Когда же, после службы, монах вышел из церкви, он был чист и светел, бесы далеко отстояли от него, и ангел-хранитель сопровождал его со светлым и радостным лицом. Монахи спросили, что с ним было в церкви, и он отвечал: «Я человек грешный и все дни жизни моей даже доселе провел в скверных деяниях. Но вот, вошедши ныне в церковь , я услышал чтение из книги пророка Исайи: омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваша от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Тогда… если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю, и если… послушаетесь, то будете вкушать блага жизни ( Ис.1:16–19 ). Выслушав это, я умилился душою и сказал Богу в мыслях моих: отселе даю Ти, Господи, слово, обещаяся усты и сердцем исповедаяся, яко не имам к тому того сотворити зла, но отметатися всякого беззакония, и поработаю Ти с чистою совестию. Днесь убо, Владыко, прими мя кающегося и отгребающегося от всякого зла. С сими мыслями, – закончил речь свою инок, – я вышел из церкви, осудив душу мою и дав обещание пред Богом впредь не грешить». Все прославили Бога. Блажени слышащии слово Божие и хранящее ( Лк.11:28 ) («Пролог»). Неискусные не должны толковать слова Божие Два инока, читая Евангелие, дошли в нем до места, которое имеет иносказательный смысл. Недолго думая, они истолковали это место по-своему, толкование приложили к жизни и впали в тяжкий грех, за который архиереем своим были отлучены от церкви. Вместо раскаяния иноки стали роптать на него. «Мы поступили по евангелию и ради царствия небесного, а он отлучил нас от церкви; принесем жалобу архиепископу Иерусалима». Принесли, однако и этот отлучил их. Иноки не раскаялись и пошли к архиепископу в Антиохию. Увы! – и он подтвердил отлучение. Что делать? Пошли в Рим.И тут не легче. «Отлучены вы до меня, отлучаю и я вас», – сказал им архиепископ римский. Надобно бы, кажется, после сего сознаться согрешившим, но нет. «Пристрастно все судили нас, – сказали они, – пойдем к Епифанию, архиепископу кипрскому; он не смотрит на лица и праведно судить». Пошли, но и тут неуспех. Епифаний не только не оправдал их, но даже и в город их не пустил. Тут только, наконец, к счастью, иноки сознали свое заблуждение. «Ну что мы оправдываемся? – рассудили они. – Ведь не без правды же все нас отлучили. Согрешили мы!» Что же? О, как велико милосердие Божие к кающимся грешникам! Едва сознали они свой грех, св. Епифанию уже возвестил Господь, что они прощены. Епифаний призвал их, объявил им прощение и принял в общение с Церковью («Пролог», 17 сент.). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дорогие гости и участники конференции, мы хотим услышать голос мучеников Ваших Церквей. Обратимся к Святому Духу, чтобы Он нас просветил, очистил и соделал достойными наших предшественников. Ей гряди Господи Святый Душе, да соединимся со Христом Господом нашим». Сразу после выступления отца Ензо приветственное слово Вселенского Патриарха Варфоломея (Архондониса) было зачитано митрополитом Бельгийским Афинагором (Пекстандтом). В своем слове Патриарх Варфоломей отметил, что великая радость для всего православного мира и особенно для Константинопольского Патриархата, что подобная конференция имеет место. «Мученичество и общение неразрывно связаны друг с другом. Общение является мотивацией свидетельства. Цель мученичества – свидетельствовать даже до смерти. Но мученичество не может быть само по себе, оно должно соответствовать самой сути христианской жизни и быть в единстве (солидарности) с другими христианскими добродетелями. Мученичество – это наше призвание». Из всех приветствий и поздравлений постарался записать главные идеи и тезисы представителей Антиохийской, Кипрской, Сербской Церквей, где возможность мученичества – это каждодневная реальность. Предстоятель Албанской Церкви в своем приветственном письме дал богословское осмысление мученичества, а представитель Армянской Апостольской Церкви представил позицию Армянкой Церкви, касающуюся канонизации жертв геноцида, которое также считаю ценным привести в данном контексте. Вместе с приветственным словом Патриарх Антиохийский Иоанн (Язиджи) подготовил доклад «Кровь мучеников – семя общения»; он был зачитан Порфириосом Жеоржиосом, представителем Антиохийского Патриарха. «Дорогие мои, от апостольской Антиохийской Церкви Вам Божие благословение. «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков… Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» 1 Кор. 4. 9, 11-13.

http://bogoslov.ru/article/5083756

В дискуссиях, имевших место в последующие дни, не раз упоминался доклад Патриарха Иоанна и его воззвания. Приветствие от Предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Хризостома (Энглистриотиса) было зачитано епископом Месиорийским Григорием. Вот краткое содержание этого приветствия. «На протяжении веков мы жили в гонениях, но мы сохранили веру. Половина острова вот уже 40 лет находится под турками. С особой радостью приветствуем 24 конференцию и благодарим братство Бозе за гостеприимство и любовь. Мученичество – главный элемент Церкви Христовой. Наблюдая исторический путь христианства, видим, что это реальность Церкви. Кровью мучеников как «багряницею и виссоном» украшена Церковь. Священники, монахи и миряне переживали и продолжают переживать мученичество крови или мученичество совести. Ближний Восток в состоянии войны. Вывести его из этого состояния может только диалог и добрая воля наших современных политических лидеров. Совесть и христианская идентичность подвигают нас действовать во имя мира. Желаем успеха в работе всем участникам конференции». Приветственное слово митрополита Албанского Анастасия (Яннулатоса) было зачитано епископом Билисским Асти (Бакаллбаши). В этом приветствии дается богословское осмысление мученичества. «Мученичество связано с явлением Духа Святого «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1. 8). Христианин призван свидетельствовать о силе Божией, даже ценой крови. В этом контексте слово «свидетель-мартир» может использоваться в обоих смыслах: 1. свидетельство и 2. мученичество. Основоположником мученичества является Христос. Когда мы исповедуем веру в «апостольскую Церковь», мы должны понимать под словом «апостольская» и еще одну составляющую сторону апостольского служения, а именно «мученическую». Невозможно принадлежать Церкви мучеников, не будучи гонимым, отверженным. Мученичество – это полнота общения со Христом. Христианин принимает все трудности и испытания жизни сей. Воскресение находится в самом Кресте. Не должно быть гнева на мучителей. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13.3) Любовь и без мученичества соделовает учеников Христовых, а мученичество без любви теряет смысл.

http://bogoslov.ru/article/5083756

4) 63 . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский , Ефрем Сирин , Иоанн Златоуст , Епифаний Кипрский , Иоанн Кассиан , Иероним Стридонский , Августин Иппонийский , Кирилл Александрийский , Григорий Двоеслов , Иоанн Дамаскин , Феофилакт Болгарский , Григорий Палама , Димитрий Ростовский , Филарет Московский , Николай Сербский , а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов ( Климент Александрийский , Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин в символе веры , исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского : «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» 64 . Указанное выше, новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет.3:18–19 ); «сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

16) Вспомнил же я слова Господа, как Он говорил: «Иоанн при том крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым». 17) Итак, если Бог дал им такую же благодать, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, кто же был я, чтобы я смог возбранить Богу?» 18) Сие услышав, они умолкли; и прославили Бога, говоря: «Следовательно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». 19) А те же, кто был рассеян от мучительства, бывшего при Стефане, прошли вплоть до Финикии и Кипра, и Антиохии, никому не возвещая слово, кроме только иудеев. 20) Были же некоторые из них мужи кипрские и киринейские, которые, когда вошли в Антиохию, говорили и к эллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21) И была рука Господня с ними, и многое число верующих было обращено ко Господу. 22) Дошло же слово о них до ушей Церкви, что была в Иерусалиме, и послали Варнаву даже до Антиохии. 23) Он, когда прибыл и увидел благодать Божию, возрадовался; и увещевал всех с решимостью в сердце пребывать в Господе; 24) ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго, и веры. И приложилось много народу ко Господу. 25) Вышел же Варнава в Тарс, чтобы искать Савла, коего, когда нашел, привел в Антиохию. 26) И целый год собирались они там, в церкви, и учили многочисленную толпу, так что ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. 27) Во дни же те, пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28) И встав, один из них, по имени Агав, предзнаменовал Духом, что по всему кругу земному будет великий голод, который и случился при Клавдии. 29) Ученики же, каждый в соответствии с тем, кто сколько имел, решили послать на служение [милостыни] братьям, живущим в Иудее, 30) что и сделали, послав [собранное] к старейшинам через руки Варнавы и Савла. Глава XII 1) В то же время царь Ирод поднял руки, чтобы причинить зло некоторым из [принадлежащих к] Церкви. 2) Убил же Иакова, брата Иоаннова, мечом. 3) Видя же, что угодил иудеям, вдобавок решил, чтобы взяли и Петра. Были же дни опресноков. 4) Коего, когда схватил, бросил в темницу, передав четырем четверицам воинов для охраны, желая после Пасхи вывести его к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Души людей, падших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только неуспевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним; что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным, – души таких людей, по словам Церкви 428 , исходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь впрочем надежды облегчения от них. Облегчение же получают они, по бесконечной благости Божией, через молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силой бескровной жертвы, которую в частности приносит Священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь ». Помянники Для поминовения усопших имена их пишутся в помянниках или синодиках, которые издревле называются диптихи (от слова δπτυχα или δς и πτσσειν), что с Греческого языка значит двойные или из двух частей составленные книги; потому что в них вписывались для поминовения при Богослужении имена живых, по Крещении, или присоединении их к Церкви, и имена умерших 429 . Начало этих книг жизни и смерти относятся к древним временам 430 . О книгах жизни и смерти, хотя в смысле духовном, упоминает в Откровении св. Иоанн Богослов: и увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). О поименном поминовении умерших по диптихам, бывшим в первые времена Христианства, свидетельствует св. Епифаний Кипрский , живший в IV веке 431 . Так Православная Церковь издревле молится о спасении живущих и умерших, начертанных в книгах жизни и смерти. Коливо, или кутия При поминовении умерших Православной Церковью употребляется, по древнему обычаю, кутия, состоящая из зерен послащенных. Зерна знаменуют воскресение мертвых и жизнь будущего века. Ибо Сам Господь говорит: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин.12:24 ). Ап. Павел говорит: то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор.15:36–38 ). Послащение зерен знаменует наслаждение благами вечной жизни 432 , которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). Употребление кутии, или, что тоже, колива относится к древним временам Христианства. о нем упоминается в древних Богослужебных книгах 433 , и в житии Феодора Тирона, повелевшего в IV веке Епископу Евдоксию приготовить коливо для Христиан, во время первой седмицы св. Четыредесятницы, которую Юлиан отступник хотел было осквернить кровью идольских жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Учение о сошествии во ад Господа нашего Иисуса Христа не принималось специально на каком-либо Соборе, потому что это учение апостольское, которое принадлежало Церкви с самого Ее основания. Св. апостол Петр пишет, что « Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет. 3: 18–19 ). Здесь изложен догмат Церкви: Спаситель Своим духом сходил в темницу к духам, чтобы им проповедать. Есть древнее свидетельство о том, как св. апостол Фаддей, посланный по воле Господа к эдесскому царю Авгарю, сказал ему: «созови мне всех твоих граждан, и я буду им проповедовать и посею в них слово жизни: расскажу о пришествии Иисуса, как оно совершилось, о посланничестве Его и о том, для чего Он был послан Отцом, о могуществе Его и делах Его, о тайнах, которые Он поведал миру, о силе, которой Он творил это, о новизне Его учения, о Его умалении и уничижении, о том, как Он Сам Себя смирил и умер, как умалил Свое Божество, как был распят, сошел во ад, сокрушил ограду, от века несокрушимую, воскресил мертвых, как сошел один, а восшел к Отцу Своему с великим множеством людей» ( Евсевий Памфил . Церковная история. Книга I, гл. 13). Среди ранних христианских богословов о сошествии во ад писали св. Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Лактанций , святители Епифаний Кипрский , Василий Великий , Иоанн Златоуст и другие. Святитель Григорий Богослов говорит: «погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души» (Слово 29, о богословии третье). Символ веры формулирует важнейшие постулаты православного вероучения: о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, воскресении, вознесении Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви. В него не включены по причине краткости и лаконичности формулировок важные, но менее фундаментальные положения христианского учения: обрезание, сретение, крещение, сошествие во ад и некоторые другие. Те, кто в нынешнем состоянии (предположим) погибнет, те и в первозданном состоянии сознательно отпали бы?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прочтение мессианско-экклезиологическое. Как, некогда, во двор священников вступало только посвященное Аароново священство, так и ныне вступает только царственное священство Нового Завета, освященное Христом – вечным Священником, по чину Мелхиседека. Только просвещенный святым крещением и исполненный благодати Духа может уразуметь мессианско-экклезиологические тайны Песни песней. Мессианско-экклезиологическое толкование видит в Соломоне и Суламифи Песни песней Христа и Его святую Церковь . Это основное христианское, новозаветное понимание книги. Оно имеет, преимущественно, догматический характер. Первым христианским толкователем Книги Песни песней является знаменитый александрийский учитель III века Ориген . Примерно в то же время (начало III в.) на Западе, одновременно с Оригеном , дал мессианское толкование Песни песней св. Ипполит Римский . Толкование Оригена послужило основой для всех дальнейших святоотеческих интерпретаций к этой книге. Иудейское толкование Ориген углубил и раскрыл как учение о Христе и Церкви, Христе и христианской душе. К сожалению, десять книг толкования Оригена не сохранились полностью. В этом же направлении толковали Песнь песней св. Афанасий Великий в «Синопсисе», св. Григорий Нисский в своем фундаментальном труде «Точное изъяснение Песни песней Соломона», св. Епифаний Кипрский , блаженный Феодорит Кирский в своем полном «Толковании на Песнь песней», св. Иоанн Дамаскин . Своеобразным является толкование текстов Книги Песни песней святым Кириллом Иерусалимским . Под образами Песни песней он видит указание на различные евангельские события, в особенности, связанные со страданиями и воскресением Иисуса Христа. Приведем пример толкования Песни на образ Христа и Церкви. «Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его, ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев Ливанских; столбцы его сделал из серебра, локотники его из золота, седалище его из пурпуровой ткани; внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими. Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Церковь всегда тщательно охраняла это богооткровенное учение, испокон веков в своих Символах исповедуя веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а равно и в Символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во Единаго Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Эта всеобщая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры . Тем самым она навсегда утверждена единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в бытие бесплотных Ангелов как существ реальных, личных, самостоятельных и святых. 2. Ангелы ни в коем случае не суть существа самородные и самобытные; их, как и все творения, создал Бог. Святое Откровение ясно свидетельствует о том, «что всё, что начало быть», – Богом «начало быть» ( Ин.1:3 ; ср.: Рим.11:36 ; Евр.3:4 ; Еф.3:9 ; Откр.4:11 ), следовательно – и Ангелы. Кроме того, в Ветхом Завете ясно говорится о том, что Бог сотворил Ангелов. Ездра обращается к Богу со словами: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» ( Неем.9:6 ). То, что здесь под «воинством небесным» подразумеваются Ангелы, видно из контекста ( Лк.2:13 ), где Ангелы называются именно так. Апостол Павел свидетельствует, что Ангелов сотворил вечный Сын Божий: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ). Святое Откровение ясно учит, что Бог сотворил Ангелов, однако в нем точно не указано, когда именно они сотворены. Судя по вышеприведенному месту из книги Иова, где говорится, что Ангелы восклицали от радости, когда Господь сотворил звезды (см. Иов.38:7 ), и на основе всего известного о первозданном небе и библейского повествования об искушении первых людей в раю змием, то есть падшим духом (см. Быт.3:1–19 ), а это предполагает, что мир духов существовал до того и что в нем уже произошел какой-то нравственный переворот, завершившийся отпадением от Бога ряда духов, – следует заключить, что Бог сотворил Ангелов прежде материального мира. Богодухновенные толкователи Божественного Откровения – святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин – учат, что Бог сотворил Ангелов раньше материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви свидетельствует, что Ангелы – «тварем начаток».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010