§ 305. Послушание показывать Богу, то есть от зла уклоняться и благое творить должно нам, христианин, но надежду избавления и спасения полагать только на одного Христа. Ибо: 1) Как от вечной смерти, ада и мучения избавляемся, так и вечную жизнь получаем не нашим, но Христовым послушанием, верою во «Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» ( 1Кор.1:30 ), Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). «Ибо, как непослушанием одного человека Адама сделались многие грешными, так и послушанием одного, Иисуса Христа, сделаются праведными многие», – говорит апостол ( Рим.5:19 ). Итак, как оправдаемся перед Богом верой во Христа, так, следовательно, и спасаемся. Ибо где оправдание, там и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасения не бывает. Ослушанием нашим гневу Божиему и вечной смерти подпадаем, но послушанием сами от этого избавиться и вечную жизнь заслужить не можем. Надобно ко Христу, Сыну Божиему, как Ходатаю нашему ( 1Ин.2:1 ), с верою прибегать. Он нам всесовершеннейшим Своим послушанием как избавление от смерти, так и наследие вечной жизни заслужил, если чистосердечно в Него веруем. 2) Нам должно заботиться о том, чтобы спасения, которое Он нам заслужил, своим неверием и ослушанием не потерять. Отсюда повелено нам: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп.2:12 ). «Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:17–19 ). Если хотим получить спасение, то должно нам беречься всего того, что затворяет дверь к этому спасению. Затворяет же непослушание и грех . «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист», – говорит апостол ( 1Ин 3:3 ), то есть бережется грехов и в прежних усердно кается. 3) Послушание – наш долг Богу, ибо создание должно своему Создателю послушание и почитание воздавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Все» люди отныне уже не «чада гнева Божия» ( Еф.2:3 ), чем они были дотоле, а «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ). Следовательно, отныне люди являются братьями между собою не только в том смысле, что все произошли «от одной крови» ( Деян.17:26 ), что было известно ветхозаветному еврею, – но и в новом, в духовном – как «чада Божии» ( Флп.2:15 ), дети любви Божией, о чем до Христа нельзя было и говорить. Отсюда связь людей, как одинаково искупленных Господом от греха и его следствий проклятия и смерти, становится еще теснее. И если единство крови, между прочим, служило для них в ветхозаветные времена основанием, побуждавшим их к братскому именно взаимоотношению, то их «сыновство Божие по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ) служит таким основанием в бесконечно большей еще степени. Все эти «сыны Божии – члены друг другу» ( Еф.4:25 ), члены одного и того же тела, они, как искупленные Господом, составляют единый духовно-телесный организм. Как члены обыкновенного телесного организма человека относятся друг к другу с любовью (хотя иногда и ложно понимаемою), помогают и содействуют друг другу, входят в положение один другого, точно так же должны относиться друг к другу и мы все, как «члены друг другу». Известно, далее, что мы должны взирать на Спасителя нашего, как на высочайший и идеальнейший для нас Образец (ср. Флп.2:5 и др.). Поэтому, если Он обнаружил к нам Свою бесконечную любовь, то и мы, говорит Господь, в свою очередь, должны проявлять любовь же друг к другу ( Ин.13:34 ). И подобно тому, как Он из любви к нам принес Себя в умилостивительную жертву, и мы должны жить между собою в любви и жертвовать своими интересами в пользу ближних ( Еф.5:2 ). И только тот, кто поступает так, есть истинный Христов ученик ( Ин.13:35 ). Далее, из любви к нам Бог не пощадил Своего Единородного Сына, послав Его на страдания и смерть. Здесь опять – новое основание требовать от нас любви к ближним «если так возлюбил нас Бог», говорит св. апостол Иоанн, «то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.4:11 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому » (Рим. 16:1, 2). Здесь он свидетельствует об ее усердии, простиравшемся до заступления; а Прискилла и Акила преданы были Павлу даже до смерти, как он пишет об них: « приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу » т. е. шли на смерть (Рим. 16:3, 4). И еще о другом в послании к этим самым филиппийцам он говорит: « ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне » (Флп. 2:30). Видел ли, как они любили учителя, как думали об его покое более души своей? Поэтому никто и не превзошел их тогда. Говорю это не для того, чтобы мы только слушали, но чтобы и подражали; простираю слово свое не к одним подчиненным, но и к начальствующим, чтобы и ученики оказывали великую заботливость об учителях, и учители имели Павлову нежность к подчиненным, не только присутствующим, но и находящимся далеко. Подлинно, обитая во всей вселенной, как бы в одном доме, так Павел заботился о спасении всех; и все свое оставив: узы, скорби, раны и стеснения, ежедневно узнавал и разведывал, каково состояние учеников; и часто только для этого самого он посылал то Тимофея, то Тихика. О последнем он говорит: дабы знать, « чтобы он утешил сердца ваши » (Еф. 6:22); а о Тимофее: « я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш » (1 Фес. 3:5). Также посылал он Тита в другое место, и иного в иное. Так как сам он, будучи часто по необходимости удерживаем узами в одном месте, не мог быть с теми, которые составляли для него как бы его внутренности, то имел общение с ними чрез своих учеников. 7. Итак, будучи тогда в узах, он пишет филиппийцам: « желаю, братия, чтобы вы знали », называя учеников братьями (Флп. 1:12) Такова любовь. Она отвергает всякое неравенство, не знает преимущества и достоинства, но хотя бы кто был даже выше всех, нисходит к низшему из всех, как поступал и Павел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Эти благодеяния Божии, совершенные Им через Его ангелов, обязывают нас почитать их как служащих, милостиво и кротко, нашему спасению (см.: Пс.90:11; 102:212 ; 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ). Православный : Из чего видно, что святые ходатайствуют о нас в своих молитвах? Священник : Я уже показал это на многих примерах из Священного Писания. Но чтобы еще крепче утвердить тебя в истине, приведу еще раз слова апостола Павла филиппийцам: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ; ср.: 2Кор.13:9 ; Еф.1:16–18 ; 1Фес.1:2–3 ; 2Фес.1:11; 3:14–21 ; 2Тим.1:3 ). Православный : Но почему Бог принимает молитвы и ходатайства святых и ангелов о нашем спасении, если между Богом и людьми один посредник Господь и Спаситель Иисус Христос? (См.: 1Тим.2:5 .) Священник : Бог принимает прошения и ходатайства, возносимые к Нему молитвами святых и ангелов, ибо желает прославить их, как и они прославляют Его на небе и на земле. Это подтверждает Священное Писание, возглашая от лица Божия: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ). И поскольку святые страдали вместе с Христом в жизни сей, то они вместе с Ним и прославятся, когда Бог, как написано, явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе ( Рим.9:23 ). Посему, прославив Бога в своих телах, душах (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ) и добрых делах (см.: Мф.5:16 ), претерпев мучения во славу Божию (см.: Ин.21:19 ), прославляются и они Богом, от Которого принимают не только славу, но и дар великих чудотворений больших, чем совершены на земле Им Самим, по слову Его: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Мы не поклоняемся святым Божиим как неким богам и подателям благ по естеству, но почитаем их как друзей и служителей Божиих, стяжавших у Него великое доверие. Ибо всё, чего ни попросят, получают, как соблюдшие Его заповеди (см.: 1Ин.3:21–22 ). Вот что говорит об этом святая Церковь устами ее предстоятелей:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

10–11. Иисус Христос смертию Своею на земле спас все народы, какие только можно представить в великом Божием творении, или на земном шаре. 13. Всякое доброе дело как начинает, так и совершает в нас Бог ( Флп.1:6 ). Бог усовершает нас во всяком добром деле во исполнение воли Его ( 1Фес.4:3 ), производя в нас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ). Гл. 3. Ст. 2–3. Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). 5, 8. Кто последует Иисусу Христу, тот отказывается внутренне от знатности рода и всех внешних пред другими преимуществ ( Мк.8:34 ). 12–15. Не почитай себя совершенным, доколе находишься в сем смертном теле; все совершенные забывают прежние свои добродетели и простираются вперед, доколе не соединятся со Христом в вечности. 16–17. Для Христианина главное правило подражать во всем Иисусу Христу ( Флп.2:5 ; Мк.8:34 ) и Его последователям. 18–19. Все лжеучители, которые вводят пагубные ереси, и отвергаются искупившего их Господа, готовят сами себе скорую погибель: они – враги креста Христова – полагают удовольствие во вседневной роскоши; сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:1, 13, 14 ). 19–20. Кто воскрес со Христом, тот не мыслит о земном; он ищет горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ). 20. Не для сей временной, но для будущей вечной жизни мы созданы. Жизнь наша на небесах есть истинное наше сокровище, а где сокровище наше, там должно быть и сердце наше ( Мф.6:21 ). Гл. 4. Ст. 6. Кто помышляет о смерти, или о близкой кончине мира, тот ни о чем не заботится, во всем поступает благоразумно, и бодрствует в молитвах ( Иак.5:7 – 2Пет.3:8, 9, 11–12 ). 7. Помышление о будущем блаженстве праведных утверждает сердца наши и мысли наши во Христе Иисусе ( Рим.8:35 ). Блаженное состояние (мир Божий) в будущем веке превышает всякое человеческое помышление ( 1Кор.2:9 ), и всякий имеющий сию надежду быть подобным Богу, очищает себя от грехов, так как Бог чист ( 1Ин.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

23), «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр 2. 2); «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр 3. 18), «младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Петр 5. 5); «мужья, обращайтесь благоразумно с женами» (1 Петр 3. 7). «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям… Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр 3. 1, 3-4). Переход от неверия к вере и от беззакония к благочестию требует от христианина (1 Петр 4. 16) проявления рассудительности, воздержания, терпения и любви (2 Петр 1. 5-7), являющихся условием «успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1. 8), даровавшего верующим «великие и драгоценные обетования» - стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4), что составляет высочайшую и вместе с тем сокровенную цель В. х. Св. ап. Павел связал тему В. х. с христ. верой и действием Св. Духа в жизни отдельного человека. Возвещаемая в его Посланиях жизнь в вере в Господа Иисуса Христа, в любви и благодати Св. Духа - это новая ситуация, являющаяся результатом Божественного призвания человека и его восхождения по пути богоуподобления и достижения святости. Для ап. Павла вера означает содержание жизни, поскольку понимается им как личное обязательство человека перед Богом и окрашивает собой воззрения человека на окружающую реальность. Центральная идея в благовестии ап. Павла о вочеловечении Бога имеет к теме В. х. принципиальное отношение, ибо теперь жизнь человека ознаменована верой во Христа, оправданием во Христе и вечным спасением во Христе. Актуальным становится лишь познание Господа Иисуса Христа, в то время как все другое является «тщетою» (Флп 3. 7-8). Уверовавшие во Христа должны воплощать в себе образ Христов, быть новым творением во Христе, поступать не «по плоти, а по духу», ничего не делать «по тщеславию, но по смиренномудрию» (Флп 2.

http://pravenc.ru/text/155352.html

Учение о необходимости благодатной помощи Божией в деле личного спасения имеет прямое и прочное обоснование в Св. Писании. «Без Меня не можете делать ничего» – этими словами поясняет Спаситель замечательную притчу о виноградной лозе ( Ин.15:1–6 ). Отвечая на вопрос учеников, «Кто же может спастись?», Он ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ; Лк.18:26–27 ). Как мы видели из уже приведенного выше текста, «никто не приходит к Отцу, как только чрез» Иисуса Христа ( Ин.14:6 ), но для того, чтобы взыскать и познать Иисуса Христа как путь, истину и жизнь (там же), необходимо предваряющее действие благодати Отца небесного: «Никто не может придти ко Мне, – говорил Христос в споре с иудеями, – если не привлечет его Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день». У пророков написано: и будут все научены Богом ( Ис.4:13 ). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин.6:44–45 ). Так и ап. Павел, призвав филиппийцев «со страхом и трепетом» совершать «свое спасение», т. е. прилагать для спасения личные усилия, добавляет: «потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:12–13 ), указывая тем самым, что благодать необходима не только для реализации нашего желания творить добро, но и для возникновения в нас самого желания. Постоянно имея в виду необходимость благодатного содействия Божия для членов Церквей, ап. Павел постоянно включает в свои послания пожелания пребывания с ними благодати Божией, в частности, начиная и заключая такими пожеланиями почти каждое послание( Рим.1:7, 16:24 ; 1Кор.1:3–6, 16:23 ; 2Кор.1:2, 13:13 ; Гал.1:2, 6:18 ; Еф.1:2,6:24 ; Флп.1:2, 4:23 ; Кол.1:3, 4:18 ; 1Сол.1:1, 5:28 ; 2Сол.1:2, 3:18 ; 1Тим.1:2,6:21 ; 2Тим.1:2, 4:22 ; Тит.1:4, 3:15 ; Флм.1:3, 1:24 ). Св. Ефрем Сирин , видя корни личного спасения в спасении, соделанном Иисусом Христом, связывает необходимость благодати с обуславливающим ее фактом объективного спасения: «Бог требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими. Искоренить же грех и прирожденное зло и побороть сопротивника – Божие уже дело. Ибо если бы сам ты в состоянии был сделать сие, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук: так невозможно человеку спастись или войти в небесное царство без Господа Иисуса». 72

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1:23). А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8). И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь (2 Тим. 4:18). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Если Апостолы — не еретики, то уверенность в спасении — не ересь. Объясню, почему я считаю нужным придерживаться такой позиции и отстаивать ее. Во-первых, цель жизни христианина состоит в прославлении Бога: мы призваны во всей полноте признавать Его милосердие, верность и всемогущество и открыто " возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет " (1 Петр. 2:9). Уверенность в спасении существует не для нашего психологического комфорта, но " дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь " (1 Петр. 4:11). На мой взгляд, сказать " Я уповаю на Христа и при этом не уверен в своем спасении " — значит подать повод говорить о Христе как о ком-то сомнительном и ненадежном. Во-вторых, насколько я понимаю, Апостолы проповедовали именно уверенность в спасении. Человек, который говорит " желаю разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше " (Флп. 1:23), определенно был уверен в спасении; и я не впаду в ересь, если последую ему. Конечно, возможно, что я абсолютно неправильно истолковал Писание; ну что ж, в таком случае это легко можно будет опровергнуть, представив другое, правильное толкование. В-третьих, у меня есть определенная личная причина: если единственно верным является такое представление о спасении, когда даже благочестивейший подвижник говорит " куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня " , то у меня нет вовсе никакой надежды. Куда же тогда ввергнут меня? Ведь я далек от таких подвигов благочестия. Если спасение человека определяется его личными подвигами и добрыми делами, то я обречен, ибо не имею ни того, ни другого. В-четвертых, неуверенность в спасении весьма сильно подрывает миссионерские возможности Церкви — ибо как же мы можем возвещать кому-либо спасение, если сами в нем не уверены? Как можем мы говорить кому-то " веруй — и спасешься " , если сами веруем и не знаем, спасемся или нет? Приведу пример: как-то, когда я еще не был уверен в спасении, я беседовал с одним неверующим человеком, и привел ему слова Писания " Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется " (Рим. 10:13). " Ну и как, — поинтересовался он, — ты призвал имя Господне? " " Да, — ответил я, — призвал и продолжаю призывать " . " Ну и как, ты спасся? " — задал он вопрос и, надо сказать, поставил меня в тупик. Если я не уверен, что это правда по отношению ко мне, то как я могу проповедовать это другим?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Но если Он и был «послушлив» (Флп. 2:8) Отцу и вместе с нами, по домостроительству, соделался подзаконным, как человек, если наименован и рабом, не обесчестив природы воспринятой плоти: тем не менее Он был и есть в то же время свободный, как по естеству Бог, игом рабства отнюдь не связан и совсем не испытал его. Ибо Он пришел свыше и есть выше всего, происходя от самого свободного существа Бога и Отца. Поэтому и сказано, что юница должна быть приведена рыжая и непорочная и тягостей ярма не испытавшая. Ибо если Единородный «уничижил Себя» и добровольно снизошел до «зрака раба» (Флп. 2:7), то как или почему может быть сомнительно то, что это снисхождение было во всяком случае с высоты, а истощание — от полноты? От врожденной и изначальной свободы это было как бы снисшествием, говорю, в зрак раба. Итак, Он был юницею по причине того, что начальственное является как бы в подчинении и под законом; — рыжею же, потому что образ домостроительства состоял в крови ради нас и за нас. А непорочною, по причине безгрешности, так как Он не ведал греха, — не испытавшею труда и ярма, по причине Его свободы по Божеству и несродности к рабству, хотя Он и соделался подобен нам и был в зраке раба. Но пусть дадут, сказано, юницу «и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана... , и заколют ее при нем» (Чис. 19:3). Жрец может быть образом священников и освященных и помазанных во Святом Духе; поелику и в отношении к нам уверовавшим сказано в одном месте устами святого Апостола: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2:9). Итак, нам священным, роду избранному и святому народу, Христос дан от Бога и Отца, как «праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30), Спаситель и Искупитель, Который, как пишет богоглаголивый Павел, и «пострадал вне врат» (Евр. 13:12). Туда и мы должны идти, говорит он, «нося Его поругание» (Евр. 13:13), то есть каждый — свой крест. О сем говорил и сам Спаситель: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3508...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010