Не ясно ли, что у наших марксистов с советскими есть что- то таинственное общее, что они ставят выше всего, что Латвия для наших марксистов, согласно изречению одного из виднейших наших марксистов, не цель, а средство. Я, очевидно, стою нашим марксистам поперек дороги, и потому они готовы чернить меня самыми бессмысленными обвинениями и устрашать всеми жупелами. Остановлю еще ваше внимание на некоторых из таких обвинений. Мое имя марксистский оратор пытался связать с делом обрусения литовцев, с еврейскими погромами, с борьбою против прогресса. Нелепость этой инсинуации поразительна. В Виленской духовной семинарии, где я, будто бы, занимался обрусением литовцев, за все время моего служения там не обучался решительно ни один литовец, и в тех епархиях, которые обслуживала эта семинария, не было ни единого литовского православного прихода. Ясно, что марксист оклеветал меня самым бесцеремонным образом. Мое отношение к евреям всегда и всюду было совершенно такое же, как и ныне здесь в Латвии и, в частности, в Сейме. Беспочвенность клеветнического выпада марксиста видна уже из того, что он не смог указать ни времени, ни места приписанных мне деяний. Клевета его повисла в воздухе. Беззастенчивой клеветой является и то, что я, будто бы, собственноручно расправлялся с революционерами. По невежеству своему недоучка-марксист не ведает, что даже по отношению к оскорбляющим нас хулиганам, мы, духовные лица, никогда не применяем тех способов физического воздействия, которые приняты среди мирян. Как я уже сказал, все выдвинутые против меня марксистами обвинения фигурировали и в обвинительном акте, предъявленном мне в 1919 году чекой. В течение шести месяцев губчека и вечека производили тщательнейшую проверку данных обвинительного акта. В вечека мое дело находилось непосредственно в руках грозного Мартина Лациса. Осудивший латвийского героя Бредиса, конечно, не пощадил бы и меня, если бы к осуждению меня были бы хотя какие бы то ни было основания, ибо отношение Вчека к монархистам и контрреволюционерам общеизвестно. Все данные обвинения были тщательно проверены на местах. В Москве в качестве свидетелей по моему делу были привлечены, между прочим, и мои бывшие ученики и сослуживцы, в том числе известный вам всем марксист Юлий Кажмер, мой товарищ по учению и сослуживец по учительству. И после такой громоздкой и длительной разборки моего дела, Вечека с Дзержинским во главе оказалось во всех отношениях выше и культурнее наших марксистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

При обработке церковной земли средствами собственного хозяйства в случае перемен в личном составе причта прежде окончания сельско-хозяйственного года (§ 19), произведениями пахотных полей пользуется обработавший и обсеменивший их предместник или его семейство, удовлетворяя преемника платою за землю по расчету времени службы его в приходе по ценам по каким подобные земли в той местности отдаются в аренду, а произведениями сенокосной земли пользуется преемнике, удовлетворяя предместника или его семейство платою, по расчислению времени службы по ценам по коим отдаются луга. Священнослужитель или причетник удобривший и распахавший поля, но еще не засеявший их до определения его на место другого лица (§ 21), сохраняет право сам или в случае его смерти его семейство осеменить оные с удовлетворением преемника платою за землю на изложенном в § 23 основании; если же предместник только удобрил поля но еще не распахал их под посев, то за удобрение полей получает от своего преемника вознаграждение, не имея права на распашку и обсеменение оных без согласия своего преемника. Примечание. Распашка полей, по местным обычаям под пар а не под посев принадлежит к удобрению полей. Предоставляется при переменах в причте в продолжение сельско-хозяйственного года, предместникам или их семействам и преемникам входить между собою во всякие соглашения относительно выгод от церковной земли, обрабатываемой средствами собственного хозяйства не стесняясь настоящими правилами; но жалобы, возникающие из таковых, заключаемых вне сих правил, соглашений, епархиальное начальство не принимает к своему разбирательству (§ 29). Если бы представилась надобность по каким-либо особенным условиям обратить в оброчную статью узаконенную пропорцию церковной земли, то на сие испрашивается чрез епархиальное начальство разрешение Св. Синода. 3 Отдел IX гл. VIII, §126 стран. 329. Правила о церковной земле причтов православных сельских приходов в епархиях: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Киевской, Подольской и Волынской 187

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, наблюдения над жизнию федосеевцев, особенно в тех местах, где они составляют сплошное население, показывают, что разврат, воровство и бесчиния всякого рода практикуются у них весьма часто. Секта федосеевцев разделяется на несколько толков, каковы: титловщина, польские и рижские федосеевцы. Одни из федосеевцев, сталкиваясь с другими сектами, часто не исполняют всех правил своей общины, другие, напротив, строго соблюдаюсь все предания основателя своей секты. Этих последних за то, что они ревнуют о поклонении креста с титлою и не молятся совокупно с теми федосеевцами, которые кресту с титлой не покланяются, обыкновенно называюсь титловцами или титловщиной. Сравнительно небольшой, толк это существует в Новгородской и Петербургской губерниях. Известно, что правила федосеевцев относительно новоженов были чрезвычайно строги, поэтому более умеренные из этих сектантов несколько смягчили их. Именно, не допуская новоженов в общение с собою в молении и пище до рождения у них детей, они однако принимают их на исповедь, служат им молебны и пр. Когда-же у супругов родятся дети, им назначаюсь вынести шестинедельный пост, что у них называется „попрощаться в рабы“, после чего их принимают в общение, даже дозволяют становиться на крылос. При новом чадородии назначается новый пост. Впрочем „попрощаться в рабы“ новопоженившиеся должны и в том случае, если-бы у них не было детей. От места жительства (губ. Ковенская, Сувалкская, Виленская, Витебская) эти федосеевцы называются польскими. По месту пребывания начинаются также и рижские федосеевцы, отличающиеся от прочих тем, что молятся за царя и по своему венчают брачущихся. При венчании у них поются выбранные из чина венчания псалмы, читается апостол и евангелие, при чем наставник благословляет брачных словами: „Бог благословить“, а по окончании церемонии, читает им поучение из потребника, где сказано: „оженился – не согрешил еси“. Сочетавшиеся браком отлучаются все таки от совокупного моления (что, впрочем, не всегда строго соблюдается), пока не выполнять „прощания в рабы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Ярославцы с неподдельной нежностью называли его «ясным солнышком». Град Ярослава Мудрого так полюбил своего доброго и мудрого архипастыря, что при расставании с ним оказал ему совершенно исключительную честь, избрав его «почетным гражданином г.Ярославля». В Вильне, где вероисповедные, политические и национальные распри ставили архипастыря в исключительно трудное положение, где над всеми сторонами жизни всегда реял коварный дух иезуитизма, постоянно строивший козни православным архипастырям и не раз приводивший к преткновению даже колоссов православной русской силы, ясный, смиренный, простой Тихон проходил свой тяжелый архипастырский путь в пору тяжелого военного времени без преткновений. Когда в 1917 году первопрестольная Москва при избрании архипастыря на пост митрополита Московского, предпочла всем современно громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Литовского и Виленского Тихона, почивший принял это избрание не без смущения, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы смиренный Тихон разочаровал требовательную Москву, оказавшую ему исключительную честь и доверие. Как верный и типичный сын своего народа, на всех местах служения он принимал к сердцу решительно все, что касалось жизни, блага и интересов родного народа. Поэтому работа его никогда не ограничивалась только церковным кругом и делом. С 1905 года он состоял активным и почетным членом в одной из политических партий определенно националистического направления и в духе этой партии работал, особенно при выборах в Государственную Думу, от первого до последнего созыва. Впоследствии, при господстве на Руси пресловутого интернационала, когда имя почившего стали волочить по судам, враги вспомнили эту сторону его деятельности и собрали обширный уличающий материал из печати, из архивов, из частной переписки и т.п. Ему поставили в вину совместную политическую работу с такими деятелями как Г.Г.Замысловский, Кацауров (из Ярославля), Илиодор (он начал свою деятельность в Ярославле), Самарин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/s...

95 . Прогонные деньги землемерам взыскиваются с виновных, а если отрезка земли будет в пользу города, то с городского общественного управления (зак. меж. ст. 120); при отводе кладбищ в городах и селениях – на городские и сельские общества; при отводе к приходским церквам земель в узаконенную пропорцию – на общество прихожан церкви; при межевых действиях по дачам церквей как отведенным в положенную межевыми законами пропорцию, так и принадлежащим им по разным укреплениям в случаях: а) возобновления засорившихся границ и повредившихся межевых признаков, по желанию причтов – на счет церкви; б) при судебном разбирательстве споров о границах с межными владельцами в дачах обмежеванных (T. X. ч. II, зак. суд. гражд. ст. 851 изд. 1857 г.), 140 на основании 167 ст. 141 св. меж. зак. и примеч. к ней, издержки должны подлежать с виновных; в) при специальном размежевании в общее владение (т. X. ч. III ст. 751 и 782) по ст. 1089 т. III уст. служ. прав. изд. 1857 г. – со всех владельцев дачи и наконец при разграничении церковных земель в помещичьих имениях на основании Высочайше утвержденного 26 ноября 1862 г., мнения Государственного Совета, – на счет стороны заявившей требование относительно разграничения земель (ук. Св. Син. 10 авг., 1865 г. 1585). 96 . Все сельские причты епархий: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Подольской и Волынской обеспечиваются земельными наделами на основании правил Высочайше утвержденных 11 апреля 1872 г. (т. IX. прилож. к ст. 411). Во вновь открываемых с 1 января 1888 г., в тех же епархиях, приходах отвод земли возложен на общества и лица, возбудившие ходатайства об образовании приходов. Если же приходы открываются по почину правительства удельного ведомства или епархиального начальства, то наделение причтов землею возлагается на казну или духовное ведомство по принадлежности (Мн. Гос. Сов. 14 июня 1888 г., Собр. узак. 738). Примечание. Правила о неприкосновенности церковных земель в 9 западных епархиях и о пользовании ими причтами (См. прилож. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О всех мерах к устранению замеченных недостатков, или к улучшению той или другой части училищного устройства Преосвященный дает правлению училища предписания (там же § 11). Поставляя на вид, кому следует, усмотренные неисправности по службе, Преосвященный, в случае важного проступка со стороны должностного лица, дает правлению училища предписание о временном устранении виновного от должности, а по обследовании вины законным порядком – делает соответственное распоряжение (там же § 12). Епарх. Архиерей, по окончании каждого учебного года, представляет Св. Синоду отчет о состоянии училищ в учебном и нравственном отношении (там же § 13). Епарх. Архиерей увольняет в отпуска смотрителя и его помощника; от него же зависит отпуск и учителей в учебное время на срок более восьми дней, но не свыше 4 месяцев (там же § 14). Епарх. Архиерей награждает в пределах собственной власти или ходатайствует о награждении должностных лиц училища (там же § 15). Дальнейшие, подробные обязанности епарх. Преосвященного изложены в §§ 16–124 уч. уст. 36 . Женские училища духовного ведомства: Царскосельское, Ярославское, Казанское, Иркутское, Виленское, Могилевское, Полоцкое, Минское, Волынское и Подольское состоят под Высочайшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы. (Высоч. повел. 8 июля 1874 г. II. С. З. 53621). 37 . Епархиальные женские училища состоять в ведении Св. Синода, под управлением епархиальных Архиереев и вверяются ближайшему попечению местного духовенства (Уст. Епарх. ж. уч. § 3). Местным Преосвященным, как главным начальником епархиального женского училища, утверждаются в должности все служащие при училище лица (там же § 7). Он окончательно рассматривает и утверждает дела по училищному управлению (там же § 8). Удостоверяясь о состоянии училища чрез училищное начальство, епарх. Архиерей дает совету училища предписания (там же § 9). Ежегодные отчеты о состоянии училища должны быть представляемы начальствами сих училищ, по окончании каждого учебного года, за подписью всех членов, не позже как к 1 числу ноября местному Преосвященному, которым и препровождаются к установленному сроку в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему я хотел с особенным желанием побеседовать с вами? А вот почему. Живя и служа в Кронштадте священником вот уже пятьдесят первый год, – я, за последнее время получал много писем из западного польского края, особенно гродненской и виленской губерний, – писанных, так сказать, кровавыми слезами, с горькими жалобами на католических патеров и их приспешников мирян-католиков, на гонение от них православных христиан и принуждение ими всякими насильственными мерами к переходу в католичество, при чем патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешел в католическую веру, да и сам Царь якобы сделался католиком, и всем велит принимать католическую веру. Столь безсовестно оклеветывая меня и Царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязать им чуждую веру. Это ли дух Христов? Не доказывают ли патеры образом своих действий, что католическая вера не имеет сама в себе жизненной силы, покоряющей ум, сердце и волю человека к добровольному последованию ей, – и что последователи ея завлекают людей правомыслящих только насилием и обманом? Дорогие отцы и братия! Вы знаете мое твердое пребывание и служение в Церкви Православной вот уже пятьдесят лет; знаете, может быть, и мою всегдашнюю ревность по вере правой, знаете о моих многочисленных писаниях во славу Божию и Церкви Православной и о многочисленных знамениях силы Божией, явленных не только над православными христианами, но и над католиками и лютеранами и даже евреями и магометанами, когда они с верою обращались к посредству моих молитв? Об этом свидетельствовали и свидетельствуют хроники газетныя, – и не ложныя, правдивыя показания очевидцев. Свидетельствую и я ныне пред всеми вами и пред Всевидящим Богом, что и поныне не оскудевают у нас чудеса исцелений. Значит ли это, что Вера, Православная – мертвая вера, как клевещут католики? Не свидетельствует ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности? Я не хочу приводить во свидетели католической всякой неправды безпристрастную тысячелетнюю историю: она довольно известна всему образованному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

4 Исторический рассвет Вильны начинается с 1323 г., т. е. со времени, когда великий князь Гедимин основал здесь каменные замки и перенес сюда свою столицу. С этого времени до 1569 г. Вильна была столицею князей Литовско-Русских, а после окончательного соединения Литвы с Польшей, главным городом в. княжества литовского. О начале города Вильны историки разногласят, относя его то к XII в. (русские летописцы и исландский историк Snorro-Sturlesohn), то к X в. (аббат Комажилл) то к XIII в. См. исторические статистические очерки Виленской губернии 1852 г. стр. 160–161. 10 Надо заметить, что постановления Замойского собора были следствием желаний Рима и базилиан, а белое духовенство, напротив, желало положить конец вкравшимся в церковную жизнь унии беспорядкам и тем восстановить вытесненные латинством её православные обряды, ibid. стр. 120–167. 13 Коялович. Чтения по истории зап. России 1884 г., стр. 302–307. Его же ист. возе, зап.-р. ун. стар. вр. стр. 360–364; 372–373 и др. Польете писатели всех обратившихся в царствование имп. Екатерины из унии в православие насчитывают до восьми миллионов человек. Likowcki, Hist. unii kos rusk. z kos. rzymsk. Pozna, 1875, стр. 164. 14 Этот, не единственный, прочем, иезуитский прием совращения униятов в латинство действительно имело место в начале текущего столетия. Красноречиво рисуя характер латинских действий, он сильно не нравится латинянам и всегда опровергается ими. Ks. Likowski по этому поводу говорит: Rusini i schizmatycy przedstawiaja, rzecz tak, jakoby acinnicy postrach midzy Rusinów byli puscili, e bd zmuszeni schizmatykami zosta, jeeli si zawczasu obrzdku ruskiego nιe wyrzekn... acinniicy za odpierajc ten zarzut, utrzymuj, e zadnego w tej mierze nacisku na Rusinow nie wywierano. Будто бы?! Hist, unii kos. rusk, z kos. rzymsk. стр. 167. 15 Волынь. Истор. судьбы юго-зап. края, стр. 262. Гр. Толстой, Римский католицизм в России. 1877, т. И, стр. 354–360. 16 Понятная латино-польская злоба сквозь призму ненависти шаг за шагом проследовавшая жизнь пр. Иосифа и поднимающая самые мелкие факты из этой жизни с пеной у рта хочет омрачить школьный облик мальчика Иосифа Семашко во время воспитания его в Немирове, Wspomnienia Narodowe Heleniusza. Pary, 1861. Pamietnik Bezimien- nego стр. 166–167. Но достаточно вспомнить ненависть латинян к пр. Иосифу, как исторической личности, и это уяснит характер подобных отзывов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

С конца же 16 века в юго-западной Руси стало известно и более совершенное в гармоническом смысле фигуральное пение по партесам или пение многоголосное линейное. Утвердившись там в начале 17 века деятельностью православных юго-западных братств (Луцкого, Львовского, Виленского, Могилевского, Киевского) оно было одним из средств для противодействия распространению католической унии, увлекавшей православных сладкими звуками мусикийских органов. Пение это располагалось на 4, 5, 6 и даже 8 голосовых партий и исполнялось хорами воспитанников братских школ и любителей пения с замечательным совершенством. По Гербинию в Киеве (во 2-й половине 17 в.) оно происходило в храмах ежедневно, с припеванием клиру народа, по правилам музыкального искусства и с разделением поющих голосов на дискантов, альтов, теноров и басов 40 . В Северной России партесное пение введено первоначально в Новгороде прилежанием Новгородского архиепископа – впоследствии патриарха всероссийского – Никона как пение одушевленное паче органа бездушной, а затем и в Москве содействием царя Алексея Михайловича, и исполнялось первоначально избранными певчими, вызываемыми из Киева, по партесам южно-русских мастеров и творцов пения. Но вскоре оно прочно усвоено великорусами, так что в последней четверти 17 века Москва имела уже собственных знатоков и композиторов партесного пения. Таковы: диакон И. Коренев, написавший мусикию, дополненную Дилецким в 1681 г., Вас. Титов, положивший на голоса стихотворную псалтирь Симеона Полоцкого , иеромонах Тихон Макарьевский, написавший ключ или правила для мусикийского пения, особенно же киевлянин Н. П. Дилецкий, ученик Замаревича, составивший мусикийскую грамматику и некоторый другая сочинения по теории музыки. Первые переводы старого знаменного распева на линейные ноты, а равно и первые опыты гармоний великорусских творцов не могли быть удачными. Одни из перелагателей недостаточно знали крюковое пение, другие же – правила гармонии 41 . Собственно, партесное пение великорусских композиторов утвердилось в Русской Церкви в первой четверти 18 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Augsburg, 1899-1900. 2 Bde; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; Шахматов А. Древнеболгарская энциклопедия X в.//BB. 1900. Т. 7. С. 1-36; Conybeare F. C. The Relation of the Paschal Chronicle to Malalas//BZ. 1902. Bd. 11. S. 395-405; Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи//ИОРЯС. 1926. Т. 31. С. 97-115; Абрамович Д. И. Отрывок из хроники Иоанна Малалы в Златоструе XII в.//Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 19-24; Сперанский М. Н. Забелинский список хронографа с Малалой//Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 75-81; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949-1959. 2 vol.; Мещерский Н. А. К вопросу о датировке Виленского хронографа//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 380-386; он же. Два неизданных отрывка древнеслав. перевода «Хроники» Иоанна Малалы//ВВ. 1956. Т. 11. С. 279-284; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. S. 329-334; Weierholt K. Studien zum Sprachgebrauch des Malalas. Oslo, 1963; Удальцова З. В. Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 47-58; она же. Мировоззрение визант. хрониста Иоанна Малалы//ВВ. 1971. Т. 32. С. 3-23; она же. Развитие исторической мысли//Культура Византии: IV - сер. VII в. М., 1984. С. 248-260; Шусторович Э. М. Хроника Иоанна Малалы и античная традиция в древнерус. лит-ре//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 62-70; она же. Древнеславянский перевод хроники Иоанна Малалы: История изучения//ВВ. 1969. Т. 30. С. 136-152; Творогов О. В. Беллетристические элементы в переводном историческом повествовании XI-XIII вв.//Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 108-141; он же. Повесть Временных лет и Хронограф по великому изложению//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 99-113; он же. Древнерусские хронографы. Л., 1975; он же. Античные мифы в древнерус. лит-ре XI-XVI вв.//ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 3-31; он же. Материалы к истории рус. хронографов. 2: Софийский хронограф и «Хроника Иоанна Малалы»//Там же. 1983. Т. 37. С. 188-221; он же.

http://pravenc.ru/text/471366.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010