Исход 23, 20–23: Господь говорит Израилю: «вот Я посылаю Ангела хранить тебя на пути... Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его, не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем». Числ. 22, 23 ст.: рассказ о пророке Валааме, где говорится о явлении Ангела Господня, который говорит, однако (ст. 32–3), непосредственно от лица Господа (подобное же Суд. 2, 1–4 ). Суд. 6, 1–4 : говорится о явлении ангела Господня Гедеону, причем об ангеле далее прямо говорится: «Господь, воззрев на него, сказал»: (ст. 14,16, также 23), а затем снова говорится об «ангеле Божием». Подобное же и Суд. 13 , где рассказывается о явлении ангела Божия Маною, причем спрошенный об имени ангел отвечал ему: «что ты спрашиваешь об Имени Моем? оно чудно» (13,18) (слова: «что ты спрашиваешь об Имени Моем?» – дословно сказаны при явлении Бога Иакову, когда он боролся с Богом). Наконец, сюда же относится и именование «великого совета Ангела» у Исайи 9,6 . На основании приведенных сопоставлений можно видеть, что отожествление явления Бога и ангела, теофании и ангелофании красной нитью проходит чрез все ветхозаветное откровение. И это столь явно, что для рационалистического понимания здесь остается видеть лишь следы первоначального политеизма. Для верующего уразумения этот факт требует нарочитого объяснения. Ветхий Завет не знает непосредственного богооткровения. Бог недоступен (трансцендентен) человеку. «Бога никто же виде нигде же» (19, 1–18, 1Тим. 6,16 ), только во Христе, Богочеловеке, совершилось богоявление: «единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» ( Ин. 1.18 ). Об этом богоявлении и свидетельствует служитель Слова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 1–2 ). Пришествие в мир Христа, Его вочеловечение, и было единым подлинным, совершенным богоявлением, упразднившим навсегда все предварительные богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Один из племянников Моисея, который родился по крайней мере за 30 лет до времени этого же богоявления, потому что иначе не мог бы одновременно с отцом своим Аароном быть возведен в сан священника, называется Ab-Ju (Авиуд) πατρ κριος 10 -, потому что Jehu совершенно то же, что и Jave (ср. также Ab-Ja, Jo-ae – Бог Отец). Далее, один из друзей Иова, который несомненно жил в период времени до Моисея и книга которого по иудейскому преданию Моисеем присоединена к книгам Св. Писания называется El ju (Елиус). Каким же образом поэтому мог Моисей думать ввести имя Jave в качестве нового имени Божия? Даже те критики, которые оспаривают происхождение Пятикнижия от Моисея, должны, по крайней мере, согласиться с тем, что и в более позднее время держались еще того именно убеждения, что Бог изначала почитаем был под этим святым именем; ведь в противном случае и то лицо, которое они считают писателем этих книг, не могло бы так часто употреблять этого имени в книге Бытия. Но, спрашивается, Сам Бог не говорит ли Моисею, что Он не открывался еще патриархам Израиля под именем ? Если бы так, то мы находили бы здесь ужасное противоречие всем приводимым свидетельствам книги Бытия. Рассмотрим же поэтому ближе слова Божии, сказанные Моисею при втором, бывшем ему в Египте, богоявлении. Слова эти следующие ( Ucx. VI:2–8 ): „Аз Господь ( ), и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый их, и имене моего Господь , не явих им. И поставих завет Мой с ними, яко дати им землю ханаанску, землю пришелствия их, на нейже и обитаху. Аз же услышах стенание сынов Израилевых, имже египтяне поработиша их, и помянух завет Мой. Иди, рцы сыном Израилевым, глаголя: Аз Господь (Jave), и изведу, вас от насилия египетска, и избавлю вас от работы (их) и отъиму вас мышцею высокою и судом великим. И прииму вы Себе в люди, и буду вам Бог , и уразумеете, яко Аз Господь (Jave) Бог ваш, изведый вас от земли египетския и от насилия египетска. И введу вас в землю, на ню же прострох руку Мою, дати ю Аврааму, и Исааку, и Иакову, и дам ю вам в наследие, Аз Господь ( )”.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Скачать epub pdf Глава пятнадцатая «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв 107 , которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр. 15, 1 ). У христианина будет собственный день победы, который наступит после смерти, после того, как человек победит на мытарствах сатану и всех его прислужников и взойдет к трону Бога. В Откровении описывается некое собрание победивших, собранных Господом, но перед этим Господь показывает «семь Ангелов, имеющих, семь язв последних», потому что в них заканчивается ярость Бога. Иоанн видит семерых духов, семь высших Архангелов – Михаила, Рафаила, Гавриила, Уриила, Иеремиила, Селафиила, Иегудии-ла. Раньше их было восемь, но первый из них – Люцифер – пал. Вот эти семь Ангелов выходят перед лицом Бога, и набирает силу последний вал ярости Божией. Что же касается христиан, то они находятся под особой защитой Господа Бога, и Господня справедливость выступает на их защиту. «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» ( Откр. 15:2 ). Итак, Иоанн видел стеклянное море, смешанное с огнем. В четвертой главе Апокалипсиса апостол уже видел Бога, восседающего на троне, и стеклянное, чистое море перед Ним. Согласно православному толкованию, это море есть множество бесплотных сил, которые для Бога полностью прозрачны. Это удивительно прозрачная бездна. Однако в данном видении море стало несколько другим: оно уже не просто стеклянное, – оно смешано с огнем. Потому что Ангелы отражают Бога, а Бог в последние дни вселенной являет Себя как пламенеющий огонь. Одно из имен Бога – Огонь Поядающий. Слишком часто мы вспоминаем о Боге милосердном и забываем, что Он еще и пламя, прожигающее всякое зло и нечестие... И вот Ангелы, отражая Божественное величие, начинают сами полыхать огнем. На земле пока еще «мир и безопасность» ( 1Фес. 5:3 ), а на небесах Ангелы уже раскаляются от волн гнева, исходящего от лица Божиего. Бог приходит в гнев и ярость и готов обрушить его на вселенную, поэтому и море – пламенеющее, смешанное с огнем Божественных сил. В Псалмах сказано, что голос Господа разрубает надвое пламя огня: для праведников оно становится просвещением, а для грешников – огнем, сжигающим всю нечистоту и всякого злодея (Ср.: Пс. 28:7 ). И видел Иоанн, что «на этом море стоят праведники», то есть Ангелы поднимают над собой неких людей. Это те, кто отнял победу у зверя, у изображения его, у числа имени его и у печати его. Победа у антихриста будет отнята некими людьми, которые устоят и не поклонятся последнему врагу; они отвергнут печать проклятую, не поклонятся изображению проклятому, не примут ни знака на руку, ни имени антихриста. Такие люди победят зверя и этим будут подняты выше Ангелов. В видении Иоанна они стоят на этом стеклянном море и «держат гусли Бога», то есть играют на удивительных гуслях. Как говорит святой Андрей Кесарийский , гусли Бога, или кифары Бога,

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Стихи 2–3 Первая заповедь десятисловия: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов, пред лицем Моим» (по-славянски – «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене»). В ней Господь открывает, что существует единый истинный Бог – Иегова (слав. – «Господь»), показавший Свое могущество в факте освобождения народа еврейского от египетского рабства, поэтому евреи должны служить Ему одному, не почитая кроме Иеговы («разве Мене») какого-либо другого бога. Стихи 4–5, 6 Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на тебе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (пославянски – «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»). Эта заповедь запрещает идолопоклонство в его различных видах, поклонение и служение всяким чувственным изображениям той или другой твари, почитаемой вместо Бога. Впоследствии Моисей, повторяя народу Синайский закон, указывает, что под «кумиром» нужно разуметь изображения, представляющие мужчину или женщину, под изображением того, что «на небе вверху» – изображения птиц, летающих под небесами и светил небесных, под наименованием того, что «на земле внизу» изображения какого-либо скота или гада, в словах «что в воде ниже земли» – изображения рыб ( Втор. 4:16–19 ). Стихи 7 Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (по-славянски – «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе»). Она запрещает напрасное употребление имени Господа. Благоговение перед Богом, Его святостью и величием должно выражаться произнесением имени Божия только тогда, когда это требует необходимость. Господь не оставит без наказания (по-славянски – «не очистит») того, кто произносит Его «всуе», то есть не только при какой-либо лжи, но и при всяком пустом, суетном деле или разговоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Так евангелист Марк изобразил прославление Господа Иисуса, по Его человечеству, чрез вознесение человеческого естества в пренебесную Божескую славу: Господ же убо, по глаголании Ею к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). 4. Толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. «Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнее пред ними наследовал имя». Апостол, показав Божеское величие Иисуса Христа чрез раскрытие Его отношения к Богу Отцу, к миру и человеческому роду, затем показывает Его величие и по сравнению с Ангелами. Цель этого та, чтобы далее в послании раскрыть Евреям несравненное превосходство Евангелия перед законом Моисеевым, который дан был при посредстве Ангелов. Апостол показывает несравненное превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по самому имени Его, то-есть по имени Сына Божия. Святый Павел допускает достоинство Ангелов по их преимуществу пред прочими творениями, и по их наименованиям, так как они называются Ангелами и слугами всевышнего Бога ( Иов.38:7 ; Евр.1:14 ), и именуются по их достоинству или по их внутренним свойствам и по образу их служения, – Херувимами, Серафимами, Престолами, Властями, и проч., также сынами Божиими ( Иов.1:6; 2:1 ) 28 (наименование сынов Божиих употреблено в несобственном смысле). Но Иисус Христос, по Божеству своему, есть истинный единородный, предвечно от Отца рожденный Сын, единосущный Отцу и равный Ему по Божеским совершенствам; а потому Иисус Христос и по человечеству Своему, с Божескою Ипостасью нераздельно соединенному, и за претерпение смерти славою и честию венчанному, также есть несравненный Сын Божий: Бог Отец «посадил Его на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:20–23 . Сл. Флп.2:9 ). 5. Кому бо рече когда от Ангел: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя? И паки: Аз буду Ему в Отца, и Той будет мне в Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Такое пророческое откровение принимало форму «слова Божия» церкви, в состоянии вдохновения Духом Божиим. Оно произносилось от имени Бога или Христа, так что «Я» в пророчестве – «Я» Бога или Христа, Которые обращаются к церкви через пророка. Раннехристианские пророки получали также откровения в видениях, которые они затем сообщали церкви. Вспомним знаменитое видение Апостола Петра, о котором рассказано в Книге Деяний ( Деян. 10:9 – 11:18 ). Видения были личными переживаниями (иногда и во время богослужения), но сообщались всей церкви, как пророчества. Можно провести границу (правда, не абсолютную) между двумя типами пророчеств: оракулами, от имени Бога или Христа, и сообщениями о видениях. Почти вся Книга Откровения – отчет о видениях, но содержит и некоторые оракулы. Например, в прологе через пророка говорит Бог: «Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог , Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр.1:8 ). Оракулы от имени Иисуса Христа мы видим в эпилоге: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец» ( Откр.22:12–13 ); «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» ( Откр.22:16 ); «ей, гряду скоро!» ( Откр.22:20 ). Семь вестей церквам ( Откр.2:1 – 3:22 ) тоже оракулы, «речи Христа» церквам. В книге есть и несколько других оракулов. Эти оракулы перемежаются с пророческими сообщениями о видениях. Хотя Книга Откровения в целом похожа на пророчество св. Иоанна, которое он как бы устно изрекает (или диктует стенографу) под воздействием Духа, она всё же – сложная композиция, разработанная гораздо тщательнее, чем это возможно при спонтанном наитии. Откровение – удивительно искусный литературный труд. Безусловно, св. Иоанн имел замечательный визионерский опыт. Но в процессе долгой рефлексии, богословского осмысления он переработал этот свой опыт в литературный труд, задача которого была не столько репродуцировать видения, сколько сообщить о смысле открытого ему в видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Увы, в ответ на это можно услышать – мол, их не так поняли и исказили их учение. Но все же почему никто из апостолов не настаивает на употреблении имени Иегова в молитвах (на чем принципиально настаивают «Свидетели»)? Заметьте – нигде и ни разу. Видимо, они про это даже и не помышляли, другого объяснения и быть не может. Почему апостолы крестят людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не во имя Иеговы или Иеговы и Иисуса? Также, почему апостол Петр позволяет себе сказать такую фразу об имени Иисуса: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 )? Или как мог допустить апостол Павел такие слова: «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» ( Рим.9:5 )?! Получается, их Христос ошибся с апостолами, ведь многие слова апостолов не соответствуют тому, о чем учат «Свидетели Иеговы». Хотя, конечно, можно догадаться, кто ошибается на самом деле. История и здравый смысл подсказывают, что истинной Церковью может быть та, которая существует с самого начала, от Христа и апостолов. Ведь именно о ней сказал Спаситель: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ) и: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (28:20). Мы веруем Христу, и только наша церковь сохранила историческую преемственность со времен апостолов. 9.2. Кто такие «помазанные»? В Откровении апостол Иоанн видит 144000 праведников, находящихся у престола Божия. «Свидетели Иеговы» называют их «помазанными» – это апостолы, первые христиане, члены руководящих должностей в Организации и др. По учению секты, лишь они могли, например, вкушать хлеб и вино, о которых говорил Спаситель. Это они будут править со Христом. Все остальные называются «великое множество», или, короче говоря, «второсортные». Примерно так в обобщенном смысле трактует секта (выражение «второсортные» я позволяю употребить, поскольку подавляющее количество сектантов, составляющих великое множество, например, не имеют даже права вкушать хлеб и вино, в отличие от «помазанных»). Но Священное Писание ясно говорит, что те 144000 – люди, не осквернившиеся с женщинами: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел... и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Речь идет о девственниках. В православном понимании они – монахи, которые жили свято и чисто. Это наши Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоасаф Белгородский и другие святые. А некоторые апостолы жен и детей имели. У апостола Петра была жена. Когда Христос пришел в дом Петра, Евангелие говорит, что Он исцелил его тещу. Апостол Филипп имел жену и пять дочерей – о чем свидетельствует книга Деяний апостолов. Про членов Руководства Сторожевой Башни можно ничего и не говорить, особенно про Чарльза Рассела, на которого собственная жена подала в суд за «неподобающее поведение с посторонними женщинами». Так кто же такие «помазанные»? 9.3. Еще одно противоречие

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Хотя человеческая власть и правление на земле не подчиняется Богу. Мы подчиняемся Ему и восклицаем: «Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» ( Пс. 109:2 ). Днем и вечером мы молимся: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6:10 ). На Небесах уже установлен Божественный порядок. Силы зла низвержены на землю, и мы ждем, когда и здесь будет одержана последняя решающая победа над силами зла. Мир политики и ложных религий объединился вокруг дьявола и его бесов, они готовятся к решающему сражению. Признавая власть Христа над собою, мы уже в этой жизни заслугами Христа делаемся подданными Неба и освобождаемся Кровию Сына Божия от власти греха, тления, смерти и дьявола. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь», – прочитали мы в Евангелии. Плоды мирской политики и мирской жизни – это война, эксплуатация трудящихся, геноцид, спекуляция, коррупция и преступность. Это не добрые плоды! Поэтому древо секуляризированного (апостасийного) мира будет срублено и брошено в огонь. Далее Господь говорит о религиозных лидерах, лицемерах и еретиках. О том, что ожидает их в день Страшного Суда: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» ( Мф. 7:21–22 ). Из текста мы видим, что эти люди занимали высокое положение в своих религиозных общинах. Они говорили от имени Господа, пророчествовали, творили чудеса. Они были уверены в том, что войдут в Царствие Божие, потому что считали себя великими и отмеченными Божьими дарами. Можно только догадываться, как надменно и гордо они вели себя в своих религиозных общинах. Но на Небесах все оказалось не таким, как они себе представляли. Давайте вспомним слова блаж. Иеронима, которые мы сегодня уже читали: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божием». Эти люди явно не думали и не думают о себе, что они грешники, и в этом их главная трагедия. Они считают, что если что-то и делают доброго, то это от них, от их усилий, талантов и способностей. А мы знаем, что «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца…» ( Иак. 1:17 ) Небесного. Мы ничего не приписываем себе, кроме наших грехов. Именно поэтому в деле спасения ни в коей мере не надеемся на свои деяния. А эти именно и надеялись на свои «подвиги», они кричали, точнее, будут кричать: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». Они дерзнут в день Суда вспомнить о своих заслугах и сразу окажутся в немилости у Бога, спасающего нас даром, исключительно по Своей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Представляется, что есть глубокая связь между способом наименования себя первыми христианами («те, кто призывает Имя Господа Иисуса»), древним литургическим употреблением возгласа «Маранафа» и тем значением, которое имеет в христианских литургиях возглас «Кирие елеисон» (Господи, помилуй). Очевидна связь возгласа «Кирие елеисон» с апостольской традицией молитвы во Имя Иисуса. Литургическое призывание Имени Господня или личное призывание Имени Иисусова восходит, таким образом, к истокам христианства и принадлежит к самому раннему ядру духовной жизни Церкви. Призывание это неотделимо от исповедания веры в Господство умершего и воскресшего Христа, что составляет основу апостольской проповеди и христианской веры во все времена. Б) Бог воскресил Его из мертвых Цель главы состоит не столько в разъяснении христологии апостола Павла, сколько в выделении ее троичного измерения, которое имеет первостепенное значение. В первом послании к Коринфянам записано устное предание, полученное самим апостолом («Я первоначально преподал вам, что и сам принял...» ( 1Кор.15:3 ). Он начинает со смерти Христа и доходит до Его Воскресения, которое является начатком всеобщего Воскресения. С одной стороны, апостол Павел пишет, что он не знает никого другого, кроме Христа, и Христа распятого ( 1Кор.2:2 ). Он говорит о Кресте, который есть «юродство для погибающих, но для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ); о трудности восприятия проповеди о Христе распятом, поскольку такая проповедь – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов... Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). С другой стороны, первое послание к Коринфянам завершается исповеданием Воскресения Христа: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор.15:17 ). Конечно, нет противоречия между кажущейся исключительностью двух утверждений, составляющих два полюса учения апостола Павла о Спасении. Христос умер, но проповедь о смерти Христа совершается в Духе Святом и в силе Божьей ( 1Кор.2:4 ), потому что любовь Божия открывается нам в том, что «Христос умер, когда мы были еще во грехе» ( Рим.5:8 ), Христос возлюбил нас «и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. (Сии гласом возопиют: оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею, возмятется вода морская). Кого постигнет проклятие Божие, а вместе с ним разорение и плен те голос возвысят, будут громко рыдать в отчаянии, не видя ни где для себя спасения (ст.4–6), как плачут при безвозвратной потери родителей и всего дорогого. А те, которые, по милости Божией, останутся на благословенной земле своих праотцов, столь же громко возрадуются с явлением «славы Божией», т.е. при открытии на земле суда Божия, при обнаружении правды Божией, при сокрушении нечестивой власти всемогуществом Господа Вседержителя, на Которого уповали эти «оставшиеся» благочестивые люди (ст.16,21–23; ср.гл.35:1–2). Тогда будут восклицать с моря. Приточный образ речи. Как при сильной буре на море возмущается вода, и воздымаются высочайшие волны; так и при откровении славного суда Божия над народами произойдет смятение, разрушение и опустошение не только на суше, но и на островах морских; и здесь, при всеобщем волнении, разрушится прежний порядок жизни (ст.15; ср.гл.19:1–2 и др., 23:5–6,11). 15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. (Сего ради слава Господня во островех будет морских, имя Господне прославлено будет). Откровение «Славы Господа» в дивных делах Его суда над народами будет и «на островах», в особенности на островах Средиземного моря, жители которых находились в близких взаимных отношениях с приморскими городами (Тир, Сидон и др.). И через это тем более прославится имя Господа на островах морских, что судьба этих островов, как и других стран, возвещается наперед через пророка от имени Господа, Бога Израилева, вслух всех народов, стран и островов, на пространстве всей вселенной (ст.1,21; ср.гл.41:1–2,5; 49:1,7–9 и мн.др.), так что, когда настанет время предопределенного суда и он совершится, то тем очевиднее будет великая слава имени Божия (гл.40:5–8; 41:20–29 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010