«Зная это, Богоглаголивые мужи воспевают Бога как не имеющего имени и как имеющего много имен: как безымянного, когда говорят, что сам Бог в одном из таинственных видений символического Богоявления, вопросившему его: как твое имя? с прещением, как бы уклоняя его от всякого познания имени Божия, сказал: на что ты спрашиваешь об имени моем; оно чудно ( Суд. 13:17. 18 . Быт. 32:29 ). И не есть ли оно, в самом деле, чудное имя, когда оно выше всякого имени, безыменное, пребывающее выше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем? ( Ефес. 1:21 .) – Как многоименного, когда представляют Его говорящего о Себе: Я есмь Сущий, жизнь, свет, Бог, истина; когда они, богомудрые, воспевая Его, виновника всего сущего, по отношению ко всему сотворенному Им, называют Его многими именами: благим, прекрасным, мудрым, возлюбленным, Богом богов, Господом господей, святым святых, вечным, сущим, творцом веков, подателем жизни, премудростью, умом, словом, знающим, содержащим в себе все сокровища всякого знания, силою, властелином, царем царствующих, ветхим днями, нестареющим, неизменяющимся, спасением, правдою, освящением, избавлением, превосходящим всех в величии, тихим дуновением. И еще они говорят, что Он пребывает и в умах, и в душах, и в телах, и на небе, и на земле, и в то же время Он есть один и тот же, внутремирный, околомирный, премирный, пренебесный, пресущественный, солнце, звезда, огонь, вода, ветер, роса, облако, камень, гора, Он все, что есть и ничто из того, что есть». «таким образом, Тому, кто есть виновник всего и кто выше всего, приличны и безименность и многоименность: по числу имен всех существ, да будет Он совершенно царем всего мира, да будет все вокруг Его, и от Него, как причины, как начала, как конца, да зависит все, и Он как говорит Писание, да будет все во всем (1 Коринф. 15:28), по истине воспевается как вседержитель, начинатель, совершитель, всеобъемлющий, хранитель, покровитель, и к Себе самому влекущий все это совокупно, неостановимо, всемогущественно. Ибо Он не только есть виновник строя, жизни, совершенства, так что ради этого или другого какого вида своего промышления может именоваться именем превышающим другие Его имена, Благостью, но Он в Себе самом просто и безгранично объемлет все сущее совершеннейшею благостью единого и вседействующего Своего промысла, и от всех тварей согласно воспевается, разнообразно именуемый».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 5. 15). Какое значение имела перемена имен в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто давал новое имя, над теми, кому давалось сие имя. Так, Даниил и три отрока еврейские халдейском плену получили халдейские имена. В сем же смысле о Боге говорится, что Он есть исчитай множество звезд и всем им имена нарицай. 279 Во-вторых, сия перемена бывала по случаю и в память каких-нибудь замечательных событий с людьми. Так, Иаков (зачинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как он боролся с Богом. Наконец, переменою имен выражали какую-нибудь уже случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательно качество. Так, Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после того, как истолковал сны Фараону. 280 Так, Ноемин (красная) стала называться Марею (горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась горькой сиротой со своими невестками. 281 В сем-то последнем значении всевидящий Бог Авраму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус переиименовал Кафу в Петра, придвидя крепкую веру сего Апостола, и определив на сей вере, как на камени, основать свою церковь . 282 Перемена имени была новым уверением для Авраама в непреложности Божиих к нему обетований. Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Ст. 14). Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою новозаветное таинство крещения, 283 таинственный обряд обрезания, во-первых, внушал ветхозаветным людям, что по плотскому рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных, или, – как выражается Апостол, – чрез совлечение тела греховного плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства Авраама приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя евреев из Египта, Бог являет на них великие чудеса, ограждает от бед и вступает с ними в завет. Книга Исход помимо своей ценности исторической имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных, и касающихся устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. 5.1. Происхождение и призвание Моисея.  Откровение об Имени Божием Начало книги Исход повествует об угнетении евреев в Египте, рождении Моисея – человека, которому уготовано было стать избавителем израильского народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Воспитанный при дворе фараона, он не отрекся от своего народа, был вынужден бежать и водворился в Аравии, откуда вернулся потом, чтобы вывести Израиль из Египта.     Таким образом, жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в земле Мадиамской и 40 лет странствия во главе народа израильского. Всего 120 лет. Мы не станем подробно разбирать первые два периода и начнем с призвания Моисея к служению.     Бог открылся Моисею на горе Хорив в видении неопалимой купины ( Исх. 3:2–14 ). Через это явление Моисей был призван для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Исаака и Иакова и другие. Здесь же было дано некоторое новое откровение. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» ( Исх. 3:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Когда и где мы должны молиться? На чем основывается наша уверенность в том, что Бог слышит наши молитвы? Когда мы молимся во имя Иисуса Христа? Какая молитва служит образцом для всех молитв? Как читается молитва Господня? Как она разделяется? 5. Молитва Господня. Призывание Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому. 1Пет.1:3 . Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших? Мал.2:10 . А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Ин.1:12 –13. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Гал.3:26 –27. В предыдущих трех уроках мы говорили о молитве вообще. Теперь приступим к изъяснению Молитвы Господней. Молитва эта, как мы заметили уже, разделяется на призывание, семь прошений и славословие, служащее заключением ее. Призыванием в молитве называется обращение наше к Богу, причем мы называем Его тем или другим именем. А так как Бог именуется многими и различными именами, то отсюда и призывания могут быть различны. В десятословии, например, Сам Бог усвояет Себе имена: Господь – Бог. Эти два имени были среди Израильтян, можно сказать, первыми и главнейшими именами Божиими, которые они преимущественно и почти исключительно употребляли в молитвах своих. Их же употребляет большею частью и псалмопевец Давид. Так, в начале 87-го псалма он говорит: »Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою». Точно так же 7-й псалом он начинает словами: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю». В других псалмах он называет Бога кроме того Царем, Всемогущим, Святым и Милостивым. Но одно имя Божие почти совсем не употребляется в Ветхом Завете, это именно имя – Отец. Имя это стало употребляться только в Новом Завете и было открыто нам Единородным Сыном Божиим Иисусом Христом. И как в Ветхом Завете на первом месте в ряду всех имен Божиих стояли имена: Бог и Господь, так в Новом Завете на первом месте в ряду всех этих имен стоит имя Отец. Евангелие именно открывает Бога, как Отца Господа нашего Иисуса Христа и как Отца нашего. Ту утешительную истину, что Бог есть наш Отец, Иисус Христос изрекал неоднократно и в ясных словах. «Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», «Один у вас Отец, который на небесах» – таковы некоторые их этих изречений. Наконец, в самой молитве, преподанной Им, Он заповедал всем нам называть Бога Отцом. Вот почему этим именем призывается Бог всеми христианами, которые жили, живут и еще будут жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Эти слова содержат указание на соответствие богослужения основам вероучения, на вероучительный смысл Литургии. Анафора Василия Великого представляет собой свод вероучительных истин, облеченных в форму молитвенного славословия. Это делает данную анафору уникальным памятником одновременно и богословской мысли, и литургического творчества. Богословская насыщенность анафоры требует вдумчивого анализа основных терминов, из которых она соткана, и концепций, на которых построена. Этот анализ мы будем производить с учетом той библейской, святоотеческой и литургической традиции, которая нашла отражения в анафоре, обращая особое внимание на параллели между анафорой Василия Великого и творениями этого святителя. Начало анафоры Анафора начинается с обращения к Богу, включающему в себя шесть имен Божиих: Сый, Владыко, Господи Боже, Отче Вседержителю покланяемый! Сущий, Владыка, Господи Боже, Отец Вседержитель поклоняемый! Первое из перечисленных имен – Сущий – является не чем иным, как греческим эквивалентом имени Yahw (Яхве, Иегова), которое в Ветхом Завете воспринималось как имя, открытое людям Самим Богом 1130 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение имени Яхве с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ Израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх.3:13–15 ). Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно оно в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога: все другие имена Божии воспринимаются как толкования священного имени Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это в общем; но то же замечается и в частностях. Например 9, 8 и 11 читаем: «и сказал Бог Ною и сынам его с ним: поставляю завет Свой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Здесь Бог установляет завет с людьми; но завет этот касается сохранения живущего на земле от конечного истребления, а не спасения падшего человека, и потому в приведенном месте в подлиннике употреблено имя «Елогим». Далее в 12, 1, 2, читаем: «и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… И благословятся о тебе все племена земные». Здесь тоже завет; но он относится к спасению, облаженствованию падшего человечества, и потому в подлинном тексте здесь употреблено имя «Иегова». Еще пример: Исаак, благословляя Иакова, говорит, между прочим ( Быт. 27:28 ): да даст тебе Бог от росы небесной и тука земли и множество хлеба и вина. В этих словах Исаак испрашивает сыну благ земных, пользование которыми хотя и может быть признано доказательством Божия благословения, но которые производятся землею по естественным законам; и вот в этих словах по отношению к Богу употреблено имя «Елогим». Таким образом, в кн. Бытия, а также в кнн. Исход и Числа имена Божии Елогим и Иегова употребляются с надлежащим пониманием их значения, в совершенном соответствии с содержанием тех отделов, в которых то или другое из них употреблено, что несомненно свидетельствует как о единстве трех названных книг Моисеевых, так и о подлинности их, поскольку всего естественнее предположить, что Моисей первый обладал полным пониманием смысла имен божественных. Но после этого, какой же собственно смысл содержит в словах Исх. 6:2–3 , которые служат отправным пунктом и опорою для критиков в их заключениях относительно употребления имен Божиих Елогим и Иегова прежде всего в кн. Бытия? Посмотрим: Исх. 6:2–3 читаются так: И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь (Иегова); являлся Я Аврааму, Исаку, Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем моим Господь (Иегова) открывался им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Вообще все чтения из Ветхозаветного и Новозаветного Писания своим историческим и догматическим содержанием уясняют истины откровения для присутствующих при Богослужений; постоянно оглашая верующих тем, что Божие откровение благоволило открыть им для их спасения, постоянно оглашают их и теми именами Бога, какие даны в этих книгах. Как Моисей, указывая на доступность заповедей Закона для познания Израильтян, говорил: «Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не сокрыта от тебя и не удалена; она не на небе, чтобы нужно было говорить: кто бы нам вошел на небо и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы нужно было говорить: кто бы нам сходил за море и взял ее нам, и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но слово сие весьма близко к тебе; оно в устах твоих, и в сердце твоем, чтобы ты исполнял его (Второз. 30:11–14): так и христианин, видя доступность познания имен Божиих в этом отделе Богослужения, справедливо скажет, что слово Бога, открывающее ему имена свои, весьма близко к нему. 2) Вторая составная часть нашего Богослужения–песнопения и молитвы. Сила богослужебных песнопений и молитв понят­на сердцу присутствующего при Богослужении: высказываемыми в них понятиями о Боге возбуждаются в сердце христианина чувства, соответствующие понятиям; а чувства, опираясь на понятия, получая от них силу и постоянство, делаются руководителями для него в продолжение всей его жизни. Само Писание дало образцы для песнопений и молитв. Псалмы Псалтири, из которых одни песни во славу Бога, другие молитвы к Нему, так же песни ветхозаветные – Моисея (первая, Исх. 15:1–18 ; вторая, Второз. 32:1–43), Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2: 1–10 ), Аввакума (3:1–19), Исайи (26:9–19), Ионы (2:3–10), трех отроков, совоспитанников пророка Даниила (первая, Дан. 3:26–45. 52–56 ; вторая, 3:57–90), новозаветный–Приснодевы Богородицы ( Лук. 1:46–55 ) и Захарии, отца Иоанна Предтечи (1:67–79), и сами входят в состав нашего Богослужения, и послужили образцом и содержанием для песнопений, составленных отцами и учителями Церкви и благочестивыми подвижниками, которые сами воспевали их Богу, и передали их Церкви в ее назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Если прославляет их на небе Бог, то тем более мы должны прославлять на земле, в противном случае окажемся врагами и гонителями друзей Божиих, согласно словам Спасителя ( Ин.15:15–16,18,20 ). А прославление друзей Божиих должно выражаться с нашей стороны между прочим в том, чтобы мы содержали и почитали не начертание одних только имен их, как было это в Ветхом завете, но и изображения ликов их, соответственно тому как мы славим ныне и Бога почитанием не имени только Его, но и образа Его, во плоти явившегося, и как изначала научил Бог прославлять ангелов почитанием изображений их. 16 . Если Богом установлены святые иконы с изображениями на них, кроме лиц Святой Троицы и ликов святых угодников, еще и животных – птиц, змеев: то как примирить с этим следующие слова Священного Писания : Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им не служи им, ибо Я Господь Бог твой ( Втор.4:15–18 ; Втор.5:8–9 ). Бог положил различие между священным и несвященным, чистым и нечистым ( Лев.10:10 ). Это различие нужно иметь в виду и здесь: вышеприведенными словами Священного Писания воспрещается: а) делать изображение кумира, т. е. неосвященное, мерзкое изображение; б) воспрещается поклоняться таковому изображению вместо Бога. О священных же изображениях не говорится здесь. То же самое говорит и пророк Давид: да не будет у тебя иного Бога и не поклоняйся Богу чужеземному ( Пс.80:10 ). 17 . Различие между кумиром и иконою. а) Мы знаем, что идол в мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор.8:4 ); Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«И, возведя Его (Христа) на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк.4,5–6 ). Следуя этим словам Св. Писания, можно ли утверждать, что власть и слава на земле от диавола? Диавол – лжец, и поэтому его слова не могут быть удостоверением истины. Власть демона над миром весьма условна и относительна, так как зависит от потенциала греха, совершаемого в мире. Христос назвал демона «князем мира сего», но не царем; царь – это Бог , в Его руке – судьбы человечества. О бегемоте и левиафане Мне бы хотелось задать Вам вопрос по книге Иова. Верно ли, что бегемот и левиафан, описываемые Господом, – это не просто животные, а олицетворение дьявола, и если да, то почему в святой Книге о них говорится с таким восхищением? Бегемот и левиафан – метафорическое изображение сатаны. Здесь не восхищение, а предупреждение о его силе, когда еще не было совершено искупление Иисусом Христом человечества. Обратите внимание на 14-ый стих 40-ой главы Иова: «Это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой». Сатана – первоангел – «верх путей Божиих»; одно из его имен – Люцифер – «сияющий», «светозарный». Он был создан высшим из творений Божиих. Но тот, кто был выше всех, – стал ниже всех, однако сохранил свою прежнюю силу. Она неодолима для людей; только Бог может победить сатану. Меч, о котором говорится в этом стихе, – Крест Иисуса Христа. В следующей главе сатана назван царем «над всеми сынами гордости» (41,26). Господь, показывая силу сатаны, дает надежду, что Он в свое время победит его. Эту приточную речь понял Иов. Поэтому Иов отвечает Господу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (42,2). «Все можешь» – то есть победишь сатану, смерть и ад. Образом этого является исцеление Иова от проказы, как бы воскрешение его от смерти и тления. «Намерение Твое не может быть остановлено» – как ни сопротивлялись демоны и люди деяниям Христа, намерение Божие воплотилось и искупление совершилось. Помоги вам Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

И дам ему звезду утреннюю. «Утреннею звездою, – продолжает св. Андрей, – называет или того, о ком говорит пророк Исаия: Како спаде с небесе денница восходящая заутра ( Ис.14:12 , т.е. диавола), и (тогда) обещает положить ее сокрушенною под ногами верных (см.: Лк.10:18–19 ; Пс.90 ), или же денницу, упоминаемую Петром и ясно сияющую в сердцах верных (см.: 2Петр.1:19 ), т.е. просвещение Христово» 110 . Церковью принято последнее толкование. «Под утренней звездой нужно понимать Самого Иисуса Христа, – говорит проф. прот. Орлов, – Который есть свет, просвещающий всякого человека ( Ин.1:9 )» 111 . Обещание дать им звезду утреннюю особенно естественно было в применении к фиатирцам, этим младенцам простоты веры, свет которой так ярко засияет в них и для них, как звезда утренняя – после мрака ночи. Глава 3 1–3. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду; на тебя. Город Сарды, главный город в Лидии (известный в истории Креза и Солона), также являлся центром язычества, в котором особенно выделялся храм и культ Цибелы, один из самых безнравственных и развращенных даже в самом развращенном греко-римском язычестве поры апостольского периода. Безотрадно было и общее состояние христианской Церкви в Сардах, так что обращение к ней Господа, как мы видим, без обычной похвалы сразу же переходит к обличению и к призыву покаяться. Вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв еси... «Так далеко отстоят суды человеческие от судов Божиих! И так много разнятся имена Божии от имен, коими нарицают что-либо люди! Человек, живущий одною плотью, или и душою, но в совершенном отчуждении от жизни Божией, по взору и понятиям мира, не только живет, но живет как будто бы наиболее полно и обширно, наиболее счастливо, так что ему прямо завидуют другие. Но сей самый человек, пред взором Того, для Кого вся нага и объявлена ( Евр.4:13 ), есть мертвец живой», в коем высшая часть его природы и главное начало жизни, «непрестанно встречая себе противодействия и подвергаясь вредоносному, прямо мертвящему влиянию, истощается и как бы обмирает; и в человеке как бы не станет собственного человека: он делается плотью, духа не имущею» (см.: Рим.8:9 ) 112 . Так и сардийские христиане: они были «живы, по мнению человеческому, и мертвы пред всеведением Божиим» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010