Мы также не знаем автора Легендарной саги, которая была предположительно написана в первое десятилетие XIII века, вероятнее всего, в Исландии, но на древненорвежском языке. Невероятно, но эта сага в течение почти 800(!) лет пролежала непереведенной на современный язык, а потому до сих пор почти незнакома для большинства ныне живущих норвежцев. Впервые ее перевод на современный язык (немецкий) был осуществлен в 1982 году. А перевод на современный норвежский, причем не на более распространенный письменный язык букмол, а на новонорвежский (nynorsk) был осуществлен лишь в самом конце второго тысячелетия и соответствующее издание увидело свет только в 2000 году! Стюрмир Карасон, приор одного исландского монастыря, написал еще одну сагу о святом Олаве ( Styrme K å rasons saga om Olav den helliges liv ), предположительно, около 1220 года. Данная сага не сохранилась, но цитируется в других сагах, прежде всего Снорри Стурлусоном в его Большой саге об Олаве, и, кроме того, некоторые ее фрагменты приводятся в исландских сборниках. К периоду между 1220 и 1230 годами относятся еще две  «королевские саги»– так называемые " Гнилая Кожа " (Morkinskinna) и " Красивая Кожа " (Fagrskinna). По всей видимости, их авторами являются исландцы, жившие в Норвегии. Наконец, следует назвать шедевр Снорри Стурлусона – Большую сагу о святом Олаве. Написанная почти 200 лет спустя после битвы при Стиклестаде, она предоставляет обильнейший материал, касающийся жизни святого конунга. Т. Н. Джаксон дает следующую характеристику творчества Снорри Стурлусона: «Несомненной вершиной развития жанра королевской саги считаются сочинения крупнейшего исландского хёвдинга, политического деятеля, историка, знатока скальдических стихов Снорри Стурлусона» . Помимо Большой саги о святом Олаве , существует и более краткая ее версия, содержащаяся в «Хеймскрингла» ( Heimskringla ) – «Круге земном», истории Норвегии до 1177 года, автором которой является также Снорри Стурлусон. Наличие двух редакций одного и того же произведения имеет свое объяснение: «С одной стороны это совершенно отдельная работа ( Легендарная сага ), независимая от цикла саг ( Круга земного ) и отличающаяся от Саги о святом Олаве , содержащейся в Круге земном. С другой стороны, эта работа в гораздо большей степени соответствует содержащейся в Круге земном ,  так что эти произведения могут рассматриваться как редакции одной и той же саги» .

http://bogoslov.ru/article/1237046

До эпохи Реформации гос. языком в Норвегии был дат., к-рый и стал языком проповеди в лютеран. Церкви. После отделения Норвегии от Дании (1814) Церковь продолжала использовать дат. Библию Ресена-Сванинга. В 1830 (НЗ) и 1854 гг. (ВЗ) была проведена особая ревизия этих текстов. Только после сложения к сер. XIX в. 2 лит. норвеж. языков - риксмола (впосл. букмол) и ланнсмола (впосл. новонорвеж.) - началась работа над переводом Б. на риксмол в 1842 г. (одно время под рук. П. Каспари), на ланнсмол в 1866 г. Первые издания появились на риксмоле: ВЗ в 1891 г., НЗ в 1904 г.; на лансмоле: НЗ в 1889 г., ВЗ в 1921 г. Тексты пересматривались на риксмоле в 1930 и 1938 гг., на ланнсмоле в 1938 г. Существует также нецерковный перевод на оба языка НЗ (Осло, 1975) и ВЗ (Там же, 1978). В основу католич. перевода О. Хоффендаля в 1-м издании (1902) положена Вульгата, во 2-м (1938) перевод приближен к языкам оригинала; новый католич. перевод Э. Гунна осуществлен с греч. оригинала (Осло, 1969). Имеется также перевод на оба языка, осуществленный Норвежским библейским об-вом (НЗ. 1975; ВЗ. 1978, Осло, 19852); в 1988 г. им опубликован экуменический перевод апокрифов (Осло), последнее издание всей Б. с апокрифами вышло в Осло в 1994 г. В 1946 г. еп. Осло Эйвинн Бергграв выдвинул идею создания т. н. Библии для молодежи - перевода на совр. норвеж. язык (как на букмол, так и на новонорвеж.) с целью ознакомить несведущего читателя с содержанием Б., для чего в этих изданиях помещаются многочисленные примечания. Издание НЗ на букмоле появилось в 1959 г., на новонорвеж. в 1961 г. Части ВЗ на обоих языках изданы в 1966 г. Лит.: Sb M. Übersicht über nordische Bibelübersetzungen: In Auswahl//Interpretation of the Bible. Sheffield, 1998. S. 1277-1284; idem. Die neue norwegische Bibelübersetzung - Probleme und Erfahrungen//Ibid. S. 1285-1297. Фризский В 1755 г. для церковных нужд на фризский язык была переведена Псалтирь, оставшаяся на долгое время единственной библейской книгой на этом языке. Лишь в 1933 г. в Амстердаме был опубликован НЗ, в 1943 г.- Б. полностью. Новый перевод, выполненный комиссией из католиков и протестантов, появился в 1978 г.

http://pravenc.ru/text/209473.html

была «государством чиновников и крестьян». Дворянство окончательно упразднялось законом 1821 г. Отражением зарождавшегося норвеж. национального самосознания стало творчество поэта-романтика, юриста, историка и журналиста Х. А. Вергеланна (1808-1845). Он возглавил движение за реформу дат. лит. языка, приближение его к народным норвеж. диалектам. На их основе И. А. Осеном (1813-1896) был составлен т. н. ланнсмол; употреблявшийся в прессе и городской среде датско-норвеж. язык стал называться риксмол (в 1929 переименованы в нюнорск («новонорвежский») и букмол («книжный») соответственно). В религ. сфере в 1-й пол. XIX в. большое влияние сохраняли сторонники хаугеанства. Хаугеане 2-го поколения были менее радикально настроены, чем первые представители этого течения, и, следуя заветам основателя, стремились не к отделению от НЦ (за исключением небольших мистических и апокалиптических сект), а, напротив, к расширению своего присутствия в ней. Основными их задачами были борьба за отмену запрета на частные религ. собрания, введенного еще в эпоху политики гос. пиетизма («конвентикель-плакат»), и организация внешней и внутренней миссии. Для реализации своих задач хаугеане активно участвовали в политической жизни страны, их сторонники были представлены в стортинге и правительстве. В 1842 г., несмотря на сопротивление консервативной части духовенства, стортинг отменил «конвентикель-плакат», и миряне НЦ получили право свободно посещать частные собрания без обязательного присутствия пастора или его представителя. В др. вопросах религ. политики хаугеане проявляли больший консерватизм, выступая против введения свободы вероисповедания для нелютеран. конфессий. Несмотря на то что Конституция 1814 г. открыто не запрещала пребывание нелютеран. христ. конфессий в стране (кроме католич. монашеских орденов), христианам, не являвшимся прихожанами гос. церкви, жить в Норвежском гос-ве было весьма затруднительно. Начальные школы управлялись НЦ, все чиновнические должности могли замещать только члены НЦ, действовали законы о фактически принудительном прохождении обрядов крещения и конфирмации в НЦ, без пастора НЦ невозможно было вступить в законный брак и т.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Королевство Норвегия; норвеж. Kongeriket Norge (букмол), Kongeriket Noreg (нюнорск); саамское Norgga gonagasriika], гос-во в Сев. Европе. На севере омывается Баренцевым м., на западе - Норвежским, на юге - Северным м.; прол. Скагеррак на юго-востоке отделяет Н. от Дании ; на юго-востоке и востоке Н. граничит со Швецией (1630 км), на северо-востоке - с Финляндией (736 км) и Россией (196 км). Н. включает материковую часть, расположенную на западе Скандинавского п-ова (385 180 кв. км), Лофотенский архипелаг к северо-западу, насчитывающий 7 крупных островов, множество мелких островов и скал общей площадью 1227 кв. км, а также большое количество малонаселенных и ненаселенных островов и шхер вдоль побережья (всего 239 057). В состав королевства входят заморские интегрированные территории - демилитаризованный архипелаг Шпицберген (Свальбард; 61 022 кв. км) в Северном Ледовитом океане и не имеющий постоянного населения о-в Ян-Майен (377 кв. км) в Норвежском м. О-в Буве (49 кв. км) в юж. части Атлантического океана является зависимым владением (biland). Н. также претендует на антарктические территории - на о-в Петра I (156 кв. км) в м. Беллинсгаузена и на Землю Королевы Мод (ок. 2,5 млн кв. км), к-рые считает своими зависимыми владениями. Столица - Осло (647,7 тыс. чел.; в агломерации (Osloregionen) - ок. 1,55 тыс. чел.). Крупные города: Берген (277,4 тыс. чел.), Тронхейм (187,4 тыс. чел.), Ставангер (132,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 18 фюльке (губерний) и 422 коммуны (муниципалитета), Осло является одновременно фюльке и коммуной. Офиц. язык - норвежский в 2 офиц. лит. нормах - букмол и нюнорск (нюношк); в 11 коммунах Финнмарка, Тромса, Нурланна и Нур-Трёнделага официальным также является саамский язык. С 1945 г. Н.- член ООН, МВФ, МБРР, с 1949 г.- член НАТО, Совета Европы, также является членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ; 1960), ОБСЕ (1973), ВТО (1995).

http://pravenc.ru/text/2577957.html

в 70-х гг. XX в. извне в виде харизматических и неопятидесятнических межденоминационных движений амер. типа. Во 2-й пол. XX в. НЦ активно участвовала в мировом экуменическом движении: в 1947 г. она вошла во Всемирную лютеранскую федерацию, в 1948 г.- во Всемирный Совет Церквей. В 1951 г. Епископское собрание учредило Норвежский межцерковный ин-т (впосл. Межцерковный совет Норвежской церкви). Во 2-й пол. 60-х гг. вновь был поднят вопрос об отделении НЦ от гос-ва. В 1964 г. в § 2 Конституции Н. было внесено положение о свободе вероисповедания. По закону об общеобразовательной школе учителя не были обязаны принадлежать к НЦ. Конфессионально обязанными теперь оставались только король, половина правительства, преподаватели теологического фак-та Ун-та в Осло и церковные чины НЦ. Важным фактором, способствовавшим актуализации этого вопроса, были деятельность свободных церквей и появление в стране новых конфессий и религий в связи с усилением иммиграции. В 1955 г. основан Гуманистическо-этический союз, главной задачей к-рого было способствовать отделению НЦ от гос-ва и формированию конфессионально нейтрального мировоззрения. В 60-70-х гг. эта орг-ция привлекла к себе большое общественное внимание благодаря введению гражданской конфирмации как альтернативы церковной. В этих условиях в НЦ все сильнее звучали голоса в пользу самостоятельности НЦ в делах управления и вероучения. С 1965 по 1971 г. было создано неск. церковных и гос. комиссий по рассмотрению этого вопроса, но НРП не пошла дальше общественного обсуждения. Широкие дебаты в НЦ были вызваны изменениями в литургии и изданием нового перевода Библии. Ранее использовали переводы 1904 г. (букмол) и 1921 г. (нюнорск). В 1956-1978 гг. Библейское об-во подготавливало новый перевод текста на основе идиоматического метода (в отличие от пословного, к-рый использовался до этого). Т. о., новый перевод Библии, вышедший в 1978 г., был приближен к нормам совр. норвеж. языка, но породил множество споров по поводу трактовки конкретных мест Свящ.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Категория : Норвегия Материал из Азбука паломники … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Королевство Норвегия , Норвегия (букмол Kongeriket Norge, нюнорск Kongeriket Noreg) — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов, а также архипелаге Шпицберген (Свальбард), островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Заморской территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана. Также Норвегия претендует на территории в Антарктике, попадающие под действие конвенции 1961 года — Остров Петра I и Землю Королевы Мод. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Норвегии [ править править код ] Православие в Норвегии (норв. Den Ortodokse Kirke i Norge) — христианская деноминация, представленная на территории Норвегии церковными структурами пяти православных патриархатов — Константинопольского, Московского, Грузинского, Сербского и Румынского. Координация церковной деятельности трёх официально зарегистрированных в Скандинавии епархиальных структур — Скандинавской митрополии (КП), Скандинавской епархии (СП) и Северо-Европейской епархии (РП), включающих в сферу своей пастырской деятельности территорию Норвегии, осуществляется в рамках Православного епископского собрания, учреждённого 10 января 2011 года. Приходы Московского патриархата, а также два монастыря Грузинской православной церкви действуют в статусе ставропигиальных учреждений. История православия в Норвегии [ править править код ] Норвегия после эпохи викингов имела контакты с соседними русскими церквями. Несколько предводителей викингов остались в Киеве и Новгороде, которые с конца 900-х были важными центрами православного христианства. С помощью политических, культурных и торговых связей, а также династических браков, Норвегия рано познала православную веру.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Норв...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОРВЕЖСКАЯ ЦЕРКОВЬ Кафедральный собор в Осло. 1697 г. Архит. Й. Виггерс (?). Фото: VisitOSLO/Didrick Stenersen Кафедральный собор в Осло. 1697 г. Архит. Й. Виггерс (?). Фото: VisitOSLO/Didrick Stenersen [Норвеж. Den Norske Kirke (букмол), Den Norske Kyrkja (нюнорск)], евангелическо-лютеранская церковь, крупнейшая религ. орг-ция в Норвегии, охватывающая 70,6% населения страны (3 740 920 чел.; кон. 2017). Основана в результате проведенной в 1536-1537 гг. кор. Кристианом III Реформации в Датско-Норвежском королевстве. Название «Норвежская церковь» в отношении евангелическо-лютеран. церкви в Норвегии впервые было официально употреблено в 1859 г. (историю НЦ см. в ст. Норвегия ). Офиц. сайт: http://kirken.no/. Членами НЦ становятся посредством таинства крещения. НЦ признаёт крещение, совершённое в др. христ. Церквах. Ок. 55% новорожденных в Норвегии крестят в НЦ (2016). В 2017 г. было проведено 30 268 обрядов крещения. Чтобы стать членом НЦ, необходимо постоянно проживать в Норвегии или иметь норвеж. гражданство. Члены НЦ регистрируются в приходских церковных книгах, они не могут одновременно состоять в др. религ. организациях. Для выхода из состава НЦ необходимо написать заявление. Вероучение НЦ относится к лютеран. церквам (см. Лютеранство ), ее вероучение основано на Библии и 5 писаниях: Апостольском Символе веры , Никео-Константинопольском Символе веры , Афанасиевом Символе веры , Аугсбургском исповедании , «Малом катехизисе» М. Лютера. Библия обладает наивысшим авторитетом, проч. писания считаются исповедальными постольку, поскольку основаны на Библии. ВЗ состоит из 39 канонических книг (НЦ считает 7 девтероканонических книг апокрифами), НЗ - из 27 книг. Церковно-административное устройство НЦ - епископально-синодальная церковь, состоит из 11 территориальных еп-ств (bispedømme): Осло, Борг (кафедра - Фредрикстад), Хамар, Тунсберг (кафедра - Тёнсберг), Агдер и Телемарк (кафедра - Кристиансанн), Ставангер, Бьёргвин (кафедра - Берген), Мёре (кафедра - Молде), Нидарос (кафедра - Нидаросский собор в Тронхейме), Сёр-Холугаланн (кафедра - Будё), Нур-Холугаланн (кафедра - Тромсё),- разделенных на 101 пробство (prosti). По данным на 2017 г., в НЦ 1204 территориальных прихода (sokn, sogn) и 10 общин (menighet), не связанных с к.-л. территориальным приходом (7 общин глухонемых при еп-стве Осло, городская община Саннес в еп-стве Ставангер, южносаамская община в еп-стве Нидарос, община на Шпицбергене в еп-стве Нур-Холугаланн). Действуют ок. 1,6 тыс. церквей, ежегодно проводится ок. 64 тыс. богослужений, среднее число участвующих в богослужении верующих - 95 чел. (2015).

http://pravenc.ru/text/2577959.html