Ибо мы сделались причастниками Христу. То есть мы и Он стали одно и настолько сделались причастными Ему, насколько тело - главе. Здесь внушает им надежду, как бы так говоря: Тот, Который возлюбил нас настолько, что соделал даже нас Своим телом, не позволит нам отторгнуться от Него, если только мы не желаем. Вместе с этим намекает на то, что сказано в другом месте: если терпим, с Ним и царствовать будем (2Тим.2:12). Будучи ныне причастниками в том же, в чем и Христос, очевидно, в скорбях, постараемся и тогда быть причастниками в слове. Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. То есть веру; ибо чрез нее мы существуем и осуществляем божественное и духовное существование и возрождение. И здесь требует твердо стоять в вере до конца. Доколе говорится: " ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота " . Подтверждает, каким образом сказал: до конца, и говорит, что это обозначается в выражении: ныне. Ибо ныне значит: всегда, как и выше сказал: но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить " ныне " (ст.13). Или, что более одобрительно, как сказано у святого Иоанна Златоуста, апостол делает переход от слов: доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, к следующим: посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование и т.д. (Евр.4:1). Ибо некоторые из слышавших возроптали. Услышав, говорит, обетование Божие: дам вам землю Ханаанскую, не поверили и своим неверием прогневали Бога. Смотрите же, и вы не будьте неверующими в обетования. Ибо одно слушание не принесет вам пользы, если вы не будете вместе и верить. Как и для тех не принесло пользы слушание, но напротив, они за то по всей справедливости и погибли, что не поверили словам Божиим. Но не все вышедшие из Египта с Моисеем. Халев и Иисус Навин не были в числе неверовавших, а потому достигли обетования и вошли в Палестину. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Заключает свою речь вопросом для большей ясности и меньшего прекословия. Вопросы предлагаются исповедующимся. Предлагает также и наказание. Пали, говорит, кости их в пустыне, то есть большие бедренные кости. Через часть указал на целые тела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Из указанных сущностных условий вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие приобщению к Богу и ведению правильной духовной жизни. Дисциплинарные условия: 6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, который заключается в том, что приблизительно с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо с древности принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов перед причащением. Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский в своём авторитетном в каноническом отношении послании отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же». Важно отметить, что приём необходимого для жизни или нормальной жизнедеятельности организма лекарственного средства утром перед приобщением ни в коей мере не является препятствием для принятия Святых Таин. Поскольку прием некоторых препаратов необходимо сопряжен с принятием пищи или воды, эта пища или вода ни в коем случае не должны рассматриваться как нарушение литургического поста. 7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви включает в себя предварительную исповедь перед причастием. Священное Писание говорит нам: « Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает » ( 1Кор.11:28-29 ). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, так и утром непосредственно перед Литургией. В некоторых случаях (например, накануне больших церковных праздников) исповедь на приходах проходит за несколько дней до причащения верующих (из-за загруженности священников). На некоторых приходах также существует традиция, когда христианин причащается чаще, чем исповедуется (например, причащается за каждой литургией, а исповедуется раз в 2–4 недели); этой традиции следует и большинство приходских священников (особенно, если они одни на приходе). В этом случае, при условии отсутствия тяжких грехов, верующий подходит к Чаше без предварительной исповеди непосредственно перед Причащением.

http://azbyka.ru/pamyatka-prichastnikam

Конечно, во всех, кто прославляет Бога образом своей жизни, пребывает слава Его, и тем самым вся земля полна славы Божией. Прежде славой Божией была полна не вся земля, а лишь единственный уголок земли, когда говорилось: «Известен в Иудее Бог , в Израиле великое имя Его» 216 . Слава Богу, Который послал Сына Своего 217 , чтобы всю землю сделать полной славы Своей. Но что тебе даст, если земля будет полна славы Божией ради церквей блаженных [людей], которые повсюду, а ты не явишься причастником славы полноты Божией 218 ? Так вот, и ты работай и старайся во всем, взыскуя славу Божию, дабы она поселилась и обрела место в тебе, чтобы и ты стал со всей землей, в которой пребывает слава Божия, полным славы Его. Каким образом является через каждого из нас полнота славы Божией? Если то, что я делаю, что я говорю, будет совершаться во славу Божию, то речь моя и действие становятся славой Божией. Если и выход, и вход мой бывает во славу Божию, если еда, если питье мое, если все, что я делаю, совершится во славу Божию, то и я являюсь причастником сказанного: «Полна земля славы Его». Итак, когда все это я сделаю, поднимется наддверие от гласа 219 , которым они взывали 220 . Поэтому благо для каждого из нас так трудиться, чтобы стать причастником двери и наддверия, то есть, по смыслу (juxta intellectum), Христа Бога 221 . И я не считаю непристойным 222 чтобы плоть была названа «дверью» 223 , а Слово – «наддверием». III. «Поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом» 224 , этим благим дымом 225 от славы Божией. «И сказал я: «О, я окаянный, ибо я раскаиваюсь« " 226 . До того, как ты узрел видение, ты не сознавал себя окаянным, о Исаия? Разве он не говорит: «Пока жил Озия, [тогда] я не чувствовал, что я был окаянным. Начинаю же познавать, что я окаянный, когда вижу видение, когда для меня умер прокаженный Озия царь, и я говорю: »О, я окаянный!»»? Теперь начинаю и я исповедоваться Господу и говорить о себе самом: »О, я окаянный!» – как и Исаия говорит: «О, я окаянный!» Почти так же и апостол говорит: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Крестовоздвиженский храм, 30 мая 1984 года, вечер Отдание праздника Пасхи Христос воскресе! Господь сказал: " Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света " . И в другом месте: " Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века " . Он с нами пребывает - с теми, кто принадлежит к Церкви. Господь принес огонь на землю, свет, и Он страдал, чтобы этот свет разгорелся в сердцах людей. А сказанное Господом " доколе свет с вами " означает, что можно так жить, что света с нами не будет. Человек сам из своей души изгоняет свет, и тогда тьма заполняет все его существование. Почему же один пытается войти в свет, а другой, наоборот, его в себе гасит? Потому что он не верует настолько, чтобы идти путем Христовым. А что значит " будете сынами света " ? Можно быть сыном какого-то существа, и свет - это есть Сам Бог. Если мы будем веровать в свет и по нему жить, мы будем сынами света, то есть сынами Бога. Если мы будем исполнять заповеди Христовы, то станем наследниками Бога, Его сыновьями, то есть сделаемся уже Богу не чужими, а сродниками. И это наше сродство осуществляется через Иисуса Христа. Человек становится со Христом одним телом. А Тело Христово - это есть Святая Церковь. Когда человек причастен Телу Христову, причастен Церкви, он причастен Сыну Божию, он срастворяется с Ним и тем самым усыновляется Отцу, становится сыном Божиим. Далее в Евангелии сказано: " Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем " . Впрочем, в Евангелии повествуется, что многие из начальников " уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Первая публикация: журнал «Домашний ребенок» 2009 г. Причастие: что это такое и как подготовиться? Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, – Евхаристией, или Божественной литургией. Согласно Евангелию, причащаться Своим ученикам заповедал Сам Иисус. Первые христиане, по свидетельству книг Нового Завета, с самого начала собирались еженедельно для «преломления хлеба» – так в древности называли Причастие. Происходило это в ночь с субботы на тот день, в который Господь Иисус воскрес из мертвых. Этот первый день недели позже в христианской традиции получил название воскресенья. По толкованию святителя Иоанна Златоуста , Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, – это то же самое тело Иисуса Христа, которое страдало на кресте, воскресло и было вознесено на Небеса, а Кровь Христова – та же самая, что была пролита ради спасения мира. Зачем причащаться? В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Себе как о хлебе жизни: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:51, 53–57 ). По словам преподобного Иоанна Дамаскина , Тело и Кровь Христовы очищают человека от всякой скверны и прогоняют всякое зло. Мы становимся «причастниками Божества», как пишет святой апостол Пётр, «своими» для Бога, Его народом. В то же время мы соединяемся и друг с другом, «потому что все мы, причащающиеся от одного хлеба, становимся одним Телом Христовым, одною кровью и членами друг друга», – пишет Дамаскин, перефразируя слова апостола Павла из послания к Ефесянам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После Вечери, Господь взял хлеб, благословил его, преломил, дал Своим ученикам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ).Потом после речи Он взял чашу с вином, растворенным водой, и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов » ( Мф.26:27-28 ). То есть Кровь изливается не за всех, потому что не все хотят принять. « …За многих изливаемая во оставление грехов ». « … Сие творите в Мое воспоминание » ( Лк.22:19 ). Апостол Павел говорит, что это Таинство, Таинство Причастия, Таинство Евхаристии будет продолжаться до самого конца мира, до тех пор, пока Господь снова не вернется. И сейчас мы вкушаем от Плоти Господней и пьем от Крови Его – это самое главное Таинство Церкви, Литургия – когда вкушаем от Тела и Крови Господа. Это вершина всех вершин, выше этого просто нет ничего. Так человек становится единым с Богом. Бог вселяется в него, попаляет все грехи, очищает его беззакония. Действительно, словами это просто нельзя передать. Попробуйте сами. « Вкусите, и увидите, как благ Господь! » ( Пс.33:9 ) – как сказано. В этот момент мы вспоминаем о смерти Господа, исповедуем Его смерть искупительную и благовествуем Его Воскресение. И в этот момент Господь Сам Себя принес в жертву. Смотрите, Он говорит, что Кровь проливается, уже проливается, а Он еще цел, Он еще невредим. Он тем самым показывает, что Он Сам, добровольно, Себя отдает на страдание. Он мог бы и не умирать, понимаете, вполне мог бы не умирать, все Ему подвластно. Ему ничья смерть совершенно не нужна, Ему – все возможно. Но Он Сам Себя предает в жертву. Он Сам Первосвященник, Который Сам Себя в жертву приносит за людей, чтобы искупить их от проклятия. И вот, дальше Господь говорит: « И вот, рука предающего Меня со Мною за столом » ( Лк.22:21 ). К сожалению, так происходит и сейчас. Рука предающих Христа до сих пор с Ним за столом. Многие люди принимают Святое Причастие, как Иуда, для того чтобы пойти и предать. Это те люди, которые сознательно принимают Причастие для того, чтобы потом делать зло. Люди, которые принимают Причастие для того, чтобы делать зло, – они настоящие предатели, как и Иуда-предатель.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Причастие и общение – одно и то же; первое получило свое название от выражения: иметь что-нибудь вместе, а второе от того, что имеющие что-нибудь вместе поступают сообща. И святой апостол говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:16–17 ). Вот и здесь «свет мира» ( Мф.5:14 ) показывает, что причастие есть общение; и никто из здравомыслящих не скажет, что причастие не есть общение. Как Божественный Хлеб, которого причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу; и пустословящий напрасно пустословит. Если же он скажет, что, когда он причащался, ум его не был расположен к этому действию, то это еще более предосудительно: ибо, хотя он сознавал, что поступает недостойно, однако с сознанием грешил, не страшась Бога, Который «может и душу, и тело ввергнуть» на погибель «в геенну» ( Мф.10:28 ), но боясь временно истязающего тело. К чему неразумные оправдания? Как может он считать своими защитниками святых, которые говорят против него? Ибо, по их мнению, одно только подтверждение или отрицание в деле исповедания или отречения есть уже полное действие; и лицемерия даже только в прикосновении к жертве, не только идольской, но и частным образом закланной, они не допускали, чему есть бесчисленное множество примеров. Не то же ли было и в предшествовавшее гонение? Священный Патриарх взят, изгнан, заключен в потаенное место; на престоле его христоборец; собор нечестивых; проклятие святого Никейского Собора; возобновление борьбы против Христа; ссылки святых епископов и игуменов, монахов и монахинь; пролитие крови, безвременные смерти, заключение в темницах, умерщвление голодом, разграбления; а что еще страшнее видеть и слышать, – оскорбление и попрание досточтимой иконы Христа, Богородицы, всех святых, разрушение храмов и жертвенников, осквернение и сожжение святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf Подготовка ко Святому Причастию: историческая справка Подготовил: Боженов Александр , сотрудник ЦДРМ. Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, уважаемые участники и гости Круглого стола! 1 . Сразу хочу подчеркнуть, что, строгое историко-каноническое исследование практики подготовки к причастию практически невыполнимо. Связано это, прежде всего, с тем что немногочисленные памятники нашего древнего церковного законодательства почти не касаются рассматриваемой темы. В результате трудно составить цельное и неоспоримое представление о большинстве поднятых вопросов. В свою очередь, надо заметить, что такая ограниченность источников рождает многочисленные версии и споры среди исследователей. 2 . Цель этого сообщения лишь напомнить об общеизвестных, если можно выразиться, «вехах» на историческом пути вопросов подготовки ко Святому Причащению. 3 . Христиане первых трех веков причащались за каждой литургией, следуя апостолам, которые постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2,42 ) Все древние писатели говорят о еженедельном причащении мирян. 4 . В некоторых поместных Церквях (например, в Александрийской и Карфагенских Церквах) существовал обычай ежедневного причащения на дому. 5 . Всем известное девятое каноническое правило святых апостолов подтверждает причащение мирян за каждой литургией: «Всех верных, входящих в церковь , и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения». 6 . Необходимость подготовки к Евхаристии утверждается Священным Писанием, апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем...» ( 1Кор 11:28–29 ) При этом общеизвестно, что такие обязательные в настоящее время элементы подготовки, как телесный пост, исповедь, строго определенное молитвенное правило, отсутствовали у древних вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов. Об этом косвенно свидетельствуют некоторые авторитетные в каноническом отношении правила, например, 66 правило Трулльского Собора, которое обязывает («должны») всех верующих все дни Светлой Седмицы «наслаждаться Святыми Тайнами», 58 правило, полагающее за самопреподание себе Св. Таин мирянином в присутствии епископа лишь недельное отлучение от причастия и другие...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kru...

Эта жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом, тогда как с нашей – она является величанием всего домостроительства Божия. Священник обращается к народу с заключительными словами 2-го послания к Коринфянам (13:13): »Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами«. Это очень древний обычай, но, как уже указывалось выше, не все Восточные литургии в этом тождественны. Если это утвердилось в литургиях Палестино-Антиохийских (CA VIII, ап. Иакова в обеих редакциях, св. Иоанна Златоуста и св. Василия) и Месопотамских, то Александрийские литургии предпочитают этому возгласу слова: »Господь со всеми вами«. Это подтверждают эфиопские Церковные постановления, Веронский фрагмент, литургия ап. Марка, св. Кирилла Александрийского , Абиссинская литургия свв. апостолов. Если обратиться к тому, что в исторической критике текста называется «Formgeschichte» [история форм (нем.)] данного отрывка литургии, то очевидным становится параллелизм между ним и последней перикопой 2-го послания к Коринфянам, а не только его заключительным 13-м стихом 13-й главы. В самом деле: Литургия 2 Кор. гл. 13 (после возгласа «Щедротами Единороднаго Твоего Сына») " Мир всем». «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». (Исповедание веры. «Станем добре, станем со страхом...» «Милость мира, жертву хваления») «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». ст. 11. «...мирствуйте: и Бог любви и мира будет с вами». ст. 12. «Лобзайте друг друга святым лобзанием». ст. 11. «...будьте единомысленны» (по-гречески, буквально: «мудрствуйте то же или так же» «τ ατ φρονετε», что может значить: будьте единомысленны «ν μονοα»). ст. 13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не заканчивал ли ап. Павел свое послание к Коринфянам целым евхаристическим отрывком? На это приветствие священника певцы отвечают: «И со духом твоим» ( 2Тим. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Человек причащается, потому что он без этого не может жить. У него есть жажда причащаться, у него есть стремление быть с Богом, у него истинное и искренне желание открывать себя для Бога и становиться иным, соединяясь с Богом. И Таинства Церкви не могут стать для нас какой-то физкультурой. Они не для этого даны, они все-таки не упражнения, а – жизнь. Встреча друзей и близких происходит не потому, что друзья должны встречаться регулярно, иначе они не будут дружить. Друзья встречаются, потому что их тянет друг к другу. Вряд ли будет полезно дружбе, если, скажем, люди поставят себе задачу: «Мы друзья, поэтому для того, чтобы наша дружба крепла, мы должны встречаться каждое воскресенье». Это абсурд. То же самое можно сказать и о Таинствах. «Если я хочу правильно исповедоваться и выработать в себе настоящее покаянное чувство, я должен исповедоваться каждую неделю», – звучит абсурдно. Как и это: «Если я хочу стать святым и быть с Богом всегда, я должен причащаться каждое воскресенье». Просто нелепость. Более того, мне кажется, есть в этом некая подмена, потому что все стоит не на своих местах. Человек исповедуется, потому что у него сердце болит, потому что душа у него страдает от боли, потому что он нагрешил и ему стыдно, ему хочется очистить свое сердце. Человек причащается не потому, что регулярность причастия делает его христианином, а потому, что он стремится быть с Богом, потому что он не может не причащаться. Качество и частота исповеди Качество исповеди не зависит от частоты исповеди. Конечно, есть люди, которые раз в год исповедуются, раз в год причащаются – и делают это, сами не понимая для чего, потому что так положено и уж как-то надо бы, время подошло. Поэтому у них, конечно, нет некоторого навыка к исповеди, понимания ее сути. Поэтому, как я уже сказал, для того чтобы войти в церковную жизнь, научиться чему-то, конечно, на первых порах нужна регулярная исповедь. Но регулярность исповеди – это не значит раз в неделю. Регулярность исповеди может быть разной: 10 раз в год, раз в месяц... Когда человек свою жизнь духовно выстраивает, он чувствует, что ему надо исповедоваться. Есть некое внутреннее препятствие к причастию, есть внутреннее препятствие к молитве, приходит понимание, что жизнь начинает рассыпаться и нужно идти на исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010