Идея тут в том, чтобы все-таки приобрести брата, а не воспользоваться этим механизмом для того, чтобы отсечь неудобного человека. В Писании мы видим, что обличение часто начинается с вопросов. «Адам, где ты?» Первая Книга Царств. Саул поставил себе памятник, и вместо того, чтобы убить вражеского царя, оставил его в живых, надеясь заключить сепаратный мир, да плюс еще животных (имущество) сохранил. И ему тоже задается вопрос уточнения: «А что это за блеяние овец и козлов, которое я слышу?» Но здесь обличение не срабатывает: «Да это не я, это народ». Вторая Книга Царств. Господь послал пророка Нафана с притчей о бедном человеке с овечкой обличить Давида: «Ты тот человек, который сделал это. Зачем ты не почтил Господа и сделал злое пред очами Его? Урию ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом аммонитян». И отвечает Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом». Здесь смиренное принятие Давидом обличения. Иисус меняет наши представления о гневе, обиде, прощении Христос меняет наши представления Нагорной проповедью и Своим отношением к людям. Но больше всего меняет тем, как Он встречает Свои страдания. Он не злословит взаимно, Он молится: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34) . Это действительно меняет отношение к прощению. Каждый раз, когда нам сложно сделать выбор в пользу прощения, для нас, верующих православных христиан, всегда есть с Кого взять пример. Новый Завет говорит нам о прощении намного больше, чем сказано в Ветхом Завете. Христос оставляет заповеди: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13:34). «Прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас» (Мф 5:44). «Блаженны кроткие» (Мф 5:5). «Вы соль земли, вы — свет мира» (Мф 5:13–14). И если вы так себя действительно ощущаете, вы не будете вести себя, как мелкий склочник. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26) — это очень полезный стих. Если его понять буквально, это значит, все обиды должны закончиться до того, как ты лег спать. Наука прощения

http://blog.predanie.ru/article/kak-eto-...

Нават, сын его, царствовал два года и делал зло. Из его рода более уже никто не царствовал. Замврий, из другого рода, – двенадцать лет. Вааса – двадцать четыре года, и делал зло. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, пророк, предсказавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, пророк, поразивший его ранами и обличивший Ахаава, кроме того, и многие сыны пророческие. Охозия, сын его, царствовал два года и делал зло. И при нем были Илия и Елисей. Его пятидесятиначальников Илия поразил огнем, по слову Господню. Иорам, сын Ахаава, царствовал двенадцать лет и делал зло, и из его рода более уже никто не царствовал. При нем вознесся Илия, а Елисей оставался до Иеровоама, сына Иоасафа, царя израильского. И при нем были сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал двадцать два года. Он истребил род Ахаава, коварно погубил пророков Ваала и сокрушил кумир его. Этим он сотворил правду и получил обещание, что потомки его будут сидеть на престоле его до четвертого рода. Иоахаз, сын его, царствовал семнадцать лет, делал зло, воевал против Иерусалима и взял оттуда золото и сосуды. Иеровоам, сын его, – сорок один год, и делал зло. Захария, сын его, – шесть месяцев, и делал зло. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иависа, царствовал тридцать дней и делал зло. Манаим, из иного рода, сын Гаддия, царствовал двадцать лет и делал зло. При нем пророчествовал Исаия и Осия. Факей, из другого рода, сын Ромелиев, царствовал двадцать лет. Он убил Факию и делал зло. При нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из другого рода, сын Илы, царствовал десять лет. Он убил Факея и делал зло, впрочем не так, как его предшественники. Осия был последним царем Самарии. При нем это царство прекратилось, и Самария погибла, и затем поселились в ней ассирияне. От них произошли еретики самаряне, называемые саддукеями. Этим и оканчивается все содержание книг Царств. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Немалая дискуссия велась по поводу общего числа тех, кто был засчитан в переписи – 603 550. В это число не включены левиты, все женщины и все дети младше двадцати лет. Общее число народа должно было приблизительно достигать двух миллионов. Исследователи Библии предлагали различные объяснения. Согласно одному предположению, эти цифры довольно неправдоподобны и не представляют никакой исторической ценности. То есть это – плод необузданного воображения последующего автора, склонного к гиперболе. И, согласно второму предположению, эти числа представляют историческую ценность, но отражают последующую перепись, проведенную во время царствования Давида. Третье предположение основано на переводе слова елеп, которое обычно звучит как «тысяча». Уже в 1905 году выдающийся археолог Флиндерс Петри предложил переводить это слово не как «тысяча», а как «семья» 76 . Гораздо позже его поддержал Иаков Милгром 77 . Чтобы подтвердить этот тезис, цитировались Книги: Судей (6:15): «Вот, и племя мое (елеп) в колене Манассиином самое бедное», Чисел (1:16): «Избранные мужи ... начальники ... главы тысяч (елеп) Израилевых»); Первая Книга Царств (10:19): «...Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам (себет) вашим и по племенам (елеп) вашим» (Иерусалимская Библия; Новая интернациональная версия; «тысячам», Американское исправленное издание Библии), Первая Книга Царств (10:21): «И велел подходить колену (себет) Вениаминову по племенам (мишпахах) его...». Эти последние два стиха, на первый взгляд, указывают на то, что слова «племя» и «семья» являются синонимами. Таким образом, согласно этой системе население Иуды не составляло 74 600 человек. Скорее, оно насчитывает 74 семьи и 600 человек. Третье предположение очень похоже на предположение Петри. Джордж Менденхолл считает, что слово елеп означает не «семью», «племя» или «шатер», а военную единицу (см. Чис.1:3 ) 78 . Следуя этому истолкованию, мы должны перефразировать Книгу Чисел (1:26:27) так: «Сынов Иуды по родам их, по племенам их, по семействам их: всех мужчин от двадцати лет и выше, всех годных для войны, исчислено в колене Иудином семьдесят четыре единицы, и из них 600 мужчин было зачислено на военную службу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Ст. 21. «И сговорились против него и побили его камнями по приказанию царя 1049 на дворе дома Господня» (22). И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он, умирая, говорил: да видит Господь и да взыщет»! Вслед за сим Господь посылает и наказание на царство – вторжение Сирийского войска, которое по 2Nap. XXIV, 23 не только разорило Иудею, но и вторглось в Иерусалим, и истребило князей народа, и взяло много добычи, о которой, как мы видели, говорит книга Царств, что Иоас принужден был опустошить все сокровищницы дома Господня и свои. Одновременно с нашествием неприятеля Иоас подвергается тяжкой болезни (2 Пар. XXIV, 25), в которой он лежит в то время, когда Сирияне удаляются из страны. Затем, по-видимому боясь покушения на свою жизнь, он удаляется в Милло 1050 , как говорит книга Царств, – и там убит слугами своими. Убиение царя Иоаса упомянуто и в книге Паралипоменон, но без указания, что он лежал в Милло, – что впрочем совершенно объясняется тем, что Милло была часть Иерусалима. Заметим, что в 2Nap. XXIV, 25 прямо указано, что Иоас убит на постели своей «за кровь сынов Иодая священника», – так что нельзя сомневаться, что убийство Иоаса имело не столько политически, сколько религиозный характер. Мстителями должны были быть сторонники Иодая и Захарии, верных служителей Господа Бога завета. Похоронили Иоаса в граде Давидовом, «но не похоронили его в царских гробницах» (id. ib). Очевидно, что после истребления многих княжеских родов ( 2Nap. XXIV, 23 ) Сириянами, – влиянием начала пользоваться часть народа, преданная Господу Богу и находившаяся под руководством священников и левитов. Заметим еще, что об Амасии, сыне Иоаса, не сказано, чтобы он был поклонником Ваала. В 4 Ц. XIV, 3 сказано, что «делал он угодное в очах Господних, впрочем не так, как отец его Давид»... И далее ст. 4: «Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах» 1051 . И в 2Nap. XXV, 14 ему не приписывают поклонения Ваалу, но обвиняют его в поклонении каким-то богам Сеира, принесенным из Идумеи, куда он ходил походом и где нанес Идумеям большое поражение. Но мы присовокупим об Амасии, что наказанный поражением в войне против Израиля за то, что не послушался он пророка, обличавшего его в поклонении богам Сеира, он был убит на 29-м году царствования (4 Ц. XIV, 2, 19; 2 Пар. XXV, 1, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Это явление Господа показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.    Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь».    Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».    Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь».    Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо.    Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его».    Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское — колесницы и конница его.    В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда, Илии. Елисей поднял ее и с нею получил двойной дар пророческий.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию. «3-я Книга Царств» (3 Цар.16-19) и «4-я Книга Царств» (4 Цар.1; 4 Цар.2:1-15). Пророк Елисей    Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.    После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.    Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: «у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна». Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.    Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: «иди, иди, плешивый!» Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них.    Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: «Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.    Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, «1-я Книга Царств» (1 Цар.16-31) и «2-я Книга Царств» (2 Цар.1). Царь Давид    После смерти царя Саула царем еврейским стал Давид. Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Он очень много перенес преследований от Саула и других врагов, но не озлоблялся, не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. Давид был кроток и благочестив.    Но случалось Давиду впадать и в великие грехи. Тогда он до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога.    Так, вот, однажды под вечер царь Давид прогуливался на кровле (на крыше) царского дома и увидел очень красивую молодую женщину. Давид захотел иметь ее своею женою. Он узнал, что эту женщину зовут Вирсавия и она жена Урии Хеттеянина. Урия же в это время был на войне (война тогда была с аммонитянами). У Давида появилось сильное желание, чтобы Урия умер. Этого злого, греховного желания царь не победил в себе и приказал начальнику войска поставить Урию во время сражения так, чтобы его убили. Желание Давида было выполнено. Вирсавия, узнав о смерти мужа, плакала о нем.    Когда кончилось время плача Вирсавии, царь Давид послал за ней и взял ее в дом свой, и стала она его женою. Так царь Давид совершил большое зло, двойной грех, пред очами Божиими.    Скоро у Вирсавии родился сын, а Давид и не замечал, что он совершил великий грех перед Богом.    Тогда, по повелению Божию, пришел к царю Давиду пророк Нафан и сказал: «в одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь. Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А общий вывод тот, что надписания 30:1 и 31:1 не могут служить серьезным доказательством происхождения 30:1–33 и 31:1–9 не от Соломона 237 . Но признавая в книге Притчей мудрость Соломона, не можем утверждать, чтобы существуя в каноне книга Притчей получила от свмого Соломона тот вид и состав, в каком она существует ныне в еврейском тексте. В этом отношении книга Притчей отчасти сходна с Псалтирью, и православный богослов имеет право раздельно говорить о происхождении притчей и происхождении «книги» Притчей. Основание для сего заключается в самой книге в 25:1, где читаем: и это Притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя иудейского. В греко-славянском переводе это место еще яснее читается: сия Притчи Соломони, бывшия нерасположенны (α ρικριτοι), яже списаша друзи Езекии, царя иудейска. Из этого свидетельства ясно, что притчи Соломона частью, до 25 главы, были собраны и «расположены» в настоящем порядке до царя Езекии, а частью с 25 главы, при этом благочестивом царе его «друзьями». Кем были собраны Притчи 1–24 глав, в книге не говорится, но нет основания отвергать принятого у некоторых отцев ( Кирилла Иерусалимского и Иеронима) мнения, что сам Соломон в старости собрал эти притчи в одну книгу 238 . Замечательно вышеприведенное свидетельство перевода 70: бывшия нерасположенны α ρικριτοι ( Притч.25:1 ). При чтении этого места книги Притчей, читателю невольно предносится параллельное свидетельство книги Царств: изрек он (т.е., Соломон) три тысячи притчей и песней его была тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах ( 3Цар.4:32–33 ). Естественно на первый взгляд отождествить упоминаемые в книгах Царств 3000 притчей с известной нам книгой Притчей, но анализ последней этого не позволяет. Прежде всего, во всей книге Притчей насчитывается не 3 тысячи, а не более 800 притчей. Затем, здесь не говорится ни о кедрах, ни об иссопе, ни о рыбах. Отсюда общий у богословов вывод, что в книгу Притчей вошли лишь нарочито «избранные» притчи религиозно-нравственного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Народ Израильский должен был быть образцом и источником освящения для всех народов. Вместо этого он сам постоянно оскверняется при соприкосновении с окружающей языческой скверной. Четвертое и последнее слово, с 20 стиха 2-й главы, обращено к Зоровавелю, правителю Иудеи. Ему обещается особое небесное покровительство и особое заступление: « скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21–23). В этом обращении можно видеть напоминание об обетованиях, которые были даны Давиду. И через это рассматривать Зоровавеля как прообраз Христа, как это и встречается в других пророческих книгах. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. 10.2. Книга пророка Захарии Пророк Захария в начале книги представляется нам как Захария, сын Варахиин, сын Аддов. Аддо был главой одного из священнических родов, возвратившихся из вавилонского плена вместе с Зоровавелем. При преемнике первосвященника Иисуса Иоакиме Захария сам был уже главой священнического рода, об этом говорится в 12 главе книги Неемии (Неем. 12:16). Там Захария назван сыном Иддо. Возможно, что отец его Варахия умер молодым, так что внук фактически наследовал деду с. 200]. Таким образом, Захария был из священнического рода и, более того, был главой этого рода. О продолжительности его служения определенных указаний в Священном Писании не содержится. В житии говорится о сорока и больше годах. Ряд пророчеств в книге датированы. Первое из них относится к тому же второму году Дария, когда пророчествовал и Аггей (Захария — на два месяца позже), что также согласуется с указаниями первой книги Ездры. Последнее датированное пророчество относится к 4-му году Дария, то есть, к 518 году. Поскольку оно находится в 1-м стихе 7-й главы, последующие главы содержат в себе пророчества более позднего периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

" И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер " (3 Книга Царств 9:15). " Во дни Факея, царя Израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кадеш, и Хацор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию " (4 Книга Царств 15:29). Раскопки Хацора, начатые в середине 1950-х годов под руководством Йегуэля Ядина, были самыми масштабными за все годы существования государства Израиль. Интерес к городу был продиктован Библией, тем более, что речь шла о завоевании Ханаана — важнейшей вехе истории Израиля. Ядин надеялся открыть не только библейский Хацор, но и предшествовавший ему ханаанейский город. Особенно привлекала возможность найти его клинописный архив, подобный тем, что сохранились от второго тысячелетия до н.э. в Месопотамии, Египте и Сирии. Письма из Хацора, обнаруженные в других архивах, позволяли надеяться на успех. Тем более что в 1962 году оказавшийся на раскопках американский турист случайно подобрал на поверхности холма… клинописную табличку, упоминавшую Хацор и его правителя! Увы, находка так и осталась единственной в своем роде. Зато раскопки позволили воссоздать историю древнего города, самого крупного и значительного во всем регионе. Его общая площадь уже во втором тысячелетии составляла около 80 га, а население достигало почти 20000 человек. Достаточно сказать, что территория Хацора в 10 раз превышала Иерусалим эпохи Давида и Соломона! Древнейшие сведения о Хацоре содержатся в египетских текстах проклятия, относящихся к XIX веку до н.э. Это единственный ханаанейский город, удостоившийся упоминания в архиве города Мари (XVIII в.). Документы показывают его значение, богатство и обширные торговые связи. Он фигурирует и в знаменитом Телль-Амарнском архиве египетской столицы, относящемся к XIV веку. Неоднократны упоминания города в победных надписях египетских фараонов XV — XIV веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

На ней-то и стояли дома города-крепости. К концу периода Первого Храма жилые постройки возводятся в пределах этой террасы. " Дом Ахиила " , состоявший из четырех комнат, был реконструирован археологами после завершения раскопок. Восточный участок района дал великолепную коллекцию булл-оттисков печатей, сделанных из глины, которыми пользовались чиновники. Видимо, именно здесь располагались как крепость Сион, так и место, куда Давид перенес Ковчег Завета, что сделало Иерусалим политическим и религиозным центром Израиля. Участок для Ковчега Завета был куплен Давидом у Орны иевусянина за шестьсот золотых шекелей, по версии Первой книги Паралипоменон (21:25) или за пятьдесят серебряных, о чем говорится во Второй книге Царств (24:24). После чего на месте гумна Орны " соорудил Давид жертвенник Господу, и принес жертву всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян " (2 Книга Царств 24:25). В первой книге Паралипоменон (11: 4-5) излагается другой вариант того же сюжета: " И пошел Давид и весь Израиль к Иерушалаиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевуссеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым. И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города " В поисках храма Храм, как известно, было дано построить только Соломону на горе Мориа. Так назывался участок, вытянутый с севера на юг между долинами Кедрон и Хагай, с запада ограниченный горой Сион, с востока — горой Олив. С этим-то местом и связано возникновение сакральной топографии Иерусалима. У истоков этой традиции стоит сюжет из Книги Бытия о встрече Авраама с Мелхиседеком (14:18-19): " Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли… " Однако значительно более важным моментом в священной истории горы было принесение Авраамом в жертву своего сына Исаака (Книга Бытия 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010