884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

490 – «И первый завет имел, а теперь не имеет», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». 491 Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5 ; Исх.25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою ( Исх.26 36). «Называет», – говорит блаженный Феофилакт , – «эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28 ), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов». 492 Стих 3. «3а второю же завесою была скиния, называемая «святое Святых». – «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх.40:22 ) завесою с изображениями на ней херувимов ( Исх.26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятисловие» ( Исх.34:28 ). «Все эти вещи», – замечает блаженный Феофилакт , – «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манною в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3 ), и чтобы потомки помнили, как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис.16, 17:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Глава 5 1–4. Первое явление Моисея и Аарона к фараону. 5–20. Обременение евреев работами. 21–23. Ропот народа на Моисея и его сомнения. Исх.5:1 .  После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Чем объясняется отсутствие старейшин ( Исх. 3:18 ), сказать довольно трудно. Мнение, будто бы оно вызвано тем, что со времени назначения Аарона помощником Моисея ( Исх. 4:15–16 ) к нему перешли права последних участвовать в изложении цели посольства («скажете», Исх. 3:18 ), не находит для себя основания в Библии . Старейшины не назначаются быть «устами Моисея» ( Исх. 4:16 ). Иудейское предание объясняет не упоминание о старейшинах тем, что на пути к фараону они, один за другим, оставили Моисея и Аарона. Просьба отпустить народ для служения Сущему, национальному Богу евреев, должна представляться вполне естественной для фараона (см. выше объяснение 18 ст. 3 гл.) и вполне обычной с точки зрения обычаев того времени. По свидетельству Геродота, подтверждаемому исследованиями египтологов, в Египте существовал обычай отправляться в известные времена в определенный город для совершения праздника в честь почитаемого в нем бога. Исх.5:2 .  Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. Если фараон отказывается исполнить такую законную просьбу, то, между прочим, потому, что она предъявляется от лица Всевышнего, «Которого он не знает». Разделяя тот общеязыческий взгляд, что могущество известного бога определяется силой и благосостоянием почитающего его народа ( Ис. 45:6, 14 ), фараон считает Всевышнего бессильным по сравнению с египетскими богами: египтяне господа, а евреи рабы. Требования же бессильного Бога для него необязательны. Исх.5:3 .  Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 1–9. Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10–19. Законы о праздниках и праздничных временах. 20–33. Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней. Исх.23:1 .  Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное, как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть «переносчиком в народе» ( Лев.19:16 , Притч. 10:18 , Пс. 100:5 ). Из желания угодить «великому» ( Лев.19.15 ), стремящемуся погубить невинного подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом наказание ( Втор. 19:18–19 , Притч. 19:5, 9 ). Исх.23:2 .  Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить подсудимого ( Притч. 18:5 , Мф. 27:24–26 , Мк. 15:15 , Лк. 23:23 , Деян. 24:27, 25:9 ). Исх.23:3 .  и бедному не потворствуй в тяжбе его. Снисходительное, сострадательное отношение к бедным ( Исх. 22:22, 24 и др.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его ( Лев.19:15 ). Исх.23:4 .  Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Исх.23:5 .  если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату ( Втор. 22:1–4 ). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах ( «развьючь вместе с ним»), чем помочь врагу в его отсутствие ( Исх.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . ( Исх.20:7 ) «Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну, ибо Господь не оставит ненаказанным того, кто произносит имя Его понапрасну». 4 . ( Исх.20:8–11 ) «Помни хранить свято день субботний. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмый и суббота Господу Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба, ни скот твой, ни пришлец, который в твоих пределах. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море, и все, что в них, а в седьмой почил; и потому благословил Господь день седьмый и освятил его». 5 . ( Исх.20:12 ) «Почитай отца твоего и мать, чтобы ты был благополучен, и дабы продолжились дни твои на земле, которую и Господь, Бог твой, дает тебе». 6 . ( Исх.20:13–15 ) «Не убивай». 7. «Не любодействуй». 8. «Не кради». 9 . ( Исх.20:16 ) «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». 10 . ( Исх.20:17 ) «Не желай дому ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабы ни его, ни вола его, ни осла его, ничего чужого». Вот что называют Десятисловием, или десятью заповедями Божиими. Это не был новый закон, но тот самый, который Всевышний начертал в сердцах всех людей, поскольку правила сии содержат в себе первые начала Богопочтения и общества человеческого. Если Вечному угодно было их тогда возобновить, то для того, что невежество и страсти почти изгладили их из памяти смертных. Сыны Израиля были устрашены более нежели когда-либо, и в страхе, объявшем сердца их, отступили далеко от горы ( Исх.20:19 ). Глаголи ты с нами; сказали они Моисею, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем ( Втор.5:27 ). Послушай вся, елика к тебе речет Господ Бог наш, и ты речеши к нам вся, елика речет Бог наш к тебе, и услышим и сотворим. Господь, услышав слова сии, сказал Моисею ( Втор.5:30 ): Гряди, рцы им: возвратитеся вы в домы своя. Ты же зде стани со Мною, и возглаголю к тебе вся заповеди и оправдания и суды ( Втор.18:18–19 ). Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, яко же заповедаю Ему: и человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк Оный во имя Мое, Аз отмщу от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Глава 1 1–7. Умножение потомков Иакова в Египте. 8–22. Угнетение их новым фараоном. Исх.1:1 .  Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: Исх.1:2 .  Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Исх.1:3 .  Иссахар, Завулон и Вениамин, Исх.1:4 .  Дан и Неффалим, Гад и Асир. Исх.1:5 .  Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. Исх.1:6 .  И умер Иосиф и все братья его и весь род их; Перечислением имен сынов Израилевых, вошедших в Египет, и упоминанием о смерти Иосифа Моисей отсылает читателя к последним главам кн. Бытия ( Быт. 46:8–27, 50:26 ) и тем самым дает понять, что кн. Исход находится с ними в тесной связи. Подобно им, она имеет своим предметом описание жизни потомков Иакова в Египте, а начиная его с момента смерти Иосифа, является их продолжением. Перечисление сыновей Иакова – глав поколений ведется в порядке их матерей ( Быт. 35:23–26 ). В общее число переселившихся ( Быт. 46:27 , Втор. 10:22 ), большее в греко-славянском по сравнению с еврейским на пять ввиду того, что LXX переводчиков прибавляют троих внуков и двух правнуков Иосифа ( Быт. 46:20 ), не включены жены сыновей Иакова ( Быт. 46:26 ) и другие, принадлежащие к патриархальной семье лица – рабы и рабыни ( Быт. 32:6 ). С присоединением этих последних, право на что дает выражение 1-го стиха «вошли каждый с домом своим», – с семейством, включая жен, детей, слуг ( Быт. 7:1 ), вообще с поколением ( 1Цар. 20:16 ), – число вошедших в Египет справедливо увеличивают до нескольких сот. Смерть Иосифа и всего старого поколения отмечается, как начало нового, ниже описываемого периода в жизни семьи Иакова. Он характеризуется двумя чертами: усиленным размножением евреев и новыми отношениями к ним египтян. Исх.1:7 .  а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» – стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным ( Быт. 1:20 ), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.9:20 .  Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; Заботливость об уменьшении последствий от сильного града («посылай, собирай скот свой») относилась не лично к фараону, а к тем из его подданных, которые совершенно невинно могли пострадать за упорство царя (ст. 20–21). Протекший от момента предсказания казни до ее наступления срок (ст. 18) мог служить достаточным временем для пробуждения в душе фараона чувства смирения, боязни пред Богом (ст. 20), но так как его не последовало, то новое бедствие является вполне заслуженным наказанием. Исх.9:22 .  И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. Исх.9:23 .  И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; Исх.9:24 .  и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. Исх.9:25 .  И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]; Исх.9:26 .  только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града. Град, сопровождаемый гласом Божьим, т.е. громом ( Исх. 19:16, 20:18 , Пс. 28:3–9 ), соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот», Иез. 1:4 ), побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград и сикоморы ( Пс. 77:47 ), сближается некоторыми с известными древнему и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный характер ( Прем. 16:17–18 ) седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим, бессилие египетских богов. «Навел на них Господь град и гром, – говорит блаженный Феодорит, – показывая тем, что Он есть владыка всех стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги – небесные, другие – земные, а иные – подземные, то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле, но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих». И действительно, огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

« И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна » (Исх.16:31), т.к. слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и стали ее собирать. Но оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, т.к. позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой (т.е. перед днем покоя, который Господь именно тогда установил, см. Исх.16:23) манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась: « смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день » (Исх.16:29). И сказал Моисей Аарону повеление Господне: « возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши » (Исх.16:33). С этого момента в течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей, до тех пор, пока они не пришли в пределы земли Ханаанской (Исх.16:35). Манна явилась прообразом Евхаристии, истинного небесного хлеба (ср. Ин.6:26–58; 1 Кор.10:3), который питает Церковь Христову – истинный Израиль на путях его исхода в небесную отчизну. Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот.И взмолилсяМоисей к Богу: « что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями » (Исх.17:4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду. Этими событиями вновь прообразуются новозаветные реалии: камень (скала) является прообразом Христа, Который на Кресте изливает всем Свою спасительную Кровь (ср.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Агнец берется единолетен, как солнце правды ( Мал.4:2 , Григорий Богослов ). В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великой Жертвой. И прежде всего время заклания совпало с временем распятия Христа. «Он (Моисей), – говорит святой Ириней Лионский , – знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху». «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте», – замечает Ефрем Сирин . Кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровью Христа ( Кирилл Александрийский ). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, – указание на то, что сделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни». Горькие травы – образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. Исх.12:15 .  Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. Началом семидневного праздника опресноков является следующий за Пасхой день, т.е. 15-e число авива ( Лев.23:6 , Чис.28:17 ). В ночь на это число евреи покинули Египет ( Исх.12:29–34 ). В знак начавшейся с данного момента новой жизни ( Исх.12:17 ) отрешения от египетской закваски, евреи должны изгнать из своих домов все квасное. Нарушитель постановлений богоизбранного народа исключает себя из среды этого последнего – наказывается смертью ( Быт.17:14 , Исх.4:24 , Исх.31:14 ). Исх.12:16 .  И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Начало и конец праздника освящаются собраниями при скинии ( Лев.23:6 , Чис.28:17 и др.). Отрешившиеся от всего дурного предают себя Господу, не отвлекаясь от служения Ему житейскими занятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сцены из жизни прор. Моисея. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Ок. 580–620 г. (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 76r) Сцены из жизни прор. Моисея. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Ок. 580–620 г. (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 76r) Согласно Исх 4. 27-31, М., вернувшись в Египет, встречается со старейшинами Израиля и рассказывает, что Господь послал его увести израильтян из Египта. Народ поверил и тем самым признал своим вождем М., к-рый оставался им до смерти. Вместе с М. почти всегда находится его старший брат Аарон (Исх 7. 7), 1-й израильский священник и основатель священнической династии. Но власть священника в свою очередь подчинена высшей власти - власти закона (Торы), которую Бог дает М. Тем самым отношения М. и Аарона до нек-рой степени символизируют соотношение Торы и священства. Аарон полностью подчинен М. и слушается его во всем. Некоторые поручения Бога они выполняли вместе, какие-то чудеса совершает М., какие-то - Аарон по указанию М. Иерархия отношений М. и Аарона задана словами Господа, обращенными к М.: «...ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх 4. 15-16). Пророки Моисей и Аарон. Створки алтарных врат. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Пророки Моисей и Аарон. Створки алтарных врат. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) М. и Аарон, придя к фараону, возвещают ему божественное повеление: отпустить евреев в пустыню, чтобы они совершили там для Господа праздник (Исх 5. 1). Фараон отказывается, несмотря на чудеса, которые совершали перед ним М. и Аарон. Господь наслал на фараона и на Египет кары («казни») (Исх 7. 8 - 11. 10), но фараон упорствовал до последнего. Чудесам М. и Аарона противостоят чудеса егип. магов, что придает происходившему оттенок состязания, к-рое закончилось полной победой М. и Аарона (Исх 8. 18; 9. 11). Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 419v)

http://pravenc.ru/text/2563952.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010