Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ) иконографический тип Пресв. Богородицы, представляющий собой образ Богоматери Оранты в рост, с медальоном перед грудью, в к-ром изображен Младенец Христос. Такое наименование, согласно Н. П. Кондакову , связано с надписью, сопровождающей резное изображение Богородицы на артосном панагиаре XIV в. из мон-ря Ксиропотам на Афоне. Истоки иконографии относятся к древнейшему периоду. Прообразом этого типа является фреска IV в. из катакомб «Майского кладбища» в Риме, где по пояс представлен образ Богоматери Оранты с поясным изображением Младенца Христа без медальона, по сторонам - хризмы. Этот иконографический тип получил распространение в визант. искусстве в XI-XII вв. Изображение В. П. часто помещалось в конхе алтарной апсиды церквей: Панагии в Трикомо (Кипр), нач. XII в.- 1130 г.; Спаса на Нередице, 1199 г.; Богородицы в мон-ре Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 20-е гг. XIII в.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1345 г.; Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, XIV в. Литургическое содержание образа особенно явно выражено в рус. иконе, т. н. Ярославской Оранте (ок. 1224, ГТГ), где Младенец Христос представлен как архиерей, благословляющий обеими руками, а ангелы в медальонах изображены в епископских омофорах. Образы типа В. П. именуются также «Влахернитисса» (рельеф из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции, ок. 1200; икона «Богородица с предстоящими Моисеем и патр. Евфимием» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XIII в.; Мирожская икона Божией Матери , XVI в., ПИАМ; изображение Богоматери Епискепсис (Покровительницы) на печати XII в., Археологический музей в Стамбуле). Икона Божией Матери «Знамение». XII в. (собор Св. Софии в Новгороде)

http://pravenc.ru/text/150065.html

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В числе святых, чьи житийные циклы обширны и отличаются разнообразием сюжетов, помимо свт. Николая Чудотворца следует назвать прор. Илию. Лежащие в основе его Жития тексты (3-я и 4-я Книги Царств) дополняли событиями, почерпнутыми из апокрифов, напр. сон отца Илии, указывавший на избранность от рождения (на иконе «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). Иконография средников его Ж. и. также имеет варианты, напр. иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове, 1664, ГВСМЗ; «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ). Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА) Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА) Большое значение при создании Ж. и. имел ее патрональный характер. Так, для нек-рых святых, известных гл. обр. в изображениях праздников (напр., изображение св. Андрея Юродивого в композиции «Покров Пресв. Богородицы»), могли быть по желанию заказчика написаны Ж. и. (новгородская икона «Св. Андрей Юродивый, с житием», ок. сер. XVI в., ГРМ). Распространению Ж. и. св. воинов способствовало усиление их почитания как небесных защитников. В 1-й пол. XVI в. преобладают циклы великомучеников Георгия и Димитрия, среди к-рых наиболее ранний в рус. иконописи - «Вмч. Димитрий, с житием» из Покровской ц. с. Гуменец близ Ростова (нач. XVI в., ГМЗРК). Под влиянием Ж. и. вмч. Георгия, со 2-й пол. XVI в. часто имеющих в среднике композицию «Чудо вмч. Георгия о змие», находились образы вмч. Димитрия Солунского. На нек-рых иконах в средниках представлен вмч. Димитрий на коне, поражающий царя Калояна: икона «Вмч. Димитрий Солунский, с житием» (1609, ГТГ). В средниках икон св. Димитрия встречаются также изображения великомученика на престоле, попирающего зверя: иконы 2-й четв. XVI в. (НГОМЗ) и сер. XVI в. (Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). Особые мотивы в Ж. и. вмч. Димитрия появились в искусстве Нового времени в связи с созданием др. редакции Жития, вошедшей в Минеи-Четьи свт. Димитрия, митр. Ростовского. Следует отметить усложнение состава клейм со 2-й пол. XVI в. в нек-рых циклах вмч. Георгия за счет включения сцены из апокрифического Жития: на иконе с «Чудом вмч. Георгия о змие» в среднике (рубеж XVI и XVII вв., собрание Е. Громовой) в начале находится сюжет «Отец св. Георгия, Геронтий, приводит его поклониться идолам», в конце - сцена казни матери святого, Полихронии (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 48).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Несмотря на немногочисленность сохранившихся образцов прикладного искусства домонг. периода, их иконография свидетельствует о достаточно широком репертуаре в выборе изображений И. Так, на 2-сторонней каменной иконке «Явление Господа прор. Илии. Свт. Николай Чудотворец» (кон. XII в., ГТГ) И. показан сидящим в пустыне, вверху в небесном сегменте - благословляющий Иисус Христос. И. стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи. В XIII-XIV вв. И., как сщмч. Власий Севастийский или вмч. Георгий Победоносец, почитался как покровитель сельского хозяйства. Сохранился ряд сев. икон одного иконографического типа, где И. изображен по пояс, седовласым старцем в хитоне и милоти, с повязанным на шее белым платом, со свитком в руке, с характерным пророческим жестом (пальцы, как правило, направлены в сторону свитка). К этому изводу принадлежат иконы: из часовни И. пос. Пяльма Пудожского р-на (1-я пол.- сер. XV в., МИИРК); из храма на острове оз. Машезеро (XV в., частное собрание); из собрания И. С. Остроухова (сер.- 2-я пол. XV в., ГТГ) - на красном фоне; из Покровской ц. с. Ракулы на Сев. Двине (1-я пол. XV в., ГТГ); из с. Манихина Ленинградской обл. (кон. XV в., ГРМ) и др. В сохранившихся новгородских храмовых росписях XIV - нач. XV в. И. присутствует вместе со св. Иоанном Предтечей среди пророков в купольной декорации: в храме Спаса на Ковалёве (1380); в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в.); в ц. Спаса на Ильине ул. (1378); в ц. Рождества Богородицы на Красном поле (90-е гг. XIV в.); в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.). Близкое расположение И. к образу Пантократора в куполе появилось под влиянием исихастских воззрений: свт. Григорий Палама, опираясь на текст Книги Царств о явлении И. Господу на горе Хорив (3 Цар 19. 11-13), писал о пророке, что «свидетельство и правдивое известие - его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все» ( Григорий Палама, свт.

http://pravenc.ru/text/389301.html

располагался придел его имени ( Качалова И. Я., Щенникова Л. А., Маясова Н. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. Ил. 80-86). В них представлены чудеса, совершенные В. В. («чудо о жидовине», отверзание дверей храма, смерть имп. Юлиана от руки св. Меркурия), в т. ч. во время литургии (видение прп. Ефрему Сирину огня из уст проповедующего В. В.). Известны житийные иконы В. В. XVI-XVII вв., к-рые отличаются разнообразием сюжетов, напр. икона 2-й пол. XVI в. (ГТГ), среди ее клейм интересны изображения богослужения В. В., «чудо о евреине», увидевшем агнца на руках В. В. во время службы, явление Христа и апостолов В. В.; икона, созданная ок. 1602 г. (ГТГ), в клеймах к-рой представлены встреча и беседа В. В. с прп. Ефремом Сирином, явление Богоматери В. В., обличение епископа горящим углем, «чудо о прощенной грешнице». В нач. XVII в. распространились иконы, иллюстрирующие песнопения Великого поста, напр., «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», где представлен В. В., совершающий службу в присутствии царской четы (ГТГ). В поствизант. искусстве излюбленными стали образы святых, в т. ч. и В. В., на престолах. Рус. памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью, как, напр., икона с 42 клеймами жития В. В. письма Семена Спиридонова (1674, ЯХМ): вертикальным узким форматом она напоминает надгробный покров, где в среднике величественный образ В. В. в праздничном святительском облачении окружен миниатюрными композициями. Иконография В. В. в синодальный период подробно не изучена, но в целом повторяла сложившиеся типы и изводы. Лит.: Jerphanion G. Histoire de St-Basil dans les peintures cappadociens et dans les peintures romaines du Moyen Âge//Byz. 1931. Vol. 6. Р. 535-558; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 394, 515, 793, 863, 1012; Myslivec I. Basilios der Grosse, Kesareische//LCI. Bd. 5. S. 337-341; Š ev enco N. Vita Icons and «Decorated» Icons of the Komnenian Period//Four Icons in the Menil Collection/Ed.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Святители Феогност, Иона, Геронтий и св. Василий Блаженный в молении Божией Матери. Створка складня. Иконописец Истома Савин. Кон. XVIнач. XVII в. (ГТГ) Святители Феогност, Иона, Геронтий и св. Василий Блаженный в молении Божией Матери. Створка складня. Иконописец Истома Савин. Кон. XVIнач. XVII в. (ГТГ) В описях собора упоминается икона И. в жертвеннике («что стоить у горнева места»), служившая выносным образом в крестных ходах из Успенского собора. Она входила в число образов, прославлявших память Московских митрополитов XIV-XV вв., погребенных в соборе, наряду с иконой святителей Петра, Киприана и Фотия, а также с Владимирской иконой Божией Матери «писма Симана митрополита» (Описи. 1876. Стб. 328). Икона И. была помещена в богатый оклад, от ее убранства сохранилась лицевая пелена с шитой фигурой И. (сер. XVI в., ГММК; Маясова. 2004. Кат. 20). На пелене И. изображен по типу свт. Николая Чудотворца (Зарайского) и по той же схеме, что и московские святители Петр и Алексий на иконах Дионисия: в рост, с поднятыми и разведенными в стороны руками, правой благословляет, левой святитель держит Евангелие на плате. Святительское облачение - саккос с крестами, омофор; архиерейская шапка с шитым на ней херувимом облегает голову плотно, борода без раздвоения на конце. Надпись: «    ». Тип лика близок к лику, изображенному на 1-м покрове работы мастерской царицы Анастасии, хотя в целом исследователи отмечают иные пропорции фигуры (Там же. С. 122). В качестве обрамления, так же как на надгробных покровах, использован фрагмент текста тропаря святому (глас 4: «...от юности своея…»). В описях собора упоминается эта «пелена, а на ней вышит образ Ионы чудотворца золотом и серебром по таусинной камке» (Описи. 1876. Стб. 328, 351). К нач. XVIII в. икона и пелена уже названы ветхими (Там же. Стб. 517). Иконы И. небольшого размера, «пядницы», в драгоценных окладах находились в «обеих алтарях» собора (Там же. Стб. 334, 432, 513), т. е. в главном и сев. боковом (жертвеннике), в т. ч. над дверями вместе с образами др. святителей Московских (Там же. Стб. 435). Образ И., видимо в молении Божией Матери, был «наведен чернью» на золотой иконе с красным яхонтом в оглавии, приложенной к древней иконе вмч. Димитрия Солунского в юж. части местного ряда иконостаса (Там же. Стб. 391).

http://pravenc.ru/text/578250.html

XVII в. из ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме вместе с Московскими святителями изображены апостолы Петр и Павел. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМ) святители П., Алексий, Иона, с одной стороны, и Модест, Антипа и Власий - с другой, молятся образу Божией Матери «Знамение»; на правой створке складня «Деисус» нач. XVII в. (из коллекции Л. К. Зубалова, ГРМ) святители П. и Алексий предстают вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом; на столбике царских врат (1643, Троицкий собор, ТСЛ) - вместе с Византийскими и Московскими святителями и ветхозаветными праведниками. В ряду избранных святых П. представлен, напр., на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ; вместе со свт. Иоанном Милостивым, вмц. Екатериной и прп. Елисаветой), на иконе 2-й пол. XVIII в. (Национальная галерея Республики Коми; вместе со свт. Василием Великим, блж. Прокопием Устюжским, мч. Евфимием (?)). Нередко в числе избранных святых П. изображен на полях икон, в т. ч. в клейме на иконе Божией Матери «Одигитрия» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе 2-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ); на складне «Праздники и избранные святые» 2-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ); на левой створке складня «Ярославская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» 1491 г. (из ц. прор. Илии в Сандырях (ныне в черте Коломны), ГТГ); на многочисленных иконах «Шестоднев, с избранными святыми» 1-й пол. XIX в. палехских мастеров (мастерская В. И. Хохлова, ГТГ, ЦМиАР, ГИМ, частные собрания); в композициях с тезоименитыми святыми («семейная» икона гр. А. А. Аракчеева для ц. ап. Андрея Первозванного в усадьбе Грузино, нач. XIX в., ГЭ) и др. Образ П. помещен в числе предстоящих и припадающих на иконах Божией Матери «Моление о народе», напр., посл. четв. XV в. (поновление - 1775, частное собрание); 30-40-х гг. XVI в. из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве); 2-й пол. XVI в. (ГИМ); 2-й четв.- сер. XVI в. (из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде, ВГИАХМЗ); 1-й четв. XVII в. (ГММК); на прорисях с икон XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий. 1424 г. (?) (ГТГ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий. 1424 г. (?) (ГТГ) По свидетельству Жития, Д. имел дар иконописца. Новая Покровская ц. была украшена «иконами чудне» - не исключено, что кисти Д. В церковно-краеведческой лит-ре XIX - нач. XX в. с именем Д. (к-рого предание и гипотезы смешивали порой, по всей вероятности, с иконописцем Дионисием ) связывалось ок. 40 икон ( Лебедев В. К. Иконописные труды прп. Дионисия Глушицкого, чудотворца. Вологда, 1900). При реставрации этих произведений в XX в. были открыты памятники широкого хронологического диапазона (от 1-й пол. XIV до 1-й пол. XVI в.), из к-рых только 3 образа относится к периоду жизни Д.: икона прп. Кирилла Белозерского (ГТГ. Инв. 28835), образ Успения Богоматери (КБМЗ. Инв. 298) и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ. Инв. 7873) (2 последние иконы происходят из Семигородной пуст. в Кадниковском у.) ( Вздорнов Г. И. «Богоматерь Умиление Подкубенская»//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 193, 196; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 262-263). Образ Успения Богородицы почитался чудотворным, известен перечень чудес от него, зафиксированных в XVII в. в Семигородной пуст.: РГБ. Унд. 398. Л. 111-114 об. Чудотворным считался также образ «Св. Иоанн Предтеча в пустыне». Однако данные памятники в силу стилистических отличий не могут быть приписаны кисти одного мастера (Живопись Вологодских земель XIV-XVIII вв.: Кат. выст. М., 1976. С. 14-15, 22, 28, 30, 32, 34; 8, 9; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 29, 30). Агиограф пишет о подвигах Д.: о строгом посте (пищей святого был хлеб, к-рый он ел раз в день, и небольшое количество воды, лишь на Пасху он вкушал молочную пищу), об умерщвлении плоти (зимними ночами святой стоял на морозе), о непрестанной молитве, о борении против бесовских нападений, о прилежании к чтению, о нищелюбии, о любви к ближнему, о мн. трудах в монастырском хозяйстве (святой плел корзины, был молотобойцем). Св. игумен строго следил за соблюдением общежительного устава, запрещал инокам иметь имущество в кельях, воспитывал в братии строгое послушание.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

В рус. фольклорных произведениях нередко встречается сопоставление Г. с арх. Михаилом - победителем апокалиптического змея, примеру к-рого и следует Г.-змееборец. В мелкой пластике известны двусторонние иконки с изображениями Г. и арх. Михаила, напр. каменная новгородская иконка XIII в. (ГИМ). Возможно, арх. Михаилу стремился уподобить образ Г. автор иконы 1-й пол. XVI в., происходящей из Богоявленской ц. погоста с. Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГЭ), где Г. представлен в воинском облачении, с копьем-прапором в левой, щитом и мечом в правой руке, в рост, стоящим на красном подножии - детали, характерные для иконографии арх. Михаила (как, напр., на иконе из усадьбы Михалковых в с. Петровском под Рыбинском, сер. XVI в. (Рыбинский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)). Еще одна деталь облачения Г. косвенно связывает его с образом «воеводы небесных сил» - медальон на латах Г. с изображением Христа Еммануила, помещаемый на сфере (зерцале) в руках архангелов, напр. на иконе сер. XVI в. из собрания А. В. Морозова (ГТГ), в росписи на столпе Архангельского собора Московского Кремля (1565). В то же время изображение Христа Еммануила на нагрудных доспехах воинов является визант. традицией, отражающей воинскую практику, и встречается в живописи палеологовского времени (напр., изображения вмч. Димитрия в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, ок. 1376; вмч. Прокопия в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манассия), до 1418). В Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) дается следующее описание Г.: «…кудряв, млад во бронях, приволока киноварь, доспех злат клетчат, испод лазорь, у сердца зерцало кругло светится, в правой руке копие, а в левой меч в ножнах, шелом за правым плечом, а на нем крест, щиты видет от левыя бедры, мало от правыя тул с луком и сайдак со стрелами, нагавицы багор, сапоги злато, на вохре, палицы по бедрам на вохре златыя, у Георгия в руце свиток…» Иногда на нагрудных доспехах помещалось «зерцало кругло» без изображения на нем Христа Еммануила (напр., икона «Чудо вмч. Георгия о змии» из Георгиевской ц. Теребужского погоста С.-Петербургской губ., 2-я пол. XVI в., ГРМ; икона «Чудо вмч. Георгия о змии, с житием» из Георгиевской ц. на Площадке в Костроме, кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010