[Сириец Лебубна (или Лабубна, сир. Lbwbn; 3 в.), сын писца Апшадара и «канцлер Эдессы», описал деяния, совершенные в дни царей Абгара Укама осроенского (4–50 гг., с перерывом в 7–13 гг.) и Санатрука I (88 или 91–109/110), четвертого правителя Великой Армении из рода парфянских Аршакуни, и поместил свою запись в эдесский архив, где ее и увидел Мовсес Хоренаци, который относит этот труд к 1 в. (от него, отметим, идет рассказ о нерукотворенном образе Христа – «Спас Нерукотворный», – явившемся в результате просьбы эдесского царя Авгаря); Лебубне же приписывается апокрифическое «Учение Аддэ», повествующие о деяниях апостола Фаддея, где, в частности, говорится о проповеди последнего в Армении. См.: Лабубна. Письма Абгара Эдасского и Проповеди Святого Фадея; Свидетельства Святого Фадея. Иерусалим, 1868 (на арм. яз.); также: Абаза В. История Армении. СПб., 1888]. К 5 в. относится перевод «Шестодневов» Севериана Гавальского и Василия Кесарийского , в которых комментируется библейское сказание о сотворении мира. Наряду с толкованием библейского текста здесь содержится много сведений естественнонаучного характера (о мироздании, растениях и животных и др.). Примерно тогда же был переведен еще один труд по естествознанию – «Физиолог» (см. в прилож. к: Марр Н.Я. Сборник притч Вардана. Ч. 1–3. СПб., 1894–1899), составленный в Александрии во 2–3 вв. из материалов, почерпнутых у древних авторов. Конец каждой беседы «Физиолога» – нравоучительное толкование в виде басни. Очевидно, эта книга у средневекового армянского читателя была среди любимых: в рукописи «Физиолога», относящейся к 15–16 вв., добавлено много новых бесед, а некоторые существовавшие прежде переписаны в новой обработке. Среди переводной литературы особое место занимает сочинение Нонна (5 в.) «Толкования пяти речей Григория Богослова »: содержание труда большей частью относится к греческим мифам, но написан он не как мифология, а как толкование мифов и сказаний, встречающихся у Григория Богослова . Труд Нонна использовался богословами и, вместе с тем, давал сведения из древнегреческой мифологии, что делало его для армянских писателей ценнейшим источником по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...