Сам епископ Игнатий, назначая своим духовным чадам это келейное правило, иногда несколько сокращал и изменял его. В одном из писем он советует некой монахине следующее: «Относительно правила после вечерних молитв, полагай 10 поклонов земных с молитвою Иисусовой, а потом твори 30 молитв Иисусовых неспешно, со вниманием, шепотом. Затем 5 поклонов земных с молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси меня грешную . Потом по 3 поклона поясных Ангелу Хранителю и всем святым». Чтение акафиста Иисусу Сладчайшему, кроме собственного своего достоинства, является, по убеждению епископа Игнатия, превосходным приготовлением новоначального к занятию молитвой Иисусовой. Акафист на всем своем пространстве в разнообразных формах изображает прошение грешника о помиловании Христом Спасителем. Он показывает, какими мыслями может сопровождаться Иисусова молитва, которая для многих новоначальных кажется первое время очень сухой. 263 В акафисте Божией Матери прославлено вочеловечение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую ублажают «вси роди» ( Лк. 1, 48 ). «Удачным освещением, – пишет епископ Игнатий, – оживляется всякая картина, и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Всё это действует сугубо: им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется как бы вполне постигнутое, по чудному действию, производимому на ум и сердце». 264 Преуспевшим инокам, ощутившим некоторое просвещение ума, рекомендуется уже не чтение акафистов, а псалтири. Псалтирь надо читать также очень неспешно – так, чтобы на одну кафизму уходило около 20 минут. Древние иноки совершали молитвенное чтение псалтири с такой неспешностью, что называли его псалмопением. Псалмопение не было в полном смысле пение псалмов (по гласам или по нотам), а неспешное чтение, протяженностью своей напоминавшее пение. 265 Келейное молитвенное правило, какое бы оно ни было и в какое бы время ни совершалось, прочитанное со вниманием и при сочувствии сердца, оставляет в душе монаха глубокий благотворный след и постепенно приучает его к постоянной молитве; оно ограждает его от пагубной праздности и дивно усвояет Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В субботу до обеда совершаются послушания. После обеда - стирка постельного и носильного белья. В 16 часов начинается воскресная школа. Посещение воскресной школы реабилитантами обязательно во весь период реабилитации. Кроме занятий по ранее утвержденной программе, каждый воспитанник должен выучить и сдать зачет по Символу Веры. Каждый из нас, по словам апостола Петра, " должен быть готов дать отчет в своем уповании " , то есть каждый из воспитанников обязан знать, во что же он верит и что исповедует. Каждую субботу с 17 часов - всенощное бдение. После богослужения и ужина - вечернее правило келейно. Утром в воскресный день совершаются утренние молитвы келейно и к началу часов, то есть к 940, вся братия без исключения должна быть в храме. По окончании воскресного богослужения и обеда, который всегда возглавляет священнослужитель (литургия после литургии) - личное время. В летнее время ребята его посвящают, как правило, купанию или игровым видам спорта. Вечером ужин в 19 часов, после которого, (если не идет строгий пост) проводится просмотр тематически подобранных фильмов религиозного, патриотического содержания или русские народные сказки. Всем - духовнику, воспитанникам, их родителям нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, есть безумие от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд пока будет побеждена страсть. Постреабилитационная поддержка По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационный центров предоставляется постреабилитационная амбулаторная поддержка, которая осуществляется Епархиальным амбулаторно-консультационным центром " Воскресение " . Главные задачи на этом этапе - максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество. Период постреабилитационной амбулаторной программы составляет от шести до двенадцати месяцев. Первые полгода встречи наших подопечных с психологом и священником проходят не реже одного раза в две недели, затем промежутки между посещениями увеличиваются. В случае возникновения ситуаций, которые угрожают рецидивом (давление бывших знакомых-наркоманов, кризисные отношения в семье, конфликты с окружающими, психотравмы и прочее) наш подопечный должен посетить специалистов центра " Воскресение " незамедлительно.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=190...

Например, в статье, обращённой к инокиням: «Келейное правило сохранила ли, что предал тебе отец духовный?» 1123 В другом тексте эта статья короче, и, на первый взгляд, исполнение её не зависит от духовника: «Или правило церковное или келейное презрела?» 1124 Однако, как мы видели на примере поста, все, что касалось духовного подвига, окончательно утверждалось духовником. 1071 О регламентации поведения «нечистой» женщины, а также о сексуальных отношениях и период месячной и послеродовой нечистоты см.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян, 900–1700//«А се грехи злые, смертные ». М., 1999. С. 309–312. 1074 ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; ЧЖ–Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об., М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98. 238–238 об. и 130 об.–135, 236–237 об.; М–Петр. 94: N.I.A 94, л. 225–228. 1080 Погод. 31, л. 156–156 об. См. также: Корогодина М. В. Состав сборника 31 Погодинского собрания (ОР РНБ), как памятника XIV в.//Проблемы социально-политической и культурной истории и культуры Средних веков. СПб., 1998. С. 32–33. 1081 Смирнов С.И. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 116–118. 1086 Ж-O.I. 473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99: Ж–Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270: 100: O.I. 100, л. 46 об.–49; Ж-O.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О. I.100, л. 30 об.–32 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об. 1092 М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062 , л. 185–189, Q.I. 851, л. 153 об.–157 об.; Ж-Печ тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270. 1097 М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294. 1104 В Главе 10, посвящённой развлечениям, говорилось, что смех до слез, даже не в церкви, считался грехом. 1110 М-КБ 22/1099: Кир-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Когда любишь и когда предан – скорбей не существует. Вспоминая отца Кирилла (Павлова) Келейница старца – о том, как он относился к скорбям 24 апреля, 2019 Келейница старца – о том, как он относился к скорбям Монахиня Евфимия (Аксаментова) долгое время несла послушание келейницы архимандрита Кирилла (Павлова). Иногда в своем блоге она делится теплыми воспоминаниями о старце. На Страстной седмице матушка отвечает на вопрос, как отец Кирилл относился к скорбям. Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: stsl.ru Почему-то именно сейчас решила кратко ответить девушке, что спрашивала в личке о том, как отец Кирилл относился к скорбям. Может, потому что Страстная седмица? Не знаю… Вспоминаются дни перед его инсультом… Вот вечер в келье… Батюшка читает Евангелие… Я принесла ему поесть и занимаюсь тут же, в келье, нехитрыми приготовлениями к ужину. «Поди, поди — послушай скорее! — зовет батюшка. — Смотри, как Господь кротко и мудро ведет себя в доме у Симона!» Тут же зачитывается отрывок из евангелиста Луки, обращение Спасителя: «Симоне, я имею нечто сказать тебе»… Лицо у батюшки светится, он с упоением говорит о кротости Христовой, о том, как откликался Спаситель на всякий зов, на всякую мольбу подчас неблагодарных людей… Батюшка действительно был влюблен в Евангелие и, осмысляя каждую строчку, наслаждался малейшими деталями из земной жизни Богочеловека. А сколько раз он вдохновенно цитировал наизусть целые главы из апостольских посланий! Сколько жизни, радости и вдохновения он черпал из новозаветного чтения! Его всегдашний совет «Полюбите читать Евангелие» не был благопристойной формальностью. Он сам любил это чтение и мог часами размышлять над одной-двумя строфами священного текста… Он читал и общался с Тем, Кому был предан беззаветно. Ну, а мы, как правило, вычитываем положенные «кусочек того», «кусочек сего»… И все. Мы этим не дышим как воздухом, не пьем как воду. И от нас, как правило, сокрыт Живой и Действующий Богочеловек. Мы и не любим Его толком — потому что и не знаем… А между тем, стоит лишь раскрыть Евангелие…

http://pravmir.ru/kogda-lyubish-i-kogda-...

Начало: «О девственицы невесты Христа Бога нашего, Сына Божия Творца небесного, внимайте и слышите; 6) прощение: «Прости мя, мати святая, и благослови, елика согрешила во вся дни живота моего·» (46 об.–47 об.); то же на л. 152.; 7) шесть канонов (48–128); 8) список имен для поминовения, преимущественно женских (128–134); 9) келейное правило (136–149 об.); 10) преподобного Ефрема наказание о любви, слово 88, без конца (150–151 об.); 11) несколько молитвословий (152 об.–154 об.). 663. Сборник богослужебный , в восьмушку, 151 л., поморским полууставом XIX в., без переплета. Чистые листы: 2, 3, 150 и 151 – с помарками: 148 и 149. На нижней обложке запись полууставом: «В лето 7134 (1626) месяца в 13 совершена». Состав: каноны: 1) Николаю Чудотворцу – гворение Феофаново (4–12); 2) животворящему Кресту – твореяие Григория Синаита (12 об.–20 об.); 3) Иисусу Христу и Пресвятей Богородице под общим заглавием: «Служба пред Господем нашим Иисусом Христом – творение Феоктиста инока Студийския обители», составляющие келейное правило (22–71 об.); 4) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (72–86 об.); 5) Зосиме и Савватию Соловецким (87–101); 6) тропари воскресные, богородичны, ипакои, кондаки и икосы восьмн гласов (101 об.–116); 7) тропари воскресные по великом славословии (116); 8) тропари, богородичны и кондаки дневные (117–122 об.); 9) богородичны и крестобогородичны иже глаголются по тропарях на славу и ныне на вечерне и на утрени по гласу тропаря (123–126 об.); 10) служба воскресная 6 гласа (127–144); 11) начало общее всем канонам (146–147 об.). 664. Сборник богослужебный , в восьмушку, неполный, 147 лл., полууставом конца XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Чистые листы: 15, 31, 33, 87–91, 107, 124–129; лист 30 порван. Состав: каноны: 1) Пресвятей Богородице всем скорбящим радости (1–14 об.); 2) молебен Пресвятей Богородице (16–32 об.); 3) Николаю чудотворцу, без конца (34–48 об.); 4) за умерших, три; из них два (49–69, 108–123 об.) еходны, а третий (130–147 об.) отличен; 5) похвала девство хранящим, девственницам, без заглавия, начала и конца (70–75 об.), та же статья, что в 662; каноны: 6) архангелу Михаилу, без конца (76–80 об.); 7) молебен Ангелу хрантелю, без конца (81–86 об.); последования: 8) вечерни (92–94); 9) павечеряицы (94–99); 10) полунощницы (99 об.–102); 11) утрени (102–104), 12) часов (104–106 об.). 665. Сборник богослужебный , в восьмушку, без начала, 143 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в кожаном переплете; 25 и 137–140 листы чистые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пельмени для Витальки Ещё спать я люблю очень. Монах – он ведь тоже человек, отдыхать должен. Чтобы, значит, с новыми силами молиться и трудиться. И вообще, подумаешь – раз-другой на службу проспал! Вечером правило келейное не выполнил, а свечу загасил да и захрапел сразу. И что? У меня, может, после этого покаяние появилось… 5 апреля, 2012 Ещё спать я люблю очень. Монах – он ведь тоже человек, отдыхать должен. Чтобы, значит, с новыми силами молиться и трудиться. И вообще, подумаешь – раз-другой на службу проспал! Вечером правило келейное не выполнил, а свечу загасил да и захрапел сразу. И что? У меня, может, после этого покаяние появилось… – Ну ты, братец, совсем обнаглел! – голос монастырского келаря отца Валериана, высокого, крупного инока с окладистой чёрной бородой, дрожал от обиды и негодования. Обычно добродушный, отец Валериан гневался. Он отказывался выдавать дежурному трапезнику отцу Павлу две упаковки пельменей с мясом вместо одной и сердито смотрел на Витальку: – Мало того что в монастыре мясо лопаешь, так теперь ты его ещё в двойном размере лопать желаешь?! Невысокий, худенький отец Павел только пожимал плечами, а от вечно дурашливого Витальки и подавно внятного и разумного ответа не дождёшься. Он только кривил в улыбке рот да показывал на лишнюю пачку этих самых пельменей: дескать, не наедается он, Виталька, нужна добавка! На кухне были ещё два брата, но они по-монашескому обычаю в чужие дела не совались, молча и споро домывали посуду после братской трапезы. На кухне было тепло и уютно, горел огонёк в лампадке перед иконами, в окнах, покрытых морозными узорами, уже таял короткий зимний день. Сквозь узорчатое стекло было видно, как загораются окна в храме, – это дежурные иноки готовились к вечерней службе. Братия потрапезничала, и теперь пришла очередь Витальки. С тех пор как Виталька начал есть мясо, по благословению духовника обители он питался отдельно. – Искушение какое! Зачем только батюшка тебе в монастыре жить разрешает?! Ты же искушаешь братию! Проглот ты этакий! Безобразник!

http://pravmir.ru/pelmeni-dlya-vitalki/

   Типикон. О молитве и поклонах церковное законоположение.    В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мipяhuh может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мipяhuh. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. А для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных книгах есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и под. и особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать помогать людям в различных обстоятельствах.    Первый в Псалтири, второй — в 8-м гласе Октоиха.    Mipяhuh при совершении келейной молитвы и церковных служб в отсутствии иерея все иерейские возгласы должен заменять одним этим: «Молитвами святых отец наших», разумея здесь и отца своего духовного.    Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, Приидите поклонимся.    Mipяhuhy и ектении произносить не подобает. За ектении во всех случаях мipяhuh произносит только Господи помилуй: за великую и просительную ектении — 12 раз, за сугубую — 40, и за малую по 3 раза.    Это возглашение на келейной молитве, как и перед отпустом, «благослови», есть мысленное обращение молящегося к отцу своему духовному, за благословение которого и совершается всякое келейное правило, всякая домашняя молитва. Это сохраняет и предостерегает молящегося от всякого самочиния даже и в частной, домашней молитве.    Приведём полный текст этой молитвы: «Помяни, Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго, усопших раб Твоих имя рек, яко Благ и Человеколюбец, превосходя грехи и потребляя неправды, ослаби, остави, прости все вольное их согрешение и невольное, возставляя тех во святое второе пришествие Твое, в приобщение вечных Ти благ. О нихже в Тя Единаго вероваша, Истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси Воскресение и живот и покой Твоим рабом, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веком.» —

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Физическая чистота, аскетическая настроенность, точное и усердное выполнение церковного устава и келейного правила, суровый подвиг и, наконец, верностъ православию или старому обряду – таковы требования, которые предъявлялись Аввакумом к детям духовным. «Изрядные детки» те, которые «играть перестали и правильца держаться стали», «не живут без правильца и канонцы всегда сами говорят на правиле» 805 . И вот по мере сил Аввакум воспитывает духовных детей своих в этом направлении. Каким-то неназванным чадам своим Аввакум повторяет известное предписание о супружеском целомудрии, данное Кириком и разработанное последующими духовниками 806 . Морозовой он пишет: «Свет моя государыня! Люблю я правило нощное и старое пение. А буде обленишься на мощное правило, тот день окаянной плоти и есть не давай. Не игрушка душа, что плотским покоем ее подавлять. Да переставай ты и медок попивать. Нам иногда случается и воды в честь, да живем же. Али ты нас тем лутчи, что боярыня? А честь прелетает. Един честен, – тот, кто ночью возстает на молитву, да медок перестанет, в квас примешивая, пить». Затем он предписывает духовной дочери ночное правило – 300 поклонов и 700 молитв, распределяет по разрядам самые поклоны и расписывает их по разным временам церковного года 807 . Другой дочери он дает правило о пище. «Маремьяна!.. ешь, пожалуй, во вторники-те и в четверги-те, – Бог простит тя! Правила не теряй, молитв и поклонов; и о мне моли Бога» 808 . Духовные дети Аввакума просят у него указания и руководства в подвигах. Борис спрашивает его о пении церковном и о келейном правиле. Юродивый Федор прибрел с Рязани в Москву спроситься у своего духовного отца: «туды ль мне опять мучитца пойти, или, платье вздев, жить на Москве»? Аввакум велел ему надеть платье. 809 Есть у Аввакума и общие рассуждения о правиле ночном, вызванный вопросом его духовного сына Бориса. Вопреки неизменному и непоколебимому правилу церковного пения, ночное келейное правило неоднообразно. «Отцы узаконоположиша: кто, сколько может, – или поклонов 300, или 600, или 1000, с ними же Иисусовы молитвы или 600 и седьмое Богородице, или вдвое, как кто хощет и может»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Тем более не смели анахореты пользоваться полными чинопоследованиями «соборной церкви» и должны были заменять их правилом псалмопения, преимущественно, в виде Чина 12-ти псалмов. – Правда, примеры показывают, что и обычные церковные службы иногда совершались келейно. Вопрошавший старца Силуана инок говорит ему: «аз, отче, отнележе бых мних, чин правила своего и часов по осмогласнику пою». Другому иноку некий старец внушает – всюду, куда бы он ни пошел и где бы ни был, творить «правило свое и часы – третий, шестой и девятый – и еже нужнее и вечерняя» 180 . Следы подобной практики сохранились и доселе в нашем церковном уставе, который в известные сроки предписывает, чтобы некоторые церковные службы совершались «в келлиах» 181 . – Но все это бывало сравнительно редко; обычно же келейно-одиночные и соборные службы строго разграничивались между собою. «Часы и песни, – рассуждает авва Варсонофий, – суть церковные предания и хорошо учреждены для соглашения всех людей (в молитвах), также и в общежитиях для согласия многих. Скитяне же ни часов, ни песней не читают, но наедине упражняются в рукоделии, чтении и размышлении, и через несколько времени начиняют молитву. – – Что касается вечернего времени, – продолжает авва, – то скитяне читают 12 псалмов и на конце каждого, вместо славословия, произносят Аллилуиа и читают одну молитву; также и ночью читают 12 псалмов и после псалмопения садятся за рукоделие. А кто хочет, читает наизусть псалмы» 182 . Таким образом, авторитетный авва, на основании современной ему практики, делает строгое разграничение между келейным правилом псалмопения и соборными службами. Точно так же поступает и преп. Никон Черногорец; 30-е слово в его «Великой книге» имеет следующее надписание: «Образ молитвы с пением иже в дружине сущим и пребывании[я] иже в церквах сбирающимся, и яко неприлична суть иже в церквах сбираемым отшелническая деяти, яко же ни отшелником яже сих [соборная пения творити] и ко воплю принуждати естество, – – и яко не подобает на всяком месте божественные службы совершати» (л. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

О людях, которые сделали ему очень много зла, он отзывался с самым искренним участием и, конечно, не сознавал, что совершает подвиг. Ни недоверие, ни оскорбления не могли заглушить в нем самой теплой любви и заботы о каждом человеке. В тех случаях, где другой бы хоть невольно смутился, он отделывался шуткой. Раз при народе какая-то простолюдинка, кажется, цыганка, закричала: “Батюшка, а батюшка, погадай-ка мне!” Отец Амвросий отозвался ей: “А карты принесла?” — _ “Нет, карт нету”. — “Ну, как же тебе гадать без карт?” Его милостыня не знала пределов. Он сам держался и другим советовал такое правило: никому никогда не отказывать — и никому не отказал. Через его руки прошло множество денег, которые приносили ему его дети, и эти деньги расходились с необыкновенною быстротой. Этими деньгами жил и строился Шамордин с его более чем полутысячным составом монахинь и его обширными богадельнями, из этих денег давались десятки, сотни и тысячи — в виде подарков, займа без отдачи и просто помощи всем, кто ни просил, а часто кто и не просил, и кому было нужно. Часто происходили такие разговоры. Батюшка возится у себя на постели и ищет денег, проситель настаивает, чтобы дали сейчас же. Батюшка зовет келейника: “Посмотри-ка где-нибудь, у нас рубль где-то остался, поищи — просят”. — “Кабы вы не велели вчера еще отдать, так бы точно оставался, а теперь ничего нет. Вот, все раздаете, а рабочие жалованья просят — чем платить будем?” Батюшка, чтоб утешить келейника, делал вид, что раскаивается и сокрушенно качал головой. Рубль где-нибудь разыскивали, а вскоре в Козельскую почтовую контору на имя иеросхимонаха Амвросия приходила крупная повестка, платили рабочим и по всем концам чрез ту же контору рассылали помощь нуждающимся. Одним из последних пожертвований отца Амвросия было очень значительное количество денег, данное на голодающих. В отце Амвросии в очень сильной степени была одна русская черта; он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Созидающая деятельность была у него в крови. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь честные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давать свои пояснения. Он любил бодрых, сообразительных людей, соблюдающих слова “сам не плошай”, и давал благословение, а с ним и веру в удачу самым смелым предприятиям.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010