Вместо всех домовых и монастырских работ и окладов на бывших церковных крестьян положено оброку по полтора рубля. Приходское духовенство и храмы освобождались от церковного тягла, т. е., от взносов в кафедральную казну на содержание епархиального архиерея с его домом и штатом. Все это почти совершенно изменяло старый строй епархиального управления, носившего преимущественно вотчинно-владельческий характер, при котором духовные интересы сами собой отходили на второе место. С этой стороны отобрание церковных вотчин имело серьезные основания. Однако оно не улучшало положения дел в церковно-епархиальном управлении. Та энергия, которую до 1764 года церковная власть тратила на управление деревнями и вотчинами, после 1764 года и даже до «сего дне» еще больше стала тратиться на заботы по изысканию средств на содержание церковных учреждений, школ и духовно-учебных заведений. Правда архиерейским домам с их учреждениями, монастырям, соборам и ружным церквам вместо отобранных вотчин в 1764 г. положено было определенное годовое денежное содержание, даже увеличенное, сравнительно с петровскими окладами. Равным образом самому Синоду с его Московской Конторой положены были штатные оклады. Эти оклады без всяких хлопот со стороны духовных властей выдавались из Коллегии Экономии, но они были очень малы, сравнительно с государственной доходностью от церковных вотчин, взятых государством. Денежное жалованье и совсем незначительные недвижимости и угодья не могли восполнить прежних доходов церковных учреждений архиерейских домов и монастырей. Отмена денежных сборов с духовенства и приходских храмов, и натуральных повинностей с вотчинных крестьян была особенно чувствительна для самих архиереев с их домами и штатами. Этой отменой, однако, не достигнуто равенства архиерейских кафедр по содержанию. Впрочем, Комиссия о церковных имениях, решившая вопрос о церковных имениях в смысле секуляризации их, не задавалась этой целью и не могла выровнять архиерейские дома как по содержанию, так и по степеням. В Высочайше утвержденном 26 февраля 1764 г. проекте Комиссии все великорусские архиерейские кафедры и епархии разделены на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Этим достоинствам соответствовали штаты и штатные оклады. К первому классу отнесены три епархии: Новгородская, Московская и Петербургская; ко второму классу восемь епархий – Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, к третьему – пятнадцать епархий – Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Суздальская, Вологодская, Коломенская, Вятская, Архангелогородская, Устюжская, Воронежская, Иркутская, Переяславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская. Нельзя не заметить, что все новые епархии, выделившиеся из территории Московской епархии по проекту 1744 г., заняли последние места, будучи распределены в последовательном порядке их открытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Представьте себе: для того чтобы перелететь от Магадана до Иркутска на современном реактивном самолете, нужно четыре часа. Это ровно столько, сколько от Москвы до Лондона. Чтобы пересечь Красноярский край с юга на север, нужно лететь три часа с небольшим — это как от Москвы до Парижа. Чтобы пересечь Оренбургскую область с запада на восток, нужно ровно столько времени, сколько лететь от Москвы до Бреста. И вот на этих огромных территориях — один правящий архиерей и часто очень небольшое количество приходов. Это и понятно — а как архиерей может стимулировать открытие приходов на таких огромных расстояниях? Поэтому и было принято решение учредить в границах епархий, где есть такая потребность, — а потребность мы определили исходя из просьб самих епархиальных архиереев, — новые епархии. За последние два с небольшим года мы открыли 35 новых епархий в Русской Православной Церкви — 25 на территории Российской Федерации и 10 за рубежом — в государствах Средней Азии, Казахстане и Эстонии. Целый ряд проектов в епархиях можно осуществлять только совместно, например, содержать семинарию, издавать журнал, вести телевизионную программу, взаимодействовать с учебными заведениями. Для того чтобы в рамках одного субъекта Федерации архиереи могли работать как одна команда, чтобы самостоятельные епархии, находящиеся в границах одного субъекта Федерации, имели возможность координировать свои действия, для того чтобы кто-то из архиереев нес особую ответственность за взаимодействие с губернатором и с центральной властью, на последнем заседании Синода было принято положение о создании митрополий. Если на территории субъекта Федерации больше одной епархии — две, три, четыре, то эти епархии объединяются в митрополии, по образцу, который существовал в древней Церкви и к которому хотели вернуться на Соборе 1917-1918 гг., но не смогли. Позже к этой модели хотел вернуться Блаженнейший митрополит Сергий, Патриарший Местоблюститель, и, как я уже говорил, в момент передышки с 1928-го по 1934 год было рукоположено архиереев в два раза больше, чем было в Российской империи.

http://patriarchia.ru/db/text/1647938.ht...

Приобретено ими: а) на украшение храмов 8, 411 р. 80 к.; б) на содержание школ и богаделен 775 р. 98 к.; в) в пособие причтам 1, 495 р. 51,5 к.; а всего: 10,683 р. 29,5 к.; в 1880 г. всех попечительств в епархии было уже 140. Приобретено ими: а) на построение и украшение храмов 28,657 р. 82,5 к.; б) на содержание школ и богаделен 2,244 р. 11 к.; в) в пособие причтам 2,537 р. 41 к.; а всего: 33,439 р. 34,5 к.; к концу же 1886 г. было всех попечительств 150. Собрано ими: а) на построение и украшение храмов 4,348 р. 61 к.; б) на содержание школ и богаделен 138 р. 91 к. и в) в пособие причтам 6 р. 15 к. 31 Таким образом, число приходских попечительств, постоянно возрастая в четырнадцатилетнее управление Преосвященнейшего Вениамина Иркутского епархией, к концу 1886 года увеличилось почти вдвое против того числа, каковое было при вступлении его в управление епархией в 1873 г. Насколько же была плодотворна их деятельность? Деятельность проявляли весьма не многие попечительства, как это видно из отчетов Архипастыря о состоянии Иркутской епархии, так как быть членом попечительства многие из прихожан, особенно сельских, считают такой же повинностью, как и прохождение других общественных служб. Действительную пользу попечительства оказывали только там, где председатель, или священник были преданы тому делу, для которого учреждалось попечительство. Пользовались ли по крайней мере приходские попечительства предоставленным им правом контролировать церковные суммы? Очень не многие. И это потому, что по Инстр. церковн. стар. контроль церковных сумм для почетнейших прихожан необязателен. Чтобы со стороны попечительства мог быть действительный контроль за церковным хозяйством, следовало бы прямо обязать их к тому с личной ответственностью за целость церковного имущества 32 . В октябре месяце 1874 года владыкой сделано подтверждение благочинным – предписать всем причтам со старостами немедленно пригласить приходские попечительства, по крайней мере в числе двух человек, кроме священника и старосты, к ежемесячному освидетельствованию церковных сумм и участию в израсходовании их, указанному Инстр.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

454 Таким образом, главным побуждением к возвышению иркутской епархии из третьеклассной во второклассную была скудость материальных средств тамошнего архиерея, которые синод хотел увеличить возведением её на степень второклассных епархий, пользующихся более высокими окладами. Совершенно другими побуждениями руководилось правительство при возвышении епархий, вновь открытых в царствование покойного Государя, возводя их во второй класс или прямо при самом их открытии, или из викариатств: здесь уже имелись в виду или цели политические и административные, или соображения и условия, вытекавшие из значения тех городов, в которых полагалось учредить архиерейские кафедры, или, наконец, личные качества и заслуги иерархов. На основании таких побуждений стали вдруг выше многих старых епархий обращенные из викариатств в самостоятельные: варшавская, занявшая десятое место в ряду наших второклассных епархий и бывшая при покойном Государе дверью к петербургской метрополии, которой она дала в лице Антония и Никанора двух митрополитов, и рижская, получившая особенное значение по важности Риги для Остзейского края, как в промышленном, так и в религиозном отношении, а потому и поставленная только одною степенью ниже варшавской. По тем же причинам и обстоятельствам, при самом открытии, получили второй класс епархии: литовская, олонецкая, донская и херсонская. Первая заняла девятое место, сколько по значению этой епархии для нашего Западного края, столько же по личным заслугам своего иерарха, удостоенного саном митрополита и званием члена св. синода. Вторая и третья сделаны архиепископиями как потому, что они были образованы из частей старейших епархий – одна была отделена от новгородской метрополии (олонецкая), а другая (донская) от астраханской архиепископии – так и потому, что религиозное состояние паствы этих епархий требовало пастырей опытных, испытанных, а следовательно приобретших своими заслугами право на архиепископское достоинство. Возвышение херсонской епархии, занявшей прямо восьмое место между второклассными епархиями, условливалось и священною для русских древностью самых мест, вошедших в её состав, и торговым значением для Одессы, в которой было назначено пребывание херсонского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 декабря 1924 года владыка был назначен святым патриархом Тихоном временным попечителем Забайкальской епархии с сохранением титула епископа Охотского, после чего сразу же приступил к возраждению епархии. Одним из его первых шагов было создание в конце 1924 года противообновленческой миссии. Назначаются священники-миссионеры, которым определяются районы их деятельности в Забайкальской епархии, производится сбор необходимой информации. Миссия оказалась действенной, так как предшествующий успех обновленцев во многом объяснялся лишь незнанием положения Православной Церкви. За полгода, к июню 1925 года, епископу Даниилу удалось фактически восстановить Забайкальскую епархию – из 227 общин, изначально бывших православными, к 3 июня 1925 года владыке подчинились до 50, и с каждым месяцем их количество росло. Несмотря на противодействие властей, к 1926 году в православных храмах возносились молитвы об обращении раскольников, писались воззвания против живистов и критичиские анализы их публикаций, проводились публичные диспуты в которых, по всей вероятности, периодически принимал участие сам владыка. 18 ноября 1926 года Преосвященнейший Даниил был назначен управляющим Иркутской епархией , а попечение о епархии Забайкальской Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий (Страгородский) передал епископу Нижнеудинскому Евсевию (Рождественскому) , проживавшему на покое в Иркутске . Пробыв ещё немного времени в Чите и сдав дела благочинному протоиерею Иннокентию Томилину , владыка Даниил 6 декабря выехал в Иркутск. Здесь он организовал материальную поддержку отбывавшим ссылку в Прибайкалье священнослужителям и продолжал обличать обновленчество. Однако, так как владыка Евсевий отказывался принять на себя управление Читинской епархией, с 1 февраля 1927 года епископ Даниил по просьбам паствы согласился вновь взять на себя управление Забайкальской епархией, хотя одновременно являлся управляющим Иркутской и Камчатской епархиями. Арест и кончина Ещё в начале апреля он нёс своё архиерейское послушание, но уже через месяц был арестован. 29 августа 1927 года коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ИТЛ по обвинению что он «принял на себя руководство нелегальным комитетом взаимопомощи, использовал амвон для проповедей а(нти)/с(оветского) содержания». В материалах дела 1927 года есть характеристика на владыку Даниила из органов ОГПУ:

http://drevo-info.ru/articles/5699.html

Отношением от 19 января 1872 г. за Совет Православного Миссионерского Общества, в видах обсуждения правил 4 декабря 1861 г., признаваемых в вышеозначенном представлении Высокопреосвященного Иннокентия, представлении Преосвященного Парфения, архиепископа Иркутского, и записке бывшего начальника Алтайской миссии протоиерея Ландышева, стеснительными для успехов миссионерского дела, – просил Преосвященного Камчатского Вениамина сообщить, в какой мере правила 4 декаб. 1861 г. прилагаются к делу подлежащими властями при крещении инородцев Камчатской епархии, и со стороны Преосвященного последовал ответ от 26 апреля того же года за такого содержания: «На отношение Совета Православного Миссионерского Общества от 19 января 1872 г. за относительно препятствий ко крещению язычников со стороны Высочайше утвержденных правил 4 декабря 1861 года, честь имею изъяснить, что в Камчатской епархии они не составляют препятствия к обращению язычников, потому что здешние язычники, которыми занята Амурская миссия, по трактатам не русские, а китайские подданные и потому гражданское русское начальство не может считать своей обязанностью вмешиваться в дело обращения не русских подданных, а живущие в северо-восточном углу Азии чукчи сами не признают над собою власти русского начальства, да и живут так далеко от последнего, что никакой чиновник не согласится сопутствовать миссионеру для наблюдения за его действиями». 164 Настоящее представление последовало по содержанию рапорта Якутского Духовного Правления от 18 мая 1862 года за и в удовлетворение ходатайства Преосвященного Иннокентия Святейший Синод, – «принимая во внимание, что в отношении инородцев, населяющих Камчатскую епархию духовенством не могут во всей точности исполняться установленные правила при вступлении в брак лиц православного исповедания, как по кочевой жизни, которую ведут инородцы, так и по отдаленности их пребывания от церквей, – определил: предоставить Преосвященному, согласно его предположения, разрешать священникам Камчатской епархии венчать браки инородцев с соблюдением только тех из установленных правил, какие по местным обстоятельствам Его Преосвященством будут признаны возможными и удобоисполнимыми», о чем и послан указ от 13 февраля 1863 года за Эта практика браковенчания инородцев сохранилась в Камчатской епархии и до последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Синодом, а еще более для Епархиального Управления, потому что постоянное сообщение Благовещенска с Якутском может быть не иначе как через Иркутск и потому ответы на бумаги могут получаться не менее как через 4½ месяца. Неудобств же или затруднений к открытию епархии в Якутской области здесь на месте не предвидится решительно никаких и ни с которой стороны, только в отношении собственно Камчатской епархии представляется на первый раз некоторое неудобство в отношении Семинарии, которая по Высочайше утвержденному докладу Св. Синода должна быть перенесена на Амур (и что не может быть сделано ранее 1867 года, т.е. до окончания начавшегося курса) и которая должна оставаться в Якутске и Следовательно, в распоряжении не совсем своего Преосвященнаго. В случае, если Святейшему Правительствующему Синоду благоугодно будет принять мое смиреннейшее ходатайство об открытии новой Якутской епархии, то я долгом считаю изложить здесь следующие мои мысли касательно сего предмета. 1) Якутскую епархию должны составлять те же самые места или округи, которые составляют Якутскую область в гражданском отношении, а именно округи: Якутский, Вилюйский, Олекминский, Верхоянский и Колымский 221 с 234624 душами обоего пола, в числе коих находится: 11205 русских, 207840 якутов, 10668 тунгусов, 1524 юкагирей, 2246 ламутов и чуванцов, 1062 скопцов и раскольников и 79 евреев. Церквей в Якутской епархии кроме монастырских останется 85 или 80 часовен, которые можно считать тоже церквами приписными, потому что при некоторых из них находятся уже отделившиеся от церквей причты и потому что во всех часовнях вообще отправляются литургии и все таинства во время посещения их приходскими священниками. Священников в Якутской области по последнему штату положено 83. (Число, конечно, далеко еще несоразмерное с числом паствы: 1 на 2826). 2) Якутскому Епархиальному Преосвященному я полагал бы титуловаться Якутским и Вилюйским (а не Олекминским как желают некоторые), потому что в Вилюйском округе жителей находится гораздо более, чем во всех прочих меньших округах вместе взятых.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

25 дек. 1945 г. В. определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии. 30 янв. 1946 г. в новосибирском Вознесенском соборе епископскую хиротонию В. совершили архиеп. Варфоломей и еп. Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) . В. был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вслед. чего 10 июля 1947 г. он был уволен на покой. 3 июня 1948 г. В. был назначен на Петрозаводскую и Олонецкую кафедру, 4 марта следующего года по прошению уволен на покой с проживанием в Омске. С 1 сент. 1955 по 22 нояб. 1956 г. и с 13 мая по 16 июля 1958 г. В. управлял Омско-Тюменской епархией, после чего был почислен на покой. 3 апр. 1961 г. В. вновь было поручено окормлять эту епархию. 31 янв. следующего года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. послал в Синод РПЦ жалобу на В., в к-рой обвинил епископа во вмешательстве в приходские дела, поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. 13 июня за нарушения законодательства о культах В. был освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, В. жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на неск. лет уходил в затвор. По описаниям современников, он был строг к себе, иночески скромен, прост и доступен в общении, нестяжателен. Отпевание В. 4 мая 1976 г., в день Радоницы, совершил Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха) вместе с духовенством епархии. В. погребен на Восточном кладбище Омска рядом с могилами родителей. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 23; ГА Омской обл. Ф. 2603. 0п. 1. Д. 14, 17, 24, 32. Соч.: Слово к причастникам//ЖМП. 1976. 8. С. 23. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1946. 3. С. 6; Мельник И. , прот. Преосвящ. еп. Венедикт (Пляскин): (Некролог)//ЖМП. 1976. 9. С. 24-25; Киреев А. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 364-365.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Актуальной становится задача организации духовно-психологической помощи пострадавшим, которые будут находиться в пунктах временного размещения. Ежедневно в епархии совершают молебны о избавлении от наводнения. В Хабаровской епархии продолжают борьбу с последствием наводнения. 30 августа члены созданной епархиальной рабочей группы посетили один из пунктов временного пребывания, разместившийся на территории санатория «Уссури». Пострадавшим была передана гуманитарная помощь. Настоятель хабаровского храма святителя Иннокентия Иркутского протоиерей Олег Хуторской совершил таинство крещения над семью взрослыми и десятью детьми из числа пострадавших. На сегодняшний день в эвакуационном пункте находятся 45 человек, 19 из которых – дети. В этот же день настоятель Покровского храма Хабаровска иерей Стефан Нохрин посетил пострадавших, размещенных в детском оздоровительном лагере им. Олега Кошевого, передав необходимые вещи и выяснив нужды каждой семьи. Планируется, что священнослужители будут посещать пункты временного размещения пострадавших два раза в неделю. По просьбе Синодального отдела по благотворительности компания «Фудбэнк Рус» с помощью своих региональных доноров помогает епархии детским питанием, доставляет мясные продукты в пункты временного размещения. Частные спонсоры компании пожертвовали 350 тысяч рублей на покупку теплой одежды для пострадавших. Донор-спонсор организации «Фудбэнк Рус» предложил помощь в 1,5 млн рублей для закупки дорогостоящего оборудования, необходимого для ремонта домов — просушивающих пушек, насосов для откачки воды, а также газовых плиток. В настоящий момент производится заказ и оформление товаров. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по церковной благотворительности было выделено 419 000 рублей на нужды пострадавших от наводнения в Биробиджанской епархии, приходы которой расположены на территории ЕАО. На эти средства были приобретены гигиенические средства для пострадавших из Октябрьского района ЕАО, временно размещенным в детском лагере «Жемчужина», а также в четыре пункта временного размещения граждан, расположенные в с. Бабстово, где находятся около 800 эвакуированных человек, и в пункт временного размещения, расположенный в войсковой части под с. Ленинское.

http://pravmir.ru/bolee-10-millionov-rub...

Не место в настоящем очерке останавливаться на деятельности преосвященного Евсевия на тех поприщах служения русской церкви, которые он занимал до назначения его в 1861 г. в Могилев, но не можем все-таки для более полного выяснения светлой личности архипастыря не упомянуть хотя вкратце о плодотворной деятельности его в академии, юной самарской пастве и отдаленной Иркутской епархии, где, как увидим дальше, он с апостольской ревностью заботился об обращении язычников. В столице ему сразу было поручено много трудных и высоких обязанностей: так 7-го апреля он был назначен председателем комитета, учрежденного для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях. Вакационное время преосвященный почти каждогодно обозревал духовные семинарии (между прочим в июле 1849 г. посетили Могилевскую). Во внимание же к трудам его на поприще духовно-литературной деятельности, в 1848 г. был поднят вопрос о возведении его на степень доктора богословия. Вопрос этот остался, по неизвестным нам причинам, не приведённым в исполнение и в письме митрополита Филарета к преосв. Евсевию, от 8-го августа того же года, мы находим следующие строки: «из двух уст два различные изъяснения слышал я того, как случилось, что мысль о Вашем докторстве осталась не исполненною. Оба изъяснения были не против вас». В 1850 году преосв. Евсевий оставил духовно-учебное поприще и вступил на духовно административное. 19 декабря он Высочайшим повелением был назначен епископом ново учреждённой Самарской епархии и вот что писал по этому поводу владыке митрополит Филарет: «думал я, что для Вас устроится что-нибудь лучшее: но теперь думаю, что устроилось лучшее для Самарской епархии и ее поздравляю более, нежели Вас. А если служение Ваше будет благо для неё, то будет благо и для Вас» 4 . Сдав академию инспектору оной архимандриту Макарию (впоследствии митрополиту московскому), владыка отправился к месту своего нового служения, куда Господь призвал его не на чужом основании созидать, а полагать новые основания для нового здания – Самарской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010