Ибо Я Господь Бог твой, врач твой» ( Исх. 15:26 .) Читающий это место Писания из самых обстоятельств события видит, как знаменательно и понятно Бог называет себя врачом страдавшего тогда израильского народа. Перед вступлением же Израильтян в Ханаанскую землю после сорокалетнего странствования по пустыне, в продолжении которого они являлись пред лицом Бога, то правыми соблюдением Его заповедей, то виновными пред Ним нарушением из, и при таком непостоянстве своем, они, как народ, избранный Богом для осуществления через него обетований Божиих о спасении всего человеческого рода, были, как бы воспитываемы Богом, Бог, указывая на это в своем слове к ним, говорит: «Господь есть твердыня; совершенны дела Его и все пути Его праведны. Бог верен и нет неправды в Нем. Он праведен и истинен. Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, роди строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмышленый? Не Он ли отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» И без моего указания на то, почету Бог называет себя верным, праведным, истинным, отцом для Израильтян, ты увидишь и поймешь смысл этих имен, когда прочитаешь несколько стихов, дальше сказанных. Бог говорит: «вспомни дни древние, помыслы о летах прежних родов… Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда Он между народами поставил пределы и для малочисленных сынов Израиля. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока своего. Как орел возвышает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит из на перьях своих: Так Господь один водил его, и не было с ним чужого Бога». (Второз. 32:4–8, 10–12). В Псалтири, книге, содержащей священные песни, употреблявшиеся в ветхозаветной Церкви при Богослужении, а так же и у нас, христиан, входящая в состав нашего Богослужения, таких мест, где имена Божии объясняются читающему эту книгу содержанием песней, так много, что затрудняюсь сделать выбор, приведу только следующие, из которых увидишь, что Писание называет Бога: благим, щедрым, когда исчисляет Его благодеяния к человекам: «Господь творит правду и суд всем обиженным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Культурная деятельность человека, по существу изначально поставленной перед ним задачи, является изменением мира, предвосхищающим его конечное преображение. Это прямо вытекает из задачи изменения самого человека, из его обожения. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:19–21 ) – говорит об этой задаче апостол Павел. Израиль и Ветхий, и Новый призван был сделаться «царственным священством и народом святым» ( Исх.23:22 ; 1Петр.2:9 ), освящающим все сферы жизни. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ), – наставляет фессалоникийцев апостол Павел. Но освящение человека, его обожение невозможно в отрыве от освящения всей его жизни. «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). Таким образом, человек, фактически, призывается к священнодействию в культуре. Человек образ и подобие Бога-Слова, и та жертва словесная, к которой он призван в культурной деятельности изначала (первое дело, порученное Адаму, состояло в наречении имен), есть священная жертва такого культурного служения 365 . Человек наполняет и ответственно исполняет свое культуротворческое служение в соработничестве с Богом. И как бы мы не относились к самосознанию русских писателей и поэтов, называвших свое творческое служение пророческим – сам факт наличия такого творческого самосознания 366 свидетельствует о том, что литературное творчество понималось ими как священнослужение. Русские религиозные философы культуротворческое служение сравнивали с монашеской аскетической практикой. «Я думаю, – пишет православный богослов Оливье Клеман, – что самое гениальное, что было у русских философов первой половины нашего века, это то, что они взяли из монашеской практики тему преображения человека и приложили ее к сферам культуры, общества, истории, чтобы показать, как реализуется в христианстве возможность преображения культуры и истории» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Слово имя происходит от слова именовать, называть кого-либо или что-либо. Отсюда имена Божии суть слова, которыми именуется Бог. Священное Писание называет Бога многими именами, каковы: Господь, Бог, Господь Саваоф, Творец, Вседержитель. Равным образом означение каждого свойства Божия также может быть принимаемо как имя Божие. Так, Бог называется вечным, всемогущим и прочее. Но каждое из имен Божиих указывает нам на то или другое проявление существа Божия. Имя Господь, например, открывает нам, что Бог господствует над всем миром, и что все на небе и на земле покорно Ему. Имя Бог указывает на то, что всякое благо происходит от Господа, богатого милостью, и что Он есть источник всех благ. Именем Творец именуется Бог потому, что Он сотворил все. То же нужно сказать и обо всех остальных именах Божиих. Все они относятся к одному Высочайшему Существу и открывают нам Его. Отсюда под именем Божиим разумеется все, чем означается Божие существо, Божии совершенства и свойства, открытые людям для прославления их. К сказанному об имени Божием мы прибавим еще следующее. Нам известно уже изречение, в котором Сам Бог повелевает призывать Его: «и призови Меня в день скорби; Я избавлю Тебя, и Ты прославишь Меня». Между тем, апостол Павел говорит: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Из сопоставления этих мест видно, что призывать Господа и призывать имя Господне, значит одно и то же. Равным образом в одних изречениях говорится: «хвалите имя Господне», а в других: «хвалите Господа», и изречения эти означают одно и то же. Вот почему если апостол Петр говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших», то этим он увещевает к тому же, о чем и мы молимся в словах: да святится имя Твое. Значит, верно то, что Божиим именем означается самое существо Божие, открываемое посредством слова. После этого легко ответить на вопрос: имя Божие не есть ли свято само по себе? Святить кого-либо, значит, делать его святым. Но если под именем Божиим в первом прошении разумеется Сам Бог, то очевидно, что слово святить в этом смысле нельзя понимать здесь, поскольку Бог свят, как Сам Он свидетельствует о Себе: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш». Посему-то и в катехизисе на указанный вопрос дается следующий ответ: «имя Божие без сомнения свято само по себе. Свято имя Его». «Но это имя, – говорится далее в катехизисе, – может святиться в человеках, то есть вечная святость Его (Бога) в них являться может». Что свято, того нельзя святить, но можно признавать святым и отображать в своем сердце. Святой Бог может посему святиться в нас самих или, как говорит апостол Петр, в наших сердцах. Это бывает тогда, когда правильно познают Бога или православно веруют в Него и когда жизнью своею достойно почитают Его. Объясним это точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

У христиан деяние любви совершается в истине веры, а всякая истина являет себя как деяние любви. Сегодня, к сожалению, многими христианами утеряна связь богословия и молитвы, истины и любви, веры и жизни. От этого происходят все наши беды и мучения: наше бытие разобщается, теряет свою основу, внутреннее единство и осмысленность. Поэтому возвращение к основам жизни, утвержденным богомудрыми Отцами по изволению Святого Духа, теперь как никогда своевременно. Святой Григорий Нисский говорит, что «христианство есть подражание божественной природе». И апостол Павел проповедует: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11, 1). В чем состоит, однако, эта божественная жизнь? Или иными словами, каков способ существования божественной природы, которой подражает Церковь? И о каком подражании говорят святые и апостол Павел? Эта жизнь состоит в совершенной и божественной любви Лиц Святой Троицы. Господь наш Иисус Христос Сам открывает нам тайну божественной жизни: Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3, 35). Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам (Ин. 5, 20). Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин. 14, 23). А святой апостол Иоанн Богослов подытоживает: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 5, 12). «Любовь нетварна и вечна. Потому что любовь - не просто одно из свойств Божиих, но Его имя, одно из имен Божиих и полнота бытия Божия». «Отец так сильно любит Сына, что весь целиком пребывает в Сыне; и Сын так сильно любит Отца, что весь целиком пребывает в Отце; и Дух Святой по Своей любви пребывает весь целиком в Отце и Сыне. Об этом свидетельствовал Сын Божий в таких словах: Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 10). Также и Сын пребывает в Духе Святом. А Святой Дух пребывает в Сыне». «Характерная черта любви - стремление любящего отождествиться с возлюбленным лицом и проникнуть в него. Отец имеет такую пламенную любовь к Сыну, что хочет проникнуть в Него и отождествиться с Ним. И опять. Такова же любовь и Святого Духа к Отцу и Сыну. Но по неизреченной необходимости каждое Лицо пребывает таковым, каково Оно есть. Поэтому-то и говорится о Святой Троице, что Она " неслитна и нераздельна " . Она нераздельна, потому что имеет одну и ту же сущность и одну и ту же любовную энергию; и Она неслитна, потому что каждое Божественное Лицо имеет разные ипостасные свойства: это некий тройственный огонь - огонь любви и жизни. От этого могучего огня божественной любви зажигаем и мы маленькие и ничтожные свечечки своей земной любви, которые мерцают, коптят и легко гаснут». Подражая божественной природе, христиане не изменяют своей природы, но начинают жить по образу природы божественной.

http://bogoslov.ru/article/465391

Христианские правила. Всеведение Божие. Догм. Богосл. § 30. 7 издан. стран. 54. «Вот истина, с одной стороны самая утешительная, с другой весьма страшная, утешительно, то, что Бог знает все наши нужды… Всегда и везде слышит молитвы наши. Но и страшно то, что не утаится от Него и все худое, что бывает у нас в тайне сердца, не обманем мы Его лицемерием. Страшно заставлять чистейшие света очи Господни зреть наши скверны» Святость. 36. Стран. 56. «Святость Божия и нас обязывает уподобляться Богу святостию и чистотою жизни. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мафт. 5: 48)» Всемогущество. 38. Стран. 57. «Не ослабевай ни в каких обстоятельствах в уповании на Бога. Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим. или о чем помышляем (Ефас. 3:20). Праведнику нечего боятся: если Бог за нас, кто против нас? ( Римл. 8:3 ). Благоговей пред Богом и смиряйся под крепкую руку Его ( 1Петр. 5:6 )». Исламские правила. Всеведущий. Прекрасные имена Божии 19-ое имя. Кто по вечерам будет произносить это имя (Всеведущий): тот легко сохранит свое знание, и не забудет того, что знал. О Святый 4-ое имя. Кто сто раз произнес «О Святый» того сердце будет чисто от печали и черноты. О Мощный! 69-ое имя. Кто всегда будет говорить: О Мощный! тот от Бога получит желаемое. А если, делая омовение, при умывании каждого члена, будет произносить: о мощный! тот возьмет верх над своим врагом. Премудрость. 36. Стран. 58. » руках Господних жребий твой: будь же уверен, что Господь все ведет к лучшему, и ведет самым лучшим образом; никогда не ропщи и не предавайся нетерпеливости. Если у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков ( Иак. 1:5 ). Страх Господень есть мудрость, и удаление от зла есть ведение. ( Иов. 28:28 )». Благость. 40. Стран. 58. «Должно так же часто благодарить Бога, как часто мы дышем. Неблагодарность к Богу есть весьма тяжкий грех . Будь и ты благ ко всем, даже ко врагам, как Бог благ даже к неблагодарным и злым ( Матф. 5:44. 45 ). В грехах не отчаивайся: молись, кайся, отпущай, и получишь прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

13 . ибо Я Господь, Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: „не бойся, Я помогаю тебе“. Эти слова невозможно отнести к каким-либо событиям, кроме торжества Церкви Христовой над миром; только с этой точки зрения рисуют они полное исполнение пророчества. Пророки вещали и о будущем земного царства народа обетования; но не эта была главная цель их послания; они были вестниками милосердой воли Создателя уготовать вечное спасение души человеческой; они были вестниками, что грядет Спаситель мира; что человеку уготована лучшая вечная жизнь. И следующие стихи 14–16 обращены к церкви верующих, которые сыны по духу Авраама и Иакова. 14 . Не бойся червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. Священное имя Искупителя уже указывает на грядущую тайну воплощения Бога Слова. Но надо обратить внимание, что и самое выражение „не бойся червь Иаков“, напоминает нам слова Спасителя „не бойся малое стадо“ ( Лк. 12:32 ). И здесь, как в Ев. Луки, Господь указывает, что Иаков слаб, как червь, что Израиль малолюден в сравнении с другими народами; но этому народу предназначена была Господом цель, и она будет исполнена; но Христианам предназначено было овладеть миром, и они им овладели. „Не бойся Иаков!“ „Не бойся малое стадо! ибо Отец Ваш благоволил дать вам царство“. В Израиле обетования, в Христианстве спасение, ибо: „спасение от Иудеев“ 1365 . Поэтому чрезвычайно знаменательно в ст. 14 соединение имен Божиих Искупитель и Святый Израилев. Последнее имя, провозглашенное Исаией 1366 , связано неразрывно с дорогим нам именем Искупителя, который после победы над адом и смертию заповедал Своим Апостолам проповедать спасение всему миру и дал верующим в Него силу – соделаться „молотилом“ вселенной. (См. след. стих). 15 . Вот, я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 . Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

15 :28); и по справедливости воспевается основание всего»... И немного спустя: „все в ней просто и неограниченно предшествовало существующему, по причине всесовершенных доброт одной ее-всевиновной Премудрости, которая от всех существующих вещей соответственным образом воспевается и именуется. Поэтому богословы чтут не одни эти божественные наименования, заимствованные от частных промыслительных действий ее, совершенных уже или еще предусматриваемых, но и от таких божественных явлений, просвещавших таинников и пророков какие когда-либо были в священных храмах или где-либо в другом месте. Сообразно тем или другим причинам и силам они именуют вышеобразную и вышеименную Благость, прилагая к ней образы и подобия человека, или огня, или янтаря, воспевая глаза ее и уши, лицо и волосы, руки и хребет, крылья и плечи, задняя и ноги, пририсовывая к ней венки и седалища, кубки и чаши и некоторые другие таинственные изображения». Да, этот божественный муж (Симеон), вконец очистившись душою, о чем громче сильнозвучащей трубы вопиют уже писания его, удостоился великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и божественных гласов, свыше чудным образом провозглашенных ему, — вкратце сказать, удостоился апостольской благодати, весь возжегшись от Божественного Духа, от божественного огня. Поэтому, и не вкусив вполне внешнего знания наук, красноречием слов, обилием (божественных) имен и рассудительностью он выше всякого ритора и мудреца возвысился до высоты премудрости, как поистине мудрый в божественных вещах и богослов весьма сведущий в догматах. И не диво. „Ибо премудрость Божия, по словам Премудрого, по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она-одна, говорит он, но может все и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем. Сол. 7 :24-25. 27-28). По этой причине, возжелав премудрости, он возлюбил доброту ее, и возлюбив по Соломону, взыскал трудами любомудрия и подвижничества, и обрел ее.

http://predanie.ru/book/218231-bozhestve...

15:28); и по справедливости воспевается основание всего»… И немного спустя: «все в ней просто и неограниченно предшествовало существующему, по причине всесовершенных доброт одной ея — всевиновной Премудрости, которая от всех существующих вещей соответственным образом воспевается и именуется. Поэтому богословы чтут не одни эти божественныя наименования, заимствованныя от частных промыслительных действий ея, совершенных уже или еще предусматриваемых, но и от таких божественных явлений, просвещавших таинников и пророков, какия когда–либо были в священных храмах или где–либо в другом месте. Сообразно тем или другим причинам и силам они именуют вышеобразную и вышеимянную Благость, прилагая к ней образы и подобия человека, или огня, или янтаря, воспевая глаза ея и уши, лицо и волосы, руки и хребет, крылья и плечи, задняя и ноги, пририсовывая к ней венки и седалища, кубки и чаши и некоторыя другия таинственныя изображения». Да, этот божественный муж (Симеон), вконец очистившись душою, о чем громче сильнозвучащей трубы вопиют уже писания его, удостоился великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и божественных гласов, свыше чудным образом провозглашенных ему, — вкратце сказать, удостоился апостольской благодати, весь возжегшись от Божественнаго Духа, от божественнаго огня. Поэтому, и не вкусив вполне внешняго знания наук, красноречием слов, обилием (божественных) имен и разсудительностью он выше всякаго ритора и мудреца возвысился до высоты премудрости, как поистине мудрый в божественных вещах и богослов весьма сведущий в догматах. И не диво. «Ибо премудрость Божия, по словам Премудраго, по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она — одна, говорит он, но может все и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святыя души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущаго с премудростию» (Прем. Сол. 7:24–25; 27–28). По этой причине, возжелав премудрости, он возлюбил доброту ея, и возлюбив по Соломону, взыскал трудами любомудрия и подвижничества, и обрел ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

161 ]. 2.3.3.3. Неизменяемость Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства. «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6). Ап. Иаков говорит, что у Бога «нет изменения и тени перемены» (Иак. 1, 17). Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть «жизнь» (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий «покоя» и «движения». В произведении «О божественных именах» (VI b.) говорится, что Бог «при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе» [ 162 ]. Неизменяемость — отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии. От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке. 2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии 2.3.4.1. Всеведение Свойство всеведения означает, что «Бог… знает все» (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя: 1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы: «Дух все проницает, и глубины Божии … и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10-11). 2) совершенное ведение о Своих делах: Богу «ведомы … все дела Его» (Деян. 15, 18), «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4, 13). Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего: «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир. 23, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

1903. 449s.) служит опрою для критического предположения о различии писателей и редакторов Пятокнижия. Можно ли, в самом деле, видеть в этом повествовании «двух писателей», ясно сохранивших воспоминание о себе в употреблении разных имен Божиих? Начнем хоть с елогиста. О чем и как он повествует? «Сыны Божии (Елогим) увидели дщерей человеческих… брали их себе в жены (6, 2) и стали рождаться исполины с того времени, как сыны Божии (Елогим) стали входить к дщерям человеческим (6, 4). Ной ходил перед Богом (Елогим 6:9). Он имел трех сыновей…Земля растлилась перед лицом Божиим» (Елогим 6:10–11). Он же излагает повеление Божие Ною о построении ковчега (6:12–22): «и сделал Ной все, как повелел ему Бог» (6:22). Далее, по Деличу, слогистический памятник начинается в 7гл. с 10 стиха, но нужно начать с 9-го: «по паре мужского пола и женского вошли к Ною в ковчег, как Бог (Елогим) повелел Ною», сюда же по грамматическому строю речи нужно отнести и 8ст. и даже 7ст., но в них упоминается о чистых и нечистых животных, о коих говорит лишь иеговист… «Спустя семь дней воды потопа пришли на землю и вошли мужской пол всякой плоти и женский пол всякой плоти, как повелел Бог» (7:10–16) и пр. «и вода усиливалась на земле 150 дней» (7:17–24) и дальнейшая история с вороном и голубкой до выхода из ковчега (8:1–19). Затем, благословение Богом Ноя, заповеди ему (9:1–17). В общем, как видно, это повествование довольно складно и последовательно излагает историю потопа. Таково ли повествование иеговиста? «Сказаг Господь (Иегова): не вечно Духу Моему быть пренебрегаему человеками, пусть будут дни их 150 лет (6:3). И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле… и раскаялся Господь, что создал и сказал: истреблю с лица земли человеков… до скотов и гадов и птиц небесных истреблю. Ной же обрел благодать пред очами Господа» (6:5–8). Далее: «и сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег (неизвестно кем, когда и из чего построенный)… ибо через 7 дней Я буду изливать дождь на землю 40 дней и 40 ночей, и истреблю все существующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010