Из книги «Огласительные беседы с крещаемыми». «Цель крещения»: Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.   — Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? — такой вопрос предлагается взрослым. — Для какой цели мы крестим детей? — такой вопрос предлагается восприемникам.   Редко можно услышать правильные ответы.   Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или «чтоб иметь: веру», и так далее.   Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» — «Чтоб быть в Ташкенте».   Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это — второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).   Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.   Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли!   Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23). Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).   Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21). «От юности восприял еси Христа в души твоей»   Диакон Серафим Чураков: — 7 октября 1955 года епископ Ермоген совершил пострижение в мантию протоирея Бориса Холчева. «Тебе,  — сказал владыка, обращаясь к отцу Борису,  — мы оставили прежнее имя. И вот по какой причине: когда мы постригаем юношу,  или в зрелых годах человека, или овдовевшего священнослужителя, для которого с принятием пострига начинается новая жизни во Христе, мы меняем ему имя. Тебе мы оставили твое прежнее имя, потому что сегодняшний день не кладет начало твоей новой жизни, не вносит существенных изменений в твою с юности посвященную Господу жизнь, а является лишь продолжением твоего служения Богу, лишь усугубляемого ныне иноческими подвигами».

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

Итак, вот что было целью моего сегодняшнего слова – чтобы вы не давали веры словам сектантов, как говорит святой Иоанн Евангелист: чада, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, ибо не все духи от Бога ( 1Ин. 4,1 ). Кто учит тебя не поклоняться святым иконам, или не слушать священника, или не ходить в храм, или не осенять себя Святым Крестом, или не почитать святых мощей, или не почитать воскресенье 74 , или станет учить тебя ещё чему-нибудь плохому – беги от такого, ибо он запечатлён антихристом. Молитва о мире То и дело слышишь, что кто-то голосует за мир, что собирают подписи за мир. Из радиоприёмников звучит: «Мы боремся за жизнь, за мир, за права человека», – и так далее. «Мы!» А как же мы боремся без Того, Кто создал небо и землю? Ты думаешь, если поставишь свою подпись за мир, то и будет мир? Да, Богу это угодно, эта мирная политика, но пусть это будет от души! Был я в Слатине настоятелем, это большой монастырь. Однажды приехали туда крупные инженеры-археологи, они были на своих машинах, и у них имелись эти радиоаппараты. И как раз в это время беседовал Патриарх России Алексий I, Царство ему Небесное, с кем-то, и говорили они только о мире. И инженеры те сказали: – Слышишь, батюшка, знай, теперь всё будет хорошо, раз и большие люди заговорили о мире! – Господин, да ты совсем ещё ребёнок! – А как же, батюшка, ведь они говорят во имя мира? – Слово «мир» – самое сильное политическое оружие. Но не когда мы говорим о мире, а когда молимся о мире, вот когда это угодно Богу. Ведь Богу приятно, что мы хотим мира. Ты видел, когда Он явился ученикам, что Он сказал? Мир вам ( Ин. 20, 19, 21 ). Он дважды сказал им это. Мир Мой даю вам, мир оставляю вам (ср.: Ин. 14, 27 ). Что значит двоякий мир? Чтобы человек был умиротворён, чтобы он был доволен. А затем, чтобы у него был мир с соседями. Чтобы у него не было обид на других. Эта политика мира угодна Богу, это хорошо, лишь бы мы молились Богу и были искренними. Чтобы мы говорили это от души! Слышишь, что говорит пророк Иеремия? Говорят: «мир! мир!», а мира нет (ср.: Иер. 6, 14 ). Также и пророк Иезекииль: они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира ( Иез. 13, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Каковое предание или философия получила начало не от Бога, но от слабого ума человеческого, и не ко Христу ведет, но отвлекает от Христа: почему и увещевает апостол остерегаться ее» 143 . 6. Касаясь изречения 144 св. ап. Павла: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, еже приясте, анафема да будет ( Гал. 1:8,9 ), св. отцы и писатели Церкви рассуждают: «Не удивляйся никто, что апостол с такою силою обуздывает жесткость нравов; ибо он негодует против врагов благочиния христианского, ревнуя о спасении галатов. Негодование это показывает, что возвращение к закону по принятии веры – немаловажный грех: ибо, утверждает он, проповеданное им у них благовестие столь твердо и истинно что если бы и сами они, т. е. апостолы, переменили мысли и стали проповедывать иное, не должно внимать им, несмотря на то, что молва о них, как апостолах Христовых, распространилась повсюду, или если бы диавол, преобразившись в ангела светла, чтобы обольстить их, явился с неба, проповедуя противное тому, то сего должно отвращаться 145 . Замечай благоразумие апостола! Чтобы кто не сказал, что он по тщеславию составляет свои собственные догматы, то он и себя самого подверг тому же проклятию. Поскольку (лжеучители, смущавшие галатов) опирались еще на достоинство Иакова и Иоанна, потому он упомянул об ангелах. Чтобы ты не указал мне, говорит, на Иакова и Иоанна, то я сказываю тебе, что хотя бы кто из первых ангелов с небеси стал повреждати проповедь евангельскую, анафема да будет... И не сказал: ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но ежели и маловажное что будут благовествовать противно тому, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-нибудь в проповеди, анафема да будут 146 . Чтобы охранить однажды преподанную веру, недостаточно было для него упомянуть о естестве человеческого свойства, если бы не обнял он и ангельского превосходства! Аще мы, говорит, или ангел с небесе. Не то значит это, будто святые и небесные ангелы могут погрешать; но вот что говорит он сим: если бы случилось даже невозможное, – кто бы ни был тот, кто покусится изменить однажды преданную веру, анафема да будет, да будет т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Кроме этих, более общих долгов или обязанностей, особенные ещё обязанности имеет вдова, призреваемая Церковью; другие обязанности имеет диакон; опять иные – пресвитеры; и особенно тяжёлая обязанность лежит на епископе, за пренебрежение которой Спаситель взыщет с него именем всей Церкви. Наконец, апостол упоминает об обязанностях, общих мужу и жене, говоря: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу ( 1Кор.7:3 ). Он прибавляет также: «Не уклоняйтесь друг от друга» ( 1Кор.7:5 ). И к чему перечислять, как много лежит на нас обязанностей соответственно нашему призванию и состоянию, потому что читатели этого сочинения из сказанного прочее могут вывести ведь и сами. Этих обязанностей мы или не исполняем и остаемся тогда связанными от них, или мы их исполняем и тогда от них свободны. Конечно, в этой жизни невозможно на каждый час дня и ночи не иметь какой-либо обязанности. Но, обязанным, нам можно или исполнять свои обязанности, или пренебрегать ими; можно их исполнять в жизни, но можно их и не соблюдать, потому есть много людей, которые никому и ничем не обязаны; есть много людей, исполняющих большую часть своих обязанностей и остающихся обязанными лишь за немногое; многие уплачивают лишь немногое, а за большую часть остаются должными; может быть, есть и такие, которые ничего не платят, но за всё остаются должными. А кто все исполняет так, что он никому и ничего не остаётся должным, тот получает возможность к этому, конечно, лишь со временем и оттого нуждается в прощении ему ранних долгов; все же это прощение может он наверное получить, если он с определённого времени старался так жить, что из своих обязанностей ни одной не оставлял без исполнения и не имел никаких в этом направлении долгов. Законопреступные же действия, напротив, пишутся в душе и, таким образом, становятся тем вопиющим против нас рукописанием ( Кол.2:14 ), по которому мы, как бы по книге какой, так сказать, собственноручно нами написанной, будем судимы и которая потом объявлена будет, когда все мы явимся пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ; Рим.14:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Кто отлучит нас от любви Бóжией: скорбь, или теснотá, или гонéние, или гóлод, или наготá, или опáсность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считáют нас за овéц, обречённых на заклáние». Но всё сиé преодолевáем силою Возлюбившего нас. Ибо я увéрен, что ни смерть, ни жизнь, ни áнгелы, ни начáла, ни силы, ни настоящее, ни бýдущее, ни высотá, ни глубинá, ни другáя какáя тварь не мóжет отлучить нас от любви Бóжией во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем. ( Рим 8: 31–39 ) Аллилуиа: 1 . Яко Царь уповáет на Гóспода и милостию Вышняго не подвижится. 2 . Вознесися, Гóсподи, силою Твоéю, воспоéм и поéм силы Твоя. Преподобного Сергия Радонежского 5/18 июля Прокимен, апóстол и аллилуарий=25 сентября/8 октября Равноапостольного великого князя Владимира 15/28 июля Прокимен, глас 3: Пóйте Бóгу нáшему, пóйте,/пóйте Царéви нáшему, пóйте. Стих: Вси языцы восплещите рукáми, воскликните Бóгу глáсом рáдования. К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Возвещáю вам, что Евáнгелие, котóрое я благовествовáл, не есть человéческое, ибо и я принял егó и научился не от человéка, но через откровéние Иисýса Христá. Вы слышали о моём прéжнем óбразе жизни в иудéйстве, что я жестóко гнал Цéрковь Бóжию, и опустошáл её, и преуспевáл в иудéйстве бóлее мнóгих свéрстников в рóде моём, бýдучи неумéренным ревнителем отéческих моих предáний. Когдá же Бог, избрáвший меня от утрóбы мáтери моéй и призвáвший благодáтью Своéю, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтóбы я благовествовáл Егó язычникам, – я не стал тогдá же совéтоваться с плóтью и крóвью, и не пошёл в Иерусалим к предшéствовавшим мне апóстолам, а пошёл в Арáвию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петрóм и прóбыл у него дней пятнáдцать. Другóго же из апóстолов я не видел никогó, кроме Иáкова, брáта Госпóдня. ( Гал 1:11–19 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Евáнгелие, котóрое я возвестил вам, – не вымысел человéческий. Ведь и меня научил ему не человéк, и принял я егó не от какóго-то человéка, но через откровéние Иисýса Христá.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Любить ближнего, как себя самого, — значит молиться за живых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов, как за себя, и желать им добра, спасения души, как самому себе. Этому и учит нас Святая Церковь в своих ежедневных молитвах. Любить ближнего, как себя, — значит еще любить без всякого лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все — равно Божий, все созданы по образу Божию, все дети единого Небесного Отца. Итак, постараемся уразуметь и исполнять эти две главные заповеди закона Божия и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог нам достичь этого, чтобы унаследовать благодатью Христа Бога жизнь вечную. Аминь. В двадцать шестую Неделю по Пятидесятнице Притча о безумном богаче Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос не один раз завещал в Своей божественной проповеди и говорил нам о том, чтобы не отдавали своего сердца земле. По Его святой заповеди, мы должны искать прежде всего Царствия Божия и правды Его с верой в то, что все остальное, необходимое для земной жизни, дано будет нам. Господь нас учит тому, чтобы мы не собирали себе сокровища на земле, но собирали небесное сокровище неоскудевающее, которое с нами уйдет в жизнь будущего века, где его, как сказал Спаситель, ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Это то самое вечное, духовное сокровище, какое христианин, идущий за Господом, собирает в своем верующем сердце. В пояснение этой Своей истины Господь Иисус Христос сказал притчу о безумном богаче. У одного богача уродился хороший урожай, и он волновался, куда собрать выращенные плоды. И решил: разберу старые житницы, построю новые, большие, заполню их плодами земли и скажу своей душе: «Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Так этот богач, о котором говорит Спаситель, сразу встает на путь, погибельный для своей души. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Сказав эту притчу, Спаситель заключил ее словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Сарацин же говорит: «Кто вылепляет младенцев в женских утробах?» – Ибо сарацины ставят перед нами эту задачу как труднейшую, желая доказать, что Бог виновник зла. Ведь если я в ответ говорю, что Бог вылепляет младенцев в утробах женщин, то сарацин скажет: «Вот, Бог пособник блуднику и прелюбодею». На это христианин отвечает: «Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха ( Быт. 5:3–18 ). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и рождается – ибо сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы ( Быт. 1:11 ), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в себе семенную силу. Семя же всякого растения и травы одушевлено, и снова попадая на землю, само собой или высеваемое другим, оно всходит, не создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию. Вот и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых вещах, куда бы ни сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в чужой, семя всходит и становится послушным первому повелению Божию, а не так, что Он каждый день создает и делает, потому что в первую седмицу сотворил Бог небо и землю, и весь мир в шесть дней, и в седьмой день почил от всех дел Своих (Быт. 2сл.), как и Писание мне свидетельствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Так и Бог Отец (надмирный Ум) открывается нам посредством Слова, то есть Сына Своего. Вот что говорится в Евангелии от Иоанна: В начале было Слово (в начале – значит еще до бытия мира, то есть всегда), и Слово было у Бога, потому что Слово и Отец одна Сущность, и Слово было Бог. Значит, Сын Божий – Слово, есть Бог и равночестен Отцу. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Uh. I, 1–3 ). Значит, согласно Евангелию, все, что только существует на свете, что имеет начало своему бытию, получило начало от Сына-Слова. Он Творец всего сущего. Только Один Бог безначален, несотворен. Отец безначален, Сын безначален, Святой Дух безначален, но не три безначальных, а Один безначальный. Творение мира невидимого Мир мы разделяем на видимый и невидимый, или, более понятно для нас, на духовный и материальный. Среди нашего материального мира много невидимого. Невидим воздух, невидим звук, невидим магнетизм, электрический заряд и так далее. Среди так называемых электромагнитных волн лишь очень небольшая часть принадлежит видимому спектру. Но вот, например, ультрафиолетовые лучи невидимы, а обнаружить их можем на фотобумаге, которую они чернят. Невидимы радиоволны, а улавливаются приемником. Невидимы рентгеновские лучи, но на флуоресцирующем экране они обнаруживаются. Все вышеперечисленное обнаруживается и познается физическими или химическими средствами и относится нами к миру видимому. Но, кроме него, есть иной мир, мир невидимый. Его Господь Бог создал прежде видимого мира. Это мир духов, или мир Ангелов. Человек никакими физическими средствами, никаким способом принципиально не может обнаружить существование духа. Но тем не менее духи существуют, и они могут быть даже видимы человеком в том или ином виде по особому Божиему Промышлению, иногда и по воле этих духов, если Бог разрешит им явиться. Но и будучи невидимыми, они воздействуют на человека, наводя на него те или иные мысли, которые человек может принять или отвергнуть. Природа духов называется простой, а природа человека и животных – сложной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Такая «отчаянная» молитва, несомненно, есть дар свыше. Она ставит человека на грань между временем и вечностью. Время – словно забыто, стало где-то позади, и взор духа всецело направлен к вечности. Такое передвижение нашего духа к последним граням времени в молитве открывает наш ум к уразумению многих выражений Священного Писания, которые до того казались парадоксальными. Вот некоторые примеры: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ); «искуплены вы... кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Пет.1:18–20 ); «описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ); «Он избрал нас прежде сложения мира» ( Еф.1:4 ); «мы познали Сущего от начала» ( 1Ин.2:13 ); «и клялся Живущим во веки веков, что времени больше не будет» ( Откр.10:6 ). Какой смысл этих выражений: «последние времена» или «последние века»? Или в Литургии Иоанна Златоустог о: «Царство Твое даровал еси будущее», 128 или в Литургии Василия Великого : «Видехом воскресения Твоего образ, исполнихомся бссконечныя Твотя жизни»? 129 Апостолы, в силу непосредственного общения с Божественной Ипостасью Логоса, пребывая еще на земле, духом пребывали и в вечности. Для них, как и для всякого иного человека, опытом познавшего подобное состояние, время века приходит к концу. Именно отсюда у них эти «странные глаголы» (сравни Ин.6:60 ). Их восприятие времени отлично от представлений о времени Ньютона или Эйнштейна, или философов и гностиков различных типов. Время для них становится подобным некоему «месту», в котором возможны передвижения, на гранях которого возможна первая встреча с Безначальным. Мы видим, что некоторым из людей было дано «увидеть Царствие Божие пришедшее в силе, прежде, чем они вкусили смерть» (ср. Мк.9:1 ). Таковым свойственно особое восприятие времени и мира вообще. Пути Господни таковы: сначала Он ищет человека, открывает ему свое «Лицо», вовлекает его в Свою вечность, делает это без насилия над человеком, после сего Он снова может «возвратить» его в рамки времени. Кажется, нет иного смысла в этом возвращении, как предоставление ему возможности явить в акте земной жизни данное ему познание о Сущем, быть свидетелем Его любви к людям. Сам же тот человек переживает свое возвращение как «удаление от Господа» (ср. 2Кор.5:6 ), как отнятие благодати или оставление, и томится тогда он под бременем тленного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

164. Епископу Иоанну Не относись спокойно и бесчувственно к случившемуся с тобой. Потому что по твоему нерадению пришло на душу твою нашествие царя египетского, и: взял, сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял, Давид от рабов Адраазара] ( 3Цар. 14:26 ). Однако тебе самому приятно то, о чём надлежало стенать и плакать. 165. Схоластику Феофану Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих ( Мф. 5:29 ), подобно этому сказал и Моисей об отвлекающих от Господа Бога: Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг, который для тебя как душа твоя, говоря: «пойдем будем служить богам иным» ( Втор. 13:6 ), также не велит щадить их. 166. Монаху Проклу Ты говоришь, что безмерно печалишься и сетуешь из-за того, что не имеешь богатства, которое мог бы раздавать каждому нуждающемуся. А я тебе говорю, что заповедь не того требует от неимущего. У тебя в душе есть имущество, которое ты можешь расточить и выбросить. Это раздражительность, упорство, зависть, прекословие, тщеславие, многословие, жестокость, лицемерие, любопытство, непокорность. 167. Монаху Кириллу Сказано: Истомилась душа моя, желая во дворы Господни ( Пс. 83:3 ). Под Божиими дворами Писание понимает добродетели и поступки, в которых водворяется Божие Слово и последующие Слову. 168. Архимандриту Фирсу Не должно позволять свободного общения юным, даже при обходительном и уважительном общении, чтобы не напал на нас враг. Подобное Сирах говорит о дочери, советуя беречь её под крепкой стражей и не обращать к ней ласкового лица, чтобы она не опозорила дом. Прими это как указание и правило о всяком юном, допущенном в ваше братство. 169. Диакону Македонию Демоны, намереваясь побороть и довести до падения некоторых подвижников (см. Иов. 9:5 ), не знают, что сами будут побеждены терпением и упованием подвижников. 170. Ему же Сказано: и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! Нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев. 13:45–46 ). То есть иные нерассудительно дозволяют обуреваемым многими страстями, осквернённым многими пороками преподавать духовные истины. Но Божественный закон закрывает уста, исполненные зловония, пока не обратится такой человек и не очистит себя трудами, жестокими подвигами, потоками слёз, уничижением. Пока не умилосердится над ним Владыка всяческих Христос и не скажет: открой уста твои, и Я наполню их ( Пс. 80:11 ), наполню не бесчестьем и мерзостью, но благоуханием благодати, на пользу тебе самому и тем, которые будут оглашены. 171. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010