Амвросий , иеромонах. История Российской Иерархии, собранная Новгородской Семинарии префектом, философии учителем, моборным иеромонахм Амвросием. Часть 1. М., Синодальная типография, 1807. Андреев Е.Н. Об авторе приписок в лицевых сводах Грозного.//Труды Отдела Древне-Русской Литературы. Т. XVIII. М.-Л., 1962. Андреева Л.А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. Латинский Запад и православный Восток. М.: Научно-издательский центр «Лaдoмip», 2007. Андреева М.А. Очерки по культуре Византийского Двора в 13 веке. Прага, 1927. Антоний , иеромонах. Путеводитель по Константинополю: Описание замечательных святых мест. Одесса, 1884. Арсений , Архиепископ Элассонский. Описание путешествия, предпринятого Иеремией Вторым, Патриархом Константинопольским, в Московию, и учреждение Московского Патриаршества. Перевод, вступительная статья и комментарии под ред. Епископа Волоколамского Питирима (Нечаева).//Богословские труды. Сб. 4. М., 1968, с. 249-279. Архангельский М.О. Соборном Уложении Царя Алексея Михайловича 1649 (7156) года в отношении к Православной Русской Церкви.//Христианское Чтение. 1881, 7-10. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа. Т. 1-10. Вильна, 1867-1874. Афанасий Великий , Святитель. Творения в четырех томах. Том IV. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902-1903. Багдасаров Р.В. Неуместные боги: Культ «эллинских философов» в Русском Православии//Волшебная Гора. 1997. VI; 1998. VII. Базилевич К.В. Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII века. Минин и Пожарский. М., Воениздат, 1946. (Шифры ГПИБ: ЛБ37/356; ЛБ38/562-563). Базилевич К.В. Борьба украинс кого и белорусского народов против польского владычества. Присоединение Украины к России. Стенограмма лекций, прочитанных 15 и 17 января 1940 года. М., 1940. (Шифры ГПИБ: ДБ60/Б-17; 186/4). Базилевич К.В. Городские восстания в Московском государстве XVII веке. Сборник документов. Состовитель и автор вводной статьи К.В.Базилевич. М.-Л., 1936. (Шифры ГПИБ: ДБ60/Г-70; Д6 7/7).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

В. Аксамитов, М. Ефимов). Собор возведен по инициативе митр. Киевского Варлаама (Ясинского), который привлек к строительству богатого стародубского полковника М. А. Миклашевского. Первоначально был посвящен Чуду арх. Михаила, небесного патрона ктитора. При закладке собора, к-рая состоялась 11 июня 1696 г., митр. Варлаам поместил в алтарную стену мощи еп. Синадского Михаила , свт. Иоанна Златоуста , вмч. Георгия Победоносца , вмц. Варвары , мч. Никона Сухого Киево-Печерского. 4 окт. 1701 г. митр. Варлаам в сослужении киево-печерского архим. Иоасафа (Кроковского) освятил собор (НБУВ. Отд. старопечатных и редких изд. Кор. 179. Л. 315 об.). Второй престол был освящен в честь Преображения Господня. Соответственно старинный княжеский храм тогда же был переосвящен в Благовещенский. Новое переосвящение всех монастырских храмов было совершено в 1781 г.: в старинном соборе на 1-м ярусе возобновили Чудо-Михайловский, а на 2-м - Благовещенский храмы; церковь в трапезной из Георгиевской переосвятили в Преображенскую, а новый собор был посвящен св. Георгию Победоносцу. Чертеж церкви вмч. Георгия Победоносца. Литография. 1847 г. (ГПИБ) Чертеж церкви вмч. Георгия Победоносца. Литография. 1847 г. (ГПИБ) Пятикупольный собор был возведен в топографическом центре обители, что изменило архитектурную композицию мон-ря. В основании храма - крест, рукава которого создают объемы в виде высоких восьмериков, объединенных вокруг такого же восьмерика в центре. Каждый восьмерик увенчан стройным грушевидным куполом: центральный с 2 заломами, а боковые - с одним. В промежутках между боковыми объемами вмонтированы вдвое меньшие по размеру пристройки для жертвенника, диаконника, лестницы на хоры и часовни-усыпальницы. Сдержанный внешний декор собора (сильно раскрепованные угловые пилястры, капители, многопрофильные карнизы и прорезанные в форме визант. крестов окна) подчеркивает его стройность и стремление вверх. Над зап., юж. и сев. входом были вмонтированы картуши и герб М. А. Миклашевского (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

В 1929 г. процесс закрытия церквей в ряде районов Удмуртии принял бесконтрольный характер, потребовалось вмешательство властей. 9 марта 1930 г. председатель Вотского облисполкома А. С. Медведев на совещании секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов так обрисовал обстановку: «В Ижевском, в Мало-Пургинском, Сюмсинском ёросах (районах.- Авт.) церкви все закрыты… Нужно… приостановить и одернуть тех зарвавшихся работников, которые не могут опомниться» (Там же. Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235). 12 марта 1930 г. Вотский обком ВКП(б) объявил райкомам выговор «за административный разгул при закрытии церквей» (позиция властей Удмуртии в значительной степени определялась решениями, принятыми в центре: 15 марта 1930 в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором предписывалось прекратить практику закрытия церквей) в адм. порядке. Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) В 1926 г. в Ижевске, Глазовском и Ижевском уездах организационно оформился «Союз безбожников» (с июня 1929 «Союз воинствующих безбожников»), в к-ром состояло ок. 1,8 тыс. чел. 16 марта 1927 г. на заседании секретариата Вотского обкома ВКП(б) было принято решение о ликвидации Антирелигиозной комиссии при обкоме партии и передаче ее функций «Союзу безбожников». В 1933 г. в удмуртском «Союзе...» насчитывалось ок. 7,5 тыс. членов. К 1941 г. в Удмуртской АССР действовало 957 ячеек «Союза...», в к-рых состояло ок. 6 тыс. членов. Агрессивная антирелиг. кампания вызвала в сельских районах Удмуртии в нач. 30-х гг. ХХ в. неск. массовых выступлений. Ярким примером служат события, происшедшие в марте 1930 г. с храмами во имя арх. Михаила в с. М. Пурга и во имя Св. Троицы в с. Юкаменском. Церковь в М. Пурге закрыли в янв. 1930 г., настоятеля храма свящ. Александра Нагорных арестовали «за агитацию против закрытия церкви». Возмущенные прихожане (250 чел., в основном удмуртки) утром 30 марта захватили здание исполкома. В течение 7 часов верующие требовали открыть храм и восстановить разграбленный иконостас.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Синода РПЦ 22 окт. 1945 г., на котором также присутствовал еп. Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич), Мукачевско-Пряшевская епархия была присоединена к РПЦ, образовалась Мукачевская и Ужгородская епархия . Свои последние приходы в ведение РПЦ передал также архиеп. Савватий (Врабец). На Мукачевскую кафедру был поставлен еп. Уманский Нестор (Сидорук) . Советские власти, преследуя исключительно политические цели, заставляли греко-католич. клир принимать Православие. В 1947 г. при загадочных обстоятельствах погиб греко-католич. еп. Мукачевский Теодор Ромжа. В то же время репрессиям подвергались не только греко-католич., но и правосл. священники. В 1946 г. мученическую смерть принял готовившийся стать епископом Мукачевским игум. Феофан. Некоторые правосл. священники за религ. убеждения приговаривались к длительным срокам тюремного заключения (иеромонахи Викентий (Орос), Иов (Гашпар), Дамиан (Бынь), Иустин (Сидак) и др.). В февр. 1949 г. Закарпатский облисполком санкционировал прекращение деятельности греко-католич. епархиального управления. 28 авг. в Мукачеве Ужгородская уния была торжественно отменена. Имущество греко-католич. приходов передавалось правосл. Церкви. К 1 янв. 1950 г. в Православие перешли 122 греко-католич. священника. Наиболее убежденные униаты ушли в подполье. Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) В 50-х гг. вслед. церковных гонений в З. были закрыты большинство мон-рей и мн. храмы. По данным на 1 янв. 1957 г., в З. насчитывалось 203 священнослужителя, 2 муж. мон-ря и скит с 48 насельниками, 4 жен. мон-ря и 6 скитов с 295 монахинями. К осени 1961 г. продолжало функционировать лишь 2 мон-ря. В кон. 60-х гг. в З. было отмечено массовое уничтожение придорожных крестов с распятием. На 1 янв. 1982 г. в Мукачевско-Ужгородской епархии насчитывалось 417 храмов, 247 священнослужителей, 7 благочиний, 135 насельниц в Мукачевской и Чумалевской обителях. 24 авг. 1991 г. укр. Верховная Рада провозгласила независимость Украины.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Василий Благовещенский (с. Шанский Завод Медынского у.), свящ. Георгий Георгиевский (с. Чемоданово Мещовского у.), свящ. Василий Волков (с. Рождество Медынского у.), свящ. Александр Громов (с. Реса Мещовского у.), умер в медынской тюрьме свящ. Василий Кериневский (с. Костино Медынского у.). После выхода декрета об изъятии из церквей предметов, имеющих музейную ценность (2 янв. 1922), и постановления об изъятии церковных ценностей (16 февр. 1922) в Калужской губ., как и в др. российских регионах, была создана секретная подготовительная комиссия по изъятию церковных ценностей (председатель - М. П. Артёмов). Комиссии по изъятию ценностей работали в 1-й пол. марта 1922 г. во всех уездах губернии. В информационных сводках сообщалось, что духовенство и крестьяне в большинстве случаев относились к изъятию враждебно. В Тарусском у. против действий властей восстали крестьяне, в Боровском у. верующие не допускали комиссию к работе, пока в уезд не выслали карательный отряд. Рабочие Калужского участка Сызрано-Вяземской железной дороги проявляли недовольство тем, что ценности изымались только из правосл. церквей. В ходе кампании, несмотря на сопротивление сотрудников Калужского губмузея, были сняты ризы с уникального иконостаса кафедрального Троицкого собора. В 1926 г. собор был закрыт и приспособлен под дом народных собраний, иконостас разобрали, дальнейшая его судьба неизвестна. К 13 марта 1922 г. в Калужской губ. было изъято 109 пудов серебра, 6 фунтов 55 золотников золота, много изделий из жемчуга. В связи с сопротивлением изъятию в городе прошли судебные процессы над насельниками Казанского монастыря и членами Калужского губернского совета приходских общин. По 2-му процессу к суду были привлечены 27 чел., в т. ч. еп. Феофан. В 1922 г. архиерей был освобожден, в 1925 г. вновь арестован, сослан в Псковскую губ. Успенский собор в Перемышле. 3-я четв. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Успенский собор в Перемышле. 3-я четв. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Согласно постановлению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. об увеличении количества викарных кафедр, в 1919-1931 гг. в К. и Б. е. существовали Боровское , Мосальское , Малоярославецкое , Козельское и Сухиничское вик-ства. Первым викарием, поставленным для Калужской кафедры, стал Алексий (Житецкий), хиротонисанный в 1919 г. во епископа Боровского.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСЕНИН Сергей Александрович (21.09.1895, с. Константиново Рязанского у. и губ.- 27/28.12.1925, Ленинград), поэт, прозаик. Род. в крестьянской семье, отец служил приказчиком. В детстве вместе с бабушкой паломничал, в т. ч. в Радовицкий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь . В 1904-1909 гг. Е. учился в Константиновском 4-классном земском уч-ще, в 1909-1912 гг.- во второклассной учительской Спас-Клепиковской школе. Приезжая летом в с. Константиново, посещал крестившего его свящ. Иоанна Смирнова, в доме к-рого собиралась учащаяся молодежь. В эти же годы (наиболее активно с 1910) Е. стал сочинять стихи, начало сознательного поэтического творчества относил к 1911-1912 гг. Подражал М. Ю. Лермонтову , А. В. Кольцову, И. С. Никитину, Н. А. Некрасову , С. Я. Надсону и др., описывал природу Рязанщины, события и переживания личной жизни («Звезды», «Зима», «Ночь», «Моя жизнь», «Я ль виноват, что я поэт…» и др.). Тогда же эти стихи были частично собраны им в рукописных сборниках «Сергей Есенин. 1911 г. и 1912 г.» и «Больные думы». По собственным словам, «рос, дыша атмосферой народной поэзии», подражал частушкам, песням, сказкам: «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «Подражанье песне», «Под венком лесной ромашки…», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «Ямщик», «Бабушкины сказки», «Сиротка (Русская сказка)» и др. Все стороны крестьянской жизни (в т. ч. религиозную, обрядовую) поэт воспринимал с позиции фольклорной «эстетики праздничности». С.А. Есенин. Фотография. 1922 г. (ГПИБ) С.А. Есенин. Фотография. 1922 г. (ГПИБ) В кон. июля 1912 г. Е. переехал в Москву. Работая в 1913-1914 гг. в типографии «Товарищество И. Д. Сытина», приобщился к общественно-политической деятельности, участвовал в забастовках, распространял нелегальную лит-ру, находился под наблюдением полиции. С сент. 1913 по март 1915 г. посещал лекции историко-философского цикла на академическом отд-нии Московского городского народного ун-та им. А. Л. Шанявского. Стал членом Суриковского литературно-муз. кружка, объединявшего писателей из народа. В детском ж. «Мирок» (1914. 1) впервые были напечатаны стихи Е. («Береза», «Пороша», «Село» и др.). Участвовал в создании ж. «Друг народа» (начал выходить в 1915).

http://pravenc.ru/text/190243.html

Л. Ф. Зуров. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГПИБ) Л. Ф. Зуров. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГПИБ) Первыми выступлениями З. в печати стали рассказ «Вечерний звон» и стихотворение «Цветы на могилу» в рижской газ. «Маяк» (1922. 7). В 1925-1929 гг. в рижской газ. «Слово», ж. «Перезвоны» и др. изданиях опубликовал 38 очерков и рассказов, в т. ч. материалы о жизни крестьян Латгалии (В крестьянском доме: Из записной книжки//Слово. 1927. 445; Ярмарка в Пыталове//Там же. 501; Режицкий базар//Там же. 563), о рижских старообрядцах (В Жоготах и у старообрядцев//Там же. 396; Гребенщиковский молитвенный дом//Там же. 524), о псковских древностях (Старинная икона с рисунком Псково-Печерской обители//Там же. 1928. 1007; Печерские легенды//Там же. 1009), об истории Добровольческого движения (Даниловы//Белое дело. 1927. Вып. 2. С. 158-196). Напечатанные в газ. «Слово» 7 ранних рассказов З. и повесть «Кадет», собранные автором в одноименную книгу, вызвали одобрительные отклики Ю. И. Айхенвальда, И. А. Бунина , А. И. Куприна, И. С. Шмелёва , П. М. Пильского. В 1928 г. издателями альбома «Псково-Печерский монастырь: Общий культурно-исторический очерк» З. был командирован в г. Петсери (Печоры) с целью составления описи древностей б-ки и ризницы Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В том же году опубликовал в Риге повесть «Отчина», посвященную истории обители и Псковского края во времена Иоанна Грозного. Книга стала результатом работы в архивах Псково-Печерского мон-ря и вышла в художественном оформлении автора, использовавшего изображения древних киноварных букв XVI в., филиграней бумаги и тиснений переплетов, а также собственные зарисовки монастырских построек - ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Вратаря) и главной звонницы. В дек. 1928 - нояб. 1929 г. З. переписывался с Буниным, к-рый пригласил его приехать в гости в Грас. При содействии К. И. Зайцева (впосл. архим. Константин ) и В. Ф. Зеелера получил въездную визу во Францию, а от Бунина - деньги на дорогу. 23 нояб. 1929 г. прибыл в Грас, где вопреки первоначальным намерениям остался надолго. З. стал секретарем Бунина и фактически членом его семьи, познакомился с Г. Н. Кузнецовой, М. А. Степун и Н. Я. Рощиным. Печатался в парижских изданиях «Последние новости», «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», в альманахе «Круг»; в эстонских ж. «Старое и новое», в сб. «Новь», в газ. «День русского просвещения». В 1930-1944 гг. в рижских газетах «Сегодня», «Для Вас», «Наша газета» вышло 13 его работ. Участвовал в подготовке рижского старообрядческого ж. «Родная старина» . С 1932 г. лечился от туберкулеза.

http://pravenc.ru/text/200115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ) Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ) РПЦ, учреждена 5 апр. 1829 г. как Новочеркасская и Георгиевская, с 17 июля 1842 г. Донская и Новочеркасская, упразднена в 1935 г. Кафедральный город - Новочеркасск. Кафедральный собор - в честь Вознесения Господня. Имела вик-ства: Аксайское (1871-1928), Каменское (ок. 1920-1933), Нижнечирское (1921-1923), Усть-Медведицкое (1917-1927). При открытии епархии ее территория включала землю Войска Донского (с 1870 обл. Войска Донского), Кавказскую обл. и земли Черноморского казачьего войска (Черноморию). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ). 19 мая 1887 г. решением Гос. совета к обл. Войска Донского были присоединены входившие в Екатеринославскую губ. города Ростов-на-Дону и Нахичевань, посад Азов, бывш. Ейское укрепление, Ростовский у. и Таганрогское градоначальство, включавшее Таганрог и волости Мыс-Добронадеждинскую, Никольскую, Троицкую, Покровскую и Преображенскую. Присоединенные местности образовали Ростовский и Таганрогский округа, в церковном отношении оставшиеся в юрисдикции Екатеринославского архиерея. Войсковое правительство и Донское епархиальное управление неоднократно поднимали вопрос о передаче этих территорий Донской епархии, но положительного решения не последовало. 1 апр. 1911 г. было учреждено Таганрогское викариатство (см. Приазовское и Таганрогское вик-ство ) Екатеринославской епархии. Предлагалось создать на территории Ростовского и Таганрогского округов самостоятельную кафедру с центром в Ростове-на-Дону. В ответ на этот проект Екатеринославского владыки донское духовенство направило в Синод прошение «открыть викарийство при Донском архипастыре» (Донские ЕВ. 1916. 35). Синод не удовлетворил оба ходатайства. В 1917 г. на данной территории была создана Ростовская епархия (см. Ростовская и Новочеркасская епархия ). Христианство на территории Д. и Н. е. до образования епархии

http://pravenc.ru/text/178954.html

на Новом Строении (1908-1914, разрушена в 1936), сочетавшая черты «московско-ярославского» стиля и модерна. Университет св. Владимира. Светопечать С. В. Кульженко. Киев. 1897 г. (ГПИБ) Университет св. Владимира. Светопечать С. В. Кульженко. Киев. 1897 г. (ГПИБ) Стилистика храмов, построенных Ермаковым, и ряда церквей, сооруженных В. Николаевым, соответствует формам московско-ярославского узорочья XVII в., поиск национальных форм в русской и украинской («старый украинский» стиль) архитектуре нач. ХХ в. мало затронул церковное зодчество К. Редкий пример «неоампирной» стилизации представляет собой колокольня греческого Екатерининского монастыря на Контрактовой пл. (1914-1915, архит. В. В. Эйснер). Вознесенская ц. на Байковом кладбище. 1884–1888 гг. Фотография. 2012 г. Вознесенская ц. на Байковом кладбище. 1884–1888 гг. Фотография. 2012 г. В храмах К. появились копии палестинских святынь: в Покровском мон-ре в нише церкви была устроена копия Гроба Господня; в ц. св. Феодора Освященного (30-е гг. XIX в.) в Лукьяновке, районе Дорогожичей, предместья К., при расширении храма (1887-1896) по инициативе прихожан были сооружены подземные помещения по проекту архит. А. А. Парланда, скопированные с Кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме и пещерного храма св. Климента в Инкермане (церковь разрушена в 30-х гг. XX в., подземные сооружения раскопаны и обустроены, работы велись с 2008). Настоятелем Феодоровской ц. в районе древней горы Щекавица была основана школа с ц. свт. Макария, митр. Киевского (1897; закрыта в 1938, богослужения возобновлены в 1942). Здание - один из 3 (наряду с церквами Вознесения Господня на Демеевке (Демиевке, 1882-1883) и прп. Серафима Саровского в Пуще-Водице (1908-1910), архитекторы Э. П. Брадтман, А. И. Тихонов) сохранившихся исторических деревянных храмов К. На формирование облика К. в эпоху историзма влияли не только новые храмы, но и театральные (оперный театр, проект 1896 г. В. А. Шрётера в стиле французского ренессанса, реализован в 1898-1901), банковские, учебные здания (ряд из них был спроектирован А.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. После возрождения лавры из фондов НКПИКЗ в обитель был возвращен изготовленный во 2-й пол. XIX в. ковчег, в который помещены части Древа Животворящего Креста Господня и гроба ап. Андрея Первозванного, частицы мощей святых, почивающих в лаврских пещерах, прав. Лазаря Четверодневного, ап. Анании, еп. Дамасского, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Меркурия Кесарийского, Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Афанасия Афонского, Александра Свирского. В Крестовоздвиженской ц. находится изготовленное в 1999 г. резное Распятие с частью Древа Животворящего Креста Господня в киоте с частицами мощей святых. Частицы мощей также вложены в иконы ап. Андрея Первозванного (90-е гг. XX в., храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), свт. Николая Чудотворца (нач. XIX в.), свт. Никиты Новгородского (1992, Крестовоздвиженская ц.), свт. Феодосия Черниговского (XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских), вмч. Пантелеимона (2000, Крестовоздвиженская ц.), вмц. Варвары (2-я пол. XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских, передана из НКПИКЗ; рубеж XX и XXI вв., Крестовоздвиженская ц.), прп. Александры Дивеевской (2001). Иконы Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Главной святыней К.-П. л. КПП называет «наместную» икону. В патерике рассказывается о принесении в 1073 г. преподобным Антонию и Феодосию к-польскими зодчими иконы, к-рую они получили во Влахернах из рук Самой Богородицы со словами: «Она будет наместной» (Киево-Печерский патерик. Слово 2. «О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию»). Монастырское предание, восходящее к сер. XVII в., считает древней «наместной» иконой образ «Успение Пресв. Богородицы» (см. ст. Киево-Печерская икона «Успение Пресвятой Богородицы» ). В XVII - нач. XX в. прославившийся чудесами образ находился в круглом драгоценном киоте над царскими вратами иконостаса Успенского собора и опускался на шелковых шнурах для целования. Икона утрачена во время оккупации Киева в 1941 г. В К.-П. л. хранятся ее почитаемые списки XIX в.- в Крестовоздвиженской ц. на Ближних пещерах, в киоте над царскими вратами и в алтаре Трапезного храма преподобных Антония и Феодосия Печерских. Каждую среду перед литургией соборно читался акафист Успению Пресв. Богородицы. Празднование в честь иконы «Успение Пресв. Богородицы» совершается 16 мая в память о принесении ее из К-поля и 28 авг., в день Успения Пресв. Богородицы. Возобновлена традиция соборного чтения по средам акафиста Успению Богоматери перед Ее чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010