Потомки Каина дают начало цивилизации: строят города, изобретают ремесла. Это еще один урок Библии: не всегда внешнее преуспеяние есть знак Божьего благословения. В сказании о Каине есть ряд неясностей (разрыв в ст. 8) и мест, вызывающих недоумение (где взял Каин жену? ст. 16-17). На этом основании современные экзегеты выдвинули предположение, что боговдохновенный писатель пользовался при составлении Быт 4 неизвестным нам источником. Источник этот связывают с кенеянами. Кенеяне, или каиниты (кениты, сыны Каина, Числ 24,21-22), были кочевым племенем, родственным мадианитянам. В эпоху Исхода Моисей вошел с ними в тесное соприкосновение. Он женился на дочери кенейского священника и пользовался его советами (Исх 3,1; 18,12). Кенеяне присоединились к израильтянам в пустыне и перекочевали в Ханаан (Суд 1,16). Однако и там разбивали шатры, ведя полукочевой образ жизни (Суд 4,11). Они считали Каина своим предком. Само слово «каин» означает ковач, кузнец. Вероятно, кенеяне странствовали, подобно средневековым цыганам, занимаясь кузнечным ремеслом. Группа рехавитов (Бетрехав), сохранившая традиции пустыни (Иер 35), происходила от кенеян (1 Пар 2,55). В мщении врагам кенеяне отличались беспощадностью (Суд 4,21). Кениты обитали в областях южного Негева (1 Цар 30,29; ср. также г. Каин, упомянутый в Ис Нав 15,57). Среди «сынов Каина» хранились предания об их праотцах Каине, Ламехе и др. Вероятно, они и были использованы бытописателем для сцены первого братоубийства и рассказа о потомках Каина. б) Печать Каина (Быт 4,13-16). Господь не осуществляет немедленного возмездия «кровь за кровь». Это значит, что отказ от зла и насилия должен совершаться людьми свободно, а не только из страха перед карой. Однако изгнанный из среды людей скиталец (земля Нод — от слова «над» — изгнание) требует внешней охраны от возможных убийц. Некоторые толкователи полагают, что «знамение» Каина — это знак принадлежности к племени, которое провозгласило закон кровной мести («кто убьет Каина, тому отмстится всемеро» — ст. 15). Таким образом, среди этих суровых сынов пустыни нравственные устои строятся не на повиновении воле Бога, а на страхе человеческого отмщения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В сказании о Каине и Авеле есть еще один существенный мотив. Противопоставлением Каина и Авеля Бытописатель хочет показать, что высота цивилизации не есть обязательно доказательство нравственной высоты. Каин — земледелец, он обрабатывает землю, но Ягве предпочитает ему простого пастуха Авеля. Само имя Каин — не вымышленное. Так именовался предок-эпоним племени кенитов, или каинитов, входивших в израильскую федерацию племен. Так как слово «Каин» означает «кузнец», можно предполагать, что в древности кениты были более цивилизованны, чем их собратья израильтяне. Это подтверждается тем, что Ягвист называет первыми цивилизаторами потомков Каина [ 600 ]. Но если символика имени Каин имеет, таким образом, ясную генеалогию, то происхождение имени Авель менее понятно. Скорее всего, оно происходит от аккадского слова «аплу», что значит «сын», и Авель является собирательным образом свободных пастушеских народов. Более примитивные в своем быте и более слабые, они, тем не менее, угодны Богу своим благочестием. Кровь, которую пролил Каин, вопиет к небу. Убийца изгнан в пустыню, где он обречен скитаться вдали от людей. Там он и его дети основывают первый город, впервые осваивают металлы и изобретают музыкальные инструменты. В языческих мифах людей обучают цивилизации боги. В библейском сказании культура — область чисто человеческого творчества. Однако Ягвист знает, что цивилизация несет с собой много опасностей, и относится к ней с большой осторожностью. Это так понятно, если вспомнить, что Св. История писалась в те годы, когда цивилизация в Израиле была в основном иноземного, языческого происхождения. Но помимо этого осторожность и даже некоторый скептицизм мудреца имеют значение общечеловеческое. Как свобода может привести людей к безумству богопротивления, так и цивилизация может стать орудием греха. Нам ли в ХХ в. ставить под сомнение эту истину?.. Что касается восьми поколений от Адама до Ноя, то здесь Ягвист, несомненно, использовал древнее шумерское сказание о восьми царях, которые правили один за другим перед Потопом. Это литературное заимствование не имеет никакого отношения к смыслу повествования в целом [ 601 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАД крепость на севере пустыни Негев . В Библии об А. говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ 21. 1; 33. 40); позже царь А. назван среди плененных (Нав 12. 14). В этом районе селились потомки приемного отца Моисея кениты (Суд 1. 16). Место древнего А.- Тель-Арад в северо-вост. части долины Беэр-Шева (см. Вирсавия ) - знал еще Евсевий Кесарийский (Ономастикон. 14. 1-3). Археологические исследования А. в 60-70-х гг. XX в. (Й. Ахарони , Р. Амиран, З. Херцог) велись одновременно на 2 уровнях телля: нижнем (город раннебронзовой эпохи - IV-III тыс. до Р. Х.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнеевр. письменности. План городского квартала периода ранней бронзы План городского квартала периода ранней бронзы Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в А. прошло путь от поселка эпохи энеолита до города, укрепленного каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Последний был поделен на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много егип. керамики и др. находок). Нижний телль был покинут в кон. III тыс. до Р. Х. На верхнем телле выделяют 7 периодов (А. I - A. VII). Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Ахарони и Херцогу, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.?) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, к-рая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, ок. тысячи лет. Стены (квадрат 50 ´ 50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-зап. части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним вост. двором, внутренним зап. помещением со скамьями вдоль стен, у задней, зап., стены - небольшое (1,2 ´ 1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, 2 малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от к-рого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают нек-рые параллели с Иерусалимским храмом (Исх 26. 15-25; 1 Цар 6. 2).

http://pravenc.ru/text/75814.html

1135 (Ст. 29–30). Не только Израиль должен был блюсти себя, как народ, в чистоте, но он должен был сохранить в чистоте ту землю, которую Господь дает ему, не допуская в ней никаких мерзостей между другими национальностями, которые могли остаться жить посреди Израиля .... «чтобы вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Ст. 28). «Соблюдайте повеления Мои .... Я Господь Бог ваш». Служа Великому, Израиль не смел не только оскверняться мерзостями языческими, но не должен был вступать в дружеские отношения с народами оскверненными. (См. главу X40;III Второзакония, 3–8). 1136 (Ст. 1–2). Не без основания, кажется, можно думать, что глава XIX, находящаяся между повелениями Божиими, обращенными к совести человеческой и между уголовным кодексом книги Левита (в главе XX), есть краткая выписка важнейших законов, составленная для распространения ее в народе посредством многочисленных копий на отдельных папирусах, и которая могла служить ежедневным напоминанием главам семейств, или даже заучивалась наизусть, дабы служить постоянным руководством в жизни. Напоминание важнейших законов начинается воззванием к сынам Израилевым. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш»... и затем дается вкратце наставление чего нужно избегать, чтобы не нарушить этой святости. 1137 (Ст. 3). Кларк замечает, что в этом стихе приведены те два закона десяти заповедей, которые выражены в утвердительной форме: ... «Храни Субботы»... «Почитай родителей». Все остальные заповеди даны в форме отрицательной: «Не делай». Приведенные вкратце в этом стихе две заповеди, суть основания жизни религиозной, общественной и семейной. 1140 (Ст. 6–8). Ср. Лев. 40;II, 15–18. Краткие напоминания народу о том, что нужно наблюдать, по-видимому подтверждают мысль нашу, высказанную в 1-м прим. этой главы. 1141 (Ст. 9–10). Сравни развитие этого закона во Второзаконии XXIV, 19–22; а также в Левите XXIII, 22. Некоторые комментаторы думают, что под именем виноградника надо разуметь не только самый виноградник, во и вообще фруктовый сад. Бедный есть выражение, означающее неимущего Израильтянина; пришлец, это лицо, принадлежащее в другому племени, но живущее посреди Израиля, как напр., Кениты, упомянутые в кв. Cyдeй IV, 11 , и вероятно те, которые вышли из Египта вместе с Израилем в числе «разноплеменных людей» (Исх. XII, 38). Закон этот, изложенный в других местах Пятокнижия, введен для полноты этого краткого народного кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

От Луда пошли лидийцы. Арам – арамейцы, сирийцы. На глиняной табличке из Ура встречается имя «Араму». Уц – сирийцы Дамаска. Из его земли происходил праведный Иов. От Хула пошло название долины Хуло в верховьях Иордана. Гефер (Гетер, Гатер) – бактрийцы. Маш – народ в горах Ливана. У аккадцев народ назывался «машу», а у египтян – «мш’т».От него произошли Каппадокийцы. Каинанкениты. Евер – евреи. Фалек (Пелег) – пеласги. Иоктан – иоктаниты (арабское племя, жившее на побережье Красного моря). Его имя сохранилось в названии г. Иектана близ Мекки. Алмодад – значит «подстрекатель», арабским историкам известен как Аль-морад, – гебориты. Шалеф – племя салиф со столицей Сулаф, находившейся в 60 милях от г. Саны. Хацармавеф – его потомки, известные Флавию как «азермот», жили в долине Хадрамут (в доисламских надписях «хдрмт, хдрмвт»). Интересно, что название этой долины переводиться как «Город смерти». Иерах – арабское племя, известное Ашурбанипалу как «йарки». Его имя сохранялось в названии города Иеракон Ком (по Птоломею), который лежал на побережье Мары. Гадорам – жители страны Гадаримской, Ашурбанипалу потомки его известны как жители г. Хурарина (около Йарки). Узал – основатель г. Саны, столицы Йемена. Его племя было известно ассирийцам как «азалла». Дикл – его потомки жили около реки Тигр. Они известны ассирийцам как «идиклат», аккадцам и арамеям – как «диклат». Видимо, до своего вторжения в Междуречье они жили на острове Бахрейн, который шумеры называли «Дильмун», там ими была создана высокоразвитая цивилизация. Овал – южноаравийское племя, известное арабам как «еваль» (в древних йеменских надписях – «авиль»). Жили они между Саной и Ходейдой. Авимаил – жители южной Аравии, по сведениям савеев. Шева – город Сава, савеи. Офир – индийцы: дравиды, тамилы; основатель города Супара (60 км севернее Бомбея). Этот народ создал древнеиндийскую цивилизацию в Мохенджо-Даро. Часть его потомков жила в Южной Аравии и торговала со своими братьями в Индии. Они основали город Маафир. Возможно, именно потомки Офира являются предками аборигенов Австралии. По крайней мере, при раскопках Мохенджо-Даро обнаружена статуя танцовщицы, относимая именно к австроидной расе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

598. Указания на Шеол и состояние умерших: Быт 37, 35; Числ 16, 33; 1 Цар 28, 13 сл; 3 Цар 2, 6; Ис 14 гл. 38, 9; Втор 32, 22; Иов 3, 13 сл; 7, 9 сл; 10, 21 сл.; 17, 16; 26, 5; Пс 29, 4; 87, 11; Иез 26, 20 и др. (см.: П. Страхов. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. М., 1916, с. 133; Galbiatti. Op. cit., р. 250; J. McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 275). 599. Дан 12, 2; 2 Мак 7, 9, 26, 46; Прем 2. 600. Кениты обитали между Синаем и Аравией. Мадиамский священник тесть Моисея был кенитом (Суд 1, 16). Кениты присоединились к израильтянам и жили в южных областях, в пустынях Негеба (1 Цар 30, 29). Очевидно, им принадлежал палестинский город Каин, упомянутый в Книге Иисуса Навина (15, 57). См.: RFIB, v. I, p. 355. 601. Ср. родословие, данное в Быт гл. 5, и список шумерских допотопных царей ( Л. Вулли. Ур Халдеев, с. 251). 602. См. выше гл. 5. 603. Быт 6, 4. 604. См., напр., А. Лопухин. Библейская история, т. I. СПб., 1889, с. 160. Для этой цели некоторые переводчики переводят слова «бене-хаэлогим», как «люди Божий» (Тора. Берлин, 1872, с. 12. Пер. Л. Мандельштама). 605. Пс 28, 1; 88, 7; Иов 1, 6; 38, 7. См.: Р. Киттель. Цит. соч., с. 107; H. Ringgren. Israelite Religion, p. 96; G. von Rad. Old Testament Theology, I, p. 155. 606. Сравнительное изложение сказаний о Потопе см. в кн.: Д. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете, 1931, с. 46. Очевидно, шумерское сказание послужило прототипом для вавилонского и греческого и, м. б., даже индийского. 607. Современное состояние вопроса освещено в кн.: Л. Зайдлер. Атлантида. М., 1966; Н. Жиров. Атлантида. М., 1957. В этой книге разобрана геологическая сторона вопроса; Его же. Основные проблемы атлантологии. М., 1964. Там же дана и обширная библиография; Популярные книги: Е. Андреева. В поисках затерянного мира (Атлантида). Л., 1961; А. Горбовский. Старые загадки истории и новые гипотезы. — «Наука и жизнь», 1963, (есть отдельное издание). 608. Перевод и комментарии фрагментов даны в кн.: С. Крамер. История начинается в Шумере, с. 175

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

3. ЕВЕИ — по предположению многих историков, колонисты из царства Митанни (сев. Месопотамия). Родственники кавказских народов. 4. ФЕРЕЗЕИ (евр. перасим) — неизвестное племя, возможно, родственное хурритам. 5. ГЕРГЕСЕИ (евр. гиргашим) — племя, обитавшее, вероятно, в северной Палестине. 6. АМОРРЕИ — общее название для большой группы семитических народностей. Основали царства в Вавилоне, Мари, Заиорданье. Вероятно, ближайшие сородичи евреев и арабов. 7. ИЕВУСЕИ — племя, обитавшее в доизраильском Иерусалиме и его окрестностях. 8. РЕФАИМЫ — племя, упоминаемое в текстах Угарита. Кроме них, в Ханаане жили «братья» Сынов Израилевых — АММОНИТЯНЕ, МОАВИТЯНЕ, ЕДОМИТЯНЕ (ИДУМЕИ) и полуоседлые МАДИАНИТЯНЕ (кениты). Согласно Суд 1,27-36; 3,1-6, еще в эпоху судей хананеи продолжали населять области колен Манассии, Ефрема, Завулона, Асира и Неффалима. Иевусеи сохраняли власть в Иерусалиме вплоть до эпохи Давида, аморреи — в центральной Палестине и на рубеже Ливанских гор. Независимыми были также пять опорных филистимских городов, откуда их властители вскоре предприняли успешный поход для покорения Палестины. §27 Продолжение борьбы за Ханаан. Книга Судей 1. Израиль в Ханаане. Эпоха, описываемая Книгой Судей, обнимает XII-XI века до Р.Х. Она связана с деятельностью «шофетов» — судей, как — по примеру хананеев — назывались израильские вожди. Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Самсон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигает харизматических (т. е. боговдохновенных) руководителей, которые призывались на служение Духом Господним. В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или в годину бедствий. Религиозно-общественным идеалом эпохи судей была теократия — объединение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей. Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту; см. приложение), а с другой стороны — возникла зависимость от языческого окружения. Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельскохозяйственной магии и ритуалов Ханаана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

имя героя Давида – Joasiel , 1 Парал. 11:47; у LXX εσσιλ Μεσωβα). Егезипп производит имя масвофеи от основателя секты – Масвофей и ставит его в параллель с Симоном, Клеовием, Досифеем, Горфеем. Имена – Симон, Досифей – достаточно известны. Имя Горфей – Горфиане – встречается еще только у Епифания (ер. XII), как наименование одной из самарийских сект (Ерр. X-XIII). Происхождение этого имени секты, по мнению Гильгенфельда, (s. 43) также географическое. Оно указывает на Арад ( Суд. 1:16 – , LXX Αραδ ср. Числ. 22:1; 33:40 ), к югу от которого поселились сыновья (Иофора) Кенеянина, тестя Моисеева. Так как кениты имели своих книжников, то,– говорит Гильгенфельд,– нельзя удивляться, если «арафеи и горафеи (горофеи) обозначаются, как ересь“. Имена – Февуис, которое нигде не встречается кроме Егезиппа, и Клеовий, о котором упоминают, кроме Егезиппа, апостол. постановления (VI, 8) – указывают, вероятно, на мелкие незначительные ереси, память о которых скоро изгладилась. Постановления апостольские (VI, 16) называют, наряду с симонианами, также клеовиан авторами вредных книг под именем И. Христа и Его учеников. В Recognit., 1, 53–54 (Migne. Patrologiae cursus. t. 1. ser. graec. C. 1236–1238) говорится, что партии в народе израильском появились со времени И. Крестителя (initio sumto а Johanne baptista) под влиянием диавола. Они суть следующие: саддукеи, отрицающие воскресение мертвых, ибо Бог не должен быть почитаем ради награды, самаряне, также отрицающие воскресение мертвых, утверждающие поклонение Богу на Гариаиме и чрез злого Досифея не признавшие в Иисусе истинного пророка, которого они ожидали по предсказанию Моисея ( Втор. 28:15 ) – книжники и фарисеи, которые несправедливо удерживали у народа ключ от царствия Божия, какой они взяли в Моисеевом предании. К этим четырем разделениям в народе причисляются ученики Иоанна, а затем священство. Для восполнения седмиричного числа можно назвать еще и ессеев с их единомысленниками.– Антимоисеевская и антихристианская ересь выходит из самаританства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...