„Над пророками зашло солнце и потемнел день“, по выражению пророка Михея ( Мих. 3:6 ). Как в гл. XXVIII, 7 Исаия изображает последствия пьянства, так здесь он указывает на последствия духовного опьянения: безверия, гордости, самонадеянности. Благодать Божия отступает от Израиля. На всех народах, живущих вне откровения, лежит покрывало ( Ис. 25:7 ), но вот, вследствие неверия, оно легло и на пророков и прозорливцев народа обетования 1048 . Во времена, в которые пророчествовал Исаия, ум человеческий мог озаряться зарею пророчества, предшествующего Солнцу правды; но и эта заря потухала, потому что высшие духовные деятели Израиля соделались неспособными ко всякой духовной деятельности, и не только не жаждали добра и правды, но сознательно нарушали всякую правду 1049 , преследуя своею злобою того, кто напоминал им о нравственном законе. Вот почему в ст. 11–12 пророк уподобляет их не желающим разуметь, а народ не могущим разуметь. Они ослепили народ,-и он ослеп. Издавна таков был строй жизни народа, что высшие классы брали ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали 1050 . Запечатанная книга духовного закона, соединенная с книгою обрядового закона, могла бы быть прочитана и понята книжниками, если бы они хотели снять печати; но они не хотели снять их, так как им прежде всего надо было бы изменить всю грешную жизнь свою. Безграмотный же народ не мог сам подняться до понимания истины. Пророк Исаия в видении главы VI слышал слова Господа Саваофа о намеренной слепоте и глухоте Израиля; теперь (приблизительно через тридцать лет после видения) перед очами его совершается то, что он слышал, и он повторяет слышанное от Господа. 13 . И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 . то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В поколении Михи пророчество о разрушении Йерушалаима не исполнилось, YHWH до времени пощадил Свой город. Но прошли века, и оно свершилось трижды – в 586 году до н. э., в 70 и 135 годах н. э. В последнем случае Йерушалаим был разрушен радикально и, казалось, навсегда 180 . Но затем он вновь поднялся из руин. Кто знает, может быть, этому предсказанию дано будет свершиться ещё и в будущем. Многие пророчества Танаха свершаются многократно. Может быть, нам, или тем, кто будет жить после нас, ещё дано будет увидеть, как на Храмовой горе ( ) шумит лес (), а там, где ходили трамваи, колосятся хлеба. Ни в 586 году до н. э., ни в 70 и 135 годах н. э. история города не закончилась. Не закончится она и после грядущего тотального разрушения. И даже после многих разрушений. История Йерушалаима не может закончиться, ведь Йерушалаим, в отличие от Рима и всех других городов мира – действительно вечный город ( Пс.48 /47:9). Вечный – потому что не человеческий, а Божий. За последним разрушением и запустением Йерушалаима последует его возрождение, и не временное, как уже бывало в истории, а вечное. Об этом окончательном возрождении – следующее пророчество Михи. Грядущее Царство Божье. Мих.4:1–5 1 И будет в последние дни: гора дома YHWH будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. 2 И придут многие народы и скажут: придите, взойдём на гору YHWH, в дом Бога Яакова, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ибо от Цийона выйдет Тора, Слово YHWH – из Йерушалаима. 3 Он рассудит многие народы, решит тяжбы могучих далёких народов, и перекуют они мечи свои на плуги, копья свои – на садовые ножницы, не поднимут народ на народ меча и не будут больше учиться воевать. 4 И каждый будет сидеть под своею лозою и под своею смоковницею, и некому будет страшить, ибо уста YHWH Воинств изрекли. 5 Пусть все народы ходят каждый во имя своего бога, а мы будем ходить во имя YHWH, Бога нашего вовеки, всегда. По тематике и тональности это пророчество кардинально отличается от предыдущих, составляющих 3-ю главу книги. Оно открывает целую серию пророчеств мессианско-эсхатологического содержания, охватывающих 4-ю и 5-ю главы 181 . Пророчества этих глав своей светлой торжественностью резко контрастируют с предшествующими им грозными и мрачными речами. Очевидно, редактор, компоновавший разные пророчества, вошедшие в книгу Михи, желая, чтобы читатели почувствовали этот резкий контраст, преднамеренно расположил Мих.4:1–5 непосредственно после шокирующего стиха Мих.3:12 . В Мих.3:12 предрекается полное разрушение Йерушалаима, превращение его в груду развалин, а в Мих.4:1–5 предвозвещается нечто прямо противоположное – полное восстановление города и Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Весьма курьёзен перевод LXX, в котором вместо шакалов и страусят – драконы и дочери сирен: ς δρακντων… ς θυγατρων σειρνων. Оплакивая опустошённую страну, пророк уподобляет себя шакалам и страусам. Ср. Иов.30:29 : «Я стал братом шакалам () и другом страусам ( )». Шакалы и страусы, как известно, обитают в местах диких и безлюдных. В результате ассирийского нашествия города Йенуды опустеют, обезлюдеют, в них поселятся шакалы и страусы, как это обычно происходит с разрушенными и покинутыми людьми городами. Ср. Ис.13:21–22, 34:13 ; Иер.9:10 82 , 10:22; Мал.1:3 . Неисцелима рана, постигла Йенуду, достигла врат народа моего, дошла до Йерушалаима. О Йерушалаиме в этом пророческом плаче говорится дважды – здесь и в Мих.1:12 . Там, в столице живёт и пророчествует современник Михи Йешайяну. Он тоже оплакивает Йерушалаим: «Оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» ( Ис.22:4 ; весь пассаж – Ис.22:1–14 ). 701-й год, войска Санхерива осаждают столицу Йенуды. Иудейские пророки Йешайяну и Миха, один в столице, другой вдали от неё, оплакивают Йерушалаим. Быть может, именно их плач умилостивил Того, Кто привёл врага ко вратам столицы, YHWH внял этому плачу и помиловал Свой святой город, и тот до времени не разделил судьбы Шомрона. Пройдёт сто с лишним лет, Йерушалаим будет вновь осаждён врагами, на сей раз вавилонянами, и будет плакать и сокрушаться пророк Ирмейяну: «О сокрушении дочери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня… Отчего же нет исцеления дочери народа моего?» ( Иер.8:21–22 ). Но в 586 году осада столицы закончится её падением – Господь уже не пощадит ни города, ни Храма, ни помазанников на престоле Давида, «сделает Йерушалаим грудою камней, жилищем шакалов» ( Иер.9:11 ). Термин может означать как удар (классический пример – «казни египетские», точнее – удары по Мицраиму), так и рану, полученную от удара. Здесь это слово используется как раз в значении раны (то же значение, напр., в 3Цар.22:35 ; Ис.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Вот Господь помощник Мой: кто поразит Меня? Вот все вы как одежда обветшаете и как бы моль поесть вас. Если кто считает Меня справедливо присужденным в кресту, говорит Он, совершившим какой-либо грех, тот пусть противостанет Мне. Кто будет судиться со Мною , чтобы быть побежденным не могуществом Моего величия, но разумом? Судится же кто-либо с Господом не властию царскою, но сравнением добродетелей, как и апостолы судят двенадцать колен израилевых, и ниневитяне и царица савская – народ Иудейский. В этом смысле и к Иерусалиму говорится: «оправдана Содома тобою» ( Иез. 16 ). Итак поскольку никто не может оправдаться пред Господом, то все как одежда обветшают ( Пс. 101 ). А что ветшает, то близко к погибели. И, говорит, как моль поесть их , то есть сознание грехов и зависть к спасенным язычникам, о чем в конце этой книги говорится: червь их не скончается ( Ис. 66:24 ), и у Михея против развращенных князей: отъиму благая их, яко моль поядаяй и ходяй по привилам в день стражбы ( Мих. 7:4 ). И в Притчах: моль костем сердце чувственно ( Притч. 14:30 ). Вместо моли Симмах в настоящем месте перевел: ржавчина , Акила: червь . Ст. 10. Кто из вас боится Господа, слушается гласа раба Его? Кто ходит во мраке и не имеет света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. LXX : Кто из вас боится Господа, тот пусть слушается голоса отрока Его: ходящие во тьме не имеют света. Вы уповаете на имя Господа и утверждаетесь в Боге. Вы бичевали Меня, заплевывали Меня; однако Я призываю своих преследователей к покаянию. Ибо Я не хочу смерти грешного народа, а чтобы только он обратился и жив был ( Иез. 33 ), и говорю: кто среди вас боится Господа и слушается голоса Раба или Отрока, то есть Сына Его, из коих одно свойственно воспринятой плоти, а другое природе. И мы не должны считать маловажным страх Господень, по оному, что говорится в Притчах: начало премудрости страх Господень ( Притч. 9:10 ). Совершенная же любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А кто боится, тот не имеет совершенной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вот как пророк Исаия изложил это место: «Слово, которое било к Исаии, сыну Амосову об Иуде и Иерусалиме. И будет в последние дни явлена гора Господня и дом Господень на вершинах гор и возвысится над холмами, и придут к ней все народы, и пойдут народы многие, и будут говорить: «Приидите взойдем на гору Господню и в дом Бога нашего и возвестит нам путь наш и будем ходить по нему; ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалима“; и будет Он судить между многими народами и будет обличат народ весьма многий, и перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы, и не поднимет народ меча против народа и не будут более учиться вести войну» (Ис. II:1—5). Знаменательно здесь [или: в этих словах] говорится, что слово Божие, исходящее об Иерусалиме будет судить между народами многими, а обличать собственно [только] народ Иудейский. Действительно, нас, как грешников, Он будет судить по делам нашим, их же, как нечестивых и отвергшихся, Он не будет судить, но как осужденных уже [только] обличит. Книга вторая    Мы всегда отвечаем на укоры зависти, потому что она не успокаивается, и вступления к нашим книгам опровергают злоречивые нападения [наших] соперников, которые всенародно распространяют, будто я пишу нечто непристойное пустым и сухим языком, и когда не знаю, что сказать, не могу соблюсти молчание. Посему заклинаю вас, о Павла и Евстохия, чтобы вы закрыли уши свои пред лаянием подобного рода и вспомоществуя [своими] молитвами [моему], как они говорят, ребячеству, испросили мне отверзение уст моих, подобно [устам] Апостола, так что и ко [мне], говорящему о св. Писании могло бы быть применено слово [Писания]: «Господь даст слово благовествующим силою многою» (Псал. LXVII. 12). А тучных тельцов, которые окружали меня (Псал. XXI:13), я увещеваю успокоиться и прекратить свое злоречие, что бы не почувствовать своего злого поведения, которое [мною] потом будет обнаружено, если они будут продолжать [или: продолжают] оскорблять [меня]. Ибо когда они говорят, что я делаю извлечения из свитков Оригена, и что не следует осквернять писания древних, я считаю величайшею [для себя] похвалою то, в чем они видят самое сильное порицание: ибо я хочу подражать тому, который несомненно нравится всем мудрым людям, как и вам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. месте конских бегов, [коней] продаваемых в Египте, и родила «сына скорби», которого отец назвал впоследствии «сыном десницы» ( Быт.35:16–18 ). Ева , изгнанная из рая и слышавшая слова: «В болезнях будешь рождать» ( Быт.3:16 ) описывается, как рождавшая в болезнях. Жена Финееса, связанная [муками родов] и не могущая подняться подобно той, которую, по словам Евангелия, связал сатана ( Лк.13:16 ), родила [внезапно] после того, как узнала, что ковчег Божий взят неприятелем, а народ потерпел поражение ( 1Цар.4:19 ). Сара же по рождении Исаака воскликнула: «Смех сделал мне Господь, ибо кто ни услышит, будет торжествовать со мною» ( Быт.21:6 ); это потому, что она была святая и уже утратила женственное. Итак, скорби, охватившие башню стада, суть скорби и муки смерти, которые охватили даже Спасителя и как бы превозмогли [Его]; но, конечно, они не могли преодолеть Его вполне, как Он сам говорит в Псалме семнадцатом: «Объяли Меня болезни смертные и потоки беззакония устрашили Меня и скорби ада окружили Меня» ( Пс.17:5 ). Некоторые думают, что под оскверненною и темною башнею и дочерью Иерусалима, нужно понимать Иерусалим небесный, который есть мать святых, о котором и Апостол говорит: «Приступили к горе Сион, ко граду Бога живущего, Иерусалиму небесному» ( Евр.12:22 ), который до того времени будет загрязненным, пока сыны его не приведутся к нему, и пока не будет в нем советника и не возьмут его скорби, как бы родильницы; потому что видя столь великое число умерщвленных сынов [своих, он будет скорбеть, что] напрасно рождал он их. Мих.4:10 .  Страдай и терпи, дочь Сиона, как рождающая, потому что ныне ты выйдешь из города и будешь жить в стране [не населенной или чужеземной] и дойдешь даже до Вавилона: там ты будешь освобождена, там искупит тебя Господь из руки врагов твоих. LXX: Страдай и мужественно терпи, дочь Сиона, как бы рождающая, потому что ныне ты выйдешь из города и будешь жить на поле и дойдешь до Вавилона; оттуда Он освободит тебя; и оттуда искупит тебя Господь Бог твой из руки врагов твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И вот: подобно тому как они, предавши стадо Мое диаволу и ангелам его, ограбили людей Моих и совершенно лишили их всякой красоты и благоприличия покрывавшей их кожи, а кости и плоть бросили в кипящий котел, который распалил царь Ассирийский; так и сами они, когда приидет день мщения, возопиют ко Господу и не будут услышаны, так как и сами не слышали просящих; и прострут руки свои ко Господу, и Бог отвратит лице Свое от них, так как и сами они отвращали свое лице от тех, которые умоляли их. И все это безъизьятия претерпят они, так как крайне нечестиво поступали они в делах и похотях своих: не царями были они, а тиранами, не вождями, а львами, не учителями для учеников, а волками для овец; и насыщались они плотию, и утолстели и [таким образом] приготовили из себя как бы самую тучную жертву для заклания и для [уготованного им] наказания от Господа. – До этого места [речь шла] против нечестивых вождей. Следующие же слова направлены против лжепророков и нечестивейших лжеучителей, которые хитрою лестию обманывают народ Божий, обещая [ему] знание Св. Писания. Мих.3:5–8 .  Вот что говорит Господь о пророках, которые обманывают народ Мой, которые кусают зубами своими и проповедуют мир, и если кто не дает чего-нибудь во уста их, против того они объявляют священную войну: поэтому ночь будет вам вместо видения» [или: «разделения " ] «и мрак вместо предвещаний. И зайдет солнце над пророками, и день покроется мраком над ними, и приведены будут в смятение те, которые видят, видения, и придут в замешательство гадатели, и все покроют лица свои, потому что нет ответа от Бога. Я же исполнен силою Духа Господня, правдою и крепостию» [или: истиною], «чтобы возвестить Иакову преступление его и Израилю грех его». LXX: Вот что говорит Господь о пророках, которые обольщают народ Мой, и кусают зубами своими и проповедуют над ним мир и [он] не дан во уста их: они возбудили против него войну. Посему ночь будет для вас вместо видения [или: разделения] и мрак будет вам из [вашего] гадания; и зайдет солнце над пророками и помрачится над ними день, и придут в смятение сновидцы, и предсказатели будут предметом посмешища, и станут говорить против них все сии, потому что не будет никого, кто стал бы выслушивать их; разве только [когда] Я наполню силу в Духе Господнем, и правду и крепость, чтобы возвестить Иакову нечестия его, и Израилю грехи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«И... ныне будет в попрание аки кал на путех» ( Мих.7:10 ). Пророк говорит о царствах Вавилонском и Мидийском, и имеет в виду то время, когда все враги Иудеев будут попраны Халдеями, а позже и сами Халдеи будут попраны и истреблены Мидянами. «День воссоздания стен твоих» ( Мих.7:11 ). Царства эти есть как бы стены твои, Иерусалим. »День,.. в который подъят будешь на рамена народов» ( Мих. 7:11 ; Ис.66:12 ). Это согласно с тем, что Исаия пророчествовал о Церкви, и о славе, какую будут воздавать сынам ее, говоря: «будете ссать ...славу языков,.. взяты будете ...на рамена и питаемы на коленах» ( Ис.66:11–12 ). Ибо слова эти должно разуметь о Церкви и о тех благах, какие излиты на нее и на чад ее, потому что чада ее ссут (пьют) славу и любовь всех народов, народы носят их на раменах своих и держат в объятиях своих. " Придет день времени Твоего выйти тебе из Ассирии и из укрепленных городов у народов, из Тира,.. от моря даже до моря,.. и до горы Ор» ( Мих.7:12 ). Это согласно со сказанным в другом месте: «Хотя бы ты был рассеян, Израиль до края неба, и оттуда соберет тебя Господь» ( Втор.30:4 ). Это действительно исполнилось на Святой Церкви, ибо Господь собрал ее в тот день, когда явился Христос. И пророк все время домостроительства Христова называет здесь одним днем. Церковь действительно собрана из всех народов, бывших дотоле в заблуждении, собрана от всех краев земли, от всех пределов моря, куда только ходили апостолы проповедовать Евангелие. «Паси люди твоя жезлом твоим». В смысле историческом пророк говорит здесь о Зоровавеле, который, по возвращении Иудеев из плена, поставлен был вождем народным, чтобы быть ему руководителем и князем. «Паси, – Зоровавель, – люди», как говорит пророк, властью кроткой. В смысле же духовном исполнилось это на Христе. Он – истинный Пастырь, пасущий народ Свой с кротостью и мягкосердием. «Вселятся едины», не будут они как овцы, пасущиеся на месте тесном, утесняемые многочисленными окружающими народами, но как овцы «среде Ко рмила», то есть пасущиеся на обширных и тучных Кармильских пажитях, «у пасутся в Мафнине и в Галааде " , то есть возвратятся и будут наслаждаться благами «по днем исхода... из Египта» ( Мих.7:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

И увидит меня неприятельница моя, и стыд покроет ту, которая говорит мне: «Где Господь Бог твой»? Глаза мои увидят ее; ныне она будет попираема, как грязь на дорогах. День тесания кирпича есть поражение твое, и удалит законы твои день тот, и города твои придут к концу и к разделению Ассирийцам, и укрепленные города твои к разделению, начиная от Тира даже до реки и от моря до моря, и от горы до горы, и будет земля назначена к погибели с жителями её от плодов измышлений их. В буквальном смысле мне кажется, что здесь Иерусалим говорит против Вавилонского и других народов, которые торжествовали над ним: «Не радуйтесь над моим разорением», потому что по милосердию Господа я снова восстану; после того, как я побуду в плену, Он выведет меня из тьмы и будет светом моим. Гнев Господа я перенесу, потому что сознаю себя заслужившим то, что я претерпел, – пока я буду отомщен от народов, и пока произойдет суд надо мною. Я знаю, что Он намерен вывести меня на свет, и я увижу оправдание Его. А неприятель мой Вавилон и прочие народы в окрестности увидят, и тот, который злорадно говорил: «Где есть Бог твой?» покроется смятением. Очи мои увидят Его и даже не после, многое время спустя, а теперь увидят его, попираемого, как грязь на улицах, даже современных [нам]. – До этого места так говорил Иерусалим, или пророк от лица народа. А затем представляется Бог говорящим Иерусалиму в ответ: О Иерусалим! пришли дни, чтобы были воздвигаемы укрепления твои, которые когда-то были разрушены опустошителем Вавилоном. В тот день закон будет далеко, т. е. заповедь или приказание, как истолковали Симмах и Феодотион, употребляя слова επιταγ xat πρςταγμα. И тогда будет такой смысл: Ты уже не будешь подчинен владычеству Вавилонян. В тот день, когда будут строиться ограждения твои, придет к тебе от Ассура и из городов укрепленных; от городов, говорю, укрепленных даже до Иордана, чрез который и прежде перешел народ, и от моря Чермного, и от всех народов даже до моря Мертвого, соседнего с твоею землею, и к горе Сиону от гор Персидских и Мидийских, куда прежде они были переведены; а остальная земля будет принадлежать Халдеям и тем, которые опустошили тебя до конца по причине обитателей ее и по причине злых деяний их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел . LXX [перевели] одинаково. Относительно этих домов в шестьдесят восьмом псалме пророческая речь обещает говоря: яко Бог спасет Сиона и созиждутся града иудеистии и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем . Все это иудеи понимают буквально (carnaliter), в том смысле, что Иерусалим и города иудейские будет восстановлены в прежнем состоянии. Если мы согласимся с ними, то пусть они выслушают, что это обещается не только Иерусалиму, но и Содому, так как Иезекииль говорит: „возвратится Содома в прежнее свое состояние» ( Иез. 16:65 ). Следовательно под домами, в которых будут жить построившие их, должны быть понимаемы или добродетели, или различные обители у Отца, которыми вечно будет владеть построивший их. Таковые устраивали, как говорится в Исходе (1), и повивальные бабки, боявшиеся Бога, хотя в еврейском написано, что домы им устроились Богом, потому что они боялись Его. Также и Иаков, так как он был прост или, как говорится по-гречески, πλαστος, то есть не льстив , и не был таким, какие осуждаются в послании Петра, о которых он говорит: в лихоимстве льстивыми словесы вас уловят ( 2Пет. 2:3 ). Поэтому они жили в доме, которым не мог обладать Исав, находивший удовольствие в зверях и лесах. Такой дом описывают и слова Спасителя в Евангелии: „всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, подобен мужу благоразумному, построившему дом на камне» ( Мф. 7:24 ). В буквальном же смысле многие святые строят домы, и не живут в них или вследствие странствования, или хищения со стороны другого или по причине смерти. Таковым был Иов, который, будучи богат телесно и духовно, был доведен до такой бедности, что сидел на куче мусора вне ворот города ( Иов. 2 ). Напротив того, построил дом и жил в нем тот облеченный в порфиру евангельский богач, которому вполне справедливо можно было сказать: безумне, в сию нощь думу твою истяжут от Тебе, a яже уготовал еси, кому будут ( Лк. 12:20 )? Но не только, говорит, они будут строить домы и жить в них, но также будут насаждать виноградники и сами есть плодь их, согласно с тем, что у Михея говорится: почиет кииждо под лозою своею и под смоковницею своею, и не будет устрашающаго ( Мих. 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010