Москва. Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

http://sobory.ru/article/?object=03304

Апокалипсис. Небесное воинство. Фрагмент росписи свода паперти Успенского собора. 1650 г. Апокалипсис. Небесное воинство. Фрагмент росписи свода паперти Успенского собора. 1650 г. Во 2-й пол. XVI в. (ок. 1564?), видимо, под влиянием столичных образцов и новгородских художественных традиций местный ряд пополнился большой иконой «Похвала Богоматери, с Акафистом» (ныне ГРМ; см.: Петрова. 1989; «Пречистому образу Твоему поклоняемся»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995. Кат. 32, 67. С. 58-59, 120-121), иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» (сер. XVI в., КБМЗ, согласно описи 1601 г., была в приделе прп. Кирилла у царских врат; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 15-16; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 73; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 36). В мон-ре появлялись не только иконы новопрославленных рус. чудотворцев (иконографический репертуар пядничных икон в соборе можно оценить благодаря описи 1601 г.; см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 58-59, 60-68), но и списки новых чудотворных икон, почитание к-рых возросло во время правления царя Иоанна IV. Напр., список иконы свт. Николая Великорецкого (оригинал был привезен из Вятской земли в Москву в 1555-1556) в богатом окладе с венцами, гривнами, камнями и раковиной, с 2 пеленами, согласно описи 1601 г., находился в юж. части собора «над дверми, что ходят к чудотворцу Кирилу» (Там же. С. 48); вероятнее всего, это икона хранится в собрании КБМЗ ( Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 63) и имеет много аналогий среди икон вологодского происхождения. Были в соборном храме мон-ря повторения икон Казанской Божией Матери, Николы Гостунского, Николы Можайского ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 62, 65, 67, 89, 115). Вкладные иконы помещали в иконостас собора и позднее: икона Богоматери с Младенцем в «золотном окладе», данная старцем Боголепом Палецким († 1608) была помещена над чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия», принесенной прп. Кириллом из Симонова мон-ря. Вкладом царя Бориса Годунова следует считать местную икону, замыкавшую юж. часть иконостаса, с образами патрональных святых царя и членов его семьи (не сохр., см.: Там же. С. 44, 47).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В том же Митрофановском монастыре хранится и другая Смоленская икона небольших размеров. Она прежде была келейной иконой святителя Митрофана. Смоленская икона в Троице-Сергиевой лавре В Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви Божией Матери Одигитрии, по левую сторону от царских врат, помещена чудотворная икона Богоматери. В рукописном описании лавры, составленном в 1771 г., говорится, что в 1730 г. этот образ Богоматери, помещавшийся в то время на стене одной из лаврских палат, явился во сне одному псаломщику, имевшему пригнутые к спине и совершенно иссохшие руки. После этого видения он, обратившись с усердной молитвой к Богоматери пред явившейся ему во сне иконой, получил исцеление. Чудо было поразительно. Когда слух о нем дошел до императрицы Анны Иоанновны, она пожелала лично видеть исцеленного. Псаломщик был представлен императрице в Измайловском дворце и освидетельствован врачами, которые и признали наличность чудесного исцеления. Мерой икона в четверть аршина. Она высечена из камня и украшена алмазной короной и жемчужной ризой. Смоленская икона в слободе Никитовке Эта икона Божией Матери находится в Преображенской церкви слободы Никитовки Валуйского уезда Воронежской губернии. О ней сохранилось следующее предание. В 1803 году, во время существующей и до настоящего времени здесь многолюдной ярмарки, один местный житель, занимавшийся иконописанием, вынес на ярмарку для продажи написанную им икону Смоленской Божией Матери. Он простоял с утра до вечера, но покупателя не нашел. Тогда он с иконой пошел обратно к себе домой. В это время вдруг поднялась страшная буря. Сильный вихрь мгновенно вырвал из рук испуганного живописца икону, поднял ее на воздух и опустил в кружок стоявших невдалеке крестьян, советовавшихся о выкупе земли, предложенной им их помещиком. Неожиданное появление в своей среде иконы они приняли за доброе предзнаменование свыше. Они решили купить икону и заплатили за нее назначенную цену. Икона была поставлена в Преображенской сельской церкви, расположенной в упомянутой слободе Никитовке Валуйского уезда. Впоследствии она прославилась чудотворениями и пользуется большим почитанием среди местных жителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

В Курской епархии проходит крестный ход с Курской-Коренной иконой Божией Матери " Знамение " Курск, 1 июля 2005 г . По многовековой традиции в 9-ю пятницу по Пасхе в Курской епархии совершается крестный ход из Знаменского монастыря г. Курска в Коренную пустынь. Духовенство переносит на место явления чудотворную икону Божией Матери " Знамение " Курскую-Коренную, сообщает пресс-служба Курской епархии. Сегодня, 1июля, в Знаменском кафедральном соборе архиепископ Курский и Рыльский Герман в сослужении многочисленного духовенства совершил Божественную литургию и в 9 часов утра под звон монастырских колоколов начался величественный крестный ход с чтимым образом Одигитрии Курского края и всего русского рассеяния. Ныне подлинный чудотворный образ, которому в этом году 710 лет со времени явления, пребывает в Знаменском Синодальном соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке, являясь главной намоленной святыней Русского Зарубежья. Сегодня куряне переносят в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь чтимый вековой список иконы, изготовленный братией Курского Знаменского монастыря в начале XX столетия. По выносу из Знаменского собора по многовековой традиции архиепископ Герман благословил святой иконой Курск на четыре стороны света и многотысячный крестный ход двинулся через Красную площадь города по центральным улицам в сторону Коренной пустыни. По оценкам органов правопорядка по улицам города прошло около 30 тысяч курян и паломников. На выезде из города около Введенской церкви Архиерейского подворья икона была поставлена в автомобиль, а духовенство и паломники сели в автобусы, чтобы переместиться к Знаменскому храму в с. Тазово, где возобновляется пеший Крестный ход (около 15 км ) до самого монастыря Коренная пустынь. По прибытию Курской-Коренной иконы " Знамение " в обитель на месте ее явления, где бьёт святой родник в храме " Живоносного Источника " , будет совершен молебен с акафистным пением Пречистой Богородице, вечером – праздничное богослужение. А завтра, по традиции, у стен древнего монастыря откроется межрегиональная универсальная оптово-розничная Коренская ярмарка. 1 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13962.html

Основание Новодевичьего мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 862) Основание Новодевичьего мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 862) Строительство деревянного монастырского комплекса началось весной 1525 г. и было завершено, вероятно, к концу строительного сезона (т. е. к осени того же года) (Там же. С. 268). Наиболее подробная запись об основании обители содержится в Постниковском летописце, составленном в 40-50-х гг. XVI в.: «Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь пречистыя богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи» (ПСРЛ. Т. 34. С. 15). Посвящение храмов новой обители было неслучайным. Торжественный въезд Василия III в Смоленск состоялся 1 авг. 1514 г. Вел. князь, как потомок Палеологов, уделял особое внимание визант. составляющей церковного праздника этого дня - Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также дня памяти Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (28 июля). Триумф Василия III, входившего в освобожденный от латинян Смоленск, напоминал описанный в визант. источниках триумф имп. Михаила VIII Палеолога при его вступлении вслед за иконой Божией Матери «Одигитрия» в Константинополь 15 авг. 1261 г. В текстах рус. Прологов тема праздника 1 авг. сохраняла визант. имп. мотивы и была представлена как объединяющее вел. князя Московского и визант. императора шествие с иконой и крестом ( Плюханова. 2016. С. 374-385). В месяцеслове Троицкой Псалтири c восследованием (датируется Б. М. Клоссом 1528 г.) под 28 июля наряду с празднованием апостолов Прохора и Никанора указано празднование «Сретение Пресвятыя Владычици Смоленьскыя» (Там же. С. 387). Возможно, это 1-е упоминание праздника 28 июля, к-рый отмечен именно как Сретение Смоленской иконы Божией Матери и связан не с проводами иконы в 1456 г., а именно с победой Василия III и взятием Смоленска в 1514 г.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Во вторник у нас праздник — Смоленской иконы Божией Матери Путеводительницы «Одигитрии» и святителя Питирима, епископа Тамбовского, праздник. Совершать будем службу Божию и освящать воду в честь Одигитрии — Путеводительницы, Смоленской иконы Божией Матери. В среду у нас будем петь акафист братский Успению Божией Матери: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая». В четверг — память святого мученика и чудотворца Иоанна Воина. Всех нас встречает святой великомученик Иоанн Воин иконой со святыми мощами и провожает. Наш сторож, наша защита, наша надежда и помощь небесная. Будем совершать святую службу Божию в четверг мученику Иоанну Воину. В пятницу — предпразднство Всемилостивого Спаса, праздник — крещение русского народа, предпразднство и день мученической кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Будем совершать святую службу Божию святым новомученикам земли Русской и предпразднство Всемилостивого Спаса. В четверг у нас — да, заговление, слава Богу, на Успенский пост. Пятница — постный день. А суббота, уже первый день поста Успенского, будет праздник Всемилостивого Спаса или, по- народному, Макковеев, день крещения русского народа, — особую службу будем Крещения Руси совершать в субботу. В пятницу вечером, в конце утрени, торжественно будем выносить Крест святой, окружённый васильками, и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» и совершать в субботу пред- празднство Крещения Руси — медовый Спас, мёд освящаем, первый Спас, нового сбора. Потом семена все освящаются зерновые — воздаём благодарение за новый урожай милости Божией. В субботу совершаем молебен и крестный ход в память Крещения Руси. Молебен с водоосвящением совершаем; освящаем благовонные зелья, плоды, освящаем зерно и мёд нового урожая. В воскресенье будущее Успенский пост и память первомученика апостола и архидиакона Стефана, совершать будем святую службу Божию. В тот понедельник соборовать уже будем первый раз, во дни Успенского поста. Я расписание дал соборования. Вывесили? Три раза я назначил соборование — два понедельника и в пятницу, накануне праздника Успения Божией Матери, пособоруем народ в Успенский пост. Пост маленький — две недельки, так что будем всё сжато делать во славу Божию. А там уже будем ожидать праздник Успения Божией Матери. Детвору в школу попровожаем и сами будем продолжать жизненный подвиг нести свой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Михаил (Миткевич) стал первым преподавателем богословия и ректором Тобольской семинарии, куда были приглашены наставниками ученые киевские иеромонахи Савватий (Исаевич) и Вениамин (Бялковский). В каменной Казанской ц. Знаменского мон-ря К. Т. и. стояла за правым клиросом в резном позолоченном киоте с надписью о ее истории и построении Казанской ц. (Преображенская церковь в Тобольском Знаменском мон-ре//Тобольские ЕВ. Ч. неофиц. 1885. 16, 17. С. 394; позднее киот находился в Преображенской ц. Знаменского мон-ря). На юго-зап. стороне киота, под иконой, был помещен план К-поля, в к-ром главной святыней почиталась икона Божией Матери «Одигитрия» (явленная Казанская икона была названа «Одигитрией» свидетелем ее обретения митр. Казанским Ермогеном); в XVII в., после установления царем Алексеем Михайловичем в 1649 г. общерус. празднования Казанской иконе, она становится главной рус. «Одигитрией» ( Чугреева. 2004. С. 49-56). В переписи ценного имущества Знаменского мон-ря 1757 г. К. Т. и. значится среди «окладных» икон. Ее оклад был серебряным, позолоченным, резным, с чеканными венцом и гривной, 9 большими и 30 малыми камнями в венцах, жемчужными обнизями. Опись 1855 г. дает описание оклада (видимо, более позднего) как серебряного, позолоченного, «чеканной работы», с 3 «белыми камнями» в венце на «алой фольге» (упоминающимися в описи 1809 г.), на венце Божией Матери имелась корона с мелкими камнями, убрус шит мелким жемчугом (РГИА. Л. 12). Камни на этом чеканном окладе описаны как драгоценные ( Сулоцкий. 1864. С. 88; Он же. 2000. Т. 1. С. 158). От К. Т. и. совершались многочисленные исцеления. В рукописной тетради, хранившейся в Знаменском мон-ре, летописец приводит 44 чуда ( Матвеев. 1899. С. 11). В Тобольском церковном древлехранилище находился рукописный сборник XVIII в., содержащий описание чудес от иконы Спасителя в кафедральном Софийском соборе, от К. Т. и. в Знаменском мон-ре и от Абалакской «Знамение» иконы Божией Матери ( Юрьевский А., свящ. Протодиак. Матфей Мартынов//Тобольское церк.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Фресковая живопись появилась только в 1854 г. и с тех пор неоднократно поновлялась. «Иконостас в церковь, вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь. В 1756 г. граф П.Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 г. церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 г. иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны»/Е. Голубинский/. Собственный иконостас Смоленской церкви был утрачен в 1920-1930 гг. Вместо него в 1956 году был установлен близкий ему по времени создания и по стилю иконостас из разобранного в 1932 году московского храма Параскевы Пятницы. В крипте церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери находится гробница выдающегося иерарха Русской Православной церкви, митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, + 1961 г.). Церковь строилась с 1745 по 1748 г.г. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных. В ходе работ в 2013-2015 г.г. выполнена реставрация белокаменного декора на фасадах церкви, реставрация иконостаса, икон, темперная живопись, реставрационно-позолотные работы, реставрация стенописи, устройство гранитных ступеней и площадок крылец, реставрация стен и сводов крипты. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) была построена в 1746-1748 г.г. Эти сведения имеются почти в любом путеводителе по Троице-Сергиевой лавре. Менее известны данные, что ей предшествовала другая – тоже Смоленская, а сначала была устроена Смоленская часовня. На месте, где в настоящее время стоит Смоленская церковь, в первой трети XVIII в. располагалось несколько сооружений, среди которых находились Оружейная палата, кузница, две палаты, в одной из которых размещалась «поваренная для приготовления работным людям пищи», а в другой трапезная, где «тех работных людей кормили пищею». На стене одной из них имелся древний каменный образ Богородицы Одигитрии Смоленской. Считается, что в 1730 г. псаломщик Кузьма Матвеев, страдавший сухорукостью, увидев во сне этот образ, после видения выздоровел. Ввиду особой важности данного события псаломщик даже был представлен императрице Анне Иоанновне. После «чуда исцеления», произошедшего от этой иконы, решено было построить во имя «оного чудотворного образа» храм. Но сначала была устроена не церковь, а лишь часовня, у которой были «две стены дощатые», сооруженная, видимо, специально для названного образа. Возможно, это был своеобразный навес с двумя «дощатыми» стенками над иконой, помещенной на стене. А вскоре (между 1735 и 1737 г.г.) две из вышеупомянутых палат были приспособлены под храм.

http://sobory.ru/article/?object=06568

Но произошло следующее: после вечерней молитвы я заснул и увидел сон – как некое ясное видение. Явились мне две святые великомученицы Екатерина и Варвара, назвав себя по имени, и сказали, что Пресвятая Богородица велит мне передать эту святую икону в Палестину игумении Марии и там она должна пребывать. Проснувшись в некоем страхе, я начал рассуждать о виденном и о повелении Богородицы. Подошел к иконе, помолился и подумал, что ведь это лишь сон и кто это игумения Мария? Я никогда не слыхал о ней. Как будто успокоилось мое сердце. Но сон этот снова повторился, причем святые мученицы сказали, что я непременно должен исполнить повеленное. Придя в себя, я был в страхе и стал думать, как тяжело будет мне расставаться со святой иконой. Тут я решил отдать другую икону Одигитрии – похожую на эту, но немного меньшую. Снова являются мне святые мученицы и повелительно говорят, что я немедленно должен исполнить волю Пречистой Девы Марии, иначе понесу наказание от Самой Богородицы за ослушание. В трепете я проснулся. Сразу же бросился я на колени перед святым образом этим и со слезами умолял простить меня, обещая без промедления все исполнить. И успокоилась душа моя, хотя очень сожалел я, что Владычица берет от меня Свой чудный образ. С утра я стал всех спрашивать, не знает ли кто игумении Марии в Палестине? Один мой близкий друг сказал мне, что хорошо знает игумению Марию. Я просил его сейчас же сообщить ей, чтобы она приехала принять святой образ Владычицы. Так исполнил я волю Царицы Небесной; и теперь мне ясно, почему Она пожелала пребывать среди вас, сестры, с вашей матерью игуменией. Прошу вас, поминайте меня многогрешного в ваших молитвах у этой святой иконы». Владыка митрополит Илия плакал, и мы все вместе были в глубоком переживании и умилении. И вот мы живем под честным Покровом Пресвятой Богородицы, в Ее честном Доме – Гефсимании, охраняемые во всех бедствиях и опасностях Ее святой иконой «Одигитрии, Неопалимой Купины, Целительницы, Скоропомощницы», пожелавшей пребывать у игумении Марии в Палестине, в нашей святой обители. И сколько дивного и благодатного видели мы от этой святой иконы! Во время первой Палестинской мы войны подняли святую икону Богородицы и крестным ходом обошли по стенам монастыря. Пели молебен Ей и великомученику Георгию. С четырех сторон батюшка осенял святою иконою всю обитель. Молились о заступлении и ограждении. Пули сыпались как дождь; все усыпано осколками снарядов... Но заступлением Владычицы никто не пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Здесь он стал подвизаться в совершенном безмолвии и уединении, часто целые дни и ночи проводил в молитве пред иконой Божией Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ своей келлии часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим и ставить себе келлии близ его хижины и просили от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне пред иконой Богоматери получали исцеления от своих болезней; это еще более стало привлекать к преподобному как богомольцев, так и желавших нести с ним труды пустынножительства, так что святой подвижник против воли своей должен был построить храм и принять начальство над образовавшейся обителью. Около 1555 года была освящена церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, исцеления от которой стали совершаться все чаще. Кроме этой чудотворной иконы в трехстах метрах от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. В то время находящаяся в болезни супруга Иоанна Грозного (1533–1584) Анастасия (1547–1560), услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться водою. И по приказанию царя Иоанна Васильевичу прп. Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по-царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Через это его обитель еще более сделалась известной и теряла характер пустыни, а блаженный Христофор только и думал о безмолвии и уединении. Поэтому сначала, возвратившись в монастырь, чтобы не показаться ослушником царской воли, преподобный вскоре приступил к устройству обители и храма Пресвятой Богородицы. По окончании же постройки в 1572 году он оставил обитель и тайно уединился в неизвестное место. Предполагают, что преставился он около 1572–1582 гг. Макарий Желтоводский, Унженский Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010