За ним пастырь молодой, риза киноварь, а гонит коз и козлов, черных и белых, и полосатых. Гора вохра; у подолия горы сидит баба Соломея: риза спущена до пояса, испод белило, руки голы; одной рукой держит обнаженного Христа, а другую в купель омочила; девица наливает в купель воду сосудом; риза киноварь, испод лазарь». Если мы будем сличать это подробное описание сюжета, довольно осложненного эпизодами с памятниками древнейшими, то должны будем довольствоваться сходством по отдельным частям, и тем более потому, что к Рождеству наших подлинников присовокуплен отдельный сюжет – Поклонение волхвам, который еще в X в. не входил в икону Рождества, что явствует из Менология Императора Василия (989–1025 г.), в котором под 25 числом Декабря помещены на отдельных миниатюрах, на одной Рождество, на другой – Поклонение волхвам. Впрочем, уже самое приурочение этого последнего сюжета ко дню Рождества Христова послужило впоследствии поводом к совокуплению обоих сюжетов на одной иконе, что и встречается уже на мозаиках XII в., как сейчас увидим. Восходя к древнейшей эпохе, встречаем изображение Рождества в самом малосложном виде, как, например, в том же Миланском диптихе VI в.: Христос в яслях, позади осел и бык, по сторонам сидят Богородица и Иосиф. Касательно Богородицы надобно заметить, что она издревле изображалась двояко; или сидящей, или лежащей. К VI в. относится одна полукруглая камея, на которой, согласно нашему подлиннику, Богородица изображена лежащей, с одной сторонысидит Иосиф, с другой идут волхвы 35 . По исправленной позднейшей редакции, и наш Подлинник, как увидим ниже, представляет Богородицу сидящей, находя неприличным изображать ее с намеком на болезненное состояние родильницы. Касательно вертепа существовало тоже два мнения. По одному, вертеп – это пещера, вырытая или образовавшаяся в горе, по-другому – этоветхий навес, служивший хлевом для домашнего скота. Уже в VI в. искусство разделилось по этим двум мнениям: на Миланском диптихе Христос в яслях под навесом хлева; на камее навеса не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Постепенно все более отчетливо формируется облик города. Вокруг него поднялись тройные крепостные стены с многочисленными башнями; огромный размах приобрели инженерные работы, связанные с постройкой укреплений, акведуков и т. д. В постройках Константинополя разрабатывается и совершенствуется техника, которая станет ведущей для средневекового зодчества на Востоке, – техника плинфяной кладки с утопленным рядом («opusmix tum»). Возможно, она была перенесена в Константинополь из Малой Азии, Эфеса (такое строительство традиционно для Пергама) зодчими и строительными рабочими, свозившимися со всех концов империи в новую столицу. Целым рядом аспектов Константинополь ориентировался на Рим: он должен был стать новой столицей, новым Римом – «caput mundi». П о аналогии с Римом город был посвящен Константином Великим античной богине судьбы Тюхе (известна камея с образом Константина и Тюхе Константинополя, хранящаяся в Государственном Эрмитаже в Петербурге). Именно из Рима сюда были перенесены знаковые архитектурные формы, «родовые признаки» Рима: термы, огромный цирк, несколько форумов, акведуки, обширные императорские дворцы и виллы. Одновременно город был и новой столицей вселенского христианства, поэтому уже на ранних этапах (а в дальнейшем эта традиция будет развиваться) Константинополь строился с постоянной внутренней ориентацией на идеальный образ сакрального христианского града. Он не возникал стихийно или естественно, но созидался как знаковое возмещение Святого града и Святой земли и, с другой стороны, как прообраз грядущего Нового Иерусалима. С момента своего возникновения Царьград интенсивно оснащался сакральными ценностями, реликвиями, заставлявшими воспринимать Город как священное пространство, в котором воспроизводились центральные для христианства события евангельской истории и мистерии. Уже с раннего времени Константинополь Собирал главные страстные святыни (погребальный синдон Христа, древо крестное, терновый венец и др.), сделавшие его воистину сакральной заменой Иерусалима, своего рода драгоценным ковчегом, содержащим все напоминания о главном для христиан событии – искупительной жертве Иисуса. Он был градом, пользующимся особым покровительством Богородицы, где почитание Богоматери как защитницы византийской столицы постепенно вытесняло старые языческие реалии. Константинополь стал местом хранения (с 473 г.) и местом чудесной действенности покрова Богоматери, простираемого над городом и живущими в нем людьми. Изменение реальной топографии Константинополя интенсивным строительством храмов, посвященных Богородице (к середине V в. были возведены Влахернская, Халконрагийская базилики, храм Одигитрии и др.), введение почитания Марии в гражданские и религиозные церемонии византийской столицы сделали последнюю действительным «градом Богородицы», что отразила более поздняя легенда о явлении Константину Спасителя, повелевшего императору устроить Константинополь: «Иди и создай на месте сем город Матери Моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мелкая пластика. В ст-це Передовой (Отрадненский р-н) найден медный перстень сер. VI - нач. VII в. с изображением на щитке сцены «Христос над аспидом», в одном из погребений могильника Казазово, где большая часть умерших похоронена по христианскому обряду,-перстень VII-VIII вв. с изображением Богоматери с Младенцем. Бронзовая иконка XI в. с изображением Божией Матери была найдена при раскопках курганного могильника Мысхако близ Новороссийска. В фондах Краснодарского музея хранится каменная печать XI в., являющаяся литургическим штампом для оттиска изображений на просфорах, со сценой «Крещение Господне в водах Иордана св. Иоанном Предтечей». На Таманском городище была найдена каменная иконка 2-й пол. XII в. святых Бориса и Глеба. В одном из погребений Убинского могильника обнаружена камея (синее стекло с позолотой) с изображением Божией Матери Одигитрии - произведение итал. мастеров XIII-XIV вв. К памятникам визант. сфрагистики из Тамани относятся 5 печатей архиеп. Зихии Антония (сер. XI в.), 2 анонимные печати проэдра (архиепископа) Зихии (2-я пол. XI в.), печать Григория, монаха, кувуклисия и экзарха (X в.), печать Василия, диакона и хартулария (2-я пол. X-XI в.), печать Афанасия, монаха (XI в.). При исследовании Н. И. Веселовским курганов в местности Макитра в погребении был обнаружен бронзовый крест на бронзовой цепочке. Аналогичная находка происходит из погребения (XII в.?) на могильнике Варваровка. На Таманском п-ове известна находка литейной формы для отливки крестов, а также 4 бронзовых креста-энколпиона XI-XII вв.: 2 древнерусских и 2 т. н. сирийских. В окрестностях Новороссийска найден фрагмент энколпиона XII в., в могильниках Циплиевский Кут и Цемдолинский (близ Новороссийска) - бронзовые литые нательные крестики XI-XII вв. На городище Ангелинский Ерик (близ ст-цы Ивановской Красноармейского р-на) известна находка каменной литейной формы для отливки нательных крестов XII в. Из Закубанья, с территории Адыгеи, происходят 2 древнерус. креста-энколпиона XII - нач. XIII в. (могильники у аулов Ленинохабль и Тауйхабль); 4 нательных креста: с расширенными концами и со стеклянной вставкой VIII-IX вв. (аул Тауйхабль), X-XIII вв. (аул Нечерезий), XI-XIII вв. (урочище Чишхо) и XI-XIV вв. (аул Ленинохабль); большой железный кованый крест X-XIII вв. (юж. берег Краснодарского водохранилища); керамический крест XIII-XV вв. с греч. лигатурой «Иисус Христос Победитель» (аул Тауйхабль); медальон с изображением архангела XII-XIII вв. (аул Ленинохабль).

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Декабря 6-го дня 1782 года церковь сия действительно заложена, а Июня 12 дня следующего 1783 года окончена. Игумен Феодосий, донося о том преосвященному, просил нового архипастырского благословения, с антиминсом, на освящение новоустроенной церкви. И в том проситель удовлетворен, выдачею ему святительской грамоты и антиминса, в принятии которых Феодосий, 1783 года Июня 13 дня, сам расписался. Полагать можно, что церковь в это же время освящена; впрочем ненадолго. Ибо в 1784 году, с дозволения уже святейшего Синода, по прошению игумена, им игуменом основана на подворье, в том-же наименование, новая каменная церковь, которая в 1786 году постройкой кончена, а 1787 г. Мая 18 дня, по благословению Амвросия, архиепископа Екатеринославского, на антиминсе, выданном от преосвященного Никифора архиепископа для деревянной церкви, освящена соборно самим игуменом Феодосием. Сия-то церковь существует теперь в Бизюковом монастыре и есть в нем главная. А куда девалась первая деревянная и по какому поводу она так скоро уничтожилась, в делах свидетельства не встречается. Говорят только, что она сооружена была, яко бы на высоком месте, «городок» называемом, которое действительно находится при монастыре и окружено глубокою балкой или оврагом, который, по его глубине, «пропастным» называют; отчего и самому монастырю простые люди дают такое же название. Так как восход на такое место весьма затруднителен, то построение церкви на нем игумену Феодосию вдруг не полюбилось, и он немедля расположился, основать и построить другую церковь каменную, существующую теперь. Села Светло-польского, Димитриевская, дер. Александрийск. у. Села Тимофеевки, Покровская, дер. Бобр. у. Села Анновки, Предтеченская, Бобр. у. Села Табурища, Михайловская, дерев. Бобр. у. Церковь сия не есть первоначальная, но прежде оной была другая того же именования, как явствует из находящихся при ней метрических книг с 1774 года. Селение существовало до прихода Сербов и было населено Малороссиянами. Села Онофриевки, Предтеченская, камея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Оклад Евангелия в галерее Мазарини VI в. 287 : характерные черты изображения благовещения те же, что и на таблетке кафедры Максимиана. Таблетка слоновой кости из собрания Тривульци VI-VII вв. в Милане 288 : действие происходит в роскошных палатах, украшенных фронтоном и колоннами с резьбой и с волютами. Богоматерь, задрапированная в пенулу, стоит на подножии возле кафедры; голова ее наклонена в знак покорности воле Божией; левая рука поддерживает подбородок, правая опускается вниз по направлению к корзинке с веретенами и пряжей. Над головой Богоматери поставлены две монограммы, означающие « Παναγα Μαρα». Перед Богоматерью архангел с обычным жестом и жезлом в левой руке, в сандалиях; возле головы его вертикальная надпись: «† ГABPIH Λ». Ампула в церкви Св. Иоанна в Монце VI-VII вв. (рис. 23) 289 : изображение благовещения очень мелкое, поставленное среди других изображений. Богоматерь стоит возле кафедры, форма которой напоминает равеннскую кафедру Максимиана; в смущении она обращает украшенную нимбом голову в сторону; правая рука – у груди, в левой – нитка, опускающаяся в рабочую корзинку. Архангел представлен в движении, с простертой к Богоматери десницей; голова его украшена нимбом. 23. Ампула Монцы. Вверху надпись χερε. Резной камень (камея) из парижского кабинета медалей 290 : изображение сходно с предыдущим; Богоматерь смотрит прямо на архангела, который держит жезл на левом плече; по четырем сторонам изображения размещена надпись: » χρε κεχαριτομνη». Таблетка из собрания Тривульци 291 . Богоматерь стоит, без нимба; в левой руке ее веретено; правая откинута в знак изумления. Перед ней архангел с обычными атрибутами, но без нимба. На заднем плане – занавес, указывающий на то, что действие происходит в палатах. Из памятников скульптуры позднейших заслуживают внимания врата в церкви Св. Павла за стенами Рима, сделанные в Константинополе в 1070 г. и погибшие во время пожара 1823 г. 292 . Богоматерь стоит на подножии возле трона, она испугалась; в левой руке ее, по-видимому, рукоделье (неясно); за ней палаты с фронтоном, увенчанным четырехконечным крестом; архангел без жезла; над ним надпись: « χαιρετισμς; χαρε κεχαριτομνη, κς μετ σο».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Архиерей (греч. «главный жрец») – официальное название высших чинов православных священников (епископ, архи­ епископ, митрополит). Архитрав (греч.) – балка, опирающаяся непосредственно на колонны или пилоны. В византийской храмовой архитектуре архитрав колоннады алтарной преграды стал первоначальным элементом иконостаса. Базилика (греч. «царский дом») – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн на продольные части (нефы). Средний неф здания – более высокий, с окнами в стене над крышами боковых нефов. В античности базилики ставились на центральных площадях и служили для общественных целей в качестве судебных и торговых зданий. Позднее базилики были превращены в христианские храмы и стали основным прототипом христианского храма на Западе. Баптистерий (лат.) – помещение для совершения христианского обряда крещения. Вертеп – пещера. В евангельских текстах повествуется о пещере вблизи Вифлеема, где произошло чудо Рождества Христова. Власяница , или вретище, – упоминаемая в Библии ( Откр.6:12 ) одежда из грубой ткани темного цвета, изготавливавшейся из козьей шерсти. На Востоке власяница надевалась мужчинами и женщинами в знак печали. В христианские времена стала использоваться отшельниками для умервщления плоти. Вселенские соборы – чрезвычайные собрания представителей всех поместных самостоятельных христианских церквей для выработки основных догматов и символов веры , для утверждения истин христианского учения, установления правил и разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В православной церкви вселенскими признаются семь соборов: Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Халкидонский 451 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680–691 гг. и Никейский II 783–787 гг. Римско-католическая церковь признает вселенскими помимо этих еще ряд соборов IX-XIX вв. Гемма (лат.) – драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. Гиматий (греч.) – верхняя одежда типа широкого плаща из прямоугольного куска ткани.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Богослужение по субботам вечером, как становится темно, и воскресеньям с девяти часов утра. Собираются в субботу человек 20 и больше, в воскресенье 15–16. Поют две девочки: Марина Кавагуци, двенадцати лет, и Марина Камея, двенадцати лет, и поют очень стройно, хотя во многом отлично от нот, а по собственному сочинению или учителей своих – Павла Кангета и о. Якова. Христиане и Вакаяма наполовину из сизоку, наполовину из хеймин; здесь гораздо ближе эти сословия между собой, чем в иных местах, где случается видят, что сизоку мешают входить в Церковь простолюдинам, или, наоборот, последние – дворянам. В будущем здесь также много надежды, и двоих проповедников, как доселе, здесь необходимо держать, особенно если иметь в виду окрестности. В Катехизаторскую школу отсюда, по уверению катехизаторов и сицудзи, найдутся многие, лишь бы была школа в Оосака. В семинарию также найдутся до будущего года; человека два Кангета уже имеет в виду. Для Квайдо и катехизатора нанимается дом, почти такой же хороший, как в Окаяма, за 5 ен в месяц. Кроме Павла Кангета, здесь живет один старик, который и стряпает для него. К сожалению, дом не в очень людной части города. Инославных в Бакаяма нет никого; приходят на проповедь, но видя, что место занято православными, уходят, считая бесполезным здесь свой труд. (Между тем, православие считает для себя удобнейшими именно места, где есть католики и протестанты, чтобы чрез сравнение яснее выявить свою истинность). Из других мест в Киусиу нужно иметь в виду для проповеди следующее: 1 . В Аридагоори: город Иваса, 6 ри от Вакаяма, с 3000 домов, и множество деревень кругом. Из одной деревни приходили звать Кангета для проповеди. Кангета два раза был там, но особенно надежных слушателей еще не нашлись. Впрочем, приходящие оттуда по делам в Вакаяма, бывают у Кангета для разговора о Вере (Видно, что место назрело для проповеди). 2 . В Хидакагоори: город Гоба, ри 12 от Вакаяма, с 1500 домов; оттуда приходили звать Кангета для проповеди, но он до сих пор не мог быть; до Собора сходит туда, чтобы на Соборе сказать о месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Водосвятный крест (т. н. крест мавританки). 1710 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. Водосвятный крест (т. н. крест мавританки). 1710 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. В Музее К. м. хранятся серебряный с позолотой оклад Киккской иконы Божией Матери, изготовленный в 1576 г. в Никосии мастером Г. Тумазосом, и проскинитарий с инкрустацией из кости (1785), в к-рый был вставлен чудотворный образ. Здесь же находится лампада (XIX в., серебро с позолотой, цветное стекло, кораллы), ранее висевшая перед этой иконой. Декор лампады сочетает барочные и исламские мотивы (лилии, двуглавые орлы, полумесяцы), а цепи украшены фигурками ангелов, серафимов и соцветиями маргариток. Среди реликвий К. м.- энколпион с частицами Честного Креста Господня (1800, серебро с позолотой, драгоценные камни, жемчуг); серебряные ковчеги с мощами: 6-гранный с пирамидальным завершением (мастер Панайотис Ювелир, 1779), содержащий частицы мощей мн. святых; прямоугольный с пирамидальным завершением (1782), в к-ром хранится глава св. Иоанна Потамита; в форме митры (XVIII в.) - с частью главы свт. Епифания Кипрского, а также деревянные в серебре мощевики в виде книги с изображениями на обороте верхней створки Киккской иконы Божией Матери, изготовленные в 1776, 1799, 1801 (мастер Хаджи-Лампринос из Смирны), 1833, 1834, 1864 гг. (мастер Филипп Ювелир из Невшехира в Каппадокии), и др. В деревянный антиминс 1653 г. с частицами мощей (вклад архиеп. Никифора) вставлены пластина из слоновой кости с фигурой ап. Петра (VI в.) и камея с поясным изображением вмч. Димитрия Солунского (XII в.). Вкладами Никифора также являются литийный крест (серебро с позолотой, мастер Христофор, 1636) и водосвятная чаша (ножка - серебро с позолотой, мастер Христофис Аргирос, 1639, купель - серебро, XIX в.). Плащаница. 1703 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. Плащаница. 1703 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. На подставке деревянного резного креста со сценами из ВЗ и НЗ сохранились дата и имя мастера - 1545 г., Георгий Ласкарис. Среди водосвятных крестов XVIII-XIX вв. (Ιερ Μον Κκκου. 2010. Σ. 388-405) выделяется деревянный резной крест в серебряной оправе (1710), украшенной эмалью, кораллами, жемчугом, бирюзой, разноцветным стеклом и называемый крестом мавританки, потому что спустя некоторое время после разграбления обители он был возвращен в К. м. смуглой мусульманкой. Большой литийный серебряный с позолотой крест со сценами из истории К. м. выполнен в XVIII-XIX вв. Серебряные с позолотой оклады Евангелий изготовлены в мастерских разных регионов правосл. мира, напр. в Трансильвании (1693), в России (1802), а также на Кипре (братьями Иоанном и Георгием, 1813; Хаджи-Иоанном из с. Оду близ Лефкары, 1864).

http://pravenc.ru/text/1684602.html

На Страстной седмице, с воскресной вечерней службы — утрени Великого понедельника, всегда бывал у нас на Брюсовом. В прежние годы эти службы начинались на полчаса позже (в половине седьмого вечера), так как Владыка считал их посещение не менее важным для прихожан, чем чтение канона на Первой седмице, и хотел, чтобы на службу все успевали после работы. Прокимен «Разделиша ризы Моя себе…» — некогда бесподобно возглашал о. Иосиф (Дьяченко), тогда еще иеродиакон. На пение «Се жених грядет в полунощи, и блажен раб его же обрящет бдяща…» Владыка всегда сам кадил храм. Выходил строгий, с отрешенным лицом, в простом черном бархатном облачении, на груди — большая старинная панагия, белая перламутровая камея размером с блюдце. Потом читал Евангелие, обычно лицом к народу. Затем — «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь…» Потом — Великий четверг, «Двенадцать Евангелий», тихие удары колокола при каждом чтении, и весь крестный путь Христа… Великая Пятница, солнце и теплый ветер на улице, охапки белых цветов у Плащаницы — «Тебе, одеющегося светом, яко ризою…»; голубеющие сумерки; «Не рыдай мене, Мати…» На Великую Субботу Владыка ехал в монастырь, вечером возвращался к нам. Пасха, Праздников Праздник, радостное напряжение ночной службы и блаженная расслабленность Светлой седмицы — на одной из служб Владыка обязательно устраивал обмен крашеными яйцами. Пасхальные крестные ходы, брызги воды в солнечном сиянии, торжествующее: «Христос воскресе!» Владыка в эти дни светился счастьем. «Нигде нет такого радостного празднования Пасхи, как в России» — любил повторять он. Потом Вознесение — «завершающий», как он говорил, главный праздник года, согласно оптинской традиции, день его архиерейской хиротонии (он всегда отмечал ее именно по празднику, а не по календарной дате). Душистый березовый лес в храме на Троицу, коленопреклоненные молитвы… Летом Владыка чаще служил в монастыре, но в конце июля — начале августа бывал целый ряд брюсовских служб: княгиня Ольга (Владыка всегда служил в этот день — это были именины его покойной матери, причастникам в этот праздник была привилегия — он всегда сам всех причащал), затем — князь Владимир, преподобный Серафим Саровский, Мария Магдалина, Иоанн Воин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Романские бронзовые кресты обычно имеют накладные литые фигуры распятого Христа. В стилистическом плане рельеф василёвского креста скорее может быть приближен к бронзовым византийским иконам романизирующего стиля, начала XIIIbeka, происходящим из Раковца в Воеводине 210 . В сущности, это памятники одного художественного круга, хотя и обязанные своим происхождением различным мастерам. Романизирующие тенденции указанного периода в какой-то мере затронули и греческую каменную резьбу малых форм. Здесь не является исключением и уже упомянутая камея с изображением Распятия в Лондоне (рис. 10). Но, может быть, это несколько отчетливее выражено в более многофигурной композиции Распятия на каменной иконке, рам. 14,0х13,0 см, в Византийском музее в Афинах 211 . Мастер бронзового креста из Василёва, надо заметить, остается в целом на традиционных позициях, хотя его при этом нельзя назвать представителем воссоздаваемого классицирующего направления, свойственного более элитарным, столичным по происхождению произведениям. По сравнению с киотным крестом из Херсонеса, здесь композиция Распятия кажется шире, а фигуры, соответственно, выглядят как довольно грузные, с тяжелыми массивными головами. Иконографическая схема ближе всего к представленной в византийских иконах монастыря св. Екатерины на Синае, написанных для крестоносцев, а также в миниатюре миссала в Перуджии 212 . Для нее особо показательными служат позы предстоящих у креста, а также скорбящих ангелов с недоуменными жестами. Подчеркнуто низко склонена голова юного Иоанна Богослова. Особо должна быть отмечена тонкая пластическая моделировка лиц и складок одежд, столь удаленная от более привычной для русских ремесленников графической линейной манеры, в которой обозначены большей частью все детали. Не будет преувеличением считать, что, казалось бы, вопреки отмеченной массивности фигур, исполнение рельефа по сути выдается утонченностью. Мастер тщательнейшим образом прорабатывает каждую деталь, широко и при этом не очень заметно применяя резец.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009