Простите, если что не так. Андрей Горбачев 30 июня 2014, 02:29 Уважаемый Виктор, совершенно согласен с Вами в том, что трудности вопросов, связанных с имяславием, до сей поры не получили еще полного богословского разрешения. Тем не менее, крайняя степень этого направления (изложенная, в частности, иеросхим. Антонием Булатовичем) достаточно ясна и получила справедливую оценку церковных властей и отдельных богословов. Именно эту позицию я имею ввиду в своей статье. К сожалению, я несколько затрудняюсь в ответах на Ваши комментарии ввиду некоторой противоречивости их содержания, но попытаюсь выделить в них несколько тем. Xenia 28 июня 2014, 01:12 Будем молить Бога и верить, что крещение, покаяние и причастие и добрые дела в нашей земной жизни помогут нам обрести Царство Небесное, что Бог и Его Сын- Спас Иисус Христос помилуют нас,если мы по своей земной немощи не распознаем эту печать. Мое сердце чует,что события на Украине приближают эти времена слишком близко и уже очень четко видно кто стоит за этим. К сожалению, мало кто готов слышать и слушать и поддержать, хотя и возразить не могут, но печать, которая вживляется в тело и заменит паспорт и деньги уже есть и уже применяется на животных и даже людях. Автор этого законопроекта- Барак Обама, который намерен к 2017 году " обеспечить " все население США микрочипами. Это тоже магия и странное совпадение или пора все-таки выходить из иллюзий, что это еще не то и не с нами...?! р.Б. Виктор 28 июня 2014, 00:12 Андрею Горбачёву: Ваша статья полностью расходится со словами св. Иоанна Кронштадтского: " Имя Господа есть Сам Господь — Дух везде сый и все наполняющий... " Глеб 26 июня 2014, 23:43 Как прокомментировать такие слова Господа Иисуса Христа (От Иоанна святое благовествование. Глава 17.) 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Мне борьба с Имяславием напоминает борьбу с Иконопочитанием. Последняя обернулась торжеством Православия. Может быть нас ожидает еще одно торжество Православия?

http://pravoslavie.ru/71730.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление От составителя Данный курс лекций не претендует на оригинальность и является компиляцией из целого ряда дореволюционных и современных исследований и публикаций по Священному Писанию Ветхого Завета. Целью составителя является такой курс, который был бы интересен всем тем, кто ещё не знает, но хочет знать, что такое Ветхий Завет. Для этого составитель стремился сделать повествование максимально доступным. Конечно, всё это привело к определённому упрощению материала. Эти лекции читались студентам Курской и Санкт-Петербургской православной духовной семинарии, слушателям Народного православного университета, епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени св. прав. Иоанна Кронштадтского и воскресной школы при Храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове и ещё в некоторых аудиториях. Составитель благодарит своих студентов, терпеливо служивавших лекции ещё в процессе их составления и своими вопросами и уточнениями способствовавших их развитию и совершенствованию. Так же составитель благодарит тех, кто проверял и редактировал эти лекции. Составитель надеется, что его труд не останется бесполезным, и просит всех, кто будет читать эти лекции, помолиться о нём. Предисловие Все христиане верят, что Бог открывает людям знание о Своём существовании и о Своей воле. Знание о том, что есть Бог, человек может получить через размышление или созерцание сотворённого мира: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? ( Иов.12:8 ). Любой здравомыслящий человек согласится со словами пророка и псалмопевца Давида: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс.18:2 ). Мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о благости, заботе и мудрости Творца. Такое Откровение о бытии Божием в христианском богословии называется Естественным.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Тихое святотатство 21.05.2020 15:10:35 Роман Илющенко Хочу в связи с этим поделиться одной поучительной историей, рассказанной мне знакомым церковным сторожем, которая произошла с ним в разгар вышеописанной кампании. Предупрежденный настоятелем, что на время Божественной Литургии ( в переводе с греческого языка обозначает " общественное служение " ) ворота на территорию храма должны быть закрыты, он впускал только священника и тех, чье присутствие в храме необходимо для поддержания его деятельности. Однако, позже была сделана оговорка, что пустить всё таки будет можно тех, за кого ходатайствует служащий клирик. Это достаточно смелое решение, поскольку, по мнению знакомого Патриархия мониторит ситуацию и священники нарушители строго наказываются. Итак, в пустом храме, что становиться пугающе привычной картиной, начинается Богослужение. В обязанности сторожа входит не только протирание ручек входных дверей спиртовых раствором, но и контроль за тем, чтобы все сотрудники храма, измерив предварительно температуру, были в масках. Всё это сделать нетрудно, но энтузиазма у него не вызывало от понимания абсурдности происходящего. Зачем и ради чего это, если храмы итак пусты, а Тело и Кровь Христовы, предназначенные для Вкушения православным христианам в утешение и оздоровление души и тела (в чём они сейчас, как никогда особенно нуждаются), делаются для абсолютного большинства из них, недоступными. Сам Спаситель говорит об этом совершенно открыто: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Евангелие от Иоанна, гл. 6 ст. 51-56). И «Частое причащение жизни, - вторит Ему святитель Василий Великий – один из столпов Церкви, - что иное, как не частое оживление». В подтверждении важности Святого Причастия, приводил мой знакомый и мнение Русского Святого - праведного Иоанна Кронштадтского : «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

http://radonezh.ru/2020/05/21/tihoe-svya...

188 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 8-13). 189 «О духовном сословии часто говорят пренебрежительно, и это давняя традиция. Но каковы бы ни были недостатки его, в этой среде так обыкновенно встречаются люди праведные, люди поистине Божьи, и это гораздо удивительней… Обыкновенный русский священник — не проповедник, не миссионер, но он человек, как правило, незамутненной, неколебимой веры. Конечно, он не всегда умеет жить по ней, но ему самому в ней как-то привольно, в ней ему хорошо, и вот к этой щедрой, раздольной „естественности“ своей веры он — не навязчиво, ненароком — умеет приобщить и других. У него нет особых трудностей с „демифологизацией“, и его не точит сомнение в полезности его жизненного дела. Скорее уж следовало бы упрекнуть его в избытке благодушия перед лицом наседающего атеистического мира. За его плечами стоит полнокровный, глубоко укоренившийся в душе литургический опыт, и о него разбиваются многие беды и житейские неурядицы. И мало кто из людей так конкретно чувствует свою пригодность, свою необходимость другим, ближним, и это чувство как нельзя более характерно именно для сегодняшнего дня и для наших условий» ( Зелинский В . Приходящие в Церковь. — Париж, 1983, сс. 120–121). 190 Розанов В. В . Личность отца Иоанна Кронштадтского.//Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. — М., 1996, с. 533. 191 Цит.: Henri de Lubac . Paradoxes. — Paris, 1959, p. 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

18 июня, да и во все следующие дни отец Иоанн сам служил Литургию, а на утрене читал и пел на клиросе. Господи, что за дорогие и незабвенные были для меня эти дни! Я только и дожи­далась, когда отец Иоанн пойдет в церковь : как увидишь его сто­ящего на клиросе или служащего перед престолом, все земное забудешь, точно он тебя оторвет от земли и, слившись своей пла­мен­ной молитвой с твоей слабой и немощной, унесет тебя куда-то выше всего земного. Истину говорю: во всю мою жизнь я не пролила столько слез истинной радости, сколько за эти три дня в этом дивном храме. 19 июня, после обедни, отец Иоанн совершил панихи­ду в только что устроенной часовне над могилой своего отца и литию на могиле своего деда – священника отца Михаила. Весь этот день в школе шла кипучая работа: учитель и вновь прибывшая учительница разбирали и приводили в порядок книги и учебные пособия, писали, принимали и записывали мальчиков и девочек, которых в первый же день поступило, как мне сказали, 60 человек. Не могла я налюбоваться на эту школу: комнаты большие, высокие, светлые, и вся она так просто, удобно и практично устроена, что сделала бы честь любому городу. После обедни многочисленные иконы торжественно были перенесены в школу, там отец Иоанн сам указывал, куда и какой образ поместить. Последнюю ночь в Суре мы почти и не спали; все мы – его спутники – готовились к принятию Святых Таин. В 5 часов утра все поднялись. За Литургией отец Иоанн сделал нас всех причастниками Святых Тела и Крови Христовых. Как я горячо благодарила Бога, что Он сподобил меня опять исповедаться у отца Иоанна и причаститься в дорогом для меня сурском храме. В конце обедни отец Иоанн сказал поучение на слова Евангелия: оставьте детей приходить ко Мне 300 . «Когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле во плоти, тогда приносили к Нему родители и сродники детей, чтобы он при­коснулся к ним, а ученики Его иногда не допускали приносящих. Увидев это, Господь вознегодовал и сказал: оставьте детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное. Видите, как приятны Ему дети по их невинности, просто­сердечию, незлобию и послушанию. Господь поставлял иногда детей в пример взрослым и говорил: если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное 301 , то есть если не сделаетесь смиренными, простыми, незлобивыми, послушными, добрыми в глубине души, то не войдете в Царство Небесное. Поэтому я радуюсь, что при моем служении подносят детей к причащению Святых Таин, ибо приносящие исполняют волю и желание Самого Спасителя. Приносите же, отцы и матери, и впредь ваших детей к Причастию! Через причащение ваши дети освящаются, просвеща­ются Божиим светом, приближаются и присвояются Богу, огражда­ются от греха, укрепляются и делаются причастниками Царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

3. Аспект сакраментологический. Это благодатное вселение Христа совершается в Таинствах Церкви. Борющийся постоянно со своими страстями, но всегда немощный и усталый, христианин дерзновенно повторяет за св. ап. Павлом: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, [хотя] немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас… Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» ( 2Кор. 13:4 ). Встреча со Христом самым реальным образом происходит в таинстве Евхаристии. Именно здесь совершается восполнение немощи, недостатков человеческих. По слову преп.Иустина (Поповича), – «Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединен с Богом, весь во всем и по всему живет Богом, мыслит Богом, чувствует Богом, делает Богом, творит добро Богом, причащается бессмертию и вечности Богом. Человек – лишь Богом человек, истинный человек, совершенный человек, человек, в котором обитает вся полнота Божества» . И если таинственное соединение со Христом дарует силы и прочь гонит усталость (вспомним св.прав.Иоанна Кронштадтского ), то «кто ест и пьет недостойно, – свидетельствует св.ап.Павел, – тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:30 ). 4. Аспект пневматологический. Терпеливое и покорное несение немощей (усталости) привлекает к человеку благодать Духа Святого. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, – пишет св.ап.Павел, – ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим,8,2), т.е. именно молитва, совершаемая в немощи, – духоносна, благодатна. И, наконец, последний аспект – аскетический. Человек, постоянно устающий, но знающий, что с этой усталостью делать, имеющий правильное отношение к усталости, начинает постепенно освобождаться от страстей. Напомним, что страсть – это неправильное направление воли. В разумном отношении к немощам врачуются «дурные навыки» воли, она обращается к Богу, начиная желать исполнения Божественного Промысла. Об этом св. Григорий Палама говорит так: «С ума надо начинать врачевание страстей. Христос начинает Свое врачевание с желательной способности. Если человек успевает в этой «терапевтике», то заболевшая грехом душа, при напряжении своих природных сил и при помощи благодати может успешно и скоро восстать и исправиться» .

http://azbyka.ru/zdorovie/sindrom-xronic...

—72— средственно) совершал силой Божией чудеса исцеления, но то же делали и его одежды, когда их возлагали на больных в отсутствии Апостола. «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ). Более того, даже тень св. ап. Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил Апостол, выносили на постелях и кроватях больных, чтобы хотя тень Петра осенила бы их ( Деян.5:15 ). По Божьему изволению получили благодатную силу и мощи святых – друзей Божиих ( Ин.15:14 ), храмов Духа Святого ( 1Кор.6:19 ). Святая Церковь во все века благоговейно почитала св. мощи. Почитание это выражалось в открытиях св. мощей, хранении, перенесении, установлении празднеств в память их открытия или перенесения, в построении над ними храмов, в положении их в основание алтарей (см. VII Всел. С., пр. 7), в паломничестве к ним, в сугубой молитве к Богу перед ними... Почитались не только сами мощи святых, но и принадлежавшие им различные вещи. Почитание святых, их останков создает в Православной Церкви, по слову праведного Иоанна Кронштадтского († 1908 г.), «атмосферу как бы духовной семьи, исполненной глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу – Церкви» (Св. праведный Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 1. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1903 год, с. с. 62 и 101). Догмат иконопочитания основывается на вере в явление Христа Спасителя во плоти. Икона Спасителя есть и следствие воплощения Сына Божия, и наглядное свидетельство этого события. Господь Своим явлением во плоти самым делом показал, что Его можно изображать на иконах. Он же указал на возможность изображать также святых: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). Особенно примечателен ответ Спасителя фарисеям, спросившим Его, позволительно ли давать подать кесарю? Взяв монету и указав на изображение на ней, Он спросил: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Пророка Иеремии 50 гл., ст. 41—46. О падении Вавилона. Чудная, державная речь Господа Саваофа, Владыки всей твари, 44 ст.: «Кто подобен Мне? И кто требует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?..»ст. 46: «От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышан между народами.» Гл. 51, ст. 1—2: «Так говорит Господь: Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия напа дут на него со всех сторон» (нач. гл. 51). 51 гл., 20 и 21 ст.: «Ты у Меня» — «молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее» и прочее.    Католики виноваты между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками, ругают и проклинают нашу святую, непорочную кафолическую и апостольскую Церковь; не хотят проследить наше православное учение, наши Богослужебные книги, каноны, иерархию; по презорству, гордости и отвращению не хотят вступить даже ногою в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская!    Я должен буду скоро оставити землю — прочь пристрастие нелепое, мертвящее ко всему земному; да возлюблю «единое на потребу» (Лк. 10:42), да возлюблю единого Господа, мое Сокровище жизненное, неистощимое.     «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе,» то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Рим. 8:9), если мы будем «новою тварью во Христе» (2 Кор. 5:17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Мф. 11:12)?    Удивительное существо — душа человеческая, созданная «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:26-27), хоть и падшая. Ибо какова она бывает во святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовию и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна! Да и самые тела святых издают благоухания. А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Священнику. «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс. 50:13). Тяжела, несносна мне жизнь без Тебя, Живота моего, радования моего. — Было несчастное время, когда Ты отвратил от меня за мою невнимательность к себе и маловерие лице Свое — и тогда — о! как я был смущен: и дома, и во храме, и днем, и ночью, и во сне, и наяву! Господи! Не помяни неправд моих прежних и даруй мне все прочее время живота моего ходить пред Тобою во истине Твоей, с полною внимательностию к себе.    Итак, Господи, я, невер, дознал горьким опытом, что без Тебя,без веры в Тебя я не могу «творити ниче-соже» (Ин. 15:5). — О, помози, Господи, моему неверию! Буди со мною и никогда не отлучайся от меня, чтобы я совсем не впал в лютое уныние и чтобы не поело меня отчаяние, как огонь поедает вещи.    Кто уверен в себе, тот по жердочке пройдет, а кто сомневается в себе, тот и по доске не пройдет.    Пусть слоги и слова при чтении текут непрерывною и ровною струей: тогда не пропадет ни одно из них...     «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 78:4). Как «недалече от единаго коегождо нас Господь» Бог: мысль живой, сердечной веры — и Он с нами, радует и веселит нас; луч несомненной надежды — и Он с нами, радуя нас вещами уповаемы-ми, как бы настоящими; дело любви — и Он, как Любовь всеобъемлющая и все содержащая в Своей любви, опять с нами и в нашей совести, в ее мире свидетельствует нам свое животворное для души благоволение. Священнику. Неложный Боже! Ты рекл еси усты пророка Твоего: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49:15). Изми убо мене, Господи, от обышедшия мя скорби, мене подавляющия: «избави» мя от «смущения и боязни, яже от диавола мне» — «прибывающия» и даруй ми прочее веру непостыдну, любовь нелицемерну, надежду известну. — Внемли себе.    Через все естественное действует Сам Господь Бог, потому что все естественное — от Господа Бога. И чтоб дерзкое неверие не находило себе и предлога отнимать что-либо бывающее естественным образом у Господа Бога, надобно естественным образом бывающее восписывать Самому Господу Богу, например хорошую мысль, доброе желание и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Это дело Твоей премудрости, Божеˆ что Писания Твои от родов древних сих дошли до нас, равно как и все другие памятники древности для нашего научения и вразумления, что Царство Твое — Царство всех веков и владычество Твое во всяком роде и роде. — «Како же бы пребыло что, аще бы Ты. не изволил еси?» (Прем. 11:26)    Я из своего собственного опыта знаю наперед, что будет и блаженство неизреченное для праведников в будущем веке, и муки страшные для грешников, не раскаявшихся в своих грехах при жизни. Знаю наперед, по разуму, и то, что они будут вечны. Душа наша, как существо духовное, простое, вечное, а грехи, по опыту еще здешней жизни, мучат, погубляют душу духовно, и тогда только перестает она мучиться от них, когда раскается в них. Но после смерти нет и не может быть покаяния. Значит, тогда душу будут вечно мучить ее собственные страсти: и вот огонь вечный.    Разумеют сердцем. Наши ученые скажут: «Как разуметь сердцем? Разуметь можно только умом, а сердцем — только чувствовать». Но верно сказано: разуметь сердцем. Чудеса и слово Божие разумеет, чувствует сердце вместе с умом, и если сердце не уразумеет, то и ум не узнает: «аще не уверуете» говорится, «ниже можете разу мети.» Уверуйте сначала сердцем, и вы тогда уже уразумеете умом.     «Веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшаго Мя: и видяй Мя видит Пославшаго Мя» (Ин. 12:44-45). Каково единство Отца и Сына, Пославшего и Посланника! Видишь Христа — видишь вместе и Отца, веруешь в Христа — веруешь вместе и в Отца, даже веруешь как бы только в Отца, — такое единение!     «Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет» (Ин. 12:46). Какая святая, благая, божественная цель. Не для славы, не для пользы Своей, а для пользы, единственно для пользы людей, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме, пришел Спаситель в мир. Смотрите, как высоки слова Его, как они обнаруживают Его Божественность: «Если кто услышит слова Мои и не поверит, Я не буду судить его за то, потому что Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающийся Меня и не принимающий сердцем, верою слов Моих, сам себе приготовит судию: слово, Мною сказанное, оно осудит его в последний день. Я не от Себя говорил, но Отец, Меня пославший, Он дал Мне заповедь, что Мне сказать и что говорить, и знаю Я, что заповедь Его есть жизнь вечная». Вот истина, которой никто не может противиться. Как она победоносна! Как она ясна, очевидна!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010