работы греч. мон. Агафии с образами св. покровительниц имп. Анны Иоанновны и ее сестер, царевен Параскевы и Екатерины). Личная святая царевны Параскевы Иоанновны, общая с их матерью, царицей Параскевой Феодоровной, показана в мафории и с крестом в руке, хотя в качестве таковой по датам рождения обе представительницы рода Романовых почитали прп. Параскеву (Петку) Тырновскую (Эпиватскую). После смерти имп. Анны Иоанновны (17 окт. 1740) эта икона была вложена в Троице-Сергиеву лавру (ныне в СПГИАХМЗ, см.: Белик. 2014. С. 67). В церковном искусстве синодального времени в руках святой также изображали цветы или цветущую ветвь (на иконе сер. XVIII в. из имения Петровского близ Рыбинска (РГИАХМЗ)). Очевидно, древнее почитание П. как исповедницы и покровительницы путешествующих и купцов повлияло на распространение ее икон в старообрядческом литье XIX в. На иконах с образом и житийным циклом святой могли сочетаться принципы древлеправосл. искусства и школы Оружейной палаты. Напр., на иконе невьянского письма из ц. вмц. Параскевы (1867) дер. Савиной Пышминского р-на Свердловской обл. святая изображена в среднике с поднятым в правой руке крестом, левой рукой она отводит край плаща, принимая под покров молящихся, а на высоком поземе вокруг нее написаны сцены страданий и мучений, расположенные поочередно то внутри палат, то в пейзаже (Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церк. и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 271). Уже в средние века изображения П. в житийных клеймах древнерус. икон делались по подобию изображений Пресв. Богородицы в изводах нек-рых ее икон. В клейме на нижнем поле житийной иконы из ц. дер. Заклинье Дновского р-на Псковской обл. (сер. XVI в., ПИАМ) моление П. Спасителю напоминает извод Боголюбской иконы Божией Матери или «Моление о народе». В старообрядческих иконах благотворительность П., после смерти родителей раздавшей имение неимущим, проиллюстрирована композицией, восходящей к изводу иконы «Всех скорбящих Радость» или икоса акафиста «Стена еси девам» (икона 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680). Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу ,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу ,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери ) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем. Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга//1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 110. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона в серебряном окладе " Аксайская Богоматерь " . Дерево, масло. Размеры: 18Х14,5Х2,2 см. Оклад - серебро, штамп, гравировка. Клейма: мастера " А.С " ; пробирного мастера над датой 1983 г.; 84 пробы и герб г. Москвы. Без реставрации, утрачен венец. Явление Аксайской икона Богоматери произошло в 1830 году, когда всю область Войска Донского постигла холера. В Новочеркасске умерло в тот год 5 тысяч человек. Во время эпидемии, в Аксайской станице одной благочестивой женщине во сне явилась Богородица и [...] Файл 27330.jpg:   Размер: 750x750, 0.56 MPix, 576 Kb. Дата: 2016-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (256) , (9) . Описание: Смоленская-Аксайская. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.496-497: «Другие списки с чудотворной Смоленской иконы. …в Аксайской станице, Области войска Донского…»). Файл 31574.jpg:   Размер: 587x739, 0.43 MPix, 165 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (134) , (3) . Описание: Икона АКСАЙСКАЯ из храма Одигитрия г. Аксай. " Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала " (Из книги С.Чибисова «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе»). Файл 31575.jpg:   Размер: 676x800, 0.54 MPix, 225 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (205) , (2) . Описание: в Михаило-Архангельском храме Новочеркасска. " С установлением советской власти следы иконы Божией Матери «Аксайская» теряются. Последнее упоминание о ней относится к 1945 году, указывая место пребывания ее в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке "

http://pravicon.com/icon-7

До революции надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти были покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен было окрашено бледно-розовой краской. В настоящее время этих изображений не существует, но некоторое представление о них можно получить, осмотрев внешний вид Никоновского храма и Серапионовой палатки, где подобные изображения сохранились. Западный притвор, или западная трапеза, пристроена к собору когда-то до 1584 года, ибо в одном акте этого года она упоминается как существующая, а проход между трапезою и ризницею накрыт кровлею и загорожен стенками и таким образом превращен как бы в паперть (которою он и называется, но которой на самом деле не составляет, оставаясь именно проходом) в 1793 году. Из одного документа узнаем, что трапеза до 1642 года имела покровом своим не каменные своды, а деревянный потолок и кровля ее была тесовая. А из описи лавры 1768 года видно, что у ней было крыльцо на юг, ибо, по описи, у собора с полуденной стороны (без Никоновской церкви) два крыльца каменных, крытых тесом. Северная паперть пристроена к собору когда-то до 1768 года. В 1793 году она была переделана, а потом еще переделана в 1829 году. Южная паперть, составляющая проход между Никоновскою церковию и Серапионовскою палаткою, сделана, то есть обращена из открытого прохода в закрытый, вероятно, в 1783 году, одновременно с тем, как перестроена была Серапионовская палатка; во всяком случае, она есть на одном плане лавры конца XVIII – начала XIX столетия. В южном отделении алтаря, или в южном предалтарии (диаконике), в старое время находился придел в честь Похвалы Богородицы (празднование в пятую субботу Великого поста, или Субботу Акафиста). Когда был устроен придел и когда уничтожен – сведений не имеем, первое известное нам упоминание о нем относится к 1559 году, последнее – к 1680 году. В описи лавры 1641 года придел подробно описывается (местных образов в его иконостасе было три; над местными образами были еще два ряда икон, из коих в одном ряду, называвшемся деисусом, было их семь, а в другом ряду, называвшемся тяблом, – девять, а всех икон с запрестольными, наджертвенничными и настенными было до 50-ти). Принимая, что придел был устроен в воспоминание явления Преподобному Сергию Божией Матери, не невероятно будет отнести его устроение самому преподобному Никону. Уничтожен он в конце XVII или начале XVIII века за крайней теснотой; на плане Троицкого собора в упомянутой выше книге планов и фасадов 1745 года его уже нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Седьмая Троицкая выставка проходит в Санкт-Петербурге июня 2017 Троицкая православная выставка открылась 5 июня в СКК " Петербургский " . Более ста участников - монастырей, храмов, подворий, православных организаций - прибыли, чтобы принять молитвенные прошения, рассказать о своих обителях и предложить монастырскую продукцию. Среди участников - Шавнабадский монастырь святого Георгия из Грузии, скит пророка Илии со Святой горы Афон, мужской монастырь " Живоносный источник " из Мордовии, скит преподобного Амвросия Оптинского из Белоруссии, Свято-Николаевский мужской монастырь из Крыма. Фотоэкспозиция рассказывает о Псково-Печерском монастыре.   Представлены издательства с широким ассортиментом православной литературы для взрослых и детей, отечественные производители одежды, предметов быта, сувениров. Отдельная площадка выделена под продовольственные товары монастырских и приходских хозяйств, фермерских угодий. Все дни на выставке работает детская комната, где под присмотром педагогов дети рисуют, играют и  участвуют в бесплатных мастер-классах по рукоделию. На каждую православную выставку приносится святыня, перед которой служатся молебны и читаются акафисты. В этом году прибыл список иконы Успения Пресвятой Богородицы из Псково-Печерского монастыря. Сама икона была принесена в дар монастырю в 1521 году. С тех пор находится в пещерном храме, освященном в честь Успения Божией Матери. По-другому икону называют " Успение в житии " , так как на ней расположены житийные клейма с изображением событий из жизни Богородицы и Ее родителей святых Иоакима и Анны. Вместе с киотом икона весит более 200 килограммов.   Икону привезла братия во главе с игуменом Хрисанфом. Псково-Печерский монастырь впервые принимает участие в выставке. Стенд обители размещен в первом зале. Здесь можно приобрести иконы и литературу о монастыре. Помимо иконы Успения выставлена икона Собора Псково-Печерских святых. " Выставка может смущать по причине своей многосторонности. Здесь все: и иконы, и книги, и продукция народных промыслов, и продукты питания… Получается, что представлена вся жизнь человека целиком, начиная от общения с Богом и заканчивая простыми бытовыми вещами. Такая многогранность не противоречит христианскому образу жизни, потому что наш быт верой и освящается, и он уже начинает называться укладом, то есть одухотворенным бытом. Эта выставка свидетельствует о том, что все в жизни христианина может быть хорошо: и молитва, и любое другое повседневное дело " , - отметил игумен Хрисанф.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКАФИСТНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Акафист Богоматери. Мастерская Богатыревых. 1800-1810 гг. В центре этой Акафистной иконы изображена икона Божией Матери Арапетская Икона Божией Матери " Акафистная " , название ряда икон Пресвятой Богородицы Наиболее известными Акафистными иконами являются: Также «Акафистными» часто называют иконы, на клеймах которых изображены сцены из акафистов Пресвятой Богородице . В центральной части таких образов нередко помещалась Арапетская икона Божией Матери , поэтому некоторые иконописцы ошибочно стали называть Арапетскую икону «Акафистной». На Балканах распространена «Акафистная» икона, на которой изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне. В Государственном историческом музее хранится икона со сложным религиозно-догматическим сюжетом, которая также называется «Акафистной». В нижней части иконы приведены слова из акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, яко Агнца непорочна во чреве Твоем упасшася. Радуйся, Агнца и Пастыря Мати. Радуйся!» Использованные материалы Редакция текста от: 15.10.2020 19:18:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8631.html

Первый возрожденный крестный ход с древней иконой Божией Матери «Федоровская» состоялся в Городце Нижний Новгород, 1 сентября 2008 г. 29 августа в день празднования Фёдоровской иконы Пресвятой Богородицы в городе Городце впервые состоялся крестный ход с местночтимым образом, сообщает сайт Нижегородской епархии . Это событие положило начало возобновлению древней традиции.    Крестный ход, который возглавил благочинный Городецкого округа иерей Алексий Парфенов двинулся от Покровской церкви и прошел по главным улицам города. Около каждого храма, который встречался на пути крестного хода совершался краткий молебен. Так молебны были совершены у Покровского, Спасского и Архангельского храма, а также на месте разрушенного Троицкого собора и возрождающегося Федоровского монастыря. В крестном ходе приняли участие свяше 800 человек.    Древняя местночтимая Федоровская икона Божией Матери до октябрьской революции была главной святыней Федоровского монастыря. Сейчас она хранится в Городецком краеведческом музее. Клейма на городецкой Феодоровской иконе Божией Матери изображают события из истории чудотворного образа, на обратной стороне иконы - план Феодоровского Городецкого монастыря. Много людей, приезжающих в Городец, приходят поклониться святыне. Ежедневно в Покровской церкви Городца, напротив здания городской Администрации, в 12.00 служатся молебны с акафистом, а по воскресным дням в 14.00 они совершаются в музее перед самой иконой. 1 сентября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27501.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Сталинградская " Описания иконы Описание Казанской Сталинградской иконы Божией Матери Источник: Сайт ioann-predtecha.ru Митрополит благословил ее написание и название Казанская Сталинградская икона. В год празднования 60-летия Победы решено было сделать список с Казанской иконы Божией Матери. Священник храма во имя Иоанна Предтечи отец Олег Кириченко сказал, что в ноябре 1942 года митрополит Николай Ярушевич привез в Сталинград ту самую знаменитую Казанскую икону, с которой в 1612 году войска под предводительством Минина и Пожарского освободили Москву от польско-литовских захватчиков. Икона действительно необычна и по технике исполнения, и по содержанию. Писали ее в нескольких монастырях только натуральными красками на яичной основе, как и несколько веков назад: сначала в Московском сестриничестве при храме Святителя Николая, потом в Дубовском женском монастыре. Покрывать золотом вновь отправили в Москву. Помимо списка с оригинала иконы Божией Матери вокруг расположены так называемые клейма — фрагменты истории обретения иконы в XVII веке девочкой Матреной, моменты исцеления иконой и так [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Казанская Сталинградская икона. Свято-Вознесенский женский монастырь (расположен в 3 км. от г.Дубовка, Волгоградской области). Примечание от tol: оригинальное фото загружено пользователем [monakh1977], я только перевернул как положено и обрезал по контуру. Файл 25525.jpg:   Размер: 2047x2886, 5.91 MPix, 4745 Kb. Дата: 2015-09-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 8 (368) , (11) .

http://pravicon.com/icon-4066

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Величит Душа Моя Господа " Описания иконы Икона Величит Душа Моя Господа - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона середины XVII века, созданная ярославскими иконописцами. В основу названия иконы с аллегорическим изображением песнопения Богородице положены слова, сказанные Девой Марией: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46-48). Этими словами начинается песнь Пресвятой Богородице под названием «Честнейшую», которую поют на утрени Всенощного бдения. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Мироточивая икона " Величит Душа Моя Господа " . Подворье Валаамской обители. Образ средней величины, написанный на дереве, без киота, отличается редкой иконографией: в центре - поясное изображение Божией Матери, держащей свиток с начальной строкой Песни Богородицы: " Величит душа Моя Господа и воз... " (Лк. 1, 46); в клеймах четверо святых и двунадесятые праздники, отражающие события земной жизни Владычицы: Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне и Успение. Файл 22204.jpg:   Размер: 300x355, 0.11 MPix, 27 Kb. Дата: 2013-08-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (485) , (26) . Описание: Икона «Величит душа моя Господа…». XIX век. Дерево, левкас, темпера. 32 х 27 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32449.jpg:   Размер: 430x500, 0.22 MPix, 87 Kb. Дата: 2018-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 12 (133) , (3) .

http://pravicon.com/icon-52

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010