Тогда фараон дал ему свой перстень, возвысил Иосифа, посадил на свою колесницу и поставил его над всем царством Египетским, чтобы все поклонялись ему. Было Иосифу тогда тридцать лет. Пришли семь лет изобилия, и тогда он заготовил впрок запас зерна. В то время он женился на Асенефе и родил двух сыновей – Ефрема и Манассию. А затем настали годы голода по всей земле, а в Египте был хлеб, и со всех стран стали съезжаться в Египет люди – за хлебом. И здесь, в этой части жизни Иосифа, мы видим прообразы жизни Христовой. Иосиф несправедливо ввергается в тюрьму – и Христос осуждается Пилатом, хотя тот никакой вины не нашел в Нем ( Ин. 18, 38 ). Иосиф три года был в темнице – Господь три дня был в аду. В тюрьме Иосиф возвещает одному узнику свободу, а другому гибель. Иисус, обещав одному из разбойников спасение, сошел во ад, возвестив освобождение. Иосиф выходит из темницы и становится царем над Египтом, облекшись в светлую одежду, восседая на колеснице и получая поклонение. Господь воскрес из гроба и получил от Отца всю власть и на Небе и на земле ( Мф. 28, 18 ). И перед Ним преклоняется всякое колено ( Фил. 2, 10 ) – и иудеев, и язычников. Иосиф питает хлебом всю землю, порабощая фараону весь Египет. Иисус Христос, питая Церковь Своим Телом – Хлебом Жизни ( Ин. 51 ), покоряет все Богу Отцу. Память святого Иосифа Прекрасного совершается в понедельник Страстной седмицы. Переселение евреев в Египет (Быт. 42–47) Прошли семь лет изобилия, и наступил голод, предсказанный Иосифом. Он обрушился не только на Египет, но и на всю землю. Тогда Иаков послал десятерых своих сыновей в Египет, чтобы те купили себе хлеба, а Вениамина оставил при себе. Братья пришли к Иосифу и поклонились ему до земли, Иосиф узнал их, а они его – нет. Тогда Иосиф сказал им: – Вы соглядатаи, пришли, чтобы узнать слабые места земли. – Нет, господин! – отвечали братья. – Мы не соглядатаи, а сыновья одного человека. Нас было двенадцать, один остался у отца, а одного не стало. Тогда Иосиф сказал: – Вы сможете доказать, что вы не соглядатаи, если приведете оставшегося брата, тогда мы поверим вам. За братом же пошлете одного из вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Быт.42:17 . И отдал их под стражу на три дня. Заключение братьев под стражу, по намерению Иосифа, имело пробудить в них раскаяние в давнем преступлении их против Иосифа; цель эта, как видно из ст. 21–22, была достигнута; кроме того, упомянутой мерой Иосиф хотел показать братьям неизменность своего решения видеть у себя Вениамина. Быт.42:18–20 . И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшего приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. Во 2-ой беседе своей с братьями Иосиф, еще не освобождая их от подозрения, смягчает, однако, тон речи и приговор свой, требуя оставления в залог лишь одного брата. Эту мягкость своего решения Иосиф мотивирует чувством страха Божия, которое, конечно, ручалось братьям, что правитель Египта не допустит ничего несправедливого в отношении к ним. Быт.42:21 . И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья – совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя» ( Иоанн Златоуст , Бес. 64, 684). Быт.42:23–24 . А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их. Прекрасная сцена раскаяния братьев, слышанная и понятая Иосифом (для отклонения подозрений он говорил с ними через переводчика; после о переводчике в сношениях Иакова и сыновей с египтянами не упоминается ввиду, вероятно, близости языков еврейского и египетского), до глубины души тронула Иосифа, но он, сделав усилие над собою, оставляет заложником Симеона, – по вышеприведенному вероятному предположению раввинов, главного виновника жестокого поступка братьев с Иосифом. По Мидрашу, он связал Симеона только перед глазами братьев, а по отбытии их освободил, кормил и поил (Beresch. r. 91, s. 450). Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу и отказ его отпустить Вениамина

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.42:7–8 . И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи. Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. Иосиф легко мог узнать своих братьев, так как при продаже Иосифа они были уже почти взрослыми («с бородами», как замечает Мидраш) и за время разлуки, при однообразии номадического быта, не могли значительно измениться. Затем, Иосиф мог ожидать их прибытия в Египет за хлебом и теперь увидел их всех вместе, притом знал и понимал их язык, хотя, следуя этикету, и говорил с ними через переводчика. Братья, напротив, естественно не узнали Иосифа, который продан был ими 17-ти лет, а теперь имел 38, занимал пост первого египетского вельможи, по костюму, наружности, языку и проч. представлялся им египтянином: в такой обстановке они менее всего ожидали найти своего брата, в смерти которого они притом были убеждены (ст. 22). Что касается сурового обращения Иосифа с узнанными им братьями, то можно допустить, что в Иосифе в первое время боролись два противоположных чувства: горечи и мстительности с одной стороны, любви – с другой (последнее чувство торжествует уже при первом свидании, ст. 24), – Иосиф не знал христианской заповеди о любви к врагам, и предположить в нем недоброе чувство мести возможно. Со всем тем «употребленная им хитрость, без сомнения, имела добрые побуждения, как-то: возбудить угрожающим несчастьем совесть виновных братьев к признанию сделанного ими преступления и к изглажению онаго; получить скорое известие об участи отца и единоутробного брата и, прежде открытия тайны, привести в совершенную безопасность Вениамина, против которого зависть и злоба, обманутые в Иосифе, могли обратить свое оружие» (митрополит Филарет, Зап. на Бытие 2, 212). Быт.42:9 . И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей. (ср. 12, 14). Возведенное (неискренно) Иосифом обвинение братьев в шпионстве имело целью, с одной стороны, некоторое наказание и испытание им своих братьев, с другой – предупреждение неудовольствия египтян по поводу сразу благоприятных отношений Иосифа к чужестранцам. В духе египетской политики Иосиф обвиняет братьев своих, пришедших в Египет с северо-востока, в том, что они имеют высмотреть наиболее незащищенные места, с евр.: наготу, страны, – а в Египте такой была особенно северо-восточная граница, открытая набегам азиатских кочевников (отсюда, вероятно, проникли в Египет и гиксы); притом братья Иосифа пришли целым караваном; наконец, обычай высылать соглядатаев прежде занятия той или иной земли отмечен не раз и в библейской древности ( Чис. 21:32 ; Нав. 2:1 ; Суд. 18:2 ). В этом смысле братья Иосифа действительно оказались как бы разведчиками новой территории, так как следствием прихода их в Египет было поселение их здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.50:22–25 . И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. Заключительные замечания о жизни Иосифа, которой посвящена значительная часть кн. Бытия. Он видел при жизни своей третье поколение своих потомков, и некоторых из них усыновил и воспитал. Последние стихи главы и всей книги, 24–26, проникнуты живой и возвышенной верою Иосифа в великое будущее Израиля – в изведение этого народа из Египта в качестве свободного народа – в целях устроения ветхозаветного Царства Божия. По этой-то вере ( Евр. 11:22 ) Иосиф, подобно отцу своему ( Быт. 49:29 ), завещает братьям своим – тем, какие еще не умерли, и вообще всем членам потомства Иакова вынести из Египта, при будущем выходе евреев отсюда, кости его (перевозить труп Иосифа в Ханаан теперь же, очевидно, уже не представлялось возможности: привилегированное положение евреев в Египте близилось к концу). Моисей, действительно, при исходе Израиля из Египта, захватил с собою и кости Иосифа ( Исх. 13:19 ), а Иисус Навин похоронил их в Сихеме ( Нав. 24:32 ). Быт.50:26 . И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. По египетскому обычаю, тело Иосифа было бальзамировано и положено в саркофаге (евр. arou), обыкновенно делавшемся из дерева сикоморы – смолистой акации. Со смертью Иосифа евреи в Египте, поставленные, правда, на путь самостоятельного развития в целый народ с своеобразными национальными особенностями, лишились могущественной опоры своего почетного положения. Теперь им предстояла горькая жизнь в «доме рабства» ( Исх. 20:2 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 50:4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: Иосиф, находясь в трауре и, вероятно, отрастив бороду и волосы в знак печали по обряду египетскому (Герод. II, 26), не мог сам предстать пред фараона. (Сравн. Быт. 41:14 , когда Иосиф, выведенный из темницы, должен был остричься, прежде чем предстать фараону.) Египтяне не носили вовсе бород, как доказывают их монументы. Быт. 50:5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, Иосиф не находил нужным пояснять в своём послании, что прадед его купил место погребения в земле Ханаанской и что все его предки похоронены там. Вероятно, обетование о Ханаане хранилось в тайне между членами семейства Иакова, и будущее обещанное величие народу, от Авраама происходящему, не разглашалось чужеземцам. Иосиф избегал даже говорить придворным фараона, что место, где хотел быть погребён Иаков, есть фамильная пещера; он сказал только о личном желании отца своего, дабы не возбудить подозрения египтян, которые как при фараонах XII династии (при которой, полагают, жил Иосиф), так и при всех последующих династиях употребляли все усилия, чтобы овладеть прибрежьем Палестины и Финикии, постоянно ведя войны с хеттами и даже впоследствии (как, напр., при Аменофисе II 18-й династии) сталкиваясь с рутенами (ассирианами), которые тоже искали преобладания в Сирии и Палестине. там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] Быт. 50:6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. Быт. 50:7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, Англ. Библия замечает, что на египетских монументах встречаются изображения великих погребальных процессий (ссылка на Розеллини, Вилкинсона и др.). Быт. 50:8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Египте Иосифа купил богатый Потифар, знатный и богатый придворный, и начальник телохранителей фараона. Со временем Иосиф вошел в доверие к своему господину, и тот сделал его управляющим в доме. По прошествии нескольких лет жена Потифара стала соблазнять Иосифа, но он не поддавался на искушения. Госпожа не отставала. Однажды, когда в доме никого не было, она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон (Быт 39:12). Тогда она оклеветала Иосифа, обвинив в попытке изнасилования и предъявив одежду в качестве доказательства. Праведник не стал оправдываться и был брошен в заключение, где благодаря уму, расторопности и сообразительности вскоре стал помощником начальника тюрьмы. Иосиф толкует сон фараона. Г. Доре Однажды двое других заключенных, виночерпий и хлебодар фараона, увидели странные сны, значение которых Иосиф точно истолковал, и они исполнились. Через два года после этого сам фараон увидел в одну ночь два особенных сна: — в одном семь худых коров съели семь толстых, а в другом семь тощих колосьев поглотили семь тучных. По утру фараон призвал всех египетских мудрецов, чтобы те истолковали ему сновидения, но их усилия были безуспешны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и рассказал о нем царю. Иосифа, который продолжал томиться в тюрьме, привели к фараону, и он легко растолковал увиденное фараоном: Оба сна означают ли одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода (Быт. 41:29-30). Также Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода. Фараон был восхищен проницательностью и мудростью Иосифа и решил приблизить его к себе: твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя (Быт. 41:39). Он сделал его визирем, первым лицом после себя, и поручил заготовлять припасы на голодные годы. В эти семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте достаточно хлеба, так что его можно было даже пускать на экспорт. Вокруг наступил голод, и люди из разных мест стали приезжать в Египет за хлебом. Неурожай не обошел стороной и семью Иакова, и он послал нескольких сыновей за зерном. Братья пришли к Иосифу, поклонились ему, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев, но, желая испытать их, намеренно заявил, что это соглядатаи (т. е. чужие разведчики), и потребовал в качестве залога того, что они говорят о себе правду, привести к нему самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, который остался дома. Братья пришли в отчаяние и говорили между собой, думая, что Иосиф их не понимает: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие (Быт 42:21).

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

В этом и чудо: Христос еще не родился, но свет евангельской праведности уже касается сердца Иосифа В той ситуации, в которой оказался Иосиф, праведно было поступить именно так. Значит, когда Матфей пишет: «будучи праведен и не желая огласить…», он имеет в виду уже не праведность ветхозаветную, но праведность Нового Завета, которая прямо научает нас сносить обиды и прощать оскорбления. В этом и чудо: Христос еще не родился, но свет евангельской праведности уже касается сердца Иосифа, и он проявляет ее в намерении не выдавать Марию на смерть, но тайно отпустить Ее. Позже Христос, грядущий на страдания вольные, окажет нравственное влияние и на врагов Своих Ирода и Пилата, о которых и будет сказано: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк. 23: 12). Далее мы читаем: «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1: 20). По истолкованию Златоуста, Сама Мария не оправдывалась перед Иосифом, ожидая оправдания за Себя от Бога, – и оно не замедлило! «Каким же образом Ангел уверяет его? Послушай и подивись мудрости сказанного. Придя, Ангел говорит ему: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою”. Он тотчас напоминает ему о Давиде, от которого должен был произойти Христос, и не дает ему оставаться в смущении, наименованием предков напомнив об обетовании, данном всему роду. Иначе для чего он назвал его сыном Давидовым?.. Сказав же: “не бойся”, показывает, что Иосиф боялся оскорбить Бога, держа в доме прелюбодейку, потому что иначе он (то есть Иосиф. – прот. О.С .) и не подумал Ее прогонять. Итак, всем [этим] показано, что Ангел пришел от Бога, обнаруживая и пересказывая все, о чем размышлял Иосиф и чем был встревожен его ум. Назвав же Ее имя, он не остановился на этом, но добавил: “жену твою”, как не назвал бы Ее, если бы [Ее девство] было растлено» . Святой праведный Иосиф Обручник Явление Ангела Иосифу перечеркнуло все его возможные сомнения, и с этого момента он, Иосиф, обручник Девы Марии, становится Ее защитником и покровителем.

http://pravoslavie.ru/92819.html

« Вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш » ( Быт.42:15 ). Кстати, что очень интересно и знаменательно: Иосиф все-таки обманывает братьев, но все время клянется жизнью фараона. Ну, он же не может клясться именем Божьим, как это принято было принято иудеями и отменено Сыном Божиим 60 . И он постоянно использует, казалось бы, обычные для египтян клятвы жизнью фараона. « Вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш ». Он хочет видеть Вениамина. Дело в том, что только Вениамин – его абсолютный брат и по отцу и по матери. Другие его братья – братья только по отцу. Тем более Вениамин дорог ему, потому что Вениамин младше его, младший его брат. И у него могли быть подозрения, что братья могут также завидовать Вениамину: ведь мы с вами читали, что после предполагаемой гибели Иосифа Иаков привязался сердцем именно к Вениамину. Иаков был очень влюбчивый человек: сначала он к Рахили привязался сердцем, потом Иосиф у него был любимчик, Иосифа не стало – он к Вениамину привязался своим сердцем. И, конечно, эта любовь отца, которую мог предполагать Иосиф по отношению к Вениамину, ставила Вениамина в такое же опасное положение, в котором оказался сам Иосиф, в результате чего он (Иосиф) и был продан в египетское рабство. И он хочет как бы опередить ситуацию, чтобы брата доставили сюда. Он говорит: « пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи » ( Быт.42:16 ). Ну, вот опять: « клянусь жизнью фараона », этого оккультного правителя. Это все равно, если православный человек скажет: «Клянусь душой Кашпировского!» Это ни больше, ни меньше – такая же аналогия. Конечно, православный так не скажет, но если в определенном окружении он окажется, среди экстрасенсов, например, то вполне может сказать, ёрничая. « И отдал их под стражу на три дня » ( Быт.42:17 ). Иосиф отдает их под стражу, выставив определенные условия, что они должны остаться в Египте, а один пусть отправится и привезет Вениамина.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот почему блаженный Петр, разгневанный, сразу тут произнес над ними заслуженный ими приговор. А что касается Симона, то он, услышав от апостола Петра: " серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги " – не возмутился этим, не вознегодовал, не рассердился, хотя и был человеком дурным, но, приняв обиду и оскорбление, как заслуженные, смиренно обратился не только к Петру, но и ко всем апостолам с просьбой: " помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами " (Деян.8:24). Я, говорит, погрешил тяжко; не дерзаю сам о себе умолять Бога; но вы походатайствуйте за меня перед Ним. Да, хорошо говорил Екклесиаст: " время плакать и время смеяться " : время плакать о болеющих неисцелимо, и время радоваться о любящих покаяние. Великий Иосиф так плакал, как будто пророчески проникся словами блаженного Давида: " Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью " (Псал.125:5). Вот Иосиф и сеял слезы братолюбия, – и пожал венец царства. Запомните все вы твердо, что Иосиф, столь удивительным образом встретившийся со своими братьями, увидев их, не захотел им мстить. В самом деле, чего заслуживали эти братья, разорвавшие, насколько от них зависело, двенадцатизвенную цепь братства? Однако Иосиф не подумал притеснять их в возмездие за их поступок, но, бросившись к ним на шею, заплакал. Почему тут речь о шее именно, а не о другой какой-либо части тела? Естественно было ему плакать на шеях братьев, некогда сбросивших с себя ярмо братолюбия. Признаешь ты теперь кротость и благочестие этого человека? Но некоторые толкуют об Иосифе, что он отнесся к братьям так кротко и миролюбиво под давлением необходимости, так как, заброшенный в чужую страну, ни от кого не имел там сочувствия или помощи. Говорящий так пусть обратит внимание на то, что Иосиф сам по собственному расположению обнаружил такое отеческое попечение……. воспоминание об Иосифе и явление света. Владыка света Христос освободил его из мрака темницы. Зачем суесловишь, зачем говоришь неправду, о, человек, утверждающий, что Иосиф по необходимости был кроток и незлопамятен? Ведь еще до появления закона Иосиф настолько был боголюбив, настолько соблюдал закон, что даже соблазняемый своей госпожой гнушался блудодеяния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Все братья были поражены как громом. От чрезмерной скорби они разодрали на себе одежды и, возложив на ослов мешки свои, возвратились в город. Когда же они явились к Иосифу и пали перед ним на землю, он сказал им: «Как это вы осмелились на такое дело? Неужели вы думали, что я не узнаю?» – «О», вскричал Иуда, «что скажем мы в оправдание наше! Это Бог взыскивает с нас за один грех . И вот мы все за это будем рабами твоими». Но Иосиф отвечал: «сохрани Бог, чтобы я это сделал. Только тот, у которого нашлась чаша, будет моим рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему». Тогда Иуда сказал: «господин мой! если мы возвратимся домой без сего отрока, то отец наш умрет с горя. Я взял его на свою поруку; и так позволь мне остаться рабом твоим; его же отпусти домой с братьями. Иначе, как я покажусь на глаза родителю? я не могу видеть горести его». Иосиф не в состоянии был долее скрываться и приказал всем окружающим его египтянам удалиться. Оставшись наедине с братьями, он громко зарыдал и воскликнул: «я Иосиф! жив ли еще отец мой?» Изумленные братья от страха не могли произнести ни одного слова. Иосиф, видя их смущение, повторил: «я брать ваш Иосиф, тот самый, которого вы продали в Египет. Не печальтесь, что вы меня продали. Сам Бог послал меня сюда для общего блага. Возвестите отцу моему о славе моей в Египте и поспешите привезти его ко мне». После сего он пал на шею Вениамину, обнимал его и плакал; перецеловал он также и прочих братьев и долго беседовал с ними. § 24. Переселение Иакова с семейством в Египет (1624 г. до Рожд. Христ.). Фараон очень обрадовался, услышав о прибытии Иосифовых братьев, и дал собственные колесницы, чтобы перевезти Иакова с семейством в Египет. Со своей же стороны, Иосиф послал отцу богатые дары, одарив и каждого из братьев своих. Когда братья Иосифовы возвратились к отцу и пересказали ему все слова Иосифа, Иаков ожил духом, сердце его воспламенилось, и он воскликнул: «довольно! сын мой Иосиф жив; пойду и насмотрюсь на него, пока я не умер». Но прежде отправления своего в Египет Иаков принес Богу жертву и спросил соизволения Его на дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010