— Владыка, как Вы оцениваете перспективу взаимоотношений с Евангелической Церковью в Германии после отставки Маргот Кессман с поста президента ее Совета? Возобновится ли богословский диалог? — В мае я намеревался посещать Германию. Я предложил епископу Мартину Шиндехютте, отвечающему за межхристианские связи в ЕЦГ, использовать этот визит для того, чтобы встретиться и обсудить перспективы дальнейшего взаимодействия. В ответ я получил письмо, в котором говорилось, что такая встреча возможна при следующем условии: я должен дать письменные гарантии, что моя встреча с Шиндехютте послужит подготовкой встречи между госпожой Кессман и Патриархом Московским и всея Руси. Разумеется, никаких гарантий я давать не собирался, так как считаю невозможной подобную встречу. Я уже начал готовить ответ, когда пришла весть об инциденте, произошедшем с госпожой Кессман, а затем о ее отставке. Думаю, теперь требование гарантий потеряло свою актуальность. Что касается возобновления диалога, то, я думаю, обсуждать этот вопрос можно будет после избрания нового президента Совета ЕЦГ, которое состоится в ноябре. Хотел бы отметить, что избрание госпожи Кессман было в каком-то смысле лишь верхушкой айсберга. Как указал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском совещании, у нас вызывает принципиальное несогласие та либерализация в области богословия, церковного устройства и нравственности, которая наблюдается во многих протестантских общинах, в том числе в ЕЦГ. Мы должны прямо поставить вопрос: какой смысл вести диалог, если он не приближает нас друг к другу? Безусловно, у нас много возможностей для взаимодействия, и мы должны сохранить тот огромный позитивный потенциал, который был накоплен за 50 лет диалога. Но можем ли мы продолжать сотрудничество в формате межцерковного диалога, или надо искать какие-то другие формы взаимодействия? Думаю, на этот вопрос мы сможем ответить, когда будет избран новый президент Совета и когда станет ясно, насколько всерьез руководство ЕЦГ воспринимает нашу озабоченность сложившейся ситуацией.

http://patriarchia.ru/db/text/1050833.ht...

Радикальная исламизация по суннитскому образцу — это не сиюминутное дело. Это процесс, который занял не менее десятилетия. Существовала некая двойная мораль: с одной стороны, мусульмане посещали официальную мечеть, слушали проповедь, а с другой — в домашних условиях, пользуясь услугами Интернета и СМИ, сопоставляли услышанное с богословием радикальных исламских авторитетов. Полагаю, что большинство отдавало предпочтение последним. Пренебрежение на бытовом уровне к «инакомыслящим» — христианам, аллауитам и даже шиитам — ощущалось уже давно, но существующее государственное устройство сдерживало внешнее проявление этих процессов. Сегодня «плотина прорвалась», и вся накопившаяся ненависть выливается в то явление, о котором говорит владыка Иларион. Обратите внимание, что, по новой Конституции, референдум по которой прошел на днях, президентом страны может быть только мусульманин. Так что отголоски исламизации проявляются и в официальной линии государственных преобразований. Хотя оппозиция, по понятным причинам, не желает принять даже такой вариант основного закона. — Есть ли данные о численности христиан в Сирии? — 10% от 23-миллионного населения составляют христиане разных конфессий, но цифра эта непроверенная. Боюсь, что сегодня и того меньше. — Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии представительства с властями, Антиохийским Патриархатом и другими христианскими конфессиями и религиозными общинами? Предпринимаете ли Вы совместные усилия для умиротворения ситуации? — Наш «метод», как Вы понимаете, — молитва. Это самое действенное сегодня средство. Когда есть особые поводы для молитвенных собраний в храмах разных конфессий, мы стараемся присутствовать там все вместе, чтобы засвидетельствовать свое единство перед лицом угрозы и явить солидарность, которая способна укрепить дух христиан в испытаниях. — Представительство духовно окормляет русскоязычную православную диаспору на канонической территории Антиохийского Патриархата не только в Сирии, но и в Ливане, Иране и странах Персидского залива. Какова численность приходов Русской Церкви в этих государствах?

http://patriarchia.ru/db/text/2043288.ht...

— В последние месяцы христиане в Сирии неоднократно подвергались агрессии. 26 января в городе Хама был застрелен клирик Антиохийской Церкви иеромонах Василий (Нассар). Чувствуете ли Вы и работники представительства Русской Церкви себя в безопасности? — Христиане Сирии, прожив долгие годы под защитой государства, сегодня не имеют опыта и сил организованно представлять и защищать свои интересы. Именно поэтому они сегодня уязвимы и беззащитны. Очевидно, что военизированная оппозиция, вдохновляемая идеями исламского экстремизма, ничего хорошего не готовит для христианского населения в случае прихода к власти. Это видно из варварских нападений на монастыри, самих христиан. О случаях похищения христианских детей и издевательствах над христианами сообщалось уже неоднократно в различных СМИ. Безотрадно выглядит и опыт Ирака, где из полутора миллионов христианского населения девять десятых были убиты или спаслись бегством. Причем именно Сирия приютила у себя многих из них, а также помогала их эмиграции в другие страны. Многочисленные примеры гонений на христиан-коптов в Египте рисуют неутешительную перспективу и для сирийских христиан. В отношении русскоязычного населения действует еще и дополнительный политический фактор, определяемый позицией РФ по сирийскому конфликту. После наложенного Россией вето на резолюцию Совета безопасности ООН по Сирии положение российских граждан в этой стране резко ухудшилось. Со стороны так называемой «армии освобождения» и религиозных радикалов в их адрес звучат угрозы физической расправы, им предлагается покинуть территорию сирийского государства как «виновникам гибели сирийцев и их детей». Подобно инфекции, это нисходит на бытовой уровень. Оскорбления в адрес наших женщин звучат уже и в некоторых районах Дамаска, были случаи, когда таксист отказывался везти, услышав русскую речь. Даже дети могут бросить камни в людей, говорящих по-русски. Интересно, что события в Дара начались именно с детских антиправительственных надписей на стене. Дети — индикатор скрытых настроений, ведь они слышат, что говорят взрослые между собой, какие передачи они смотрят по телевизору.

http://patriarchia.ru/db/text/2043288.ht...

В.Р. Легойда: Нельзя «ломать» вузы под требования рынка 26 января 2012 г. 16:30 О проблемах, связанных с современным российским образованием, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказывает председатель Синодального информационного отдела , член Общественной палаты Российской Федерации В.Р. Легойда . — На открытии XX Рождественских образовательных чтений Патриарх Кирилл выразил опасение , что освоение современных технологий для молодых людей становится важнее систематического глубинного изучения науки и культуры. В чем основная проблема нынешней системы образования, на Ваш взгляд? — Святейший Патриарх в данном случае указал на важнейшую характеристику отечественного образования. В российской культуре образование всегда понималось как сочетание обучения и воспитания. Иными словами, словосочетание «образование и воспитание» — скрытая тавтология. Образование без воспитания — это только обучение некоторым навыкам. Но, как точно подметил один современный эксперт, «навыки есть и у служебной собаки». Хотя добавлю — даже собак воспитывают. А разве человек — вспомним Карлсона — «хуже собаки»? В 90-е годы мы прошли через серьезный слом отечественной системы образования, когда в силу понятных причин воспитание было стыдливо, а на самом деле, по сути, бесстыдно убрано из образования — либо полностью, либо существенно. Параллельно с этим шел процесс, опасность которого мы еще не осознаем до конца, — процесс проникновения потребительского сознания в разные сферы жизни. Один из фундаментальных принципов общества потребления — «покупатель всегда прав». Главная задача продавца — обслужить, по известной фразе «любой каприз за ваши деньги». Для «магазинной» составляющей нашей жизни в этом принципе, наверное, ничего дурного нет. Проблема возникает, когда потребительское сознание проникает в другие области жизни, в том числе и в систему образования. Причем вопрос того, платят за свое образование люди или нет, вторичен. Во все времена образование было где-то или в чем-то платным, где-то и в чем-то бесплатным. И сегодня, например, в вузовской аудитории бок о бок сидят студенты платного и бюджетного отделения, как правило, даже не зная, кто из их товарищей платит за учебу. Проблема заключается в отношении. У нас уже привычным стало словосочетание «образовательные услуги». То есть ученик приходит не за знаниями и даже не пресловутыми, дорогими сердцу сегодняшних реформаторов «образовательными компетенциями», а за услугами. При таком подходе он как покупатель всегда прав — то есть он может от чего-то отказаться, предъявить претензии и так далее. Но такой подход невозможен в традиционной парадигме образования, к таким отношениям не готово большинство преподавателей.

http://patriarchia.ru/db/text/1980270.ht...

Тоталитарные секты зомбируют людей так же, как те, кто готовят «шахидок» 12 мая 2005 г. 17:01 Насколько опасны секты для человека и общества, кто в первую очередь рискует быть вовлеченным в орбиту их деятельности? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» отвечает директор государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, доктор медицинских наук Татьяна Дмитриева. — В чем опасность тоталитарных сект для психического здоровья человека? — Тоталитарные секты используют свою методологию — как управлять людьми, как на них воздействовать, а этим вопросом, как известно, зачастую занимаются не только из добрых побуждений. Сектанты привлекают очень многих с проблемами в психике, с комплексами, стараясь этих людей себе подчинить. Такое агрессивное начало приводит к разрушению личности другого человека. — Приходилось ли специалистам Вашего Центра сталкиваться с людьми, пострадавшими от сектантов? — К нам обращались те, кто потерял, по сути, из-за этих организаций самых близких людей. Допустим, была абсолютно благополучная семья, но произошли какие-то неурядицы, которые сделали человека немного более уязвимым и внушаемым, и человек впал в орбиту интересов секты. А тот, кто пережил стресс, не всегда востребован в семье со своими личными проблемами. И вдруг появляется добрый слушатель, который подскажет и как тебе поступать, и как жить стоит, и ради чего вообще стоит жить, и постепенно за приятной беседой все дальше продвигаются эти отношения, и человека, по сути, вытаскивают из семьи, доказывают, что семья вообще не нужна, не нужна квартира, дача, другая собственность. Причем нередко в поле внимания сект оказываются не люди с малым достатком, невысоким социальным положением, а именно те, которые состоялись, которым есть что терять. Мы неоднократно видели случаи, когда, допустим, хорошая мать и жена все бросала, все, что у нее ценного было, уносила из дому и становилась преданным адептом секты, считая, что всю свою жизнь она должна посвятить чужим людям и что раньше она все делала не так. То есть, по сути, человека зомбируют, и он начинает отрабатывать уже другую линию жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/9636.html

Митрополит Ростовский Меркурий: Религиозные организации должны иметь право на экспертизу учебников и аккредитацию учителей по религиозным культурам 4 апреля 2012 г. 17:47 Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в следующем учебном году начнут преподавать во всех школах России. План мероприятий по введению этого курса с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации утвердил премьер-министр В.В. Путин . Апробация курса велась в 21 субъекте РФ. О том, как должна проводиться экспертиза учебников по религиозным культурам и аттестация преподавателей по «Основам религиозных культур и светской этики», каковы перспективы расширения преподавания этого курса и проблемы, связанные с его внедрением, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал председатель Отдела религиозного образования и катехизации  Русской Православной Церкви  митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . — Ваше Высокопреосвященство! С сентября 2012 года преподавание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно начаться во всех российских школах. Что делает Синодальный отдел религиозного образования, епархиальные отделы, чтобы все выбравшие для изучения православную культуру могли ее успешно изучать? — Основные параметры взаимодействия Церкви с органами власти и системой образования в преподавании православной культуры отрабатывались два года в эксперименте, проходившем в 21 регионе. Главной задачей Синодального и епархиальных отделов религиозного образования до нового учебного года является выстраивание этой работы с каждой конкретной школой по всей стране. Предмет нашей заботы — содержание и качество образования, учебно-методического обеспечения, подготовки учителей по «Основам православной культуры». — Все участники апробации курса отмечают в целом положительные итоги. Но многие считают, что данный курс должен преподаваться по всем годам обучения. Каковы сейчас перспективы расширения преподавания православной культуры в школе? — Да, в следующем учебном году курс, рассчитанный на 34 часа, будет преподаваться только в четвертом классе. По итогам эксперимента комиссией при Правительстве России сформулированы рекомендации Министерству образования и науки, в частности, с участием религиозных организаций проработать вопрос о расширении преподавания курса в школе. Так что сейчас есть возможность с участием религиозных организаций последовательно работать над расширением преподавания по всем ступеням обучения, запланировать и поэтапно реализовать соответствующие меры.

http://patriarchia.ru/db/text/2138034.ht...

Архив Пн В.Р. Легойда: С точки зрения христианства нет ничего неожиданного в словах Патриарха о том, что некоторые события результат греха 5 мая 2011 г. 17:20 В преддверии визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда дал интервью порталу «Интерфакс-Религия» . — Святейший Патриарх Кирилл в течение последних двух недель посещает Украину дважды — в конце апреля он был в Киеве и Чернобыле, а в начале мая едет в Донецк и Харьков . Планируется поездка и в июле. С такой же частотой, как Киев, Патриарх посещает разве что Петербург, свою малую родину. Нет ли ощущения, что Украина стала для Предстоятеля как будто соседним регионом и что границы между государствами для него словно и не существует? — Напомню, что Святейший Патриарх с момента своей первой поездки на Украину в 2009 году выражал желание бывать здесь чаще, больше времени проводить с украинской паствой. Это желание Патриарха, безусловно, является ответом и на стремление самих украинцев. Опыт уже нескольких поездок показывает, что встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви очень важна для людей, причем не только для верующих. Когда в 2009 году Патриарх выступал в прямом эфире телеканала «Интер» , рейтинги этой программы превышали рейтинги самых популярных телепередач и телетрансляций. Эфир с Патриархом оказался для зрителей не менее интересным, чем, скажем, футбольные матчи — как известно, бьющие рекорды по рейтингам. Это свидетельствует о колоссальном интересе к вере, к жизни Церкви и, конечно, к личности Святейшего, в том числе и со стороны людей сомневающихся. Ведь Патриарх всегда дает ответы на самые острые вопросы, которые могут быть у скептиков. Все пастырские поездки Патриарха Кирилла — это в первую очередь поездки Предстоятеля к святыням и к людям. Его последний визит на Украину начался во второй день праздника Пасхи: Святейший хотел разделить пасхальную радость с верующими украинцами и, конечно, общую боль со всеми, кто пострадал в результате страшной трагедии в Чернобыле 25 лет назад, ставшей общей бедой для многих стран и бывшего Советского Союза, и Европы.

http://patriarchia.ru/db/text/1470414.ht...

— Среди весьма важных событий прошедшего года я назвал бы посещение Патриархом Украины, где он возглавил соборную молитву в общей сложности сотен тысяч людей. Эта молитва стала свидетельством приверженности наших народов великому делу хранения богозаповеданного единства Церкви — единства, превосходящего земные границы и разделения и соединяющего людей разных национальностей и политических предпочтений в единую общину веры — православный народ. Весьма важным было посещение Святейшим Патриархом древнего Константинополя. По традиции, после возведения на Первосвятительский престол Патриарх посещает все Поместные Православные Церкви в соответствии с их порядком в диптихах. Визитом в Константинополь открылась чреда таких посещений. Можно сказать, что этот визит открыл и новую страницу как во взаимоотношениях Константинопольского и Московского Патриархатов, так и в межправославном сотрудничестве в целом. Вообще, о многом можно сказать, отвечая на ваш вопрос, — о том, что голос Церкви все отчетливее звучит в обществе, о ставших за это время традиционными встречах Святейшего Патриарха с молодежью в разных городах, о дальнейшем налаживании взаимопонимания с государственной властью стран канонической территории Московского Патриархата, о наметившемся сдвиге в вопросе преподавания знаний о религии в российской светской школе, о решении вопросов пастырского окормления военнослужащих. Думаю, написание истории переживаемого нами времени будет очень непростой задачей для церковных историков будущего именно по причине широчайшего разнообразия деятельности Предстоятеля нашей Церкви. — Поделитесь, пожалуйста, главным личным впечатлением от непосредственного общения с Патриархом Кириллом за этот год либо впечатлением от его публичных выступлений, проповедей. Какие слова Патриарха Вам запомнились больше всего? — Мне вспоминаются слова Святейшего Патриарха, произнесенные им ровно год назад, в день интронизации: «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием». Думаю, что все, кто находится рядом с Патриархом, и я в их числе, могут свидетельствовать: эти слова были пророческими, и сегодня они осуществляются в его жизни. Пожалуй, это главное личное впечатление от повседневной работы с ним.

http://patriarchia.ru/db/text/1050574.ht...

Епископ Венский и Австрийский Иларион: «Это будет встреча двух верующих людей, каждый из которых наделен высокой ответственностью за судьбы людей» 12 марта 2007 г. 13:54 В преддверии визита Президента России Владимира Путина в Италию, в рамках которого состоится его встреча с Папой Римским Бенедиктом XVI , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион прокомментировал это событие в интервью порталу «Интерфакс-Религия» . — Связывают ли в Русской Церкви какие-либо надежды со встречей Президента Владимира Путина с Папой Римским Бенедиктом XVI? — Я бы хотел выразить надежду на то, что эта встреча послужит дальнейшему улучшению отношений между Ватиканом и Россией. Это будет встреча глав двух государств, перед которыми стоит целый ряд общих задач. Кроме того, это будет встреча двух верующих людей, двух христиан, каждый из которых наделен высокой ответственностью за судьбы людей. Сегодня весь многовековой уклад жизни человека подвергается ломке из-за тотальной либерализации морали под воздействием секулярной и атеистической иделогии. Под угрозой находятся такие основополагающие институты человеческого бытия, как семья и чадородие, которые более не являются приоритетами в шкале ценностей современного человека. В результате и Россия, и страны Западной Европы поражены тяжелейшим демографическим кризисом. В данной ситуации у России и Ватикана есть немало общих задач в сфере защиты традиционных нравственных ценностей, и я надеюсь, что встреча Владимира Владимировича Путина с Папой Бенедиктом внесет свою лепту в это общее дело. — Что, на Ваш взгляд, изменилось в межгосударственных контактах России и Ватикана с приходом Владимира Путина и Бенедикта XVI? — Мне трудно говорить о межгосударственных контактах, но мне кажется, что в отношениях между Римско-Католической и Русской Православной Церквами с приходом Бенедикта XVI наметились определенные позитивные сдвиги. Конечно, наиболее существенные проблемы, такие как уния и прозелитизм, по-прежнему остаются нерешенными. Но налажен механизм регулярных консультаций, работает двусторонняя комиссия, и контакты на разных уровнях, несомненно, приносят плоды.

http://patriarchia.ru/db/text/211700.htm...

Преподаватель ПСТГУ Мария Тюменева: «Если мы готовы признавать докторские богословские степени европейских университетов, странно не иметь собственной законченной вертикали богословского образования» 11 сентября 2006 г. 14:14 Интервью заведующей сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского государственного университета Марии Тюменевой порталу «Интерфакс-Религия»: — В последнее время нередко говорится о растущем интересе российского общества, в том числе молодежи, к знаниям о религии и, в частности, к богословскому образованию. Ведутся даже разговоры о формировании социального запроса на религиозное образование. Какие плюсы может привнести, в разрезе общественного развития, упрочение позиций теологии, расширение ее присутствия в высшей светской школе России? — Отсутствие богословской образовательной составляющей в обществе и развития богословия как науки неестественно так же, как отсутствие развития той же философии или филологии. Теология — это база, самостоятельное научное направление, которое не ограничивается только лишь разработкой собственной научной тематики. Теологическое фундаментальное образование, как любой фундамент, дает возможность добиться лучших результатов во многих других областях: и научного знания, и общественной деятельности. Для нас же в этом отношении оказывается важна именно православная теология, являющаяся в области науки и образования культурной платформой гуманитарного знания, ответственной за преемство традиции отечественной гуманитарной мысли. Ведь парадигма нашего гуманитарного знания, науки, культуры, естественно, лежит в ценностной системе Православия. Отрадно, что эти выводы очевидны сегодня уже не просто для узкого круга — они, согласно социологическим опросам, восчувствованы всем обществом и, что особенно приятно, молодежной средой. Роль Православия как платформы ценностной, нравственной и культурной жизни России признана уже широким кругом наших граждан, даже независимо от вероисповедания и конфессиональной принадлежности. А богословие дает возможность этой фундаментальной составляющей сохраниться в ее проекции на образование. Богословие обогащает всю культурную практику, науку, все пространство мысли, если хотите. Именно поэтому в университетах Европы сохраняется особый пиетет к кафедрам богословия, туда традиционно очень высокий конкурс среди людей, которые заведомо знают, что пойдут потом работать в другие сферы деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/140948.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010