Алла Георгиевна Чулюкина, заведующая редакцией Журнала Московской Патриархии в 1985–1994 годах: – Я с Валентином Арсентьевичем Никитиным вместе работала в «Журнале Московской Патриархии», где он был редактором, притом пишущим. Он был очень талантливым автором прекрасных статей не только в журнале, но и в книгах, которые в то время, к сожалению, издавались только за рубежом. У него было очень легкое перо. Но узнала я его еще раньше, где-то в 1973-м году, когда он пришел работать в Издательский совет Московской Патриархии под начало отца Иннокентия (Просвирнина), который был заместителем главного редактора по научной работе, а фактически – вторым лицом в Издательском совете после владыки Питирима. Сначала Валентин работал там внештатно, а потом поступил в штат. Он выполнял многие поручения владыки Питирима. Писал хорошо, быстро, грамотно. Когда он работал уже в ЖМП, мы находились под бдительным вниманием Совета по делам религий. Тогда шаг влево – шаг вправо приравнивался к расстрелу, и что-то изменить в структуре журнала было практически невозможно – и тем не менее он был инициатором «Поэтической страницы» в журнале и всячески ее продвигал. Валентин Арсентьевич был очень добросовестный, с тонким поэтическим вкусом, чуткий и деликатный, невероятно работоспособный, добрый и доброжелательный ко всем человек. Царствие ему Небесное! Валентин Арсентьевич Никитин. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Галина Гурьевна Гуличкина, редактор Издательства Сретенского монастыря: – Это был человек необыкновенной доброты. Он спешил на помощь каждому, кто в ней нуждался, хотя сам очень часто был крайне занят, ведь он был крупный литератор и поэт. Но Валентин откладывал в сторону все свои дела, если кому-то надо было помочь. Например, когда заболел автор книги «Сорок сороков» Петр Паламарчук, с которым они очень дружили, Валентин Арсентьевич ходил в больницу и ухаживал за ним до последнего дня. Не было ни одного человека, который бы с ним общался и не получал этого доброго отклика. Мы все знали, что ему можно позвонить в любой момент, когда тебе трудно и тяжело, и он все бросит и начнет помогать по силе возможностей, подключая разных знакомых. У него в принципе не могло быть врагов – настолько он был добр.

http://pravoslavie.ru/106899.html

Стоит пастырю, желающему только честно и добросовестно исполнять свой пастырский долг, без всяких поблажек и уступок современной моде и развращенным нравам, начать учить своих пасомых истинно христианскому пути жизни, как сейчас же весьма многие из современного мнимохристианского общества обрушиваются на него со всею силою ожесточенного озлобления, начинают всячески хулить и порочить его, стремясь дискредитировать в глазах остальных и подорвать его пастырский авторитет” ( Аверкий (Таушев) , архиеп. Всему свое время. М., Издательство Сретенского монастыря, 2006. С. 104–106). Владыка Аверкий написал это в Америке в 1961 году. Но разве не то же говорят церковные либералы в современной России? Хоть и страна другая, и полвека прошло с тех пор, как это было написано, а претензии все те же. Что значит “хочешь показаться святошей”? Значит, хочешь прославить себя, выставив свое “я”, свое “эго” в выгодном свете. Послушание духовнику, соблюдение иерархии пытаются дискредитировать, сказав, что священники просто тешаттаксвой эгоизм, властолюбие и тщеславие. В более корректной форме критика ортодоксальных, серьезно относящихся к церковным правилам и традициям пастырей сводится к тому, что они забывают о христоцентризме, приводят к себе, а не ко Христу. Хотя, конечно, представители младостарчества и “гуруизма” тоже у нас встречаются, но нападают ведь почему-то в основном не на них, а на батюшек, которые как раз заботятся о подлинном воцерковлении своей паствы, о серьезном отношении к вере, к церковным таинствам, к молитве, к православному образу жизни, на тех, кто “полагает жизнь за овец” ( Ин. 10,11 ).   Именно такого “пастыря доброго” по лукавой диалектике перевертыша обвиняют в эгоизме. Естественно, в эгоизме обвиняют и “старушек у подсвечника”, многие из которых, как пророчица Анна, всю жизнь не отходят от храма. Не просто проводят там все свое время, а трудятся не покладая рук, не жалея сил, невзирая на преклонный возраст и телесные недуги. И, пожалуй, только в среде, насквозь пропитавшейся духом эгоизма, могут найти поддержку сентенции, что “злобные бабки просто самоутверждаются за счет молодых”. В обществе, не утратившем традиционных христианских представлений о добре и зле, такие сентенции не могли бы прижиться. Во-первых, потому что христианство учит прежде всего заглядывать в себя и в себе искать вину, а во-вторых, потому что грех хамства невозможно было бы выдать за добродетель.

http://azbyka.ru/deti/bomby-v-saharnoj-g...

Колыбельная Христу Из книги Храм неразрушимый , выпущенной издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение». Это произошло в 1986 году в доме престарелых, где я тогда работала терапевтом. Жила там тогда на третьем этаже одна старушка… Что значит — «на третьем этаже», для вас, конечно, непонятно — разве это так важно, на каком именно этаже жил человек?.. А вот для сотрудников этого дома престарелых, а особенно — для его обитателей слова «третий этаж» имели вполне определенный, зловещий смысл. На третьем этаже было два отделения: одно — для лежачих и умирающих больных, другое — для больных с психическими нарушениями. Вход на третий этаж запирался на ключ. Поэтому даже не всякий работник дома престарелых мог попасть туда. О других больных или родственниках и говорить нечего. Если человек по той или иной причине попадал на третий этаж, он как бы уже исчезал из мира живых. Даже если и продолжал еще существовать где-то там, за закрытыми дверями третьего этажа… Так вот, на этом самом третьем этаже жила старушка по фамилии Макаренко. К сожалению, я забыла, как ее звали. То ли Евдокией, то ли Параскевой. Зато хорошо помню прозвище, которым ее за глаза называли все сотрудники — Бандеровка. В наш дом престарелых ее привезли из какого-то отдаленного лесопункта. Хотя родом она была не из наших, северных мест, а с Украины. Из родных у нее не было никого. А Бандеровкой ее прозвали вот по какой причине. При виде кого-либо в белом халате, она начинала испуганно, умоляюще лепетать: — Я вкраинка. Я не бандэровка, ни, я вкраинка… Спасить мэнэ… Я робыты можу. Корову доиты можу, шиты можу, праты можу… Спасить мэнэ… Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться, в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться. Поэтому-то ее и поселили на третьем этаже. Впрочем, когда по недосмотру медперсонала дверь на третий этаж оказывалась незапертой, она убегала и оттуда. Все ее побеги кончались одним и тем же — ее ловили где-нибудь в закутке под лестницей, или в парке возле дома, или даже в соседнем поселке и водворяли назад, на третий этаж. Под замок.

http://pravoslavie.ru/42157.html

Закрыть Встречи Из новой книги писателя «Иринарховский крестный ход» 01.09.2013 492 Время на чтение 10 минут В издательстве «Российский писатель» в нынешнем, 2013 году, вышла в свет новая книга известного русского писателя Сергея Антоновича Щербакова «Иринарховский крестный ход». В книгу вошли избранные повести и рассказы маститого автора, как новые, так и уже полюбившиеся читателю. Новую книгу Сергея Щербакова можно уже сегодня приобрести в Москве в магазине Сретенского монастыря и в магазине «Православное Слово». Эту и другие книги Сергея Щербакова можно также заказать по адресу: 119590, Москва , ул. Довженко, д. 6, Книжный клуб Союза писателей «Русская книга» (финансовый получатель ИП Сапичев А.И). Банковские реквизиты организации-получателя: индивидуальный предприниматель Сапичев Антон Иванович. ИНН предпринимателя: 325300025743. Банк Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва; р/с: 40802810038180001908; БИК: 044525225; к/с: 30101810400000000225; в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России. ИНН банка: 7707083893 КПП банка: 775003002 Заказы также принимаются по телефонам: 8-495-799-75-58, 8-495-972-65-87 (с 10 до 21 ч. ежедневно и по e-mail: kniga-klubSP@mail.ru. Для жителей РФ форма оплаты - наложенный платеж. Для жителей ближнего и дальнего зарубежья - предоплата 100 %. Вечером, перед самой прогулкой, выпал снег. Он лежал нетронутый белый и даже не верилось, не хотелось верить, что завтра утром его посыплют солью и он превратится в грязное месиво, от которого портится обувь и от которого собаки плачут и не хотят ходить по Москве. Слава Богу, он выпал поздно - теперь до утра эта красота пролежит. Даже всегда темная яблоневая аллея празднично просветлела. Черные стволы дерев, опушенные снегом, графически изгибались. На душе было легко, молодо. Вспоминался Рубцов: «Выпал снег и все забылось, чем душа была полна, сердце проще вдруг забилось, словно выпил я вина...» Малыш же падал спиной в снег и купался в нем. Потом весело вскакивал, встряхивался и бежал вперед. Проплывали облака и открывались ясные звездочки. Навстречу вышла высокая девушка в дубленке с капюшоном. Видимо от избытка чувств Малыш неожиданно прыгнул на нее. Она почему-то не испугалась, но остановилась озадаченно, мол, что дальше. Никита радостно успокоил: «Не бойтесь, не укусит. Это лайка...» И девушка улыбнулась, будто бы тоже знала, что лайки всем людям друзья, а всем собакам враги. И потом она стала часто встречаться им в яблоневой аллее. Они ничего не говорили друг другу, даже головой не кивали, но было понятно, что тот снежный вечер они запомнили. Однажды девушка пропала на целый месяц, и когда вновь вышла навстречу, Никита неожиданно настолько обрадовался, что сказал: «Давно мы вас не видели». Девушка было озадачилась, как в первую встречу, но опять же, словно поняла, что встретиться в многомиллионной Москве дважды - это чудо, а несколько раз - просто чудо из чудес. Она ласково улыбнулась и развела руками, дескать, так уж получилось.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/02/...

Очерк церковнославянской орфографии. Статья 2. Диакритические знаки Продолжаем публикацию отрывков из пособия по орфографии церковнославянского языка, которое составлено доктором филологических наук, профессором Сретенской духовной семинарии Л.И. Маршевой (из книги «Орфография церковнославянского языка» , выпущенной издательством Сретенского монастыря). Помимо буквенных орфограмм, находящихся в строке, – строчных знаков, церковнославянский язык располагает разветвленной системой надстрочных (диакритических) знаков, которые являются хотя и специфическими, но обязательными элементами правописания. В богослужебных текстах можно встретить три основных вида диакритических знаков, которые ставятся исключительно по традиции, восходящей по преимуществу к древнегреческому языку, и никак не связаны с особенностями произношения. 1. Знаки ударения Подавляющее большинство церковнославянских слов графически отмечается ударением. Знаком ударения выделяется ударный слог в слове. При этом нужно учитывать несовпадения современного русского и церковнославянского ударений: избавúтель – . Есть три вида ударений, которые, интонационно ничем друг от друга не отличаясь, демонстрируют место ударного гласного: 1) острое ударение ( ) – ставится над ударным гласным в начале или середине слова: . 2) тупое (тяжелое) ударение – ставится, если ударная гласная является самой последней в слове: . Для правильной постановки ударения нужно помнить следующее. 1. Буквы (ер, ерь, и с краткой) – гласные, что сказывается на постановке ударения: – ударение острое, ибо слог считается не последним (каким он является в современном русском языке), а предпоследним. Особенно показательны здесь слова, которые в современном русском языке односложны: (пишутся с острым ударением). 2. В остальных односложных словах (не оканчивающихся на ) ударение тупое: . 3. Иногда после слова, оканчивающегося на ударный гласный, то есть с тупым ударением – , стоят частицы или краткие формы возвратного и личных местоимений . Они соединяются с предыдущей единицей в одно целое, составляя фонетическое слово, и утрачивают ударение. И, следовательно, тупое ударение первого слова «превращается» в острое, так как ударным становится не последний, а предпоследний слог: . Ср.: – местоимение отмечено тупым ударением, так как предшествующее слово имеет акцент на предпоследнем слоге.

http://pravoslavie.ru/32724.html

Новое оформление сайта Православие.Ru      Дорогие читатели сайта Православие.Ru ! С сегодняшнего дня мы будем встречаться на обновленном портале. У нас изменился не только дизайн, но и появились новые рубрики и новые функциональные возможности, стал более удобен доступ к материалам. Так, мы выделили все нетекстовые публикации в отдельный раздел «Медиа»: здесь Вы найдете аудио и видеоматериалы, фотогалереи. Появились новые рубрики: «Слово Патриарха» , «Инфографика» , «Опрос читателей», «Выбор редакции» , «Актуальный вопрос» . Здесь будут размещаться материалы, на которые мы хотим особо обратить Ваше внимание. Статьи самых популярных авторов теперь можно найти в блоке «Авторы Православие.Ru», что значительно ускорит их поиск. В разделе Издательства Сретенского монастыря Вы сможете не только узнать о новых книгах, но и заказать их, перейдя в онлайн-магазин . Нам важно учитывать Вашу оценку предлагаемых материалов, знать Ваше мнение о поднимаемых редакцией темах и проблемах. Теперь на портале Вы можете видеть количество просмотров и комментариев к каждой публикации. Статьи, интервью, очерки, рассказы, а также видео и фото наших авторов Вы можете оценивать по 10-бальной шкале. Наши читатели еженедельно могут получать самые интересные материалы и последние новости портала на электронную почту. Для этого нужно подписаться на нашу рассылку. Кроме того, Вы по-прежнему сможете: Мы продолжим работу по улучшению портала и планируем уже в ближайшее время добавить новые подразделы. Также продолжится работа по техническому совершенствованию сайта, чтобы он становился более интерактивным и удобным. Благодарим всех Вас за внимание к нашему сайту. Будем признательны за комментарии с Вашими оценками и пожеланиями. Постараемся учесть наиболее интересные предложения в своей дальнейшей работе. Редакция портала «Православие. Ru» 23 ноября 2015 г. скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 30 июня 2021, 14:08 Здравствуйте! Почему не двигается новостная лента на экране сотового телефона? Невозможно открыть новостные вкладки, телефон просто зависает и не реагирует. Очень стало неудобно, предыдущее оформление было намного удобнее.

http://pravoslavie.ru/88038.html

В издательстве Сретенского монастыря вышел новый роман известного поэта, писателя и публициста, лауреата Патриаршей литературной премии Олеси Николаевой «Меценат» . Роман написан в форме детектива. О своем произведении рассказывает сам автор. 26 апреля 2013 г. Рейтинг: 5.9 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 6 февраля 2015, 21:27 Прекраснейший роман! Прочитала его уже второй раз! Считаю, что произведение недооценено, несправедливо, что о нем почти нигде ничего не было сказано. Анастасия 6 августа 2013, 12:01 Спаси Господи! Т.Н. 12 июня 2013, 12:42 На мой взгляд книга скучновата.Самое интересное автор только что прочитала сама.Согласна с Н.Н.,перенасыщенность мелкими деталями ,не относящимися к делу ,и перепевками из предыдущей книги О.Николаевой " Небесный огонь " .Буквально смешались в кучу кони ,люди и залпы тысячи орудий .Вторую половину книги дочитывала " по диагонали " и то только потому ,что была в отпуске. Я бы в свою очередь, порекомендовала бы книгу рассказов " Райские хутора " Я.Шилова из " зелёной серии " . Чудесные рассказы. Отличный язык. Спасибо денис 29 апреля 2013, 06:50 с интересом прочитал предыдущую книгу автора " Небесный огонь " , при случае почитаю и эту. Автору респект и новых творческих успехов!! Наталья 27 апреля 2013, 09:34 Спаси Вас Господи! Появилось огромное желание прочитать этот роман. Чувствуется,что он написан глубоко верующим, воцерковлённым человеком, а прикоснуться к личности такого человека через его произведение - большая польза для спасения души. Елена 27 апреля 2013, 00:24 Уже хочу читать!!!! на Украине интересно есть эта книга? Н.Н. 26 апреля 2013, 20:26 Роман прочитала. Понравился, но не безоговорочно. На мой взгляд, со знанием дела и доходчиво описана жизнь как богемы, так и православных людей в разных местах и обстоятельствах. Но последние где-то страниц 100 уже " домучивала " . Мне показалось, что особенно вторая часть, очень перегружена мелкими характеристиками, эпизодами и деталями, совсем необязательными для понимания сути происходящего. Опять-таки на мой взгляд, в данном случае количество повредило качеству.(Порой казалось, что автора " несёт " , ну никак не может остановиться!). Но я рада, что такой роман в принципе появился: православному воцерковлённому человеку читать его будет интересно и познавательно. Спасибо автору и пожелание дальнейших творческих успехов. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61099.html

Схиархимандрит Симеон (Нестеренко) Об отце Симеоне (Нестеренко) я не думал писать книгу: я не был близок с ним, видел его несколько раз, а говорил он со мной всего дважды – свидетельства нужно было бы собирать у людей, хорошо знавших старца. Но когда мы с краснодарским священником Алексием Касатиковым навестили отца Симеона незадолго до его кончины, я изменил свое решение… Я стоял на коленях у кровати старца. Батюшка взял меня за руку и долго не отпускал. «Кто это?» – спросил он. Стоявшая рядом схимонахиня Варвара ответила: «Это писатель». «Писатель», – несколько раз повторил отец Симеон и, как мне показалось, уснул. Я боялся пошевелиться, но вдруг он открыл глаза и произнес о моем писательстве и моей персоне несколько слов. Тут же матушка Варвара похлопала меня по плечу, давая понять, что батюшку нельзя больше утруждать: «Вот ты о нем и напишешь книгу, писатель». Проговорила это она с какой-то чрезмерной важностью, но посмотрела на меня так, словно это была шутка. Но я последние слова батюшки воспринял всерьез. Три года я выслушивал об отце Симеоне самые разные истории. В основном это были рассказы о том, как батюшка исцелял обращавшихся к нему болящих. Образовался целый цикл очень похожих один на другой рассказов. Я назвал этот цикл «Заболело, закололо, помолилася – прошло». Нет, я ни в коем случае не сомневаюсь в том, что по молитвам отца Симеона проходили хвори. Только кто будет читать книгу, в которой описаны сотни одинаковых свидетельств?! Некоторые подтвержденные врачами факты исцеления я включил в сборник. Но, чтобы не получилось так, как пошутил один острослов: «Ты уж постарайся не выставить отца Симеона конкурентом отечественной медицине», я отбирал свидетельства людей интересных судеб, где явно прослеживался Промысл Божий и молитвенная помощь отца Симеона. Когда сборник «Чудо – дело тихое» был напечатан в Издательстве Сретенского монастыря, ко мне обратились многие батюшкины чада и люди, посчитавшие, что им есть чем дополнить написанное. Пришлось возобновить работу по сбору наиболее интересных свидетельств.

http://pravoslavie.ru/108380.html

Из философов в монахи О книге воспоминаний архимандрита Иова (Гумерова) «Тихие воды последней пристани» Юрий Пущаев Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Имя архимандрита Иова (Гумерова) хорошо известно постоянным читателям сайта «Православие.ru» . Ведь именно он долго вел на сайте рубрику «Вопрос священнику», помогая многим людям духовными советами и ответами на мучающие их затруднения. Однако, думается, совсем недавно вышедшая книга отца Иова « Тихие воды последней пристани » (Издательство Сретенского монастыря, 2018) будет интересна не только православному читателю, но и более широкой аудитории. Жанр этой книги – документальная проза. В каком-то смысле ее даже можно назвать модным словом «духовный нон-фикшн». Она представляет собой откровенный рассказ от первого лица опытного духовного пастыря о своем времени и о себе, о своей жизни и достаточно необычном пути к вере еще в советское время, об открывшихся ему тогда духовных глубинах христианства и начавшейся жизни во Христе. Обо всем этом говорится с массой интересных исторических и личных подробностей. Воссоздана не просто необычная история отдельно взятого человека, пусть и очень интересная, но и то время и те разные исторические эпохи, через которые проходили он и его близкие, вся его семья: послевоенное детство, юность в 1950-е и 1960-е, жизнь в эпоху «застоя» и приход к вере, переломные годы перестройки и т.д. Причем, конечно, главное внимание уделяется не социальной или личной, психологической истории. Повествование ведется через призму обретенного духовного опыта. Вся жизнь предстает как глубоко неслучайная и пронизанная Божиим Промыслом. А это, что и говорить, очень редкий взгляд, особенно в наше духовно скудеющее время. «Планы человеческие, даже самые продуманные, изменчивы. Бог же творит всегда всем во благо» В этом смысле название книги – «Тихие воды последней пристани» – хорошо отражает ее стиль и тон. Например, интересно и поучительно отец Иов пишет в самом её начале о старости. Обычно на нее сетуют те люди, которые в эту пору вступили с пустыми руками, не накопив духовных богатств. Но оказывается, в старости, несмотря на болезни и немощь, может прийти то спокойствие, которое знакомо каждому человеку, свершившему нелегкий труд. А ведь жизнь – это тоже нелегкий труд, который Бог возлагает на каждого. И желать в старости вернуться в молодость – это уподобиться царю Сизифу из древнегреческого мифа, который уже почти вкатил на гору тяжелый камень, но тот сорвался, и надо все начинать сначала.

http://pravoslavie.ru/114876.html

В сборнике « Золотые цитаты », вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия. Достоевский Федор Михайлович От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке»! …Я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которые необходимы были для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. (Братья Карамазовы. XIV. С. 223) Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? (Записная тетрадь. XXVII. С. 56) Скажу одно: что нравственные лишения тяжелее всех мук физических. Простолюдин, идущий в каторгу, приходит в свое общество, даже, может быть, еще в более развитое. Он потерял, конечно, много – родину, семью, все, но среда его остается та же. (Записки из мертвого дома. IV. С. 55) …Жалость – драгоценность наша, и искоренять ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно… (Дневник писателя. XXII. С. 71) …Самые благороднейшие способности человеческого сердца, именно – способность прощать и отплачивать за зло великодушием. (Униженные и оскорбленные. III. С. 248) Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, – не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки. Я видел ее в такой восполненной целости, что не могу поверить, чтоб ее не могло быть у людей…

http://pravoslavie.ru/107948.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010