Владимир так и поступил. Поход на Корсунь и крещение Владимира В 988-м году Владимир пошел с войском на Корсунь. Это был большой и многолюдный греческий город. Он стоял в Крыму, на берегу моря и окружен был толстою каменною стеною 3 . Корсунцы, не ожидав нападения русских, затворились в городе, – заперлись. Владимир высадился около Корсуня и сначала стал от него на расстоянии перелета стрелы. Он потребовал сдачи города. Ему на это ответили решительным отказом. Владимир послал сказать корсунцам, что, если они не сдадутся, он будет хоть три года стоять под городом. Угроза эта тоже не помогла. Корсунцы решили защищаться до последней крайности. Тогда Владимир осадил город. Он придвинулся к нему и велел делать около города земляной вал. От высоты удобнее было поражать стрелами и камнями осажденных. И это мало принесло пользы. Корсунцы под свои стены сделали подземный подкоп и ночью тайком уносили к себе в город землю, что насыпали русские за день. Долго, наверное, пришлось бы Владимиру простоять под городом, если бы не помогла ему измена. Один корсунянин, по имени Анастас, пустил в русский стан к Владимиру стрелу, на которой было написано: «за тобою, с восточной стороны, находятся колодцы; от них вода идет по трубе в город. Перекопай ее и перейми воду». Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: – «Если это сбудется, и Корсунь сдастся, я крещусь». Князь послушал совета корсунянина. Он велел в указанном месте перекопать водопровод. Корсунцы остались без воды. Мучимые жаждою, они сдались русским. Владимир вошел с дружиною своею в город. Русские, вопреки тогдашнему обычаю, никого на правах победителей не трогали и не грабили: – цель завоевания города была совсем не грабительская. Владимир послал сказать греческим императорам Василию и Константину: – «Взял я славный ваш город. Я слышал, что у вас есть сестра девица. Если не отдадите ее за меня, то и с вашей столицей будет то же, что с Корсунем». Императоры перепугались. Одно представление о нападении воинственных руссов на Константинополь приводило их в ужас. Защищать свою столицу им было не чем: войска почти не было. Византия тогда находилась в стесненных обстоятельствах. Дунайская Болгария была объята восстанием, да и в самой империи было неспокойно. Тем не менее, императоры велели передать Владимиру:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений 21 января 2015 г. 16:00 21 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие участники и гости XXIII Международных Рождественских образовательных чтений! Сердечно приветствую вас и поздравляю с началом работы Рождественских чтений. Наша нынешняя встреча, посвященная теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», открывает юбилейный год церковно-государственных празднований, приуроченных к 1000-летию преставления ко Господу равноапостольного князя. В свете последних событий, происходящих на международной арене, выбранная тема приобретает совершенно особое звучание и тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам — его потомкам и духовным преемникам. Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Это событие вошло в учебники как Крещение Руси. То, что произошло более 1000 лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории восточнославянских этносов. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, оно во многом определило историческую судьбу Руси, создав из конгломерата племенных союзов единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и Его правды. Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию исключительно неких политических амбиций князя Владимира: таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

Общерусское же прославление святых Владимира и Ольги состоялось лишь в 1540-е годы, во время московских Великих соборов. Тогда же за святыми окончательно закрепился статус равноапостольных. Три Владимира «Повести временных лет» Первым из древнерусских летописцев Владимира Святославича очень подробно описал составитель «Повести временных лет». Но, читая его повествование, ловишь себя на мысли: автору не позавидуешь. И дело не только в том, что жил составитель летописи в начале XII столетия, а его герой в X веке, что ко времени написания летописи вопрос о канонизации князя – крестителя Руси – всё ещё не был решён. Просто автору летописи нужно было совершить почти невозможное: он, православный монах, должен был описать язычника и раскаявшегося грешника, но при этом не уронить честь фактического основателя правящей династии. А ведь проявления, достойные сильного князя и христианского святого, так различны, что порою противоречат друг другу. Временами создаётся впечатление, что в древней летописи – перед нами не один князь, а, как минимум, три разных человека. Язычник «Первый Владимир» летописи – воинственный и коварный язычник. Он скор на подъём, решителен в действиях и никому не позволяет оскорбить себя. Стоило дочери полоцкого князя язвительно и публично намекнуть Владимиру на его низкое происхождение («Не хочу розути робичича», – заявляет строптивая княжна, у которой на примете есть более почётный жених), как Владимир нападает на Полоцк и берёт Рогнеду в жёны насильно, убив её отца. Владимир пытается убить Рогнеду, но её сын, князь Изяслав преграждает ему путь. (Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век). Владимир-язычник не только отбирает у старшего брата невесту, но и идёт на него самого войной. Всё, что в силах сделать здесь летописец, – это снять со своего героя часть вины. Так убийство Ярополка, замысленное Владимиром, в его повествовании оказывается выполнено руками варягов по наущению изменника-воеводы Блуда. Сам же Владимир проявляет даже некоторое благородство, заранее предупреждая брата о том, что пойдёт на него войной.

http://pravmir.ru/svyatoy-vladimir-voin-...

Сама жизнь святого князя Владимира с момента его обращения ко Христу свидетельствует о чуде. Крестившись, этот в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый и коварный князь начинает строить храмы, кормить нищих, заботиться о больных, решив даже отказаться от смертной казни особо опасных преступников, как сам объяснял, — боясь греха. Он строил для инвалидов богадельни, которые содержались на его средства. Эта одна из особенностей русской государственной власти, которая уже с самого начала фактически взяла на себя социальные функции, чего не знала Европа ни времен Владимира, ни позже. Святой князь Владимир вошел в народную память как «Ласковый князь», «Красное солнышко». Эти прозвища он получил за свою доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту преображенной крещением человеческой души. Христианство создало на Руси такие благоприятные условия, что уже при Владимире-Крестителе наблюдается поразительный государственный рост и кристаллизация ее общественной жизни. Даже с точки зрения сухой, «объективной» исторической науки очевиден коренной перелом в жизни восточных славян, связанный с Владимировым княжением, качественный скачок в обретении ими собственной устойчивой государственности, развитии культуры, в становлении нравственного самосознания. Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление на соседние европейские народы. Так, западный хронист XI столетия Адам из Бремена называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Значительный международный авторитет Киевской Руси виден по династическим бракам. Если Владимир добыл себе «именитую» супругу силой оружия, то уже с детьми и внуками Крестителя Руси европейские правители считали за честь связать браком своих чад. Так сын Владимира Ярослав женат на дочери короля Швеции, сестра Ярослава — королева Польши, три внучки Владимира — королевы Венгрии, Норвегии и Франции, внук Крестителя женат на сестре короля Польши, правнук — на дочери короля Англии, а правнучка — жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV.

http://patriarchia.ru/db/text/3962379.ht...

Поздняя летопись рассказывает, что гордая Рогнеда, невольно смирившаяся с участью жены Владимира, была оскорблена распущенностью мужа и даже покушалась убить его. Когда же Владимир решил казнить ее за эту попытку, она мудро подучила их четырехлетнего сына Изяслава выступить с отповедью отцу. Изумленный Владимир по совету бояр не только сохранил ей жизнь «ради малютки», но и выделил ей с сыном вотчину и построил для них город, названный Изяславлем. Саму же Рогнеду с тех пор он прозвал Гориславой. Многоженство Владимира явилось и одной из причин междоусобицы между его потомками. Происходящие от разных матерей, они с большей яростью сражались друг с другом за отеческое наследство. Как сказано в летописи, «внуки Роговолодовы поднимали меч против других потомков Владимира». Да, в молодости Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Уже тогда он приступил к решению крупных государственных задач и в первую очередь вновь восстановил единство Русской земли, потому что в годы его междоусобной войны с братом племена радимичей и вятичей отказались подчиняться Киеву. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова включить их в состав Руси. Причем против вятичей он провел два похода. Гибель войска Святослава на Балканах в 971 году поколебала княжескую власть в Поднепровье. Дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В 984 году Владимир пошел на радимичей. Отправившись за Днепр, он послал впереди себя воеводу по прозвищу Волчий Хвост. В битве на речке Пищане воевода разгромил ополчение племени. В следующем году Владимир возглавил поход в Волжскую Болгарию. Его союзниками выступили кочевники-торки. Руссы плыли в ладьях, конные торки шли по берегу. Когда сражение с болгарами было выиграно, Добрыня, участвовавший в походе, осмотрел пленных, закованных в колодки, и сказал племяннику: «Видишь, все они в сапогах. Эти дани нам давать не будут – пойдем, поищем себе лапотников». Отказавшись от намерения завоевать болгар, князь заключил с ними мир и вернулся в Киев.

http://pravoslavie.ru/3487.html

Времена менялись. Если предки Владимира не могли вести войны, не пополняя дружину выходцами из Скандинавии, то в конце X века у киевского князя уже не было необходимости приглашать варягов на постоянную службу. Владимир, по сути дела, пошел на разрыв постоянных и прочных, но не всегда удобных связей между Киевской Русью и Скандинавией. Правда, варяги смотрели на новгородцев как на своих извечных данников и не собирались отказываться от сбора подати. И киевские князья ради сохранения мира еще какое-то время вынуждены были выплачивать им за свое владение Новгородом около 300 гривен ежегодно. Своей победе князь Владимир во многом был обязан язычникам Севера. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь отблагодарил их за помощь, а также принес кровавые жертвы языческим богам. Согласно летописи, он приказал поставить неподалеку от княжеского терема, на холме, новые деревянные истуканы во главе с Перуном – покровителем военный дружины и ее предводителя-князя. Голова громовержца была серебряной, а усы золотые. Рядом с ним были установлены славянские кумиры Даждьбог и Стрибог, Хорс и Симаргл, возможно иранского происхождения, а также единственный женский идол – Мокошь. Внизу, на берегу Днепра, на киевском Подоле, стоял «скотий бог» Велес – покровитель всей остальной Руси. Очевидно Владимир провел своеобразную религиозную реформу, объединив богов, которым поклонялись различные племена, входившие в состав Киевской Руси или принятые князем на службу. Таким образом он попытался создать общий языческий пантеон, чтобы упрочить единство государства. Своего дядю Добрыню Владимир послал наместником в Новгород, и тот торжественно на берегу Волхова также водрузил статую Перуна. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца. Более того, в жертву идолам, впервые за долгие годы, снова стали приносить живых людей. Таков был обычай у поморских варяжских племен, среди которых несколько лет прожил Владимир. «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

http://pravoslavie.ru/3487.html

Некоторые важные дополнения содержатся в «Польской истории» Яна Длугоша. Часть, рассказывающую о начале Польского и Русского государств, он писал и редактировал в 1459–1480 гг. Как полагал А.А. Шахматов, здесь отразился Древнейший свод. 236 В Главе I у Длугоша почти нет дат, так как их сложно восстановить для польской истории X в. Рассказ о начале Руси ближе всего к НС. Самое значительное отличие – отсутствие даже упоминаний о правлении Олега, хотя бы в качестве воеводы, и о походах его самого и Игоря на греков. Я. Длугош иногда сокращал тексты оригинала, но едва ли он убрал именно эти известия. История гибели Святослава у него изложена также с небольшими отличиями, но рассказ о правлении самого Владимира отличается от русских летописей только сокращениями. Таким образом, основным источником по истории св. Владимира до крещения остаются НС и «Повесть временных лет». 2. Св. Владимир от рождения до захвата Киева Ни в одном источнике не указан год рождения св. Владимира. Это обычное явление для средневековых хроник и летописей. В лучшем случае указывается возраст на время смерти, но и в статье 1015 г., и в житиях об этом не говорится. Только в Летописце Переяславля-Суздальского сказано, что Владимиру было 73 года. В этом случае годом его рождения оказывается 942 г. Откуда составитель взял сведения о возрасте Владимира, не ясно. Вычислить реальный год рождения св. Владимира можно исходя из возраста Святослава. Осенью 6453 (944 или 945) г., когда был убит его отец Игорь, князь был настолько мал, что править стала его мать княгиня Ольга, будущая первая христианка в княжеском роду (крестилась около 955 г.). Летописный рассказ о ее походе в Древлянскую землю, где подчеркивается, что князь был еще ребенком, можно поставить под сомнение. Однако о том, что она была самостоятельной правительницей, свидетельствуют ее иностранные современники. Ольгу как государыню принимал император Константин Багрянородный во время ее приезда в Константинополь в 946 или 957 г. 237 Продолжатель Регинона Прюмского под 959 г. пишет, что она обратилась к императору Оттону II с просьбой прислать на Русь епископа. Хронист называет ее «Еленой, королевой ругов». Епископа Адальберта, отправленного в 961 г., постигла неудача: он был ограблен и изгнан. 238 Хронист называет действия королевы обманом, но нисколько не сомневался в ее праве выступать от имени всей Руси. Следовательно, в 946–961 гг. все считали ее законной правительницей. Не принял Адальберта, скорее всего, повзрослевший Святослав. Как сказано в летописи, он был убежденным язычником. В таком случае изгнание иерарха, призванного св. Ольгой, означало окончание ее правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так ли это на самом деле? Действительно ли русские приняли Православную веру неосознанно, случайно? Вспомним, как обратился к вере князь Владимир. До своего Крещения это был человек, безудержно стремившийся к власти, и ради занятия великокняжеского престола он даже совершил несколько вероломных убийств, в том числе пролил кровь своих братьев. Известен он был и развратом. Как и всякий человек, совершивший тяжкие грехи, какого бы исповедания и вообще каких бы убеждений он ни был, князь чувствовал угрызения совести и желал умилостивить языческих богов, думая, что если станет приносить им жертвы и умножать идолов, требуя их всенародного почитания, то они его простят и совесть перестанет его мучить. Однако это языческое мнимое благочестие никаких плодов его душе не принесло, он не чувствовал ни малейшего успокоения и мира. Тогда он обратился к размышлению о принятии веры в Единого Бога. К тому времени идея о Едином Боге распространилась и среди языческих народов. Святитель Григорий Палама, живший несколько позже, рассуждая о магометанстве, говорит, что единобожие магометан — это косвенное влияние христианства, то есть идея христианского единобожия проникла за пределы самой этой религии и оказала влияние на народы, оставшиеся в заблуждении. Действительно, мы знаем, что Магомет находился под влиянием Священного Писания Нового и Ветхого Завета. Сам он был неграмотным, читать не умел, но знал Писание в пересказе. Конечно, Священное Писание в своем Коране он исказил, ссылаясь на якобы бывшие ему откровения, но, тем не менее, мысль Григория Паламы совершенно правильна, и в данном случае влияние христианства на магометанское учение совершенно очевидно. Под влияниям христианства многим религиям приходилось пересматривать старые основы вероучения, для того чтобы выдержать, выражаясь светским языком, конкуренцию с христианством. Так, в индуизм и буддизм было привнесено учение о милосердии, любви, вечном боге (последнее касается индуизма). Влияние христианства было огромным, что не могло не отразиться на умах знаменитых язычников. Князь Владимир о христианстве знал: в то время среди русских уже было значительное число верующих. Его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга, построила несколько храмов в Киеве и его окрестностях. Кроме того, русские, торгуя с разными странами, охотнее всего вступали в торговые отношения с Византией — самой богатой и культурной страной того времени. При заключении договоров с византийскими купцами те из русских купцов, которые были христианами, клялись на кресте и Евангелии. Так что в то время среди русских торговых людей были верующие христиане, о чем Владимир не мог не знать.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И где же их искать как не в нашей истории, какой нам ее Бог дал (А.С. Пушкин ), и в истории русской национальной политической мысли XIX-XX веков. О постулатах будущей национальной идеологии, как их формулировали корифеи русской политической мысли, я писал в третьей части статьи « Реабилитация идеологии ». Сейчас хочу предложить вниманию читателя свои размышления о смыслах Русской цивилизации, раскрывающих предназначение русского народа, что мы можем увидеть в ключевых, поворотных пунктах нашей истории. Первое эпохальное событие, задавшее алгоритм нашей истории – Крещение Руси в 988 году. До Крещения Руси были славные эпизоды нашей истории, известные даже и по письменным источникам, например, походы князей Святослава, Игоря и Олега. И даже до появления династии Рюриковичей, несомненно, существовали очаги цивилизации на территории будущей России, но ключевым моментом нашей истории стало всё-таки Крещение Руси. Из Днепровской купели вышел единый русский народ – афористично выразился Святейший Патриарх Алексий II. Но дело, конечно, не только в появлении нового субъекта мировой истории, не только в приобщении русичей через Православную веру к достижениям мировой культуры, но, прежде всего, в том, что началось пополнение русскими небесных обителей. Когда мы вспоминаем события Крещения Руси, обращает на себя внимание один загадочный аспект этого важнейшего исторического деяния. Из летописи мы знаем, как князь Владимир Святославович выбирал веру, направлял своих послов в разные места с целью изучения особенностей тех или иных вероучений и религиозной практики. Но когда, казалось, уже было всё решено, когда Великий князь уже сделал выбор, он зачем-то решил захватить греческую колонию Корсунь (Херсонес). В самом деле, зачем нужно было брать приступом Корсунь, когда речь шла об уже принятом решении креститься от греков?! А означает это только одно – святой равноапостольный князь Владимир не хотел принимать веру как дар греков, а хотел силой захватить веру. Не зная Писания, Владимир Креститель буквально выполняет завет Спасителя: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11: 12).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/30/o_...

58 Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ F. IV. 603 и проблема общерусского сводного летописания//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 165–198; Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 93–160. 59 Милютенко Н. И. Новгородский свод 1078 г. в составе первой подборки Новгородской Карамзинской летописи//ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 586–606. 61 Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 144–145, 151–160, 366; Приселков М. Д. История... С. 142–161; Насонов А.Н. История русского летописания. XI – начало XVIII в. М., 1969. С. 248–249, 260–262, 264–266; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 67–73, 104–121; Он же. Две истории Руси XV века. СПб., 1994. С. 15–16. 63 Шахматов А. А. Исследование о Радзивиловской или Кенигсбергской летописи. М., 1902. С. 46–51; Он же. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904. С. 33–48; Насонов А. Я. Летописные памятники Тверского княжества//ИАН СССР. 8-я серия. Л., 1930. 9. С. 714–721; Лурье Я.С. Общерусские летописи... С. 150–170, 174–180, 231; Он же . Две истории... С. 17–18. 64 Шахматов А. А. Предисловие//Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Изд. 2-е. СПб., 1908. Т. 2. С. X; Клосс Б. М. Предисловие к изданию 1998 г.//Ипатьевская летопись. ПСРЛ. М., 1998. Т. 2. С. Н, L-M. 66 Усачев А. С. Из истории русской средневековой агиографии//ВЦИ. М., 2006. 2. С. 5–30. Тамже библиография вопроса; публикация текста – с. 31–39. 67 В ПСРЛ (Т. 40. М., 2003) текст издан по одному списку. Исследование и издание Густынской летописи по всем спискам подготовлено А. П. Толочко (в печати). 69 Maciej z Miechova . Tractatus de duibus Sarmatiis, Asiana et Europiana. Cracoviae, 1517; Idem . Chronica Polonorum. Cracoviae, 1521; Bielsky M . Kronica... Krakow, 1564; Idem . Kronika Polska Marcina Bielskiego nowo prez J. Bielskiego, syna jego, wydana. Krakow, 1597; Kromer M . Kronica. Krakow, 1611; Kromer M. De origine et rebus gestes Polonorum. Libri I–III. Basel, 1589; Stryikowsky M. Kronika Polska... Dr. w Krolewcu... Krakow, 1582.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010