типов в районах распространения клиновидных гробниц отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, проводили церемонии инаугурации правителей и др. обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (напр., в Ньюгрейндже - золотые рим. монеты и торквесы (шейные кольца) бронзового века с лат. надписью). В состав мн. ритуальных комплексов (Темры (Тары), графство Мит; Эмайн-Махи (Навана), графство Арма; Круахана (Раткрогана), графство Роскоммон) входят памятники, относящиеся к неолиту и к более позднему времени (вплоть до раннего средневековья). Наряду с мегалитами встречаются одиночные ингумации и кремации в т. н. цистах (каменных камерах) линкардстаунского типа (с единичным или парным погребением). Каменные круги (хенджи) датируются эпохой перехода к бронзовому веку. Хотя иногда они окружают уже существующие гробницы (как, напр., в Ньюгрейндже), их появление свидетельствует об изменениях в религ. представлениях населения И. Курганная гробница Наут (графство Мит). III тыс. до Р. Х. Курганная гробница Наут (графство Мит). III тыс. до Р. Х. Начало бронзового века в И. связывают с появлением или влиянием т. н. культуры кубков (однако характерный для нее тип захоронений отсутствует). Выделяют 3 этапа бронзового века в И.: ранний (ок. 2400-1500 гг. до Р. Х.), средний (ок. 1500 - ок. 1000 гг. до Р. Х.) и поздний (ок. 1000 - ок. 500 гг. до Р. Х.). О погребальном обряде ничего не известно. Большинство бронзовых предметов происходит из кладов, к-рые находят также в реках (Шаннон, Банн, Блэкуотер) и в болотах (приношения речным или подземным божествам?). Основная часть сырья, пригодного для выделки предметов и украшений, добывалась в И.: известны медные шахты бронзового века (Маунт-Гейбриел, графство Корк), месторождения олова и золота в горах Уиклоу. Часть украшений сделана из импортного золота. В бронзовом веке преобладали индивидуальные погребения в цистах (среди инвентаря - сосуды с пищей) и погребения с урнами различных типов, обычно покрывавшими кремированные останки (возможно, символические жилища душ умерших).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Яркие памятники неолита и раннего бронзового века И.— мегалитические гробницы (см. мегалиты), к-рых известно не менее 1000 (вероятная датировка, полученная с помощью радиокарбонного метода: 3500–2500 гг. до Р. Х.). Основным способом погребения были кремация и (или) экскарнация (оставление трупов на открытом воздухе до разложения с последующим перезахоронением). Выделяются 4 типа погребальных памятников: курганы, портальные дольмены, коридорные и галерейные гробницы. Курган соединены галереями с ограждённым камнями или плитами двором; они распространены в основном на севере И., содержат останки от 1 до 30 и более человек. Портальный дольмен — огромная плита, положенная на боковые опоры, известны преимущественно в вост. части о-ва (Ляк-ан-Скаль, гр. Килкенни). Коридорная гробница — коридор из каменных плит ведёт в погребальную камеру с каменным ложем для кремированных останков нескольких человек (от 4–5 в Ньюгрейндже, до 65 в Форноксе I, оба гр. Мит). Иногда достигают диаметра в 80–90 м (Ньюгрейндж, Наут и Даут в долине р. Бойн, гр. Мит). Часто образуют «кладбища», крупнейшие — Кэрроукил и Кэрроумор, гр. Слайго, Лохкрю и комплекс в долине  Бойна. Для коридорных гробниц характерны орнаменты на камнях (спиралевидные, ромбовидные, зигзагообразные), к-рые интерпретируют как солярные и др. символы. Находки — керамика (тип кэрроукил), украшения (каменные и костяные бусы, костяные булавки), меловые шары (символы душ умерших?). Подобные гробницы и орнаментальные мотивы встречаются в Бретани и на Пиренейском п-ове; огромные трудовые затраты, необходимые для их возведения, свидетельствуют о централизации, выделении элиты, и, возможно, теократии. Клиновидные галерейные гробницы (более 400; в основном на юге И.) — небольшие, длина кургана 10–15 м, погребения — кремации, вход с запада или юго-запада. Они датируются более поздним временем, чем 3 первые типа (возможно, нек-рые относятся к бронзовому веку); мегалитические гробницы др. типов в районах их распространения отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, инаугурации правителей, иные обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (золотые рим. монеты и торквес бронзового века с лат. надписью в Ньюгрейндже). Мн. ритуальные комплексы (Темра (Тара), гр. Мит; Эмайн-Маха (Наван), гр. Арма; Круахан (Раткроган), гр. Роскоммон) включают памятники от неолита до раннесредневек. периода.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Наряду с мегалитами встречаются одиночные ингумации или кремации в т. н. цистах (каменная камера) линкардстаунского типа (с единичным или парным погребением). Каменные круги (хенджи) датируют эпохой перехода к бронзовому веку. Хотя иногда они окружают уже существующие гробницы (Ньюгрейндж), их появление говорит об изменениях в религиозных представлениях. Начало бронзового века связывают с появлением или культурным влиянием в И. т. н. «культуры кубков», хотя характерный для нее тип захоронений здесь отсутствует. Выделяют три этапа бронзового века в И.: ранний (ок. 2400–1500 до Р. Х.), средний (ок. 1500 — ок. 1000 до Р. Х.) и поздний (ок. 1000 — ок. 500 до Р. Х.), причем отдельные элементы сохраняются до раннего средневековья. Большинство бронзовых предметов происходит из кладов, но их находят также в реках (Шэннон, Банн, Блэкуотер) и болотах (приношения речным или подземным божествам?). Основная часть сырья добывалась в И. — известны медные шахты бронзового века (Маунт-Гейбриел, гр. Корк), месторождения олова и золота в горах Уиклоу,— однако часть украшений сделана из импортного золота. В бронзовом веке господствуют индивидуальные погребения в цистах (сопровождаются сосудом с пищей) и погребения с урнами различных типов, обычно покрывавших кремированные останки (символические жилища душ умерших?). Вероятно, в эту эпоху выделяется воинская элита, люди стремятся подчеркнуть личный статус с помощью оружия и украшений. Характерный элемент культуры раннего бронзового века — бронзовый топор (известно более 2000 экз.), среднего — копья, кинжалы, т. н. «рапиры» и «алебарды» (многие декоративны и могли использоваться как элемент парадного костюма или в обрядах). Были распространены золотые украшения: торквесы (шейные кольца), подвески, браслеты, плоские нашивки (т. н. «солнечные диски»). Разнообразием и техническим совершенством отличаются изделия позднего бронзового века — золотые украшения (ожерелья, торквесы, лунулы, браслеты, подвески, булавки, полые шары из золотой фольги; т. н. «Большой клад из Клэра» включал более 146 золотых предметов), изделия из бронзы (крюки для мяса, щиты, рога-луры, котлы), деревянные и кожаные щиты. О погребальном обряде ничего не известно. Керамика вплоть до раннего средневековья почти исчезла из обихода.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Пуповина всегда символизирует органическую я жизнедательную связь (без нее не смог бы жить ребенок во чреве). Поскольку трудно представить, чтобы в человеческом сознании жила мысль о том, что земля, полная мертвецов, питает небо, остается согласиться на единственную иную возможность – Небо призвано было питать землю и лежащих в ней. В Европе холмы с камнями на вершинах оставались объектами поклонения вплоть до XX столетия. Камни эти большей частью естественного происхождения, но кое-где на холмах и курганах специально устанавливались менгиры. С другой стороны, среди балтов по сей день распространен обычай во время жатвы оставлять несжатыми колосья на вершине холма. Рожь, оставшуюся не сжатой, крестьянин завязывал в узел .   Пуповины – изображения на памятниках мегалита   а) изображение на плитах гробницы Гаврини. Морбиан, Бретань; б) изображение в гробнице Иль Лонг; в) орнамент бордюрного камня кургана Ньюгрейндж. Мит. Ирландия   Узел этот именуют «пуповина холма». В литовских селах земледелец, сжавший рожь на вершине, презрительно прозывается обрезывателем пуповины (то есть он как бы лишает землю живительных соков Неба и убивает ее). Напротив, завязывание колосьев-пуповины означает состоявшееся рождение. Простейший опыт земледельческой жизни говорил неолитическому человеку, что для прорастания семени потребна и земля и солнце. Не будь несущих живительные тепло и свет солнечных лучей, семя так бы и сгнило в земле. И если Мать-Земля хранила в своем чреве усопших, то «прорасти» к новой жизни могли они не иначе, как под воздействием живительной божественной силы, приходящей свыше, которую древние так часто, и так удачно символизировали солнцем. На замковом камне галерейкой гробницы Ла Табль де Маршанд (Бретань) нас встречает совершенно египетский знак – круг с че тырьмя орлиными крыльями.   Мраморные цилиндры из гробниц Морон де ла Фронтера (Испания) с изображениями «совиноглазой богини». Начало III тыс. до Р. Х.   Глаза «совиноглазой богини» там, где это позволяют художественные средства, изображаются в виде колес с втулкой и спицами. Колеса – универсальный индоевропейский символ солнца. Не являются ли эти «портреты» Олд Хэг напоминанием ее неразрывной связи с небесным миром, когда глаза земли устремлены к солнцу, отражающемуся в них? А большие крылатые хищники, которых приносили в жертву «совиноглазой» богине, может быть и они своим парением в небесной выси напоминали человеку мегалита чаемую цель его загробных странствий?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Мегалиты ), которых известно не менее 1 тыс. (вероятная датировка, полученная с помощью радиокарбонного метода,- 3500-2500 гг. до Р. Х.). Основными способами погребения умерших были кремация и (или) экскарнация (оставление трупов на открытом воздухе до разложения с последующим захоронением). Выделяются 4 типа погребальных памятников: курганы, портальные дольмены, коридорные и галерейные гробницы. Из огражденного камнями или плитами двора внутрь кургана ведет галерея; курганы содержат останки от 1 до 30 и более чел. Этот тип памятников распространен в основном на севере И. Портальный дольмен представляет собой огромную плиту, положенную на боковые опоры (Ляк-ан-Скал, графство Килкенни). Коридорные гробницы составлены из каменных плит, проход между к-рыми ведет в погребальную камеру с каменным ложем для кремированных останков неск. человек (от 4-5 в Ньюгрейндже, до 65 в Форноксе I, оба в графстве Мит). Иногда коридорные гробницы достигают диаметра 80-90 м (Ньюгрейндж, Наут и Даут в долине р. Бойн, графство Мит), часто они образуют «кладбища», самые крупные находятся в Карроукиле и Карроуморе (графство Слайго), в Лохкрю и в долине р. Бойн. Для коридорных гробниц характерны орнаменты на камнях (спиралевидные, ромбовидные, зигзагообразные), к-рые интерпретируются как солярные и др. символы, типичные находки - керамика (тип карроукил), украшения (каменные и костяные бусы, костяные булавки), меловые шары (символы душ умерших?). Подобные гробницы и орнаментальные мотивы встречаются в Бретани и на Пиренейском п-ове. Значительные рабочие ресурсы, необходимые для возведения таких погребальных сооружений, свидетельствуют о централизации власти, о выделении элиты и, возможно, о теократии. Клиновидные галерейные гробницы (более 400; в основном на юге И.) были небольшими (длина кургана 10-15 м), погребения - кремации, вход с запада или юго-запада. Они датируются более поздним временем, чем 3 первых типа (возможно, нек-рые относятся уже к бронзовому веку); мегалитические гробницы др.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Братия обители обосновалась в центре древнего мегалитического сооружения, похожего на знаменитый комплекс Ньюгрейндж (Newgrange). Каменный форт состоял из большой круглой ограды. Образ именно этой мегалитической ограды виден практически во всех ирландских обителях, основанных выходцами из Инишмурей. Монахи без особых видимых причин создавали копию модели, внутри которой они выросли на Аранских островах. Подобным образом по всему острову, в глубоких болотах, на высоких скалах и в непроходимых рощах можно встретить реплики крестов, алтарей и каменных строений, оригиналы которых находятся на западных берегах Ирландии. Конечно, планировки монастырей, храмов и келий несут на себе следы новых архитектурных форм. Так, например, знаменитые круглые башни могут быть не только отдельно стоящим строением, но и вмонтированными в крышу храма, как видим на примере церкви святого Кевина в монастыре Гланделок (Glendalough, графство Уиклоу). Также отдельно стоящие каменные кресты нередко монтируются в алтари, как видим в Инишмурей. Но принцип древнего шаблона оставался неизменным. Подобная модель развития предполагает преемственность и в уставах. Внутренний дух не менее важен, чем внешние формы. Конечно, говорить о едином монастырском уставе в Ирландии не приходится. Однако дошедшие до нас правила часто содержат нормы, которые позволяли причислять их к одной традиции. Например, об уставе святого Энды (Endeus), основателя ирландского монашества и первого игумена Аранских островов (начало VI века), известно очень мало. Но поскольку его ученики с точностью копировали внешний вид аранских крестов и строений, можно предположить, что уставы их аббатств также скопировали правила, завещанные учителем. Монашеские правила на территории одного или нескольких королевств могли быть очень схожими. Крупные монастыри канонически контролировали близлежащие общины, подкрепляя свой духовной авторитет связью с великим основателем. Таким образом, в Ирландии создавались монашеские конфедерации, каждая из которых считала свой устав исключительными идеальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...