но и искренностью и бескорыстием своей величайшей (вытекавшей из любви к Богу) добродетели, превосходят их тем св. героизмом, под влиянием которого умеют терпеливо переносит смерть, отнюдь не убивая себя» 174 . (De civimame Dei, кн. V, гл. 14). гг) Какое же может быть лучшее средство, предупреждающее стремление к самоубийству, как не отречение от собственных страстей: гордости, гнева, прелюбодеяния, зависти, жадности, честолюбия и т. п., как не покорное, терпеливое, сыновнее упование при всевозможных страданиях на волю всеблагого, всеведущего и всемогущего Отца? «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Mamф. V, 3 – 4 ). «И если о чем попросите от Отца во имя Мое, то сделаю» (Иоан., 13), и: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 26). (Священ. Гр. Дьяченко). б) Церковное правило о самоубийстве. «Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержеть себя с высоты: эа такового должно ли быти приношение (бескровная жертва) или нет? О таковом священнослужитель должен рассудити: подлинно ли будучи вне ума, соделал сие, ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, не правдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческие или по иному какому случаю от малодушия, и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению». (Тимофея александ. пр. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если и можно было держаться учения о хилиазме даже как частного только мнения, то лишь до тех пор, пока вселенская церковь не высказала об этом своего голоса. Но когда второй вселенский Собор (в 381 году), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о тысячелетнем царстве Христовом «для того внес в самый символ веры слово о Христе: «Его же царствию не будет конца», – держаться этого учения, даже в качестве частного мнения, совершенно непозволительно православному христианину. 278 Об основных истинах христианской веры апологетические публичные чтения Протоиерея Л. А. Сергиевского. М. 1872 г., стр. 173 – 174. 279 Вот полный состав речи апостола; «Вы, братия, сделались подражателями церквам Божьим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих: но приближается» и т. д. 300 Благовестник. Казань, 1857 г., ч. II, стр. 124, 125; сн. ч. I, стр. 302. – Снеси также Дамаскина. Точное изложение прав. 308 В той же беседе св. Златоуст высказывает мнение, что второе пришествие Христово будет в полночь. Св. церковь установила особую церковную службу – полунощницу для молитвенного воспоминания второго пришествия и страшного суда Христова. 313 Если бы одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна бы и получила венец; а если бы одна предавалась удовольствиям, то, одна по справедливости была бы и наказываема. Поскольку же душа не творит ни добрых, ни злых дел без тела, то по справедливости и душа, и тело вместе получают воздаяние (Св. Иоанн. Дамаск. Точное излож. прав. веры, кн. IV, гл. 27). 314 Тогда праведники, говорит Писание, просветятся, как солнце ( Mamф. XIII, 43 ) и луна и как светлость тверди ( Дah. XII, 3 ). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, дабы люди, судя потому, что видят, поверили тому, чего ожидают. Тот, который дает несколько, может подать и все: Тот, кто сотворил червя блистающим, кольми паче и просветить праведного человека (св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Но! – это уже не будет Земля Святая, это будет просто Палестина, место проживания для народа; – это уже и не будет народ Божий; это будут просто племена израильтян среди множества других племен земли. И все это потому, что славы Ягве не будет с народом сим, и имя Божие не будет нарекаться на нем! Судьбы израильтян вполне могли бы уподобиться таким образом судьбам измаильтян-арабов, потомков Авраама, судьбам эдомитян – потомков Исаака. Ягве не хочет больше быть с этим народом. Дальнейшее пребывание славы Ягве среди израильтян теперь даже опасно для них. Ягве говорит: вы народ жестоковыйный; если Я пойду посреди вас, то в одну минуту истреблю вас! Это подобно тому, как и в Новом Завете опасно Святым Тайнам быть среди недостойных Божией благодати. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. И, 27:29–30). Такая трагедия случилась с Израилем. Обратимся теперь к толкованию происшедшего богомудрыми учителями. Что потеряли израильтяне? – водительство Ягве. О том, что в лице Моисея Господь вел Свой народ, как детей, Сам будучи для них при этом искусным детоводителем-педагогом, так пишет Климент Александрийский : «И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (соиди), веди народ сей, куда Я сказал тебе ( Исх. 32:33–34 ). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деле через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа... потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою ( Исх. 32:34 ). В образе добраго Ангела [=благовестник, добрый ангел. – Г.Ф.] и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя» Педагог, кн. I, гл. 7]. Моисея Ягве оставлял согрешившему народу, но отымался от него Логос-Педагог. А Моисея, или точнее, закон Педагогом впервые назвал еще св. апостол Павел: Итак закон был для нас детоводителем (παιδαγωγς) ко Христу ( Гал. 3:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Его Премудрость (Chokmah, Σοφα) и в некоторых местах изображается как самосознающая личность (Σοφα ποστατικ, отражающая в себе премудрость Бога и выражающая ее во вне — в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение Премудрости находится в кн. Притчей (8 гл.). Здесь Премудрость ο Самой Себе говорит так: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли (22–23 ст.). Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали переделов его, когда полагал основания земли, тогда Я была, при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (27–30 ст.; ср. Иов 28, 12–28). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове, безначальное рождение от Бога, посредничество при творении мира, совершенно одинаковы с усвояемыми в Новом Завете Сыну Божию (Ин I, 1–3, 14), почему почти все древние учители церкви в таких изображениях Премудрости видели прикровенное учение ο Боге-Слове [ 18 ]. в) Но всего яснее указания на личность Сына и Его божественное достоинство в пророчествах ο Мессии. Господь рече ко Мне, — говорит Мессия от Своего лица: Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя (Пс 2, 7). Давид исповедует: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai) моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. пер.: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, — Пс 109, 1, 3). Помаза Тя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс 44, 8). У Исаии Ему усвояются наименования: отрасль или ветвь Иеговы (т. е. что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын — Ис 4, 2), Еммануил (7, 14) — с нами Бог (Мф 1, 23), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис 9, 6), показывающие и Его отдельность от Иеговы и божеское достоинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010