Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Продолжение Евангелия о Милосердном Самарянине 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери «Одигитрия» Слово в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия» («Смоленская») Праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») показывает, как действует благодать заступничества Божией Матери в душе человеческой и в истории. Мы знаем о чудесной помощи через этот образ Богородицы нашему Отечеству. Он так и называется Смоленским. Но на самом деле Ее участие в человеческих судьбах гораздо шире, потому что касается всех людей. Спасения каждого из нас. В Богородичные праздники за литургией, как правило, читается Евангелие о Марфе и Марии. Обращали ли мы когда-нибудь внимание, что этот драгоценный для нас рассказ следует сразу же после повествования о Милосердном Самарянине, являясь как бы непосредственным его продолжением? Евангелие о посещении Господом дома Марфы и Марии начинается словами: «В продолжении пути их». Христос идет Своим путем, который ведет в Иерусалим, то есть к Его Пасхе. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, — сказано ранее в Евангелии, — Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 51—55). Господь идет дорогой, которая ведет ко всем людям. А теперь Он приходит к двум женщинам, двум сестрам Марфе и Марии. Заметим также, что Он приходит, чтобы дать нам возможность осмыслить то, что совершает самарянин, именуемый милосердным. Этот человек имел дерзновение назвать ближним своим иудея, умирающего на пути в Иерихон. Он взял на себя заботу о нем, он спас его от смерти. Все предыдущее повествование помогает нам увидеть в этом самарянине образ Христа. Через него Христос раскрывает Свой замысел, Свое служение: Он должен стать Ближним для всех людей, чтобы не дать им умереть. Как хочет Он осуществить это? Гостеприимство, забота, труд, проявленные самарянином, дают ответ на этот вопрос.

http://moral.ru/odigitria-icon/

Слово в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость (с грошиками) " И Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35). Эти слова, сказанные некогда святым пра­ведным Симеоном Богоматери, сами собою приходят на память в нынешний праздник Божией Матери, всех скорбящих Радости, по­буждая нас, братие и сестры, вспомнить, как Она сделалась Радостью всех скорбящих. Не радоваться только суждено было Ей о Том, пришествию Кото­рого, даже «издали видя, пророки и праведники радовались» (Евр. 11, 13; Ин. 8, 56), но и терпеть великую скорбь ради Божественного Сына Своего. Еще когда Она носила Его во чреве, Она не могла не му­читься в душе Своей от подозрений Иосифа, нареченного Ее мужа, доколе не открыта была ему тайна бессеменного зачатия Сына Божия. Затем   в первые же дни земной жизни   Ее Сына, будущего Изба­вителя Израиля, Она должна была бежать с Ним в Египет, прежнюю страну рабства Израиля. Когда Она принесла Его во храм, то святой Симеон сказал Ей о судьбе Божественного Младенца: Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо; и Те­бе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец по­мышления (Лк. 2, 34-35). И действительно, вся последующая земная жизнь Ее Сына была для Нее исполнена скорби, которая как бы ору­жием пронзала душу Ее. Так, она видела презрение, насмешки, хулы, гонения, воздвигаемые на Ее Божественного Сына, видела, как неоднократно пытались иудеи убить Его и как Он Сам не хотел прибегать к какой-либо человеческой защите. Когда, например, однажды Она, побуждаемая опасениями Своего материнского сердца, пришла с братьями Иисусовыми по плоти, «желая говорить» с Ним, то Он, ука­зав на слушавших Его слово, сказал: Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 46-50). Истинное же училище скорби было для Нее в то время, когда Сын Ее распятый висел на Кресте, осмеиваемый первосвященниками, книжниками и народом, оставленный самими избранными Им учениками, кроме Иоанна, и когда Она с некоторы­ми другими женами стояла при Кресте Его.

http://pravoslavie.ru/1797.html

Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари». И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо? Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте. Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

http://pravoslavie.ru/60963.html

Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: «Идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Он не ограничил их в способах учения. Не написано, чтобы создавать иконы. Но не написано, и чтобы писать книги. История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в церкви всегда. Наши иконы, это – торжественное свидетельство обо всем, что видела церковь от воплощения Господа Иисуса Христа, и до сего дня. Потому что все, о чем говорит Евангелие, действительно происходило в определенное время и в определенном месте. Бог поистине стал Человеком, и – вот Его человеческий облик, который видели, и который попытались запечатлеть и сохранить. Вот так младенец Иисус лежал в яслях, в кормушке для скота. Вот так Он крестился от Иоанна в Иордане. Вот так Он въезжал на ослице в Иерусалим. Вот так Он был распят на кресте. Вот так вознесся на небо. Вот так пришел впоследствии, чтобы взять на небо душу Своей Пречистой Матери. Как же эти изображения должны волновать сердце и укреплять веру! Господь говорил ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видите» ( Мф.13:16 ). Были христиане и до Христа, которые, как говорил о них Господь, только «желали видеть», «и не видели» ( Лк.10:24 ). И все же их вера была такова, что они «побеждали царства, творили правду», «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча». «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу». Они тоже свидетельствуют о Божией славе, о торжестве Православия. Это их имеет ввиду Апостол, когда говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и в терпении будем проходить предлежащее нам поприще». А ведь для нас это «облако свидетелей» еще больше: для нас встают в памяти еще и бесчисленные свидетели последних двух тысячелетий! И наши иконы, это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы. О молитве среди не молящихся. Суббота вторая Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными, вместо букв, лицами и вещами. Еще в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии (т. е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: " сделай их на обоих концах крышки ... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым " (Исх. 25, 18, 22). Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии (Исх. 26, 1-37). В храме Соломона были также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3 Цар. 6, 27-29; 2 Парал. 3, 7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2 Парал. 3, 10). Когда храм был готов " слава Господня (ввиде облака) наполнила храм " (3 Цар. 8, 11). Изображения херувимов были благоугодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся. Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течении большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди не были еще искуплены и оправданы (Римл. 3, 9, 25; Матф. 11, 11). Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарю: так называемый, нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни. Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве - России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Предание. Помните, как святой апостол Иоанн Богослов говорит: многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21, 25 ). Поэтому апостол Павел учит: итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2 Фес. 2, 15 ). Отвергать предание, значит, отвергать всякое общение. Родители воспитывают детей посредством предания, а не пишут им на бумаге наставления. Хотя можно и так, но, думаю, и у баптистов такого нет. Вот и первая икона Божией Матери была написана апостолом Лукой, но в Писании этого нет, а Предание открывает нам это событие даже с некоторыми подробностями. Доска, на которой было написано изображение, долгое время служила крышкой стола в семье Иисуса. А вот вы говорили про автора песнопения «Христос Воскресе», спросил я, а как он относился к иконам? Преподобный Иоанн Дамаскин жил во время иконоборчества и очень почитал иконы. Он смело защищал иконопись и многих утвердил в благочестии, за что и был оклеветан врагами православия перед князем города Дамаска и брошен в темницу. Чтобы он не мог более писать, ему отсекли правую руку и повесили ее на рынке города. Самого же преподобного Иоанна, изнемогающего от сильной боли, привели домой. Вечером Иоанн просил князя отдать ему руку, якобы для погребения. Князь внял его просьбе и повелел отдать отсеченную руку. Преподобный же, взяв руку, вошел в свою келью и, припал к иконе Божией Матери, стал слезно молиться, говоря: «Пречистая Мати Божия, вот моя правая рука отсечена ради Божественных икон. Умоли Сына Твоего, да исцелит Он ее. И пусть рука моя напишет то, что Ты Сама позволишь в восхваление Тебя и Сына Твоего, и в назидание верующим в Него. Если Христос нам повелевает слушать отцов и матерей своих, то, без сомнения, и Тебя послушает, потому что Ты Матерь Его». Так молясь, Иоанн склонился и уснул. И видит во сне Матерь Божию, которая говорит ему: «Рука твоя здорова, трудись ею, сделай ее тростью скорописца». Преподобный проснулся и увидел, что его рука стала, как и прежде, здоровой. Только в месте отсечения, очерченном как бы красной нитью, остался знак, для подтверждения чуда. В память об этом преподобный Иоанн написал икону Божией Матери, именуемую «Троеручица». Список с этой иконы есть во многих храмах. И у нас она есть.

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

Успенский собор Московского Кремля за XIV-XV века однозначно утвердился как кафедральный для всей Руси. За этот же период Москва определилась как духовный, церковно-административный центр новообразующегося общерусского государства, как место проведения Русских Поместных Церковных Соборов, место хиротонии и поставления во Епископы большинства епархиальных Святителю Петру, Московскому Чудотворцу, русское церковное предание усваивает первое, наиболее древнее наречение Москвы Новым Иерусалимом. Святитель Петр пророчествовал: «яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северня, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания мipy Для строящегося Успенского собора Московского Кремля Святитель Петр собственноручно создал список иконы Божией Матери «Владимирская». Апостольский образ «Владимирской» на время создания списка торжественно доставляли в Москву. Вероятнее всего, именно Иерусалимское, Апостольское происхождение иконы Божией Матери «Владимирская» как Первопрестола Церкви Христовой послужило поводом для этого мистического деяния Святителя Петра, предвидевшего в Москве достоинство Второго - Нового Иерусалима, места снисхождения апокалипсического Небесного Иерусалима на землю: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2-3). Владимирская Божия Матерь почиталась Великими Князьями, Царями, воинством и простым народом именно как Заступница, Защитница Москвы и всея Руси, в XIV-XV столетиях ее неоднократно доставляли из Владимира в Москву в связи с различными внешними угрозами. Так в 1395 году «Владимирская» была доставлена во время нашествия Тамерлана, который после страшного ночного видения ему грозной Царицы Небесной отказался от взятия Москвы. Знаменательно и то, что в Утвержденной грамоте Московского Собора 1598 года в кратких характеристиках Великих Княжений, в которых, по моему наблюдению, в частности последовательно отображается историческое накопление державных регалий, Великое Княжение Василия I Димитриевича Московского характеризуется так: «По великомъ Государе Дмumpie Ивановиче Донскомъ, bocnpiuмъ въ coдepжahie хоругви великаго Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй Василей Дмитреевичъ, и добродетельнаго ради его жumiя прослави его Богъ, а Рускую землю все npabocлabie помилова отъ haxoжehiя безбожнаго Темираксака, npuшecmbieмъ чюдотворнаго образа пречистыя своея Матери, его же богогласный Лука

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010