278 Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919. С. 4. 280 В 1997 году в этой квартире был открыт Мемориальный музей священника Павла Флоренского. (Примеч. сост.). 281 О Р.А. Флоренской см.: Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. М., ГТГ, 1977. С. 36, 75; Лапшин В.П. И з истории художественной жизни Москвы 1920-х годов. «Маковец». Советское искусствознание 79. Вып. 2. М., 1980. С. 376; Трубачева М. И з наследия Флоренской. Московский художник. 1981. 23 октября. 283 Флоренский П.А. О кукольном театре Ефимовых. Ефимов И. О б искусстве и художниках. М., 1977. С. 170. 284 См. в кн.: Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М., 1982. С. 137, ил. 60. В этой же книге см. воспроизведение одного из вариантов портрета П.А. Флоренского работы Н. Я. Симонович-Ефимовой (с. 75, ил. 32). 285 Существует и другой скульптурный портрет В.Ф. Эрна (см.: Голубкина А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983. С. 290292). 287 См.: В.И. Вернадский и семья Флоренских (материалы из архивов). Вопросы истории естествознания и техники. 1988. 1. С. 8098. 290 П.П. ОГП У (полномочное представительство объединенного государственного политического управления). (Примеч. сост.). 292 Известно, что год лишения переписки является годом смерти П.А. Флоренского; реабилитирован в 1958, в 1959, а также в 1989 годах. 293 Название присвоено XIX Генеральной ассамблеей Международного астрономического союза (1985, Дели). См.: Рекст В. От Тунгуски до Венеры. Газета «Вперед» (Загорск). 1986. 1 июля. 294 A.B. Уиттенговен [Уайтенховен (1897 1960-е) – художник, член московского антропософского общества в 1920-х годах, скончался в ссылке в Архангельске. О нем см.: Жемчужникова M.H. Воспоминания о московском антропософском обществе 1923 года. Минувшее. М., 1992. Т. 6. С. 35, 37, 39, 42. Приведенные сведения любезно предоставлены Л. А. Новиковым. – Примеч. сост. 295 Из записной книжки П.А. Флоренского, названной «Исторический инвентарь нашего дома в Сергиевой Посаде на Дворянской улице. Составил Павел Флоренский на память своим сынкам Василию и Кириллу....» (Архив семьи Флоренских).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В 1937 году Солженицын задумал большой роман о революции 1917 года, который впоследствии перерос в огромное произведение «Красное колесо» – многотомный труд с мельчайшими подробностями и массой фактической информации. Почему Солженицын не сразу был призван на фронт? 27 апреля 1940 года Александр женился на Наталье Решетовской, с которой вместе учился. В 1941 году блестяще окончил университет с квалификацией научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Спокойное течение жизни прервала война. Солженицын был признан «ограниченно годным» по здоровью, поэтому сразу мобилизован не был и в сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области. Но его активные попытки добиться призыва на фронт вскоре увенчались успехом и уже 18 октября Александр Исаевич был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определен ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон. На фронте столкнулся со всеми тяготами и лишениями военной жизни, дослужился до капитана и был награжден орденом Красной Звезды. Комбат А. Солженицын и командир артиллерийского разведдивизиона Е. Пшеченко. Февраль 1943 года. За что арестовали писателя? Но война заставила его взглянуть на многие вещи по-другому. Что-то переломилось в его восприятии действительности, и в его дневнике, который он вел на протяжении всей военной жизни, появились скептические оценки. В одном из писем другу он позволил себе рассуждать о послевоенном будущем страны в довольно нелестных выражениях. Такой дерзости соответствующие инстанции стерпеть не могли. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение заместителя начальника Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву. Так писатель попал на Лубянку. 7 июля он был заочно приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. Москва, Рыбинск, Загорск, Марфино, Бутырка, Казахстан… Чтобы не сойти с ума, он стал сочинять стихотворения – и заучивать огромные отрывки наизусть. О многом пришлось передумать, многое пересмотреть. В марксизме Солженицын разочаровался окончательно, и, возможно, именно в самые тяжелые минуты лагерной жизни он пообещал себе непременно выжить – выжить, чтобы ужасы пройденного не были погребены вместе со страдальцами, а стали известны всем. И обещание это Солженицын сдержал. Почему он мечтал о Нобелевской премии?

http://pravmir.ru/malenkiy-podmastere-i-...

К его разочарованию, профессор оказался страшным занудой. «Слева – луг, справа – дорога, уходящая вглубь и исчезающая за поворотом. Вдали холм, переходящий в поле с пшеницей. Световые блики – розоватые и жёлто-зелёные, в тенях применены синие тона. Цветовая гамма, уже характерная для стиля модерн, но сдержанность, характерная для Х1Х века». Это об одном пейзаже В. Д. Поленова. Моментально большая часть немногочисленных слушателей погрузилась в самый настоящий сон. Один, неподалёку от Вани, даже похрапывал, а искусствовед продолжал объяснять: «Вот это белое, а это зелёное …». Уходя, не дослушав московского гостя, Иван с сожалением размышлял, какой интересной и насыщенной могла бы стать лекция, проводи её человек с «другим» глазом. Впоследствии он убедился, что хороших искусствоведов не много. Некоторые из представителей этой профессии просто неудавшиеся художники, свою неспособность к творчеству компенсирующие недобросовестной критикой или скучнейшими рассуждениями о недостатках и просчётах других живописцев. Первые опыты с углём и сангиной оказались не особенно удачными, да иначе и быть не могло, коль наш любитель взял их в руки впервые в жизни. Однако, он ощущал всё большую уверенность в своих силах и снова и снова возобновлял попытки овладеть незнакомой техникой. Конечно, будь рядом живой учитель, было бы много легче. Иван часто не знал элементарных вещей, о которых в руководстве не говорилось ни слова. Он, например, собирался заточить угольный стержень, «чтобы было удобней». Однажды на улице Ваня заметил художника перед мольбертом, намеревающегося изобразить открывшийся пейзаж: пруд и ивы на берегу. Он делал наброски углём, причём чертил просто острой гранью. Со временем новичок привык к незнакомому материалу и неплохо орудовал и углём и сангиной. Когда-то в детстве он с соседкой бабой Любой посетил Троице-Сергиеву лавру. Даже сейчас Иван помнил все иконы, к которым они тогда прикладывались. Запомнилось и тамошнее торжественное и стройное пение, а главное атмосфера святости, покоя и чистоты, совершенно особенная, благодатная и он решил со временем снова съездить в Загорск (теперь снова Сергиев Посад).

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/07/...

. . . . . Боже мой, что же остается человечеству, кроме космического, глобального самоубийства?!! Разве не подлинное безумие вот эти слова Смита: «Можно сказать наверняка, что большинство присутствующих молилось, и молилось более горячо, чем когда бы то ни было раньше. Если взрыв удастся, это будет оправданием нескольких лет интенсивного труда десятков тысяч людей». . . . . . Про N говорят, что он был исключен из Союза русского народа — за правый уклон в вопросах антисемитизма. . . . . . Ленинградская запись. Что ели ленинградцы пять лет назад? По официальным данным (выставка «Героическая оборона Ленинграда»): хвоя, пузыри сухие (заменитель мяса), альбумин технический, кишки соленые, целлюлоза (фабрика-кухня Кировского района выпустила 1000000 блюд из целлюлозы), мездра, челна (технические отходы после убоя рогатого скота), клей, жмыхи всех видов… К этому могу добавить подошвенную кожу, всякого рода лекарственные травы… И тем и другим сам кормился. . . . . . У ларька, где торгуют квасом, конфетами и ватрушками. Покупательница — продавцу: — Вы что же мне так отвечаете, будто у вас гвоздь в сапоге? Вы должны улыбаться покупателю!.. Продавец делает страшную гримасу: — Пожалуйста… — Ты смеешься, подлец? С тобой покупатель разговаривает, а ты смеешься!.. . . . . . 26 января ездил в Загорск. Выехать удалось только к вечеру, на поезде 15.30. Подходил к Лавре уже в сумерках. Морозец под двадцать градусов. Все в инее. Под ногами как-то особенно похрустывает снежок, как хрустит он только в старых русских городах — в Новгороде, в Руссе и вот здесь — в бывшем Сергиевом посаде. На площади, по случаю выборов, говорило радио. Когда я входил в лаврские ворота, диктор объявил: — Говорит Ленинград. Счел это за доброе предзнаменование. Лавру осмотрел бегло. Стоял за всенощной в огромном монастырском храме. Большой квадратный зал (корабль?), совершенно голый. Икон нет (не считая фресок). В конце зала — арка, за ней — мерцание свечей, блеск золота, электрическая люстра, пение монашеского хора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Трудно в сильную жару, Например, толстухам: Стали падать духом. А девчонка лет пяти Не смогла пешком идти – На отце повисла, Будто коромысло. Жарко, жарко, нету сил! Хоть бы дождь поморосил. Вовка вызвал бы грозу – Не сговоришься с тучей. Она – на небе, он – внизу. Но он на всякий случай Кричит: – Ну где же ты, гроза? Гремишь, когда не надо! – И долго ждет, подняв глаза, Он у калитки сада. Жарко, жарко, нету сил!.. Пить прохожий попросил: – Вовка – добрая душа, Дай напиться из ковша! Вовка – добрая душа Носит воду не дыша, Тут нельзя идти вприпрыжку – Расплескаешь полковша. – Вовка, – просят две подружки, – Принеси и нам по кружке! – Я плесну вам из ведра, Подставляйте горсти… …Тридцать градусов с утра В городе Загорске, И все выше, выше ртуть… Надо сделать что-нибудь, Что-то сделать надо, Чтоб пришла прохлада, Чтоб не вешали носы Люди в жаркие часы. Вовка – добрая душа Трудится в сарае, Что-то клеит не спеша, Мастерит, стараясь. Вовка – добрая душа Да еще три малыша. Паренькам не до игры: Предлагает каждый, Как избавить от жары Разомлевших граждан. В городе Загорске Горки да пригорки, Что ни улица – гора. Шла старушка в гору, Причитала: – Ох, жара! Помереть бы впору. Вдруг на горке, на откосе, Ей подарок преподносит, Подает бумажный веер Вовка – парень лет пяти. Мол, шагайте поживее, Легче с веером идти. Обмахнетесь по пути. Вовка – добрая душа Да еще три малыша, Да еще мальчишек восемь Распевают на откосе: – Получайте, граждане, Веера бумажные, Получайте веера, Чтоб не мучила жара. Раздаем бесплатно, Не берем обратно. На скамью старушка села, Обмахнулась веером, Говорит: – Другое дело – Ветерком повеяло.– Обмахнулся веером Гражданин с бородкой, Зашагал уверенной, Деловой походкой. И пошло конвейером: Каждый машет веером. Веера колышутся – Людям легче дышится. Кошка-невидимка 1 Зима, зима в Загорске. Зима явилась в гости. От белизны блестят дома, Старинные часовенки. Зима, зима! Пришла зима! Загорск стоит как новенький. Прошла по улицам, дворам Зима, зима-красавица.

http://azbyka.ru/fiction/luchshie-stihi-...

Составители: игум. Дионисий и В.Л. Шленов. В библиографию помимо книг включен ряд архивных материалов. Особая благодарность выражается С.А. Казаринову, за помощь в оформлении и унификации данного материала. I. Справочники, био-библиографические указатели 1. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 3. 2003. С. 276–349. 2. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» 1871–1872 гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 4. 2004. С. 410–477. 3. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева, предисл. и публикация документов иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. 4. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000). М.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с. См. особо материалы под номерами 904–923, 2709–2737. 5. Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII–haчaлa XX веков. Гуманитарные и общественные науки. М.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. 6. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия. Ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 1 . 7. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария: Алфавитный список 1901–1917 годов: генеалогический справочник. М.: Прометей, 1998. 123 с. 8. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. Т. 2 (Ч. 1); 3 (Ч. 3); 5 (Ч. 2). М. 1977, 1980, 1989. С. 122; 98–105; 95–96. 9. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода Т. 2: Кафедры и личный состав академии. Ч. 1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. М., 1982. 301 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Оригинальный текст Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus. (Ed. B. R. Suchla).//Patristische Texte und Studien, 33. – Berlin – New-York, 1990. Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. De ecclesiastica hierarchia. De mystica theologia. Epistulae. (Ed. G. Heil, A. M. Ritter).//Patristische Texte und Studien, 36. – Berlin-NY, 1991. Migne,PG. – T. 3–4. SChr.: Denys 1 " Areopagite. La hierarchie celeste. – T. 58 (bis). – Paris, 1987. Русские переводы Дионисий Ареопагит . О Божественных именах. О мистическом богословии. Изд. подгот. Г. М. Прохоровым. – СПб., 1995. Дионисий Ареопагит . О небесной иерархии./Пер. Н. Г. Ермаковой под ред. Г. М Прохорова. – СПб., 1996. О небесной иерархии. – М., 1839. – Тоже. – 2-е изд. – М., 1843. – То же. – 3-е изд. – М., 1848. – То же. – 4-е изд. – М., 1881. – То же. – 5-е изд. – М., 1893. – То же. – 6-е изд. – М., 1898. О церковной иерархии (с комментариями).//Писания святых отцев, относящиеся к истолкованию православного богослужения. – СПб., 1855. – Е. 1. – С. 1–260. Псевдо- Дионисий Ареопагит . О Божественных именах./Пер. игумена Геннадия Эйкаловича. – Буэнос-Айрес, 1957. Об именах Божиих.//Крючков В. Богословие «Корпуса Ареопагитикум». – Загорск, 1984. Св. Дионисий Арепагит. К Тимофею о таинственном богословии.//Христианское чтение. – СПб., 1825. – Ч. 20. – С. 3–14. Дионисий Ареопагит . О таинственном богословии и Послание к Титу иерарху, (славян, текст и рус. перевод).//Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. – Л., 1987. – С. 158–299. О мистическом богословии и Послание к Титу (пер. священника Л. Лутковского).//Мистическое богословие. – Киев, 1991. Св. Дионисий Арепагит. Письма 1–6, 8.//Христианское чтение. – СПб., 1825. – Ч, 19. – С. 239–266. Св. Дионисий Арепагит. Письма 10 и 7.//Христианское чтение. – СПб., 1838. -Ч. 4. – С. 281–290. Св. Дионисий Арепагит. Письмо 9.//Христианское чтение. – СПб., 1839. – Ч. 1. – С. 3–18. Литература Безобразов М. В. Творения св. Дионисия Ареопагита .//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1898. – 2. – С. 195 – 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вообще эта преподавательница нередко выдавала на лекциях такие перлы, что я до сих пор некоторые ее высказывания цитирую. Например: «Никогда не спорьте с ними (значит, с верующими), они вас всё равно переспорят. У них аргументация сильней». Или: «Если вы повезете детей на экскурсию, например, в Загорск, ни в коем случае не заходите внутрь храма. Детям может очень понравиться». А поработать в советской школе вы успели? На практике в своей школе, в Малаховке, полгода заменяла преподавателя. А с третьего курса я работала в Московском Дворце пионеров, в кружке литературного творчества, где сама занималась в школьные годы. На втором курсе там начал преподавать Саша Архангельский, я понимала, что как филолог, он мощнее меня, но мне тоже захотелось попробовать. Зинаида Николаевна Новлянская к тому времени там уже не работала, но я, конечно, пошла за советом к ней, очень волновалась, а она сказала: «Да, давай». И с третьего курса стали мы с Сашей на пару преподавать. Интересно было, много талантливых детей приходило, некоторые сейчас уже сами известные филологи, писатели, педагоги, но иногда чувствовала себя неловко. Например, приходит сестра ученицы, которая пишет стихи, а сестра старше меня. Или родители приходили посоветоваться о воспитании детей, а мне девятнадцать лет, что я тогда понимала в воспитании? Преподавала, вышла замуж, уходила в декрет, потом опять работала, а когда второго ребенка родила, решила, что надо работать ближе к дому и вообще обживать территорию, на которой родилась, что-то тут делать, менять. Стали грезить о частном образовании, о собственной школе. И решили создать православную школу?  Сначала она не была православной. Я просто думала про альтернативное образование и даже не знала, что школа может быть православной. Тогда только начали открываться негосударственные школы, и все еще искали формы. Я не отбирала детей из воцерковленных семей, так как считала, что учить нужно всех. Но примерно через год я поняла, что многие нравственные нормы невозможно объяснить вне христианства, а я не хочу жить вне этих норм в своем коллективе. Во взрослом коллективе, с коллегами. Когда мне одна талантливая учительница начальных классов сказала: «А какие могут быть правила? У Пушкина было столько любовниц, ему можно, потому что он гений, а мне нельзя? Мне тоже можно»… Сейчас я, может, и смогу ответить на этот вопрос иначе, но это будет казуистика. Зачем, когда есть Ветхий Завет, Новый Завет  заветы Бога.

http://azbyka.ru/way/ja-ponjala-chto-mno...

По вкушении благословенных хлеба и вина, замечает далее Типикон, запрещается принимать пищу («вкусить что») ввиду завтрашнего Причащения. (Из-за предстоящего Причащения и краткости летней ночи вкушение хлеба и вина бывало на бдениях только от 1 сентября до 25 марта. На летних же бдениях благословенные хлебы не вкушались, а употреблялись на утренней трапезе прежде другой пищи (Типикон гл. 2). Монастырская трапеза содержит основные элементы «трапезы Царства» ( Лк.22:30 ) – хлеб и вино. Но в условиях человеческой земной жизни виноградное вино допускается в двух случаях: для подкрепления сил после продолжительного богослужения («руда ради бденного») и для выделения торжества праздничных дней. В скупых содержательных словах Устав дает благословение на трапезу с вином. В минеях месячных за 12 месяцев 7 раз встречается фраза «разрешение вина» или «пием вино» или «бывает утешение» (иногда «велие утешение братии»). (Типикон, месяцеслов 12месяцев. Триодион, Пентикостарион). Под «утешением» не обязательно предполагать трапезу с вином, Монахи-подвижники, ведя суровую жизнь в пустыне, довольствовались сухоядением: пищу, приготовленную на огне (варево) считали для себя роскошью или «утешением плоти», от которого добровольно отказывались. Древний Патерик повествует о старце, жившем в дальней пустыне: «однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни». Он взял умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: «поистине брат, я забыл, что люди имеют такое утешение». Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: «я не намерен пить вина до самой смерти». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. 1971 г. стр. 94, 140). В время постных продолжительных служб вино на трапезе разрешается по субботам и воскресеньям. Мера указывется: «по единой чашице» (Типикон, 29 августа), «по единой мерной чаши» (Типикон. Великая Суббота, 2 «зри»), или по красоволю (около 200 гр.) (Типикон. Суббота 1-ая Великого поста). В тех местах, где вина нет, на трапезе разрешается квас из меда или жита.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Тоже «Поучение» предостерегает, что, если кто умрет от пьянства, тот «сам себе враг и убийца, и приношение» (т.е. служение о нем заупокойной литургии) не угодно Богу. Преподобные подвижники Восточной Церкви прозорливо усматривали связь пьянства с другими грехами, заполняющими пустоту человеческого сердца. В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершал один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся – и далее ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упится же один раз, кажется небольшой грех , ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня и мирно буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город, и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать в некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершил с нею грех, пришел муж той женщины, и застав грешащего с женою, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим, человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот, как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. М. 1971 г. 144. стр. 96).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010