Андрей (Ухтомский Александр), еп.б.Уфимский и Мензелинский Родился 26 декабря 1872 года в Ярославской епархии. Окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия. В этом же году 9 ноября назначен преподавателем Казанского духовного училища, пострижен в монашество 2 дек., а 6 дек. рукоположен во иеромонаха. В 1897 г. – инспектор Александровской миссионерской семинарии. 1899 – наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита. 4 окт.1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, вик. Казанской епархии и назначен завед.Казанскими миссионерскими курсами. Хиротонию совершали: архп. Димитрий, Назарий, еп. Нижегородский; Митрофан, еп. Пензенский и др. Состоялась хиротония в Благовещенском кафедральном соборе г.Казани. С 25 июля 1911 – епископ Сухумский. С 22 дек. 1913 – епископ Уфимский и Мензелинский. В 1918 отлучил от Причастия грабителей чужих имений, написав послание следующего содержания: «Я не могу и не имею права, как епископ молчать и оставлять грабителей без церковного наказания. Всякий грабитель есть оскорбитель святой Церкви, и Церковь на два года отлучает его от святого своего общения, по свящ.канонам. Поэтому и я, как епископ Церкви Уфимской, по данной мне от Господа Иисуса Христа власти вязать и решить грехи человеческие, настоящим посланием своим определяю и объявляю: все воры и грабители, носящие христианское имя и участвовавшие в погроме г.Уфы, отлучаются от св.Причастия, на два года; в случае искреннего раскаяния, по усмотрению духовника, отлучаются на один год. Только в случае смертельной болезни эта епитимия может быть снята духовником. Пусть за эти два года все эти грешники, допустившие великий соблазн для всех и позор своему христианскому званию, усердно молятся Богу о прощении греха своего, да отвратит Господь от нас всех гнев свой, праведно на нас движимый». (Ц.В. за 1918 г., 5, стр.211). Прибавление. В 1921 назначен епископом Томским, но в Управление епархией не вступил. 28 авг.1925 перешел в старообрядческий раскол, приняв от них миропомазание, за что Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Петром был запрещен в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большой вклад в возрождение в Абхазии христианства внес еп. Имеретинский Гавриил (Кикодзе): во время регулярных инспекций епархии он обходил высокогорные селения, проповедуя там Православие. Он считал, что совершение богослужений на абх. языке в приходах с абх. населением позволило бы облегчить обращение абхазов, и в 1872 г. обращался в ОВПХК с предложением об обучении части студентов Тифлисской ДС абх. языку. При Новоафонском и Драндском мон-рях были открыты школы, где абх. дети могли изучить основы христианства на родном языке, однако по тем же причинам осуществить это не удалось, и преподавание в церковноприходских школах временно осуществлялось на груз. языке. В целях разработки абх. алфавита и создания необходимых учебников в 1862 г. была учреждена специальная комиссия под рук. российского ученого И. А. Бартоломея. На основе буквенных начертаний в рус. графике российского языковеда П. К. Услара и при содействии «природных абхазцев» И. Гегиа, Г. Курцикидзе, С. Эшба, К. и Г. Шервашидзе был составлен абх. словарь, к-рый вышел в Тифлисе в 1865 г. Создание абх. письменности сыграло колоссальную роль в просвещении края: в 1863 г. в Сухуме была основана 2-я в Абхазии начальная школа с интернатом, в 1866 г. там же было открыто жен. уч-ще и муж. ремесленное уч-ще, в 1872 г.- жен. прогимназия. По данным на 1865 г., в Абхазии обучалось 362 школьника. В 1866 г. основные предметы стали преподавать на абх. языке. С 80-х гг. XIX в. началась русификация края. В 1875 г. был построен в рус. архитектурном стиле величественный Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь, насельниками к-рого стали прибывшие из России монахи. В 1878 г. при мон-ре было открыто ДУ. На восстановленную Сухумскую епархию, за исключением еп. Кириона (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх), стали назначаться русские по происхождению епископы: Геннадий (Павлинский; 28 дек. 1886 - 31 марта 1889), Александр (Хованский; 21 мая 1889 - 12 февр. 1891), Агафодор (Преображенский; 2 марта 1891 - 17 июля 1893), Петр (Другов; 19 сент. 1893 - 17 янв. 1895), Арсений (Изотов; 2 февр. 1895 - 26 марта 1905), сщмч. Серафим (Чичагов; 10 апр. 1905 - 3 февр. 1906), Димитрий (Сперовский; 25 янв. 1907 - 25 июля 1911), Андрей (Ухтомский; 25 июля 1911 - 22 дек. 1913), Сергий (Петров; 22 дек. 1913-1920).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Петр Другов 1899–1908. Феодосий Феодосиев 1908. Ставропольская, учр. в 1843 г. Кафедра в Ставрополе (на Кавказе) Епископы Кавказские и Черноморские: Иеремия Соловьев 1843–1849. Иоанникий Образцов 1849–1857. Игнатий Брянчанинов 1857–18(51. Епископы Кавказские и Екатеринодарские (с 1866 г.): Феофилакт Губин 1862–1872. Герман Осецкий 1872–1886. Ставропольские и Екатеринодарские: Владимир Петров 1886–1889. Евгений Шерешило 1889–1893. Агафодор Преображенский 1893. Архп. с 1907. Ейское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Иоанн Левицкий 1908. Александровское викариатство. учр. в 1911 г. Епископы (в Ставрополе): Михаил Космодамианский 1911. Сухумская, учрежд. В 1885 г. 52 Кафедра в Сухуме Епископы: Геннадий Павлинский 1886–1889. Александр Хованский 1889–1891. Агафодор Преображенский 1891–1893. Петр Другов 1893–1895. Арсений Изотов 1895–1905. Серафим Чичагов 1905–1906. Кирион Садзагелов 1906–1907. Димитрий Сперовский 1907–1911. Андрей кн. Ухтомский 1911. Таврическая, учр. в 1859 г. Кафедра в Симферополе Епископы и Архиепископы Таврические и Симферопольские: Елпидифор Бенедиктов 1860. Архп. Алексий Ржаницын 1860–1867. Гурий Карпов 1867–1882. Архп. с 1881. Гермоген Добронравин 1882–1885. Алексий Лавров-Платонов 1885. Мартиниан Муратовский 1885–1897. Архп. с 1896. Михаил Грибановский 1897. Николай Зиоров 1898–1905. Алексий Молчанов 1905–1910. Феофан Быстров 1910. Тамбовская 53 Кафедра в Тамбове Епископы Тамбовские и Козловские. Леонтий 1682–1684. Питирим 1685–1697. Игнатий Шалгин 1697–1699. Тамбовские и Пензенские: Пахомий Симанский 1758–1766. Феодосий Голосницкий 1766–1786. Феофил Раев 1788–1794. Платон Любарский 1794. Епископы Тамбовские и Шацкие (с 1799 г.): Платон Любарский (вторично) 1794–1811. Иона Василевский 1812–1821. Феофилакт Ширяев 1821–1824. Афанасий Телятьев 1824–1829. Евгений Бажанов 1829–1832. Арсений Москвин 1832–1841. Николай Доброхотов 1841–1857. Макарий Булгаков 1857–1859. Феофан Говоров 1859–1863. Феодосий Шаповаленко 1863–1873. Палладий Раев 1873–1876. Палладий Ганкевич 1876–1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Толстой Андрей Львович (1877–1916), сын Л. Н. Толстого 145 Толстой гр. Лев Николаевич (1828–1910), писатель 10, 44, 113, 123, 142, 144–146, 160, 196, 247, 281, 320, 328, 350, 375, 379, 427, 435, 441, 476, 478, 483 Тренев Константин Андреевич (1876–1945), писатель 442, 475 Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981), писатель 265, 379, 412 Троцкий (наст. фам. Бронштейн) Лев Давидович (1879–1940), один из вождей большевистской революции 161, 184, 225–226, 292–293, 307, 318, 365, 369 Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883), писатель 7, 10, 12, 77, 172, 483, 487 Тютчев Федор Иванович (1803–1873), поэт 10, 439 Удинцев Борис Дмитриевич (1891–1973), племянник Д. Н. Мамина-Сибиряка 92 Ульрих Василий Данилович (1857–1932), социал-демократ, большевик 58 Успенский Глеб Иванович (1843–1902), писатель 297, 302 Успенский Николай Васильевич (1837–1889), писатель 302 Устинов Георгий Феофанович (1888–1932), литератор 226 Устьинский Александр Петрович (1855–1922), протоиерей в Старой Руссе, затем в Новгороде 44, 386 Ухтомский Алексей Алексеевич (1875–1942), физиолог 418 Уэллс Герберт Джордж (1866–1946), английский писатель 196 Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964), график, живописец 360, 414 Фадеев Александр Александрович (1901–1956), писатель и общественный деятель 335, 374–375, 419, 436, 442, 461 Федин Константин Александрович (1892–1977), писатель, общественный деятель 360, 442, 473, 492 Федоров Николай Николаевич (1828–1903), философ 265 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), философ 53 Фет (Фёт, до 1835 и с 1873/1874 Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820–1892), поэт 10, 489 Фигнер Вера Николаевна (1852–1942), писательница, деятель революционного движения 470 Филипьев Виктор Иванович, петербургский чиновник 525 Философов Дмитрий Владимирович (1872–1940), публицист 106, 110–111, 126, 165, 526 Фишер Анни (1914–1995), венгерская пианистка 79 Флейшман Лазарь Соломонович (р. 1944), литературовед 356 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), религиозный философ, ученый, инженер 47, 400 Фондаминский (Бунаков) Илья Исидорович (1880–1942), писатель, общественный деятель 215

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

302        Митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский, 1861–18.1.1922) – родился в Тульской губернии в семье священника. В 1855 г. окончил Московскую Духовную Академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии (26.1.1897). Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (4.10.1897); Владивостокский и Камчатский (1.1.1899; с 6.5.1906 – архиепископ). С 1916 г. архиепископ Владивостокский и Приморский. За годы своего правления построил на Дальнем Востоке более ста храмов. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий, временно управляющий Московской Патриаршей областью (1920). Скончался в Москве. Погребён у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. 303        Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 304        Епископ Благовещенский и Приамурский Иннокентий (Солодчин, 1842–23.10.1919) – родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских Духовных училища и Семинарии, а также Санкт-Петербургской Духовной Академии (1863) поступил в Алтайскую Духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведён в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (31.8.1898). Хиротонисан во епископа Благовещенского и Приамурского (9.2.1899). На покое (24.9.1900). Проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

1.1.1887), священником был 34,5 года, Павел Павлович Храповицкий, Екатерина Павловна Кренке, урождённая Храповицкая (12.12.1828 – 29.3.1868), Евгения Павловна Юзефович, урожд. Храповицкая (1.11.1826 – 13.1.1912), майор Иосиф Юзефович (ск. 19.1.1869), Иосиф Иосифович Юзефович (18.5.1860 – 7.7.1911), Маргарита Ивановна Храповицкая, урожд. Княжна Ухтомская (26.8.1796-10.5.1831), Николай Александрович Гребницкий (р. 26.11.1848-?), Лиля Гребницкая (29.11.1894-24.5.1895), Алексей Фёдорович Мусин-Пушкин (ск. янв. 1838 в 66 лет) и Виктор Александрович Мусин-Пушкин? (ск. в 1836(56)г в 21 год), полковник Александр Алексеевич Персидский (ск. 27.11.1848), девица Анна Алексеевна Персидская (ск. 19.11.1874), Василий Кузьмич Соколов (ск. 13.12.1869 в 29 лет) и жена его Елизавета Константиновна, урожд. Лисовская (ск. 29.4.1872 в 33 года), Зинаида Константиновна Савич, урожд. Лисовская (27.1.1841 – 11.5.1883), капитан-лейтенант Константин Павлович Лисовский (ск. 6.9.1861 в 50 лет), Елизавета Ивановна Лисовская (ск. 30.4.1849 на 74 году), дочь майора девица Наталья Васильевна Тиханова (ск. 28.2.1859), Ольга Богдановна Тиханова, урожд. Сукни (ск. 12.6.1862), Александра Петровна Зубова (ск. 8.2.1867), Наталья Алексеевна Петропавловская, урожд. Зубова, полковник Михаил Михайлович Колосов (30.5.1806 – 20.2.1835?), Яков Васильевич Горбовский (ск. 1867) и др. Каменная Троицкая церковь в Язвищах Каёвской волости построена в 1891 г. через дорогу от кладбища взамен дереянной церкви Живоначальной Троицы 1763 г. Памятник в русско-византийском стиле стоит в удалении от сел, среди ландшафта, сливаясь с ним в единое целое. Построенный из красного кирпича с побелёнными деталями, он носит характер «русского романтизма». Декор обилен и мелочен, но есть нечто крупное, выразительное в объёмах. Памятник великолепно связан с природой, значителен по силуэту, «работающему» на большую округу, романтизируя пейзаж. Основной объём одноглавый, с тремя апсидами под конхами. Над западным входом возвышается колокольня, по бокам к ней примыкают два пятигранных «кармана».

http://sobory.ru/article/?object=18167

Первую церковь в Аксиньино построил Александр Гаврилович Сорочинский: " ...В вотчине, доставшимся Сорочинским, где 35 лет после пожалования, именно в 1711 году, вотчинником Александром Гавриловичем было устроено другое село Аксиньино... " ( " Церковная летопись Юхновского уезда села Дмитровца или историко-статистическое описание Юхновского уезда Дмитровской волости, и состоящих в ней сел Дмитровца и Аксиньина " ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Юхновский уезд. Л. 43). Вторая церковь на месте старой была построена Феодосием Гавриловичем Сорочинским в середине XVIII в. ( " Материалы для церковных летописей Смоленской губернии. Церкви Кикинского стана " . Смоленские епархиальные ведомости. 13. 1872 г. Л. 501). Известный краевед, изучающий историю Поугорья, Константин Александров на своем сайте http://www.ugra.alexandrovi.ru опубликовал следующие архивные данные: «Село Аксиньино впервые упоминается в переписной книге поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Дмитровской волости за 1676-1678 гг: «Село Дмитрово городища у реки Угры...к тому ж селу деревня. Деревня, что было село Оксининское у реки у Угры а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей». В 1711 году вотчинник Александр Гаврилович Сорочинский в своей вотчине, через 35 лет после пожалования, устроил другое село Аксиньино на реке Угре и построил там деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В середине XVIII в. на месте старой церкви Феодосий Гаврилович Сорочинский построил новую. В 1860 году владельцем Аксиньина был князь Федор Андреевич Ухтомский. Вероятнее всего, родился он 18 июля 1810 года, и родителями его были инженер-поручик Андрей Иванович, служивший в Москве, и Александра Федоровна (урожденная Толстая). В январе 1904 г. священник церкви с. Аксиньина Капитон Сергиевский отправил в Смоленск И.И. Орловскому, собиравшему материалы по истории сел и храмов Смоленского края, летопись своего села, составленную в 1885 году. Вот что там сообщалось: «Храм деревянный, однопрестольный, имеет форму креста. В церкви хранятся служебник и Евангелие времен Петра I и Евангелие времен Екатерины II. Из икон особенно почитается икона Св. и Чудотворца Николая, современная основанию церкви, и икона Б. Мат. Донской, от обеих икон получаются исцеления, особенно от Св. и Чудотворца Николая.

http://sobory.ru/article/?object=28374

199 Василий Васильевич Радлов (1837–1918) – ориенталист, посвятивший много времени изучению языков, фольклора и истории инородцев Алтая, а также археологическим изысканиям. Главный его труд – «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи», изданный в Санкт-Петербурге в 1866–1896 годах в 7 томах, включал оригинальные тексты на алтайских диалектах и перевод их на немецкий язык. 201 Преосвященный Владимир (Сеньковский; около 1847 – 1917) с 1875 года трудился в Алтайской и, позже, в Киргизской миссиях; в 1891 году назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий и хиротонисан во епископа Бийского, откуда в 1893 году по состоянию здоровья переведен на Владикавказскую кафедру. 203 Преосвященный Тихон (Троицкий-Донебин; 1831–1911), епископ Иркутский и Нерчинский с 1892 по 1911 год. 206 Основатель Алтайской миссии архимандрит Макарий был погребен в Болховском Троицком Оптине монастыре Орловской губернии. 208 Газета-журнал «Гражданин» выходила с 1872 года; основателем, издателем и основным автором был князь В.П.Мещерский; после его смерти в 1914 году издание прекратилось. «Гражданин» существовал на частные пожертвования, а также пользовался поддержкой наследника престола великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III). Посвящен он был политике и литературе; общее направление газеты было крайне консервативное. Интерес к «Гражданину» в обществе поддерживался благодаря тому, что князь Мещерский, имевший большие связи в придворных и правящих сферах, в своей газете оглашал факты, не проникавшие в другие органы печати. 209 Преосвященный Агафангел (Преображенский; 1854–1928), священноисповедник, митрополит Ярославский и Ростовский (с 1917 года); в описываемое время – епископ Киренский, второй викарий Иркутской епархии. 211 Вероятно, имеется в виду князь Эспер Эсперович Ухтомский – ориенталист, в 1890–1891 сопровождавший цесаревича Николая в поездке по Востоку. 212 Филиппов Тертий Иванович (1825–1899) – государственный контролер (по статусу государственный контролер приравнивался к министру) с 1889 года; К.П.Победоносцев выступал категорически против назначения Филиппова на этот пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей Андрей был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских. К тому же, в настоящее время он одновременно признан «Русской Православной Церковью истинных православных христиан» основателем «самой многочисленной ветви ИПЦ» (так называемых «андреевцев»), от которого в настоящее время «сохраняется апостольское преемство катакомбной иерархии». Судя по «тяжести» формальных аргументов, приводимых в пользу каждого из утверждений о «конфессиональной самоидентификации» епископа Андрея (считавшего себя, кстати сказать, до самой своей мученической смерти уфимским архиереем, каковым он был назначен ещё в 1913 г.), окончательно прояснить ситуацию в этом вопросе вряд ли уже кому-либо удастся. Единственное, по моему мнению, можно утверждать с уверенностью – до конца своих дней он оставался истинным христианским пастырем, не испытывавшим никаких сомнений в своей принадлежности к русскому православию. В постсоветские годы статьи об архиепископе Андрее были помещены во многих словарях и энциклопедиях: в частности, в изданиях «Политические деятели России 1917: Биографический словарь» (1993 г.), «Башкортостан: Краткая энциклопедия» (1996 г.) и в первом томе «Татарской энциклопедии» (2002 г.). Однако в них не имеется никаких упоминаний о его общественно-политической деятельности до февраля 1917 г., что, учитывая открытый и достаточно широко освещённый в тогдашней прессе характер последней, является весьма странным. Дабы хоть как-то восполнить этот пробел, позволю себе в контексте краткой дореволюционной биографии епископа Андрея акцентировать внимание на ряде малоизвестных фактов из казанских периодов его жизнедеятельности. «Я пошёл служить Духу...» Будущий епископ Андрей – в миру Александр Алексеевич Ухтомский – родился 26 декабря 1872 г. в родовом имении – селе Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье председателя уездной земской управы Алексея Николаевича Ухтомского (ранее состоявшего на военно-морской службе и непродолжительное время работавшего в Канцелярии Ярославского губернатора).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

– Примеч. автора письма. 521 Вилков Александр Александрович (1872 – 1958). экономист. Профессор Донского университета. В 1910-х гг. преподаватель Варшавского университета по финансовому праву. С 1922 г. Профессор Русского юридического факультета в Праге. Принимал участие в заседаниях Братства Святой Софии в Праге. Позднее работал в Варшавском университете. 523 См.: Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии: Историко археологическое описание всех городов Владимирской губернии. Владимир. 1913. 525 М[ожет] б[ыть], было бы даже правильно сказать: «убиен от латынян». Это отвечает и содержанию тропаря: «даже до смерти». Дух исповедников и преподобномучеников да не оскудеет в русском народе. – Примеч. автора письма. 526 Казем-Бек Александр Львович (1902 – 1977), публицист, педагог, церковный журналист, богослов. С февраля 1920 г. в эмиграции. Лидер движения «младороссов». С 1944 г. он преподавал русский язык в Йельском университете, с 1946/1947 уч. г. возглавлял кафедру русского языка и литературы в Коннектикутском колледже в Нью-Лондоне. В 1957 г. вернулся в СССР. В 1962 г. был назначен старшим консультантом Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата: состоял членом редколлегии «Журнала Московской Патриархии», автор ряда статей на экуменические и иные темы. 528 Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719 – 1774), князь, русский архитектор. Главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны. 533 Возможно, имеется в виду: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951. 538 Трубецкой Николай Сергеевич, князь (1890 – 1938), выдающийся русский лингвист, философ и публицист евразийского направления. В 1920 г. покинул Россию. 539 Вернадский Георгий Владимирович (1887 – 1973), русский историк, идеолог евразийства. В 1910 г. окончил историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1913 – 1917 гг. приват-доцент Петербургского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010