Как ответит Россия на кражу 300 миллиардов долларов? По словам эксперта, интересна мировая панорама относительной долговой нагрузки по отдельным видам долгов. «В целом по миру уровень нагрузки по государственному долгу за год (с конца 3-го квартала 2022 г. до конца 3-го квартала 2023 г.) подрос с 96,7 до 97,0% ВВП. По группе развитых стран нагрузка по данному виду долга за год несколько снизилась – со 115,9 до 114,2%. А вот по группе развивающихся подросла – с 64,5 до 68,2%. Тем не менее, и в настоящее время относительный уровень государственной задолженности в группе развитых страны в 1,67 раза выше, чем в группе развивающихся стран. По данному виду долга наиболее высокий уровень нагрузки на конец 3-го квартала 2023 года был зафиксирован в Японии – 239,9% ВВП. В США этот показатель равнялся 117,6%; в Еврозоне – 92,6%; в Великобритании – 82,5%. В группе развивающихся стран по относительному уровню государственного долга рекордсменами были следующие страны (% ВВП): Сингапур – 170,8; Гонконг – 103,4; Гана – 85,9; Бразилия – 84,4; Китай – 83,0; Египет – 81,4. Для справки: у России этот показатель имеет значение 23,0%. Можно сказать, это рекордно низкое значение на фоне большинства развитых и развивающихся стран», - сказано в публикации. «Относительный уровень долга сектора домашних хозяйств за год несколько снизился – с 63,1 до 61,7% ВВП. По группе развитых стран показатель уменьшился с 73,3 до 70,7%. А вот по группе развивающихся стран он несколько подрос – с 46,0 до 46,7%. В группе развитых стран долговая нагрузка оказалась выше в 1,51 раза. Страны с наиболее высокой нагрузкой по долгу сектора домашних хозяйств (% ВВП): Южная Корея – 100,2; Гонконг – 95,2; Великобритания – 78,5; США – 73,2. Но есть страны с удивительно низкими показателями данного вида долга (% ВВП): Гана – 2,7; Аргентина – 3,7; Египет – 8,1; Кения – 10,7. Все страны с низкими и очень низкими уровнями долга сектора домашних хозяйств – из группы развивающихся стран. Для справки: у России этот показатель равняется 23,3 %», - сказано в публикации.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/04/mi...

Далее, проходя по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим ( Лк. 13:22 ), Иисус говорит: а впрочем, мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! ( Лк. 13:33–34 ). На пути к святому городу Иисус обращается к ученикам: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом ( Лк. 18:31 ). Гора Елеонская и Гефсиманский сад. Фото. 1890–1900 гг. Пересказывая притчу Христа о десяти минах, Лука подчеркивает: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие ( Лк. 19:11 ). Далее еще одна характерная ремарка евангелиста: Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим ( Лк. 19:28 ). Чуть ниже Лука говорит о том, что Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской... ( Лк. 19:37 ): по мере приближения к Иерусалиму географические детали становятся все более точными. Стоя на спуске с горы, Иисус заплакал об Иерусалиме ( Лк. 19:41 ): Лука – единственный из евангелистов, кто упоминает об этом событии, показывающем, какое значение Иерусалим имел для Иисуса. Наконец Иисус входит в храм Иерусалимский ( Лк. 19:45 ), после чего и начинаются последние события Его земной жизни. Исцеление расслабленного. Фреска. XVI в. Евангелие от Луки пронизано атмосферой хвалы, благодарения и прославления Бога. Начинается оно рассказами о благовещении Деве Марии и рождении Иоанна Предтечи. Из описания явствует, что и Захария, и Елисавета, и Мария живут в атмосфере хвалы Богу и молитвенного благодарения. Так, благодарность Марии выражена в песни Величит душа Моя Господа... ( Лк. 1:46–55 ). В той же главе (1:68–79) содержится благодарственная хвалебная песнь Захарии. Говоря о рождении Иисуса Христа, Лука приводит хвалебную песнь ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ), а затем повествует о том, как пастухи, узнав о рождении Иисуса, возвратились, славя и хваля Бога (2:20). Рассказывая о сретении Младенца Иисуса в храме, Лука приводит благодарственную песнь Симеона: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ( Лк. 2:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Список 223. в начале, и частью под конец, кроме того слегка правлен рукою известного справщика мон. Евфимия, и при листе 573 остался отрывок не относящегося сюда письма к нему, на белом обороте коего Евфимием сделаны некоторые отметки при чтении устава, содержащегося в 57 слове Пандект. Впрочем, в некоторых местах встречаются и исправления другой руки. См. л. 6. 17 и об. 18. 19 и об. 33. 65 об. 68. 70 и об. 71. 88. 91. 100 об. 348. 541 об. На поле иногда выставляются места из Отцов Церкви и других сочинений, приводимых в Пандектах, по старопечатным изданиям, именно: л. 17 об. 21. 30 об. 32 и др. Маргарит, по Московскому изданию 1641 г.; л. 20. 76 об. 92 и др. Беседы Златоустого на Ев. Матфея, л. 27. 43. 44. 46. 63. 82. 98. 287 и мн. др. – на послания св. Апостола Павла, по изданию 1623 г. Киев; л. 80 об. 82об. 94 и др. Слова о священстве по изд. во Львове 1614 г.; л 47 об. 48. 51. 55. 64 об. 67 об. и мн. др. Василия Великого Слова постнические по изд. Острожскому 1594 г.; л. 29 об. 45. 59. 60 об. 68. 84 об. 142 об. и мн. др. Лествица по изд. Моск. 1647 г.; л. 49 об. 52 об. 53 об. 62. 72. и мн. др. Кормчая 1653 г. Таким же образом ещё цитуются Дорофей и др. По сим изданиям и сделаны вышеупомянутые лёгкие поправки, о чём и сам справщик неоднократно пишет: л. 54. с печа т справи т ; 84 об. 89 об. против места из аввы Дорофея : с, ли, мо дру– спра в с печа т но ; 494. сег в печа т л т н т ; 624 об. сы (т.е. сыскать) и спра в . Но довольно мест осталось ещё не исправленных, только с пометами: ищ, или спра в . 25. 33. 71 об. 82. 121. 283. 287 – досмо т р ; 631 сыщ и исправ в токово ап (на этот Апостол ссылается и 80 об. 288 об). Иногда выставляются на поле Греческие слова, но из писаний тех самых Отцов, которых слова приводятся, а не из Греческого подлинника которого, как видно, под рукою у Московских справщиков не было, и теперь нет в Синодальной библиотеке. См. л. 301. 578. 581 об. 584 об. Сл. 568 об. 560. πιφ. φυλ: 907: b.; 569. πιφ. φυλ: 910: b, d., Разумеется Петавиево издание Орр. S. На некоторые места книги сделаны замечания внизу, или на полях. Л. 23 об. 26. против места об употреблении в церкви гуслей и тимпанов: се и на игры еже в ропата. в костел и в кирка в чирча; л. 585. против того места, где Никон в пост св. Четыредесятницы, по вторникам и четверткам, с боязнью разрешает мирянам употребление рыбы, а инокам масла, если не произволяют совсем воздержаться от сего, справедливо замечено: противно аплски и сты цевъ канон, и церковны и блазненн велм малодшнымъ. – Иногда встречаются замечания для переписчика: л. 17. перед 1 словом: заставица (должна быть); 44 об. чисто по старом (переписывать, не обращая внимания на сделанные поправки); 86 об. киноваре; 128 об. выписа т сщее правило и з сово . – На последнем листе Евфимием, по обычаю, написан указатель некоторых предметов книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе ( Пс.26:12 ); но Той не отверзает уст своих: яко овча на заколение поведется, и яко агнец прямо стригущаго Его – безгласен, тако не отверзает уст своих ( Ис. 53 ); враги поскрежещут нань зубами своими, a Он не воспротивится и не воспротивоглаголет: плещи своя вдаст на раны, и ланите на заушания, и лица своего не отвратит от студа заплеваний ( Ис.50:5–6 ); чрез древо предадут Его смерти ( Иер.11:19 ), – ископают руце Его и нозе Его, и изочтут вся кости Его; разделят ризы Его себе, и о одежде Его метнут жребий ( Пс.21:18 ); дадут в снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом ( Пс.68:2 ); вси видящии Его поругаются Ему и – покивая главою – возглаголют устами: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, аще хощет Его ( Пс.21 ). Так Христос Старейшина – святый святых умрет ( Дан.9 ); но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его ( Зах.12:10 ), душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления ( Пс.15 ): в третий день Он воскреснет, и явится живым пред всеми ( Ос.6:2 ). Тогда все будут повторять: где ти, смерте, жало, – где ти, аде, победа?! ( Ос.13:14 ). Так Господь на земле явится, и с человеки поживет! Потом на высоту обратится паки: взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ); возьмут врата князи своя, и возьмутся врата вечная, и внидет Царь Славы; и речет – наконец – Господь Господеви: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя под ножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Так ясно и подробно святые Божии провидели весь путь, которым имел пройти на земле Господь наш! (Из проповедей преосвящ. Феофана). История догмата о Лице и деле Иисуса Христа и основанное на ней полное учение о Нем Православно-Христианской Церкви Пророчество о Иисусе Христе Св. Симеона Богоприимца Се лежит сей (Младенец) на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открываются от многих сердец помышления, – сказал св. Симеон Богоприимец ( Лк.2:34–35 ). То есть многим предстоит соблазниться о Иисусе Христе и пасть нравственно в неверие, a чрез неверие – в развращение; другим же многим предстоит восстать, чрез веру в Иисуса Христа, в новую святую, нравственную – духовную жизнь. Лежит Он на падение неверным, на восстание верующим. Лежит в знамение пререкания, – в спорное знамя, которое одна сторона будет стараться отбить, a другая – защитить, как это бывает во время войны. Одни – неверующие – будут стараться уничтожить Лицо и дело Господа; другие же верующие – будут стоять под этим знамением, ратовать за него и защищать его. И тогда-то, во время споров и борьбы за это знамение, ясно откроются тайные, сердечные мысли и чувства веры или неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Филигрань: Кувшинчик двуручный типа Абеленцева 206 (1600—1610 гг.), деформирован. Текст келарских памятей без заголовка, начинается словами: «Память, коли поедет игумен и старцы к Москве о Рожестве Христове…» (л. 70). В тексте отсутствует соборный приговор о Взвозском езе «7102 маия в 20 день», т. е. 1594 г., но есть уставная грамота 31 марта 1593 г. Исходя из этого, можно предположить, что рукопись (л. 48—85), в том числе памяти келарей, была составлена после 31 марта 1593 г., но не позже 20 мая 1594 Пятый список — Кир.-Бел. 68/1307. Рукопись в 4°, на 72 листах. Переплет в сумку из тисненой кожи, завязка оторвана. Рукопись писана одним почерком – полууставом, переходящим в скоропись с киноварными инициалами. На л. 1а скорописью XVII в.: «Обиходник келарский старый». Филиграни: Кувшинчик одноручный с литерами VI типа – Абеленцева 154 (1603—1604 гг.), Кувшинчик двуручный с литерами IV типа – Абеленцева 250 (1603—1604 В рукописи многие листы вырезаны и аккуратно вклеены к фальцу (узкой полоске бумаги у корешка кодекса), при этом текст не нарушен. Подобное формирование рукописи мы наблюдали при подготовке к изданию вытных книг Кирилло-Белозерского монастыря 1559 г. (Кир.-Бел. 69/1308). Это указывает на то, что тексты могли переписываться не только в тетрадях, но и на отдельных листах, а потом вклеиваться в рукопись. В состав рукописи Кир.-Бел. 68/1307 входят: кормовая книга (л. 1—27), праздничная книга (л. 28—45), памяти келарей (л. 46—67), соборные приговоры о площадном доводчике и деревенских ключниках (л. 67 об.), выпись из вкладных книг (л. 68—72). Келарские памяти начинаются словами: «Паметь, коли поедет игумен с старты к Москве». В состав келарских памятей включен упомянутый выше соборный приговор 1594 г., на л. 66 об. приписка, где 7110 (1602) г. упоминаеся как Тем самым, рукопись была составлена после 1594 г., но не позже 1602 г. (по хронологии после рукописи Соф. Шестой список — Соф. 1150. Рукопись в 4°, на 144 листах, писана одним почерком – полууставом, переходящим в скоропись, с киноварными инициалами. Переплет — тисненая кожа в сумку, обгорел, нижний клапан частично утрачен. На л. 1а скорописью XVII в.: «Обиходник келарской Варфоломеев». На л 1а об., 9 об. почерком начала XIX в.: Оглавление. Обиходник включает следующие тексты: «История откуда князи и государи российские ведут начало» (л. 1—8), Отводная грамота «о бережении» леса 15 июня 1589 г. (л. 8 об.—9), кормовая книга (л. 10—51), далее из рукописи вырезана уставная грамота 1593 г., включена П. М. Строевым в состав сборника 1566 г. (л. «Слово еже како лепо есть быти учителю» (л. 54—55), книга праздничная (л. 58—82), устав «о звонах и трезвонах» (л. 85—111 об.), чин о поставлении келаря, казначея, пономаря и торговца (л. 112—113 об.); чин о братотворении (л. 110—112); «Летописец игуменов» Кириллова монастыря (л. 113—114 об.); памяти келарей (л. 115—137); выпись из вкладных книг, «которые христолюбцы давали в Кирилов монастырь въклады болшие» (л. 138—143).

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

В рукописи Увар. 46 ЛВВ имеет неполный состав и открывается молитвой оглашенных. ЛВВ, как и ЛИЗ, имеет сиро-палестинский чин соединения Даров перед причастием, после этого читаются две молитвы, свойственные последованиям третьего типа: Врую ги ко ты еси снъ ба живаго и Вечери твоеи таинн днесь. Заамвонная молитва в этой рукописи архаична: она совпадает с древнерусскими последованиями ЛВВ – Влдко ги исе хе сподобивыи ни свое славы бщникомъ быти. В Увар. 574 в анафоре литургии Василия Великого имеется архаичная особенность – двухчастная структура эпиклесиса, когда Святой Дух призывается дважды, в первый раз над хлебом, во второй раз над вином: Створите убо хлбь сь чстное тло ха твого прложи дхомь стыимь. А же вь чаши сеи чстна крьвь ха твого прложи дхомь стыимь. И пакь пркрстить бо дари гле Причестимсе стому ти дху. Эта литургическая особенность была свойственна некоторым греческим последованиям литургии Иоанна Златоуста древней южноитальянской редакции. Здесь мы наблюдаем перенос этой особенности, изначально свойственной ЛИЗ, на литургию Василия Великого . Схожие явления присуствуют и в древнерусских служебниках, где многие архаичные молитвы переносятся в ЛВВ и сохраняются в ее последовании. В служебнике НБКМ 590 литургия Василия Великого не сохранилась в полном объеме: она начинается с молитвы перед анафорой и обрывается на молитве главопреклонения. В чтениях этой рукописи прослеживается большое число чтений из древнерусской редакции. Из всех рукописей второго типа служебник НБКМ 590 текстологически ближе всех к древнерусским спискам ЛВВ. Итак, литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в указанных источниках могут быть сгруппированы следующим образом. Списки Хлуд. 117, Q.n.I.68 и Увар. 574 близки друг другу по набору общих чтений, они восходят к древней западноболгарской переводческой традиции и, возможно, содержат ряд чтений перевода древнейшего периода. Рукописи Q.n.I.48, Увар. 46 и НБКМ 590 близки друг другу по набору общих чтений и восходят к преславскому переводу, сохранившемуся в древнерусской редакции, поэтому чаще всего эти рукописи имеют чтения, совпадающие с древнерусскими служебниками. 1.2. Рукописи второго типа, непосредственно предшествующие правленым по Диатаксису редакциям

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вероятно также, что, согласно своему намерению ( Римл. 16 : 24), Ап. Павел посетил и Испанию; ибо св. Климент римский 181 говорит о нем, что он доходил до последних пределов Запада (κα π τ τερμα τς δσεως λθν). Но когда Нерон воздвиг гонение на христиан, тогда Павел явился в Рим для укрепления и утешения страждущих и, несмотря на опасности, продолжать возвещать имя Христово. Св. Златоуст свидетельствует, 182 что причиной осуждения Павла на смерть было обращение им одной особенно любимой наложницы Нерона. Как римский гражданин, Павел усекнут мечом 29-го июня 67 или 68 года по Р. Х., т. е. или в один день и год с Апостолом Петром или, вероятнее, спустя год по смерти Апостола Петра. Примеч. Для точного хронологического расположения событий, описанных в книге Деяний, необходимо знать время обращения Павлова. Многие думали, что Павел обратился в первый год по Вознесению Господа на небо (см. у Спингейма Dissert. de tempore conversiones Paulinae). Но невероятно, чтобы описанное от первых восьми главах книги Деяний и умножение христиан в Дамаске, вызвавшее путешествие туда Савла, могло совершиться в течение нескольких месяцев. Ап. Павел говорит, что во время его обращения Дамаск находился во власти Ареты, царя аравийского. Но этого не могло быть, пока правителем Сирии (к коей принадлежал Дамаск) был Вителлий, или по крайней мере до смерти Тиверия, последовавшей 16-го марта 38 или 39 года от Р. Х., так как Тиверий приказал Вителлию помогать Ироду Антипе (с коим собственно с 34 года началась война у Ареты за Иродиаду, дочь его), поскольку Арета в 37 году разбил войска Ирода (Josephi Antiqu. XVIII. сар. 1. Sg.) и Вителлий собрал легионы свои для войны с аравлянами; но, получив известие о смерти Тиверия, возвратился на зимние квартиры, а вскоре потом Сирия лишилась своего победоносного правителя. В послании к Галатам (1:19) говорится, что первое, по обращении Павла в Иерусалим, прибытие случилось через три года после его крещение в Дамаске, посему второе его путешествие туда для отнесения милостыни, по случаю начавшегося голода, очевидно, случилось не менее, как через четыре года; а голод начался в четвертый год Клавдия или 46 г. по Р. X., след, обращение последовало, вероятно, не ранее 40 или 39 года от Р. Х. В послании к Галатам (2:1) Апостол говорит, что, спустя четырнадцать лет, он путешествовал в Иерусалим по откровению (καα ποκλιψιν). Если не разуметь под этим путешествие его на собор апостольский в 57 году ( Деян.15:1–34 ), то, очевидно, надобно относить это к прибытию в Иерусалим по возвращении из второго путешествия, около 54 г. по Р. X.; след. и по сему расчислению время обращения Павлова относится или 38, или, что вероятнее, к 40 году по Р. X. Впрочем, по причине различия прикровенных указаний, о времени обращения Павла трудно сказать что-нибудь достоверное (см, жизнь св. Апостола Павла стр. 49–56). § 92. Происхождение и состав римской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Топографическое и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1834. С. 57; Он же. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 59; ср.: Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Рус. земли. М., 1836. Ч. 3. С. 283). К тому же содержание этого предания варьируется и вместо Воскресенского мон-ря называется Зачатиевский мон-рь ( Мельников. 1846. С. 200; Соловьёв. 1887. С. 3; Четыркин. 1886. С. 8; Гациский. 2001. С. 55; Сойкин. 2006; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 68). В целом это предание не может рассматриваться как исторически достоверное. В нач. XVIII в. в Воскресенском мон-ре, пришедшем в упадок, оставались только 7 стариц. Мон-рь серьезно пострадал во время пожара 1715 г., поэтому в 1723 г. Нижегородский и Алатырский еп. Питирим его упразднил, присоединив к Крестовоздвиженской обители. Собственно Крестовоздвиженский мон-рь, именовавшийся до 1716 г. Происхожденским, первоначально располагался над р. Волгой на т. н. Егорьевской горе, напротив Георгиевской башни кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26). Согласно городскому преданию, именно на том месте выступал с патриотическим призывом к нижегородцам К. Минин в 1611 г. Считалось, что обитель воздвигнута в ознаменование подвигов нижегородцев в Смутное время ( Храмцовский. 1865. С. 25; Он же. 2005. С. 332; Добровольский. 1895. С. 73; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 75). Возможно, под влиянием этого мнения архим. Макарий (Миролюбов) писал (без ссылок на источники), что мон-рь существовал уже с 1612 г. ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 46). Однако по документам этот мон-рь известен только с кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. Так, еп. Амвросий (Орнатский) упоминал о царской грамоте, по к-рой в обитель были пожалованы ризы и др. церковная утварь. Но указания на место хранения этой грамоты или ее публикацию он не сделал. Кроме того, в датировке грамоты автором допущен явный анахронизм: от Сотворения мира она датируется 7129 г., а от Рождества Христова - 1618 г., хотя должен быть 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Церковь поддерживала в христианах воздержание ради Царства Небесного, к-рое достигалось вследствие сильного душевного стремления к Царству Небесному и свободного обуздания плоти, а не вследствие физического вреда (прав. 21-24). Священническое право определяет, что священническое служение может нести только тот, кто был женат 1 раз (1 Тим 3. 2, 12; Тит 1. 6, 8), был воздержан и не взял в жены ни вдовы, ни блудницы - правила 17-19. Священное лицо не может участвовать в мирских делах, не согласующихся с его предназначением, дабы «неупустительно быти при делах церковных» (прав. 6, 81); не может давать поручительство перед судом (прав. 20), заниматься военными делами в стремлении «удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность» (прав. 83), в противном случае он извергается из сана. Правила 47, 49, 50 посвящены таинству Крещения: предписаны условия истинного Крещения, важнейшие элементы чинопоследования Крещения. Как едино Крещение, так и едино рукоположение, «разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями церкви быти невозможно» (прав. 68). О покаянии правила 52, 62. О посте прав. 69. Следующие правила определяют церковные наказания ( епитимию , отлучение ) за различные преступления: 45, 46, 65 (с еретиками моление, крещение или причащение у еретиков), 73 (использование освященных предметов, предназначенных для Евхаристии , в домашнем употреблении), 25, 61, 72 (блуд, клятвопреступление, воровство), 29, 30, 76 (получение сана неправедным путем), 27, 42-44, 54, 57 (безнравственное поведение), 66, 67 (убийство, насилование). Также должны подвергаться наказаниям и лица, имеющие общение с отлученным от Церкви,- правила 10, 11, 12, 16. Лит.: Книга правил. СПб., 1893, 1993р; Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Х., 1893. Т. 1; Leclercq H. Canons Apostoliques//DACL. 1910. T. 2. Part. 2. Col. 1910-1950; Metzger M. Les Constitutions Apostoliques: In 3 t. P., 1985-1987. (SC; N 320, 329, 336). Прот. Владислав Цыпин, Л. В. Литвинова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75744.html

Как и в антиохийской литургической традиции, иерусалимские спудеи использовали в богослужении не только псалмы и антифоны, но и разнообразные гимнографические сочинения, сопоставимые с сир., на что указывают особенности палестинской Г. VII-VIII вв. Так, лит. форма и наличие акростиха в праздничных песнопениях патриарха Иерусалимского свт. Софрония I (633/4-638), известных под названием «анакреонтические стихотворения», свидетельствуют о том, что они восходят к древней гимнографической традиции. Богослужение в палестинских мон-рях (киновиях) в V-VI вв. во многом определялось литургической традицией городских аскетических общин (спудеев), но его отличало отсутствие сложной Г., характерной для городских храмов. Палестинское келлиотское монашество почти не использовало гимнографические тексты. В VII в. в палестинской литургической традиции произошли существенные изменения. Монахи, занявшие в Иерусалиме и др. городах Палестины место спудеев после перехода власти к арабам (637), принесли в храм Воскресения и др. городские храмы свою богослужебную традицию, в основе к-рой лежало монашеское псалмопение, что привело к изменениям в составе комплекса гимнографических текстов. Характерным элементом нового богослужения, сформировавшегося в Иерусалиме в VII в., был новый гимнографический жанр - канон , представлявший собой собрание различных строф, припевавшихся к стихам 9 библейских песней из иерусалимской Псалтири. Первоначально эти строфы (припевы) заимствовались из древних песнопений, исполнявшихся спудеями в Иерусалиме, на что указывает как отсутствие ирмосов , так и различие строф одной и той же песни по размерам и содержанию в воскресных канонах, входящих в состав древнего иерусалимского Тропология, сохранившегося в груз. переводе (древний Иадгари). В этот Тропологий вошли и архаичные праздничные припевы к стихам песни вавилонских отроков (Дан 3. 57-88) и песни прор. Захарии (Лк 1. 68-79), тогда как в качестве постоянного припева к песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55) использовался тропарь «Честнейшую херувим». Анализ древних богослужебных канонов (полных и кратких) показывает, что появлению полного канона, содержащего строфы-припевы ко всем 9 песням, предшествовал период существования архаичных двупеснцев, к-рые возникли достаточно рано и изначально могли быть связаны только с песнями вавилонских отроков, прор. Захарии и Пресв. Богородицы, а не со всей последовательностью из 9 библейских песней, вошедшей в состав палестинской утрени позднее. По структуре они совпадают с более поздним двупеснцем, однако в них, как и в воскресных канонах древнего Тропология, отсутствовали ирмосы. Отличительной особенностью нового гимнографического жанра - 9-песненного канона - стала его неразрывная связь с новой ладово-мелодической системой, появившейся в Иерусалиме в VII в.,- осмогласием .

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010