– В Брюсселе, насколько мне известно, баночки, которые получил от Соколова на хранение князь А.А. Ширинский-Шихматов. – Но это из того же сундучка. – Этот ковчег с реликвиями, который находится в алтарной стене брюссельского храма, он вскрывался когда-нибудь? Что известно об этом? – Да. Из России приезжали два митрополита – Викентий и Иларион. Они посмотрели содержимое и уехали. Подробности я могу узнать у нашего митрополита Илариона, который давал разрешение на открытие ковчега. – Вы прихожанин Русской Зарубежной Церкви? – Да, и прихожанин, и представитель Русской Зарубежной Церкви во всех вопросах, связанных с Романовыми. Генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс – Как известно, следователь Н.А. Соколов и руководитель колчаковского следствия генерал-лейтенант М.К. Дитерихс пришли к выводу об уничтожении тел Царской Семьи и их верноподданных при помощи огня и кислоты. Но в 1991 году была вскрыта найденная ранее Г.Т. Рябовым и А.Н. Авдониным могила в Поросёнковом Логу, где находились, как утверждается, именно царские останки. Вы какой версии придерживаетесь? – Соколов не имел никаких твёрдых доказательств, что всех сожгли. В 1994 году я впервые побывал в России, в Екатеринбурге, приезжал вместе с историком и писателем Робертом Мэсси. Я везде побывал, всё посмотрел. Раньше я не представлял, где находится шахта, где находится могила, хотя я беседовал с доктором Уильямом Мэйплзом, который приезжал в Россию в 1992 году, чтобы помочь русским… – Вы были с ним знакомы? – Да, конечно, и передал его архив сюда, в Россию, как он и хотел. К моменту нашего знакомства я еще был капитаном корабля. Я прочитал в газете, что американская группа едет в Россию, чтобы помогать русским в идентификации царских останков, позвонил в газету, поговорил с автором статьи, и он мне дал телефон Мэйплза. Я поговорил с его женой, рассказал историю моей семьи, и она отнеслась ко мне с доверием. Так началась наша дружба. Когда американские ученые приехали обратно, я пригласил доктора Майкла Бадена, который ездил в Екатеринбург вместе с доктором Мэйплзом, ко мне домой, и пригласил княжну Веру Константиновну. Он нам всё рассказал. Была также и моя теща Ольга Михайловна Родзянко-Толстая, мы жили недалеко от Веры Константиновны.

http://pravoslavie.ru/106710.html

В 1910 г. в нём упокоился сын Михаил Александрович Ширинский-Шихматов (1892-1910 г.). Существуют сведения и о том, что сюда успели перезахоронить и самого Андрея Александровича (27.12.1867 – 02.02.1927 г.). У о. Николая Синицына упоминаний этому не приводится, хотя сам факт смерти князя упомянут: «1927 г. Февраля 2-го (старый стиль) в Сретение скончался в Москве бывший князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов; погребён в Москве». Личность строителя храма князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова многогранна – Обер-прокурор Святейшего Синода, камергер Двора Его Императорского Величества, заместитель министра Внутренних дел, Вышневолоцкий уездный предводитель дворянства, член ТУАК, археолог-любитель. Это далеко не полный список регалий и заслуг князя. Но судьба семьи князя сложилась трагически после Октябрьской революции. Супруга – Людмила Карловна (1872-1946 гг.) была репрессирована и скончалась в Тамбове в крайней нищете. Дети князя вошли в сомн страдальцев за Христа. Иеромонах Никола - в миру Аникита Александрович Ширинский-Шихматов (30.04.1896 - 17.09.1937), штабс-капитан Преображенского полка, член общества «Союз спасения России», священник в Томске, был расстрелян. Монахиня Павла (1890) – расстреляна в 1935 г. в Карлаге. Дочери Мария (1899) и Екатерины (1904) расстреляны в Семипалатинске 4 декабря 1937 г. как «активные церковницы». Храм взорвали на кирпич в 1935 г., но так и его и бросили, растерзанным и осквернённым. В настоящее время начинается движение за возрождение поруганной святыни. 1 декабря 2018 г. запланирована установка поклонного креста в память семьи Ширинских-Шихматовых и в ознаменование начала возрождения уникального Успенского храма. Денис Ивлев, историк Источником статьи послужили сведения, собранные правнучкой А.А. Ширинского-Шихматова Ольгой Александровной Федюшиной, а также материалы, предоставленные Галиной Евгеньевной Зигерт и Дмитрием Сергеевичем Беневоленским. 1. «Церковь в с. Островках Вышневолоцкого уезда», «Тверские епархиальные ведомости», 1905 г., 4 от 15 февраля 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=10573

Там он ежедневно утром отправлялся к ранней обедне в Богоявленский монастырь на Никольской улице и имел обыкновение распекать за что-либо первого попавшегося ему навстречу. Когда газеты сообщили о его смерти (это было, когда мы уже жили в Петербурге), я пошел на отпевание в Морском соборе и выразил сочувствие детям покойного, его старшим сыновьям. А раньше, после ухода Андрея Николаевича со службы, я послал ему из Москвы благодарственное письмо, получил милый ответ и фотографическую карточку с надписью. После его отставки управление типографией было передано в Петербург, а в остальном Шишкова заменил аристократ – князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. Его должность называлась прокурор Синодальной конторы. Князь был высокого роста, худощавый, с русыми прямыми волосами и небольшой бородкой, носил пенсне. Очень стройный, князь держался прямо и имел гордый вид, хотя в общении мог быть и прост, даже симпатичен. Синодальный хор ко времени появления в Москве князя уже завоевал отличное положение, о нем много говорили в консерватории и вообще в музыкальных кругах. Князь учел это и решил сделать на хоре свою карьеру: черновая работа по реформированию училища и хора была завершена Смоленским, оставалось устранить его и слизать самому пенки. И князь ловко слизал их. Ему было тогда около сорока, а через несколько лет он стал обер-прокурором Св. Синода. Прежде всего, Ширинский-Шихматов приголубливал особенно нужных ему лиц. Так, он был необыкновенно ласков к регенту Орлову и его помощнику Кастальскому, нам к каждому празднику (на Рождество, на Пасху) давал наградные. Он часто приглашал приезжавшую из Петербурга знать; часто бывал у нас московский генерал-губернатор великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Федоровной 312 , сестрой царицы. Для них давали концерты днем, в присутствии высшего общества. Смоленский для князя был лишний, и он всячески изводил Степана Васильевича. Князю хотелось, чтобы все говорили, что такую красоту – Синодальный хор создал он, а не Смоленский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как только начались в конце февраля 1917 г. беспорядки в Петрограде, князь со своими единомышленниками по Государственному Совету пытался воздействовать на растерявшееся правительство, убеждая в необходимости принятия срочных решительных мер. В первые дни революции он подвергся недолгому аресту. По освобождении из Таврического дворца, превращенного «народными избранниками» в арестный дом, он приступил к уничтожению своего богатого архива. С болью сердца присутствовал я при сожжении им в камине памятных записок Государя, писем Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Победоносцева, протоиерея Иоанна Восторгова , Льва Тихомирова и др. Сенатор С. П. Белецкий, хорошо знавший сановный и чиновный мир, в своем показании чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, данном 21 июня 1917 г., так отозвался о нем: «Ширинский-Шихматов – человек чистый в смысле исповедания им идеи. Он любил Государя, был приверженцем Самодержавия, таким и остался.... Он резко пошел против течения». Вскоре после революции князь переехал в любимую им Москву, где начал создавать тайную группу из хорошо ему известных монархистов. Первой ее целью ставил он материальную поддержку Царской Семьи, сосланной Временным правительством в Тобольск, и подготовления ее освобождения. Деньги давали ему, главным образом, купцы, в числе их и старообрядцы. След его деятельности имеется в записи Государя от 12(25) марта 1918 г. о вторичном приезде посланца, привезшего из Москвы «изрядную сумму от знакомых нам добрых людей, книги и чай». Прибыв с Кавказа в Москву накануне большевицкого переворота, я пережил его вместе с князем, а через месяц, с его благословения, переехал в Петроград. Там я вступил в тайную организацию Н.Е. Маркова, принявшего другую фамилию. Тот тоже ставил себе первой целью помощь Царской Семье и освобождение ее. В общении с ним работала и небольшая сплоченная группа А.Ф. Трепова, бывшего председателя Совета министров. Когда я, по распоряжению организации, выехал в Киев, то в мае 1918 г. при мне в Москву приезжал вызванный князем Марков для обсуждения с ним общего плана действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Гоголя. Великий князь – имеется в виду Великий князь Сергей Александрович (29.04.1857–04.02.1905) – генерал-губернатор Москвы (1891–1904). С 01.01.1905 г. – главнокомандующий Московским военным округом; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 441.) 68 (Графини и дочери старшей не было... Был граф, сын его Сергей и младшая дочь Мария (Муся). – Камаровская (Комаровская) Екатерина Александровна (урожд. кн. Ширинская-Шихматова) – графиня, дочь князя Александра Прохоровича Ширинского-Шихматова, товарища министра народного просвещения, сестра обер-прокурора А.А. Ширинского-Шихматова. Дочь старшая – графиня Камаровская Екатерина Леонидовна (1878–1965). С 1903 г. попечительница детского приюта в Москве под патронатом Великой княгини Ксении Александровны. С 1910 г. на службе при Дворе, в течениеряда лет воспитательница княжны Ирины Александровны – старшей дочериВеликой княгини Ксении Александровны и Великого князя Александра Михайловича. В 1913 г. вышла замуж за педагога и воспитателя Федора Александровича Виноградова, служившего в семье Великого князя Александра Михайловича. Граф – Камаровский Леонид Алексеевич (1846–08.12.1912) – известный юрист-международник, профессор ИМУ (1881), ректор ИМУ(1910), член-корреспондент ИСПбАН (1910). Подробнее о нем см.: Дневник.Т. 1. С. 578–579. Сергей – Камаровский Сергей Леонидович (1876–?) – граф,старший брат Екатерины Леонидовны Камаровской, однокашник Святейшего патриарха Алексия 1 (Симанского) по лицею памяти Цесаревича Николая и ИМУ. Окончил лицей (1895), затем – ИМУ (1899). Работал в Московском цензурном комитете, затем – земским начальником в Гродненской губернии, потом в Звенигороде. В дальнейшем член Правления Общества Московско-Казанской ж. д. Мария – графиня Камаровская Мария Леонидовна (1881–?).) 69 (Чистяков – Чистяков Иван Иванович, лаборант ИМУ, младший наблюдатель университетских курсов в Императорском лицее Цесаревича Николая.) 70 (...всех их забрали в манеж; а затем по приказу министра они выключены из университета. – См.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

О. Парфений вернулся в скит в 1830 г., где застал 8 возвратившихся монахов из прежней братии. Скит пришлось восстанавливать практически заново, даже дорогу в него нашли не сразу. «Черноморцы более уже не поступали в скит, а определялись в оный только русские, из разных мест России приходившие на Афон, или малороссияне, большей частью турецкие подданные с берегов Дуная, так называемые запорожцы, или запорожские казаки». 562 К сожалению, восстанавливая скит, иноки не смогли сразу восстановить паисиевские традиции иноческого братства, что привело в дальнейшем к нестроениям в жизни обители. В апреле 1835 г. в Ильинский скит прибыл иеромонах Аникита (в миру князь Ширинский-Шихматов) (1783–1837), чье появление, как оказалось в дальнейшем, сыграло важную роль в судьбе всего русского Афона. До монашеского пострига будущий отец Аникита (в миру – Сергей Александрович Ширинский- Шихматов) принадлежал к блестящей аристократии. В юности он служил во флоте, но уже в 1809 г. мы видим его действительным членом Императорской академии наук, а в 1811 г. – членом общества «Беседа любителей русского слова», духовным писателем, близким по своим убеждениям к А. С. Шишкову, как и последний стремившимся к очищению русского языка от иностранных влияний. Об успешности его литературных трудов можно судить уже потому, что в 1812 г. император Александр I пожаловал ему пожизненную пенсию «за вклад в развитие российской словесности». И вот, в расцвете сил и апогее мирского успеха князь Сергей уходит в новгородский Юрьев монастырь, духовник которого, знаменитый аскет и проповедник архимандрит Фотий (Спасский) , оказал на него большое влияние. В 1830 г. он принимает постриг с именем Аникита, ведет подвижническую жизнь, подражая своему наставнику, а в 1834 г. отправляется в путешествие к святыням Ближнего Востока – на Афон и в Иерусалим. По прибытии на Афон о. Аникита остановился в греческом монастыре Ксиропотам, откуда перешел в Ильинский скит, где ему предоставили настоятельскую келью – келью основателя скита старца Паисия (Величковского) . О пребывании на Афоне о. Аникиты так рассказывает инок Парфений (Агеев) : «Когда он служил Литургию, то все старались узнавать, где он будет служить, и туда сходилось множество монахов, не только русских и болгар, но и множество греков. Всякому было желательно посмотреть на его служение: ибо служил он Литургию более трех часов, со слезами и с неизреченным восторгом и самоуглублением, так что во всех возбуждал умиление и даже слезы. Часто служил в греческих монастырях, по-гречески, ибо знал хорошо греческий язык». 563

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

346 См. коммент. 330. Съезд корреспондентов и друзей газеты «Безбожник» прошел 19–26 апреля 1925 г. 348 Такая клиника действительно была вскоре открыта в г. Марксштадте (бывш. Екатериненштадт). Одной из причин открытия подобного медицинского центра именно в Нижнем Поволжье (помимо того что это было место концентрации общин адвентистов) было широкое распространение среди местного населения серьезного заболевания глаз – трахомы, зачастую приводящего к слепоте. Лечение в клинике было бесплатным. Однако постепенно, с ужесточением позиции власти по отношению к религиозным организациям, медицинскаяˆработа церкви АСД в СССР была свернута. 350 Князь А. А. Ширинский-Шихматов (1862–1930) с 1905 г. являлся вице-председателем Императорского Православного Палестинского общества (ИППО). В 1917 г. стал председателем ИППО. В эмиграции был избран главой зарубежной части ИППО, оставаясь им до своей кончины (см. также коммент. 125). Нарком иностранных дел СССР Г. В. Чичерин 8 лекабря 1924 г. сообщал Е. М. Ярославскому (копии письма были отосланы Смидовичу, Красикову, Менжинскому, Тучкову и членам коллегии НКИД), что, согласно информации бывшего полпреда СССР в Италии Н. И. Иорданского, «председатель эмигрантского палестинского общества в Берлине Ширинский-Шихматов получил от Тихона полномочия на деятельность эмигрантской организации в качестве подлинного палестинского, общества со всеми принадлежащими ему правами» (Следственное дело Патриарха Тихона. С. 723). 351 Согласно письму председателя АРК Е. М. Ярославского и наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина в Политбюро с просьбой принять положение о католическом вероучении в СССР, принятые комиссией решения состоят из трех частей: «1. Статут католического вероучения, подлежащий включению в наши законодательные акты и соответственному опубликованию. 2. Тезисы по управлению католическим вероучением, по которым должно состояться соглашение между нами и Ватиканом, ибо речь идет о принципах управления католической церковью, включающих отношения между Ватиканом и здешними группами католических верующих. 3. Тезисы для нашего внутреннего употребления, подлежащие оформлению и применению нашими административными органами» (Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 1.С. 457). Проект статуса католического вероучения в СССР, а также проект основных положений о католическом вероучении в СССР, предложенные АРК, опубликованы Н. Н. Покровским и С. Г. Петровым в сборнике «Архивы Кремля» (Т. 1. С. 458–461). На заседании Политбюро ЦК РКП(б) от 11 декабря 1924 г. предложения АРК были «в принципе одобрены». Комиссии предлагалось выработать окончательный текст положения и представить его председателю Совнаркома А. И. Рыкову, которому предоставлялось право утвердить его от имени Политбюро (см.: Там же. С. 463). Однако это было лишь начало длительного переговорного процесса с Ватиканом. В итоге упомянутые нормативные акты так и не были окончательно приняты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 мая 1834 г., получив благословение архимандрита Фотия, он отправился в путь и, посещая все встречающиеся монастыри, прибыл в Воронеж. Здесь архиепископ Воронежский, знавший о литературных дарованиях Аникиты, попросил его написать житие святителя Митрофана [ 113 ]. Затем еще на восемь месяцев он задержался в монастыре близ Одессы из-за открывшейся в Константинополе моровой язвы. Таким образом, к Афонской горе он прибыл 7 июня 1835 г. Он поселился в Русском ските святого пророка Илии, причем Настоятель уступил ему свою келлию, которую ранее занимал строитель Скита Паисий Величковский. Проникшись во время работы над житием Митрофана Воронежского высоким подвижническим духом этого новоявленного русского чудотворца, Аникита мечтал устроить и освятить на Афоне церковь во имя его. Для осуществления мечты он передал Настоятелю Скита значительную денежную сумму. В 1828 г. князь Сергий Александрович Шихматов (будущий иеромонах Аникита), направляясь в Юрьевский монастырь, посетил по пути Оптину Пустынь, где встретился с Дмитрием Александровичем Брянчаниновым (будущим святителем Игнатием). Об этой их встрече о. Аникита сам напомнил архимандриту Игнатию в своем письме. Больше их жизненные пути не пересекались. Уйдя в монастырь, затем отбыв в дальние края, о. Аникита о столичных новостях узнавал из писем брата, Платона Александровича Ширинского-Шихматова. Сам князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов (1790–1852) тоже был незаурядной личностью. Н. В. Елагин писал о нем: «К общему назиданию и украшению человечества являются в мире люди, которые, с ранних лет глубоко проникаясь истинно-христианским благочестием, заботливо и непоколебимо хранят его во все дни своей жизни, как твердый залог небесного милосердия, помощи и силы». Князь Платон Александрович поступил в Морской кадетский корпус в тот 1804 г., в который брат его, Сергий Александрович был назначен туда же кадетским офицером. Таким образом, годы учебы в корпусе младший брат находился под опекой и влиянием старшего, что усугубило их родственную и духовную близость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Господи Боже мой, Его же судьбы бездна суть многа, приведый мене нечаянно и неожиданно на новое поприще благоугождения Тебе, Сам, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых моих заступников, укрепи и наставь меня благоугождать Тебе, Богу моему, верой истинной и делами праведными. Ты же, Царица Небесная, афинские плетения растерзающая, благодатью от святой Твоей иконы Троеручицы подкрепи руку мою грешную, юже отсеченную исцелила еси, к делу небесному священнодействия и отражению ударов вражьих, православию наносимых, и явно, и тайно, врагами твоими, Царица Мати Божья! Приложения Письмо иеромонаха Аникиты о положении Церкви Греческого королевства (в 1837 году) Предлагаемое письмо имеет немалый исторический интерес. Оно изображает положение Церкви Греческого королевства в самый смутный, самый хаотический период ее существования, когда она отделялась от Константинопольского Патриарха и не получила окончательного внутреннего устройства, равно как и не получила санкции и от других Православных Церквей. Интерес письма о. Аникиты еще более возвышается оттого, что оно принадлежит такому лицу, которое по самому своему официальному положению, как начальник Русской духовной миссии в Афинах, имел полную возможность изучить затронутый предмет в самом центре его развития и путем непосредственных личных наблюдений. Князь Сергий Александрович Ширинский-Шихматов, несмотря на свое военное звание, которое он носил долгое время, принадлежит к числу известных деятелей Русской Церкви первой половины текущего столетия. Он известен и как духовный писатель, в частности как духовный поэт. Ему, например, принадлежат следующие обширные стихотворения: «Песнь Сотворшему вся» (С.-Петербург, 1817), «Иисус в Ветхом и Новом Завете, или Ночи у Креста» (1824). Но еще более князь Сергий Александрович прославился своим редким благочестием, которое в конце концов привело его к монашеству. Князь Сергий Шихматов по окончании своего образования в 1804 году назначен был воспитателем в Морской корпус, где он и находился до самого увольнения от службы в 1828 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– В 1901–1902 гг. в Москве по инициативе начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова были созданы легальные рабочие организации для улучшения экономического положения рабочих и мирного разрешения конфликтов, возникавших между рабочими и руководством предприятий. Так, в «Обществе взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», «Совете рабочих механического производства Москвы», «Обществе взаимной помощи текстильщиков» состояло не менее 1800 человек. 19 февраля 1902 г. по инициативе этих обществ состоялась 30-тысячная рабочая манифестация к памятнику Императору Александру II в честь 40-летия отмены крепостного права. Генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович не только объявил день манифестации выходным, но пожелал лично присутствовать на торжестве.) 63 (А.А. Ширинскийкнязь Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (06.11.1862–22.12.1930) – прокурор Московской синодальной конторы (1894). С 1903 г. тверской губернатор. В дальнейшем обер-прокурор Св. Синода (26.04.1906–9.07.1906), сенатор, член Государственного совета; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 542.) 64 (Княгиня Туркестанова – княгиня Туркестанова Варвара Александровна (урожд. кн. Нарышкина, 1834–11.09.1913) – супруга князя Петра Николаевича Туркестанова (1858), имела шестерых детей. Рано осиротевшую княжну Варвару воспитала тетя – игуменья Мария (Тучкова Маргарита Михайловна), основательница Спасо-Бородинского монастыря.) 65 (...с братом, доктором в Ярославле... – Имеется в виду средний брат епископа Арсения – Стадницкий Михаил Георгиевич (1859–1917) – полковник медицинской службы, в дальнейшем генерал медицинской службы; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 418.) 66 (...к... графам Комаровским... –Речь идет о семье графа Камаровского (Комаровского) Леонида Алексеевича, подробнее о нем см. далее: л. 6 об.) 67 (...репетиция к гоголевским празднествам 21-го февраля, которыебудут... в присутствии Великого князя. – 21.02.1902 г. исполнялось 50 лет содня смерти Н.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010