Глава 6. 119 Организация архиепископии св. Мефодия. Всемирно-историческое значение кирилло-мефодиевского вопроса Путешествие славянских проповедников в Риме и завязавшиеся вместе с этим непосредственные отношения их с Римским епископом сопровождались весьма важными последствиями столько же в личной судьбе их, сколько в истории просвещенных ими христианством народов. Несмотря на усиленные старания исследователей выяснить побуждения, заставившие свв. братьев идти в Рим, или обеспечить основание приглашения их в Рим со стороны папы Николая I, все же этот вопрос в биографии солунских братьев остается и, вероятно, останется неясным. Если и принять как несомненное то, что сообщается в паннонских житьях и в Итальянской легенде, именно, что им было приглашение или приказание явиться в Рим, то нельзя было бы понять, почему же в Риме желали их видеть «как ангелов Божиих». Многое, конечно, объясняется в приеме, оказанном Константину и Мефодию, тем обстоятельством, что они пришли в Рим с мощами св. Климентия, папы Римского, обретенными ими в Херсоне. Отсюда и торжественная встреча за стенами города, которая, однако, должна быть понимаема как религиозная процессия, отсюда их и ласковый прием виновникам большого церковного торжества. Никак не следует забывать, что и в дальнейшем почет и внимание в Риме славянским просветителям объясняется не столько их великими заслугами в деле миссии между славянами, сколько тем, что благодаря их благочестию и святости Римская Церковь имела счастие возвратить себе мощи св. Климентия 120 . Но Константин и Мефодий имели ожидать в Риме решения вопроса по делу их проповеди в Моравии. Следует показать, что и самое приглашение их в Рим вызвано было именно как самой их проповедью, так и исключительными условиями, с которыми соединена была проповедь: они читали Евангелие и другие священные книги на славянском языке и совершали богослужение на народном языке новообращенных. [Несмотря на новшества, допущенные проповедниками, которые в Римской Церкви вообще не считались принятыми, папа Адриан II не поставил никаких затруднений ни по отношению к переводу Священного Писания на славянский язык, ни по вопросу о совершении литургий на народном языке славян: согласие и одобрение выражено в такой торжественной форме, какая должна была заставить замолкнуть всех недоброжелателей к делу славянских проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Закрыть itemscope itemtype="" > Попытки восстановления Патриаршества в 1935-1937 годы: малоизвестные страницы истории 14.07.2007 549 Время на чтение 6 минут Предлагаем вниманию читателей сокращенный вариант доклада заместителя заведующего отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета иерея Александра Мазырина. В современной церковно-исторической литературе довольно много внимания уделяется тайным выборам Патриарха в 1926 году. Однако до сих пор практически ничего не было известно о том, что попытки восстановить в Русской Православной Церкви Патриаршество предпринимались и в 1935- 1937 годы. В мае 1935 года был ликвидирован Временный Патриарший Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском, † 1944). Конечно, упразднение Синода не означало автоматической ликвидации церковного центра как такового. В связи с этим представляют интерес показания викария митрополита Сергия епископа Волоколамского Иоанна (Широкова, † 1937), данные им на следствии 3 июня 1937 года. Ему был задан вопрос о " нелегальном центре, возглавляемом митрополитом Сергием " . Согласно протоколу, ответ звучал так: " В этот центр входят: ленинг радский митрополит Алексей Симанский, киевский митрополит Константин Дьяков, архиепископ Питирим Крылов, митрополит Серафим Чичагов, епископ Сергей Воскресенский и я - Широков. Участниками центра были также ныне отбывающие наказание митрополит Серафим Александров и архиепископ Сергей Гришин... Указанный мною нелегальный центр сложился по инициативе митрополита Сергия Страгородского вскоре после ликвидации синода, причем эта ликвидация, как говорил мне Страгородский, была осуществлена по указанию НКВД. В задачу центра входили вопросы, направленные к укреплению православной церкви и к сплочению вокруг нее верующих масс... Свои функции нелегальный центр осуществлял в известной степени явочным порядком, так как значительная часть [членов] центра проживала вне Москвы . Под разными предлогами члены центра приезжали в Москву поодиночке или по нескольку человек и здесь высказывали свое мнение по тем или иным вопросам " 1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Марк Шишкин Скачать epub pdf «Человек создан для счастья, и только победами каждодневными может он достигать радости и такого состояния, которое несет всем и ему свет…» Сказавший эти слова, научился побеждать грех , и хотя его внутренний подвиг был невидим другим, все видели Свет Христов переполнявший его и обильно изливавшийся на каждого. Добрая память о нем оставалась везде, где он служил Богу и народу Божьему. Поэтому тысячи православных в русском зарубежном рассеянии и в России поминают в своих молитвах приснопамятного Владыку Сергия епископа Пражского, архиепископа Казанского и Чистопольского. Аркадий Дмитриевич Королев – будущий Владыка Сергий – родился 18 января 1881 года в Москве на Большой Пресне в купеческой семье. Ему едва исполнилось три месяца, когда умер его отец и все заботы о воспитании восьми детей легли на плечи его матери Марии Алексеевны. Детство Аркадия прошло в Москве, а затем семейство Королевых поселилось в усадьбе близ села Обольяново Дмитровского уезда. В Обольянове Аркадий посещал школу и церковь , где, по его словам, служил «прекрасный священник и причт» и совершалось благолепное богослужение. Тогда он мечтал прислуживать при алтаре, как прислуживали в Обольянове и по всей России дети священнослужителей. Но сложись обстоятельства по иному, мечты отрока Аркадия, при сословном строе, остались бы только мечтами. По окончании обольяновской школы Аркадий должен был поступить в гимназию или другое ближайшее учебное заведение. Таковым оказалось Дмитровское Духовное Училище, и, хотя его семья не принадлежала к духовному сословию, социальные границы пришлось перешагнуть. Исправно отучившись в училище, купеческий сын в 1896 году поступил в Вифанскую Семинарию близ Троице-Сергиевой Лавры. Учеба в духовных школах усилила религиозное настроение Аркадия (Королева). Его любимой книгой сделался «Путь ко спасению» Свт. Феофана Затворника и мы можем только догадываться, как прибегал он к советам старца-святителя во время искушений, как его юная душа окрылялась в минуты радостных побед. Это обстоятельство весьма примечательно, потому как для множества молодых людей «духовного звания» учеба в семинарии или даже в академии становилась временем разочарования и безверия. Что греха таить, карьеризм и самодурство наставников, богословие, пропитанное западным рационализмом и простая бытовая неустроенность не добро влияли на нравственное состояние учащихся. Те же занятия по Св. Писанию и Каноническому Праву, на которые ходил Аркадий Королев, посещали и будущие разночинцы-нигилисты во главе с Чернышевским, и позднейшие революционеры-бомбометатели, и, страшно сказать…, «сам» «отец народов». Но, видимо, они читали другие книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕПИСКОП [греч. ρχιεπσκοπος, лат. archiepiscopus - главный епископ], сан, или титул, епископов. В РПЦ ниже сана митрополита. В нек-рых др. Церквах этот сан выше сана митрополита и усваивается Предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. В лит-ре первые упоминания титула А. выявляются с сер. IV в. Еп. Мелитий Ликопольский называет свт. Александра Александрийского А. ( Athanas. Alex. Apol. secund. 71). Сам Мелитий титулуется А. у Епифания Кипрского (Adv. haer. 68. 1). Ок. 383 г. священники Фаустин и Марцеллин в письме к императорам Валентиниану II и Феодосию I Великому титулуют папу Дамаса I А. (PL. 13. Col. 98). В V в. употребление титула А. становится более частым. В документах Всел. III Собора (431) папа Римский св. Целестин I (Деяние 1-е и др.), еп. Кирилл Александрийский (Деяние 5-е) именуются А. В Деяниях отступнического собрания, происходившего параллельно III Всел. Собору, А. назван Иоанн I , еп. Антиохийский, председательствовавший на этом собрании (ДВС. Т. 1. С. 283, 284, 286, 344). В обвинении против еп. Эдесского Ивы , разбиравшемся Антиохийским Собором 447/48 г., епископы К-польский Флавиан и Антиохийский Домн II именуются А. ( Mansi. VII. Col. 220), они титулуются А. и в актах Собора в Берите (Ibid. Col. 212, 213, 231). Титул А. встречается в документах К-польских Соборов против евтихиан (Ibid. VI. Col. 652 sq., 769 sq.; ср.: IV Всел. Деяние 1-е). Ок. 450 г. Созомен именует А. сщмч. Симеона , еп. Ктесифона и Селевкии (Hist. eccl. II 9). В Деяниях Халкид. Собора (451) для титулования архиереев, возглавлявших церковные великие области, почти во всех случаях употребляется «А.»: папа св. Лев I Великий именуется А. (см., напр., Отд. I, а также Деяние 4-е//ДВС. Т. 3. С. 13-14, 24-25), еп. Александрийский Диоскор I в Послании архимандритов Собору титулуется А. (Там же. С. 29), так же именуются епископы К-польский Анатолий и Антиохийский Максим (Деяния 5-е и 6-е).

http://pravenc.ru/text/76484.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Базилика св. Тита в Гортине (Крит). VI или нач. VII в. Высшей адм. властью является епархиальный Синод критских епископов. При Синоде образованы комиссии: по делам клира и богослужению, монастырская, по борьбе с ересями, церковного образования, по делам молодежи, по биоэтике и проблемам совр. общества, по изданию офиц. печатного органа КПЦ - ж. «Апостол Тит», по религ. туризму, по европ. программам, по вопросам благотворительности, внешнего миссионерства, служебный совет проповедников, центральный инспекционный совет учреждений по управлению монастырской собственностью и издательский отдел. Действуют синодальные суды и неправительственная органиция КПЦ «Филоксения». Церковные учебные заведения: Высшая ДА Ираклио и Православная академия Крита. О христианстве на Крите стало известно благодаря евреям-критянам, находившимся в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и ставшими свидетелями схождения Св. Духа на апостолов (Деян 2. 11). Ок. 64 г. на Крите сделал остановку корабль, на к-ром ап. Павла везли на суд в Рим (Деян 27. 7 - 12). Распространение христианства на Крите продолжил его ученик ап. Тит . Согласно агиографическим источникам, он происходил с этого острова и был родственником рим. наместника Крита. В Послании к Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). Тит стал 1-м епископом на острове. Главным городом Крита в то время была Гортина , она же стала центром Критской Церкви. В VI или в нач. VII в. во имя ап. Тита здесь была построена величественная базилика. Со II в. упоминается подчиненная Гортине Кносская епископия. Число критских епископий колебалось в первые века христианства от 12 до 20, возглавлял кафедру Гортины архиепископ. Во время гонений христиан на Крите в правление рим. имп. Деция, в 251 г., пострадали 10 чел., скорее всего в нач. IV в. еще 12 чел. (см. статьи Критские мученики ), а также известно о мученической кончине сщмч. Кирилла Гортинского (ок. 304) и др. Хотя агиографические тексты именуют Кирилла архиепископом, этот сан епископы Гортины, видимо, получили позднее. Н. Томадакис отмечает, что в источниках ранневизантийского периода еще не сформировалась постоянная титулатура предстоятеля Критской Церкви («епископ Гортинский», «архиепископ Гортинский», «митрополит Критский» и т. д.) и что окончательно она установилась только в годы правления свт. Андрея Критского ( Τωμαδκης. 1987/1989. Σ. 5, 9).

http://pravenc.ru/text/2462011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН [греч. ημτριος Χωματηνς, Χωματιανς] († после 1236, Охрид?), архиеп. Охридский (с 1216/17), визант. ученый, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства. Место и время рождения Д. Х. не установлены. По одной из версий, он или его предки происходили из г. Хома в обл. Фригия (М. Азия), откуда его прозвище (Хоматиан или Хоматин); по другой - он род. в К-поле, где получил юридическое образование и начал церковную карьеру, достигнув должности апокрисиария автокефальной Охридской архиепископии , а после 1200 г. стал хартофилаксом этой архиепископии. В 1216/17 г. Д. Х. по рекомендации своего друга митр. Навпактского Иоанна Апокавка и при поддержке правителя Эпира Феодора Ангела Комнина Дуки был избран на архиепископскую кафедру Охрида. В тот период, после образования Второго Болгарского царства (1186), нек-рые епархии Охридской архиепископии были переведены болгарами под юрисдикцию Тырновского архиепископа, греч. архиереи были заменены болгарскими. Когда в 1215 г. войска Феодора Эпирского заняли эти территории, встал вопрос о возвращении изгнанных греч. архиереев. Д. Х. предложил удалить болг. епископат как незаконно занимающий чужие кафедры, но рукоположенных им священников и диаконов оставить на местах их служения с наложением на них епитимии. В 1219 г. с согласия пребывавшего в Никее патриарха Мануила I Сарантина и его синода Сербская Церковь получила автокефального архиепископа, независимого от Охрида. Д. Х. не признал каноничность этого решения и в письме к св. Савве Сербскому (1220) писал, что самопровозглашенная власть в Никее нелегитимна и не имеет канонического права изменять границы епархий. При поддержке Феодора Ангела Д. Х. проводил политику достижения полной самостоятельности Охридской кафедры, ссылаясь на отсутствие общепризнанного патриарха и императора после захвата К-поля крестоносцами (1204) и указывая на привилегии существовавшей в VI в. архиепископии Первой Юстинианы.

http://pravenc.ru/text/178183.html

Митрополит Лимассольский Афанасий — Почему предстоящий визит на наш остров Папы Римского Бенедикта XVI вызвал такие смущения и скандалы в Кипрской Церкви? — Я считаю, что визит Папы на Кипр приведет к ряду проблем, смутив совесть многих благочестивых христиан. Было бы лучше, если бы он не приезжал, потому что я считаю, что это в любом случае не будет полезно для нас, учитывая, что я вообще не видел каких-либо положительных вмешательств Ватикана относительно наших национальных проблем. Достаточно тех беспорядков, которые уже вызвал его предстоящий визит, и которые совсем не то, что нам сейчас нужно. — Разве мы чего-то опасаемся? — Я не говорю, что мы находимся в опасности из-за визита папы Римского, или что мы таким образом предадим нашу веру или что Православная Церковь будет покорена. Но это даст повод разным раскольникам-старостильникам обвинять нас в уступках, в отходе от основ Православия, и в целом ряде претензий, которые уже озвучены многими людьми. Конечно, Папа был приглашен президентом и архиепископ дал согласие. — Обсуждали ли вы это на Священном Синоде? — На последнем Синоде был поднят вопрос о нашем присутствии на официальных событиях, связанных с визитом папы. Я отказался участвовать в них, и сказал, что мы ничего не знали об этом. Мы узнали о приезде Папы из газет. — А это разве в порядке вещей — узнавать епископам новости такого рода только из газет? — Архиепископ Кипрский превысил свои полномочия, и мы определённо не хотим, чтобы он вмешивался в наши дела. И я сохраняю свое личное право сказать, что не знал о готовящемся визите Папы, и что если бы меня заранее спросили о нём, то я бы сказал " нет " , потому что это вызовет соблазн в душах благочестивых православных христиан, как мы уже и видим. — Но разве не должно быть некоторой связи между Православной Церковью и Католической? Мы ведь живем в ΧΧΙ веке, и состоим в Евросоюзе. — Мы можем вести диалог с любым человеком, тем более с инославными и иноверцами. Но одно дело вести диалог, и другое, — принимать Папу Римского как канонического епископа, тогда как он для нас, православных, является еретиком, пребывающим вне Церкви, и, следовательно, даже не епископом.

http://pravoslavie.ru/46142.html

Н.М. Иващенко После покойного Могилевского архиепископа Евсевия (Орлинского) осталась не лишенная некоторой доли интереса рукопись. Происхождение ее относится ко времени начала служения преосвященного Евсевия в сане епископа. Рукопись эта – дневник преосвященного Евсевия, веденный последним собственноручно и с большою тщательностью, начиная с 1-го апреля 1851 г. по 6-е декабря 1878 г. 1 Дневник преосвященного: Евсевия не отличается особенным богатством и разнообразием своего содержания. Преосвященный Евсевий делал в нем свои заметки почти исключительно о тех церковных службах, в которых он принимал непосредственное участие, а также о произнесенных им, как за упомянутыми службами, так и по другим случаям, словах, беседах и поучениях. Иначе говоря, дневник преосвященного Евсевия это – хронологический указатель церковных служб, в которых участвовал он сам лично, и произнесенных им слов, бесед и поучений. Все заметки дневника отличаются необыкновенной краткостью и лаконизмом. Некоторые состоят всего лишь из нескольких слов, как напр.: «литургия и поучение», «литургия и слово», «канон и поучение», «всенощное», «молебен» и. т. п. На ряду с указанными заметками вн дневнике преосвященного Евсевия встречаются изредка и другие, касающиеся главным образом тех или других случаев из его жизни и служения церкви, как напр.: перевода его из одной епархии в другую, вызова в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, награждения его знаками отличия, посещения им епархий, хиротоний, приезда к нему других архипастырей и др. При всей своей краткости некоторые из заметок преосвященного Евсевия очень характерны и для биографа его нередко могут служить весьма ценным указанием при освещении того или иного события из жизни и деятельности покойного Могилевского архипастыря. Такова, напр., заметка преосвященного Евсевия о прибытии его в город Могилёв по назначении его на Могилевскую архиерейскую кафедру. «1861 г. Генваря 30. – В г. Могилеве – в кафедр. Соборе – при встрече меня Ректор Семинарии Архим. Павел произнес речь. – Литургия. Слово на слова Ап. Петра: Блогодать вам и мир да умножатся ( 1Петр.1:2 ). Блогодарственный молебен по случаю блогополучного моего прибытия из Иркутска сюда, с возглашением многолетия Высочайшей фамилии. – Народа в церкви было довольно, но немного.» 2 Последния слова указывают очевидно на характер того приема, который был оказан преосвященному Евсевию в Могилеве. Прием этот не отличался по-видимому особенной сердечностью, а скорее был сдержанным и даже холодным. Какой разительный контраст представляет собою эта первая встреча преосвященного Евсевия в Могилеве с последними проводами его в том же Могилеве к месту вечного упокоения! Если встретить своего архипастыря немного нашлось желающих, то отдать ему последний свой долг явилось, по словам очевидцев, несколько тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Семь проповедей синодального члена митрополита Литовского и Виленского Иосифа, говоренные при важнейших случаях служения, и о греко-унитской церкви в Западном крае России Источник Предисловия I Пятидесятилетие воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью будит много воспоминаний об этом важном русском, православном событии и вызывает многих русских делиться с другими своими знаниями и трудами по разъяснению его. Приготовляются к изданию и отчасти уже изданы письменные памятники этого события, исследования, статьи. В них раскрывается та историческая правда, которая вопреки всем расчетам и ожиданиям врагов Православия и русской народности, завершила успехом и в 1839 г. многовековые страдания русского народа Западной России, всегда стремившегося быть едино со всем русским народом, в едином русском государстве. Поведали нам эту правду в своих записках главнейшие двигатели этого великого дела: приснопамятный бывший митрополит Литовский и Виленский Иосиф Семашко , бывший архиепископ Полоцкий и Витебский Василий Лужинский и бывший архиепископ Минский и Бобруйский Антоний Зубко. Собственные рассказы этих лиц о воссоединении, сопровождаемые, как, например, записки митрополита Иосифа, многочисленными письменными памятниками, или могущие быть проверенными этими и другими памятниками, как записки Василия и воспоминания Антония, имеют великое значение. Это – открытое, торжественное пред лицом всего русского мира свидетельство ближайших очевидцев и деятелей по воссоединению униатов. К сожалению, не всем доступны даже важнейшие из этих записок – митрополита Иосифа – по своей обширности и дорогой цене. Они, как и предпринимаемые ученые издания памятников, могут быть достоянием лишь немногих. Чтобы доставить возможность большему числу читателей ознакомиться хотя с главнейшими мыслями самых выдающихся двигателей воссоединения униатов, в настоящем издании переиздаются «Семь проповедей или слов митрополита Иосифа» и «Воспоминания архиепископа Антония», а также почти все письмо его к одному знакомому римско-католическому священнику и краткое исповедание истины Православия, данное митрополиту Иосифу перед рукоположением автора в сан епископа в 1834 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010