К числу древнейших и почитаемых московских икон Божией Матери принадлежала чудотворная икона «Одигитрия» из московского Вознесенского мон-ря (повторение к-польской чудотворной иконы), к-рая пострадала в пожаре и была переписана в 1482 г. мастером Дионисием (ныне в ГТГ). Под именем «Вознесенская» икона упоминается в летописях и московских соборных чиновниках (уставах) как равная по рангу чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и участвующая с ней в городских крестных ходах. В 1518 г. в Москву была принесена из Успенского собора Владимира еще одна икона, называемая «Владимирская», как полагают исследователи, икона-заместительница (наместница) древней чудотворной Владимирской иконы. В 1519 г. эту икону-заместительницу вернули во Владимир с почестями, а в ее проводах с крестным ходом, согласно записи на л. 57 Устава церковного из московского Успенского собора, упоминается участие чудотворных Владимирской и Вознесенской икон ( Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 270. Примеч. 83). Боголюбская Московская икона Божией Матери с XVIII в. находилась над Варварскими воротами Китай-города (возможно, была размещена там при царе Петре I Алексеевиче). Образ, прославленный чудесами во время эпидемии чумы в 1771 г., представляет московских чудотворцев в молении Пресв. Богородице. Эта надвратная икона являлась заступницей и покровительницей города. В 1880 г. внутри Варварских ворот устроили часовню с шатровым крыльцом (архит. Н. В. Никитин), в которую поместили чудотворный образ, а над вратами - список, также прославившийся чудесами. В 1918 г. надвратная икона была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а оригинальный образ из часовни в 1923 г. оказался в Петропавловской ц. на Кулишках у Яузских ворот. «Благовещение Устюжское» икона Божией Матери - образ нач. XII в. До сер. XVI в. пребывал в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря, откуда был привезен в Москву. Здесь, вероятно, он сначала стал храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а затем был перенесен в Успенский собор, где его пребывание зафиксировано описью 1627 г. В наст. время находится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Блж. Максим Московский. Фрагмент створки Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (ГВСМЗ) Новый этап развития иконографии М. начался в 1588 г., после прославления блж. Василия Московского, почитание к-рого, на первых порах поддерживавшееся высшей церковной и светской властью, оказалось более распространенным и востребованным, чем почитание М.: так, число единоличных икон блж. Василия существенно превышало число изображений его предшественника. Вместе с тем близость погребений этих святых и сходство их подвигов привели к появлению разнообразных композиций, включавших фигуры обоих юродивых. Одним из ранних примеров их совместного изображения является икона «Походная церковь» кон. XVI в. (после 1588) из храма «Белая Троица» в Твери (ТОКГ), имитирующая структуру иконостаса с образами преподобных на алтарной преграде; М. в узком плате на чреслах представлен в нижнем регистре, справа, рядом со святыми Василием Московским (в таком же плате), Андреем К-польским и Марией Египетской; симметрично, у левого края ряда, помещены фигуры пустынников ( Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. Табл. 169). Тема рус. юродства как самостоятельного феномена лежит в основе программы изображений на створках Владимирской иконы Божией Матери, вложенной в суздальский Покровский мон-рь после 1600 г. княгиней-инокиней Александрой (в миру А. Ф. Ногтева) (икона в серебряном окладе - сер. XVI в., ГММК; створки - кон. XVI в., ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля. 2008. Кат. 52). Здесь блж. Василий Московский представлен в паре со своим соименным св. Василием Великим, а М.- с блж. Прокопием Устюжским; свидетельствуя о сходстве подвигов 3 блаженных, предстоящих московской святыне - Владимирской иконе Божией Матери, программа створок выделяет фигуру М.: единственный из всех святых он показан на пейзажном фоне с рекой, горками и деревцами. Этот иконографический извод, не имеющий аналогий среди образов М., мог напоминать о том, что жизнь святого протекала в приречном районе Москвы, но более вероятно, что пейзажный фон восходит к образам преподобных-пустынножителей (встречается и на иконах блж. Василия). В целом створки иконы, принадлежавшей кнг. Ногтевой, являются важным свидетельством почитания юродивых в среде московских аристократов рубежа XVI и XVII вв. По смыслу изображения на створках иконы ей во многом близка икона кон. XVI в. (ГИМ. Музей «Покровский собор»). Ее асимметричная композиция следует разработанной в этот период схеме с молящимися свт. Василием Великим и блж. Василием, к к-рым добавлена частично закрывающая последнего фигура М. Столь же редкий вариант иконографии, впрочем основанный на не раз использовавшейся мастерами идее сравнения рус. юродивых с преподобными-отшельниками, демонстрировал «Образ Онуфрей великий да блаженный Василей да Максим Московский», к-рый находился в Успенском Старицком мон-ре среди икон, вложенных бывш. патриархом Иовом по своему келейнику старцу Афанасию (Ист. б-ка Тверской еп. Тверь, 1879. Т. 1. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2561588.html

XVI в., рама - сер. XVI в.) из Благовещенского собора Московского Кремля. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Богородице. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Beлukiй князь Iahhъ Baciлiebuчъ име beлiю вр къ Преч(с)т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И. В. о принятии царского венца перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в 1546 г. ( Сорокатый В. М. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.- 2-й пол. XVI в.//ДРИ. СПб., 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего Средневековья: XVI в. С. 248). Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. кн. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. В. на царство, были помещены в местный ряд иконостаса. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр.: на иконе с 16 клеймами Сказания из Успенского собора в Дмитрове (60-е гг. XVI в., ЦМиАР) - молодой И. В. в шапке с меховым околышем, в бармах, в богато украшенных одеждах; на иконе с 26 клеймами чудес из Успенского собора Тихвинского мон-ря работы тихвинского иконописца Родиона Сергеева (1678, НГОМЗ) - молодой царь показан без барм, но в городчатом венце и с нимбом. Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел. кн. Василия III и И. В. включено в состав клейм Тихвинской иконы Божией Матери с 28 клеймами Сказания из собрания М. И. Чуванова (кон. XVI - нач. XVII в., ГМИИ, Музей личных коллекций). Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.- Синодального тома и Царственной книги (ГИМ. Син. 962, 149; см.: Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 9, 10), иллюстрирующих события в правление И. В. Неск. миниатюр посвящено его венчанию на царство: молодой государь предстает в парадном княжеском платье, шубе, бармах с изображением Деисуса и в городчатом венце, без нимба.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

В 80-х гг. XVI в. в местном ряду иконостаса Софийского собора в Новгороде появилась икона В. М., зеркально повторяющая икону 1563 г. (под записью XVII в., оклад - 50-е гг. XVII в., НГОМЗ). В кон. XVI - нач. XVII в. икона того же извода была написана для псковского Троицкого собора. В дореволюционных путеводителях, как правило, указывалось, что местонахождение «второй иконы» в соборе было «на столпе» (в наст. время перед иконостасом главного придела). Эта иконография соответствует описанию облика В. М. в иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Большакова: «Рус, власы с ушей, брада аки Василия Кесарийского, пошире на нем, шуба червчата, испод лазорь, на главе шапка, в левой руке церковь празелен с белилом, об одном верху, Святая Троица» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 52-53). Существовали и др. варианты иконографии этого святого. В клейме псковской иконы «Церковь походная» в чине св. князей В. М. изображен с крестом в правой руке и с мечом в левой (3-я четв. XVI в., ТКГ). На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) князь держит в правой руке Троицкий собор, а в левой - меч. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. описан др. вариант иконографии святого: «Неции пишут на руце церковь, под ногами лежит бранное оружие и щит». Образ В. М. мог быть включен в деисусную композицию: напр., на шитой вставке «Благовещение Пресв. Богородицы с деисусом» (сер. XVI в., ПИАМ); на иконе из деисусного чина (похищен из Изборского музея в 1963, местонахождение неизв.) иконостаса ц. Сергия Радонежского в Изборске (кон. XVI в.); на серебряной цате XVI в. (ПИАМ). В. М. представлен в 3/4-ном развороте, обе руки в жесте моления. Так же он изображен на боковом поле псковской иконы «Св. Троица» (кон. XVI в., ГТГ). в среднике иконы - Св. Троица, на полях - кнг. Ольга и кн. Всеволод (Гавриил), можно предположить, что икона связана с историей Троицкого собора в Пскове, основательницей к-рого, по преданию, была кнг. Ольга, а обновлял собор в XII в. В. М. В кон. XVI в. в Пскове появились иконы с изображением видения старца Дорофея - чуда, происшедшего во время осады города Стефаном Баторием в 1581 г. Наиболее ранняя икона с изображением явления Пресв. Богородицы старцу Дорофею (т. н. Псковско-Покровская) была написана для ц. Покрова от Пролома вскоре после 1581 г. и представляет собой изображение Божией Матери с предстоящими Псковскими святыми (преподобные Антоний и Корнилий, князья Владимир Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, блж. Николай Псковский), в числе к-рых на фоне панорамы Пскова - В. М. (до 2001 находилась в частной коллекции в Австрии, в наст. время - в Троицком соборе Пскова). Список с этой иконы с краткой летописью был в Успенском соборе Московского Кремля (прорись опубликована в кн.: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. Рис. 10).

http://pravenc.ru/text/155468.html

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

С. 184-185; Соболевский А. И. Два слова о «корсунских» предметах//Тр. Церковно-археол. об-ва. Новг., 1914. С. 59-66; Айналов Д. В. История древнерус. искусства: Киев-Царьград-Херсонес//Изв. Таврической УАК. Симферополь, 1920. 57. С. 136-248; Талис Д. Л. Из истории русско-корсунских полит. отношений в IX-X веках//ВВ. 1958. Т. 14. С. 103-115; Якобсон А. Л. К истории русско-корсунских связей (XI-XIV вв.)//Там же. С. 116-128; Корзухина Г. Ф. О памятниках «корсунского дела» на Руси: (По мат-лам медного литья)//Там же. С. 129-137; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 263; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI вв. М., 1968. С. 123-124. 199; Брюсова В. Г. Русско-византийские отношения сер. XI в.//ВИ. 1972. 3. С. 58. С. 1-62; Щенникова Л. А. Запрестольная икона Успенского собора с изображением «Богоматери Корсунской»//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1987. Вып. 5: Новые атрибуции. С. 8-22; Богданова Н. М. Церковь Херсона X-XV вв.//Византия, Средиземноморье, Славянский мир: К XVIII междунар. конгрессу византинистов. М., 1991. С. 19-49; «О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX вв.: Кат. выст. из фондов ЦМиАР. М., 1995. Кат. 17, 30, 31; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотворных образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси: Сб. ст./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 392-403; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы//Там же. С. 200-251; Толстая Т. В., Уханова Е. В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси//Христианские реликвии. 2000. С. 147-161; Христианские реликвии в Моск. Кремле: Сб. ст./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 73, 114; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. И. А. Шалина Чтимые списки К. и. В Евфимиевом монастыре в Суздале Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. 1-я пол. (20-е гг.) XVI в. (ГВСМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Стенное письмо работы Валентина Щербакова и Владимира Плотникова с товарищи». § IV. Самую драгоценную достопримечательность храма составляете его четырехъярусный иконостас и иконы по стенам храма и в алтаре. Иконостас сборный и честь его собрания всецело принадлежите вице-председателю Императорского Православного Палестинского Общества князю А. А. Ширинскому-Шихматову. В поисках за художественной стариной ему посчастливилось напасть на усердного и добросовестного московского собирателя и знатока иконного старинного письма М. И. Тюлина, который явился ближайшим исполнителем указаний князя А. А. Ширинского-Шихматова. Собрание иконостаса в одно целое и украшение его басмою, по образцу иконостаса московского успенского собора, было поручено пользующемуся в Москве заслуженною известностью «Товариществу И. П. Хлебников и Сыновья». В настоящем своем составе иконостас представляется в следующем виде: Наместный образ – складен – Всемилостивый Спас Нерукотворенный, XVI века, прекрасного письма, в серебряном окладе с украшениями. На створках: справа- св. Алексий человек Божий, превосходной кисти XVI в., и слева – Алексий митрополит Московский, также XVI в. Складень кругом обложен басмою. Наместный образ – Божией Матери «Скоропослушницы» греко-афонского письма. риза и венец украшены драгоценными камнями большой ценности – плод усердия богомольцев храма и почитателей сей святыни. Икона, как по окладу, так и басменному ковчегу, установлена наподобие Владимирской иконы Божией Матери, что в Московском большом успенском соборе. Рядом со Спасом – икона св. Николая, архиепископа Мирликийского, с чудесами, превосходного письма XVI века. Рядом с храмовою иконою св. Николая находится икона XVI в. преп. Александра Свирского , память коего празднуется 30 августа, и ниже икона второго покровителя храма св. благоверного великого князя Александра Невского в иноческом одеянии (редкая икона XVII в.) и по бокам его св. благоверные князья-мученики Борис и Глеб. У стены за южною алтарною дверью – икона Успения Божией Матери, прекрасного письма XV в. Налево от наместного образа богоматери большая икона рождества Пресв. Девы Марии с даяниями, XVI века, пожертвованная московским иконописцем Гурьяновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.  — Для верующих так ли важно — та самая икона или не та? — Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль. Сохранили в России, потеряли в Китае — Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?  — Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).  Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции». Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Неопалимая Купина, икона Божией Матери. Средне-русская икона кон. XVI в., иконостас Преображенского собора Соловецкого монастыря. Дерево, темпера, 164 х 135 см. Неопалимая Купина, икона Божией Матери Славянский список иконы Божией Матери Неопалимая Купина Славянская икона В новое время чудотворный образ " Неопалимая Купина " особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке Бельницкой было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен , то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме , укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины - в день празднования иконы Божией Матери " Неопалимая купина " . В начале XXI века в Славянск помолиться перед образом люди ехали не только с Украины, но и из России и Белоруссии . Икона " Неопалимая Купина " (Синайская) Молитвы Особая служба в честь этой иконы была составлена архимандритом Фотием (Спасским) . Тропарь, глас 4 Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/икону Ея святую чудесы многими прослави,/даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./Сего ради вопием Преблагословенней:/Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

http://drevo-info.ru/articles/17614.html

времени. Ныне в Казани особо почитается Казанская икона в ц. св. блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Видимо, она происходит из Казанского девичьего монастыря. Икона находится под слюдой, декоративные мотивы ее оклада XIX в. близки к праздничной ризе Я. К. и. Икона традиционно считалась ранним списком явленного образа. При ее обследовании в 2002 г., во время проходившей в Казани Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й пол. XVIII в. (См. ил.: ПС. 2004. Вып. 1(6). С. 1). Московская Казанская икона Божией Матери Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVI — нач. XVII в. Поновления 1687/88 и 1754 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVI — нач. XVII в. Поновления 1687/88 и 1754 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (М. К. и.). В 1611 г. под Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением был принесен список явленной Казанской иконы. В летописях отмечено это важное историческое событие (Летопись о многих мятежах. 1771. С. 236; «Книга глаголемая Новой Летописец степен»//Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1792. Ч. 8. С. 167; Новый летописец, сост. в царствование Михаила Феодоровича, издан по списку кн. Оболенского. М., 1853. С. 131, 139, 164; ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2. С. 113, 132; Т. 31. С. 155). Церковные и светские историки Г. З. Елисеев, П. С. Казанский , прот. А. И. Невоструев, прот. Д. И. Кастальский, митр. Макарий (Булгаков), архиеп. Сергий (Спасский), А. А. Дмитриевский , архим. Феодор (Поздеевский) на основании летописных свидетельств считали, что в Москву был принесен список явленной Казанской иконы, а не она сама. Находившийся в 30-х гг. XVII в. в Москве гольштинский путешественник Адам Олеарий называл М. К. и. «копией» явившегося в Казани образа, к-рая была доставлена в Москву ( Олеарий А.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010