Однако упомянутые обстоятельства не могут поменять методов и критериев работы Синодальной Комиссии по канонизации святых. Считаю, что несмотря на возникающие трудности, нет оснований для упрощения методов подхода к вопросу канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века. По-прежнему Комиссия может принимать к рассмотрению вопросы о новомучениках, если в ее распоряжение предоставлены полные копии (с первого до последнего листа) каждого следственного дела в отношении пострадавшего за веру. От эпохи гонений нам осталось крайне мало письменных источников. Материалы архивно-следственных дел, как правило, составляют их основную часть. Во многих случаях судебные дела репрессивных органов являются единственным неоспоримым свидетельством мужества, стойкости и героизма христианина, поскольку следствие и суд в то время совершались узким кругом лиц за закрытыми дверями, а не как в древности — на глазах множества людей. В вопросе прославления мученика или исповедника много различных аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без разрешения которых принять решение о прославлении невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведения на следствии, не являлся ли человек доносителем, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам. Без комплексного изучения всего фонда следственных дел пострадавших в 20-е — 40-е годы ХХ века ответить на эти вопросы невозможно. Исследователям церковной истории регулярно открываются не только ранее неизвестные факты, но и религиозная и нравственная сторона их, о которой многие и не подозревали. Поэтому тщательный и всесторонний подход Синодальной Комиссии по канонизации святых к вопросам прославления новомучеников и исповедников Российских продиктован стремлением за неполнотой информации не принять ошибочные выводы и решения. Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в любви и почитании к тем, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел все скорби и лишения. Такой самоотверженности нужно воспитывать и будущих пастырей. Считаю своевременным поручить Учебному Комитету включить в образовательный процесс в духовных школах изучение жизненного подвига и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских.

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

Ответственная задача стоит перед каждой епархиальной комиссией по канонизации святых: ей необходимо осуществить широкомасштабный сбор и изучение сведений как о подвижниках веры, так и о мучениках и исповедниках эпохи гонений. Какие рекомендации можно здесь сделать, исходя из опыта работы Синодальной Комиссии по канонизации святых и Московской Епархиальной комиссии? В отношении сонма новомучеников. Особое внимание должно быть уделено изучению уголовно-следственных дел, хранящихся в архиве регионального Управления ФСБ. Это поможет решить следующие вопросы: – составить точный список всех пострадавших по «церковным» делам, причем не только архиереев и священников, но и многочисленных монашествующих и мирян; – поможет прояснить биографические данные и уточнить послужной список человека, уточнить число арестов, время и обстоятельства кончины; – раскрыть обстоятельства и причины ареста, времени и месте заключения, и самое главное — обстоятельства допросов и поведения человека во время следствия; – многие дела имеют прямые или косвенные указания о принадлежности человека к той или иной раскольнической группе, существовавшей в то время, а также сведения об отречении человека от Бога, от священного сана и монашеских обетов; – и что не менее страшное – был ли человек штатным осведомителем или секретным сотрудником карательных органов и лжесвидетелем. Только комплексное исследование всего фонда репрессированных может внести ясность по всем этим вопросам. Не сделав эту работы, невозможно говорить ни о полноте исследования, ни о качестве подготовленного материала, а значит, невозможно и исключить ошибки в работе. По крупицам приходится собирать сведения о пострадавших за веру, поэтому необходимо изучить каждое уголовно-следственное дело, которое заводилось в отношении предлагаемого к канонизации. В ХХ веке, по сравнению с первыми веками, гонения на христиан были более длительными по времени и изощренными по форме и содержанию. Учитывая эти обстоятельства, необходимо применять дополнительные критерии, невозможна канонизация всех, что называется без разбора, лишь только по факту насильственной смерти в период гонений.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Митрополит Иларион: И не только происхождение. Чтобы угодить под эту расстрельную машину, было достаточно просто быть сыном священника. Я хотел бы все-таки вернуться к теме мучеников, потому что нас часто спрашивают: «Почему из всей массы расстрелянных вы выбрали только определенные имена? Кого-то вы канонизируете, а кого-то — нет. Причем эта процедура у вас закрытая. Почему вы тогда не объявляете, если человек не был канонизирован, то по каким причинам этого не произошло?» Процесс канонизации в Церкви очень трудоемкий. Он основывается, прежде всего, на изучении следственных дел, протоколов допросов. Особенно активно этот процесс шел в 90-е и начале 2000-х годов, когда были доступны многие документы и удалось изучить следственные дела. Причем следственные дела показывают, как вел себя подследственный вплоть до своей последней возможности отречься от веры или оговорить кого-то из своих ближних. Если при изучении таких протоколов выясняется, что имело место отречение от веры или человек оговорил других, в результате чего были арестованы и расстреляны другие лица, то, конечно, таких людей не канонизируют, несмотря на то, что они потом тоже были расстреляны. Основанием для канонизации является тот факт, что человек до конца прошел голгофский путь и нигде не споткнулся. Конечно, это мы и называем мученическим подвигом. Те же, кто споткнулись, не вошли в списки новомучеников и исповедников. Общее число реальных мучеников и исповедников мы, наверное, никогда не узнаем. Вот почему в 2000 году на Архиерейском Соборе было принято решение канонизировать всех новомучеников и исповедников Церкви Русской — и тех, кого мы знаем по именам, и тех, которые известны одному Богу. При этом параллельно продолжается процесс поименной канонизации новомучеников, о которых известно, что они никого не предали, никого не оговорили, пройдя до конца крестным путем.  Думаю, что этот процесс канонизации будет длиться еще очень и очень долго. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4371126.ht...

В светском праве в подобных случаях действует принцип презумпции невиновности. То же положение вещей до 2002-2003 года было и в Синодальной комиссии по канонизации: если в материалах следственных и иных дел не находили упоминаний сотрудничества с органами, соискателя считали невиновным. Однако со временем возобладала иная точка зрения, окончательно закреплённая в «Рекомендациях к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной церкви», принятых Синодом РПЦ 6 октября 2011 года. Правда, на практике принципы, положенные в основу этого документа, применялись и ранее. Согласно этому документу, собранные сведения должны подробно освещать жизнь соискателя на канонизацию во все периоды жизни и однозначно свидетельствовать о том, что он не был сотрудником органов ЧК, НКВД, ОГПУ. Причём ответы архивов о том, что в них не содержится документов о том, что человек был сотрудником вышеперечисленных органов, в этом случае достаточным доказательством не считаются. Таким образом, на сегодняшний день в Комиссии фактически сформировано представление о презумпции виновности соискателей на канонизацию, причём оно распространяется не только на страдальцев 20-50-х годов, но и на жертвы первых лет советской власти. При этом Комиссия руководствуется принципом, что, если сведения, компрометирующие того или иного соискателя на сегодняшний день не обнаружены, они могут быть обнаружены в дальнейшем. Таким образом, члены епархиальных комиссий по канонизации оказываются сегодня в патовой ситуации, когда предоставление документов, которое запрашивает у них комиссия Синодальная, фактически невозможно. На практике это привело к тому, что после 24 декабря 2010 года в Русской Православной церкви не было прославлено ни одного новомученика, помимо двух дел, рассмотренных соответственно в УПЦ МП и РПЦЗ. Фото: doctorantura.ru Теоретически разрешить ситуацию могло бы создание общей и полной базы данных архивов органов госбезопасности всех бывших союзных республик. Однако на сегодняшний день такая работа малореальна, поскольку архивы находятся на территории разных государств.

http://pravmir.ru/novye-kanonizacii-sego...

Здесь напрашивается прямая параллель с первохристианскими общинами, которые к концу III в. взяли на себя самые широкие социальные функции в античном полисе – хоронили мертвых во время эпидемий, заботились о вдовах (причем не только принадлежавших к христианской общине), кормили сирот и под. Ср. Brown P . The World of Late Antiquity. Thames and Hudson, 1971. Фицпатрик Ш . Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е: деревня. М., 2008. С. 231–233. Беглов А.Л . Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78–104; Беглов А.Л . В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 78–85; Beglov A . Il monachesimo clandestino in URSS e il suo rapporto con la cultura secolare//La nuova Europa. Rivista internationale di cultura. 2010, Gennaio. 1. Pp. 136–145. Беглов А.Л . Домашнее воспитание как апостольское служение. Концепция церковного образования протоиерея Глеба Каледы//Журнал Московской Патриархии. 2009. 11. С. 77–83; Беглов А.Л . Православное образование в подполье: традиции и инновации. Опыт священника Глеба Каледы//Меневские чтения. 2007. Научная конференция «Православная педагогика». Сергиев Посад, 2008. С. 90–100; Беглов А.Л . Православное образование в подполье: страницы истории//Альфа и Омега. 2007. 3(50). С. 153–172. Еще один возможный вывод из предложенного нами понимания подвига новомучеников как продолжения жизни во Христе касается конкретной практики прославления в этом лике святых. Представляется, что при подготовке материалов к канонизации новомучеников, внимание должно быть перенесено с «документов о смерти», то есть следственных дел, которые сегодня лежат в основе процесса канонизации, – на «документы о жизни» этих людей, прежде всего – на церковное предание и другие свидетельства о их жизненной позиции. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/1249558

Хорошей традицией стало участие в Дамиановских чтениях московских ученых. Три года подряд гостем конференции являлся игумен Дамаскин (Орловский), кандидат исторических наук, секретарь Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых. В 2013 году в чтениях принимала участие кандидат исторических наук Зинаида Петровна Иноземцева, заслуженный работник культуры РФ, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста». Свой доклад она посвятила теме: «Историко-церковное краеведение в контексте увековечивания памяти новомучеников и исповедников Российских». Проводимая в рамках юбилейной всероссийской научно-практической конференции «Х Дамиановские чтения» передвижная выставка «История храмов в документах госархива Курской области» вызвала большой и живой интерес. Выставка побывала в Курской Духовной семинарии, православной гимназии, в вузах г. Курска. Историко-архивная комиссия совместно с Курской Государственной Сельхозакадемией разрабатывает научно-просветительский проект «Экспедиция», направленный на привлечение студентов и школьников к сбору историко-краеведческого материала. В этой связи в Курской ГСХА в рамках изучения учебной дисциплины, разработанной под руководством З.Д. Ильиной, «Православие в истории России и Курского края» проводятся студенческие исследования по историко-церковному краеведению в форме реализации учебного проекта «Судьбы православных курян в ХХ веке» с использованием метода устной истории (oral history). Проект включает семинарские занятия по теме «Православная культура Курского края в условиях государственной политики атеизма. На поворотах истории: судьбы православных курян в ХХ веке». В проекте отражается тема новомучеников и исповедников Курской земли. До сих пор мы говорили об инициативе «сверху», т.е. об организующей роли историко-архивной комиссии в вопросах сохранения памяти новомучеников в Курском крае. Однако нас весьма радует тот факт, что приходы митрополии самостоятельно проявляют подобную инициативу. В этой связи хотелось бы рассказать о деятельности Ильинского прихода села Полукотельниково Обоянского района.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Лишь при полном ознакомлении с материалами архивного фонда можно выяснить отношение человека к многочисленным расколам, бывшим в то время, определить, не был ли человек доносителем, не выступил ли в качестве лжесвидетеля против себя и ближних. Без прояснения этих вопросов невозможно принять решение о канонизации, которое не может основываться на одном факте насильственной смерти от рук безбожных гонителей в силу формальной принадлежности к духовному сословию. Рекомендую правящим Преосвященным связаться с руководством архивов и объяснить методы, критерии и цели нашей работы в этой области. Важно установить доверительные отношения и убедить собеседников в том, что представители Церкви ответственно относятся к требованиям неразглашения персональных данных, защита которых предусмотрена законодательством. Недуги нашего времени: почитание лиц, канонизация которых невозможна Одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна. Таким лицам пишутся жития и акафисты, в поддержку их канонизации собираются подписи. Введенный в заблуждение народ недоумевает: почему не прославляют такого-то человека? Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды. Все это понуждает нас усиливать разъяснительную работу на уровне епархий. Правящим архиереям, благочинным и настоятелям следует больше уделять внимания качеству распространяемой в храмах и монастырях литературы, следить, чтобы в церквях не было икон с изображением лиц, не прославленных Церковью в лике святых. Иные настоятели, не творя уставной памяти святым, излишне увлекаются чтением акафистов. Между тем многие акафисты по богословскому содержанию и по поэтическим достоинствам уступают текстам Триоди, Октоиха и Миней. Следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости создания и богослужебного употребления все новых и новых акафистов. Конечно, работа по составлению служб новопрославленным святым ведется медленно, ведь гимнографический труд ответственен и сложен. Но эта работа всё же осуществляется. За истекший межсоборный период, помимо уже упомянутой «Минеи новомученикам», Синодальной богослужебной комиссией были составлены служба Собору преподобных Оптинских старцев, служба преподобным Иулиании и Евпраксии Московским и заново отредактирован акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Именно текстами, изданными официально, надлежит пользоваться при отправлении богослужений.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Годовщину канонизации небесного покровителя Димитровграда архимандрита Гавриила (Игошкина) отметили в Ульяновской области 19 октября 2005 г. 11:37 В Ульяновской области отмечается пятилетняя годовщина канонизации архимандрита Гавриила  (в миру — Ивана Ивановича Игошкина), небесного покровителя Димитровграда. Торжественные мероприятия в Димитровграде прошли 17—18 октября. Архимандрит Гавриил был канонизирован в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в числе Новомучеников и Исповедников российских и считается небесным покровителем Димитровограда. Накануне в городе состоялись крестный ход и торжественные богослужения. В этот же день прошла конференция, посвященная памяти преподобноисповедника Гавриила. В ее работе приняли участие студенты и преподаватели димитровградских вузов и профессиональных училищ, старшеклассники, председатели комитетов по делам молодежи городов и районов области, члены Молодежного правительства области, а также архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл и архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Открывая мероприятие, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил: «Эта конференция посвящена памяти почитаемого святого, человека, который был не только нашим земляком, но и современником минувшего двадцатого века. Его жизнь для нас — пример служения людям, идеям добра и веры». Губернатор сообщил собравшимся о своем предложении законодательному собранию области внести изменения в перечень областных премий, включив в него, в том числе, и премию имени Святых покровителей Земли Симбирской. Она будет вручаться за существенный вклад в развитие духовности, нравственности, воспитание патриотизма. Участники конференции приняли резолюцию, в которой призвали молодежь Ульяновской области бережно относиться к богатому духовному наследию нашей страны, к доброте и терпимости. «Возрождение сильной России возможно только с возрождением духовности», — говорится в резолюции. Также в эти дни в учебных заведениях Димитровграда прошли конкурсы творческих работ на духовную тематику, классные часы и беседы, посвященные жизни и духовному наследию архимандрита Гавриила, встречи со служителями церкви и людьми, лично знавшими отца Гавриила. В городских библиотеках организованы тематические вечера и книжные выставки. В краеведческом музее открылась выставка «Православный Мелекесс». В детских школах искусств прошли концерты духовной музыки. В Димитровграде состоялась также презентация книги об архимандрите Гаврииле, в которой собраны материалы из литературного наследия архимандрита, его жизнеописание, воспоминания современников, духовные наставления святого. По материалам Regions.ru  и РИА «Новости» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/53894.html

АлександрГ. 6 октября 2017, 21:34 Продолжение: А против кого классовая борьба должна быть продолжена? С кем бороться собрались? Ответ: нужно продолжить бороться с Церковью, оставшимися дворянами и буржуями, а также с кулаками, как носителями частнособственнических интересов. Но это же все потянуло за собой другие вопросы. А что с этими слоями населения делать? И вот дальше последовало то, что последовало, в том числе и материалы уголовных дел и прочее творчество трудящихся масс. Это я упомянул только один вопрос, а их было несколько, в том числе и вопрос о существовании частной собственности при строившемся социализме, который потянул за собой вопрос: а куда девать и что делать с самими частными собственниками. АлександрГ. 6 октября 2017, 21:31 Полноте, Вячеслав. Уж если разматывать этот клубок, так нужно обращаться не только к материалам уголовных дел. И не только к светской и церковной литературе. Обращаться нужно и к советской историографии. Она сегодня не в чести, а между тем в ней очень много интересного, объясняющего то, пред чем многие сейчас встают в тупик. Я приведу, только один вопрос, из обсуждавшихся в двадцатые, тридцатые годы прошлого столетия. Это вопрос о том, " продолжается ли классовая борьба, после победы революции " или нет. Казалось бы все безобидно, чинно, благородно. Ан нет. Победила точка зрения, что классовая борьба должна быть продолжена. И вот здесь, что называется " вишенка на торте " . Константин 6 октября 2017, 18:12 Вечеслав, работа по канонизации идёт, как раз, по светским документам - из архивов НКВД, МГБ. Процесс этот очень сложный и длится годами. Никто не прославит человека только лишь по факту его ареста. Обьективней исследований, чем исследования комиссии по канонизации быть не может. Наталья Богоявленская 6 октября 2017, 10:41 Вячеслав, сначала вы сетуете, что не было работы в архивах, а когда я объяснила вам, что канонизации предшествовал как раз многолетний скрупулёзный архивный труд, спускаетесь во времена Петра и Екатерины. Что вы хотите? Доказать, что новомученики канонизированы необоснованно? Это вам не удастся -- именно потому, что в основе данного акта лежат архивные материалы. Откройте любую книгу игумена Дамаскина, и там под каждой статьёй вы найдёте обширный список архивных документов. Но эти книги вы определяете почему-то как " церковные " , и вам подавай ещё светские. Ну найдите светские, читайте их, только прежде убедитесь, что они тоже основаны на работе в архивах, то есть не являются ложью. Удачи.

http://pravoslavie.ru/106816.html

Просматривая и анализируя судебно-следственные дела, рабочая группа при Комиссии выявила 2261дело, в которых обвиняемыми и свидетелями проходило 4689 священнослужителей, монашествующих и православных мирян, и из них 4368 обвиняемых. Таким образом, в общем составе судебно-следственных дел фонда лица, о которых можно сказать, что они принадлежат к Русской Православной Церкви, составили – 3,5 %. Исследование жизнедеятельности и духовного подвига пострадавших в городе Москве и в Московской области священнослужителей и мирян и подготовка материалов для их канонизации потребовали изучения того, насколько поступки человека соответствовали критериям канонизации. С этой целью особенно тщательно изучались периоды жизни человека в экстремальных условиях, во время следственного процесса и допросов. Комплексный подход в изучении судебно-следственных дел в рамках епархии позволил установить, что один и тот же человек нередко проходил не только в качестве обвиняемого, но и свидетеля по делам других, что стало некоторым открытием, имевшим принципиальное значение при изучении материалов к канонизации новомучеников, так как в одном случае человек мог выступать как исповедник, а в другом – как лжесвидетель. В результате просмотра всего фонда были выявлены все судебно-следственные дела, заведенные на священно-церковнослужителей и православных мирян, в том числе – 94 судебно-следственных дела на впоследствии освобожденных, не доведенных до приговора, само освобождение которых часто являлось следствием их согласия на сотрудничество с органами НКВД, и 18 – прекращенных дел. Число обвиняемых и свидетелей составило 4689 человек, из них 4 368 обвиняемых. Женщин было осуждено – 1505, из них подавляющее число (1 176) монахинь и послушниц, мужчин – 3184, в том числе 287 монашествующих, включая 17 архиереев. Священников и диаконов было – 1420 человек, церковнослужителей – 1367. Снявших сан оказалось – 74, причем трое из них продолжали совершать богослужение. В делах был выявлен 591 свидетель из духовенства и мирян, 276 из них не оговорили других обвиняемых. Приговоренных к различным срокам заключения свидетелей было 170 человек. После изучения находящихся в судебно-следственных делах анкет проводился розыск родственников репрессированных с целью получения дополнительной информации.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010