3) Недостаток общих и специальных знаний, потребных для церковного служения (defectus scientiae). Так как одна из главных целей этого служения есть религиозное учительство, то само собою понятно, что люди, не получившие никакого образования, не могут быть поставляемы на церковно-иерархпческие степени. Minimum богословского образования, требуемого церковными канонами от кандидатов на высшую церковную степень (епископскую), состоит в том, чтобы эти лица могли с пониманием читать книги св. писания и знали церковные правила, касающиеся их служения (лаод. 12; VII всел. 2). У нас теперь принято за правило ставить в епископы лиц, окончивших курс в духовных академиях с ученою степенью или окончивших курс в семинариях, но дополнивших свое образование собственным личным трудом, а в священники, диаконы и псаломщики, получивших образование в семинариях. 4) Недостаток веры (defectus fidei). Такой недостаток церковные правила предполагают: а) во всех новообращен- —9— ных (неофитах: см. 1Тим.3:6 ; ап. пр. 80; 1 всел. 2); б) в таких лицах, которые обратились в христианство при каких-либо исключительных обстоятельствах, возбуждающих сомнение в искренности их обращения, например, если кто крещен в опасной болезни из страха близкой смерти (так наз. клиники, от греческого слова κλνη, одр; см. неокес. 12); в) в недавно обращенных от ереси (1 всел. 19: о «бывших павлианами» постановлено, что они, «явясь непорочными и неукоризненными, да будут рукополагаемы»). 5) Недостаток доброй славы или доброго имени (defectus famae). Уже ап. Павел предписывал, чтобы поставляемые в епископы и пресвитеры пользовались доброю славою не только у своих (христиан), но и у внешних ( 1Тим.3:7 ). Тоже повторяют и каноны (лаод. 12; апост. 80). Недостойными духовного сана по своей общественной репутации церковные правила признают всех тех, образ жизни или занятия которых, с точки зрения современной общественной морали, признаются бесчестными; а так как все наши каноны произошли в греко-римской империи, то само собою понятно, что по этим канонам устраняются из клира все те лица, которые признавались бесчестными по римскому или греко-римскому (византийскому) праву, например, актеры (карф. 55, апост. 18), ростовщики (Григ. нис. 6), содержатели игорных домов и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

386 В своем толковании на это правило Зонара, между прочим, пишет: « ... А противоречит оно, т.е. 25-е (34-е) пр. Карфаг. соб., и в ином отношении другому правилу; ибо 21-е пр. Лаодик. соб, повелевает, что иподиаконы не должны прикасаться к священному». Там же, стр. 459. 388 «Постановлено и сие: аще некоторые небрегут о приобретении Кафолическому единению мест, принадлежащих к престолу их: да обличатся от соседних тщательных Епископов, дабы не отлагали сего дела…» 397 13-е пр. св. Василия В. гласит: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых тайн». 401 Мнение Зонары разделяет и Аристин, истолковавший синопсис настоящего правила также согласно с полным его текстом. 403 Апост. 29-е и 30-е, 45-е, 77-е и 78-е, 83-е; Никейск. 1-го 8-е, 17-е, 19-е; Халкид. 9-е; Трул. 7-е, 30-е, 48-е, (два решения), 51-е, 64-е, 87-е (два решения·), 88-е, 91-е, 92-е (два решения), 93-е, (четыре решения), 94-е (два решения), 98-е, 99-е; 7-го всел. 2-е, 3-е (два решения), 4-е, 5-е, 9-е, 12-е (два решения), 13-е, 14-е, 17-е (два решения), 18-е, 19-е (три решения); Анкир. 4-е, 7-е, 12-е, 15-е (два решения), 16-е, 25-е; Неокес. 2-е, 5-е, 8-е (два решения); Антиох. 10-е, 12-е; Сардик. 1-е, 3-е, 7-е, 11-е; Карф. 12-е (два решения), 13-е (два решения), 15-е (15-е–18-е), (четыре решения), 45-е (54-е), 55-е (66-е) (три решения), 71-е (82-е) (два решения), 104-е (117-е), 120-е (134-е) (три решения), 132-е (147-е); Константиноп. в хр. св. Апост. предислов., прав. 2-е (два решения), 3-е, 6-е (четыре решения), 7-е, 9-е, 10-е (два решения), 13-е; Григория Неокес. 1-е (2-е); Василия В. 26-е (два решения), 37-е, 40-е, 43-е, 48-е, 51-е, 53-е, 77-е, 78-е и 79, 80-е (два решения), 88-е. 406 Халкид. 5-е; Кар. 85-е (96-е), 88-е (99-е), 93-е (103-е), 93-е (104-е), 97-е (109-е и 110-е), 100-е (113-е), 117-е (131-е), 118-е (132-е), 127-е (141-е); св. Василия В. 15-е я 16-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Сведения о порядке проведения евхаристических служб в доникейской Церкви слишком фрагментарны и недостаточны для детальных реконструкций (все эти данные приводятся в разделах «Евхаристия в Священном Писании» и «Евхаристия в ранней Церкви» ст. Евхаристия ). Из указаний НЗ следует, что первые христиане совершали Евхаристию во время совместных трапез, проходивших по домам (Деян 2. 42, 46; 12. 5, 12; 20. 7-12). Трапезы проводились в складчину (1 Кор 11. 21), возможно, по чину эллинистических симпосиев, что было общекультурной формой того времени (см.: Smith. 2013). Собрания включали чтение (1 Фес 5. 27; Кол 4. 16), наставления (1 Кор 14. 26), пение псалмов и гимнов (Еф 5. 19; Кол 3. 16), а главное - молитву предстоятеля с благословением хлеба и вина (1 Кор 10. 16; ср.: Didache. 9-10, 14). Неотъемлемой частью встреч было приношение более обеспеченными членами общины продуктов питания (Деян 6. 1), которые использовали на самой встрече и, вероятно, раздавали неимущим членам общины; также могли собирать пожертвования в денежной форме (Рим 15. 26; 1 Кор 16. 1-2; Гал 2. 10). Однако уже в апостольскую эпоху совершение Евхаристии во время общей трапезы вызывало нестроения (1 Кор 11. 20-30), поэтому во II в. Евхаристия начала совершаться прежде трапезы, а с III в. в Церкви установилось правило причащаться натощак, с IV в. закрепленное канонически (Карф. 41 (50), ср.: Трул. 29). Первое описание составных частей раннехристианского евхаристического чинопоследования содержится в 65-й и 67-й главах «Апологии в защиту христиан к римскому сенату» мч. Иустина Философа. Прежде Евхаристии происходило чтение Свящ. Писания («сказаний апостолов или писаний пророков»), и предстоятель произносил «наставление и увещание подражать там прекрасным вещам» (гл. 67; в гл. 65 место чтения Свящ. Писания и проповеди занимает чин Крещения). Чин начинался с общих молитв всех собравшихся верных, за к-рыми следовали лобзание мира и принесение хлеба и чаши с вином и водой к предстоятелю. Тот «воссылал именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершал благодарение за то, что Он удостоил нас этого» (гл. 65; ср. гл. 67: «Предстоятель воссылает молитвы и благодарения, сколько он может»), а собравшиеся в конце произносили: «Аминь» . Собравшиеся причащались Св. Даров, а отсутствовавшим - напр., по болезни - их относили диаконы. Ту же схему: 1) предварительная часть с чтением Свящ. Писания, 2) общие молитвы верных (и лобзание мира), 3) принесение хлеба и вина, 4) молитва предстоятеля (т. е. анафора), 5) причащение - чин Л. сохранял в последующие эпохи.

http://pravenc.ru/text/2110594.html

д.- Демидов. 1888. Т. 3. 9. С. 30-33; Красножен. 1911. С. 145-160). Применение формально-юридического метода сближает И. З. с визант. светскими юристами его времени ( Pieler. 1991. Σ. 619-620). И. З. обращает пристальное внимание на юридическую технику канонов, уточняя значение грамматических и синтаксических конструкций (напр., в толковании на II Всел. 3, Трул. 74), указывая цитируемые в канонах источники, разъясняя этимологию и смысл различных слов и выражений (такие разъяснения имеются в комментариях более чем к 170 канонам) ( Красножен. 1911. С. 137, 139-145; Pieler. 1991. Σ. 612-615). В ряде толкований на каноны, где встречаются транслитерированные по-гречески лат. слова (напр., Карф. 43, 44, 52, 57, 58, 109, 144), И. З. отмечает лат. происхождение этих слов и объясняет их значение (возможно, для этого он пользовался распространенными в Византии латинско-греч. словарями юридических терминов). Будучи приверженцем принципа законности, И. З. неоднократно критикует совр. ему практику, противоречащую каноническим нормам: отсутствие регулярных церковных Соборов, мирские занятия священнослужителей, присутствие клириков на браках двоеженцев и т. д. (комментарии к I Всел. 5; IV Всел. 3; Неокес. 7 и др.). В этом проявляется также его традиционализм и уважение к старинным правовым нормам ( Macrides. 1991. Σ. 599). И. З. не рассматривает вопрос о соотношении канонов и гос. законодательства, однако в конкретных случаях ссылается на нормы имп. законов в подтверждение своей аргументации. Так, в комментариях к канонам И. З. насчитывается 36 цитат и ссылок на законы, а именно на «Василики» ( Παπαγιννη, Τρωνος. 1981/1982. Σ. 211-220; указатель является неполным, напр., не указано, что в толковании на Трул. 98 И. З. ссылается на новеллу Алексея Комнина). Возможно, что И. З. редко (по сравнению с Феодором Вальсамоном) обращался к гос. законам из-за своих оппозиционных настроений по отношению к имп. власти ( Stolte. 1991. Σ. 553; Laiou A. E. Law, Justice and the Byzantine Historians//Law and Society in Byzantium: 9th-12th Cent./Ed.

http://pravenc.ru/text/471214.html

II) В умственном отношении требуется, чтоб избираемый во священство был достаточно образован и силен в слове Божием настолько, чтоб, сам правильно понимая смысл Писания, мог и других наставлять в здравом учении и обличать противящихся ( Тит.1:9 ); от него требуется также знание церковных правил о своем служении и обязанностях (VII всел. 2). В силу этого, по примеру и преданию апостольскому, в древней Церкви постановлено: а) избираемых в священство предварительно подвергать испытанию во всем, что им нужно знать по обязанностям своего звания (Карф. 25. VII всел. 2; Феоф. 7.); б) не допускать к посвящению новообращенных из иудейства или язычества, как еще не испытанных в вере (1 всел. 2; срав. 1Тим.3:6 ; ап. пр. 80). По действующему ныне положению (16 апр. 1869г.), право на занятие священнослужительских должностей имеют лица, получившие богословское образование в высшем или среднем духовном учебном заведении, или же (из светских) известные своими богословскими познаниями, засвидетельствованными конечно, в принятом порядке, епархиальным экзаменатором. В виду же того, что в некоторых епархиях, при замещении священнических мест, чувствуется недостаток в кандидатах с полным богословским образованием, Св. Синодом разрешено рукополагать во священники не окончивших семинарского курса благонадежных диаконов (Церк. Вест. 1882г. и, вообще, тех, кои (хотя и не окончили полного семинарского курса, но) по научному образованию, безукоризненной нравственности и знанию чина богослужения, вполне соответствуют требованиям сего сана (Опр. Св. Син. 19–28 февр.1885г.). Равно и в диаконский сан могут быть посвящаемы, кроме окончивших курс в семинарии, такие лица, которые, по своим нравственным качествам и познаниям, будут признаны епархиальным преосвященным достойными посвящения в этот сан. При этом Св. Синодом изъяснено, что прохождение диаконского служения, будучи естественным подготовлением к священству, соединяется, по возможности, с обязанностями законоучителя и учителя в начальных школах (Ц. Вест. 1885г. В 1886 и 1892 гг. Св. Синодом вновь подтверждено, чтобы на места штатных диаконов были назначаемы лица, не только по благочестивой жизни и образованию достойные священного сана, но и надлежаще подготовленные к учительству в церковно-приходских школах 3 (Ц. В. 1892г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Правило 87 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Жена оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет (Иерем. 3:1). И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив ( Притч. 18:23 ). Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа ( Лк. 16:18 ), повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут . ( Ап. 48 ; Трул. 98 ; Анкир. 20 ; Карф. 102 ; Василия Вел. 9 , 21 , 31 , 35 , 36 , 46 , 48 , 77 , 80 ) . Согласно римскому, а равно и церковному праву, брак есть союз и соединение мужа с женою на всю жизнь (conjugatio maris et foeminae et consortium omnis vitae, мужеви и жене сочетание и сбытие во всей жизни) 1269 . Это точное выражение учения Св. Писания ( Мф.19:5–6 ; Мк. 10:5–9 ; Ефес. 5:32 ), являющегося символическим учением нашей православной церкви 1270 . Согласно этому, кто вступил в законный брак, и этот брак смертью одного из супругов не был расторгнут, уже не может вступить в новый брак с другим лицом. Если же кто-либо самовольно расторгнет брачные узы, причем муж, оставивший свою законную жену, или жена – своего законного мужа, и этот муж или эта жена вступят в брак с другим лицом, то таковые подлежат соответствующему наказанию; второй же этот брак считается недействительным. Вот об этом именно и говорит это (87) трулльское правило, повторяя в общем 35-е и 77-е правила Василия Великого и подтверждая предписания прочих правил, изданных по этому предмету до конца VII века. Правило это объявляет прелюбодейной жену, оставившую без причины ( λо γως, praeter rationem) мужа и вышедшую замуж за другого, точно также объявляет оно прелюбодеем и мужа, оставившего жену свою и женившегося на другой, почему и подвергает виновных наказанию, определенному для прелюбодеев, а именно семилетней епитимии 1271 . Священник же, который благословил бы подобный брак, зная о существовании законного, не расторгнутого брака, подвергается низложению 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

18. Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления (Ап. 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17; трул. 24, 51, 62, 66; антиох. 5, 12, 14, 15; лаод. 54; сердик. 3, 5, 14; карф. 12, 28, 61, 97, 104, 122; двукр. 9). Это карфагенское правило говорит о двух совершенно различных предметах: во первых - о судах за уголовные и гражданские преступления, во вторых - о поведении детей духовенства. Относительно первого предмета в русской Книге правил имеются три правила (15, 16 и 17), так же как и в греческом Пидалионе (прав. 14, 15 и 16). Второй предмет составляет в Книге правил особое 18 правило, а в Пидалионе особое 17 правило. В Афинской Синтагме оба эти предмета изложены в одном (15) правиле, вследствие чего и мы приводим все указанные предписания в одном правиле. 1) Кн. прав. 15; Пид. 14. Для всех духовных лиц надлежащим судом является суд того епископа, от которого зависят эти лица, а для епископа - суд подлежащего митрополита. Это составляет общую норму канонического права православной церкви. На основании этой нормы правило предписывает, что ни епископ, ни другие духовные лица не имеют права, пренебрегши своим надлежащим духовным судом, обращаться к судам светским (δημοσοις δικαστηροις), ища в них оправдания (ср. II всел. 6 и параллельные правила). Правило воспрещает им это даже и в том случае, когда дело касается области уголовного права (εγκληματικο πργματος, crirninali controversia), или гражданского права (πολιτικο, civili), предписывая вести каждое подобное дело исключительно в церковном суде (κκλησιαστικν δικαστριον, forum ecclesiasticum). Если же кто, пренебрегая судом церковным, обратится к суду светскому, то правило предписывает лишить такового места, т.е. лишить священства и извергнуть, хотя бы светский суд вынес решение в его пользу; а если бы это дело было такое, которое касается гражданского права, т.е. как говорит Зонара дело денежное (χρηματικν), то таковой, кроме церковного наказания, теряет и все то, что случайно получил на суде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Наконец, правила точно различают в делах, возникающих между епископом и ему подчиненным, во-первых, жалобу на приговор епископа и, во-вторых, обвинение на него (по церковным) или иск (по денежным) делам. Дела первого рода ясно обозначены в вышеприведенных правилах 5-м Вселенского собора и 14-м Сардикийского; дела второго рода – в 6-м правиле II Вселенского и 9-м IV Вселенского, которое говорит: «Аще который клирик с клириком же имеет судное дело, да не оставляет своего епископа. Аще же клирик со своим или со иным епископом имеет судное дело, да судится на областном соборе». Таковы основные начала устройства епархиального суда по церковным правилам IV и V веков. В частности пространство власти епархиального суда определяется следующим образом: 1) Пространство судебной власти епархиального епископа определяется пределами страны, от града его зависящей; в этих пределах епископу подсудны хорепископы, пресвитеры и все низшие его клирики и миряне. «Аще кто своим епископом отлучен от общения церковного, такового другим епископам не примати. То же определение да соблюдается для мирян, и для пресвитеров, и для дьяконов, и для всех состоящих в клире» (Антиох. собора прав. 6). «О тех, которых епископы по каждой епархии удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила» (I Всел. соб. прав. 5; сн. Карфаг. собора прав. 37 и др.). 2) Епископу принадлежит вся полнота карательных и исправительных мер, начиная от временного отлучения от церкви и до извержения из пресвитерского сана. «Аще который пресвитер или дьякон, изверженный от сана своим епископом» (Антиох. соб. прав. 4 и 12). «Аще который епископ или пресвитер приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви, да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа» (Карф. соб. прав. 9; сн. I Всел. соб. прав. 5). 3) Что касается предметной подсудности, то правилами в отношении клириков безразлично предоставляются суду епископа всякие их преступления и дела, даже гражданские (иски); относительно же мирян епархиальная подсудность основывается на общих началах церковной подсудности и ограничивается только местом. «Аще который клирик с клириком же имеет судное дело, да не оставляет своего епископа» (IV Всел. соб. прав. 9). Под судным делом, по толкованию Зонары, здесь разумеются вообще всякие дела, т. е. и обвинения, и иски (δικας και υποθεσεις) 222 . Карфагенского собора правило 15-е говорит: «Рассуждено, чтобы кто бы то ни был из епископов, или пресвитеров, или дьяконов, или причетников, аще имея возникшее в церкви дело обвинительное или тяжебное, отречется от церковного суда и восхощет оправдатися пред судилищами светскими, лишался своего места, хотя бы и в пользу его решение последовало. И сие по делу обвинительному, по делу же тяжебному, да лишается того, что приобрел по решению дела, аще хощет удержати место свое».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими (2Тим.2:4). 20. Чтецов приходящих в совершенный возраст побуждати, или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия. 21. Разсуждено такожде, чтобы клирик давший в заем деньги, столько же денег и получал: а давший вещи получал сколько дал. 22. Диаконы да не будут поставляемы ранее двадесяти пяти лет возраста. 23. Чтецы во время богослужения да не кланяются народу (Ап. 5, 6, 20, 26, 44, 51, 81, 83; 1 всел.17; IV всел. 3, 7, 14; трул. 6, 9, 10, 13, 33; VII всел. 10, 14, 15; анкир. 10; лаод.4; карф. 5, 25, 126; двукр.11; Василия Вел. 14, 69; Григория нисск. 6). Это правило содержит пять различных постановлений. 1) Кн. прав. 19; Пид. 18. Относительно первого постановления, воспрещающего духовным лицам заниматься мирскими делами, см. толкования 3 правила IV всел. собора и др. параллельных правил. При этом правило добавляет еще и то, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом (ο οο ο, turpi vel vili negotio); a между такими делами Зонара упоминает и содержание корчмы (ο ο " εοο) 2) Кн. прав. 20; Пид. 19. По 26 Ап. правилу чтецам разрешалось свободно и когда они хотели вступать в брак; поэтому постановление этого правила относительно того, что чтецы, по достижении зрелого возраста, должны были или жениться, или навсегда дать обет девства, имело только значение для Африканской церкви 3) Кн. прав. 21; Пид. 20. Относительно третьего постановления этого правила о том, что ни одно духовное лицо не должно взимать процентов на отданные взаймы деньги, см. толкование 44 Ап. правила и 17 правила I вселенского собора. 4) Кн. прав. 22; Пид. 21. Также см. толкования 14 и 15 правил трулльского собора о том, что никто не может поставлять диакона ранее 25 лет. 5) Кн. прав. 23; Пид. 22. По поводу последнего постановления данного правила о том, что чтецы не должны кланяться ( ου) народу, Зонара говорит, что они (чтецы) во время богослужения должны только кланяться епископам и пресвитерам, а не находящемуся в церкви народу, так как они приняли посвящение, а народ по своему положению отстоит далеко от священства (ο , ο ε ο ου ε ), Почему нужно воздавать им самим честь, особенно во время богослужения Примечания: 35.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Диакониссы в древнехристианской церкви были двух категорий: 1) диакониссы в собственном смысле слова и 2) диакониссы по внешности или одеянию. В диакониссы избирались по девятнадцатому пр(авилу) первого вселенского собора безбрачные женщины или вдовы безукоризненного поведения и в возрасте не моложе сорока лет (15 пр(авило) 4 халкид(онского) соб(ора); 6 вселен(ского) собора правило 14; см. нов(елла) 123, глав(а) 13), а по гражданским законам пятидесятилетние (нов(елла) 6, гл(ава) 6) и даже шестидесятилетние (9 пост. 3 титул. I книги Код(ина)). Диакониссы получали хиротонию епископа во время литургии в тот самый момент ее, когда совершается хиротония и во диакона. Чин хиротонии состоял из двух молитв, на сей случай составленных, и из особой ектеньи о хиротонисуемой с возложением на нее священных одежд и головного покрова, с причащением в алтаре после диаконов и с передачею в ее руки Св. потира для поставления на Св. трапезу, но без права подачи или передачи потира другим лицам. Живя при патриарших кафедрах или соборных храмах, диакониссы составляли из себя тесно сплоченную общину. Служили они при храмах в женских отделениях, по очереди, делясь на недели или чреды. Наблюдение за чистотою и благолепием храмов и порядком во время богослужения и особенно при многолюдных собраниях в этих храмах, кроме помощи епископу при крещении женщин и причащении их [в] гинеконах, было главною их обязанностью. Такие благочестивые и украшенные добродетелями почтенного возраста старицы (γυνακας σεμνς κα κοσμας κα τ λικα κα τ θει πενιλιωμνας), 1042 по свидетельству Пандократорского Типика 1136 г., были даже и в мужских царских Константинопольских монастырях, исполняя те же функции, что и при храмах соборных и мирских. «Посвятившие себя Богу девы, гласит 44 пр(авило) карф(агенского) собора, по разлучении с охранявшими их отцами заботливостью епископа, или, в отсутствии его, пресвитера, поручаются честнейшим женам, или же, живя вместе, да хранят взаимно друг друга, чтобы, скитаясь всюду, не нанести вреда доброй славе церкви». Исполнение поручений епископа или начальниц общин на стороне в домах мирян и в больницах было делом второстепенным и делом совершеннейших из диаконисс. Отсюда становится понятно и то, что в чине хиротонии диакониссы 1483 г. Александрийской церкви уже предписывается (κατ τ νν κρατον), чтобы в диакониссы хиротонисанились монашествующие женщины, великосхимницы, отличающиеся исключительными нравственными качествами (κεκαρμνη τε κοσμως κα ες τοσοτον δι τς πανθοσης ατ ρετς νηγμνη ες ψος). 1043 Хиротонисанная диаконисса, «пробыв некоторое время в служении», если вступит в брак, то такая, по 15 прав(илу) 4 халкидонского собора, как оскорбившая благодать Божью, да будет анафемствована вместе с тем, кто соединился с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010