Ко 2-й пол. XVII в. относится появление греч. религ. гравюры. Ее возникновение и распространение в первую очередь было связано с крупнейшими греч. мон-рями. Гравюры с видами мон-рей, священных мест, образами святых, религ. сценами, чудотворными иконами, предназначавшиеся прежде всего для паломников, заказывались мон-рями или их торговцами-комиссионерами в Европе (Венеция, Вена, Львов, Москва, С.-Петербург). Но изготавливались и греч. мастерами, как правило представляя собой копии европ. гравюр. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Самыми ранними из известных ныне гравюр правосл. греч. мира являются ксилографии 1665-1700 гг., хранящиеся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (виды Синайского мон-ря и горы Синай, изображения Неопалимой Купины, вмц. Екатерины, прор. Моисея, первосвящ. Аарона и др.). Часть гравюр исполнена львовскими мастерами (иером. Никодим Року (Збуржицкий) и Дионисий Синкевич) по заказу комиссионера Хадзикириакиса из Вурлы (М. Азия), остальные - работы монахов Синайского мон-ря (граверы мон. Акакий, иером. Матфей). В 1-й четв. XVIII в. на смену ксилографии - гравюре на дереве - пришла гравюра на меди. Синайский мон-рь заказывал их в мастерских Венеции, Вены, Москвы и С.-Петербурга («Вид горы Синай», С.-Петербург, 1723). Крупнейшими центрами по производству религ. гравюры в посл. трети XVIII-XIX в. были афонские мон-ри. Точная дата возникновения гравировальных мастерских на Афоне неизвестна, есть упоминания о создании гравюр в 1779 г. в Иверском мон-ре, неск. позднее в Карее. Активное производство гравюр существовало также в мон-рях Хиландар, Кутлумуш, в Великой Лавре. Наряду с этим гравюры для афонских мон-рей заказывались и в европ. центрах гравировального дела. Среди афонских граверов этого времени известны: иером. Парфений из Элассона (исполнил в 90-х гг. XVIII в. 8 гравюр на меди); мон. Никифор (в 1798 награвировал вид мон-ря Ксенофонт с вмч. Георгием на коне). Часть гравюр раскрашивалась от руки, чаще всего использовались красный (малиновый), желтый и зеленый цвета.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» Название композиции, основанной на сюжете из ВЗ (Исх 3. 1-6) и получившей развитие в христ. иконографии в связи с образом Божией Матери. Образы, связанные с видением прор. Моисея Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Уже в раннехристианской традиции в прообразовательные толкования видения Купины Неопалимой прор. Моисеем (Исх 3. 1-6) входила мариологическая трактовка (согласно свт. Кириллу Александрийскому (376-444) - прообраз Воплощения: Господь стал доступен для человека через Его вселение в храм Девы). У прп. Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в.- 754) этот сюжет ВЗ в связи с Пресв. Богородицей не только встречается в богослужебной поэзии, но и фигурирует в качестве аргумента в защиту иконопочитания («Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?» - Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. 2. 20). Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Одним из ранних примеров введения в изображение сцены на горе Хорив образа Божией Матери является миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова, подшитой к «Физиологу» в рукописи из б-ки Евангелической школы в Смирне (кон. XI в., Smyrn. Evang. В 8. Fol. 166/166v; рукопись сгорела в 1922): над изображением прор. Моисея, снимающего сандалии перед горящим кустом, помещен уподобляемый горе образ Божией Матери с Младенцем (см.: Этингоф О. Е. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизант. периода// Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI - XIII вв. М., 2000. С. 21-22. Ил. 29). На миниатюре в Гомилиях Иакова Коккиновафского о Пресв. Деве (Vat. gr. 1162. Fol. 54v, 2-я четв. XII в.) раскрыта тема Воплощения - в горящем кусте изображен Христос Еммануил. В зап. конхе ц. Богоматери мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в Египте сохранилась уникальная композиция «Благовещение с пророками» (XII в.), где прор. Моисей представлен держащим свиток со словами о Неопалимой Купине, а над Богоматерью изображено дерево, окруженное огнем. На иконе «Богоматерь с пророками (Киккотисса)» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и на близкой к ней по иконографии иконе кон. XII в. (ГЭ) прор. Моисей, входящий в число пророков, окружающих Богоматерь на престоле, показан стоящим рядом с горой, на к-рой изображен объятый пламенем куст. Богоматерь в горящем кусте помещена в центре верхнего поля створки иконы-диптиха «Богоматерь с Младенцем. Мч. Прокопий» (4-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Изображения В. в средневизант. эпоху известны в декорации алтарей, напр. в нижнем ярусе мозаик в апсиде собора в Чефалу (1148, о-в Сицилия); визант. бронзовых дверей в храмах италии, напр. ворота в соборе мон-ря Монте-Кассино (1066), врата св. Климента (дата неизв.) и главные врата собора Сан-Марко (1112-1138, Венеция); в миниатюрах, напр., под 11 июня, вместе с ап. Варнавой в Евангелии с минологием на весь год (Vat. gr. 1156. Fol. 312v, XI в.; греко-груз. ркп. РНБ О. I. 58. Л. 117, кон. XV в.) и под 24 авг. как портретная фигура (Минея за авг., XI в., Crypt. Δ а XII, fol. 18r, кон. XI в.; греко-груз. ркп. Л. 125 об). Двенадцать апостолов. Икона. XIV в. (ГМИИ) Двенадцать апостолов. Икона. XIV в. (ГМИИ) В. изображали в композициях, представляющих евангельские события, где образы апостолов не сопровождаются подписями с именами, напр.: Омовение ног (икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 1-я пол. X в.; миниатюра Трапезундского Евангелия, РНБ. Греч. 21. Л. 6 об., 2-я пол. X в.; мозаика в сев. конхе нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Фокида, 1-я пол. XI в.); Причастие апостолов (мозаики в апсидах киевских соборов, св. Софии, 1045-1053, и Михайловского Златоверхого мон-ря, ок. 1113; миниатюра из Евангелия - Paris. BNF. gr. 74. Л. 156 об., 3-я четв. XI в.); Вознесение Господне (мозаика в куполе ц. св. Софии в Фессалонике, ок. сер. IX в.; фреска на своде алтаря ц. св. Софии в Охриде, ок. 1040); Успение Богородицы (миниатюра из Евангелия ркп. Dionys. cod. 587. fol. 163 v., 3-я четв. XI в.; фрески на зап. стене в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, ок. 1265 г., Сербия; икона из Десятинного мон-ря в Вел. Новгороде, нач. XIII в., ГТГ; мозаика в ц. мон-ря Хора (Кахрие-джами), 1315-1320); Страшный Суд (миниатюра из Евангелия - Paris. BNF. gr. 74. fol. 51v., 3-я четв. XI в.; фрески на своде под хорами собора св. Димитрия во Владимире, кон. XII в.). изображение нек-рых сцен житийного цикла, прежде всего мученичества В., встречается в рукописях, напр., в синаксаре на март-авг. из б-ки Иерусалимского Патриархата (Hieros. Sab. 208. Fol. 91 v., XII в.) или в сборнике на нояб. из б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае (sinait. 500. Fol. 275 v.). Гибель В. представлена как распятие на миниатюре в Словах Григория Богослова (Paris. Gr. 510; С. 234) или как сдирание кожи, напр. в мозаиках нач. XIII в. на своде под куполом Вознесения в базилике Сан-Марко (Венеция).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Иконография Вмц. Марина. Икона. XIII в. (коллекция Дж. и Д. де Менил, Хьюстон, США) Вмц. Марина. Икона. XIII в. (коллекция Дж. и Д. де Менил, Хьюстон, США) В восточнохристианском византийском, древнерусском, болгарском и сербском, западноевропейском средневек. искусстве встречается неск. основных иконографических изводов М. В большинстве случаев М. представляют молодой, с округлым лицом, в красном мафории, синем, голубом или зеленом хитоне, в традиц. иконографии мучеников - с крестом в правой руке; левая поднята на уровне груди, ладонь ее раскрыта и развернута вовне в жесте приятия благодати. М. могут также изображать в позе оранты или побивающей молотом беса. В Ерминии мон. Дионисия Фурноаграфиота под 19 июля сообщается, что «святая Марина была усечена мечом» (Ерминия ДФ. С. 213). Вмц. Марина. Роспись церкви Сливницкого мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, Македония. XVII в. Вмц. Марина. Роспись церкви Сливницкого мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, Македония. XVII в. Самые ранние известные изображения святой находятся: на лицевой стороне 2-сторонней иконы «Св. Марина, в житии» (VIII-IX вв., см.: Sophocleous. 1994. Cat. N 1a; на оборотной стороне образ вмч. Георгия XIII в.) из Византийского музея в Пафосе (поясной образ, оранта); в росписи 1-й пол. IX в. ц. Мерьемана (в рост, оранта) и кон. X в. в Токалы-килисе (в рост, с крестом в правой руке, левая в жесте приятия благодати) в Гёреме, Каппадокия; в мозаиках 30-40 гг. XI в. нартекса ц. Осиос Лукас в Греции (фронтальный поясной образ в медальоне, с крестом в руке). Встречаются единоличные поясные и ростовые изображения М. на иконах, на миниатюрах, в настенных росписях. Поясной образ М. находится на лицевой стороне 2-сторонней иконы «Св. Марина и св. Виктор», XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на иконе XIII в. из коллекции Джона и Доменики де Менил (Хьюстон, США), на визант. серебряном реликварии (до 1213, Музей Коррер, Венеция), на иконе 1-й пол. XV в. (Византийский музей, Афины), на иконе 2-й пол. XV в. (Византийский музей, Никосия); в росписях церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино в Македонии (1317/18) и вмч. Георгия в с. Убиси в Грузии (кон. XIV в.; изображена на юж. стене вместе с равноап. Феклой Иконийской). В рост, фронтально М. представлена, напр., на житийной иконе XIII в. (Провинциальная пинакотека, Бари) в позе оранты; на иконе XVI в. из ц. Агия-Лара в Лимасоле; во фресках церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница в Сербии (ок. 1320; на столбе) и Рождества Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря в Македонии (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2562062.html

Подвизаются 2 насельницы, настоятельница - мон. Феодора (Дока). Мон-рь Дрэгэнешти-Влашка в 29 км от Александрии был основан в 1998 г. в здании дворца, принадлежавшего боярину Ангелу Капра. В наст. время ведется строительство Троицкой ц., расписывается часовня во имя святых Киприана и Иустины. В мон-ре 6 насельниц, настоятельница - мон. Митродора (Глигор). Мон-рь Крынгу в 17 км от Турну-Мэгуреле был основан в 2001 г. с благословения еп. Галактиона как женский, 1 апр. 2006 г. преобразован в мужской. Ведется строительство кафоликона, богослужения совершаются в часовне во имя мч. Галактиона. В мон-ре 5 монахов, настоятель - архим. Климент (Попеску). Мон-рь Св. Фанурия в Силиштя-Гумешти в коммуне Балач был основан с благословения еп. Галактиона как скит, зависимый от мон-ря во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти. В сент. 2007 г. преобразован в монастырь. Община состоит из 5 монахов, настоятель - иером. Венедикт (Михалчя). Мон-рь Нэстурелу, самый южный в Румынии, находится в 8,5 км от с. Зимничя. Был основан в 2002 г. с благословения еп. Галактиона на бывш. поместьях семейства боярина Удриште Нэстурела. Служба ведется в часовне во имя вмц. Параскевы, строится кафоликон во имя свт. Николая. Подвизаются 5 монахинь, настоятельница - мон. Афанасия (Чорбаджиу). Мон-рь вмч. Георгия в Цигэнешти в 40 км от Александрии основан в 2004 г. В окт. 2008 г. еп. Галактион освятил Благовещенскую часовню мон-ря. Кафоликон во имя вмч. Георгия находится в стадии строительства. Община формируется, в наст. время подвизается 1 монах, настоятель - иеросхим. Продром (Беле). Мон-рь во имя вмц. Екатерины в Тэтэрештий-де-Сус в 37 км от Костешти был основан с благословения еп. Галактиона в 2009 г. рядом с руинами старых домов боярского семейства Бэлэчяну и церкви 1798 г. Мон-рь обнесен 7-метровыми стенами с круглыми башнями по углам. Подвизаются 3 насельницы, администратор - иером. Серафим (Добрин). Кафедральный собор Воскресения Христова в Слобозии. 1993–2003 гг. Мон-рь Буна-Вестире близ г. Болинтин-Вале с кафоликоном в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

XV в.). Данный тип изображения получил распространение в качестве средника деисусного чина. В основе иконографии лежат тексты из Книги прор. Иезекииля (Иез 1. 4-28; 10. 1-22) и из Откровения ап. Иоанна Богослова, описывающие явление Господа, сидящего на престоле в окружении 4 мистических животных (Откр 4. 2-9). Иллюстрации видения прор. Иезекииля с И. Х. во славе и с символами евангелистов были известны в искусстве V-VII вв. (напр., мозаика в храме мон-ря Осиос Давид; фреска капеллы 6 из мон-ря св. Аполлона в Бауите; икона «Христос Ветхий денми», мон-рь вмц. Екатерины на Синае, VII-VIII вв.), встречаются в средневизант. период (изображение над средником Киккской иконы Божией Матери, с пророками, нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; средник композиции «Служба святых отцов» в ц. Благовещения в Аркажах, 1189) и в палеологовскую эпоху (миниатюра с изображением евангелиста Матфея и И. Х. во славе - РНБ. Греч. 101, кон. XIII в.; «Видение пророков Иезекииля и Аввакума», 2-сторонняя икона из Погановского мон-ря, ок. 1395), причем И. Х. изображается как в типе Еммануила, так и средовеком. Иисус Христос во славе ( " Христос Ветхий денми " ). Икона. VII - VIII вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Иисус Христос во славе ( " Христос Ветхий денми " ). Икона. VII - VIII вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В средневек. искусстве Запада в качестве лит. основы образа И. Х. во славе с символами евангелистов было принято видение ап. Иоанна Богослова, описанное в Откровении, о чем свидетельствуют сопровождающие изображение Христа буквы Α и Ω и 24 апокалиптических старца (Откр 4. 4). Эта иконография получила название «Maiestas Domini» (Величие Божие). Образ имеет ярко выраженный эсхатологический характер, являя И. Х. как Судию Второго пришествия. Он встречается как в иллюстрациях к Апокалипсису (напр., Бамбергский Апокалипсис, ок. 1020, Гос. б-ка, Бамберг), так и в качестве самостоятельного сюжета в богослужебных книгах (напр., Евангелие из ц. св. Мартина в Туре, Франция - Paris.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха К-польского, оно было на мозаике апсиды церкви мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды ц. Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с прор. Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., ГТГ). Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на к-рой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции). Богоматерь «Знамение». Мозаика нартекса кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг Богоматерь «Знамение». Мозаика нартекса кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из мон-ря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская , Курская-Коренная , Мирожская , Новгородская , Серафимо-Понетаевская , Царскосельская и др.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Горушке») (Ярославской и Ростовской епархии), в г. Данилове Ярославской обл. Основан в 1894 г. мон. Михаилой (Козловой Параскевой Петровной; 1842-1909). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. В кон. 70-х гг. XIX в. послушница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря П. Козлова уволилась из обители по состоянию здоровья, в 1880 г. совершила паломничество в Иерусалим, проживала в мон-ре вмц. Екатерины. На личные средства и при помощи благотворителей Козлова устроила храм во имя вмц. Екатерины, за что получила грамоты и благословение Иерусалимских патриархов Никодима I и Герасима II на пожизненное пользование кельей Екатерининского мон-ря. Но осенью 1893 г. Козлова вернулась в Россию, поступила послушницей в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , где 13 февр. 1894 г. приняла постриг с именем Михаила. По благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства мон. Михаилы в местности Горушка близ г. Данилова Ярославской губ. началось строительство Д. м. Активное участие в устроении обители принял архиеп. Ярославский Ионафан (Руднев) . 22 июля 1894 г. указом Святейшего Синода была учреждена Даниловская Казанская жен. община, настоятельницей назначена мон. Михаила. Определением Свящ. Синода от 19 янв. 1901 г. и указом царя св. Николая II от 6 февр. того же года община была обращена в общежительный нештатный мон-рь, мон. Михаила в ярославской Крестовой ц. возведена в сан игумении. С 1909 г. Д. м. управляла постриженица Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Иоанна (Скабская), с 1912 г.- бывш. насельница ростовского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря игум. Мария (Пирожкова). Ок. 1895 г. в общине было 4 монахини и неск. послушниц, в нач. XX в.- ок. 80 сестер.

http://pravenc.ru/text/171337.html

С. сохранился в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Со 2-й пол. XI в. наиболее распространенным становится изображение Е. C. с куколем на голове. В куколе, коричневой монашеской мантии, с раскрытым свитком в левой руке он представлен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря (кон. XI - нач. XII в.); в алтаре церкви мон-ря прп. Неофита на о-ве Кипр (ок. 1183); Боянской ц. (1259). В соборе мон-ря Милешева фигура Е. С. на одной из лопаток стен, разделяющих композицию «Страшный Суд», распознается по надписи на свитке; предположительно Е. С. изображен в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1263-1268); ц. прп. Ахиллия Ларисского в Арилье, Сербия (1296); ц. ап. Петра в Расе, Сербия (посл. четв. XIII в.); ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); ц. св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359); трапезной Протата на Афоне (нач. XIV в.); церкви мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (1381-1389); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); собора Нямецкого Вознесенского мон-ря, Румыния (1497). В иконописи изображения Е. С. известны в основном в составе избранных святых и на минейных иконах: триптих (нач. XIV в.) и «Большой Деисус, со святыми» (2-я пол. XV в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В поствизант. период наряду с изображением Е. С. среди монашеских образов (росписи собора Каламбаки, Греция (XVI в.); мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654); мон-ря Хурези, Румыния (1654)) получила распространение сцена успения Е. С. Истоки этой иконографии - в к-польской живописи XIV-XV вв. Одно из таких произведений описано в экфрасисе 1-й пол. XV в., приписываемом Марку или Иоанну Евгенику. Эта сцена встречается в минологиях среди иллюстраций текста Жития Е. С.: миниатюры Минология 1327-1340 гг. (Bodl. Oxon. Fol. 1, 26r). Один из ранних памятников, представляющий развернутый вариант этой иконографии,- образ 1457 г.

http://pravenc.ru/text/376984.html

1983. Р. 153-154; наиболее близкие житийные эпизоды - поставление Н. в разные степени церковного служения и евхаристическое Чудо из «Деяния о подати»); не исключено, что она восходит к визант. традиции украшения литургических свитков образами св. отцов Церкви и в данном случае позволяет показать Н. как отца Церкви и ревностного служителя, снискавшего Божественную благодать. Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В иллюстрациях к Житию Н. довольно рано выделились мини-циклы, связанные с наиболее популярными чудесами святителя, прежде всего с прижизненным «Деянием о 3 стратилатах» (в древнерус. иконографической традиции - чудо о 3 воеводах). Это чудо иллюстрировали неск. эпизодами, напр., в монументальной живописи к древнейшим таким памятникам относится роспись нартекса ц. свт. Николая Каснициса в Кастории с 4 сценами из этого текста. На иконе с поясным образом Н. с т. н. Никейским чудом в среднике (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлены 5 сцен из «Деяния о стратилатах», в к-рых 3 главных героя легко опознаются по цвету одежд и возрасту: стратилаты в темнице; Н. является императору и епарху в тонком сне; стратилаты со связанными за спиной руками предстают перед императором; император отпускает стратилатов; стратилаты припадают с молитвой к сидящему на высоком престоле Н., благословляющему их. Спустя неск. столетий (в XIV или XV в.) житийный цикл этой иконы в точности воспроизвели на др. синайской иконе, где в среднике святитель представлен стоящим и к нему обращены в молении 2 монаха, на крупной раме изображены Деисус и избранные святые (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Детали синайской иконы кон. XII в. повторены также и на иконе из Бишелье, но изменены последовательность сцен цикла «Деяния о стратилатах» и его место среди клейм. Меньше клейм, нежели на синайской иконе, включает это чудо на иконе из Какопетрии; сцены этого чуда располагаются в начале житийного цикла, сохраняя связь с прижизненными деяниями святителя. Показательно, что на древнейших житийных иконах, созданных мастерами высокой визант. художественной культуры, отсутствует изображение перенесения мощей Н., а завершают житийный цикл или успение Н., или положение тела Н. в саркофаг. Нек-рые сцены из житийного цикла Н. включали в роспись компартиментов алтарного пространства (напр., в жертвеннике ц. Св. Софии (Панагии Одигитрии) в Монемвасии, кон. XII - нач. XIII в.). К Житию св. Николая Сионского восходит рассказ о Плакомском кипарисе, который позднее был превращен в посмертное чудо Н. К иллюстрациям посмертных чудес относится также изображение спасения крестьянского сына Василия из араб. плена - сцены с изображением этого чуда имеются на всех 3 ранних житийных иконах: из мон-ря вмц. Екатерины, из Бишелье и из Какопетрии.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010