Глава 1. О святой Церкви   Итак, вы уже не чужие и не пришельцы но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую Церковь в Господе. (Еф. 2:19-21)   § 289. Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно простые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приобщение святых Таин, и т. д., но подразумевается Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка: «Екклизиа» – Церковь, т. е. «вызывание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2:9; Деян. 26:18). § 290. Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь – один для другого члены (Рим. 12:4-5 см. еще: 1 Кор. 10:17; 12:27; Еф. 1:22-23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол. 1:18, 24). 2) Называется Церковь домом Божиим, ибо Он в ней, как в доме Своем, Кровью Христовой освященном, милостиво благоволит обитать и сохранять его: чтобы ты знал, как подобает в доме Божием жить, которые есть Церковь Бога Живого (1 Тим. 3:15 см. еще: Евр. 3:6; 1 Петр. 4:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

На самом деле Сын Божий не покинул Церковь, Дух Божий одинаково ведет Ее и в I, и XIX, и в XXI веке. Да, недолжно считать Синодальный период мертвой пустыней. Но мертвой пустыней не является и Церковь сейчас. Сейчас можно также достигнуть святости, как и сто, и тысячу лет назад. Но, как и тогда, так и сейчас получить святость можно только от святой Чаши. 6. Священное Писание о частом Причащении Где же найти критерии правильности той или иной практики? Ответ прост. — Это священное Писание и прославленные отцы Церкви. Если мы обратимся к этому источнику, то ответ будет очевидным. По словам великого Никодима Святогорца (который, кстати, является собирателем Добротолюбия, являющегося до сих пор образцовым учебником духовной жизни): «Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: „Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“ (Ин. 6, 51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, — это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих — это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни. Но поскольку эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться (как говорит Апостол, духа не угашайте (1Фес.5:19)), а должна быть постоянной и непрерывной, дабы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (по тому же Апостолу 2 Кор. 5, 15), то есть, чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа. Который за них умер и воскрес, — с необходимостью, таким образом, требуется, чтобы было постоянным и то, что ее составляет, то есть Божественное Причащение. И в другом месте Господь говорит повелительно: „Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ (Ин. 6, 5З). Из этих слов становится ясно, что Божественное Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Поскольку то же самое двойное повеление, которое Он сказал о Крещении, Он сказал и о Божественном Причащении. О святом Крещении Он сказал: „Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“ (Ин. 3, 5). И о Божественном Причащении подобным же образом: „Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“. Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить и без Божественного Причащения. Однако поскольку эти два [Таинства] имеют то различие, что Крещение происходит один раз, а Божественное Причащение совершается постоянно и ежедневно, отсюда делается вывод, что в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во-первых, оно должно совершаться, а во-вторых, совершаться постоянно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

[xvii] Триодь цветная, среда преполовения, утреня, канон 1-ый, песнь 3, тропарь 1 - Христос даровал верующим, малым сим, Св. Церковь, как неисчерпаемый кладезь живой воды: «Ин. VII, В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». А потому нужно строго держаться истинной церкви, дабы не лишиться жизни духовной, и не примыкать к общинам, именующим себя таковою».   [xviii] «Ин. 10:1-2, 7.  Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;  а входящий дверью есть пастырь овцам.  Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам - Получающий пастырство от законных пастырей, имеющих благодать священства, преемственную от апостолов, и есть пастырь овцам. Но, кроме сей преемственности, нужно, чтобы и поставляющие пастыря пребывали во Христе, дабы и сами они входили в Царство Небесное Им же. Сие можно сказать лишь о православных пастырях. Католическое священство уклонилось в страсть гордости, которая повлекла за собою ниспадение и в остальные страсти. Иного же священства на земле и не осталось».   [xix] Известно, что и Оптинские старцы ожидали пришествия Антихриста в 20-е годы прошлого века. – авт. [xx] «Лк. 23:51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия - Итак, можно быть членом какого-нибудь учреждения и не участвовать в тех деяниях его, которые неправы». Или: «Ин. 16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились - Итак, не нужно соблазняться гонениями за благочестие и правду креста Христова, являемую в жизни на словах и на делах. Может ведь дойти и в христианстве, как дошла древняя еврейская церковь до извращенного понятия о Христе и отношения к Нему убийственного»   [xxi] «Официальное православие нужно для малых по вере. Но чтобы оно отвечало своему назначению, нужно, чтобы оно по существу было таковым (православием) . А в таком случае оно крестоносно. Если природа его извратилась или исказилась, или вообще не отвечает своему назначению, то надлежит ему быть очищену великими скорбями, чтобы малые по вере при пребывании в нем получали должное и не соблазнялись.

http://bogoslov.ru/article/4604758

Бог не на словах, а на деле явил Свою любовь к людям. Сын Божий воплотился, стал человеком для того, чтобы в Своем Крещении взять на Свои плечи всю тяжесть человеческого греха, через Свою смерть на Кресте и Свое Светоносное Воскресение убить человеческий грех и победить смерть, дьявола и ад. В пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа через Сошествие Святого Духа на Христовых учеников происходит величайшее всемирно-историческое событие – рождается Христова Церковь. Та единая и единственно истинная семья Христова, в которой люди только и могут духовно рождаться для вечности, через Таинство Святого Крещения усыновляясь Богу. Об этом в беседе с Никодимом Иисус Христос говорит: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 3, 6). О спасении людей святой апостол Павел пишет: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова... (Еф. 5, 25–26). К святости Божией человек приобщается, приняв Слово – Евангельскую весть в свое сердце, очищаясь и духовно обновляясь в бане водной – Таинстве Святого Крещения. Цель всех этих действий, как говорит Священное Писание: Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 27). По словам святого апостола Павла, Господь питает и греет Церковь (ср. Еф. 5, 29). Своих чад – людей, по вере вошедших в Христову Церковь, Спаситель духовно лечит от ран греха и духовных падений, исказивших и испоганивших человеческую душу. В таинственной жизни Церкви духовно исцеляется и внутренно преображается человек. Чтобы в семье хорошо росли дети, их нужно правильно кормить. Мать питает кровное дитя своим молоком. Христос же питает духовно Своих чад – членов Церкви – Самим Собою: Я хлеб живый, сшедший с небес... хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 51, 53–54).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Нельзя ли назвать Церковью всякое собрание во имя Христово? Нет, нельзя, потому что тогда получится множество всяких обществ, часто враждебных друг другу и друг на друга не похожих, и всех их придется признать за подлинно христианские общества. Сектанты, когда желают оправдать свою непринадлежность к Церкви Христовой Православной, то говорят, что им нет надобности принадлежать к ней, потому что-де Сам Спаситель сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ). И все секты опираются на этот текст, желая оправдать себя. Оттого и получается, что сотни самых безумных сект называют себя обществами Христовыми. А «Христос-то не разделился» ( 1Кор. 1:13 ), но Один и одно «тело Его, которое есть Церковь » ( Кол. 1:24 ). Ясно, что все секты заблуждаются, когда так извращенно и лживо хотят оправдаться словами Христовыми. Их заблуждение видно еще и из следующего: Церковь Христову составляют не два или три человека, но всегда большее число людей. В самом деле, в Евангелии от Матфея ( Мф.18:15–20 ) сказано, что, «если согрешит против тебя брат твой, обличи его наедине; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви. " Ясно, что Церковь Христова больше двух или трех человек и сектанты, считающие двух или трех человек за Церковь , ошибаются. О чем же говорится в приводимом сектантами месте? В нем говорится, о совместной объединенной молитве пребывающих в Церкви, т.е. верующих во Христа; о такой молитве говорится, что ее слышит Господь. «Истинно также говорю вам, – объявляет Спаситель, обращаясь к Своим Апостолам, которые всегда пребывали в Христовой Церкви и не уходили из нее, подобно сектантам, – истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф 18:19, 20 ). Сектанты от той Церкви, от того Христова общества, к которому принадлежали св. Апостолы, ушли; поэтому к ним эти слова Спасителя и не относятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Тогда исполнятся все Божественные советы о мире: заблуждения, грех , смерть, ад будут побеждены навеки, христианская благодатная церковь прекратит свое существование, наступит славное Христово царство к вечной славе Бога. Святой Евангелист Инн Богослов говорит: «и ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему: и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их... и будут царствовать во веки веков. ( Откр.22:3–5 ). Заключение О всех истинах православной христианской религии учит православная христианская Церковь так, как говорится о них в Священном Писании и Священном Предании. Это учение, несомненно, истинно, как и истинно Слово Божие. Каждый христианин должен всем своим сердцем веровать учению православной христианской Церкви, которая со своим учением и установлениями является единственным, исключительным делом Божественной мудрости, благости и всемогущества. Она есть единая истинная Церковь Христова, обещанная патриархам, предсказанная через пророков, основанная Сыном Божиим, распространенная по всему миру через Апостолов, обагренная Кровью мучеников, прославленная бесчисленными чудесами, она свята в своем учении, в своих действиях, во многих своих членах; она могущественна в своем влиянии на все стороны человеческой жизни; она несокрушима никакими человеческими силами – ни преследованиями, ни насилиями, ни лжеучениями, словом, никакими силами ада. Не должны ли мы всею душою любить православную христианскую Церковь ? Не должны ли быть верными чадами этой истинной христианской Церкви, которая нас освятила и укрепляет своими благодатными таинствами, просвещает Своим Божественным учением, ободряет и утешает нас своими небесными обетованиями. Что значат все коварные измышления различных лжеучителей, враждующих против истинной христианской Церкви, в сравнении с ее Божественным Христовым учением! В ней пребывает Сам Божественный ее Основатель, Вечная Истина, Иисус Христос. Поэтому, никто и ничто не должно нас отделить и удалить от православной христианской Церкви. Мы всегда должны помнить слова Основателя православной христианской Церкви: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным». ( Мф.10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17:17–19 ). 267. Как Церковь может быть святой, если в ней есть грешники? Церковь святая , хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мёртвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой. «Извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:13 ). «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим. 2:19 ). 268. Почему мы Церковь называем Соборной? Церковь называется Соборной , или, что то же, Кафолической , или Вселенской , потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. Апостол Павел говорит, что «благовествование… пребывает… во всем мире, и приносит плод, и возрастает» ( Кол 1:5–6 ); и что в Церкви христианской «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол 3:11 ). «Верующие благословляются с верным Авраамом» ( Гал. 3:9 ). 269. Какое важное преимущество имеет Церковь ? Важное преимущество Кафолической Церкви состоит в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что «врата ада не одолеют её», что Господь «пребудет»с ней «до скончания века», что в ней пребудет «слава» Божия о «Христе Иисусе во все роды века»; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. « Несомненно исповедуем, как твёрдую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения » (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца . Эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф.4:10 ). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах ( Евр.8:1 ). Слова седяща одесную , то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца . Священное Писание так говорит о будущем Пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Дух Святой называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, – истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную людям: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном – ибо Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (см.: Мф.28:19 ). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков – это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). Причастным Духа Святого можно сделаться через Таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Церковь едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25-27 ). Церковь Соборная, или, что то же, Кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very?fu...

Не ограничиваясь никаким местом, ни временем Церковь Христова не ограничивается, наконец, и никаким народом. В Церкви Христовой нет, по Апостолу, ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос ( Кол. 3:11 ). Он же говорит, что все верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал. 3:9 ). И Спаситель заповедал проповедовать Свое Евангелие всем народам без исключения: идите, говорит Он Апостолам, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:19). Ибо, – объясняет Он в другом месте, – так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк. 24:46–47 ). Все сказанное о неограниченности Церкви со стороны места, времени и народа и составляет ёё Кафоличество или Вселенскость, иначе – что Она есть  Церковь Соборная. « Церковь , –учит Катехизис, – называется  Соборной, или, что то же , Кафолической, или Вселенской, потому что Она не ограничивается никаким местом, ни временем. ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» . Кафоличество или Вселенскость Церкви указывает, в свою очередь, на её непогрешимость, т.е., что Церковь Вселенская не может ни верить, ни учить лжи. « Какое важное преимущество имеет Кафолическая Церковь ? » – спрашивает Катехизис, – и отвечает: « Ей, собственно, принадлежат высокие обетования, что врата адова не одолеют ей, что Господь  пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет  слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение ». Равным образом в Послании Восточных Патриархов о Православной Вере говорится (чл. 12): Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Конечно, Православие никогда не спорило с тем, что Церковь призвана свидетельствовать о Христе. Но под Апостольством Церкви святые отцы имели в виду нечто иное, чем миссионерство. В Священном писании Нового Завета многократно говорится об апостолах. В начале Своего служения Христос посылает двенадцать учеников к погибшим овцам дома Израилева (см. Мф. 10, 1,5,6 ).  Перед Вознесением Спаситель вновь подтверждает их посланничество словами: «идите, научите все народы, крестя их… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19-20 ). И действительно, апостолы были свидетелями Господними «даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). Итак, православное понимание Апостольства Церкви основывается на том, что Церковь существует непрерывно от времен апостольских, что наша Церковь истинно та, которая была вручена апостолам Самим Христом . Ап. Павел пишет: «Вы… сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…» ( Ефес. 2, 19-20 ). Апостол Иоанн Богослов так описывает Небесный Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» ( Откр. 21, 14 ).  Древнехристианский пророк Ерм в своем сочинении «Пастырь» представил Церковь, раскинувшуюся на двенадцати горах, символизирующих двенадцать колен, живущих на земле, к которым весть о Сыне Божием пришла через двенадцать Апостолов («Подобия» 9).  Церковь постоянно подчеркивала эту идентичность своей веры с верой, врученной Христом апостолам, что замечательно точно выразил св. Климент Римский: «Апостолы получили для нас Евангелие от Иисуса Христа, в свою очередь Иисус Христос был послан Богом. Итак, если Христос от Бога, а апостолы от Христа, следовательно, и одна, и другая миссия берут свое начало из одной воли Божией, только в соответствующей очередности» . У неизвестного христианского автора II века в «Послании к Диогнету» читаем: «…Чуждого не говорю и неразумно не рассуждаю , но, как ученик апостолов , становлюсь учителем язычников и переданное мне достойно вручаю тем, кто становится учеником Истины» .

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010