Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:1 Поклонитесь Ему, все Ангелы Его. Пс 96:7в Бог сидит на престоле святом Своём. Пс 46:9б И будет Он судить вселенную по правде. Пс 9:9а Престол Твой, Боже, во век века. Пс 44:7 Ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес. Пс 8:2б Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя. Пс 56:6 Кто, как Господь, Бог наш, на высотах живущий? Пс 112:5 Будь превознесен, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Пс 20:14 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Пс 46:7 После полиелея седален, глас 5 Сойдя с небес на землю,/и лежащий долу под стражей ада Адамов образ/с Собою воскресив как Бог,/ и вознесением Твоим, Христе, на небеса его возвысив,/Ты на Своем Отеческом престоле дал ему воссесть,/как Милостивый и Человеколюбец. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 Взошел Бог при восклицании,/Господь – при звуке трубном. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:2; 6 Евангелие от Марка, зачало 71. После 50 псалма стихира, глас 6 В сей день вышние воинства,/созерцая на небесах наше естество,/удивлялись чудному образу восхождения,/в недоумении друг другу говоря:/«Кто Этот Пришедший?»/Видя же своего Владыку,/небесные врата поднять повелевали./С ними и мы непрестанно воспеваем Тебя,/вновь с небес во плоти Грядущего,/как Судию всех и Бога Всесильного. КАНОНЫ Первый – преп. Иоанна Дамаскина, глас 5, и второй – преп. Иосифа, глас 4; Первый поем с ирмосами на 8, второй же –на 6. Песнь 1 Канон 1 Ирмос: Спасителю Богу,/по морю народ стопами не омоченными проведшему/и фараона со всем воинством потопившему, –/Ему единому воспоем,/ибо Он прославился. Воспоем, все люди, Христу,/на плечах Херувимских вознесшемуся со славою,/и посадившему нас с Собою справа от Отца,/песнь победную, ибо Он прославился. Посредника между Богом и людьми – Христа/сонмы Ангелов, увидев на высотах с плотию, поражались,/но согласно воспевали песнь победную,/(ибо Он прославился.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

VI. Тип F (CPG. C. 145; тип V, по Каро-Лицману) содержит более 1,8 тыс. фрагментов из сочинений 24 авторов, чаще всего приводятся толкования Аммония, святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского. Древнейшими рукописями катены являются: Cus. 18, XI в.; Paris. gr. 209, XI-XII вв. Издание Кордье ( Corderius. 1630) основано на 1-й из них ( Heitlinger. 1961). VII. Тип G (CPG. C. 146) - катена кодекса Ath. Laur. B 113, XI в., содержит ок. 485 фрагментов из произведений 16 авторов. Основными источниками катены (в форме, близкой к типу F) являются толкования святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Оригена. Почти половина отрывков анонимна и не имеет параллелей с др. типами ( Reuss. 1949). VIII. Ряд кодексов содержит фрагментарные катены на отдельные перикопы Евангелия от Иоанна: a) катена на Ин 11. 1-45 Макария Хрисокефала в рукописи Vat. gr. 1610. Fol. 360-388, XVI в. (16-е слово),- сокращение катены на Евангелие от Иоанна Никиты Ираклийского; b) катена на отдельные стихи Ин 4-6 рукописи Monac. gr. 208. Fol. 107-234, X в. (CPG. C. 147. 1; тип VII по Каро-Лицману),- собрание по большей части анонимных схолий, дополненных толкованиями 7 авторов; c) Vat. gr. 349. Fol. 293-377, XI в. (CPG. C. 147. 2),- коллекция 138 толкований на Ин 1. 1-17 и 14-17, из к-рых 101 принадлежит прп. Максиму Исповеднику, 15 - свт. Григорию Богослову, 22 - анонимны; d) катена на Ин 1. 1 - 18. 5 кодекса Paris. Suppl. gr. 1225. Fol. 219-270v, XI в. (CPG. C. 147. 3),- небольшая коллекция анонимных схолий; e) Vat. gr. 1229, XI в. (CPG. C. 147. 4),- собрание немногих толкований на 4 главы (Ин 1, 5, 11, 21), заимствованных из комментария Петра Лаодикийского и основной катены типа A; f) катена рукописи Roma. Bibl. Linc. A 300. Fol. 175-225v, XII-XIII вв. (CPG. C. 147. 5),- анонимные схолии на нек-рые места Евангелия от Иоанна, также 1 отрывок из Оригена и 1 - из Аммония; g) катена рукописи Vat. gr. 1618, XVI в., включает анонимные толкования, представляющие собой сокращение и парафраз гомилий на Евангелие от Иоанна свт. Иоанна Златоуста ( Reuss. 1941. S. 216-220). Деяния святых апостолов

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Различие источников, однако, не оправдано известными рукописями: все дают в ее нынешнем состоянии 73 : Славянский Служебник: " ] 1. Боже великий и вышний=ср. Пс. 103 ,1а. 2 . Един имеяй бессмертие, во свете живый неприступнем= 1Тим. 6,16 ; ср. Пс. 103 ,2а, 3 . всю тварь премудростию создавый=ср. Пс. 103 ,24б, 4 . разделивый между светом и между тмою= Быт. 1,14–18 5 . и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи – Быт. как указано выше; Пс. 135,7– 9 ; ср. Пс. 103,19–20 , 6 . сподобивый нас грешных и в настоящий нас предварити лице Твое 74 9 исповеданием= Пс. 94,2 7 . и вечернее Тебе славословие принести=ср. Пс. 140,2 ; 8 . Сам, Человеколюбие, 9 . исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою=ср. Пс. 140,2 10 . и приими ю в воню благоухания=ср. Исх. 30, 7–8, 34–36 . 11 . Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую ночь мирну, 12 . облецы ны во оружие света= Римл. 13,12 , 13 . избави ны от страха нощнаго и всякия вещи во тме преходящия= Пс. 90,5 –6а, 14 . и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякого мечтания диавола отчужденный. " ] 15. Ей, Владыко, благих подателю, 16 . да и на ложах наших умиляющеся= Пс. 4 ,5в, 17 . поминаем в нощи имя Твое 18 . и поучением Твоих заповедей просвещаемы= Пс. 118,143 , 19 . в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, 20 . моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще=просительная ектения? 21 . о своих согрешениих и всех людий Твоих, 22 . яже, молитвами святыя Богородицы милостию посети. В. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу восылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу... Удачный синтез вечерней молитвы: хвала Богу, создателю дня и ночи, основанная на Быт. 1 и Пс. 103 и 135 75 ; прошение принять молитву как фимиам и благовоние, связанное с Пс. 140 , преимущественно вечерним псалмом, и с Исходом 30; прошение о спокойном вечере и благословенной ночи. предусматривает скорее ночь духовной аскезы, чем ночь отдыха, как она описана в 14: не монастырское ли это добавление? 20–22 является молитвой того, кто молится за народ: это будет скорее священническая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пророчества. Эта составляющая будет включать в себя рассказы о мессианских пророчествах. Особое внимание необходимо уделить пророчествам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мессианских откровений частью через пророка Нафана, частью непосредственно ( 2Цар.7:12-29 , 1Пар.28:4 ; ср. Быт.49:10, 2 Царств 23:2–5). Откровения эти гласили, что Мессия произойдёте не только из колена Иудина, но конкретно из дома Давида. Он будет праведным и кротким Царём, принесёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном общении с Богом и за всех заключит с Ним вечный Завет. Образ Мессии как вечного Царя, величайшего Первосвященника и Страдальца за грехи мира раскрывается в мессианских псалмах 20 , которые следует включить в программу. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы написаны по поводу важнейших событий в истории царя Давида или Израиля. Например, Давид пророчествовал о Мессии, спасаясь от Саула ( Пс.91 ), после окончания преследования ( Пс.68 ), при вступлении на царство ( Пс.39 ), после завоевания Иерусалима ( Пс.109 ), при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим ( Пс.23 ), по поводу восстания на него соседних народов ( Пс.2 ); по случаю разных побед ( Пс.117:88, 131 ), по случаю брака Соломона ( Пс.44 ), при вступлении Соломона на престол. ( Пс.71 ) и т.д. В некоторых псалмах Давид говорит о Мессии так же, как, например, пророк Нафан ( 2Цар.7 ; ср. Пс.2:7-9, 12, 109:1-6 ). В некоторых псалмах пророчество о Мессии раскрываются через воспоминание о бывших в век патриархов обетований ( Пс.71:17 ). В некоторых псалмах образ Мессии раскрывается в личных переживаниях (например, Пс.21:17, 19, 20-22, 28-32, 15:10-11, 88:27-30, 39:4, 7-9, 131:11, 13, 17-18, 44, 71, 23, 8, 68 и др.). Наконец, Давид предсказывал о Мессии в прообразах ( Пс.21:2, 109:44, 117, 40, 54, 87, 108 и д.). Из всех этих псалмов наиболее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изложении «Завета Божия с Давидом» нужно сосредоточить внимание учащихся. При разборе пророческих книг книги пророков Исаии и Иеремии целесообразно поставить на первом месте.

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Другая миниатюра предлагает сцену Распятая в развитой исторической обстановке, среди двух разбойников 31 , в момент уже наступившей смерти Христа (к Пс.45:3 , «поколебалась земля» и пр., л. 45 об., по Ев. Луки Лк.23:45 , Мф.27 ), землетрясение и затмение солнца; два воина подходят перебить голени у разбойников; возле – толпа старейшин в широких одеждах, с лоронами, и Иудеев в страхе, а в стороне и двое эллинов: учитель философ – благообразный мужчина в пурпурной хламиде, держа на левой руке свитки своих сочинений, беседует с Апостолом, выражая изумление, а рядом молодой и впечатлительный ученик мудреца указывает ему на чудо. Оригинальная и живая мысль грека – в сцене Распятия совместить и начало истории церкви, и ее развитие в среде языческой. В этой же Псалтири впервые встречаем и Положение во гроб 32 ( Пс.87:7 , л. 87) спеленатого Христа, и три интересный миниатюры Воскресения: в двух (л. 6, Пс.7:8 ) Давид стоит перед полулежащим Христом (л. 9 об., Пс.9 ), или наивно прислушивается у запертых дверей Гроба; в третьей (л. 26 об., Пс.30:5 ) Христос, уже воскресший, стоит возле Гроба; сзади Давид, а внизу двое павших на землю воинов. Как сцена, утвердившаяся в иконографии с значением Воскресения, – Сошествие Христа во ад 33 изображено в Псалтири дважды, с надписью: νστασις το δμ: Христос представлен в голубом ореоле с лучами, а Адам и Ева стоят на поверженном аде – колоссальной человеческой фигуре, с волосами дыбом и уродливыми чертами лица ( Пс.67:7 , л. 63 об.). Наконец оригинальная миниатюра к Пс.101:14 изображает воскресшего Христа спешно идущим в «святой Сион», по поверженному в саркофаге диаволу – образу попранной смерти; Сион представлен в виде храма с тремя абсидами, из за которого видна фигура олицетворения города в типе Богородицы, но без нимба. Сюжет, сколько известно, мало повторявшейся. Между последующими евангельскими событиями: посланием учеников на проповедь ( Пс.95 , л. 96 обор.), сценою Вознесения ( Пс.17 , л. 14; Пс.56 , л. 55 об., и Пс.46 , л. 46 об.), изображенного несколько раз в установленном типе, с 4 ангелами, несущими Христа в ореоле, Богородицею среди Апостолов, в масличном саду и пр., или в виде Христа восседящего на престоле (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В начале 1360-х гг., будучи в монастыре Акаталипт, свт. Филофей написал гимнографические и литургические сочинения в честь свт. Григория Паламы . Последование службы свт. Григорию дошло до нас во множестве рукописей, о которых см. на С. 95 (посл. 2 строки), С. 96 (строки 1–2). Последование было издано: Philotheos Kokkinos. κολουθα το ν γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης το θαυματουργο το Παλαμ. Edited by Basil E. Boloudakes. Athens, 1978, 73–136; Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou. “Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου ποιητικ ργα.” PhD disssertation. Aristotle University of Thessalonike, 1992, 1–52. О канонах свт. Филофея, посвященных свт. Григорию Паламе , М. Митреа не пишет, предлагая читателю эту информацию получить в монографии Цендикопулоса на С. 331–332 (см. прим. 397 на С. 96). Также свт. Филофеем были сославлены: ü Последование и канон всем святым (о рукописях данных текстов см. на С. 96 строки 5–7); ü Канон свт. Николаю Мир Ликийских (о рукописях см. прим. 399 на С. 96; критическое издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 74–106); ü Канон вмч. Димитрию Солунскому (о рукописях см. прим. 400 на С. 96; критическое издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 107–113); ü Канон свт. Иоанну Златоусту (см. прим. 401 на С. 96; издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 114–141); ü Канон вмч. Георгию (о рукописях см. прим. 402 на С. 96; издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 142–148); ü Канон 3 святителям (о рукописях см. прим. 403 на С. 96); ü Каноны на Воздвижение Креста Господня (см. прим. 403 на С. 96); ü Просительные каноны, тропари, гимны и молитвы Христу и Богородице на разные нужны и случаи (засуха, чума, землетрясение и против врагов; изданы некоторые из них в: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 149–287; о рукописях и проч. см. в прим. 404 на С. 96);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Должно «исповедоваться» Господеви исповеданием своих грехов — как Врачу, и благодарениям за благодеяния Его как Благодетелю: ибо Он «Благ» и «Милостив» и «Человеколюбец» (Евсевий). Пс.106:2.   Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага. Пс.106:3.   И от стран собра их: от восток и запад, и севера, и моря. Пс.106:4.   Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша. Пс.106:5.   Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Пс.106:6.   И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я. Пророк описывает падение людей во зло. От недостатка духовной пищи оскудела их сила и зло достигло высшей степени. Но один только глас, обращенный к Богу — претворил все в добро. Вот подлинное чудо! Не одним воздержанием от яств (пощением), но и «воплем» к Богу из сердца можем избавиться от диавола и страстей (Григорий Нисский, Иоанн Карпафский). Пс.106:7.   И настави я на путь прав, внити во град обительный. Христос «наставил» людей к вере в Него и привел их во «град обительный» — Церковь (Афанасий). Пс.106:8.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Пс.106:9.   Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ. Тело и Кровь Христова голод и жажду верных душ утоляет (Григорий Нисский). Пс.106:10.   Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом. Все земное божественный Давид называет «сению смертною» , так как оно удаляет душу от истинной жизни. «Окованные нищетою» в добродетелях и «железом» от грехов. Как говорит и приточник: «каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22) (Григорий Богослов). Пс.106:11.   Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. Пс.106:12.   И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. Причиной всех этих бедствий было непослушание Божию закону и отвержение «совета Вышняго» с пренебрежением по гордости (Григорий Нисский). Пс.106:13.   И воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: Пс.106:14.   И изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

1745 Между этими годами обыкновенно полагают время царствования Давида; но не должно забывать, что значительная часть его псалмов написана была им еще прежде его воцарения. См. выше ист. псалом стр. 51–61. 1751 По мнению древних и новых толкователей, Пс. 49 -й Асафов поставлен между 48-м Кореевым и 50-м Давидовым потому, что он с первым сходится в обличении и возвещении суда нечестивым, забывающим Бога ( Пс.48:6–16 и 49:15–22), и в призывании всех народов земли внимать преподаваемым урокам благочестия (48:2 и 49:7. См. Златоуст на Пс. 49 , Т. 1, стр. 444; ср. Бл. Феодорита на тот же Пс. Т. 2, стр. 278), а с последним раскрывает одну и туже истину, что животные жертвы и вообще внешнее богопочтение, без внутреннего сердечного расположения, не угодны Богу ( Пс.49:8–15, 23, 50:18–19 . См Koster и Hitzig на Пс. 49–50 и Delitzsch Symbolae ad Psalm illustr isag p. 54–55). Поставление Давидова 85 Пс. между Кореевыми объясняется тем, что с предшествующим 84 псалмом он представляет очень сходную молитву к Господу о помиловании, а следующий за ним 86 Пс., составляет развитие выраженной в нем (ст. 9) мысли об обращении язычников (см. Symbolae стр. 60). Давидовы псалмы 100, 102 и 103 составляются с позднейшими (101 и 104–106) по тожеству развивающейся в них мысли о бесконечной благости и правед. Божией (ср Koster на Пс. 101 и Hengst 4, 1, S 126 и 166, Symbolae стр. 62). О сопоставлении Псс. 102–106 по сродству их между собою в указанном отношении хорошо замечает наш ученый исследователь Псалтири Прот. Павский. Сказав, что в Пс. 102 Давид благословляет Господа, венчающего боящихся Его милостью и щедротами и призывает все небесные силы к прославлению Его, он продолжает: «собиратель последней части псалмов, внимая сему воззванию, присовокупляет к его (Давида) псалму другие четыре, все подобные между собою в том, что прославляют смотрение Божие, Его премудрость и благость, созерцаемую в природе ( Пс. 103 ), в устроении на земле церкви (104 и 105) и в общежительных делах человеческих (106 Пс.)». (Обозр. Пс. стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010