Троице и врачам-бессребреникам святым Косме и Дамиану. Монастырь расположен рядом с психиатрической клиникой, в которой работают 2 насельницы обители, имеющие специальное образование. Бузэуская и Вранчская архиепископия Бузэуская и Вранчская архиепископия с кафедрой в Бузэу. Историческая епархия была создана приблизительно в 1503 г. как суффраганная епископия Унгро-Влахийской митрополии. Совр. название имеет с 2003 г. (с 2009 архиепископия), включает 7 благочиний: 1-е Бузэуское, 2-е Бузэуское, Пэтырладжелское, Рымнику-Сэратское в жудеце Бузэу, 1-е Фокшанское, 2-е Фокшанское и Панчуское в жудеце Вранча. В архиепископии 520 приходов, ок. 700 церквей, служат ок. 500 священников. Архиепископы: Епифаний (Норочел; до 7 янв. 2013), Киприан (Спиридон; с 10 марта 2013). Успенский кафедральный собор в Бузэу был построен в 1649 г. господарем Матеем I на месте престола более ранней церкви, возведенной при Раду IV Великом на рубеже XV и XVI вв. Собор был переделан в сер. XVIII в., принял современный вид после значительной перестройки в 1832 г. Наиболее значительные мон-ри в жудеце Бузэу: Кырну с Архангельской ц., построенной в 1546 г. господарем Мирчей V Чобанулом; Чолану, основанный в 1568 г. боярами Дмитрием Чолану из Трансильвании, Раду и Драгомиром Сореску из Вернешти; Рэтешти, упомянутый как скит в 1634 г., с 1760 г.- жен. мон-рь; Барбу, основанный в 1662-1669 гг. капитаном Барбу Бэдяну; Берка, основанный в 1694 г. боярами Гындешти; Гэвану, основанный в 1707 г. на средства местных жителей долин Слэника и Рымника (Рымнику-Сэрат); Пояна-Мэрулуй, основанный в 1730 г. Василием, ставшим 1-м игуменом мон-ря. В жудеце Вранча можно назвать мон-ри: Дэлхэуци, основанный как скит в 1464-1469 гг.; Брази, основанный в сер. XVII в. монахами Саввой и Феофилактом на месте скита времен молдав. господаря св. Стефана III Великого (1457-1504); Котешти, основанный в 1720 г. еп. Бузэуским Стефаном II (1719-1732). Нижнедунайская архиепископия Церковь Св. Троицы мон-ря Бучумени. 1840–1844, 1884 гг.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Шестой священник – Спиридон Думитреску, выпускник семинарии в Бузэу, тоже из села Бенту, 1848 года рождения, судя по надписи креста на его могиле. Пришел священником в 1869 - 1870 годах и служил в этом храме до своей кончины 7 апреля 1904 года. Похоронен на церковном дворе, южнее, рядом с церковью справа, при входе во двор. После смерти священника Спиридона Думитреску, церковь в селе Бенту, относящаяся к приходу Тэбэрашти, находящемуся в селе Гэлбинаш, священник Г. Тэнэсеску, глава прихода, делегирован заботиться также о верующих в Бенту. Во время войны 1916 - 1918 годов, осенью 1916 года, будучи в немецкой оккупации в Мунтении, священник Г. Тэнэсеску удаляется в город Бузэу и в это время в качестве священника приезжает беженец из Брашова, Траян Пакалэ, который в сопровождении священника по возрасту, своего тестя, и служить в храме с 1 сентября 1916 года по 1 декабря 1916 года. Ситуация успокаивается, священник Г. Тэнэсеску возвращается в свой приход и заботится о деревне Бенту. Филиал церкви Бенту был возведен в ранг прихода в 1919 году, а титулярным священником был назначен священник Думитраке Рункану из коммуны Кэрбешть уезда Горж, который работал здесь с марта 1919 года по 1 сентября 1919 года. После этой даты священник Гх. Тэнэсеску снова взял церковь под свою опеку. Чтобы завершить свои пенсионные годы, священник Марин Негоица из села Тэбэраштий Векь с 1925 по 1926 год служил в приходе Бенту. В сентябре 1926 года молодой семинарист Иоан Скарлат из коммуны Сэгеата района Бузэу, не пользовавшийся особой пастырской заботой, был рукоположен в священники, так как весной 1927 года скончался и был похоронен в коммуне Сэгеата. Приход снова становится вакантным, и для церковных нужд жителей Святое Епископство Бузэу посылает священника Теодосия Попеску из епископства, который совершает поездку по приходу вместе со священником Георге Ангелом из села Тэбэрашти. В 1927 году, в мае, от имени церкви был рукоположен в священники семинарист Константин Маргаритеску, который служил в церкви до 24 августа 1939 года. Он умер от болезни почек. Похоронен на церковном дворе у Святого Алтаря, с восточной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=59491

После смерти священника К. Маргаритеску около трех месяцев о церкви заботился монах Касиан Джорджеску. В это время молодой семинарист Мустеца Георге из села Бейлич был рукоположен в священники церкви села Бенту, но не приходит в церковь, потому что, заразившись сибирской язвой, умирает. В декабре 1939 года Константин Сбурлан найден священником из коммуны Зилиштяанка, села Алисешть, района Бузэу, где он остается до 1942 года. Он переезжает в коммуну Погоанеле, и его заменяет священник Штефан Станку, который, не имея жалованья в приходе Мовила Ойи где служил, переехал в Бенту и работал здесь с 1942 по 1946 год. От боли он скончался 14 марта 1946 года и был похоронен в коммуне Сэгеата, откуда была его жена. Во время болезни верующие села и дела общины поручаются в первую очередь священнику Войнеску Николае, который заменяет священника св. Станчу с 15 ноября 1945 г. по 31 января 1946 г., а затем Вайле Эконому с 1 февраля 1946 г. по 1 июня 1946 г., направленный канцелярией Священной епархии Бузэу. 1 июня 1946 года приходским священником был назначен Андрей Ионку, родившийся 19 сентября 1919 года, рукоположен в священники в 1937 году. В 1945 - 1946 годах служил в 1-м приходе коммуны Падина, а затем 2 июня 1946 года переведен в приход Бенту. 1 февраля 1977 года от прихода был рукоположен отец Войку Думитру, тоже из Бузэу. Во времена отца Войку церковь была отремонтирована и укреплена на средства жителей села. При этом вход в церковь был сооружен снаружи. Значительный вклад в укрепление церкви внес Раду Николае, который безвозмездно предоставил большое количество бетонного железа. Работы по консолидации были прерваны смертью отца Войку. Приход был принят 17 января 2003 г. рукоположением нынешнего священника Панайта Клаудиу, который продолжает ремонт и внутреннюю роспись церкви, чтобы осенью 2005 г. состоялось освящение отреставрированного и окрашенного храма с новой резной отделкой и дубовой мебелью. Священник Панаит поселится в деревне Бенту, построив дом. Церковь в Бенту расположена посреди кладбища, и нынешний священник Панайт Клаудиу заявил, что обнаружил старые кресты из резного камня, которые в свое время частично закопали в землю. Старые кресты исписаны славянскими буквами и покрыты мхом.

http://sobory.ru/article/?object=59491

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Романо) [румын. Dionisie Romano] (29.07.1806, Сэлиште, совр. жудец Сибиу, Румыния - 18.01.1873, Бузэу, Румыния), еп. Бузэуский. В 1823 г. был пострижен в монашество в Нямецком монастыре с именем Дионисий, затем рукоположен во диакона. Д. отправился в Бухарест, где в свободное от работы в типографии Чишмяуа Маврогени время посещал курсы в коллеже св. Саввы. Там же окончил курсы по подготовке первых румын. учителей и был назначен директором в только что открывшуюся в 1832 г. в Бузэу первую национальную школу (преподавание велось на румын. языке). Д. способствовал отмене телесных наказаний, использовал передовые методы обучения. В 1840 г. основал при школе для учителей б-ку с румын. книгами, впосл. ставшую публичной. Его трудами были построены 2 школьных здания, изданы новые учебные пособия. Нек-рое время Д. был директором епархиальной типографии и учителем в школе писарей при епископии. В 1838-1843 гг. ревизор сельских школ в жудеце Бузэу. В 1839 г. Д. в сотрудничестве с преподавателем ДС Г. Мунтяну впервые в Валашском княжестве начал выпуск «Церковного вестника» (Vestitorul Bisericesc: Gazet religioas i moral). В 1843-1848 гг. был директором и преподавателем Бухарестской ДС, возведен в сан архимандрита. Участвовал в революции 1848 г. в Валахии, перевел и издал произведение христ. социалиста, франц. аббата Ф. Р. де Ламенне «Слова верующего» (Cuvintele unui credincios/Ed. A. F. Lamennais. Bucur., 1848). Подвергся кратковременному аресту, затем был сослан в Трансильванию. В 1849-1851 гг. пребывал в мон-ре Бэбени; в 1851-1853 гг. игумен в мон-ре Садова, где открыл школу для монахов и детей окрестных сел. В связи с изданием Д. в Бухаресте газ. «Eho eclesiastic» с приложением «Нравственно-религиозная библиотека» (1850-1853) его назвали «отцом румынской церковной журналистики». В приложении к газете вышло множество брошюр, в основе к-рых лежали переработанные или переведенные Д. произведения различных авторов, напр. «Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана (Geniul cretinismului: trad. dup Chateaubriand. Bucur., 1850. 3 pt.), «Исповедь» блж. Августина (Din confesiile Sf. Augustin. Bucur., 1850) и др., книги дидактически-назидательного характера и Молитвословы.

http://pravenc.ru/text/178406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ [Кэпэцынэ] (1784, Бухарест - 30.11.1846, Бузэу), еп. Бузэуский. Мирское имя Константин. В 1797 г. родители отдали сына на попечение еп. Арджешского Иосифа , к-рый, видя большие способности мальчика, направил его учиться в греч. школу при ц. Домница Бэлаша в Бухаресте. По окончании учебы пострижен в монашество с наречением имени Кесарий в честь еп. Рымникского Кесария . Архидиакон при еп. Иосифе, после его кончины (окт. 1820) эконом в мон-ре Антим (Бухарест), жил на подворье Арджешской епископии. В 1823 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий IV (Даскэл) перевел К. экономом в митрополию. 5 апр. 1825 г. избран епископом Бузэуским, епархию окормлял до своей кончины. В 1834-1840 гг. также вел отдельные дела Унгро-Влахийской митрополии. Ведущими направлениями его деятельности были просвещение народа и развитие печатного дела. В основанной им типографии в Бузэу с 1834 по 1846 г. издано свыше 50 наименований книг, большинство из которых печатались на его личные сбережения, а также на пожертвования священников епархии и мирян. Среди богослужебных изданий (ок. 20) были: Евангелие (Sfînta Evanghelie, 1834, 1837), Псалтирь (Psaltirea, 1835, 1837, 1841), Молитвослов (Molitvelnicul bogat, 1835), Последование Святых и Божественных литургий (Sfintele i dumnezeietile Liturghii, 1835, 1840), Апостол (Apostolul, 1836), Часослов (Ceaslovul mare, 1837), Акафистник (Acatistierul, 1837), Октоих (Octoihul, 1839) и др. В типографии были напечатаны учительные книги: проповеди на воскресные Евангелия на весь год, на Господские праздники и дни памяти великих святых (Cazaniile la Duminicile de peste an, la praznicile împrteti i sfini mari, 1834), Свящ. Писание, кратко изложенное... с Большим катехизисом для семинарий, переведенное с греческого языка архим. Евфросином (Потекой) (Sfânta Scriptur pe scurt... cu un mare Catehism, 1836), Кириакодромион к Евангелиям архиеп. Никифора Теотокиса (Chiriacodromionul la Evanghelii al lui Nichifor Theotochis, 1839), и др. Издавались также учебники: Румынский букварь (1834, 1839), Религиозный букварь (1835, 1837), Чтение и Арифметика в Библиотеке для юношества (1837-1838). Под редакцией К. в Бузэу в янв. 1839-1840 г. еженедельно выходил «Церковный вестник» (Vestitorul bisericesc), 1-е церковное периодическое издание в Румынии.

http://pravenc.ru/text/1684263.html

В данных, внесенных в блокнот, похожий на церковную книгу, священник Лупашку Андрееску делает следующие заявления: « Я позволил себе написать мемуары священника Лупашку И. Андрееску, родившегося и выросшего в деревне Бенту, и я позаботился собрать данные и имена основателей этих церквей, которые не знали друг друга: - священник Лупашку - свечница Елена с сыновьями: Михаилом и Еленой - Эдгар - Анжела, Влад-Ион » . Он упоминает об этом потому, что в 1967 году, когда священник писал эту тетрадь, упомянутых уже не было, они ушли из жизни. До постройки церкви в 1826 году совершались крещения, венчания, бракосочетания, отпевания и т. п., они происходили в часовне, которая функционировала в особняке во дворе дворянина Мушчеляну. Это обслуживали монахи или священники из соседних деревень.Потребность в священниках стала удовлетворяться только после основания семинарии в Бузэу. Также в записной книжке священника Лупашку (поп Лука) певец Георге Сава, которого жители деревни называли Георге Даскэлу, также сделал важных нотариусов. Он начинает так: «Заметки на память». После смерти отца Спиридона в 1904 году церковь, как филиал прихода Тэбарашти, до 1919 года обслуживал приходской священник Г. Тэнасеску. Служащие священники церкви с момента ее постройки в 1826 году и по сегодняшний день 2010 года. Ряды служащих священников церкви села Бенту установлены по записям в богослужебных книгах, по публикациям, по истории учителя Н. Трейфете, работавшего в этой церкви с 1 марта 1860 г. по 1 сентября 1919 г., как и из найденных в церковном архиве с помощью приходского священника Андрея Ионку и учителя на пенсии Георгия И. Сава. Согласно записям, найденным в богослужебных книгах, первым священником был: 1. Священник Нягу из коммуны Тугиатул-Пэмантень (сегодня село Карагелеле) от постройки церкви в 1826 г. до 1832 г. 2. В 1835 году Николае Син Сава Гонгул был священником. 3 . Священник Александру Мовилеанул. 4 . Священник Михаил. 5 . Во время пастырства священника Михаила священник Лука Георгеску, который является пятым, приехал из Бузэу с 1851 по 1894 год, когда он попросил переехать в деревню Смырдан. Неизвестно, сколько проработал священник Михаил.

http://sobory.ru/article/?object=59491

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте) В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negr u, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну ; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

( Окончание. Начало см.: Часть 1 ) Пояна Мэрулуй. Второй Афон Монастырь Пояна Мэрулуй и его окрестности Это безусловное детище святого Василия, год 1730… Однако уже свечерело, река совсем вышла из берегов, и мне через нее не переправиться никак. Рымник — река, почти окаймляющая монастырскую гору, встает передо мной, как некий рубеж перед высшими мирами, позволяющий переходить туда, только когда тебе суждено. На другой день мы снова в селе Жития, в сельском магазине на берегу реки, и ищем цыгана-извозчика, который обещал перевезти нас через речку вброд. И вот волны вздымаются до самой груди его бедных лошадок, изо всех сил старающихся удержать равновесие на скользких подводных камнях. А потом они пускаются рысцой по размытой грязи, подбрасывая нас вверх на колдобинах и оглушительно громыхая повозкой по крутой дороге, вонзающейся, казалось, в самое небо. Невероятно, какие же расстояния проходили тогда пешком монахи святого Василия! Монастыри Дэлхэуць и Пояна Мэрулуй считались чуть ли не одним целым, одной общиной с одним настоятелем, и святой сотни раз проделывал этот путь, который сегодня можно с трудом преодолеть разве что на машине, да и то за несколько часов. Он часто обходил и другие монастыри в горах, все — основанные им, воздвигнутые им, чтобы проверить исполнение в них строгих правил и наставить монахов. По меньшей мере 11 монастырей духовно окормлял и возглавлял игумен Василий в горах Вранчи и Бузэу Какое же стечение монахов было здесь в XVIII веке, вокруг знаменитой Пояны Мэрулуй! По меньшей мере 11 монастырей духовно окормлял и возглавлял игумен Василий в горах Вранчи и Бузэу, он один — случай, редко встречающийся во всей истории исихазма. Дэлхэуць, Чолану, Рэтешть, Рогоз, Бонташть, Трейстень, Гэвану, Фундэтура, Кырну, Валя Нягрэ — все эти известные ныне монастыри — его творение, их населяли только воспитанные им ученики, румынские и русские, объединившиеся в этом очаге исихазма, который был известен тогда повсюду в мире как «Второй Афон». Монастырь Пояна Мэрулуй

http://pravoslavie.ru/149911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ [румын. Irineu] (Михэлческу Иоанн; 24.04.1874, с. ВаляВией, совр. жудец Бузэу, Румыния - 5.04.1948, мон-рь Агапия), митр. Молдавский, теолог, педагог, историк, писатель и переводчик. Род. в семье священника. Окончил начальную школу в родном селе. Продолжил учебу в гимназии г. Бузэу (1887-1889) и в Бузэуской ДС (1889-1891). Учился в Центральной ДС в Бухаресте (1891-1895). Высшее образование получил на богословском факультете университета Бухареста (1895-1899), представил на последнем курсе дипломную работу «III Вселенский Собор в Эфесе 431 г.» (Sinodul al III-lea ecumenic, inut în Efes la anul 431 d. Кг. Bucur., 1899). Изучал философию и теологию в ун-тах Берлина и Лейпцига (1901-1904). 13 июня 1903 г. в Лейпцигском ун-те защитил докт. дис. по философии «Изложение и критика религиозной философии О. Сабатье» (Darlegung und Kritik der Religionsphilosophie Sabatiers. Bern, 1903). В 1894-1900 гг. преподавал греч. язык в Центральной ДС Бухареста; в 1904-1939 гг. профессор кафедры основного и догматического богословия на богословском фак-те Бухарестского ун-та (в 1904-1908 экстраординарный), в 1927-1929 и 1933-1936 гг. декан этого факультета; в 1926-1927 гг. декан богословского факультета в Кишинёве. В 1923 г. рукоположен Патриархом Румынским Мироном (Кристей) во священника к церкви Амзей г. Бухареста. Вел катехизаторскую работу с прихожанами, проповедовал, выпускал приходскую газету, для которой писал религиозно-нравственные статьи. В 1936 г. овдовел и постригся в монашество с именем И. в монастыре Синая. Возведен в сан архимандрита. 17 окт. 1936 г. И. хиротонисан во епископа Тырговиштского (викарного) Бухарестской архиепископии. С 1 нояб. 1938 по 1 нояб. 1939 г. епископ Крайовский, временно управляющий епископией Рымникской и Новосеверинской; с 13 нояб. 1939 г. местоблюститель митрополита Олтенийского. 29 нояб. 1939 г. избран митрополитом Молдавским и Сучавским, 17 дек. состоялась интронизация. 16 авг. 1947 г. удалился на покой в мон-рь Агапия.

http://pravenc.ru/text/674017.html

Библия Мику Клайна - перевод на румын. язык, осуществленный трансильванским историком, лингвистом, униатским богословом и иеромонахом мон-ря Св. Троицы. Издана в 1795 г. в г. Блаж (Трансильвания), в типографии митрополии. В предисловии сказано, что необходимость в новом издании возникла из-за неточности перевода нек-рых мест в Бухарестской Библии, а также ее недоступности широким массам. Издание включает предисловия к каждой книге и краткие комментарии; отпечатано кириллицей, хотя в др. своих изданиях иером. Мику Клайн использовал лат. алфавит. Необходимость в новом издании Б. была обусловлена открытием в 1-й пол. XIX в. ряда богословских семинарий: в Яссах (1803), Бухаресте, Бузэу (1836), Рымнику-Вылче (1837) и Сибиу (1850). В 1854-1856 гг. еп. Бузэуский Филофей (Пыршой) опубликовал Б. в 5 томах в епархиальной типографии в Бузэу. В целом это было переиздание Б. 1795 г. (согласно предисловию, «самое понятное по смыслу и лучшее по переводу») без архаизмов, к-рыми отличалось 1-е издание, и с использованием в отдельных местах текстов Бухарестской и Петербургской Библий. В 1856-1858 гг. в Сибиу митр. Трансильвании Андрей (Шагуна) предпринял новый перевод и издание Б. с иллюстрациями. В 1867 г. был издан НЗ на основе прежних переводов (НЗ, 1648; Бухарестской, Блажской, Петербургской и Бузэуской Библии), к-рые были сверены с греч. LXX (Афинское издание 1843) и со слав. переводом. Новое синодальное издание всей Б. осуществлено в 1914 г. Для него был использован текст предшествующих румын. переводов, основанных на LXX. Пересмотром переводов занимались свящ. проф. гебраист Гала Галактион, свящ. проф. Василе Раду и др. Свящ. Синод, обсудив на заседании от 12 мая 1915 г. проделанную работу, вынес суждение о нек-рых ошибках, содержащихся в переводе. В 1936 г. по инициативе Румынского Патриарха Мирона (Кристи) вышло новое издание Свящ. Писания. Книги ВЗ были переведены с MT митр. Молдовы и Сучавы Никодимом (Мунтяну), остальные - священниками Галой Галактионом и Василе Раду. Перевод с MT Гала Галактион обосновывал необходимостью иметь текст, к-рый используется протестантами для полемики с ними.

http://pravenc.ru/text/209473.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009