Помимо кафоликона с 2 приделами и отдельно стоящих храмов св. Иоанна Предтечи и Пресв. Богородицы Портаитиссы в мон-ре существует еще 17 парекклисионов. 12 из них устроено в зданиях монашеских келлий; как это часто бывает на Афоне, парекклисионы расположены друг над другом по 2 и по 3, еще один (в честь Преображения Господня) - на верхнем этаже башни. Остальные находятся вне стен мон-ря: на берегу моря, к востоку от И. м.,- кафизма с триконховой в плане ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы (1835) при источнике св. воды (агиасме), на месте, куда приплыла Иверская икона Божией Матери; кладбищенская ц. во имя свт. Афанасия Великого (1672); 2 расположены при пристани - 3 Вавилонских отроков и прор. Даниила и преподобных Георгия, Евфимия и Иоанна Святогорцев. На тропе, ведущей из Кареи в И. м., иверским просмонарием Максимом, которому было видение Божией Матери, в 1960 г. была построена ц. Пресв. Богородицы, называемая Номисма или Флури, в память явления бедняку Божией Матери, давшей ему золотую монету. Лит.: Strzygowski J. Origin of the Christian Church Art. Oxf., 1923; Hasluck F. W. Athos and Its Monasteries. L.; N. Y., 1924; Kadas S. Mont Athos: Guide illustré des vingt monastères. Athènes, 1987; Милонас П. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Т. 1. Ч. 1: Атлас 20 суверенных мон-рей: Топография и архитектура. Тюбинген, 2000; Μαμαλοκος Σ. Β. Τ καθολικ τς Μονς Βατοπεδου: Ιστορα κα ρχιτεκτονικ. Θεσσαλονκη, 2001; Казарян А. Ю. Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии//Византийский мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 13-30. Л. К. Масиель Санчес Скиты и келлии, принадлежащие И. м. Скит св. Иоанна Предтечи (называемый также Иверский скит) расположен на возвышенности к западу от И. м., в получасе ходьбы от него. На этом месте с X (IX?) в. существовала небольшая груз. обитель Афо, а недалеко от нее - пещера прп. Гавриила. В одной из калив подвизался свт. Афанасий I , патриарх К-польский (1289-1293; 1303-1309) ( Δωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 272). После 1306 г. в результате набегов каталон. пиратов обитель пришла в запустение. Впосл. здесь поселился прмч. Иаков († 1519 или 1520) со своими учениками.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Имп. Иоанн Кантакузин в образе императора и монаха. Миниатюра из сборника богословских трудов Иоанна Кантакузина (Paris. gr. 1242. 355. Fol. 437) Имп. Иоанн Кантакузин в образе императора и монаха. Миниатюра из сборника богословских трудов Иоанна Кантакузина (Paris. gr. 1242. 355. Fol. 437) И. К. хорошо владел итал. (или каталон.?) языком, т. к. лично общался со своими наемниками. Правдоподобны сведения о знании И. К. тур. языка, но маловероятно владение латынью, к-рую по просьбе И. К. изучал его выдвиженец Димитрий Кидонис . И. К. занимал видное положение в интеллектуальной жизни Византии, общался со всеми значительными философами и богословами того времени ( Михаилом Гаврой , Никифором Хумном , Никифором Григорой, Димитрием Кидонисом, митр. Эфесским Матфеем (Мануилом) Гавалой, Феодором Иртакином). Мануил Фил и Симон Атуман посвятили ему стихи, а Фома Магистр - политический трактат. В качестве идеального правителя в своих энкомиях и трактатах его прославляли Никифор Григора, Димитрий Кидонис, Фома Магистр, Николай Кавасила . И. К. охотно поддерживал интеллектуалов. В частности, он заказал Никифору Григоре комментарий к произведению Синесия Киренского «О сновидениях». И. К. радушно принял философа Варлаама Калабрийского ок. 1330 г. и способствовал организации диспута между ним и Никифором Григорой в своем столичном доме зимой 1331/32 г. Никифор Григора и Димитрий Кидонис отмечали страстную любовь И. К. к книгам, к-рую он сохранял на протяжении жизни. Военный профессионализм и крепкое здоровье формировали образ аристократа той эпохи. Впервые только в возрасте 53 лет И. К. серьезно заболел нервной лихорадкой, от к-рой лечился целый год. Военную подготовку И. К. вместе со своим родственником Сиргианом получил у Иоанна Ангела ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 274; видимо, это дядя И. К. Иоанн Синахерим Ангел, великий стратопедарх (военачальник); ср.: PLP, N 25146). По личному признанию И. К., примерами для него были Сципион Африканский, Помпей Великий и Сулла, сведения о к-рых, разумеется, почерпнуты у Плутарха. Отличительной чертой таланта И. К. было умение заметить достоинства других и опереться на способных людей, хотя нередко выдвиженцы И. К. становились его противниками ( Иоанн XIV Калека , Алексей Апокавк, Никифор Григора, Димитрий Кидонис).

http://pravenc.ru/text/471274.html

Напряженные отношения, возникшие между груз. и греч. братией монастыря вслед. лат. владычества, постепенно нормализовались. Груз. (3) и греч. (8) подписи на акте от окт. 1264 г. (Actes d " Iviron. 1994. Vol. 3. N 60) о временной уступке Николаю Камуду подворья св. Климента в Фессалонике свидетельствуют о том, что ответственность за управление монастырем разделяли обе стороны. Греки по количеству, видимо, превосходили грузин, но последние все еще сохраняли преимущество в управлении И. м. Мон-рь в документах этого времени называется «императорским» или «большим императорским», что может свидетельствовать о его непосредственном подчинении визант. императору, а не афонским властям, в т. ч. и проту. В 1293 г. между И. м. и Ватопедом возник спор о границах между Радоливом и Семалтом в долине р. Стримон, но в июле 1297 г. мон-ри пришли к соглашению и были установлены новые границы, что было зафиксировано актом митр. Анкирского Вавилы от июля 1300 г. (Ibid. N 69). В царствование имп. Андроника II между И. м. и Великой Лаврой возник конфликт из-за канала, по которому вода текла к мельнице во владении Мелиссургий: прилив воды повредил канал, лавриоты помешали иверским монахам его восстановить, пожаловались императору и выиграли дело. И. м. в XIV в. Ок. 1301 г. мон-рь Дохиар обжаловал права И. м. на 360 модиев земли в вост. части владений мон-ря Св. Троицы, в 1318 г. спор был решен в пользу И. м. (Lefort. 1994. Vol. 3. P. 13, 15). После этого из-за сев.-зап. границ мон-ря Св. Троицы возник спор с Великой Лаврой, улаженный в 1324 г. (Actes d " Iviron. 1994. Vol. 3. N 80). В марте 1301 г. имп. писец Димитрий Апелмен составил точный список владений И. м. в Фессалоникийской феме, где также были учтены виноградники в Мелитзиане, Гомату, Иериссе, Комитиссе, мон-ре Иерусалим, Волве и Ксилоригии; оливковые рощи в Гомату и Комитиссе; мельницы в Гомату, Арсеникии и Ксилоригии; виноградник, принадлежавший мон-рю Пресв. Богородицы Елеусы и др. (Ibid. N 70). В 1306 и 1308 гг. И. м. подвергался нападению каталон. и араб. пиратов. По преданию, когда к мон-рю подошел флот из 15 кораблей, монахи с чудотворной иконой укрылись в башне. Пираты разграбили мон-рь, но затем их корабли были застигнуты бурей и почти все погибли. Предводитель арабов раскаялся и постарался возместить ущерб мон-рю. Во время одного из пиратских нападений араб, ударивший ножом икону Божией Матери Портаитиссы, при виде хлынувшей крови уверовал во Христа, принял крещение и остался в мон-ре. Впосл. он принял монашеский постриг с именем Дамаскин, но просил братию именовать себя Варваром (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 470-471).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Петра в Уэске (аббатом этого мон-ря он был до принятия королевского титула), передав управление королевством графу Барселоны (Рамон Беренгер IV не считался королем, имел титул принца Арагонского, однако его сын должен был стать королем Арагона даже в том случае, если бы Петронилла умерла, не оставив потомства). Т. о., королевство Арагон обрело 2-частную структуру, при которой каталон. графства сохраняли особый статус и привилегии. Дворец королей Наварры в Эстелье. 2-я пол. XII в. Дворец королей Наварры в Эстелье. 2-я пол. XII в. В Леоно-Кастильском королевстве после смерти кор. Урраки на престол взошел ее сын Альфонсо VII (1126-1157). В начале его правления создалось нестабильное положение как на границах королевства, к-рым угрожал арагонский кор. Альфонсо I Воитель, так и внутри, где сильная группировка знати находилась в оппозиции к королевской власти. После успешной военной кампании Альфонсо VII против Арагона, в ходе которой были отвоеваны спорные пограничные территории в Кастилии, Альфонсо I пошел на соглашение (Тамарский мирный договор, июль 1127), по его условиям восстанавливались границы между Кастилией и Арагоном, определенные кор. Санчо III Великим. В 1130 г. Альфонсо VII сместил с кафедр епископов Леона, Саламанки и Овьедо, которые противодействовали его браку с Беренгелой Барселонской, дочерью гр. Рамона Беренгера III. В том же году королю удалось подавить мятеж знати. В 1135 г. в торжественной обстановке в кафедральном соборе Леона в присутствии папского легата кор. Альфонсо VII принял титул «император всей Испании» (imperator totius Hispaniae). Альфонсо VII был 1-м испан. правителем, чей имп. титул был признан мн. испан. и франц. сеньорами - на церемонии присутствовали граф Барселоны Рамон Беренгер IV, король Наварры Гарсия Рамирес, граф Тулузы Беренгер Рамон и др. Церковь Санто-Сепулькро в Торрес-дель-Рио, пров. Наварра. Кон. XII — нач. XIII в. В XII в. христ. гос-вам в И. удалось добиться превосходства над мусульманами; продолжилось освоение завоеванных земель.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Монастырь Санта-Мария-де-Монсеррат (Каталония, Испания) Монастырь Санта-Мария-де-Монсеррат (Каталония, Испания) О. был близок к семье графов Барселоны (особенно гр. Эрмесинды, вдовы Рамона Борреля и матери Беренгера Рамона I, управлявшей графством в его малолетство, затем при его сыне Рамоне Беренгере I (1017-1021, 1035-1039)), был их советником и получал от них поддержку. К нему обращались за помощью и др. правители христианской Испании и Лангедока, в т. ч. кор. Санчо III Наваррский (в 1023). О. не раз приходилось улаживать территориальные конфликты каталон. сеньоров, в т. ч. ближайших родственников, и он сам неоднократно выступал в судах истцом, защищая интересы вверенных ему церковных институций. Совр. исследователи ставят под сомнение его объективность: по крайней мере в начале своего церковного служения он был очевидно пристрастен в принимаемых решениях, т. к. в них чаще, чем этого можно было ожидать от арбитра, учитывались интересы отдельных мон-рей и частных лиц (прежде всего членов семьи О. и связанных с ней сеньоров). В 1010 г. О. имел отношение к организации успешного похода каталонских графов на Кордову, закончившегося разгромом Кордовского халифата, но степень участия О. в этом событии и его влияния на происшедшее, по-видимому, преувеличивалась позднейшей традицией. Известность О. принесло его участие в движении «Божий мир» . В 1022 г. он выступил на диоцезальном совете в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи) с предложением запретить военные действия в воскресные и праздничные дни и во время Великого поста и гарантировать неприкосновенность храмов и др. освященных территорий, в т. ч. безопасность всем пытавшимся найти в них прибежище. Усилиями О. в 1027 г. в Тулуже в Руссильоне было объявлено «Божие перемирие» (treuga Dei). По-видимому, первоначально это установление касалось только еп-ства Эльн. В 1033 г. О. ввел его в еп-стве Вик, и вскоре «Божие перемирие» было принято по всей Каталонии. Это был 1-й успешный случай ограничения феодальных междоусобиц и частных войн в Зап. Европе.

http://pravenc.ru/text/2578305.html

Выделенное М. родителями наследство она разделила на 2 части: одну потратила на милостыню, другую - на возведение храма Христа Спасителя (как сообщил Нил Диасорин) или вмч. Артемия (согласно «Новому Лимонарю»). В комментариях к «Новому Лимонарю» есть предположение, что под храмом Христа Спасителя подразумевается церковь, построенная М. в квартале Туркопарикия, но комментатор не разделяет это мнение и считает, что речь идет о церкви, известной впосл. как ц. прп. Матроны, в к-рой она была похоронена и где была обретена ее честная глава (ΝΛ. 1819. Σ. 34). Во время строительства церкви был обнаружен богатый клад. Во избежание искушения по молитве святой золото превратилось в угли. Все удивлялись воздержанию М.: она ничего не ела в течение дня и только поздно вечером вкушала немного хлеба для поддержания сил. Нил Диасорин упоминает о постоянном псалмопении, непрерывной молитве и говорит о потоках слез преподобной ( Τσμης. 1990. Σ. 182-183). М. отличалась глубоким смирением, имела дар примирять врагов, утешать и вразумлять. После смерти игумении сестры избрали М. на ее место. В 1306 г., во время набега каталон. наемников на Хиос, нападению подвергся и мон-рь, где подвизалась М. Святая обратилась с горячей молитвой к Господу, чтобы Он избавил их от бесчестия, и одного каталонца немедленно постигла Божия кара - он умер на месте. М. была расстроена таким исходом, т. к., взывая о спасении, она не просила его смерти, и по желанию святой Господь воскресил каталонца. За 7 дней М. узнала о своей кончине. Она была похоронена в храме, «который сама построила» (ΝΛ. 1819. Σ. 36). Прижизненные и посмертные чудеса сделали М. одной из самых любимых святых Хиоса. Описание чудес занимает значительное место в синаксарном Житии, датированные события охватывают с 1700 по 1761 г. По молитве к М. исцелялись не только христиане, но и мусульмане (напр., турок из Магнисии с усохшей левой частью тела и слепой турок с Хиоса). Многие из выздоровевших в благодарность за исцеление приносили в мон-рь богатые дары.

http://pravenc.ru/text/2562594.html

В 1307 г. Марония была разграблена каталон. наемниками. В 1315 г. Маронийская епархия в связи с мятежами и нестроениями была передана в управление Халкидонскому митрополиту Феодулу (в 1325-1327 он еще исполнял эти обязанности). В течение всего столетия фракийское побережье подвергалось нападениям пиратов, апогеем стала кампания 1332 г. эмира Умура. Это заставило жителей Маронии переселиться на новое место, дальше от побережья. В сер. XIV в. пришел в упадок и Мосинополь. В 1347 г. Синод К-польской Православной Церкви принял решение вернуть Мосинополь из подчинения Ксанфийского митрополита Траянопольскому. Согласно 17-й нотиции, «после кончины нашего царя господина Андроника Палеолога (имп. Андроника III - Авт.), во время смуты» ( Darrouz è s. Notitiae. N 17. Р. 402) Маронийская и ряд др. архиепископий получили статус митрополий (в 1341 г.? - Soustal. 1991. S. 350). По мнению Т. Грицопулоса, это произошло в 1365 г. ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 805), и тогда новой митрополии были отданы в подчинение вакантные епископии Полистила и Фасоса (Тасоса), а также район Неврокопа. Но после разорения Маронии турками в 1371 г. архиерей был вынужден перенести резиденцию в Месемврию в 13 км к востоку (после 1372). Существовавший в визант. эпоху небольшой укрепленный пункт Кумуцина (Κουμουτζην), Комотины (Κομοτηνα), или Комотина (Κομοτην), в поздний палеологовский период развился в городской центр, а в османский период стал одним из важнейших городов Фракии под именем Гюмюрджина (с 1920 - Комотини). Сразу с момента завоевания этой территории (ок. 1361 или 1372) османским полководцем Эвренос-беем началось его заселение малоазийскими турками. Приток тур. переселенцев и исламизация местного слав. населения (помаки) впосл. коренным образом изменили этническую и религ. картину региона. По мнению Грицопулоса, вскоре после османского завоевания Маронийская митрополия утратила свое положение и существовала просто как экзархия. Только в 1646 г. К-польский патриарх Иоанникий II восстановил прежний статус митрополии и передал ей под управление о-ва Тасос и Самотраки ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 805).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

[Мерседарии; лат. mercedarii; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной; лат. Ordo Beatae Mariae Virginis de Mercede, O. de M.], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена. Основатель ордена - католич. св. Петр Ноласк (каталон. Пере Ноласк, испан. Педро Ноласко) (ок. 1180 - 1249 или 1256; канонизирован в 1628 папой Римским Урбаном VIII ). О раннем периоде его жизни известно мало; в сочинениях орденских хронистов XV в. П. Сихара и Н. Гавера святой назван сыном купца, однако в составленных в 1588 г. Ф. Сумелем истории ордена и жизнеописаниях его магистров Петр Ноласк представлен выходцем из рыцарского сословия. Несмотря на устоявшуюся орденскую агиографическую традицию, согласно которой святой род. в сел. Мас-Сент-Пюэль (Лангедок, Франция), в XX в. нек-рые испан. исследователи выдвинули гипотезу о его барселонском происхождении (см., напр.: Palma de Mallorca A., de. La verdadera patria de S. Pedro Nolasch//Analecta Sacra Tarraconesia. Barcelona, 1958. Vol. 31. N 1. P. 65-80). Согласно жизнеописанию, составленному Сумелем и легшему в основу Жития Петра Ноласка в издании болландистов «Acta Sanctorum» , в период юности святого его семья переехала в Барселону. Узнав о тяготах христиан, попавших в плен к туркам, Петр Ноласк сопереживал пленным и размышлял о способах помочь им. Однажды ему явилась Пресв. Дева Мария, после чего он укрепился в решении основать орден, к-рый бы занимался выкупом христиан из плена. В сочинениях хронистов ордена М. подчеркивалось, что Петр Ноласк в своих начинаниях нашел поддержку кор. Арагона Хайме (Жауме) I Завоевателя (1213-1276) и его духовного наставника доминиканца Раймунда Пеньяфортского , к-рым также явилась Пресв. Дева Мария. 10 авг. 1218 г. в кафедральном соборе Барселоны в присутствии еп. Беренгера де Палоу король объявил о создании ордена Пресв. Девы Марии Милосердной, во главе к-рого был поставлен Петр Ноласк. Епископ вручил главе нового ордена и его сподвижникам белые одеяния, к-рые впосл. станут указывать на принадлежность к М. Однако совр. исследователи ставят под сомнение традиц. хронологию истории ордена: в 1218 г. Хайме было всего 10 лет, а Раймунд Пеньяфортский до нач. 20-х гг. XIII в. преподавал в Болонье и никогда не показывал того, что имел к.-л. отношение к ордену М. ( Brodman. 1977; о формировании ранней исторической традиции М. подробнее см.: Taylor. 2000. P. 5-16).

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ [каталон. Just] († после 546), св. (пам. зап. 29 мая), еп. г. Ургелл (ныне Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания), церковный писатель. Немногочисленные сведения об И. содержатся в его сочинениях и в посвященной ему главе соч. «О знаменитых мужах» св. Исидора Севильского . И., 1-й известный епископ г. Ургелл, вступил на кафедру между 517 и 531 гг. В 527 или 531 г. он присутствовал на II Соборе в Толете (ныне Толедо; см. Толедские Соборы ). Вероятно, его подпись значится также под актами Собора в Илерде (ныне Льейда) (546) и Собора в Валенции (ныне Валенсия) (546 или 549). По сведениям Исидора Севильского, 3 брата И. также были епископами: Юстиниан - в Валенции, Небридий - в Эгаре (ныне Терраса) и Элпидий - в Оске (ныне Уэска). О следующем епископе г. Ургелл, Симплиции, известно, что он занимал кафедру в 589 г. (подпись под актами III Собора в Толете). Сочинение И. «Таинственное толкование на Песнь Песней» (In Cantica Canticorum expositio mystica) представляет собой классический образец толкования на эту библейскую книгу. За краткость и ясность смысла «Таинственное толкование…» удостоилось похвалы Исидора Севильского, но содержание трактата не отличается оригинальностью. Труд И. восходит к александрийской экзегетической традиции, прежде всего к наследию Оригена, откуда автор заимствовал представление о превосходстве аллегории, духовного и таинственного смысла над букв. значением текста. И. был знаком с комментариями на Книгу Песни Песней Соломона, составленными Григорием, еп. г. Иллиберис (Эльвира) (IV в.), и Аппонием, италийским автором нач. V в. И. использовал лат. текст Свящ. Писания в переводе блж. Иеронима Стридонского (Вульгата). «Таинственное толкование…» открывается 3 прологами, 2 из к-рых являются посланиями к Сергию, еп. Тарраконы (ныне Таррагона), и к диак. Иусту, в 3-м прологе автор обращается к читателю с просьбой о благосклонном отношении и выражает надежду на то, что Св. Дух просветит его для более глубокого понимания священного текста. В послании к еп. Сергию Тарраконскому (еп-ство Ургелл входило в состав церковной пров. Тарракона) И. благодарит его за материальную поддержку и за духовные наставления, оказавшиеся полезными при написании книги. Упомянутого во 2-м прологе диак. Иуста И. называет инициатором написания своего труда.

http://pravenc.ru/text/1237903.html

Отрицающий собственную оригинальность в изложении, В. из Б. составил это компилятивное сочинение на основе более 400 как христ., так и языческих (греч., рим.), араб. и евр. источников, к к-рым относился с большим доверием. Основная задача энциклопедии, считал В. из Б., заключается в том, чтобы показать людям путь от невежества, греховности и немощи к мудрости, добродетели и могуществу. Энциклопедии, являясь «зерцалом» распространенных знаний своего времени, были предназначены для широкого круга читателей ( Жильсон. С. 246). В 1310-1325 гг., уже после смерти В. из Б., в энциклопедию анонимным автором была добавлена 4-я часть, «Speculum morale» (Зерцало морали), составленная гл. обр. на основе «Суммы теологии» Фомы Аквинского . В результате все произведение стало называться «Speculum quadruplex» (Четверное зерцало). Переведенное на франц., каталон., испан., голл., нем. и др. языки и выдержавшее 6 печатных изданий за XV-XVII вв., «Великое зерцало» пользовалось популярностью, его хорошо знали итал. гуманисты, к отрывку из хроники за 1223-1250 гг. (времени правления королей Людовика VIII и Людовика IX и жизни самого В. из Б.) как к достоверному источнику обращались позднейшие историки. Исторические примеры из сочинения В. из Б. использовал Иоанникий Голятовский в «Небе новом» (Львов, 1663). В 1679 г. извлеченное из «Великого зерцала» сказание о прор. Мухамаде было переведено на рус. язык Симеоном Полоцким . В ответ на просьбу франц. кор. Маргариты и наставника принца Филиппа помочь придворным учителям в воспитании детей знати В. из Б. написал педагогический трактат «De eruditione filiorum nobilium» (О наставлении детей знати, 1246-1249), представляющий собой антологию образования и воспитания из сочинений античных и христ. авторов ( Аристотеля , Сенеки , Овидия, Ювенала, Квинтилиана , Цицерона , Горация, Персия, блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина , Эннодия , еп. Павийского, свт. Григория I Великого , Гуго Сен-Викторского , Ришара Сен-Викторского , Бернарда Клервоского и мн.

http://pravenc.ru/text/158716.html

   001    002    003    004   005     006    007