Глава 1 Иов. 1 :1. Некий 1 человек жил в стране Авситидийской, имя ему – Иов. И был тотъ человек истинен, непорочен, праведен, богобоязнен, (и) удалялся отъ всякаго худого дела 2 . Иов. 1 :2. И было у него семь сынов и три дочери. Иов. 1 :3. И было скота у него: овец семь тысяч, верблюдовъ три тысячи, волов пять сот пар, пять сот пасущихся ослиц, и слуг весьма много, и дела большия были у него на земле 3 , и он был знатнейшим из жителей востока солнца. Иов. 1 :4. И собирались сыновья его друг к другу, устраивали ежедневно пир, взяв с собою и трех сестер своих, чтобы с ними есть и пить. Иов. 1 :5. И когда оканчивались дни пира, Иов посылал (за ними) 4 и очищал их, встав поутру: приносил о них жертвы по числу их, и одного тельца за грех, о душах их, ибо говорил Иов: „может быть, сыновья мои как нибудь согрешили и в разуме 5 своем дурное помыслили против Бога“. Так поступал Иов во все дни. Иов. 1 :6. И было в один день 6 : и вот пришли Ангелы Божии предстать пред Господом и диавол пришел с ними. Иов. 1 :7. И сказал Господь диаволу: откуда пришел ты? И сказал диавол в ответ Господу: я обошел землю и прошел поднебесную, и вотъ 7 предстою. Иов. 1 :8. И сказал ему Господь: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как онъ 8 , на земле человека: непорочнаго, истиннаго, богобоязненнаго, удаляющагося от всякаго худого дела. Иов. 1 :9. И отвечал диавол и сказал Господу: Иов. 1 :10. Разве даром Иов чтит Господа? Не Ты-ли со вне оградил его и внутренность дома его, и (даже) со всех сторон все имущество его? А дела рук его Ты благословил и умножил скот его на земле. Иов. 1 :11. Но простри руку Твою и коснись всего, что он имеет, и он в лице не благословит-ли Тебя 9 ? Иов. 1 :12. Тогда сказал Господь диаволу: вот все, что у него есть, отдаю в руку твою, только (его) самого не касайся. И вышел диавол от Господа. Иов. 1 :13. И было въ один день: сыновья Иова и дочери его 10 пили вино в доме старшаго брата своего. Иов. 1 :14. И вотъ пришел вестник к Иову и сказал ему: пары волов пахали, а ослицы паслись подле них,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 2:6 . Рече же Господь диаволу: се, предаю ти его, токмо душу его соблюди. Господь предает во власть диавола тело Иова, с тем, чтобы он пощадил его душу, не отнимал у него жизни. Иов. 2:7 . Изыде же диавол от лица Господня и порази Иова гноем лютым от ног даже до главы. Сатана поразил Иова гноем лютым, страшными гнойными ранами, которые покрыли все его тело от ног до головы. Полагают, что эта была проказа. Сам Иов так изображает свою болезнь: тело мое одето червями и пыльными струпьями, кожа моя лопается и гноится ( Иов. 7:5 ). Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя. С великим трудом снимается с меня одежда, края хитона жмут меня ( Иов. 30:17–18 ). Кости мои прилипли на коже моей и плоти моей, и я остался только с кожей около зубов моих ( Иов. 19:20 ). Дыхание мое опротивело жене моей ( Иов. 19:17 ). Тело его (Иова), как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью ( Иов. 13:28 ). Бог рассекает внутренности мой и не щадит, пролил на землю желчь мою ( Иов. 16:13 ). А без желчи невозможно пищеварение, следственно, страдальцу грозила голодная смерть. К этому присоединилась бессонница. Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?» и вечер длится, и я ворочаюсь до самого рассвета ( Иов. 7:4 ). Болезнь, поразившая все тело от ног до головы, не коснулась только языка, так что Иов свободно мог говорить и изливать жалобы пред Богом. Язык пощажен был диаволом по надежде, не станет ли Иов языком своим изрыгать хулы на Бога. Иов. 2:8 . И взя Иов чреп, да острогает гной свой, и той седяше на гноищи вне града. Зуд и смрад от гнойных ран побуждали страдальца счищать с себя гной, и он счищал его не пальцами рук, а черепком, или потому, что пальцы от болезни сделались негодными для этого дела, или потому, что масса накоплявшегося гноя легче могла быть снята твердым и широким черепком, чем пальцами. – Гноище, или гнойное место, на котором сидел Иов, так названо потому, что покрыто было гноем, падавшим с тела страдальца. Страдая заразительною и отвратительною болезнию, Иов не мог оставаться в городе, в людском обществе, и сидел вдали от жилья, и находясь в этом положении, говорил: «Я сделался песнию и пищею людей отверженных. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим» ( Иов. 30:9–10 ). Они смотрели на него, как на великого грешника, отверженного Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

“Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?” (Иов 19:2) — обращается к друзьям Иов, ибо “смерть и жизнь — во власти языка” (Притч 18:22), и слова того, к кому питаешь любовь, “рассекают внутренности” (см. Иов 16:13). Больно, очень больно счищать с себя отпадающие куски плоти (Иов 2:8), теряя привычные и дорогие сердцу привязанности. Но нельзя ожить, не умирая. Нельзя обрести духовное, не расставшись с плотским. Образ змеи, которая освобождается от старой кожи, проползая между ранящих ее острых камней, упоминаемый Святыми отцами, является здесь наиболее подходящим и точным. Теперь надежда только на Бога: “Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе кто поручится за меня? Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им” (Иов 17:3–4). И пока не придет помощь от Бога, Иов будет томится от невозможности познать любовь Божию: “Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 19:27), “я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, — стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне” (Иов 30:20–21). Так сетовать может только тот, кто жаждет ответной любви, кто только в ней полагает свою жизнь. Но чтобы принять любовь, необходимо понять Любящего, необходимо почувствовать к Нему доверие. Но как бывает трудно человеку, особенно если он “непороч­ный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла” (Иов 1:8; 2:3), однако, несмотря на это, “пресыщен унижением” (Иов 10:15); к тому же “плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает”(Иов 14:22)? Как ему разрешить, казалось бы, неразрешимое: почему, например, праведники терпят скорби, а нечестивые пребывают в довольстве, “почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?” (Иов 21:6), почему “один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный” (Иов 21:23), “а другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра” (Иов 21:25)? И почему “в городе люди стонут, и душа убиваемых вопит”, а “Бог не воспрещает того” (Иов 24:12)? Но такое желание понять суть происходящего, выходя при этом за пределы законов познания, можно уподобить попытке рассмотреть цветок с завязанными глазами. Здесь не поможет “дух разумения”, на который так надеются друзья Иова (Иов 20:3), опираясь на собственные представления о справедливости. Только нерассуждающее сердце, исполненное любви, которая “долготерпит, милосердствует все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (1 Кор 13:4–7), сможет устранить все возникающие противоречия.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

В начале говорится, что Иов жил в стране Авситидийской; потом Писание свидетельствует о благочестивой его жизни, говорит о том, что у него было семь сыновей и три дочери, и о числе стад его. Сыновья его, приходя друг к другу, устраивали пиршества каждый день с тремя сестрами своими; а Иов призывал их и очищал сыновей своих, принося о них жертву Богу. Первое свидетельство Господа об Иове перед дьяволом ; первая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь дает власть дьяволу над всем, что было у Иова, кроме него самого. Прежде всего, дьявол посылает Иову весть о взятии в плен коней и ослов его, и об избиении слуг. Второй вестник сказал Иову, что сожжены овцы его и пастухи их. Третий вестник донес Иову о пленении верблюдов и избиении слуг. Четвертый вестник приходит к нему и говорит, что обрушился дом и убиты все дети его. При всем этом, случившемся с Иовом, он не согрешил перед Господом. Второе свидетельство Господа перед дьяволом в похвалу Иова, и вторая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь предает ему Иова, с тем, чтобы оставалась неприкосновенной душа его. Дьявол, вышедши, поразил Иова от ног до головы. Иов, сидя на навозной куче, скоблил свой гной. Жена убеждает Иова сказать слово против Господа и умереть; но он укоряет ее. Три друга Иова, Елифаз, царь Феманский, Валдад, властитель Савхейский, и Софар, царь Минейский, услышали о всем, случившемся с ним, и пришли к нему, каждый из страны своей, посмотреть на него, и, увидев его, разодрали каждый одежду свою при виде такого бедствия. При таком страдании Иов впервые отверз уста свои и проклял день и ночь, в которую родился. Он сказал: «Раб свободен от господина своего ( Иов.3:19 ), так дан страдальцу свет, и жизнь..., которые ждут смерти, и нет ее» ( Иов.3:20–21 ). Обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?» ( Иов.3:22 ). В ответ на это Елифаз Феманский говорит Иову: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? ( Иов.4:7 ). Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются ( Иов.4:10–11 ). Нет ни одного смертного, который был бы праведнее... Бога. И муж чище... Творца своего?» ( Иов.4:17 ). Безумные, говорит, хотя бы и укоренялись, но «тотчас проклял дом его» ( Иов.5:3 ), потому что «жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его» ( Иов.5:5 ). «Но человек, – продолжает он, – рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» ( Иов.5:7 ). Господь «уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» ( Иов.5:13 ); а невинного Господь избавляет от нужд «и в седьмой раз не коснется тебя зло» ( Иов.5:19 ). «Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя» ( Иов.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иов прибавляет: И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? ( Иов. 12:3 ). Святитель Григорий Великий считает, что Иов здесь как бы обращается к друзьям со словами: то, что вы говорите, знают все люди; почему же вы возгордились этим своим знанием, содержащимся в ваших словах, как некими особыми заслугами? 662 Вместе с тем, по Златоусту, Иов свидетельствует им: «Неужели только вы люди? Пока я человек... я могу разуметь то же, что и вы» 663 . По мнению пресвитера Филиппа, Иов тем самым как бы говорит друзьям: «вы считаете себя мудрецами и полагаете, что после вас уже не будет мудреца?» 664 Святитель Григорий Великий кроме этого отмечает и то, что Иов, многократно превосходя друзей в боговедении, тем не менее смиренно признает в этих своих словах ( Иов. 12:3 ), что он знает о Боге не больше, чем знают они, – лишь то же самое, что и Елифаз, Вилдад и Софар 665 . Далее ( Иов. 12:4–6 ) Иов говорит друзьям, что стал для них посмешищем и что, несмотря на напоминающий яркое сияние факела свет его праведности и его добрых дел, Елифаз, Вилдад и Софар, не желая замечать этот духовный свет, равнодушны к смыслу страданий Иова – не хотят увидеть Божественную несправедливость по отношению к нему. Иов подчеркивает, что в этой жизни подлинным земным благополучием обладают отнюдь не праведники, как ошибочно утверждали его друзья – Елифаз (см.: Иов 5:6–11 ), Вилдад (см.: Иов. 8:11–22 ) и Софар (см.: Иов. 11:20 ) – а наоборот: враги Божий и обидчики людей, раздражающие Бога грешники и грабители (см.: Иов. 12:6 ). Иов говорит: Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем – [человек] праведный, непорочный. Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами. Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих ( Иов. 12:4–6 ). Продолжая убеждать друзей не надмеваться собственным знанием, Иов свидетельствует о том, что не только человеку, но и каждому населяющему землю неразумному творению известно, что вся вселенная – вся полнота живущего – находится в руках Божиих:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Теме страданий праведника посвящена Книга Иова. Иов - пример страждущего праведника в ВЗ: он лишен имущества, семьи, поражен проказой. Его испытание исходит от Бога, а сатана выступает как орудие И., все его действия против Иова попускаются Богом (Иов 1. 12; 2. 6). Реакция Иова вполне оправдывает слова, сказанные Богом о нем: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1. 8; 2. 3). «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» - произносит Иов, услышав о том, что погибли все его дети (Иов 1. 21). Жена Иова, видя его страдания, предлагает: «Похули Бога и умри» (Иов 2. 9), на что Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2. 10). В последующих главах Книги Иова проявляется острое противоречие между праведностью Бога и по видимости Его несправедливым судом в отношении Иова, к-рое пытаются разрешить его друзья (спору Иова с друзьями посвящена большая часть книги). Иов не сомневается в справедливости Бога, однако вместе с тем он не соглашается признать за собой грехи, к-рые могли бы оправдать все с ним случившееся («Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои» - Иов 27. 6). Иов объявляет, что желает судиться с Богом: «Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 31. 35), и Бог в грозном явлении предоставляет ему такую возможность. Бог задает Иову ряд вопросов о величии и непостижимости тварного мира, которые показывают величие и мудрость Творца (главы 38-41). В итоге Иов признает за Богом абсолютное самовластие, к-рое не зависит от человеческих понятий о справедливости: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено...» (Иов 42. 2). Т. о., вопрос о справедливости страданий праведника в том виде, в каком он обсуждался Иовом и его друзьями, по существу, остался без ответа. Для Иова достаточным ответом на его вопрошания оказалось видение Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42. 5-6). Бог признает Иова выдержавшим И. и возвращает ему утраченное (Иов 42. 10-17).

http://pravenc.ru/text/674970.html

И вместе с тем Иов уповает на грядущее – пусть и очень далекое, по всеобщем воскресении из мертвых, – видение Творца; не зря же он произнес незадолго до этого: я во плоти моей узрю Бога ( Иов. 19:26 ). Ныне он ищет Бога, как бы «оглядывается» по сторонам, но не может нигде Его найти: Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю ( Иов. 23:8–9 ). Иов даже и не догадывается, что залог будущей новозаветной полноты такого боговидения будет дан ему очень скоро: при его грядущей встрече с Господом, в близящийся день прекращения страданий праведника. Именно тогда, предстоя лицом к Лицу с Творцом и обретя опыт приобщенности Ему, Иов в восторге сможет воскликнуть: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя ( Иов. 42:5 ). Иов продолжает свою речь, которую здесь уже можно рассматривать не столько как обращенную к Вилдаду, но скорее – ко всем трем друзьям. В первой части этой своей речи ( Иов. 27:1–7 ) Иов клятвенно утверждает: он абсолютно искренен в убежденности, что не знает за собой никакого греха, что он подлинно непорочен в очах Божиих. Иов никогда не согласится признать себя виновным в каком-либо грехе, пока жив. Иов решительно говорит друзьям, что не считает сколь-нибудь справедливыми адресованные ему упреки. Тот из них, кто будет настаивать на вине Иова, сделается в его глазах нечестивцем и беззаконником. И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: жив Бог, лишивший [меня] суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи! ( Иов. 27:1–4 ). Комментируя слова Иова жив Бог, лишивший [меня] суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою ( Иов. 27:2 ), святитель Григорий Великий подчеркивает: Иов уверен, что источником его несчастий является воля Самого Творца, Его несправедливо карающая сила. Причину собственных бед страдалец видит отнюдь не в сатане, а именно в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов. 2 :5. Но простри руку Твою и коснись костей его и плоти его, и он в лице не благословит-ли Тебя 29 ? Иов. 2 :6. И сказалъ Господь диаволу: вот Я предаю его тебе, только душу 30 его сохрани. Иов. 2 :7. И отошелъ диавол от лица Господня и поразил Иова лютою, гнойною болезнью 31 от ног вплоть до головы. Иов. 2 :8. И взялъ (Иов) 32 черепицу, чтобы скоблить гной с себя, и сиделъ он на гноище 33 вне города. Иов. 2 :9. По прошествии многаго времени, сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть, говоря 34 : „вот еще не много времени потерплю, ожидая спасения моего?“ ибо вот изгладилась с земли память о тебе: сыновья твои и дочери, болезни и труды чрева моего, которые я тщетно болезненно переносила! Сам же ты сидишь покрытый гноем и червями 35 , ночуя вне (жилища) без покрова, а я, скитаясь и служа, переходя с места на место и из дома в дом, ожидаю, когда зайдет солнце, чтобы отдохнуть от трудовъ моих и болезней, удручающих ныне меня. Но скажи некое слово Господу 36 и умри. Иов. 2 :10. Он же, посмотрев, сказал ей: почему ты говоришь, как одна из безумныхъ женщин? Если доброе мы получаем от руки Господа, то худого не перенесем-ли? Во всех сих случаях с ним, Иов не согрешил нисколько устами своими пред Богом (и не обнаружил безумия по отношению к Богу) 37 . Иов. 2 :11. Услышавъ же три друга его о всех сихъ бедствиях, постигших его, пришли к нему каждый из своей страны: Елифаз, царь Феманский, Валдад, властелинъ Савхейский, Софар, Минейский царь 38 , и пришли к нему вместе, утешить и посетить его. Иов. 2 :12. Но увидев его издали, не узнали, и громким голосом воскликнув, заплакали, растерзали каждый свою одежду и посыпали прахом головы свои 39 . Иов. 2 :13. Сидели при нем семь дней и семь ночей, никто из них не говорил ему ни слова, ибо видели ужасное, весьма великое, страдание его, Глава 3 Иов. 3 :1. После того Иов открыл уста свои и проклял день свой, Иов. 3 :2. Говоря 40 : Иов. 3 :3. Да погибнет день, в который я родился, и та 41 ночь, въ которую сказали: „вот мальчикъ“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Наконец, в третьей части речи (31-я глава) Иов вновь настаивает на своей нравственной безупречности пред Богом и людьми. Итак, 29-я глава ( Иов. 29:1–25 ) содержит рассказ о том, как Иов, пребывая прежде в состоянии особой Божественной милости к нему, обладал подлинным земным счастьем. Его окружали любимые дети, имение его было изобильно, люди воздавали ему великие почести. В те времена Иов не лишал необходимой поддержки и заботы ни одного страждущего. Живя подобным образом, Иов ожидал для себя долгой земной жизни и спокойной старости. У него было все необходимое для такой продолжительной и благополучной жизни: славное имя среди людей, крепкие физические силы, преклонение перед ним всех тех, кто видели в нем своего милосердного утешителя. Тогда, в прошлом, Иов был подобен царю в окружении верных ему войск. И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим ( Иов. 29:1–4 ). По Златоусту, Иов здесь как бы говорит друзьям: «Я хотел бы, чтобы наступил месяц моего прежнего благоденствия, дабы заградить ваши уста и показать, кем я был». При этом, по убеждению святителя Иоанна, Иов жаждет возвращения «своего прежнего благоденствия» в первую очередь именно ради того, чтобы показать Елифазу, Вилдаду и Софару подлинное значение осуществлявшегося в жизни Иова Промысла Божия. Иов желает, чтобы друзья убедились: все, что раньше имел Иов, было приобретено им по дару любви, ниспосланному праведнику от Самого Господа. По Златоусту, свое прежнее житейское благополучие Иов «приписывает одному Богу» 879 . Иов ясно свидетельствует и о том, что обстоятельства его прежней жизни все же не были абсолютно «гладкими», «беспроблемными». Как мы помним, он жил в падшем грехом мире, еще до пришествия Христа, причем принадлежал к языческому народу. Именно поэтому свое былое существование он сравнивает с хождением среди тьмы ( Иов. 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

При этом Иов, по мысли Златоуста – отец, нежно любивший своих детей, – отнюдь не оставался здесь бесчувственным к случившемуся. Поэтому и его слова Господь дал, Господь и взял ( Иов. 1:21 ) никак нельзя считать проявлением с его стороны какого-либо равнодушия. Он искренне и подлинно скорбит, но эта скорбь не сокрушает его дух, не лишает его прежнего великого смирения и чувства любви к Богу 259 . Как пишет об этой особой любви Иова к Богу святитель Иоанн Златоуст , «...смотри также, что сказал Иов: Господь дал, Господь и взял ( Иов. 1:21 ). Не желая, чтобы кто-либо злословил его Возлюбленного, – а иной мог сказать: в такие-то бедствия Он предал тебя, – Иов своей любовью устраняет проклятие: буди, говорит, имя Господне благословенно (ср.: Иов. 1:21 ). Люблю, говорит, и не могу я злословить Его» 260 . Толкователи также отмечают, что Иов этими своими словами выражает убеждение в том, что все, что мы имеем в нашей жизни, любое имущество, – то, чем, как нам кажется, мы владеем и распоряжаемся, – на самом деле нам не принадлежит и является достоянием одного только Бога. Так, по мысли комментирующего это речение Иова (Господь дал, Господь и взял. – ( Иов. 1:21 )) Климента Александрийского , «ничто из того, что мы стяжали, нам не принадлежит; мы владельцы одного только имения – благочестия» 261 . Тем самым, эта мысль Иова оказывается универсальной для всех поколений живущих на земле верующих христиан, призванных разделить такую убежденность древнего праведника. Таким образом, Иов стойко и смиренно перенес все постигшие его искушения и испытания. Как свидетельствует библейский текст, во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге ( Иов. 1:20–22 )». Итак, Иов не возроптал на Бога за все случившееся, хотя и страшно терзался и страдал из-за потери любимых детей. И в этом, по убеждению Святых Отцов, Иов так же, как и во многом другом, явил собой прообраз Христа, Который, будучи безвинен и безгрешен, смиренно и безропотно принял поношения и страдания ради Искупления человеческого рода. Об этом созвучии страданий Христа и их ветхозаветного прообраза – несчастиях праведного Иова, во время которых Иов не восстал против Бога и не согрешил против Него ни словом, ни мыслью, – пишет святитель Григорий Двоеслов . При этом Святитель проводит ясную параллель между этим библейским свидетельством и словами из Послания апостола Петра. Двоеслов подчеркивает, что подобно Иову, который и не согрешил, и не произнес ничего неразумного о Боге, и Христос также, по свидетельству апостола, не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет. 2:22 ) 262 . Бог и сатана: второй диалог (Иов. 2:1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010