В слушателях Христа они одна за другой пробуждали одну и ту же невероятную мысль: День пришел! Да, главная мысль Нагорной проповеди — эсхатологическое Царство уже пришло, уже посреди нас. «Достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12:28). После того как провозглашение Блаженств возвестило пришествие нового эона, в Нагорной проповеди, в теснейшей связи с этим, следуют рассуждения о законе. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:17-18). В истории христианства на эти слова нередко ссылались ересиархи для доказательства необходимости соблюдения Ветхого Закона. На деле же именно эти слова в контексте Нагорной проповеди кладут конец «эону закона». Да, «не нарушить пришел Я, но исполнить». Но исполненное, т.е. наполненное, есть полнота, «потому что конец закона — Христос» (Рим 10:4). «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота…» Но в том-то и дело, что с тех пор, как «Слово стало плотью» — «небо» и «земля» прешли. Более не существует их ветхозаветной противопоставленности; «земля», материальность, «плотяность» от воплощения Небесного Царя перестают быть преградой к Богообщению: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их ибо прежнее прошло» (Откр 21:3-4). «Современные изыскания подчеркнули в синоптических евангелиях, а в особенности у Марка, одно очевидное обстоятельство, которого XIX в. упорно не желал видеть, а именно: все дело Иисуса представляется Ему самому как борьба с диаволом, для изгнания его из мира» . В еврейском сознании рубежа Заветов земля — удел диавола, ею правит князь мира сего. Но — «ныне князь мира сего изгнан» (Ин 12:31). И потому не только Царство Небесное — удел верных Божиих, но кроткие могут наследовать и земное. «Прежнее прошло» — пришло другое время, другой эон, когда Бог обитает с нами.

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

Видя подобное настроение окружавшего Его народа, Господь ответил: «Не для Меня был глас сей, но для народа» ( Ин. 12, 30 ), т. е. «вы, как бы так говорил Господь, занимаетесь праздными догадками относительно голоса с неба и думаете, что этот голос нужен был только для укрепления Моей возмущенной души, но не хотите даже подумать, что этот голос должен был вызвать вас из состояния духовного ослепления, исправить ваше духовное зрение, научить видеть и понимать значение великих событий, происходящих пред вашими глазами: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 31–32 ), вот сколь великие события происходят пред вашими глазами! Ныне чрез подвиг Моих страданий и смерти осуждается его [мира] жизнь, основанная на неправде сильных, на оправдании греха и преступлений, и становятся очевидными для всех могущество и сила духовной жизни, основанной на любви, побуждающей терпеть уничижения и полагать душу свою за други (ср. Ин. 13, 34–35 ). «Ныне сам князь мира сего будет изгнан вон», как предсказано еще Исаиею: «плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена» ( Ис. 49, 25 ; ср. Мф. 12, 29 ). И еще более того: «И когда Я вознесен буду (ср. Ис. 52, 13 ) от земли», т. е. на Крест, служащий, правда, предметом позора в глазах людей, но в действительности составляющий путь к вознесению на небо, к восшествию в небесную славу, «всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ): все народы, уверовав в Меня и будучи привлечены любовью Моею (ср. Ин. 6, 44, 65 ), свободно придут ко Мне: «все концы земли увидят спасение Бога нашего» ( Ис. 52, 10 ), все жаждущие придут и будут вкушать духовное благо ( Ис. 55, 1–4 ). Народ, очевидно, не понял всей глубины значения последних слов Христовых, разъяснявших осуществление во Христе обетований, данных чрез древних пророков. Он остановил свое внимание только на словах Господа о «вознесении Христа», или Мессии, о Котором писал закон и пророки. Народ, по-видимому, смутно догадывался, что Господь говорит о необходимости пострадать и умереть для Мессии («вознесену быти»), Которого Он называет «Сыном Человеческим». Но ведь все это так сильно противоречит общим ожиданиям самого народа! «Мы слышали из закона (как он, конечно, истолкован был ему книжниками, «законниками, которые взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали» Лк. 11, 52 ), что Христос пребывает во веки (т. е. не должен умирать – извращенное истолкование, вероятно, Ис. 9, 6 ; Мих. 5, 2 ; Дан. 7, 13 ; Пс. 109, 4 и др.), как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. умереть)? Кто этот Сын Человеческий? (т. е., может быть, Ты называешь Сыном Человеческим не Мессию, Который не должен умирать никогда, а кого-то другого? Ин. 12, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Для сего-то и явился Сын Божий, то есть, соделался человеком и жил на земле среди человеков, чтобы разрушить дела диавола, чтобы Своим учением, делами, страданиями и смертью восстановить человека, которого диавол еще в раю низверг с высоты невинности и славы Божией ( Рим.3:23 ). Все грехи человеков, как следствие падения первых прародителей, и как совершающиеся под влиянием диавола, также по справедливости могут быть названы делами диавола. Иисус Христос принес умилостивительную жертву за грехи всего мира, и чрез то разрушил смертоносную силу грехов и могущество диавола. Сам Он говорил: ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и в другом месте: князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ). Апостол учит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» ( 1Ин.1:9 ). Если мы поступаем по заповедям Христовым, то кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). 9 . Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Всякий рожденный от Вога, не делает греха. Всякий, в купели святого крещения возрожденный благодатью Духа Христова в жизнь духовную и последующий внушениям сей Благодати, не порабощается беспечно грехам, не проводит жизни греховной. Потому что семя Его в нем пребывает. Семя духовного растения, семя внутренней духовной жизни есть благодать или сила Святого Духа, сообщаемая верующим в Иисуса Христа чрез спасительные таинства. Это благодатное семя, питаемое в душе возрожденного от Бога живою верою, постепенно более возрастает, и приносит духовные плоды, каковы, по учению апостола Павла: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» ( Гал.5:22. 23 ). В ком древо духовной жизни, возрастая, приносит сии плоды: тот искренно любит исполнять заповеди Божии, всеми силами противится греху и, согрешая по немощи человеческой, глубоким раскаянием спешит загладить свои грехи и восстановить внутренний мир и общение с Иисусом Христом. Поэтому Апостол присовокупляет: «На таковых нет закона» ( Гал.5:23 ), т. е. те, кои приносят исчисленные плоды Духа, добровольно исполняют заповеди Христовы, и не имеют нужды в принуждении к тому строгостью закона, подобно древним иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И скажу им: „Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие” ( Мф. 7:22–23 ) 10 . Такие пророческие слова могли бы показаться смелыми и невероятными. Но так как они исполнились, то очевидно, что Бог, истинно вочеловечившийся, предал людям спасительные догматы , что св. книги, в которых эти догматы записаны, произошли по божественному вдохновению 11 . Третий вид доказательства божественности св. книг у Оригена  – тот же, которым с особенной любовью пользовались апологеты: исполнение ветхозаветных пророчеств 12 . В пророчестве Иакова сказано, что князь от Иуды и вождь от чресл его оскудеет тогда, когда придёт Тот, Кому определено, и когда придёт чаяние народов ( Быт. 49:10 ). Но из истории очевидно, что от времени Иисуса у иудеев нет царей, что все иудейские отличия: храм, жертвенник, богослужение, одежды первосвященника – уничтожены. У пророка Осии также сказано: „Дни многи сядут сынове израилевы не сущу царю, не сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям” ( Ос. 3:4 ). Ясно, что с тех пор, как был разрушен храм, и не стало ни жертвы, ни жертвенника, ни жречества, князь от Иуды и вождь от чресл его оскудели. Следовательно, уже пришёл и Тот, Кому определено отложенная Ему ( Быт. 49:10 ), Кто составляет чаяние народов. Это очевидно из множества уверовавших в Бога через Христа. В песни Второзакония предсказывается также, что евреи, раздражившие Бога своими идолами, сами будут возбуждены к зависти неразумных народом ( Втор. 32:21 ). Здесь разумеется будущее избрание народов в наказание за грехи прежнего народа, которое и совершилось через пришествие Христа и через Его учеников. Действительно, по слову ап. Павла, среди христиан „не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал, чтобы упразднить значащее” ( 1Кор. 1:26–28 ). Исполнилась также пророческая песнь псалмовевца о Возлюбленном, языки Которого – трость книжника-скорописца, из уст Которого излилась благодать ( Пс. 44:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Ин.12:30 .  Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Христос, конечно, и без такого знамения знал, что хотел сказать Ему Отец. Голос был для окружавших Господа иудеев, которые должны были бы обратить внимание на такое чудесное свидетельство о Христе, но по своей невосприимчивости (ср. Ин.5:37 ) все-таки не поняли, что таким образом Сам Бог звал их ко Христу. Ин.12:31 .  Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. После этого замечания, сделанного Христом по отношению к народу, Господь снова возвращается к речи о том, что «час Его» принесет всему человечеству. Теперь тот суд ( κρσις), который начался с выступлением Христа на служение (ср. Ин.3:19, 5:22, 24, 30 ), подходит к своему концу. Мир, осуждая Христа на смерть, полагает, что этим он совершенно устранит Его от всякого влияния на свою жизнь, а на самом деле не Христос, а этот самый враждебный Христу грешный мир теперь подвергается осуждению. Вместе с тем, изгнан будет из мира вон (согласно некоторым древним кодексам, «вниз» – κτω) и владыка этого мира ( «князь») или диавол ( Еф.2:2 ). Решение о диаволе будет произнесено «ныне», т.е. в час смерти Христа, но исполнение этого решения будет совершаться постепенно, с приобретением все новых и новых последователей Христу, почему Христос и говорит не «изгнан», а «изгнан будет» (ср. Ин.16:11 ). Ин.12:32 .  И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Выражение «вознесен буду» ( ψωθ) Господь употребляет здесь в том же двойственном значении, как прежде (см. комментарии к Ин.3:14 ): Его вознесение на крест станет для Него средством к вознесению на небо. С другой стороны, это вознесение является средством для того, чтобы всех людей, в том числе и «эллинов» (стих. 20), привлечь ко Христу, под Его власть. Когда Христос будет на небе, то Он уже не будет находиться в тесных рамках одной национальности, к которой Он принадлежал по рождению, а будет Господом «всех» ( Рим.10:12 ). Ин.12:33 .  Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Любопытно, что «придерживающиеся исключительно буквально метода толкования» премилленаристы все-таки иносказательно («образно»), но в свою пользу толкуют предсказание прор. Захарии «В то время даже на конских уборах будет начертано: “Святыня Господу”, и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем» (Зах. 14:20). Впрочем, чудесное изменение животного мира в Ис. 11:6-8 («волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе… и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи») понимается все-таки буквально, хотя смерть в этот период не отрицается . Важным доказательством в пользу ожидаемого тысячелетнего царства премилленаристы считают Откр. 20:2-3: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Они усматривают следующие свидетельства в пользу того, что сатана сейчас не связан: он является князем мира сего (Ин. 16:11), князем, действующим в воздухе (Еф. 2:2), и богом века сего (2 Кор. 4:4). Ап. Петр говорит: «Противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8). «Конечно,— заключает Г.К. Тиссен,— он еще не на цепи… Если образы Откр. 20:1-3 означают что-то, то непременно устранение сатаны из сферы его прежних действий, а также потерю благоприятной возможности и способности продолжить свое дело» . Думается, что премилленаристские толкования лишь показывают отсутствие духовной трезвости у толкователей, полное незнание ими науки о борьбе со страстями — аскетики. Если посмотреть библейские места о власти в нашем мире, то мы увидим в них противопоставление неверующих, находящихся под властью сатаны, и верующих, которые могут с ним бороться и побеждать. Лев ищет, кого поглотить, но сам этого сделать не может; князь мира осужден; князь действует в воздухе (о чем и говорит учение о мытарствах), но не в душах людей; он бог века сего, но для неверующих .

http://bogoslov.ru/article/3400449

Но и на этом уровне не устоял лукавый. Чистота и смирение Христа ниспровергли гордыню диавола Второе ниспровержение диавола – из властителей мира земного. Совершилось это при крестных муках Спасителя. Искупление – тайна. Как смирение Христа ниспровергло гордыню диавола? Как новый Адам вернул царственный венец человеку, открыл путь к высотам обожения, коих лишился Денница? Незадолго до Своих страданий Господь говорил: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 31–32). Жизнь Господа на земле – удивительная чистота, любовь, жертвенное добро. Ни в одном Его действии, ни в одном Его слове, ни в одном Его проявлении диавол не нашел и малейшего места для своего приражения. Мухи липнут на грязь, бесы – на грех, а там, где – всесовершеннейшая чистота, там веельзевулу и закрепиться-то не на чем. «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30), – говорит Христос Своим ученикам накануне Голгофы. Тьма всегда исчезает с явлением света. Когда воссиял свет жертвенной любви, тогда стыдливо рассеялся мрак самовлюбленной гордыни. Крестными страданиями – этим высочайшим проявлением жертвенной любви – Господь искупил грехи человечества, освободил род людской от власти «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6: 12). Потому и по праву говорит Воскресший Христос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Именно Христова власть, а не Его противника! Итак, в мире земном веельзевул ниспровергнут. Повторим: где власть Христа, там нет власти Его противника. Нет тотального господства падших духов, но есть испытания по Промыслу Божию. Если и искушает диавол кого, то лишь с позволения Божия. Потому и в свиней может вселиться только с попущения Господа (см.: Мк. 5: 1–13). И справедливо. Ибо кто в духовном мире повел себя, как неблагодарное животное, тому и разрешили вселиться в свиней. А как же мы сами? Должен ли человек остаться в стороне от этих побед? Нет. Третье ниспровержение диавола осуществляется в духовной жизни, в личном подвиге христианина. Поскольку дана нам воля, то пусть проявит себя: хотим мы жить в радости с Богом или мучиться с «аггелами»?

http://pravoslavie.ru/123031.html

Но откуда же более всего мы подтвердим это? Из другого слова пророка, гласящего: После этого Он явился на земле и обращался с людьми (Вар. 3:38). Ибо то первое пророчество свидетельствует о явлении, а не общении, а это возвещает общение, а не просто явление. Итак, в каком смысле он говорит: Сам Господь придет и спасет нас? Скажи нам, о, блаженный муж, как Неизобразимый изображается, Недвижимый с небесного престола снисходит на землю? Пусть этот божественный муж, придя к ним, скажет: «На основании других про–рочеств вы услышали образ пришествия, так зачем же вы столь усердно исследуете именно это пророчество?» Или вы не знаете сказанного: Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, которое означает с нами Бог (Ис. 7:14). Или вы не слышали написанного:Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный Советник, Бог Крепкий, Властитель, Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9:6). Из этих слов вы узнаете образ пришествия. Не–растленная Дева родит телесно Нетленный Светильник, потому что необходимо, чтобы Священнейшее Слово Божие снизошло к нам до плоти, именно для того чтобы сотворенных Бесплотным Божеством обновить посредством воплощения, хотя они и обветшали в грехе, и уготовать нетленными через уподобление тленному. Поэтому, после того как пророк сказал им, скажем и мы: О Отрок, древнейший небес! О треблаженный Сын, Который пришел, нося владычество на Своих раменах и не стремящийся получить его от другого! Ибо свойственно Слову как Сыну иметь власть над всем и не чуждо это Ему в отличие от твари. Ибо, говорит, владычество на раменах Его. О великоименитый Отрок! Ибо, говорит, называется Великого Совета Ангелом и Богом сильным. О всесильное Могущество! Ибо Он Чудный Советник и Князь мира. Однако, как мы прославим сегодняшний праздник? Как возвеличим нынешнее таинственнейшее торжество? Ибо кто исследует бессмертное богатство сегодняшнего дня? Какими величественнейшими и высочайшими словами провозгласим мы это всеславное и победоносное таинство нетления? О день, достойный многих песен, в который взошла для нас звезда от Иакова и явился небесный человек от Израиля, в который сильный Бог поселился с нами и солнце справедливости осенило нас, в который открылось сокровище божественных добродетелей и произрос для людей цвет вечной жизни, в который воссиял восток с высоты и в этот тленный мир из девичьих ложесн пришел Владыка неба и земли ради искупления мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Окончив все искушения, дьявол отошел от Него до времени» ( Лк.4:13 ). Господь же Иисус Христос совершает Свое земное служение: Он проповедует, творит чудеса, исцеляет. Оставаясь неизменным как Бог, Он по человечеству стал совершенным. Можно предполагать, что и первозданный Адам был бы таким человеком, если бы не согрешил. Христос возродил человеческую природу Адама в Самом Себе, но другие люди остались такими же. Надо было сделать так, чтобы каждый человек мог соединиться со Христом, стать родственным Ему, быть едино с Ним. Предстоял новый подвиг и в этом подвиге – новое сражение с дьяволом. Христос предсказывает: «Идет князь мира сего» ( Ин.14:30 ). А также предсказывает Свою победу над ним, говоря: «Князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Для спасения мира нужен был Крестный подвиг. Воля Отца Небесного также предлагала этот подвиг Своему Сыну. И Сын «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Только С Креста Христос мог сказать разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Только ввиду предстоящего креста Христос мог установить Таинство причащения и сказать: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое», а так же, взяв чашу, сказать: «Пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов» ( Мф.26:26–28 ). Совершенный Крестный подвиг вознес Христа на необыкновенную высоту. Эту высоту нам трудно представить. О ней так говорит святой Апостол Павел: «Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:9–11 ). Преклонимся же перед совершенством Господа нашего Иисуса Христа. Он страданиями достиг необычайной высоты. Крест, на котором Он был распят, Он сделал Животворящим. В Ветхом Завете высота Крестного подвига Христа особенно ярко выражена в 53й главе Книги святого Пророка Исаии. Поэтому она в Великую Пятницу читается дважды: на 6м Часе Царских Часов и на Вечерне, в конце которой выносится Плащаница. В данной главе показана крайность смирения Христа, доходящая до такой степени, что сам Пророк восклицает: «Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» ( Ис.53:1 ). Далее это смирение описывается в таких словах: «Он взошел пред Ним (т. е. перед Богом Отцом), как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис.53:2 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4: 2–3 ). Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины«, мы должны проводить »жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте« ( 1Тим. 2:4, 2 ). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство. Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномученик патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была богохранимой и Святой Русью. В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского : «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!» Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010