По преданию, место буд. Успенского собора благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на фотографиях. Успенский собор, строившийся со 2 мая, был освящен 28 нояб. 1904 г. еп. Владикавказским Гедеоном (Покровским) , архим. Никодимом (Кротковым) и др. Патриарх Иерусалимский Дамиан передал мон-рю икону Воскресения Христова, еп. Гедеон - образ прп. Серафима Саровского, братия афонских Хиландарского, Пантелеимоновского мон-рей и Андреевского скита - иконы «Сладкое целование», вмч. Пантелеимона, ап. Андрея Первозванного и др. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. 9-10 янв. 1906 г. Успенский храм и примыкавший к нему келейный корпус сгорели, сохранилось неск. икон из иконостаса. На средства имп. св. Николая II (500 р.), вел. кн. Димитрия Константиновича (100 р.) и др. пожертвования был построен и 15 авг. 1906 г. освящен новый Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Среди его святынь были копия чудотворного образа Успения из Киево-Печерской лавры и Тихвинская икона XVI в., пожалованная обители в 1908 г. тихвинским архим. Иоанникием. После проведенной в мае 1909 г. ревизии деятельность иеросхим. Герасима, «разногласия и ссоры между братией», монашеский статус к-рых оставался неопределенным, вызвали нарекания нового Владикавказского еп. Агапита (Вишневского) . Назначенный настоятелем мон-ря иеросхим. Варсонофий вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Еп. Пятигорский Арсений (Смоленец) , назначенный 24 окт. 1910 г. настоятелем В. м., ввел строгий общежительный устав, упразднил келейную трапезу, запретил собирать пожертвования за стенами мон-ря. Ежегодно из Пятигорска в мон-рь совершались 2 крестных хода: в день престольного праздника (14 авг.) и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая), называвшийся «детским», т. к. в нем участвовали учащиеся приходских школ. В нач. XX в. В. м. владел молочной фермой (30 коров), огородом, пасекой, фруктовым садом, 120 дес. казенной земли с сенокосами на Бештаугорской казенной даче, мельницей в ст-це Суворовской. В Пятигорске на Царской ул. по проекту архит. С. И. Тущина было построено подворье с ц. прп. Серафима Саровского (освящена 19 июля 1907), келейным корпусом, архиерейскими покоями и типографией. В 1908-1909 гг. на подворье пребывал на покое еп. Владикавказский Гедеон (Покровский), с 1917 г.- митр. Питирим (Окнов) . В годы первой мировой войны 25 насельников В. м. ушли на фронт в качестве братьев милосердия, в обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых. В 1910-1920 гг. во В. м. проживали ок. 50 чел. братии, с 1913 г. наместником был иером. Иоанн (Мирошников), с 1920 г.- мон. Давид.

http://pravenc.ru/text/155582.html

Естественно, власть была турецкая, и это допускало некоторое религиозное свободомыслие в монашеской среде. Достаточно было платить налоги и не выступать против власти и ислама.   Жили  на Святой Горе бедно, у самих паломников денег немного, но у приходивших на Афон, оставались в России зажиточные родственники. А духовном смысле можно было выбирать образ жизни, который тебе нравился: купить келлию, жить просто в пещере или на улице, или отправиться в большой монастырь с давними традициями. И конечно, не малую роль играло и то, что афонская земля была в полном смысле этого слова святая. Не только из-за множества святынь, но и из-за того, что по ней в разные времена жили тысячи святых, имена которых, быть может, не попали в святцы, но которые своими трудами и молитвами подняли себя на небо.   Жизнь на Афоне начала налаживаться. На Афон возвращается старец Арсений, пустынник, ставший духовной главой афонской братии. Это был истинный монах, молитвенник, перенесший много скорбей. Вокруг него стало собираться русское братство, которое дало православию несколько выдающихся подвижников: иеросхимонах Павел, иеросхимонах Иероним, игумен Макарий, о.о. Виссарион и Варсонофий, инок Парфений, ставший игуменом Гуслицкого монастыря и многих других. Русское монашество тогда находилось в критическом состоянии. Неудача с Пантелеймоновым монастырем, откуда было изгнано русское братство вместе с иеромонахом Аникитой, дикая распря между малороссами и великороссами в Ильинском скиту – все это ставило под вопрос пребывание русских на Афоне. У русских не было хоть малой обители, где бы они могли бы подвизаться сообща. Тогда появляется Андреевский скит – первая русская обитель в то время. А поток паломников и новых монахов из России не ослабевает, а только усиливается и усиливается.   Турки совершенно не вмешивались в монашескую жизнь. Афон на первый взгляд представлял эдакую монашескую вольницу наподобие запорожской сечи. Русские, когда оказывались в этой турецкой вольницы и оставались без опеки императорской России, сходили с ума от нахлынувшей свободы, хотели занять все пустующие обители, купить все святыни которые можно купить.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1641

С. 169–178. 241 В большинстве афонских монастырей используется так называемый византийский счет времени суток: отсчет часов начинается с захода солнца (в некоторый монастырях используются другие способы отсчета времени, например, в Иверском монастыре – с восхода, в Андреевском скиту – по российскому времени). 242 Игумен (греч. γομενος – правящий, руководящий) – начальствующий в монастыре, В афонских общежительных монастырях избирается пожизненно на общем собрании братии. Право быть избранным имеют все насельники не моложе 40 лет, принявшие постриг на Святой Горе и прожившие в своем монастыре или на послушаниях вне его не менее шести (в некоторых монастырях не менее 15) лет со времени пострига. Об избрании игумена ставятся в известность Священный Кинот и Константинопольская патриархия. Игумен обладает духовной властью над братией монастыря, которая обязана оказывать ему уважение и полное послушание. Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из 2–3 избираемых на год эпитропов. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор), число пожизненных членов которой составляет от 6 до 12 человек. Заседания герондии происходят не реже одного раза в неделю. Герондия выносит решение в случае разногласия игумена с эпитропами. Сосредоточение всей власти в руках игумена или игнорирование им прав комиссии или герондии «не разрешается ни под каким предлогом». Игумен, эпитропы и старцы должны являть собой пример общежительной жизни, избегать отдельных трапез, учить о нестяжании и любви, лично заботиться о больных и престарелых. См.: Об управлении монастырем; о послушаниях; о монашеском постриге; о келейной молитве; об исповеди и причащении Святых Христовых Таин; о посте; о странноприимстве/[Хризостом (Кацулиерис), архим., с братиею.] Святогорский устав церковного исследования/Пер. с греч. иеромон. Доримедонта (Сухинина); под ред. иеромон. Дионисия (Шленова) . Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 189–203. Приложение 1. 243 Схиархимандрит Макарий (Сушкин Михаил Иванович, 1821–1889), преподобный, игумен Св.-Пантелеимонова монастыря (1875–1887); см.: Дмитриевский А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена русского Св.-Пантелеимонова монастыря священно-архимандрита Макария (Сушкина), СПб., 1895; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 572–586; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). М., 2001. Схиархимандрит Макарий причислен к лику святых на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: “Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает”, и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю. Может, была она похожа на нашу, и перед преподобным Арсением вдруг так же явился из тумана этот прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой… Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально уплыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок — икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце. Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи Преподобного — его Афонское благословение — Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преподобного Арсения, написаны православными финнами. Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький диакон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец. После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на “что-нибудь горяченькое” и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью, мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утреннюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

Очень важным местом в центральной России, где переплетались духовные нити, шедшие от старца Паисия, был также Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. Там проживали в начале XIX века монах Серафим и схимонах Афанасий, тот самый, который доставил митрополиту Гавриилу Добротолюбие. Схимонах Афанасий, из сенатских секретарей, оставив мир, странствовал по Святой Афонской Горе и по Молдавии, жил в обители старца Паисия, который поручил его своему ученику Софронию, занимался переводами и списыванием отеческих книг. В 1805 году, живя уже в Свенском монастыре, он получил от старца Софрония наставление не вмешиваться в монастырские порядки и жить молча. Скончался в том же Свенском монастыре в 1811 году на руках старца схимонаха Афанасия (Захарова), которому перед смертью вручил свой замечательный сборник из творений святых отцов. Проживая в Свенском монастыре, старец Афанасий вместе со старцем Серафимом имели духовное влияние на проживавшего там некоторое время будущего настоятеля Оптиной Пустыни Тимофея Путилова Там же имел возможность узнать от старцев духовное делание настоятель монастыря, впоследствии ректор Московской Духовной Академии, Калужский епископ и Киевский митрополит, покровитель монашества и старчества знаменитый Филарет. На эти встречи и сожительства в Брянском монастыре следует обратить особое внимание. Здесь установились те связи, которые потом откликнулись в другом месте, как мы увидим дальше. В духовной связи с Брянским монастырем стоит группа пустынножителей Смоленской епархии, подвизавшихся в конце XVIII и в начале XIX века в лесных скитах Рославльского уезда. Эта своеобразная группа русских пустынников состояла в близком общении со старцем Паисием. В нее входили и непосредственные ученики старца, каковы Досифей, проживший 40 лет в Рославльских лесах, Арсений, впоследствии перешедший в Псковский Никандров монастырь, и другие подвижники, не знавшие лично старца Паисия: иеродиакон Анастасий, Афанасий, бывший последние 19 лет своей жизни духовником Свенского монастыря, Арсений из Белобережской пустыни, Моисей и Антоний Путиловы, перешедшие потом в Оптину Пустынь вместе с пустынниками Иларием и Дорофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

1848. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 8 мая 1914 г.). 1849. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172. 1850. Там же. С. 174. 1851. Обратим внимание на отсутствие упоминания о книге схимонаха Илариона»На горах Кавказа». 1852. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174. Полный текст определения 4136 см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 226- 232 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 70–73). 1853. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 22 мая 1914 г.).«Ценою покоя», т. е. ценою ухода на покой. 1854. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174–175. 1855. NiviereA. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines russes du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite Paris IVSorbonne, 1985. P. 39. 1856. Узнав в 1918 г. от своих противников о полной форме Определения, Булатович писал:«Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению». Епископ Василий (Зеленцов), впрочем, считает, что иеросхимонах Антоний (Булатович) знал полный текст Определения, но сам испросил у Саблера урезанный текст для представления своим соратникам. См.: Общая картина отношений. С. 197–198. 1857. Возвращение афонских иноков в Церковь (письмо в редакцию). — Утро России, 22.05.1914 116). То же в: Биржевые ведомости, 23.05.1914 14 165). 1858. Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято–Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт–Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244–246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 246–251 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 33. Л. 1–6).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Пришедши во Святую Гору, и не лишили меня Господь Бог и Божия Матерь моего желания, ибо такого старца сподобился застать в живых, что к нему вся Святая Гора благоговела и навсегда тамо таковых бывает немного, может быть в веки, пустынножителя иеросхимонаха Арсения, ибо он был всеобщий духовник русским и болгарам и всем духовникам духовник; которого отец Александр знал лично, который в 1840 году пришел было во Святую Гору, чтобы тамо препроводить жизнь свою, но духовник Арсений не дал ему благословения жить во Святой Горе, но велел ему идти в Россию, и тамо препровождать жизнь свою. Он со слезами тогда же вышел прежде в Молдавию, а потом в Россию, – который и теперь живет в Вашем скиту, в числе моих друзей. Вот такому-то великому старцу сподобил меня Господь Бог препоручить свою душу и тело. Он же прежде благословил мне пожить одному в пустыне, потом препоручил меня под руководство своему ученику, иноку Иоаникию на келию препровождать скитскую жизнь. Потом второго моего старца, монаха Иоаникия, и меня с ним послал в общежитие в Русский Пантелеимонов монастырь, и тамо благословил отцу Иоаникию принять священство и духовничество 51 и принять великую схиму, и наречен в схиме Иероним, который и до ныне тамо обретается в живых. Я, поживши в общежитии и принявши великий иноческий образ, 5-ть лет, потом игумен Герасим и духовник Иероним, по моему желанию, отпустил меня в пустыню послужить великому старцу, пустынножителю Тимофею, Валаамского монастыря молчальнику. Но немного я насладился этой равноангельной безмолвной жизни, только полгода; но грехов ради моих великих, извел 52 меня Господь из тихого пристанища и высунул меня на средину великого и страшного моря претерпевать всякого рода скорби и странствия. Ибо мой старец, иеросхимонах Арсений вывел меня из пустыни и даже из Русского монастыря, и навечно разлучил меня со Святой Горой Афонской, сверх всякого моего желания! Прежде послал меня в Иерусалим поклониться Гробу Господню, а потом приказал мне идти в Россию, в Сибирскую дальнюю страну, в город Томск. Я его спросил: “Что я тамо буду делать?” Он сказал: “Тамо тебе Бог дело покажет”. О! коль горестно было мне слышать его такое вышеестественное распоряжение, что, как я могу начать такой дальний путь, почти 12 тысяч верст, по морям и по суху, чрез границы и карантины, не имея при себе ни одной копейки денег, да еще и просить запретил. Но, исполняя свою иноческую обязанность, творить послушание и волю старцеву даже до смерти; прежде сходил во Иерусалим, но, возвратившись во Святую Гору, уже в живых не застал своего старца, ибо 24 марта 1846 года скончался, сам пошел на вечное блаженство, а меня оставил на земле странствовать и пить горькую чашу скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

монах Арсений (Святогорский) Содержание Приложение Духовное завещание Второе духовное завещание Использованная литература     Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви   В 2015 году, 14/27 ноября, исполнилось 130 лет со дня блаженной кончины одного из самых почитаемых русских святогорских подвижников и наставников – старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) . За время его жизни в обители в ней собралось до восьмиста человек братии, что свидетельствует о высокодуховной благодатной атмосфере, созданной трудами отца Иеронима, на котором явно почивала печать богоизбранности. Это говорит и о том, что в обитель шли ради отца Иеронима, видя святость его жизни, желая стать подобными ему в христианских добродетелях, шли, чтобы стать членами духовной монашеской семьи, возглавляемой богоподобным в любви духовником. Память о нем бережно и благоговейно передается в Афонском Пантелеимоновом монастыре от поколения к поколению. В этой небольшой книге помещен краткий очерк о жизни и трудах отца Иеронима на благо своего Отечества. На данный момент собираются материалы для общецерковного прославления старца Иеронима. Россия многим обязана ему, ибо светильник сей хотя горел на Афоне, но сиянием своим озарял и земную свою отчизну», – писал о иеросхимонахе Иерониме, старце-духовнике Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, протоиерей Андрей Ковалевский, автор первого, краткого жизнеописания старца 1 . О трудах блаженной памяти отца Иеронима на благо Отечества мы и постараемся рассказать, используя сведения из уже вышедших книг, посвященных старцу. О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме отец Иероним повествует в биографии, записанной им собственноручно в конце жизни 2 . Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 Обычная практика для келиотов, когда все службы суточного круга, за исключением, разумеется, Божественной литургии, могут быть заменены и заменяются чтением Иисусовой молитвы. – Перев. 27 То есть с мыслью о том, какого воздаяния сподобляет Господь претерпевающих за Него страдания и муки. – Ред. 28 Преподобный Арсений Каппадокийский († 1924; пам. 28 октября/10 ноября) – один из удивительнейших греческих святых, просиявших в XX веке. Преподобный был уроженцем Фарасы и там же проходил свое служение: сначала в сане диакона, затем – священника. Прославился своей праведной жизнью, любовью к пастве, ревностью о Православии, но более всего – даром чудотворений, которые Бог совершал через него в великом множестве. Преподобный Арсений крестил будущего отца Паисия, своего земляка, когда он был еще младенцем, дав ему при этом свое имя. Родители хотели назвать младенца Христосом, в честь его дедушки. Однако преподобный на это пророчески сказал: «Прекрасно ваше желание вырастить человека вместо деда, но разве я не могу оставить монаха вместо себя?». Отец Паисий очень почитал преподобного Арсения и, как можно видеть из настоящего повествования, составил его житие. – Ред. 29 На котором, по всей видимости, разговаривали в Фарасе Каппадокийской, где, как уже было сказано выше, родился Старец и откуда его семья после Великой малоазийской катастрофы была вынуждена бежать в Грецию. – Перев. 31 Так на Востоке уважительно именуют человека, совершившего паломничество в святые места («хаджи» – паломник, «эфенди» – господин). – Ред. 32 Имеется в виду иеросхимонах Тихон (Голенков; 1884–1971), родом из России, афонский подвижник и духовник, бывший некоторое время наставником отца Паисия. Умирая, отец Тихон завещал отцу Паисию свою келию, обещая ему «приходить, чтобы увидеться с ним». Подробнее о жизни отца Тихона см.: Отцы-святогорцы и святогорские истории. С. 13–39; а также: Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. – Ред. 33 Августин (Кандиотис; род. в 1907 году) – митрополит Флорины с 1967 по 1999 год. Известен как ревностный архипастырь, проповедник, автор многих духовных книг. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Раз его напугал чрезвычайно страшный сон, так что, расстроенный в духе, отшельник нарочно пошел к русскому духовнику отцу Арсению, чтоб рассказать ему про свое видение и просить от него истолкования и утешений. Покойный уже теперь отец Арсений, выслушавши отшельника, решительным тоном произнес: Брось твое рукоделье, перейди на жизнь в монастырь и прими великую схиму. Твой сон, – пророчески продолжал вдохновенный старец, – знаменует самую несчастную кончину, если только ты не предваришь ее тем, что я тебе советую для твоего блага. Удивленный отшельник с искренним убеждением сердца в справедливости старческих слов удалился в свою келлию и совсем было хотел исполнить совет отца Арсения. Конечно, он предупредил бы свой несчастный конец и навсегда бы, может быть, отклонил от себя, если бы последовал в точности словам старческим, но враг попутал несчастного. Когда отшельник явился в Хилендаре и объявил свое намерение – оставить рукоделье и посхимиться, легкомысленные из проестосов расстроили его, со всею силою ложного красноречия доказали ему важность и интерес его занятия и убедили остаться попрежнему в келлии и работать. А что грозен виделся сон – что за беда: сон – игра мечты. Несчастный увлекся корыстолюбивыми видами и по-прежнему остался в отшельнической келлии. Чрез несколько времени после того он случайно встретился с отцом Арсением на Карее. – Что, брат, принял ли ты схиму? – кротко спросил отец Арсений отшельника. – Нет отче, – отвечал тот. – Где же ты живешь? – продолжал старец. – Да там же, где и прежде, – застенчиво и в смущении сказал отшельник. Старец внимательно и строго посмотрел на отшельника и с участием произнес: – Напрасно ты не послушался меня!.. Немного прошло дней после этого свидания их, и по Святой Горе разнеслись слухи, что русский отшельник близ Хилендаря убит разбойниками в келлии. У несчастного, вероятно, выпытывали, где его деньги, и в неистовстве большой гвоздь вбили в голову его. В этом варварском злодействе подозревают более арнаутов 2 , нежели турок.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010